раза жизни, но студенты питаются не сбалансировано. Поэтому были разработаны часы общения, проведены круглые столы по проблемам организации питания студентов.
Следующим шагом нашего исследования явилось изучение влияния телефонов и компьютеров на общее состояние студентов. Большинство студентов пользуются тепе оном и компьютером больше трех часов в сутки, 18 студентов из 109 сказали, что не могут жить без Интернета.
Переутомление наступает приблизительно через два с половиной часа работы за компьютером или телефоном. Отсюда мы можем сделать вывод, что переутомление студентов, раздражительность — результат воздействия телефонов и компьютеров. В результате обсуждения полученных результатов по данному исследованию было принято решение спланировать серию консультаций врача-терапевта о влиянии электронных средств на состояние здоровья и педа-гога-психолога о психологической зависимости от них.
Мы исследовали и проблему курения: 56 человек отрицательно относятся к курящим, 49 человек говорят, что им все равно. Отрадно, что 96 студентов из 109 не курят, но проблема в колледже существует.
Итак, изучив влияние факторов внутренней среды на состояние здоровья студентов кол-
леджа, мы пришли к выводу, что они положительно влияют или не вредят здоровью студентов. В колледже созданы все условия для поддержания здорового образа жизни, однако сами студенты ухудшают состояние своего здоровья: много пользуются телефоном, неправильно питаются, не занимаются в спортивных секциях, курят. В анкетах они сами указывают, что не считают себя абсолютно здоровыми.
По результатам бесед, наблюдения за студентами, проведенного анкетирования мы сделали вывод о том, что интерес студентов к выявлению факторов, негативно влияющих на состояние здоровья, повысился. Так, студенты инициировали исследование таких факторов, как влияние компьютеров на состояние зрения и температурного режима на уровень работоспособности.
Повышение мотивации к здоровому образу жизни наблюдается через активное участие студентов в исследованиях, в проведении мероприятий, направленных на формирование основ здорового образа жизни и воспитание экологической культуры. Таким образом, деятельность студентов при реализации проекта способствовала формированию у них исследовательских навыков, умению прогнозировать результаты, повысила интерес и мотивацию к здоровому образу жизни и оказала влияние на повышение уровня экологической культуры.
ТЕХНОЛОГИИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА УЧАСТКАХ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Е К. Орликова, кандидат педагогических наук, методист учебного центра НПО ЗАО «Крисмас+», Санкт-Петербург А. Г. Муравьев, кандидат химических наук, директор производственно-лабораторного комплекса, руководитель учебного центра НПО ЗАО «Крисмас+»
В современном мире под воздействием человека природная среда год от года изменяется все быстрее. При этом большая доля биологических видов и экосистем не успевает к этим изменениям в должной мере приспособиться и оказывается под угрозой исчезновения. В связи с этим мероприятия по выделению и охране особо ценных, с точки зрения их уникальности, природных территорий не теряют своей актуальности.
Создание и развитие особо охраняемых природный территорий (ООПТ) в России — это од-
Е. К. Орликова А. Г. Муравьев
на из важнейших задач сохранения ее природного богатства. На территории только Ленинградской области существуют 44 ООПТ, две из которых — Нижне-Свирский заповедник и заказник «Мшинское болото» — имеют общероссийское значение. Основной целью их создания является сохранение и изучение болотных природных комплексов, образованных системой озер, рек и иных водотоков с окрестными лесами, что в свою очередь должно способствовать сохранению и воспроизводству естественной (природной) флоры и фауны в условиях интенсивного хозяйственного и рекреационного использования территории Ленинградской области [1].
Значительную роль ООПТ играют в организации непрерывного экологического образования. Они поддерживают сохранение эталонов дикой или минимально нарушенной природы как научных объектов, исследование которых позволяет лучше понимать и прогнозировать развитие биосферы, ее реакции на различные виды воздействия со стороны человека.
Также значительный вклад ООПТ вносят в обеспечение благоприятной среды обитания человека, поддержание конкретных видов необходимых ему природных ресурсов (чистой воды, воздуха, почвы, качественных и безопасных продуктов питания).
