Возможные значения лингвистической переменной, используемой для оценки соответствия проектов целям, таковы:
1.None (Не влияет или не соответствует);
2.Low (Низкий уровень соответствия);
3.Moderate (Средний уровень соответствия);
4.Strong (Сильный уровень соответствия)
5.Extreme (Полностью соответствует)
Естественно предусмотрено максимальное удобство заполнения таблицы экспертами, минимально знакомыми даже с Excel.
Как видно из рис. 3, до экспертов цели доводятся, но их приоритеты не сообщаются, чтобы исключить даже подсознательное желание «подогнать результат». Эксперты заполняют таблицы и отправляют их в организационный комитет. На этом заканчивается этап 4. Переходим к пятому этапу.
Таблицы, присланные экспертами, обрабатываются программой, и осуществляется приоритезация проектов с учётом их соответствия целям и важности целей. Для данного примера результирующая таблица, в которой проекты уже упорядочены по приоритетам, приведена на рис. 4.
На основании таблицы приоритетов, конкурсная комиссия принимает решение. При этом, естественно, могут быть учтены дополнительные факторы.
Авторы считают, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты: предложен метод отбора проектов, существенно повышающей качество конкурсного отбора.
Литература
1. Саати Т. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети. - М.: Книжный дом «Либроком», 2011.
2. Демидович Б. П., Марон И. А. Основы вычислительной математики. 5-е изд. - СПб.: Издательство «Лань», 2006.
УДК 613.96 + 612
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ
Е.А. Багнетова, к.п.н., доцент кафедры Медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Тел.:(922) 254 0824, e-mail: [email protected]
И.В. Сорокун, к.б.н., преподаватель кафедры Медико-биологических дисциплин
и безопасности жизнедеятельности Тел.: (3462) 36 10 38, e-mail: [email protected] О.Л. Нифонтова, д.б.н., доцент кафедры Медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Тел.: (912) 901 2711, e-mail: [email protected] Сургутский педагогический университет http://www.surgpu.ru
The present article shows the results of the study of the most important areas of forming the health culture for future teachers, through the analysis of different peculiarities of teachers’ life styles. The work also contains the research of their awareness of some professional and regional risk factors and their competence in the field of training students to a healthy lifestyle.
В статье отражены результаты исследования наиболее актуальных направлений формирования культуры здоровья будущих учителей. Проведен анализ особенностей образа жизни педагогов, изучена осведомленность о профессиональных и региональных факторах риска, грамотность в вопросах воспитания здорового образа жизни учащихся.
Ключевые слова: культура здоровья, Север, здоровый образ жизни
Key words: health standard, North, healthy lifestyle
Исследуя особенности образа жизни школьников, студентов вуза и педагогов в течение многих лет, мы обратили внимание на то, что у большинства наших респондентов в ряду ценностных приоритетов здоровье занимает ведущее место. Вместе с тем, особенности образа жизни участников образовательного процесса по целому ряду критериев не соответствуют понятию «здоровый». Предложенные школьникам, студентам и педагогам опросники, выявляющие не только наличие или отсутствием вредных привычек, но и особенности питания, двигательной активности, режима дня, закаливания, пребывания на свежем воздухе, гигиенических привычек, выявили, что ведут здоровый образ жизни (ЗОЖ) всего 21,65±4,18% школьников (n=97) и 18,36±2,76% студентов (n=196) и 20,76±3,55% педагогов (n=130). При этом преобладающее количество опрошенных (92,43±1,28%) считают, что необходимо вести здоровый образ жизни, а две трети демонстрируют достаточный уровень знаний по вопросам ЗОЖ. Полученные результаты мотивировали нас обратить внимание на исследование сформированности культуры здоровья наших респондентов.
