Научная статья на тему 'Формирование экологических знаний у учащихся на уроках химии через проектную деятельность'

Формирование экологических знаний у учащихся на уроках химии через проектную деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DESIGNING / PROJECT ACTIVITY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CHEMISTRY LESSON / EXPERIMENTAL RESEARCH / ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE / ENVIRONMENTAL WORLDVIEW / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УРОК ХИМИИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дружинина И. В., Якимович Е. П.

В данной статье рассматривается проблема организации проектной деятельности на уроках химии, направленной на формирование экологических знаний у учащихся. Химия в школе оторвана от жизни исчезла связь между веществами в лаборатории и веществами в повседневной жизни. Именно проектное обучение позволяет ученикам применять теоретические знания для решения задач поставленных реальными условиями существования. В настоящее время для мирового сообщества одной из главных проблем является ухудшение условий окружающей среды, связанное с бурным развитием химической промышленности, что обуславливает необходимость формировать экологические знания у подрастающего поколения, в том числе и на уроках химии. Одним из наиболее эффективных дидактических инструментов, позволяющих решить данную проблему, является проектирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE OF PUPILS THROUGH THE PROJECT ACTIVITY AT CHEMISTRY LESSONS

The article considers a problem of organization of project activity at chemistry lessons, aimed at the formation of environmental knowledge in pupils. Chemistry at school is separated from real life the connection between substances in the laboratory and substances in everyday life has disappeared. It is the project-based learning that lets students apply their theoretical knowledge to solve problems of reality. Nowadays one of the main problems for the global society is deteriorating of environmental conditions connected with the rapid development of the chemical industry that necessitates the formation of the environmental knowledge in young generation, including in chemistry classes. One of the most effective didactic tools solving this problem is the project activity.

Текст научной работы на тему «Формирование экологических знаний у учащихся на уроках химии через проектную деятельность»

вузе. С 2010 - 2012 уч. гп проводился констатирующий этап педагогического эксперимента, посвященного исследованию мнения студентов относительно связи между возникновением у них отклонений в состоянии здоровья и использованием средств ИКТ. В 2010 - 2011 уч. г, было обследовано 600 студентов 1-го курса очной формы обучения всех факультетов, которые были распределены в основное, специальное и спортивное учебные отделения для прохождения практических занятий по дисциплине «Физическая культура». В соответствии с работами авторов [5], для выявления причин возникновения у студентов отклонений в состоянии здоровья был выбран метод анкетирования. По итогам анкетирования было выявлено, что большинство студентов - 149 чел. (62%) связывало возникновение у них отклонений в состоянии здоровья с использованием средств ИКТ с фиксированием неудобной позы в течение длительного времени при работе за компьютером, планшетом, сотовым телефоном; с изменениями артериального давления, частоты сердечных сокращений, работоспособности под влиянием нервно-эмоционального напряжения, гиподинамии, статической нагрузки, длительного воздействия электромагнитных полей в зоне действия компьютера;

Библиографический список

со зрительным переутомлением при работе за компьютером и др. При этом 75 чел. (31,3%) связывали возникновение у них отклонений в состоянии здоровья с недостаточной двигательной активностью, плохой экологией, а 16 чел. (6,7%) -с наследственностью и врожденными дефектами.

Выводы: 1. В период с 1999 по 2003 гг. по итогам медицинского обследования студентов, в анамнезах (общем и спортивном) врачом еще не указывалось влияние средств ИКТ в качестве причины возникновения у студентов отклонений в состоянии здоровья. В то же время, по итогам обследований, тестирований и анкетирования, проведенных в период с 2010 - 2011 гг., сопряженный с активным внедрением ИКТ в образовательный процесс вузов, было выявлено, что большинство студентов - 149 чел. (62%) уже связывало возникновение у них отклонений в состоянии здоровья с использованием средств ИКТ

2. Процесс ухудшения здоровья студентов, школьников, связанного с активным использованием средств ИКТ, имеет тенденцию к нарастанию, что обусловливает необходимость создания условий для организации и проведения контроля состояния здоровья обучающихся в образовательных организациях.

1. Димова А.Л. Обеспечение безопасности здоровья пользователей электронным ресурсом в непрерывном образовании. Электронные ресурсы в непрерывном образовании: тезисы докл. VI Междунар. науч.-метод. симпозиума «ЭРНО-2017» (24-27 сентября 2017 г). Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального ун-та, 2017: 22 - 26.

2. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г № 916.

