Научная статья на тему 'Экологическое образование: интеграция в учебно-воспитательный процесс учреждений СПО'

Экологическое образование: интеграция в учебно-воспитательный процесс учреждений СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И УБЕЖДЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATION / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ECOLOGICAL UPBRINGING / SPIRITUAL VALUES AND BELIEFS / INTEGRATION OF ENVIRONMENTAL EDUCATION INTO EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заборина Мария Алексеевна

Обосновывается необходимость интеграции экологического образования в учебно-воспитательный процесс учреждений среднего профессионального образования. Прослеживается взаимосвязь экологического воспитания и нравственного развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental Education: Integration into Educational Process in Vocational Schools

The necessity for integration of environmental education into the educational process of vocational high schools is discussed. Interrelation of environmental education with ecological upbringing is given a thorough account.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование: интеграция в учебно-воспитательный процесс учреждений СПО»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ИНТЕГРАЦИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

УЧРЕЖДЕНИЙ СПО

М. А. Заборина (Калужский железнодорожный техникум — филиал Московского государственного университета путей сообщения)

Обосновывается необходимость интеграции экологического образования в учебно-воспитательный процесс учреждений среднего профессионального образования. Прослеживается взаимосвязь экологического воспитания и нравственного развития личности.

Ключевыге слова: образование; экологическое образование; экологическое воспитание; нравственные ценности и убеждения; интеграция экологического образования в учебно-воспитательный процесс.

Образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникает с появлением общества и развивается вместе с трудовой деятельностью, мышлением, языком. Это прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании оно выступает как неотъемлемая сторона жизни всех без исключения индивидов. Особой сферой социальной жизни образование стало с того времени, как процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием [4, с. 290].

Экологическое образование как элемент общего образования связано с овладением учащимися, студентами научными основами взаимодействия природы и общества, природы и человека, с формированием системы научных знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности [5]. Оно представляет собой целенаправленно, планомерно и систематически организованный процесс овладе-

ния обучающимися экологическими знаниями, умениями и навыками и призвано способствовать формированию у них нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.

Неотъемлемой частью экологического образования является экологическое воспитание, т. е. система воздействия на личность, побуждающая поступать в соответствии с принципом гармонизации взаимоотношений природы и человека. Экологическое воспитание достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения [2, с. 546].

Экологическое воспитание — это социокультурный феномен, педагогическая интерпретация которого способствует свободному развитию интеллектуальной и духовной сферы личности в микро- и макросреде ее обитания, формированию научного мировоззрения, опыта социальных отношений и системы ценностей во взаимоотношениях с природой, окружающей средой и людьми, что ориентирует человека на осознанную деятельность по сохранению жизни на Земле для будущих поколений. Целью и конечным результатом экологического воспитания является сформированная эколого-миро-воззренческая позиция личности.

Сущность экологического воспитания определяется прежде всего его задача© Заборина М. А., 2011

111!111Й1И1!Ш № 2,

ми, которые предполагают формирование у воспитанников:

— потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;

— установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

— убеждения в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

— потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы и пропаганде экологических знаний [1, с. 54].

Первостепенной задачей экологического воспитания выступает воспитание нравственности по отношению к природе, так как безнравственная по отношению к ней деятельность человека уже привела его на грань гибели. Формирование нравственной культуры, в частности студентов СПО, неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием. При этом наблюдается взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во-первых, комплексное воздействие на формирование отношения студентов к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во-вторых, собственно нравственное воспитание, в широком смысле, в целях формирования у студентов эстетического, экологического отношения к действительности вообще и природе как ее части. В совокупности оба плана осуществляются средствами «природного содержания» учебного познания, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а также воздействием нравственных свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.

Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания, формирования его действенногуманистической позиции и культуры поведения.

При анализе проблемы экологического воспитания нельзя не отметить, что, гармонизуя отношения человека с окружающей природой, мы неизбежно придем к необходимости гармонизации отношений человека в обществе с другими людьми. По сути дела, традиционное нравственное воспитание есть не что иное, как воспитание экологическое. Ведь нравственность — чрезвычайно важная категория, отражающая весь жизненный опыт существования человечества, его взаимодействия не только с обществом, но также с живой и неживой природой.

