туса - быть студентом. С течением времени учащиеся лучше узнают тонкости будущей профессии. Возникает более оформленное отношение к выбранной специальности» [5].
Спиральное расположение программы, как полагает Ч. Куписевич, позволяет сочетать последовательность (свойственную линейному способу) и цикличность (характерную для концентрического способа) [4]. Если сравнивать концентрический способ и спиральный, то в первом случае возможно возвращение к проблеме или задаче спустя длительное время (до нескольких лет), а во втором случае она решается непрерывно. Такой способ построения учебной программы позволяет студенту постоянно приращивать представление о будущей профессии, давая возможность не просто корректировать профессиональную картину мира, но, и встраивать ее в реальную систему производственных, трудовых и социальных и иных отношений, существующих в настоящее время в стране, мире. Кроме того, такой подход уже к организации учебной деятельности, дает студенту возможность развиваться в своей профессии и видеть возможность развития самой профессии, ее перспективы движения, ее границы и безграничность. Прежде всего, спиральное расположение программы обеспечивается за счет установления межпредметных, междисциплинарных связей, взаимообогащения, взаимодополнения и взаимопроникновения разных дисциплин, областей знаний друг в друга. Создается представление о некоем трансграничном поле будущей профессии. А, следовательно, появляется высокая осознанность образа будущей профессии с расширенными горизонтами. Этот способ построения конгруэнтен возрасту поздней юности, с его потенциалом в развитии дивергентного мышления и переходом к более высокому этапу морального сознания - от конвенциональной морали к автономной. Л.С. Выготский связывал развитие морального сознания и самосознания юноши с прогрессом абстрактного, понятийного мышления. При этом именно в ходе
Библиографический список
практической деятельности человека и его общения с окружающими людьми формируется сознание личности, его образ мира, в том числе, и образ мира профессионала. Поведение личности зависит не только от того, как она понимает стоящую перед ней проблему, но и от психологической готовности к тому или иному действию.
Соотношения представленных трех способов организации учебных программ и построения учебного материала коррелирует, при некотором упрощении, с основными методами философского понимания мира, где способ линейный близок метафизике, спиральный - диалектике, и цикличный представляет собой промежуточный вариант понимания мира.
Предполагается синтез гуманитарных и социально экономических дисциплин, профессиональных педагогических дисциплин. Накопление компетенций должно происходить из логики поэтапного развития. Вести подготовку студентов на основе синтеза практического обучения в учебно-творческой мастерской и в освоении педагогической деятельности. Разработать программу дисциплины, объединяющую педагогическую составляющую, творчество и технологический компонент. Учебный план необходимо выстроить из предметов, где логично прослеживается взаимодополняемость в освоении необходимых компетенций. В рабочих программах должна прослеживаться межпредметная связь, для того, чтобы студент легко мог видеть значимость того, что изучает.
Важно в образовании студентов формирование не только теоретических знаний и развитию природных способностей, но и умение практически претворять результаты своего труда. Компетенции выпускника наряду с талантом и одаренностью определяются его умением рассчитывать собственные интеллектуальные, творческие и организационные ресурсы. Все это позволяет выпускникам быстрее адаптироваться к рынку творческих профессий, к тем условиям, которые предъявляет работодатель.
1. Зива В.Ф. Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2009. Available at: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/prognosticheskaja-model-i-strategija-postroenija-innovacionnoj-sistemy.html
2. Ягупова Т.А. Художественное образование как основное средство, влияющее на формирование личности ребёнка. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/ hudozhestvennoe-obrazovanie-kak-osnovnoe-sredstvo-vliyayuschee-na-formirovanie-lichnosti-rebenka
3. Соина Д.Н. Использование авторских методик в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014; 12/3. Available at: http://cyberleninka.rU/article/n/ispolzovanie-avtorskih-metodik-v-protsesse-obucheniya-dekorativno-prikladnomu-iskusstvu
4. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Ред. П.И. Пидкасистый. Москва: Педагогическое общество России, 2005.