3. Селуянов В.Н., Димова А.Л. Контроль физической подготовленности студентов с помощью малонагрузочных тестов. Олимпийский спорт и спорт для всех: тезисы докл. 6-го Междунар. науч. конгр. Варшава, 2002: 287 - 288.

4. Mukhametzyanov I., Dimova A. Assessment of Levels of Formation of Competence of Students as Users of Information and Communication Technology in the Field of Health Care. Springer International Publishing Switzerland. V.L. Uskovet all (eds.), Smart Education and E-Learning 2016. Smart Innovation. System and Technologies. 59, P 585-592. DOI 10. 1007/978-3-319-39690-3_52.

5. Serdyukova N.A., Serdyukov V.I. Algebraic Formalization of Smart Systems. Theory and Practice. Springer. Smart Innovation, Systems and Technologies, 2018; Volume 91. 189 p.

References

1. Dimova A.L. Obespechenie bezopasnosti zdorov'ya pol'zovatelej 'elektronnym resursom v nepreryvnom obrazovanii. 'Elektronnye resursy v nepreryvnom obrazovanii: tezisy dokl. VI Mezhdunar. nauch.-metod. simpoziuma «'ERN0-2017» (24-27 sentyabrya 2017 g.). Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo un-ta, 2017: 22 - 26.

2. Ob obscherossijskoj sisteme monitoringa sostoyaniya fizicheskogo zdorov'ya naseleniya, fizicheskogo razvitiya detej, podrostkov i molodezhi. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29 dekabrya 2001 g. № 916.

3. Seluyanov V.N., Dimova A.L. Kontrol' fizicheskoj podgotovlennosti studentov s pomosch'yu malonagruzochnyh testov. Olimpijskij sport i sport dlya vseh: tezisy dokl. 6-go Mezhdunar. nauch. kongr. Varshava, 2002: 287 - 288.

4. Mukhametzyanov I., Dimova A. Assessment of Levels of Formation of Competence of Students as Users of Information and Communication Technology in the Field of Health Care. Springer International Publishing Switzerland. V.L. Uskovet all (eds.), Smart Education and E-Learning 2016. Smart Innovation. System and Technologies. 59, P. 585-592. DOI 10. 1007/978-3-319-39690-3_52.

5. Serdyukova N.A., Serdyukov V.I. Algebraic Formalization of Smart Systems. Theory and Practice. Springer. Smart Innovation, Systems and Technologies, 2018; Volume 91. 189 p.

Статья поступила в редакцию 16.10.18

УДК 37.026.9

Druzhinina I.V., chemistry teacher, MAOU"Secondary school № 25 with advanced studies of individual subjects" (Ussuriysk, Russia),

E-mail: [email protected]

Yakimovich E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Life Safety and Children Health, Far Eastern Federal University (Ussuriysk,

Russia), E-mail: [email protected]

FORMING ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE OF PUPILS THROUGH THE PROJECT ACTIVITY AT CHEMISTRY LESSONS. The article considers a problem of organization of project activity at chemistry lessons, aimed at the formation of environmental knowledge in pupils. Chemistry at school is separated from real life - the connection between substances in the laboratory and substances in everyday life has disappeared. It is the project-based learning that lets students apply their theoretical knowledge to solve problems of reality. Nowadays one of the main problems for the global society is deteriorating of environmental conditions connected with the rapid development of the chemical industry that necessitates the formation of the environmental knowledge in young generation, including in chemistry classes. One of the most effective didactic tools solving this problem is the project activity.

Key words: designing, project activity, educational environment, chemistry lesson, experimental research, environmental knowledge, environmental worldview.

И.В. Дружинина, учитель химии муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 25

с углубленным изучением отдельных предметов г. Уссурийска», E-mail: [email protected]

Е.П. Якимоеич, канд. пед. наук, доц. каф. географии, экологии и охраны здоровья детей филиала Дальневосточного федерального университета,

г. Уссурийск, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В данной статье рассматривается проблема организации проектной деятельности на уроках химии, направленной на формирование экологических знаний у учащихся. Химия в школе оторвана от жизни - исчезла связь между веществами в лаборатории и веществами в повседневной жизни. Именно проектное обучение позволяет ученикам применять теоретические знания для решения задач поставленных реальными условиями существования. В настоящее время для мирового сообщества одной из главных проблем является ухудшение условий окружающей среды, связанное с бурным развитием химической промышленности, что обуславливает необходимость формировать экологические знания у подрастающего поколения, в том числе и на уроках химии. Одним из наиболее эффективных дидактических инструментов, позволяющих решить данную проблему, является проектирование.

