ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
Н. Г. Попова (Воронежский государственный педагогический
университет)
Раскрываются содержание понятия «экологическое образование», этапы его развития в России. Рассматриваются основные направления экологического образования в профессиональной подготовке специалистов, интеграция которых позволяет оптимизировать процесс формирования целостного экологического знания.
Ключевыге слова: экологическое знание; экологическое образование; интегрирующая функция.
Сегодня становится очевидным, что профессиональная подготовка специалистов различных направлений невозможна без комплексного экологического образования, между тем в настоящее время нет общепринятого определения этого понятия.
Первое определение экологического образования было дано на конференции по этой тематике, прошедшей в 1970 г. в г. Карсон-Сити (США, Невада), в следующей формулировке: «Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, важных для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды» [цит. по: 6]. Как можно убедиться, в определении представлены принципы не только экологического образования, но и воспитания и просвещения.
Для сравнения приведем ряд других дефиниций, в которых под экологическим образованием понимается:
— «процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по природопользованию,
реализуемых в экологически грамотной деятельности» [8];
— «непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-эстетических отношений, обеспечивающих ответственность личности за состояние окружающей среды» [1];
— «процесс приобретения знаний об экологических проблемах, причинах их возникновения, необходимости и возможностях их решения» [5, с. 27];
— «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде» [3, с. 12].
Представленный далеко не полный ряд дефиниций позволяет судить о многообразии и многозначности определений рассматриваемого понятия. В русле нашего исследования мы будем опираться на мнение академика РАО И. Д. Зверева, согласно которому экологическое образование представляет собой «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций; нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды» [2, с. 1б].
© Попова Н. Г., 2011
11111111111* № 3,
Становление и развитие экологического образования в России было последовательным процессом, четко обусловленным, с одной стороны, уровнем развития науки экология, а с другой — запросами общества [4]. Периодом становления экологического образования в России принято считать первую половину XVIII в. С этого времени и до 20-х гг. XX в. отдельные экологические вопросы рассматривались в рамках преподавания естествознания. Затем информация экологического характера сообщалась учащимся в основном в связи с обучением их основам сельскохозяйственного производства. С 1930-х гг. экологическое просвещение осуществлялось в процессе биологического образования. С 1980-х гг. формируется система собственно экологического образования.
К началу 90-х гг. XX в. в отечественной педагогике получили широкое распространение ориентация на идеалы гуманизма и общечеловеческие ценности; задачи гуманизации и экологизации образования стали проблемами государственной политики. Закон РФ «Об образовании» (1992), Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1994), Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» (1994) определили экологическое образование в качестве приоритетного направления совершенствования всей системы образования в Российской Федерации. В Концепции общего среднего экологического образования (авторы — И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина и др., 1994) указывается, что «цели экологического образования — становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие, — направлены на формирование и развитие экологического сознания личности».
На рубеже веков под влиянием объективных факторов начались научные дискуссии о дальнейших стратегиях оте-
чественного экологического образования, поиск нетрадиционных подходов.
«Национальная стратегия экологического образования Российской Федерации» (2000) определила цели, задачи, принципы и основные направления экологического образования, призванного не только формировать у гражданина представление о физических и биологических компонентах окружающей среды, но и способствовать пониманию социальноэкономической обстановки, проблем развития общества, усвоению экологических и этических норм, образа жизни, отвечающего принципам устойчивого развития. В документе предусматривается создание единой системы непрерывного экологического образования каждого гражданина России.
Экологическое образование в профессиональной подготовке специалистов, по мнению таких ученых, как Р. В. Опарин, М. А. Андросов, должно включать несколько основных направлений: экологотеоретическое, натуралистическое (практическое), гуманитарное и методическое [7].
Эколого-теоретическое направление подготовки специалиста — это овладение экологическим потенциалом естественно-научных дисциплин на основе многосторонних межпредметных связей. Оно выполняет интегрирующую и системообразующую функции в сфере развития адекватных экологических представлений студентов. В его рамках раскрываются такие фундаментальные понятия, как основные закономерности организации биологических систем (организмов, популяций, видов, биоценозов, биогеоценозов, биосферы), их иерархия, целостность и взаимозависимость; проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу, рациональное использование природных ресурсов, охрана и преобразование природы, оптимизация окружающей природной среды, управление взаимодействием природы и общества. На этой базе формируется понимание того, что общество и биосфера находятся в состоянии коэволюции; человеческую деятельность следует интегрировать с законами биосферы;
поскольку человек является частью биосферы, он должен подчиняться ее законам.
Натуралистическое (практическое) направление подготовки предусматривает формирование практических умений и навыков взаимодействия с миром природы, природными объектами в естественной, искусственной и антропогенной средах. Для этого нужно освоить комплекс экологических технологий, включающий исследовательские навыки, наблюдение за природными объектами, их идентификацию, правила поведения в природной среде, биотехнические и природоохранные стратегии и технологии и т. п.
Гуманитарное направление предусматривает повышение эрудиции студентов в области экологии средствами экологически ориентированной художественной литературы (например, творчества писателей-натуралистов), искусства (музыки, живописи, кино, театра), затрагивающего темы природы. Необходимы эстетический анализ природных объектов, формирование их положительного эмоционального восприятия, понимание этики взаимоотношений человека с миром природы.
Методическое направление (наиболее важное для будущих педагогов) предполагает разностороннюю методическую и технологическую подготовку, формирует у будущих специалистов комплекс умений, позволяющих эффективно осуществлять процесс экологического образования и воспитания (проведение экскурсий в мир природы, организация учебных экологических троп, летних экологических лагерей, подготовка и проведение экологических праздников, игр, организация экологических акций и движений, просветительная деятельность и т. п.).
Представленные направления реализуются в образовательном процессе Елецкого филиала НОУ ВПО «Россий-
ский новый университет» специальностей ВПО «Прикладная информатика (в экономике)», СПО «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и деятельности инновационной творческой лаборатории «Саморазвитие и самореализация в процессе эффективного менеджмента».
Интеграция указанных направлений подготовки специалиста дает возможность оптимизировать процесс формирования целостного экологического знания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глазачев, С. Н. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии / С. Н. Глазачев. — М. : Горизонт, 1999. — 244 с.
2. Зверев, И. Д. Приоритеты экологического образования / И. Д. Зверев // Развитие непрерывного экологического образования : материалы I Моск. науч.-практ. конф. по непрерыв. экол. образованию, Москва, 22—25 ноября 1994 г. — М., 1995. — С. 16—27.
3. Каропа, Г. Н. Теоретические основы экологического образования / Г. Н. Каропа. — Минск : НИО, 1999. — 288 с.
4. Литковская, Н. П. Экологическое образование в школе: современное состояние, проблемы / Н. П. Литковская // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы : материалы Межрегион. науч.-практ. конф., г. Томск, 2—3 ноября 2006 г. / под ред. О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкиной. — Томск, 2006. — С. 28—з0.
5. Маркович, Д. Ж. Глобализация и экологическое образование / Д. Ж. Маркович // Соц. ис-след. — 2001. — № 1. — С. 27—31.
6. Миркин, Б. М. Экология России / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова. — М. : ВЛАДОС, 1995. — 302 с.
7. Опарин, Р. В. Экологическое образование как структурный компонент подготовки будущего специалиста в вузе [Электронный ресурс] / Р. В. Опарин, М. А. Андросов. — Режим доступа: http://eTib.gasu.ru/vmu/arhive/2006/01/15.shtml.
8. Постановление Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. 17 февраля 1996 г. № 7—19, г. Санкт-Петербург. — Режим доступа: http://www.ecoculture.ru.
Поступила 18.04.11.