Под культурой здоровья понимают степень совершенства в овладении теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности человека [1]. Она является составляющей общей системы культуры, приобретающей ведущее значение среди глобальных проблем современности. Индивидуальное здоровье человека формируется на протяжении всей жизни в конкретных условиях динамично изменяющегося социального окружения, в том числе семейного, дошкольного, школьного, вузовского и общественного. Развитие культуры здоровья - проблема педагогическая, решение которой осуществляется через образовательно-воспитательный процесс. Специфическая черта педагогического подхода к здоровью человека состоит не только в признании его одной из главных ценностей человеческой жизни, но и в возможности воспитания соответствующего отношения к здоровью. В этой связи особую актуальность приобретает культура здоровья самого педагога, которая представляется в нескольких ракурсах: как составляющая культуры здоровья общества, обладающей социально значимой ценностью; как фактор собственного здоровья, свидетельствующий о высокой работоспособности и профессиональном долголетии; как фактор учебновоспитательного процесса, формирующий культуру здоровья учащихся [2].
Культура здоровья педагога - это не только условие эффективной работы современной школы, но и стратегическая задача всего общества, так как именно учителя в значительной степени формируют качество учебно-воспитательной среды и наряду с семьей участвуют в создании здоровых поведенческих привычек детей. Существуют различные подходы к определению структуры культуры здоровья. В нашей работе мы выделили следующие: мировоззрение, включающее позитивное отношение к здоровью; понимание ценности не только физического, но и духовного здоровья и их тесной взаимосвязи; здоровьесохраняющее поведение; адекватная самооценка собственного образа жизни; наличие знаний по вопросам здоровья и региональных особенностей ЗОЖ.
Целью нашего исследования было выявить наиболее актуальные направления формирования культуры здоровья будущих учителей, через анализ особенностей образа жизни педагогов, осведомленности о профессиональных и региональных факторах риска, грамотности в вопросах воспитания здорового образа жизни учащихся. В исследовании участвовали 130 педагогов общеобразовательных школ г. Сургута и района, которым предлагалось заполнить несколько анкет, разработанных на основе монографий, посвященных проблемам сохранения здоровья участников образовательного процесса и здоровья человека в условиях Севера [3-7]
На первом этапе исследования изучались особенности образа жизни педагогов, как наиболее информативные показатели культуры здоровья. Самооценка педагогами своего здоровья показала, что полностью им довольны 4,62±1,84%, удовлетворены - 63,07±4,23%, считают плохим -26,15±3,85% и 6,15±2,11% - затруднились определить. Не придают значения здоровому образу жизни - 6,97±2,23% учителей, остальные относятся к нему положительно, но при этом: постоянно придерживаются его принципов - 18,46±3,40%, не всегда их соблюдают - 58,46±4,32% и не ведут ЗОЖ - 19,23±3,45%. Считают, что мешает вести ЗОЖ: дефицит свободного времени -58,13±4,32%, недостаток материальных средств - 21,54±3,60%, душевная усталость -9,23±2,53%, физическая усталость - 24,62±3,77%, лень - 8,46±2,44%. Уходят на больничный во время болезни: обязательно - 4,60±1,83%, иногда - 6,97±2,23%, очень редко - 39,53±4,28%,
только в случае сильного недомогания - 18,60±3,41%, никогда - 30,23±4,02%. При этом болеют простудными заболеваниями: реже одного раза в год - 23,00±3,69%, один - два раза -56,92±4,34%, более 2-х раз - 20,00±3,51%.
Исследование особенностей образа жизни показало, что соблюдают режим дня -
11,53±2,80%, соблюдают, но не всегда - 56,15±4,35%, не соблюдают - 32,30±4,10%. Бывают на свежем воздухе ежедневно менее 30 минут - 27, 69±3,92%, менее 1 часа - 32,30±4,10%, более 2-х часов - 11,54±2,80%, не следят за этим - 28,46±3,95%. Занимаются физической культурой практически ежедневно - 7,69±2,33% (это, в основном, учителя физической культуры), 2-3 раза в неделю - 12,31±2,88%, 1 раз в неделю - 14,61±3,09%, 1 раз в месяц и реже - 40,76±4,31%, никогда
- 24,62±3,77%. Используют закаливающие процедуры - 13,85±3,02%, не закаливаются -86,15±3,02% педагогов.