Нельзя оставить без внимания просветительскую и воспитательную деятельность, организованную на заповедных участках силами работников ООПТ, педагогов-экологов, волонтеров общественных организаций и направленную на формирование у людей, особенно у младших поколений, бережного и уважительного отношения к природе и вообще к жизни во всех ее проявлениях.
В настоящее время эколого-просветитель-ские структуры ООПТ тесно сотрудничают со своими региональными образовательными учреждениями. В условиях такого сетевого взаимодействия работа с обучающимися направлена на привлечение ребят к природоохранной деятельности, расширение их экологического кругозора, развитие соответствующих знаний, умений, навыков, содействие профессиональной ориентации. При этом основными формами эколого-воспитательной работы на участках ООПТ являются:
• организация и проведение школьных лагерей и экспедиций;
• организация и работа школьных лесничеств;
• создание и организация работы детских экологических и юннатских кружков;
• содействие проведению полевых практик и научно-исследовательских экспедиций на территории ООПТ;
• проведение экскурсий на заповедной территории;
• проведение тематических занятий с обучающимися;
• организация конкурсов, олимпиад, викторин, конференций;
• привлечение обучающихся к участию в экологических праздниках и акциях.
Одной из наиболее эффективных форм организации экологического практикума на участках ООПТ является проектная исследовательская деятельность учащихся. В этом случае исследования базируются, как правило, на анализе одной или двух групп основных показателей качества окружающей среды из нижеследующих.
1. Критерии экологического состояния водоемов.
2. Показатели качества воды (санитарно-гигиенические и др.).
3. Показатели состояния почв (естественное состояние, антропогенные загрязнения, нарушения почв).
4. Состояние воздушной среды (наличие вредных веществ).
5. Климатологическое благополучие.
6. Показатели санитарно-пищевого благополучия (безопасность и качество пищевого сырья).
7. Уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду (комплексные исследования).
Типологические характеристики ученических проектов, посвященных проблемам экологического состояния окружающей среды:
• по преобладающей деятельности: исследовательские, практико-ориентированные;
• по содержанию: межпредметные (экология, биология, химия, ОБЖ, география, технология и т.д.);
• по количеству участников: групповые и индивидуальные;
• по длительности: краткосрочные, средней продолжительности (если реализуются во время экспедиций);
• по представлению результатов: презентация развернутого доклада.
Основные целевые характеристики эколо-го-исследовательских работ на участках ООПТ ориентированы по двум важнейшим направлениям. С одной стороны, это достижение неко-
торых учебно-научных результатов в областях исследований динамики экологических процессов и состояний, а с другой — достижение социально значимых результатов, таких как развитие экологического сознания учащихся и экологическое просвещение населения.
Проектное исследование строится по типу научного, и его результаты зависят от выделенной проблемы, поставленных целей и задач, выбранных методов исследования и релевантного им оборудования.
Для успешной организации проектного экологического исследования на участках ООПТ применяемое оборудование должно соответствовать следующим основным требованиям:
• быть компактным и мобильным;
• быть операционально не сложным;
• позволять быстро и точно проводить комплексное исследование проб материалов.
ЗАО «Крисмас+» разрабатывает и производит широкий спектр комплектных изделий, которые отвечают всем этим требованиям и позволяют проводить исследования не только в классно-лабораторных, но и полевых экспедиционных условиях.
Не всегда в зоне доступа образовательной организации оказывается участок с ярко выраженными экологическими нарушениями. В этом случае при использовании оборудования производства НПО ЗАО «Крисмас+» любая ближайшая к образовательной организации ОПТ может стать отличным плацдармом для учебно-исследовательской работы по оценке экологического состояния окружающей среды.
Одним из достоинств оборудования от «Крисмас+» является унификация его комплектных модулей, а также методики их применения к решению разноуровневых учебно-исследовательских задач. Такой подход позволяет использовать данное оборудование в условиях любой педагогической технологии, требующей практической опытно-исследовательской деятельности учащихся.
