Научная статья на тему 'Технологии инструментальных исследований экологического состояния окружающей среды на участках особо охраняемых природных территорий'

Технологии инструментальных исследований экологического состояния окружающей среды на участках особо охраняемых природных территорий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии инструментальных исследований экологического состояния окружающей среды на участках особо охраняемых природных территорий»

раза жизни, но студенты питаются не сбалансировано. Поэтому были разработаны часы общения, проведены круглые столы по проблемам организации питания студентов.

Следующим шагом нашего исследования явилось изучение влияния телефонов и компьютеров на общее состояние студентов. Большинство студентов пользуются тепе оном и компьютером больше трех часов в сутки, 18 студентов из 109 сказали, что не могут жить без Интернета.

Переутомление наступает приблизительно через два с половиной часа работы за компьютером или телефоном. Отсюда мы можем сделать вывод, что переутомление студентов, раздражительность — результат воздействия телефонов и компьютеров. В результате обсуждения полученных результатов по данному исследованию было принято решение спланировать серию консультаций врача-терапевта о влиянии электронных средств на состояние здоровья и педа-гога-психолога о психологической зависимости от них.

Мы исследовали и проблему курения: 56 человек отрицательно относятся к курящим, 49 человек говорят, что им все равно. Отрадно, что 96 студентов из 109 не курят, но проблема в колледже существует.

Итак, изучив влияние факторов внутренней среды на состояние здоровья студентов кол-

леджа, мы пришли к выводу, что они положительно влияют или не вредят здоровью студентов. В колледже созданы все условия для поддержания здорового образа жизни, однако сами студенты ухудшают состояние своего здоровья: много пользуются телефоном, неправильно питаются, не занимаются в спортивных секциях, курят. В анкетах они сами указывают, что не считают себя абсолютно здоровыми.

По результатам бесед, наблюдения за студентами, проведенного анкетирования мы сделали вывод о том, что интерес студентов к выявлению факторов, негативно влияющих на состояние здоровья, повысился. Так, студенты инициировали исследование таких факторов, как влияние компьютеров на состояние зрения и температурного режима на уровень работоспособности.

Повышение мотивации к здоровому образу жизни наблюдается через активное участие студентов в исследованиях, в проведении мероприятий, направленных на формирование основ здорового образа жизни и воспитание экологической культуры. Таким образом, деятельность студентов при реализации проекта способствовала формированию у них исследовательских навыков, умению прогнозировать результаты, повысила интерес и мотивацию к здоровому образу жизни и оказала влияние на повышение уровня экологической культуры.

ТЕХНОЛОГИИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА УЧАСТКАХ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Е К. Орликова, кандидат педагогических наук, методист учебного центра НПО ЗАО «Крисмас+», Санкт-Петербург А. Г. Муравьев, кандидат химических наук, директор производственно-лабораторного комплекса, руководитель учебного центра НПО ЗАО «Крисмас+»

В современном мире под воздействием человека природная среда год от года изменяется все быстрее. При этом большая доля биологических видов и экосистем не успевает к этим изменениям в должной мере приспособиться и оказывается под угрозой исчезновения. В связи с этим мероприятия по выделению и охране особо ценных, с точки зрения их уникальности, природных территорий не теряют своей актуальности.

Создание и развитие особо охраняемых природный территорий (ООПТ) в России — это од-

Е. К. Орликова А. Г. Муравьев

на из важнейших задач сохранения ее природного богатства. На территории только Ленинградской области существуют 44 ООПТ, две из которых — Нижне-Свирский заповедник и заказник «Мшинское болото» — имеют общероссийское значение. Основной целью их создания является сохранение и изучение болотных природных комплексов, образованных системой озер, рек и иных водотоков с окрестными лесами, что в свою очередь должно способствовать сохранению и воспроизводству естественной (природной) флоры и фауны в условиях интенсивного хозяйственного и рекреационного использования территории Ленинградской области [1].

Значительную роль ООПТ играют в организации непрерывного экологического образования. Они поддерживают сохранение эталонов дикой или минимально нарушенной природы как научных объектов, исследование которых позволяет лучше понимать и прогнозировать развитие биосферы, ее реакции на различные виды воздействия со стороны человека.