Большинство педагогов не курят - 78,46±3,60%, ежедневно курят - 16,15±3,22%, несколько раз в неделю, но не каждый день - 6,15±2,10%. Употребляют алкогольные напитки: ежедневно -0%, каждую неделю - 10,00±2,63%, каждый месяц - 18,46±3,40%, редко - 61,54±4,26%, никогда
- 10,00±2,63%. Чаще всего алкогольные напитки употребляют: для снятия стресса - 6,92±2,22%, в хорошей компании - 68,46±4,07%, для поддержания настроения - 4,61±1,83%, в деловых взаимодействиях - 6,15±2,10%, по иным причинам - 13,85±3,02%. Проводят свободное время: за телевизором - 32,31±4,10%; занимаются оздоровительными видами физической культуры -
11,54±2,80%; за компьютером - 23,07±3,69%; работают дома - 36,92±4,23%; читают художественную, специальную литературу, периодические издания - 24,62±3,77% учителей.
У населения Среднего Приобья выявляют разбалансированность рационов питания по основным жизненно важным химическим элементам и витаминам. Анализ особенностей питания педагогов показал, что употребляют свежие овощи, фрукты, зелень: один раз в день -33,07±4,12%, несколько раз в день - 23,07±3,69%, несколько раз в неделю - 38,46±4,26%, редко -5,38±1,97%. Включают в рацион местные дикоросы (чернику, бруснику, клюкву): ежедневно -7,69±2,33%, несколько раз в неделю - 26,92±3,89%, редко - 65,38±4,17%. Используют в пищу молочные продукты: ежедневно - 36,92±4,23%, несколько раз в неделю - 47,69±4,38%, редко -26,92±3,89%, никогда - 2,31±1,31%. Употребляют мясо: один раз в день - 44,62±4,35%, несколько раз в день - 18,46±3,40%, несколько раз в неделю - 30,76±4,04%, редко - 4,61±1,83%, никогда
- 1,54±1,07%. Включают в рацион рыбу: ежедневно - 5,38±1,97%, несколько раз в неделю -33,07±4,12%, редко - 61,54±4,26%.
Употребляют витаминные препараты: только в весенний и зимний периоды - 30,00±4,01%, ежедневно, с учетом дефицитных для региона Среднего Приобья витаминов и минеральных веществ - 13,85±3,02%, лишь в период болезни - 16,15±2,10%, в периоды повышенных психоэмоциональных и физических нагрузок - 10,00±2,63%, редко - 14,61±3,09%, совсем не принимают -15,38±3,16%. Из дефицитных для нашего региона витаминов и минеральных веществ 72,31±3,92% учителей чаще всего называют только один или два - (в 43,75±4,35% случаев -йод).
Экстремальный характер комплексного воздействия климатических и экологических факторов Среднего Приобья делает необходимым для местного населения знание имеющихся региональных факторов риска, поэтому следующим этапом нашего исследования явилось выявление осведомленности педагогов по данным вопросам.
Проживают на Севере: до 5 лет - 9,23±2,53%, с 5 до 10 лет - 21,54±3,60%, с 10 до 20 лет -24,62±3,77%, более 20 лет - 44,61±4,35%. Реагируют своим самочувствием на перепады температуры и давления - 72,31±3,92% респондентов. Только 18,46±3,40% педагогов полагают, что знают методы профилактики метеочувствительности, но перечисляют только отдельные из них -8,46±2,44%, а 23,85±3,73% думают, что способов профилактики метеочувствительности вовсе не существует. Считают, что учитывают в своем образе жизни климатические и экологические особенности проживания - 30,76±4,04%, не учитывают - 42,31±4,33%, точно не уверены -27,69±3,92%. На вопрос: «Каким образом Вы учитываете условия проживания» даны ответы только в 7,69±2,33% случаев. Знают о том, что регион Среднего Приобья является гипокомфорт-ным всего лишь 19,23±3,45% педагогов. Ошибочно считают его комфортным - 4,62±1,83%, пре-комфортным - 5,38±1,97%, дискомфортным - 42,31±4,33%, экстремальным - 28,46±3,95%. Верно оценивают экологическую ситуацию всего лишь 15,38±3,16% учителей.
Исследования, проведенные в Среднем Приобье показали, что эффективность адаптивных процессов и устойчивость к возникновению заболеваний во многом зависят от реагирования
психоэмоциональной сферы на действие экстремальных климатогеографических и экологических факторов [7]. У обследуемых педагогов преобладают следующие эмоциональные состояния: радостное - у 5,38±1,97%, спокойное - 45,38±4,36%, сосредоточенное - у 14,62±3,09%, раздраженное - у 6,92±2,22%, подавленное - у 6,15±2,10%, тревожное - 6,15±2,10%, напряженное -у 15,38±3,16%. Чувствуют большую часть дня себя бодро - 55,38±4,35% учителей.