Ключевые слова: проектирование, проектная деятельность, образовательная среда, урок химии, экспериментальное исследование, экологические знания,экологическое мировоззрение.

В условиях новых требований к качеству образовательных услуг возникла потребность в изменении образовательной среды, которая позволила бы сформировать у учащихся потребность в самообразовании и саморазвитии, а также развить необходимые для этого навыки [1; 2].

Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся, в том числе и в области экологических знаний. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету.

Самое интересное в химии - это экспериментальное исследование свойств веществ, однако, излишняя теоретизация курса приводит к снижению внимания к нему у учащихся. Кроме того, обучающиеся не видят связи между тем, что изучают на уроках и повседневной жизнью, что ещё больше снижает интерес к химии, как учебному предмету.

Решить эту проблему поможет использование метода проектов, эффективность которого обусловлена потребностью детей среднего и старшего школьного возраста в самостоятельном принятии решений, осознании собственной значимости и желании преобразовать окружающий мир [3; 4]. Кроме того, проектное мышление становится популярным: в самых разнообразных областях и наиболее успешными людьми являются те, кто предлагает продуманный, четко спланированный вариант действий.

Проблемы теоретических подходов к проектированию, реализации и методическому обеспечению исследовательской деятельности учащихся в учреждениях образования разрабатывались Н.Л. Древницкой, И.Я. Лернером, М.И. Мах-мутовым, В.А. Михеевым, А.С. Обуховым, Н.В. Огородниковой, С.И. Осиповой, А.Н. Подьяковым, Ю.Ф. Сенько, В.В. Сериковым, М.В. Степановой, А.В. Тере-мовым, А.П. Тряпициной, И.А. Шиндяпиной, С.Т. Шацким и другими учеными [5; 6]. Однако, не смотря на большое количество трудов, посвященных организации проектной деятельности школьников, существует нехватка научно-методических разработок, помогающих учителю химии организовывать данный вид деятельности учащихся на уроках.

С точки зрения учащегося проектная деятельность - это деятельность, в ходе которой он методом проб и ошибок, опираясь не только на имеющиеся знания, но и осуществляя поиск недостающей информации, самостоятельно решает задачи, имеющие важное практическое значение.

Проектная деятельность с точки зрения учителя, - это дидактический инструмент, позволяющий выработать у учащихся навыки выявления проблем, постановки целей и задач для их исследования, а также планирования и осуществления деятельности, направленной на их решение. В процессе проектной деятельности обучающиеся развивают такие операции мышления как анализ, синтез и обобщение, учась работать с информацией, выделять существенные и второстепенные признаки изучаемых объектов и явлений, на которых базируется их проект.

Все проекты в зависимости от времени, которое учащийся затрачивает на их выполнение можно разделить на группы:

- кратковременные (время выполнения от одного урока до недели);

- долговременные (более одной недели).

Достоинством долговременных проектов является возможность проводить их в удобное для учащихся время, высокая доля самостоятельности, возможность проанализировать результаты и исправить ошибки. Однако, чрезмерно длительные исследования приводят к угасанию первоначального интереса к ним и, учащиеся перегорая, не заканчивают свой проект. Долговременную проектную деятельность целесообразно планировать при работе со старшими школьниками, определившимися с профессиональным выбором и имеющими стойкий интерес к предмету и высокий уровень знаний по химии.

Особый интерес представляет кратковременная проектная деятельность на уроках химии. Метод проектов на отдельных уроках повышает их эффективность, однако вызывает организационные трудности, вызванные временными рамками длительности урока.

Необходимо учитывать и то, что учащиеся, начинающие изучать химию не имеют в достаточной степени развитых навыков для самостоятельной реализа-

Библиографический список

ции учебных проектов с учетом специфики предмета. Поэтому мы выделяем три уровня организации проектной деятельности:

- подготовительный, на котором выбор темы, планирование и регулирование деятельности учеников осуществляет учитель;

- элементарный, предполагает самостоятельную работу учащихся по теме, определенной учителем;

- продвинутый, где учащиеся либо сами формулируют тему, либо по рекомендации педагога из большой научной проблемы вычленяют отдельное направление для изучения, далее самостоятельно планируют и осуществляют исследование, а педагог только контролирует.