Также значительный вклад ООПТ вносят в обеспечение благоприятной среды обитания человека, поддержание конкретных видов необходимых ему природных ресурсов (чистой воды, воздуха, почвы, качественных и безопасных продуктов питания).

Нельзя оставить без внимания просветительскую и воспитательную деятельность, организованную на заповедных участках силами работников ООПТ, педагогов-экологов, волонтеров общественных организаций и направленную на формирование у людей, особенно у младших поколений, бережного и уважительного отношения к природе и вообще к жизни во всех ее проявлениях.

В настоящее время эколого-просветитель-ские структуры ООПТ тесно сотрудничают со своими региональными образовательными учреждениями. В условиях такого сетевого взаимодействия работа с обучающимися направлена на привлечение ребят к природоохранной деятельности, расширение их экологического кругозора, развитие соответствующих знаний, умений, навыков, содействие профессиональной ориентации. При этом основными формами эколого-воспитательной работы на участках ООПТ являются:

• организация и проведение школьных лагерей и экспедиций;

• организация и работа школьных лесничеств;

• создание и организация работы детских экологических и юннатских кружков;

• содействие проведению полевых практик и научно-исследовательских экспедиций на территории ООПТ;

• проведение экскурсий на заповедной территории;

• проведение тематических занятий с обучающимися;

• организация конкурсов, олимпиад, викторин, конференций;

• привлечение обучающихся к участию в экологических праздниках и акциях.

Одной из наиболее эффективных форм организации экологического практикума на участках ООПТ является проектная исследовательская деятельность учащихся. В этом случае исследования базируются, как правило, на анализе одной или двух групп основных показателей качества окружающей среды из нижеследующих.

1. Критерии экологического состояния водоемов.

2. Показатели качества воды (санитарно-гигиенические и др.).

3. Показатели состояния почв (естественное состояние, антропогенные загрязнения, нарушения почв).

4. Состояние воздушной среды (наличие вредных веществ).

5. Климатологическое благополучие.

6. Показатели санитарно-пищевого благополучия (безопасность и качество пищевого сырья).

7. Уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду (комплексные исследования).

Типологические характеристики ученических проектов, посвященных проблемам экологического состояния окружающей среды:

• по преобладающей деятельности: исследовательские, практико-ориентированные;

• по содержанию: межпредметные (экология, биология, химия, ОБЖ, география, технология и т.д.);

• по количеству участников: групповые и индивидуальные;

• по длительности: краткосрочные, средней продолжительности (если реализуются во время экспедиций);

• по представлению результатов: презентация развернутого доклада.

Основные целевые характеристики эколо-го-исследовательских работ на участках ООПТ ориентированы по двум важнейшим направлениям. С одной стороны, это достижение неко-

торых учебно-научных результатов в областях исследований динамики экологических процессов и состояний, а с другой — достижение социально значимых результатов, таких как развитие экологического сознания учащихся и экологическое просвещение населения.

Проектное исследование строится по типу научного, и его результаты зависят от выделенной проблемы, поставленных целей и задач, выбранных методов исследования и релевантного им оборудования.

Для успешной организации проектного экологического исследования на участках ООПТ применяемое оборудование должно соответствовать следующим основным требованиям:

• быть компактным и мобильным;

• быть операционально не сложным;

• позволять быстро и точно проводить комплексное исследование проб материалов.

ЗАО «Крисмас+» разрабатывает и производит широкий спектр комплектных изделий, которые отвечают всем этим требованиям и позволяют проводить исследования не только в классно-лабораторных, но и полевых экспедиционных условиях.

Не всегда в зоне доступа образовательной организации оказывается участок с ярко выраженными экологическими нарушениями. В этом случае при использовании оборудования производства НПО ЗАО «Крисмас+» любая ближайшая к образовательной организации ОПТ может стать отличным плацдармом для учебно-исследовательской работы по оценке экологического состояния окружающей среды.

Одним из достоинств оборудования от «Крисмас+» является унификация его комплектных модулей, а также методики их применения к решению разноуровневых учебно-исследовательских задач. Такой подход позволяет использовать данное оборудование в условиях любой педагогической технологии, требующей практической опытно-исследовательской деятельности учащихся.