5. Юрьева О.В., Хазиев А.Р Профессиональная мотивация как фактор успешного обучения студентов в вузе. Вопросы экономики и права. 2015; 6 (84): 69 - 74. Available at: http://law-journal.ru/files/pdf/201506/201506_69.pdf
References
1. Ziva V.F. Prognosticheskaya model' i strategiya postroeniya innovacionnoj sistemy hudozhestvennogo obrazovaniya v Rossii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009. Available at: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/prognosticheskaja-model-i-strategija-postroenija-innovacionnoj-sistemy.html
2. Yagupova T.A. Hudozhestvennoe obrazovanie kak osnovnoe sredstvo, vliyayuschee na formirovanie lichnosti rebenka. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/ hudozhestvennoe-obrazovanie-kak-osnovnoe-sredstvo-vliyayuschee-na-formirovanie-lichnosti-rebenka
3. Soina D.N. Ispol'zovanie avtorskih metodik v processe obucheniya dekorativno-prikladnomu iskusstvu. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2014; 12/3. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-avtorskih-metodik-v-protsesse-obucheniya-dekorativno-prikladnomu-iskusstvu
4. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i pedagogicheskih kolledzhej. Red. P.I. Pidkasistyj. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2005.
5. Yur'eva O.V., Haziev A.R. Professional'naya motivaciya kak faktor uspeshnogo obucheniya studentov v vuze. Voprosy 'ekonomikiiprava. 2015; 6 (84): 69 - 74. Available at: http:// law-journal.ru/files/pdf/201506/201506_69.pdf
Статья поступила в редакцию 22.10.18
УДК 796.03
Dimova A.L., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Institute of Educational Management of RAO (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE CONDITION OF TRAINING ON THE BASIS OF COMPUTERIZED DIAGNOSTIC COMPLEXES AND SYSTEMS. The article is dedicated to measures that can be taken to prevent possible negative health effects of students that are caused by the use of information and communication technologies in educational institutions. The contents of medical and pedagogical control is given on the basis of testing, monitoring indicators of the physical and psycho-physiological state of schoolchildren, students using computerized diagnostic hardware-software systems and systems. The article describes methods of self-control and self-assessment of indicators of physical development, functional state, physical fitness, and the health of students using an electronic diary of self-control. Calculation formulas are offered that allow to independently assess the state of health.
Key words: health monitoring, information and communication technologies, negative consequences, diagnostic hardware-software systems.
А.Л. Димова, канд. пед. наук, доц., ФГБНУ «Институт управления образованием РАО», г. Москва, E-mail: [email protected]
КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА БАЗЕ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ И СИСТЕМ
Статья посвящена мерам предупреждения возможных негативных последствий для здоровья обучающихся, связанных с применением средств информационных и коммуникационных технологий, в образовательных организациях. Приводится содержание врачебно-педагогического контроля на основе тестирований, мониторинга показателей физического и психофизиологического состояния школьников, студентов-с применением компьютеризированных диагностических аппаратно-программных комплексов и систем. В статье раскрываются способы самоконтроля и самооценки показателей физического развития, функционального состояния, физической подготовленности, состояния здоровья обучающихся с использованием электронного дневника самоконтроля. Предлагаются расчетные формулы, позволяющие самостоятельно оценить состояние здоровья.
Ключевые слова: контроль состояния здоровья, информационные и коммуникационные технологии, негативные последствия, диагностические аппаратно-программные комплексы и системы.
В современных условиях активного использования обучающимися средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), как в школах и вузах, так и в местах их пребывания или проживания, действенными мерами предупреждения возможных негативных последствий для здоровья, связанных с применением данных средств, становятся: 1) организация врачебно-педагогическо-го контроля на основе тестирований, мониторинга показателей физического и психофизиологического состояния (ФПС) школьников, студентов-пользователей средствами ИКТ с применением компьютеризированных диагностических аппаратно-программных комплексов и систем (АПКС); обучение данных школьников и студентов способам самоконтроля и самооценки показателей состояния здоровья также с применением компьютеризированных диагностических АПКС) [1; 2].
