Научная статья на тему 'Инновационные педагогические технологии как основа опережающей подготовки в профессиональных образовательных организациях'

Инновационные педагогические технологии как основа опережающей подготовки в профессиональных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
803
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ADVANCED EDUCATION / THEORETICAL TRAINING / PRACTICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пальянов Михаил Павлович, Певин Максим Анатольевич, Романченко Михаил Константинович, Сырмолотов Иван Владимирович, Холина Людмила Анатольевна

В статье обосновывается применение инновационных педагогических технологий как эффективного механизма опережающего профессионального образования, выделяются основные составляющие идеи опережения, освещается опыт использования современных технологий в учреждениях среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пальянов Михаил Павлович, Певин Максим Анатольевич, Романченко Михаил Константинович, Сырмолотов Иван Владимирович, Холина Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS THE BASIS OF ADVANCED TRAINING IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article substantiates the relevance of using innovative educational technologies as an effective tool for implementing advanced vocational education. The authors define the main ideas of advanced education and analyze the experience of practical application of modern technologies in institutions of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Инновационные педагогические технологии как основа опережающей подготовки в профессиональных образовательных организациях»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT

УДК/UDC 377.5 М. П. Пальянов, М. А. Певин, М. К. Романченко,

И. В. Сырмолотов, Л. А. Холина, Н. В. Харина

M. Palyanov, M. Pevin, M. Romanchenko, I. Syrmolotov, L. Kholina, N. Kharina

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS THE BASIS OF ADVANCED TRAINING IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

В статье обосновывается применение инновационных педагогических технологий как эффективного механизма опережающего профессионального образования, выделяются основные составляющие идеи опережения, освещается опыт использования современных технологий в учреждениях среднего профессионального образования.

The article substantiates the relevance of using innovative educational technologies as an effective tool for implementing advanced vocational education. The authors define the main ideas of advanced education and analyze the experience of practical application of modern technologies in institutions of secondary vocational education.

Ключевые слова: педагогические технологии, опережающее образование, теоретическая подготовка и практическое обучение.

Keywords: educational technologies, advanced education, theoretical training, practical training.

Система профессионального образования в России переживает очередной этап реформирования. Несмотря на принятие целого ряда стратегических документов развития образования, комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы, разработку профессиональных стандартов, система среднего профессионального образования (СПО] не справляется с задачей подготовки выпускников, квалификация которых соответствует требованиям современной экономики. Решить существующие в системе профессионального образования проблемы и противоречия, на наш взгляд, возможно, если следовать идее опережающего непрерывного образования.

В основе идеи опережающей подготовки кадров — изменение отношения к человеку как ценности, субъекту собственной деятельности, осуществляемой в условиях постоянного обновления техники и технологий, изменений в социальной и экономической жизни обще-

ства, необходимости освоения работником новых видов профессиональной деятельности, постоянного повышения квалификации и уровня профессиональной подготовки [7].

Основные составляющие идеи опережающего непрерывного образования:

— опережающий потребности производства уровень образования населения;

— опережающая подготовка кадров для социально-экономического развития регионов;

— саморазвитие, самоопределение личности, самозанятость обучающегося;

— базовое фундаментальное образование, создающее основу для дальнейшего движения человека в образовательном пространстве по всем возможным векторам;

— многоуровневость образовательных программ;

— дополнительность (взаимодополнительность) базового и последипломного образования (доподготовка и переподготовка специалиста, формирование самосознания личности, периодическое освоение науки, техники, технологии, развитие неформального образования взрослых);

— маневренность образовательных программ («стыковка» содержания образовательных программ разных профилей, уровней и ступеней);

— преемственность образовательных программ;

— интеграция образовательных программ;

— гибкость организации форм образования (развитие очной, заочной, вечерней форм обучения, открытого образования, экстерната).