Важным исходным моментом исследовательского проекта на уроках химии является выбор темы, который обусловлен техническими возможностями его выполнения (наличие оборудования, информации), особенностями (наклонности, способности) самого учащегося, кроме того, она должна соответствовать целям и задачам изучаемого урока или раздела. Необходимо так подобрать тему проекта, чтобы она нацеливала, прежде всего, на проявление самостоятельности мышления учащегося. В силу возраста, школьники стремятся преобразовать окружающий мир, поэтому им интересны те проекты, которые предполагают получение конкретного практического результата, в том числе, и по охране окружающей среды. Это позволяет нам на уроках химии формировать экологические знания.

Мы предлагаем следующие экологоориентированные темы проектов для подготовительного уровня, являющиеся кратковременными, которые целесообразно использовать на уроках химии в 8 классе:

1. Виды загрязнений воды и способы очищения, основанные на физических явлениях.

2. Изучение причин высокого качества родниковых вод.

3. Изучение загрязнений твердых осадков из разных районов города (автомагистраль, придомовая территория, лесополоса, территория школы).

4. Определение кислот и щелочей в бытовой химии.

5. Определение нитратов в овощах и фруктах.

6. Состав минеральных вод разных производителей.

Темы проектов для элементарного уровня, направлены на формирование экологических знаний учащихся 9 класса:

1. Изучение химического состава древесной золы.

2. Исследование химического состава красок для детского творчества.

3. Влияние неорганических удобрений на рост культурных растений.

4. Кислотность рН-среды различных напитков.

Темы проектов продвинутого уровня, рекомендованы для учащихся 10 - 11 классов:

1. Исследование оптимального количества минеральных удобрений для выращивания культурных растений.

2. Исследование химического состава декоративной косметики.

3. Исследование химического состава почв из разных районов города.

4. Бытовая химия в нашем доме и альтернативные способы уборки.

5. Анализ качества воды.

6. Мы то, что мы едим (химический состав продуктов питания).

7. Химический состав бытовых отходов и способы их утилизации на основе химических свойств.

8. Исследование концентрации тяжелых металлов в различных растениях.

9. Химический состав энергетических напитков и их влияние на биологические объекты.

Таким образом, проектная деятельность на уроках химии должна внедряться постепенно от простых исследований, которые можно провести на одном уроке, к более сложным, осуществляемым длительное время. Наиболее интересны ученикам темы, которые связаны с жизнью, а стремительно нарастающие экологические проблемы не могут оставить равнодушным подрастающее поколение. Поэтому при организации проектов целесообразно осуществлять связь между дисциплинами химия и экология, что придает обучению прикладную направленность, а также формирует экологические знания у учащихся.

1. Немцова В.В., Якимович Е.П., Ключников Д.А. Акмеологическая образовательная среда вуза как фактор непрерывного саморазвития будущих учителей. Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». 2018; 5: 197 - 200.

2. Якимович Е.П., Суржик С.С., Доронина Н.А. Образовательная среда вуза как фактор качества образовательных услуг Мир науки, культуры, образования. 2018; 3: 305 - 306.

3. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. Москва: Чистые пруды, 2016.

4. Попова Е.В. Проектная деятельность в экологическом образовании и воспитании. Начальная школа. 2014; 11: 50 - 52.

5. Сай Л.М. Проведение экологических наблюдений в рамках исследовательских проектов школьников. Открытый урок: методики, сценарии и примеры. 2015; 11: 19 - 22.

6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Москва: АРКТИ, 2016.

References

1. Nemcova V.V., Yakimovich E.P., Klyuchnikov D.A. Akmeologicheskaya obrazovatel'naya sreda vuza kak faktor nepreryvnogo samorazvitiya buduschih uchitelej. Nauchno-teoreticheskij zhurnal «Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta». 2018; 5: 197 - 200.

2. Yakimovich E.P., Surzhik S.S., Doronina N.A. Obrazovatel'naya sreda vuza kak faktor kachestva obrazovatel'nyh uslug. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 3: 305 - 306.

3. Brykova O.V. Proektnaya deyatel'nost' v uchebnom processe. Moskva: Chistye prudy, 2016.

4. Popova E.V. Proektnaya deyatel'nost' v 'ekologicheskom obrazovanii i vospitanii. Nachal'naya shkola. 2014; 11: 50 - 52.

5. Saj L.M. Provedenie 'ekologicheskih nablyudenij v ramkah issledovatel'skih proektov shkol'nikov. Otkrytyj urok: metodiki, scenarii iprimery. 2015; 11: 19 - 22.

6. Sergeev I.S. Kakorganizovatproektnuyudeyatel'nost'uchaschihsya. Moskva: ARKTI, 2016.

Статья поступила в редакцию 09.10.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.