Научная статья на тему 'Достижение целостности экологического знания посредством интеграции направлений подготовки специалиста'

Достижение целостности экологического знания посредством интеграции направлений подготовки специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ / ECOLOGICAL EDUCATION / INTEGRATING FUNCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Надежда Геннадьевна

Раскрываются содержание понятия «экологическое образование», этапы его развития в России. Рассматриваются основные направления экологического образования в профессиональной подготовке специалистов, интеграция которых позволяет оптимизировать процесс формирования целостного эко­логического знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attaining Completeness of Ecological Knowledge by Integration of Various Bachelor Degree Programmes

The article is concerned with the content of the notion "ecological education", stages of its development in Russia; core academic programmes, integration of which into the academic process of higher education conditional to finalising the process of forming complete ecological knowledge, are presented.

Текст научной работы на тему «Достижение целостности экологического знания посредством интеграции направлений подготовки специалиста»

ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Н. Г. Попова (Воронежский государственный педагогический

университет)

Раскрываются содержание понятия «экологическое образование», этапы его развития в России. Рассматриваются основные направления экологического образования в профессиональной подготовке специалистов, интеграция которых позволяет оптимизировать процесс формирования целостного экологического знания.

Ключевыге слова: экологическое знание; экологическое образование; интегрирующая функция.

Сегодня становится очевидным, что профессиональная подготовка специалистов различных направлений невозможна без комплексного экологического образования, между тем в настоящее время нет общепринятого определения этого понятия.

Первое определение экологического образования было дано на конференции по этой тематике, прошедшей в 1970 г. в г. Карсон-Сити (США, Невада), в следующей формулировке: «Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, важных для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды» [цит. по: 6]. Как можно убедиться, в определении представлены принципы не только экологического образования, но и воспитания и просвещения.

Для сравнения приведем ряд других дефиниций, в которых под экологическим образованием понимается:

— «процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по природопользованию,

реализуемых в экологически грамотной деятельности» [8];

— «непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-эстетических отношений, обеспечивающих ответственность личности за состояние окружающей среды» [1];

— «процесс приобретения знаний об экологических проблемах, причинах их возникновения, необходимости и возможностях их решения» [5, с. 27];

— «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде» [3, с. 12].

Представленный далеко не полный ряд дефиниций позволяет судить о многообразии и многозначности определений рассматриваемого понятия. В русле нашего исследования мы будем опираться на мнение академика РАО И. Д. Зверева, согласно которому экологическое образование представляет собой «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций; нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды» [2, с. 1б].

© Попова Н. Г., 2011

11111111111* № 3,

Становление и развитие экологического образования в России было последовательным процессом, четко обусловленным, с одной стороны, уровнем развития науки экология, а с другой — запросами общества [4]. Периодом становления экологического образования в России принято считать первую половину XVIII в. С этого времени и до 20-х гг. XX в. отдельные экологические вопросы рассматривались в рамках преподавания естествознания. Затем информация экологического характера сообщалась учащимся в основном в связи с обучением их основам сельскохозяйственного производства. С 1930-х гг. экологическое просвещение осуществлялось в процессе биологического образования. С 1980-х гг. формируется система собственно экологического образования.

К началу 90-х гг. XX в. в отечественной педагогике получили широкое распространение ориентация на идеалы гуманизма и общечеловеческие ценности; задачи гуманизации и экологизации образования стали проблемами государственной политики. Закон РФ «Об образовании» (1992), Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1994), Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» (1994) определили экологическое образование в качестве приоритетного направления совершенствования всей системы образования в Российской Федерации. В Концепции общего среднего экологического образования (авторы — И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина и др., 1994) указывается, что «цели экологического образования — становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие, — направлены на формирование и развитие экологического сознания личности».

На рубеже веков под влиянием объективных факторов начались научные дискуссии о дальнейших стратегиях оте-

чественного экологического образования, поиск нетрадиционных подходов.

«Национальная стратегия экологического образования Российской Федерации» (2000) определила цели, задачи, принципы и основные направления экологического образования, призванного не только формировать у гражданина представление о физических и биологических компонентах окружающей среды, но и способствовать пониманию социальноэкономической обстановки, проблем развития общества, усвоению экологических и этических норм, образа жизни, отвечающего принципам устойчивого развития. В документе предусматривается создание единой системы непрерывного экологического образования каждого гражданина России.