Разработка и реализация научно обоснованной модели целостной системы опережающей подготовки специалистов среднего профессионального образования опираются на ряд современных достижений в области профессионального образования:

— создание структуры сетевой опережающей подготовки и непрерывного повышения научной и инженерно-педагогической квалификации преподавателей;

— в системе СПО создаются совместные с университетами и бизнес-структурами лаборатории и кафедры по опережающей подготовке специалистов;

— формируется система непрерывной подготовки специалистов «школа — техникум — вуз — последипломное образование»;

— внедряются инновационные педагогические технологии, обеспечивающие взаимодействие всех участников совместной деятельно-

сти по опережающей подготовке кадров школы, учреждений СПО, вузов, предприятий, ЦЗН;

— формируются на базе образовательных организаций СПО инновационные центры: многофункциональные центры прикладных квалификаций, ресурсные центры по опережающей подготовке кадров для основных отраслей экономики регионов.

Целью данной статьи является выделение подходов к решению проблем профессионального образования с позиции идеи опережающего непрерывного образования, основой которой могут и должны стать инновационные педагогические технологии.

«Наступает эпоха деятельностно-ценност-ной парадигмы образования и единого глобального образовательного сообщества. Новое время требует коренным образом изменить содержание образования и создать принципиально иные образовательные технологии» [1, с. 5].

«Образовательные технологии», «педагогические технологии», «инновационные технологии», «технологии обучения», «технологии воспитания», «технологии развития» — в каких только сочетаниях не используется слово «технология» в научно-педагогической и справочной литературе.

«Образовательная технология — это процессная система совместной деятельности учащихся и преподавателя по проектированию (планированию) организации и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам» [6]. В данном определении отражены главные составляющие эффективного использования технологического подхода к обучению: система, совместная деятельность, управление процессом, результат.

Список ученых-теоретиков и педагогов-практиков, обращавшихся к данной тематике, достаточно обширен. Наиболее известны работы следующих авторов: В. П. Бес-палько, И. П. Волкова, В. В. Гузеева, А. Н. Дахина, В. В. Давыдова, М. В. Кларина, Н. В. Кульбеда, Б. Т. Лихачева, В. М. Монахова, М. Ю. Олешко, В. А. Сластенина, С. А. Смирнова, Г К. Селев-ко и др. Существует и множество классификаций технологий. Наибольшей известностью у руководителей и педагогов системы общего среднего, среднего специального и высшего образования, особенно педагогического и психологического профилей, пользуются издания серии «Энциклопедия образовательных технологий» Г. К. Селевко, в которых классифицированы несколько сотен различных технологий.

Авторы статьи не ставят задачи выявления наиболее эффективных технологий, которые следует рассматривать в конкретном контексте, а акцентируют внимание на некоторых, наиболее востребованных в профессионально ориентированном процессе педагогических технологиях.

В профессиональном образовании о технологии можно говорить как о совокупности и последовательности методов и средств преобразования и построения учебного и производственного процессов. В таком случае педагогическая технология применительно к профессиональному образованию может рассматриваться как совокупность и последовательность методов, средств и форм, позволяющих получить определенные результаты в процессе обучения и профессиональной деятельности обучающихся.

В структуру технологии входят: диагностика обучающихся по освоению учебного материала; организация деятельности обучающихся по усвоению и закреплению учебного материала; контроль качества усвоения учебно-профессионального материала и овладения умениями и навыками практической деятельности; построение методики диагностики причин отставания и дополнительной работы с отстающими обучающимися.

К технологиям обучения относятся: технологии классно-урочной системы; развивающее, проблемное обучение, дистанционные технологии, информационные технологии, технологии сетевого образования, организационно-дея-тельностные игры, дифференцированное обучение, исследовательская деятельность и т. д.

К технологиям в профессиональном образовании относятся: технология теоретического обучения, лабораторно-практические занятия, курсовое проектирование выпускных квалификационных работ, сетевая форма реализации образовательных программ, информационные и дистанционные технологии, технологии модульного обучения, учебно-демонстрационный комплекс, учебно-производственные полигоны, практико-ориентированное обучение, производственное обучение, практика, метод проектов и решение производственных задач, WoгldSkills («мировые», универсальные умения], технологии социального партнерства и участия специалистов в учебно-производственном процессе, имитационное моделирование производственных процессов и т. д.