Актуальность организации и проведения контроля состояния здоровья школьников, студентов в условиях активного использования ими средств информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях определена:
1. Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года №761, в которой отмечено, что контроль состояния здоровья детей, подростков и юношества рассматривается как фактор национальной безопасности и стратегической цели государственного здравоохранения.
2. Выполнением постановлений Правительства РФ о разрешении проблемы, связанной с созданием системы контроля физического здоровья и физического развития обучающихся [3]. В настоящее время данная проблема особенно актуализировалась в связи с ухудшающимся здоровьем обучающихся-пользова-телей средствами ИКТ и необходимостью организации его контроля в образовательных организациях [4].
Основываясь на работах авторов [5] утверждающих, что совершенствование программы обязательного педагогического контроля должно базироваться на увеличении количества тестируемых показателей, входящих в ее программу (показателей физической подготовленности, физического развития, функциональной подготовленности, психофизиологического состояния) обучающихся, нами в ходе проведения диссертационного исследования обосновано следующее содержание обследований и тестирований показателей ФПС обучающихся:
1. Медицинское обследование осуществляется по программе: общий и спортивный анамнез; наружный осмотр и антропометрические измерения; определение состояния опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем; заключение. По итогам медицинского обследования, например, студенты распределяются в основное, специальное и спортивное учебные отделения для прохождения практических занятий по дисциплине «Физическая культура».
2. Тестирование показателей ФПС проводится по программе: анамнез и наружный осмотр; тестирование физического развития (определение массы тела и ее компонентов, продольных, поперечных размеров тела, его обхватов, силы мышц, частоты сердечных сокращений и артериального давления); лабораторное тестирование (определение физической работоспособности по тесту PWC170 и Гарвардскому степ-тесту; оценка состояния человека по пульсу, с использованием диагностической системы «Ритмы сердца»); психофизиологическое тестирование (определение уровня субъективного физического состояния, активности и настроения).
В ходе проведения исследований установлено, что обследования и тестирования показателей ФПС обучающихся могут проводиться на базе Диагностического центра (ДЦ) образовательной организации [4].
С опорой на законы РФ «Об образовании», «О некоммерческих организациях» определено, что ДЦ функционирует на правах структурного подразделения образовательной организации с образованием или без образования юридического лица, его деятельность регламентируется положением о ДЦ, приказом о его создании. В структуру ДЦ входят кабинет тестирования показателей ФПС и здравпункт. Процедуре тестирования показателей ФПС обучающихся предложено придать статус обязательного контрольного занятия, на проведение которого в предлагаемых для образовательных организаций учебных программах по дисциплине «Физическая культура», отводится определенное количество часов. Более углубленные обследования студентов проводятся в рамках научно-исследовательской работы. Медицинский кабинет преобразуется в отделение мониторинга здоровья обучающихся - здравпункт.
В свою очередь, в данной статье под самоконтролем понимается совокупность операций самоконтроля (самонаблюдения, анализа и оценивания своего состояния, поведения, реагирования), осуществляемых индивидуально, как непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями, так и в общем режиме жизни по правилам, установленным в сфере физической культуры.
В рамках выполнения исследования, нами предложены следующие способы самоконтроля и самооценки показателей физического развития, функционального состояния, физической подготовленности, состояния здоровья, с применением компьютеризированных диагностических АПКС, а также с использованием электронного дневника самоконтроля:
- способы контроля функционального состояния организма, с применением компьютеризированной диагностической системы «Ритмы сердца»;
- способы контроля функционального состояния организма, с применением экспресс - анализатора частоты пульса «Олимп».
С помощью компьютеризированной диагностической системы «Ритмы сердца» предлагается контролировать функциональное состояние организма по динамической реакции сердечно - сосудистой системы на физические нагрузки и функциональные пробы путем анализа периодичности и структуры пульса. Предлагается выполнять экспресс-диагностику функционального состояния организма в состоянии покоя и при физической нагрузке. При этом программа диагностической системы «Ритмы сердца» устанавливается на рабочий компьютер обучающегося.