Экологическое образование в профессиональной подготовке специалистов, по мнению таких ученых, как Р. В. Опарин, М. А. Андросов, должно включать несколько основных направлений: экологотеоретическое, натуралистическое (практическое), гуманитарное и методическое [7].

Эколого-теоретическое направление подготовки специалиста — это овладение экологическим потенциалом естественно-научных дисциплин на основе многосторонних межпредметных связей. Оно выполняет интегрирующую и системообразующую функции в сфере развития адекватных экологических представлений студентов. В его рамках раскрываются такие фундаментальные понятия, как основные закономерности организации биологических систем (организмов, популяций, видов, биоценозов, биогеоценозов, биосферы), их иерархия, целостность и взаимозависимость; проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу, рациональное использование природных ресурсов, охрана и преобразование природы, оптимизация окружающей природной среды, управление взаимодействием природы и общества. На этой базе формируется понимание того, что общество и биосфера находятся в состоянии коэволюции; человеческую деятельность следует интегрировать с законами биосферы;

поскольку человек является частью биосферы, он должен подчиняться ее законам.

Натуралистическое (практическое) направление подготовки предусматривает формирование практических умений и навыков взаимодействия с миром природы, природными объектами в естественной, искусственной и антропогенной средах. Для этого нужно освоить комплекс экологических технологий, включающий исследовательские навыки, наблюдение за природными объектами, их идентификацию, правила поведения в природной среде, биотехнические и природоохранные стратегии и технологии и т. п.

Гуманитарное направление предусматривает повышение эрудиции студентов в области экологии средствами экологически ориентированной художественной литературы (например, творчества писателей-натуралистов), искусства (музыки, живописи, кино, театра), затрагивающего темы природы. Необходимы эстетический анализ природных объектов, формирование их положительного эмоционального восприятия, понимание этики взаимоотношений человека с миром природы.

Методическое направление (наиболее важное для будущих педагогов) предполагает разностороннюю методическую и технологическую подготовку, формирует у будущих специалистов комплекс умений, позволяющих эффективно осуществлять процесс экологического образования и воспитания (проведение экскурсий в мир природы, организация учебных экологических троп, летних экологических лагерей, подготовка и проведение экологических праздников, игр, организация экологических акций и движений, просветительная деятельность и т. п.).

Представленные направления реализуются в образовательном процессе Елецкого филиала НОУ ВПО «Россий-

ский новый университет» специальностей ВПО «Прикладная информатика (в экономике)», СПО «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и деятельности инновационной творческой лаборатории «Саморазвитие и самореализация в процессе эффективного менеджмента».

Интеграция указанных направлений подготовки специалиста дает возможность оптимизировать процесс формирования целостного экологического знания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глазачев, С. Н. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии / С. Н. Глазачев. — М. : Горизонт, 1999. — 244 с.

2. Зверев, И. Д. Приоритеты экологического образования / И. Д. Зверев // Развитие непрерывного экологического образования : материалы I Моск. науч.-практ. конф. по непрерыв. экол. образованию, Москва, 22—25 ноября 1994 г. — М., 1995. — С. 16—27.

3. Каропа, Г. Н. Теоретические основы экологического образования / Г. Н. Каропа. — Минск : НИО, 1999. — 288 с.

4. Литковская, Н. П. Экологическое образование в школе: современное состояние, проблемы / Н. П. Литковская // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы : материалы Межрегион. науч.-практ. конф., г. Томск, 2—3 ноября 2006 г. / под ред. О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкиной. — Томск, 2006. — С. 28—з0.

5. Маркович, Д. Ж. Глобализация и экологическое образование / Д. Ж. Маркович // Соц. ис-след. — 2001. — № 1. — С. 27—31.

6. Миркин, Б. М. Экология России / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова. — М. : ВЛАДОС, 1995. — 302 с.

7. Опарин, Р. В. Экологическое образование как структурный компонент подготовки будущего специалиста в вузе [Электронный ресурс] / Р. В. Опарин, М. А. Андросов. — Режим доступа: http://eTib.gasu.ru/vmu/arhive/2006/01/15.shtml.

8. Постановление Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. 17 февраля 1996 г. № 7—19, г. Санкт-Петербург. — Режим доступа: http://www.ecoculture.ru.

Поступила 18.04.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.