Использование новых технологий закреплено законодательно. В частности, в статье 15 федерального закона «Об образовании

в Российской Федерации» речь идет о сетевой форме реализации образовательных программ, а в статье 16 — об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях. Дается определение данных понятий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [5].

Дистанционные технологии позволяют осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимся, а технологии сетевого образования представляют собой «самостоятельную работу студентов по изучению теоретического материала и выполнению практических заданий, нацеленных на формирование компетенций (теоретические исследования, виртуальные практикумы и лабораторные, тренажерные занятия и т. п.). Обязательной составляющей является система тестирования» [2, с. 100-101].

К формам технологий сетевого образования можно отнести элементы технологии e-learning (с использованием ресурсов виртуальных колледжей и университетов), организацию группового общения через Livejournal («Живой журнал») или блога преподавателя (тематического, предметного), где он может разрабатывать учебные курсы, рубрики по темам, проводить форумы и т. д. Использование нового направления электронного обучения m-Learning (mobile learning), современных мобильных средств связи (смартфонов, планшетных компьютеров и т. д.) позволяет обучающемуся в любое удобное время скачать лекции, пройти тестирование, почитать необходимые для занятий материалы и т. д. [2, с. 101-102].

Использование сетевых, информационных, дистанционных технологий требует изменения роли преподавателя в организации образовательного процесса, когда он становится не единственным источником знаний, а должен помочь обучающимся ориентироваться в новой информации, критически ее анализировать и оценивать (рис. 1). Структура целостного педагогического процесса может быть представлена как модель [3, с. 336].

Модель профессионально ориентированного процесса включает работодателя: его участие в оценке качества подготовки, совершенствование учебно-производственного процесса, база для повышения квалификации работников учреждений СПО, участие сотруд-

О

б у

ч а

ю щ

и й с я

Рис. 1. Модель профессионально ориентированного образовательного процесса

ников предприятий в подготовке специалистов, развитие сферы образовательного процесса.

Широкое распространение в системе профессионального образования получают технологии сотрудничества учреждений про-

фессионального образования с социальными партнерами [3, с. 429]. Основные направления сотрудничества образовательных учреждений с предприятиями по подготовке выпускников представлены схематично на рисунке 2.

Рис. 2. Технологии сотрудничества с социальными партнерами

Данные технологии могут быть конкретизированы с учетом сложившегося опыта взаимодействия. Так, например, профессиональный опыт социального партнерства педагогов ГБПОУ НСО «Новосибирский строительно-монтажный техникум» основан на нескольких базовых принципах: связь с работодателями при разработке и реализации образовательных программ, изучение передового педагогического опыта, повышение квалификации, производственные стажировки в строительных компаниях региона, постоянное совершенствование профессиональных компетенций в области инновационных технологий отрасли.

Важная роль в учебно-производственном процессе отводится технологиям оценки качества знаний (теоретическая подготовка), качества производственного обучения (практическое обучение). Кратко определим основные формы обучения и специфику работы ресурсных центров.

Теоретическое обучение: лабораторно-практические занятия, курсовое проектирование, выпускные квалификационные работы и т. д.

Практическое обучение: производственное обучение, производственная практика, научно-технические кружки, конкурсы по профессии, олимпиады по профессии (WoгldSkills] и т. д.

Ресурсные центры: дополнительное профессиональное образование по сложным и новым профессиям, маркетинг рынка труда, оценка качества профессионального образования, повышение профессиональной квалификации, новые информационные технологии, создание учебно-демонстрационных комплексов, учебные полигоны, технопарк, бизнес-инкубатор, образовательно-отраслевые кластеры, сетевое объединение учебных заведений и социальных партнеров и т. д.

Положительной практикой стало совместное со студентами освоение новых технологий строительного производства в рамках обучающих семинаров, организованных компаниями социальных партнеров колледжа. Педагоги наряду со студентами участвуют в мастер-классах и профессиональных семинарах, проходят опережающее обучение для овладения технологией с последующей отработкой умений уже в составе обучаемой группы.