Прогрессивными направлениями исследований экологического состояния окружающей среды, поддерживаемыми изделиями «Крис-мас+», являются:

— оценка экологических показателей окружающей среды (вода, воздух, почва) [2];

— оценка факторов БЖ (АХОВ и РБ) [3];

— оценка показателей качества продуктов питания и состояния пищевых объектов [4];

— оценка показателей эффективности функционирования очистного оборудования;

— оценка специфических показателей функционирования инженерных систем и др.

— оценка состояния водоемов, сообществ и т.п.

Это дает возможность вовлекать в учебную эколого-ориентированную проектную исследовательскую деятельность большего количества обучающихся и организовывать комплексные исследования природных объектов.

Зачастую при организации групповых эколо-го-ориентированных исследовательских проектов на участках ООПТ в состав группы входят учащиеся разного уровня подготовки, обеспечить их продуктивную работу в составе группы, нивелировать разность в уровне базовой предметной подготовки помогают учебно-методиче-ские пособия с картами-инструкциями по выполнению работ с применением оборудования ЗАО «Крисмас+» [5].

Изучение этой литературы также помогает определиться с выбором необходимого оборудования на этапе планирования исследовательского проекта.

Учебный центр НПО ЗАО «Крисмас+» на протяжении нескольких лет выступает в качестве социального партнера различных образовательных организаций, например Кузбасского регионального института развития профессионального образования. Специалисты центра принимают активное участие в межрегиональных образовательных мероприятиях, направленных на решение актуальных задач развития экологического образования. Помимо этого, учебный центр ЗАО «Крисмас+» проводит конкурс исследовательских проектов учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды». Значительная часть присланных на конкурс работ выполнена на участках ООПТ. Проанализировав итоги этого конкурса, мы пришли к интересным выводам, касающимся не только самих работ, но и деятельности педагогов, которые эти работы курируют и помогают осуществлять.

1. Использование педагогами в своей профессиональной деятельности современного мобильного полевого лабораторного оборудования от ЗАО «Крисмас+» расширяет спектр тем, предлагаемых учащимся для осуществления исследовательских проектов. Это в свою очередь приводит к расширению границ индивидуального педагогического опыта, позволяет педагогу реализовать свою потребность в самореализации и самоактуализации.

2. Тьюторское сопровождение ученической проектной деятельности для тех педагогов, ко-

торые не занимались этим ранее, позволило им освоить новую для себя педагогическую позицию, повысив тем самым свою квалификацию и расширив горизонты своей профессиональной деятельности;

3. Взаимодействие педагога и учащихся при непосредственном осуществлении лабораторных исследований в полевых условиях дает эффект сотрудничества в освоении нового для них оборудования, помогает педагогу находиться сразу на двух позициях (обучающего и самообучающегося), способствует удовлетворению его потребности в профессиональном саморазвитии.

В заключение надо сказать о том, что НПО ЗАО «Крисмас+» имеет богатый опыт сотрудничества в поддержке и организации исследовательских проектов учащихся и считает это направление своей деятельности важным для со-

хранения и развития уже сложившейся традиции проведения учебно-исследовательской работы на участках ООПТ.

1. Федеральный закон от 14.03.1995 №33-Ф3 (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях». Раздел II, ст. 7.

2. Руководство по анализу воды. Питьевая и природная вода, почвенные вытяжки / под ред. к. х. н. А. Г. Муравьева. — Изд. 2-е, перераб. — СПб.: «Крис-мас+», 2012. — 264 с.

3. Муравьев А. Г. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса/А. Г. Муравьев. — СПб. : КРИСМАС+, 2000. — 18 с.

4. Руководство по санитарно-пищевому анализу с применением тестовых средств / под ред. к. х. н. А. Г. Муравьева. - СПб.: «Крисмас+», 2016. — 144 с.

5. Муравьев А. Г., Пугал Н. А., Лаврова В. Н. Экологический практикум / под ред. к. х. н. А. Г. Муравьева. — 4-е изд., испр. — СПб.: Крисмас+, 2014. —176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.