В пункте «Комплексная оценка состояния здоровья, рекомендации» в итоговом отчете «Диагностическая система «Ритмы сердца»» даются указания на группу здоровья испытуемого согласно результатам, полученным при обработке введенных данных.
Для самооценки функционального состояния организма, а также для определения ранних признаков возникновения негативных последствий для здоровья, связанных с применением средств ИКТ наиболее рациональным является использование обучающимся методики экспресс - тестирования функционального состояния человека прибором «Олимп», так как оценка показателей здоровья производится самим прибором и не требует присутствия специалиста.
В рамках исследований нами разработана форма электронного дневника самоконтроля, в котором предусмотрены следующие графы:
- общие данные (фамилия, имя, отчество, год рождения, пол, дата и время обследования);
- субъективные показатели самоконтроля (самочувствие, настроение, сон, аппетит, болевые ощущения);
- объективные показатели самоконтроля (данные физического развития, функционального состояния и физической подготовленности), измеряемые общедоступными методами и приемами, которые можно измерить и выразить количественно, а также с помощью компьютерной диагностики и тестирования.
На основе анализа научно-педагогической литературы, в статье предлагаются расчетные формулы, позволяющие: проследить за динамикой показателей своего физического состояния, оценить гармоничность физического развития, его темпы; выявить на ранней стадии возможные негативные последствия для здоровья, связанные с применением средств ИКТ.
Для определения весо - ростового индекса (по Кетле), показатели веса тела (г) делятся на показатели роста (см). Средние показатели: мужчины - 350400 г/см, женщины - 325-375 г/см. Данные ниже этих значений характерны для недостаточного веса (для юношей - начиная с 325 г/см, для девушек - с 300 г/см). При этом индексы характеризуют пропорциональность физического развития.
Для определения жизненного индекса легких, показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) (мл) делятся на показатели веса (кг). Средние показатели: мужчины 65 мл/кг, женщины 55 мл/кг (показатели ниже 60 у мужчин и 50 у женщин свидетельствуют или об избыточном весе, или о низкой ЖЕЛ).
Для определения силового индекса, показатели силы кисти (кг) делятся на показатели веса (кг) и умножаются на 100%. Средние значения: мужчины -70-75%, женщины - 50-60% от веса тела.
Индекс пропорциональности между ростом и окружностью грудной клетки: показатели окружности грудной клетки (см) делятся на показатели роста (см) и умножаются на 100%. Средние показатели: мужчины - 52-54%, женщины - 50-52%.
Индекс Эрисмана: из показателей окружности грудной клетки (см) нужно вычесть показатели / роста стоя. Значение должно равняться 2-5 см - для не занимающихся физической культурой, 5-8 см - для спортсменов. При этом, если значения индексов средние или выше средних, то развитие пропорциональное, если ниже средних - непропорциональное.
Пробы со стандартной нагрузкой. В норме (у здоровых людей) за 10 секунд после нагрузки: пульс учащается на 5-10 ударов и восстанавливается в течение 1-2 минут; систолическое давление повышается на 15-25 мл рт. ст.; диа-столическое давление снижается на 5-20 мм рт. ст. или без изменений; пульсовое давление возрастает на 35-70 мм рт. ст.
Пробы со строго дозированной нагрузкой. У здоровых молодых нетренированных мужчин величина PWC 170 - в пределах 120-180 Вт (в среднем 2,8 Вт/ кг), у женщин 75-125 Вт (2,0 Вт/кг).
Клиностатическая проба. В норме (у здоровых людей) пульс снижается на 4-12 ударов в 1 мин.
Проба Штанге. У здорового человека время задержки дыхания на вдохе составляет не менее 50-60 сек., у спортсменов - до 2-3 мин.