Необходимыми условиями для формирования эколого-мировоззренческой позиции современного человека выступают личностные качества, определяемые экологической культурой гармонического типа: самоуважение, уверенность в себе, свобода в выборе деятельности, чувство ответственности за свои дела и поступки. Развитие этих качеств невозможно без создания эффективной системы обучения и воспитания, так как формирование нужной мотивации зависит от организации учебной деятельности. Такую систему может обеспечить интеграция экологического образования в учебно-воспитательный процесс.

Интегративный подход позволит направить экологическое образование на всестороннее развитие студента, становление его как труженика, разумного потребителя, будет способствовать процессу формирования таких нравственных качеств по отношению к природе, как доброта, порядочность, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность.

Сегодня в системе СПО наметилась тенденция интеграции педагогического процесса посредством комплексного взаимодействия учебных дисциплин. Чаще всего это взаимодействие носит характер междисциплинарных связей и отражает стремление преподавателей сформировать у студентов целостную научную картину мира.

Интегративный подход к реализации экологического образования в процессе воспитания студентов осуществляется в Калужском железнодорожном технику-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ме. Здесь разработаны и проводятся интегрированные уроки «физическая культура — экология», «физика — экология», «литература — экология», «охрана труда — экология»,«безопасность жизнедеятельности — экология», «экология на железнодорожном транспорте», которые способствуют реализации личностно ориентированного подхода в образовательном процессе, более полному раскрытию воспитательных и образовательных функций учебных дисциплин. Все это позволяет преподавателям техникума на практике реализовать принципы построения системы экологического образования.

Принцип гуманизации исходит из права человека на благоприятную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф. Этот принцип предписывает обязательное отражение в содержании экологического образования нравственных и правовых нормативов.

Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации об организованности биосферы как среды жизни человечества, раскрытие объективных законов и закономерностей устойчивого развития природных и природно-социальных экосистем. Решение экологических проблем, опирающееся на данный принцип, лежит в плоскости космопланетарных знаний о физических, биологических и географических аспектах биосферы.

Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у студентов чувства предвидения и заботы о будущем, способности прогнозировать возможные пути развития жизни и человечества, проектировать условия сохранения генофонда биосферы и здоровья человеческих популяций.

Принцип взаимосвязанного раскрыг-тия глобалъныгх, региональные и ло-калъныгх аспектов экологии позволяет затронуть как чувства, так и интеллект обучаемых, развить способность мыслить глобально, действовать локально. Этот принцип нацелен на выявление ис-

токов экологических проблем как следствия неадекватного действия людей, пренебрегающих экологическим императивом. Различные пространственные уровни экологических явлений рассматриваются во взаимосвязи с экосистем-ной целостностью.

Принцип интеграции естественно-научныгх, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовыгх аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащейся молодежи.

Принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности формирования экологической ответственности личности. Он предписывает организацию обучения, воспитания и развития подрастающего поколения по вопросам окружающей среды на всех этапах образования, в их преемственной связи и развитии.

Принцип систематичности предполагает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приемов, средств обучения, а также форм организации различных видов деятельности [3, с. 7—8].

Таким образом, процесс интеграции экологического образования в учебновоспитательный процесс неразрывно связан с формированием всесторонне развитой личности, непрерывным взаимодействием мыслительных процессов анализа и синтеза, при помощи которых совершается механизм активного мышления, или «анализа через синтез» [4].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дежникова, Н. С. Экологическое воспита-

ние в контексте социокультурной динамики / Н. С. Дежникова // Педагогика. — 2002. —

№ 10. — С. 51—56.

2. Коробкин В. И. Экология : учеб. для вузов / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. — Ростов н/Д : Феникс, 2001. — 576 с.

3. Программно-методические материалы: Экология / сост. В. Н. Кузнецов. — 5-е изд. — М. : Дрофа, 2002. — 224 с.

4. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сласте-нин. — М. : Изд. центр «Академия», 2006. — 576 с.

Поступила 09.12.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.