В последнее время все большее распространение в теоретическом и производственном обучении приобретают технологии активного обучения (табл. 1].

Таблица 1

Среди студентов и преподавателей учреждений среднего профессионального образования Кемерова, Новокузнецка, Новосибирска был проведен анализ значимости основных компонентов образовательного процесса (табл. 2].

Наиболее значимыми средствами решения задач подготовки высококвалифицированного и эффективного специалиста в обеих группах признаны те компоненты образовательного процесса, образовательная среда которых обладает высокой профессионально-деятельностной направленностью и высокой насыщенностью профессиональным контекстом (учебная практика на учебных полигонах, производственная практика, изучение специальных дисциплин]. Чем меньше численный показатель, тем выше ранг значимости компонента образовательного процесса.

Для использования современных технологий, осуществления тесной взаимосвязи теоретической подготовки и практического обучения необходимо создание условий, позволяющих осуществлять опережающую подготовку будущих специалистов. Такие условия удалось создать в Новосибирском строительно-монтажном техникуме, где обучают будущих спе-

Технологии активного обучения

Неимитационные Имитационные

Неигровые Игровые

Проблемные лекции Практикумы Практические занятия Дискуссии Проблемные семинары Анализ конкретных ситуаций Решение ситуационных проблем Действия по инструкции Игровое проектирование Деловые игры Ситуационно-ролевые игры Разыгрывание ролей Тренинг

Таблица 2

Ранг значимости компонентов образовательного процесса

учреждений СПО для решения задач подготовки высококвалифицированного и эффективного специалиста

Компоненты образовательного процесса Ранг

Преподаватели Студенты Сводный

Учебная практика на учебных полигонах 1 2 1

Производственная практика 2-3 1 2

Изучение специальных дисциплин 2-3 4 3

Возможность получения нескольких дополнительных квалификаций (по программам рабочих профессий] 4 3 4

Возможность получения второй специальности среднего профессионального образования 6 5 5

Занятия в кружках, секциях и т. д. 7-8 6 6

Возможность общаться со студентами других колледжей в рамках студенческих научных конференций, участие в разработках совместных проектов и т. д. 5 10 7

Прохождение учебной практики в мастерских 7-8 8 8

Возможность обучаться по индивидуальным учебным планам 10 7 9

Изучение общеобразовательных дисциплин 9 9 10

циалистов строительной отрасли. Коллективу коллежа удалось создать условия в специализированном центре компетенций, учебно-демонстрационном комплексе, на уровне современных международных аналогов, так как удалось привлечь к оборудованию помещений для проведения теоретических и практических занятий ведущих российских и мировых производителей строительных технологий и инструментов (компании: Bosch, Ridgid, Knauf, Velux, «Автоматизация», «Арт-климат», Saint-Gobain, «Метротайл», «Армстронг», Docke).

На базе образовательной организации созданы два ресурсных центра: технический ресурсный центр по работе с инструментами и оборудованием для сантехнической и нефтегазовой отрасли, технический ресурсный центр по работе с современным электроинструментом и измерительной техникой. В учебном процессе используется уникальная техническая лаборатория современных сантехнических устройств и средств диспетчеризации с установкой современных систем автоматизации, теплоузлом и действующей системой вентиляции.

В колледже создана учебная лаборатория на 6 рабочих мест по монтажу санитарно-тех-нических систем в соответствии с требования-

ми мировых стандартов WoгldSkills, оснащенная модульными стендами для приобретения навыков монтажа сантехнического оборудования; лаборатория по компетенции «электромонтаж» для подготовки к чемпионатам профессионального мастерства по стандартам WoгldSkills на 6 рабочих мест. Подготовлена материально-техническая база для работы специализированного центра компетенций для подготовки по стандартам WoгldSkills по компетенции «электромонтаж», включающей в себя стенды для электромонтажа и современное оборудование по монтажу систем ^Х, Dali, комплекты оборудования и программного обеспечения для программирования, учетно-распределительные щиты, щиты управления и освещения с полным комплектом инструментов для монтажа.