Методы и результаты исследований. В течение исследовательского периода (с 1999 по 2017 гг) по итогам обследований и тестирований студентов Современной гуманитарной академии (СГА) была установлена связь ухудшающегося здоровья студентов с негативными последствиями, обусловленными использованием средств ИКТ С 1999 г по 2009 г. в СГА для студентов всех форм обучения и всех факультетов в ДЦ. проводилось ежегодное медицинское обследование и тестирование показателей физического и психофизиологического состояния, с применением компьютеризированных диагностических АПКС: диагностической системы «Ритмы сердца», экспресс - анализатора частоты пульса «Олимп», автоматизированной диагностической системы «АМСАТ», психоневрологического портфеля (ПНП-3). Количество обследуемых студентов в год составляло от 2-3 тыс. чел. до 7 тыс. чел. В 2002 г и варьировало с численностью студентов в
вузе. С 2010 - 2012 уч. гг. проводился констатирующий этап педагогического эксперимента, посвященного исследованию мнения студентов относительно связи между возникновением у них отклонений в состоянии здоровья и использованием средств ИКТ В 2010 - 2011 уч. г., было обследовано 600 студентов 1-го курса очной формы обучения всех факультетов, которые были распределены в основное, специальное и спортивное учебные отделения для прохождения практических занятий по дисциплине «Физическая культура». В соответствии с работами авторов [5], для выявления причин возникновения у студентов отклонений в состоянии здоровья был выбран метод анкетирования. По итогам анкетирования было выявлено, что большинство студентов - 149 чел. (62%) связывало возникновение у них отклонений в состоянии здоровья с использованием средств ИКТ с фиксированием неудобной позы в течение длительного времени при работе за компьютером, планшетом, сотовым телефоном; с изменениями артериального давления, частоты сердечных сокращений, работоспособности под влиянием нервно-эмоционального напряжения, гиподинамии, статической нагрузки, длительного воздействия электромагнитных полей в зоне действия компьютера;
Библиографический список
со зрительным переутомлением при работе за компьютером и др. При этом 75 чел. (31,3%) связывали возникновение у них отклонений в состоянии здоровья с недостаточной двигательной активностью, плохой экологией, а 16 чел. (6,7%) -с наследственностью и врожденными дефектами.
Выводы: 1. В период с 1999 по 2003 гг. по итогам медицинского обследования студентов, в анамнезах (общем и спортивном) врачом еще не указывалось влияние средств ИКТ в качестве причины возникновения у студентов отклонений в состоянии здоровья. В то же время, по итогам обследований, тестирований и анкетирования, проведенных в период с 2010 - 2011 гг., сопряженный с активным внедрением ИКТ в образовательный процесс вузов, было выявлено, что большинство студентов - 149 чел. (62%) уже связывало возникновение у них отклонений в состоянии здоровья с использованием средств ИКТ
2. Процесс ухудшения здоровья студентов, школьников, связанного с активным использованием средств ИКТ, имеет тенденцию к нарастанию, что обусловливает необходимость создания условий для организации и проведения контроля состояния здоровья обучающихся в образовательных организациях.
1. Димова А.Л. Обеспечение безопасности здоровья пользователей электронным ресурсом в непрерывном образовании. Электронные ресурсы в непрерывном образовании: тезисы докл. VI Междунар. науч.-метод. симпозиума «ЭРНО-2017» (24-27 сентября 2017 г). Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального ун-та, 2017: 22 - 26.
2. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г № 916.
3. Селуянов В.Н., Димова А.Л. Контроль физической подготовленности студентов с помощью малонагрузочных тестов. Олимпийский спорт и спорт для всех: тезисы докл. 6-го Междунар. науч. конгр. Варшава, 2002: 287 - 288.
4. Mukhametzyanov I., Dimova A. Assessment of Levels of Formation of Competence of Students as Users of Information and Communication Technology in the Field of Health Care. Springer International Publishing Switzerland. V.L. Uskovet all (eds.), Smart Education and E-Learning 2016. Smart Innovation. System and Technologies. 59, P 585-592. DOI 10. 1007/978-3-319-39690-3_52.