Прогрессивными направлениями исследований экологического состояния окружающей среды, поддерживаемыми изделиями «Крис-мас+», являются:
— оценка экологических показателей окружающей среды (вода, воздух, почва) [2];
— оценка факторов БЖ (АХОВ и РБ) [3];
— оценка показателей качества продуктов питания и состояния пищевых объектов [4];
— оценка показателей эффективности функционирования очистного оборудования;
— оценка специфических показателей функционирования инженерных систем и др.
— оценка состояния водоемов, сообществ и т.п.
Это дает возможность вовлекать в учебную эколого-ориентированную проектную исследовательскую деятельность большего количества обучающихся и организовывать комплексные исследования природных объектов.
Зачастую при организации групповых эколо-го-ориентированных исследовательских проектов на участках ООПТ в состав группы входят учащиеся разного уровня подготовки, обеспечить их продуктивную работу в составе группы, нивелировать разность в уровне базовой предметной подготовки помогают учебно-методиче-ские пособия с картами-инструкциями по выполнению работ с применением оборудования ЗАО «Крисмас+» [5].
Изучение этой литературы также помогает определиться с выбором необходимого оборудования на этапе планирования исследовательского проекта.
Учебный центр НПО ЗАО «Крисмас+» на протяжении нескольких лет выступает в качестве социального партнера различных образовательных организаций, например Кузбасского регионального института развития профессионального образования. Специалисты центра принимают активное участие в межрегиональных образовательных мероприятиях, направленных на решение актуальных задач развития экологического образования. Помимо этого, учебный центр ЗАО «Крисмас+» проводит конкурс исследовательских проектов учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды». Значительная часть присланных на конкурс работ выполнена на участках ООПТ. Проанализировав итоги этого конкурса, мы пришли к интересным выводам, касающимся не только самих работ, но и деятельности педагогов, которые эти работы курируют и помогают осуществлять.
1. Использование педагогами в своей профессиональной деятельности современного мобильного полевого лабораторного оборудования от ЗАО «Крисмас+» расширяет спектр тем, предлагаемых учащимся для осуществления исследовательских проектов. Это в свою очередь приводит к расширению границ индивидуального педагогического опыта, позволяет педагогу реализовать свою потребность в самореализации и самоактуализации.
2. Тьюторское сопровождение ученической проектной деятельности для тех педагогов, ко-
торые не занимались этим ранее, позволило им освоить новую для себя педагогическую позицию, повысив тем самым свою квалификацию и расширив горизонты своей профессиональной деятельности;
3. Взаимодействие педагога и учащихся при непосредственном осуществлении лабораторных исследований в полевых условиях дает эффект сотрудничества в освоении нового для них оборудования, помогает педагогу находиться сразу на двух позициях (обучающего и самообучающегося), способствует удовлетворению его потребности в профессиональном саморазвитии.
В заключение надо сказать о том, что НПО ЗАО «Крисмас+» имеет богатый опыт сотрудничества в поддержке и организации исследовательских проектов учащихся и считает это направление своей деятельности важным для со-
хранения и развития уже сложившейся традиции проведения учебно-исследовательской работы на участках ООПТ.
1. Федеральный закон от 14.03.1995 №33-Ф3 (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях». Раздел II, ст. 7.
2. Руководство по анализу воды. Питьевая и природная вода, почвенные вытяжки / под ред. к. х. н. А. Г. Муравьева. — Изд. 2-е, перераб. — СПб.: «Крис-мас+», 2012. — 264 с.
3. Муравьев А. Г. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса/А. Г. Муравьев. — СПб. : КРИСМАС+, 2000. — 18 с.
4. Руководство по санитарно-пищевому анализу с применением тестовых средств / под ред. к. х. н. А. Г. Муравьева. - СПб.: «Крисмас+», 2016. — 144 с.
5. Муравьев А. Г., Пугал Н. А., Лаврова В. Н. Экологический практикум / под ред. к. х. н. А. Г. Муравьева. — 4-е изд., испр. — СПб.: Крисмас+, 2014. —176 с.