Игнорирование в образе жизни ряда естественно-природных и антропогенных факторов может рассматриваться как фактор риска для здоровья. Культура здоровья имеет региональную специфику, обусловленную не только климатическими особенностями, но и своеобразием экологических рисков. Знают о том, что качество атмосферного воздуха не соответствует санитарногигиеническим нормам по нескольким показателям - 56,92±4,34% опрошенных. Точны в оценке санитарно-гигиенических характеристик питьевой воды - 44,62±4,35% педагогов. Грамотно оценивают эколого-водную обстановку в регионе - 88,46±2,80%. Верно характеризуют подземные воды региона, как мягкие всего лишь - 37,69±4,25% респондентов (19,23±3,45% считают их умеренно жесткими, 43,07±4,34% - жесткими, что не соответствует действительности). Осведомлены о низком содержании в воде солей кальция - 67,69±4,10%, магния - 25,38±3,81%. Знают о том, что подземные воды нашего округа, составляющие основную часть хозяйственно-питьевого водоснабжения, содержат большое количество железа - 63,08±4,23%, марганца - 13,08±2,95%. Согласны с тем, что водопроводную воду, используемую для пищевых целей, необходимо дополнительно очищать - 93,85±2,10%, но делают это - 44,62±4,35% педагогов. Большую проблему в регионе представляют эндопаразиты, поэтому необходимо знать как механизмы заражения и симптомы заболеваний, так и способы их профилактики. Осведомлены о распространении в Среднем Приобье описторхоза - 98,46±1,07%, аскаридоза - 55,38±4,35%, дифиллоботриоза -25,38±3,81% педагогов. Верно выбирают породы рыб, полностью свободных от личинок опи-сторха - 48,46±4,38%. В отношении дифиллоботриоза правильно делают аналогичный выбор всего лишь 13,08±2,95% педагогов.
Следующий этап исследования был посвящен анализу отношения учителей к вопросам сохранения здоровья участников образовательного процесса. Считают, что образовательные учреждения должны создавать условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья школьников - 76,15±3,73% учителей. Знают о том, что среди причин, обуславливающих ухудшение здоровья учащихся, солидный вклад вносят факторы внутришкольной среды -33,07±4,12% педагогов. Считают, что процесс обучения в современной школе хорошо влияет на здоровье учащихся - 21,55±3,60%, почти не влияет - 27,69±3,92%, плохо влияет - 31,54±4,07%, не могут точно определить - 19,23±3,45% учителей. Согласны с тем, что все используемые на уроке методы обучения, педагогические приемы могут быть оценены с точки зрения их влияния на здоровье учащихся - 69,23±4,04% респондентов. Потребность в дополнительном образовании по вопросам сохранения собственного здоровья в условиях профессиональной деятельности имеют 42,31±4,33% учителей, в области здоровьесберегающих технологий обучения -
78,46±3,60%.
Оценивают здоровье большинства своих учеников как хорошее - 13,84±%, как
удовлетворительное - 78,46±3,60%, как плохое - 7,69±2,33% педагогов. Считают, что наиболее отрицательно на здоровье учащихся в процессе обучения влияет: большая учебная нагрузка -16,92±3,28%, эмоциональное состояние учителя - 15,38±3,16%, повышенная загруженность учителя - 16,92±3,28%, изначально невысокий уровень здоровья детей - 23,85±3,73%, нерациональное питание и недостаток двигательной активности учащихся - 26,92±3,89%. Знают, что за счет «малых форм физической активности» (вводной гимнастики до начала уроков, физкультминуток во время урока или на перемене) реализуется около 40% суточной нормы двигательной активности - 36,92±4,23% педагогов. При этом регулярно проводят
физкультминутки - 15,38±3,16% учителей.