5. Serdyukova N.A., Serdyukov V.I. Algebraic Formalization of Smart Systems. Theory and Practice. Springer. Smart Innovation, Systems and Technologies, 2018; Volume 91. 189 p.
References
1. Dimova A.L. Obespechenie bezopasnosti zdorov'ya pol'zovatelej 'elektronnym resursom v nepreryvnom obrazovanii. 'Elektronnye resursy v nepreryvnom obrazovanii: tezisy dokl. VI Mezhdunar. nauch.-metod. simpoziuma «'ERN0-2017» (24-27 sentyabrya 2017 g.). Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo un-ta, 2017: 22 - 26.
2. Ob obscherossijskoj sisteme monitoringa sostoyaniya fizicheskogo zdorov'ya naseleniya, fizicheskogo razvitiya detej, podrostkov i molodezhi. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29 dekabrya 2001 g. № 916.
3. Seluyanov V.N., Dimova A.L. Kontrol' fizicheskoj podgotovlennosti studentov s pomosch'yu malonagruzochnyh testov. Olimpijskij sport i sport dlya vseh: tezisy dokl. 6-go Mezhdunar. nauch. kongr. Varshava, 2002: 287 - 288.
4. Mukhametzyanov I., Dimova A. Assessment of Levels of Formation of Competence of Students as Users of Information and Communication Technology in the Field of Health Care. Springer International Publishing Switzerland. V.L. Uskovet all (eds.), Smart Education and E-Learning 2016. Smart Innovation. System and Technologies. 59, P. 585-592. DOI 10. 1007/978-3-319-39690-3_52.
5. Serdyukova N.A., Serdyukov V.I. Algebraic Formalization of Smart Systems. Theory and Practice. Springer. Smart Innovation, Systems and Technologies, 2018; Volume 91. 189 p.
Статья поступила в редакцию 16.10.18
УДК 37.026.9
Druzhinina I.V., chemistry teacher, MAOU"Secondary school № 25 with advanced studies of individual subjects" (Ussuriysk, Russia),
E-mail: [email protected]
Yakimovich E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Life Safety and Children Health, Far Eastern Federal University (Ussuriysk,
Russia), E-mail: [email protected]
FORMING ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE OF PUPILS THROUGH THE PROJECT ACTIVITY AT CHEMISTRY LESSONS. The article considers a problem of organization of project activity at chemistry lessons, aimed at the formation of environmental knowledge in pupils. Chemistry at school is separated from real life - the connection between substances in the laboratory and substances in everyday life has disappeared. It is the project-based learning that lets students apply their theoretical knowledge to solve problems of reality. Nowadays one of the main problems for the global society is deteriorating of environmental conditions connected with the rapid development of the chemical industry that necessitates the formation of the environmental knowledge in young generation, including in chemistry classes. One of the most effective didactic tools solving this problem is the project activity.
Key words: designing, project activity, educational environment, chemistry lesson, experimental research, environmental knowledge, environmental worldview.
И.В. Дружинина, учитель химии муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 25
с углубленным изучением отдельных предметов г. Уссурийска», E-mail: [email protected]
Е.П. Якимоеич, канд. пед. наук, доц. каф. географии, экологии и охраны здоровья детей филиала Дальневосточного федерального университета,
г. Уссурийск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В данной статье рассматривается проблема организации проектной деятельности на уроках химии, направленной на формирование экологических знаний у учащихся. Химия в школе оторвана от жизни - исчезла связь между веществами в лаборатории и веществами в повседневной жизни. Именно проектное обучение позволяет ученикам применять теоретические знания для решения задач поставленных реальными условиями существования. В настоящее время для мирового сообщества одной из главных проблем является ухудшение условий окружающей среды, связанное с бурным развитием химической промышленности, что обуславливает необходимость формировать экологические знания у подрастающего поколения, в том числе и на уроках химии. Одним из наиболее эффективных дидактических инструментов, позволяющих решить данную проблему, является проектирование.
Ключевые слова: проектирование, проектная деятельность, образовательная среда, урок химии, экспериментальное исследование, экологические знания,экологическое мировоззрение.