Считают, что понятие «школьного стресса» относится не только к ученикам, но и к учителям - 83,85±3,22%. Согласны с тем, что авторитарный стиль взаимоотношений с детьми, при котором ученик психологически зависит от учителя, способствует формированию предрасположенности к зависимостям различного рода - 53,84±4,37% педагогов. Не отрицают то, что педагогу нужен хороший уровень психологической подготовки - 75,86±3,75%. Вместе с тем, более 300 часов психологических тренингов не прошел ни один педагог, от 100 до 300 часов имеют всего лишь 9,23±2,53% учителей, менее 100-50 часов - 90,77±2,53%.
Считают, что используют здоровьесохраняющие приемы и методы в работе - 15,38±3,16% учителей. После занятий в школе чувствуют усталость: часто - 60,77±4,28%, редко -35,38±4,19%, никогда - 3,85±1,68%. К концу учебной недели устают - 53,85±4,37% учителей. Причиной усталости называют: недостаток сна - 22,31±3,65%, состояние здоровья -
16,15±3,22%, сложную психологическую атмосферу в коллективе - 14,61±3,09%, недостаток двигательной активности в течение дня - 17,69±3,34%, большой объем отчетности -32,30±4,10%, сложность системы обучения - 2,31±1,31%, неудовлетворительную оплату труда -8,46±2,44%. Анализ осведомленности педагогов о профессиональных факторах риска, влияющих на здоровье, показал, что большинство знают только два из них: профессиональное выгорание и повышенные психоэмоциональные нагрузки. Только 15,38±3,16% учителей называют способы профилактики дисфонии, 16,92±3,28% используют различные приемы, предотвращающие нервно-психическое переутомление.
Авторы считают, что новыми в данной работе являются следующие положения:
- при исследовании культуры здоровья педагогов, необходим комплексный подход, учитывающий не только вопросы здоровьесбережения учащихся, но и знание профессиональных и региональных факторов риска и степени учета их в собственном образе жизни;
- при формировании культуры здоровья будущих учителей необходимо исследовать проблемные области деятельности уже работающих педагогов с целью выявления наиболее актуальных и результативных направлений обучения студентов педагогических вузов.
Впервые проведенное исследование профессиональных и региональных аспектов культуры здоровья педагогов, работающих в Среднем Приобье выявило недостаточную сформированность здоровых привычек в образе жизни учителей, что в значительной степени объясняется дефицитом соответствующих знаний. Север предъявляет организму человека повышенные требования. Существует комплекс климатоэкологических воздействий, которые просто необходимо учитывать в особенностях питания, режиме дня, двигательной активности, отдыха, т.е. практически во всех сферах жизни. Без этих знаний педагогу сложно сохранить не только собственное здоровье, но и невозможно полноценно формировать культуру здоровья учащихся. Выявленные пробелы в знаниях о профессиональных факторах риска, влияющих на здоровье педагогов, и в вопросах сохранения здоровья учащихся также требуют соответствующей корректировки образовательных программ высших учебных заведений. Культура здоровья учителя имеет огромное значение для всего общества, так как она самым непосредственным образом проецируется на жизнь подрастающего поколения.
Литература
1. Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Культура здоровья студентов. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2003. - 224 с.
2. Батракова С. Н. Проблема самосознания учителя как «человека культуры» // Мир психологии, 2002. № 4. С. 148-159.
3. Вишневский В. А. Теория и технология построения внутришкольной системы оздоровления в специфических условиях природной и социальной среды / В. А. Вишневский. - Сургут: СурГУ, 2005. - 224 с.
4. Кучма В. Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников / В.Р. Кучма, Г.Н. Сердюков-ская, А.К. Демин. - М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2000. - 152 с.
5. Зуевский В. П. Окружающая среда и здоровье населения Ханты-Мансийского автономного округа / В.П. Зуевский, В.А. Карпин, В.Н. Катюхин, С.В. Соколов, А.Г. Гиновкер. - Сургут: Сур ГУ, 2001. - 71 с.
6. Хаснулин В. И. Введение в полярную медицину. - Новосибирск: СО РАМН, 1998. - 337 с.
УДК ll:68l.5.Gl:685.5l2.2.Gll.56
ДВИЖЕНИЕ НАВСТРЕЧУ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ
Е. Ю. Русяева, к. филос. н., старший научный сотрудник Тел.: (495) 334 9239, e-mail: [email protected], [email protected]
ИПУ РАН http://www.ipu.ru