На базе колледжа открыты учебно-практические площадки по основным направлениям строительного производства:

— техническая лаборатория по работе с отделочными материалами и монтажу мансардных окон;

— учебно-практическая площадка для освоения технологии монтажа подвесных потолочных систем;

— комплексная площадка по технологии отделочных работ, включающая демонстрационные залы по отделочным материалам и мастерскую отделочных работ для освоения техники работы с клеями, материалами для устройств штукатурных фасадов, полов и гидроизоляции зданий;

— учебно-практическая площадка для освоения технологии монтажа композитного кровельного покрытия;

— практическая мастерская для освоения технологии монтажа гибкой черепицы и фасадных систем.

Все учебные кабинеты оснащены ноутбуками и компьютерами с подключением к локальной сети, к сети Интернет. Имеется два комфортабельных конференц-зала, позволяющих проводить онлайн-конференции.

Использование современных технологий технического обслуживания, диагностирования и ремонта автомобильного транспорта еще одним педагогическим коллективом — коллективом ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства» — позволяет качественно готовить студентов колледжа по специальностям «автомеханик», «техническое обслуживание и ремонт автомобилей» с учетом требований профессионального стандарта, стандартов WorldSkills Russia (компетенция «ремонт и обслуживание легковых автомобилей»).

Главный принцип деятельности отраслевого многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа основывается на утверждении, что каждый специалист должен быть охвачен непрерывным циклом профессионального обучения, повышения квалификации, переподготовки, тренингов на базе основного профессионального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках развития ресурсного центра, колледж в течение пяти лет был оснащен современным оборудованием. Лаборатории и кабинеты колледжа оснащены тренажера-ми-симуляторами: экскаватора, асфальтоукладчика, автомобильного крана, автомобилей категории «В» и «С». Сегодня на балансе колледжа находится 42 единицы учебной техники, в том числе: экскаватор-погрузчик CAT-428E, бульдозер CATERPILLAR-D3K, каток HAMM-H199/HD8VV, автогрейдер ГС-14.02, трактор МТЗ-80, трактор ДТ-75 Т, автовышка АГП-22, гидростанция с навесным рабочим инструментом для механизации работ дорожного рабочего, виб-

роплита, бур со сменным инструментом, автомобили: ЗИЛ-4545, «Амур-531350», ГАЗ-СААЗ-2505, ГАЗ-33106, «Лада-2111» (2 шт.), «Лада-Калина», Mazda Demio (2 шт.), «Рено-Сандеро», автобус, мотоциклы. В ресурсном центре созданы: учебная станция технического обслуживания автотранспорта, учебный полигон с дорожно-строительной техникой, два автодрома для подготовки водителей категории «В» и «С». Действует автошкола по подготовке водителей категории «А», «В», «С». В планах образовательного учреждения — открытие категории «D» (водитель автобуса) и «Е» (прицепа).

Наличие учебно-материальной базы, оборудования позволяет выполнять учебную программу по основным разделам и темам профессионального цикла. Имеются изготовленные выпускниками и мастерами производственного обучения стенды, технологические карты, образцы продукции. Оборудование соответствует требованиям безопасности и выполнения практических работ обучающимися. Все учебно-производственные мастерские, лаборатории укомплектованы рабочим и мерительным инструментом, шаблонами, эталонами и технологическими конструкционными схемами. Все кабинеты аттестованы. Учебно-материальная база позволяет выполнять учебные программы на 90-95 %. Оснащенность в среднем по профессиям составляет 94,8-96,9 %.

Современное оснащение колледжа позволяет педагогическому коллективу построить учебный процесс с учетом опережающего характера формирования компетенций. Педагоги регулярно совершенствуют профессиональный опыт на курсах повышения квалификации, научно-практических конференциях, стажировках на предприятиях. Саморазвитие каждого педагога многофункционального центра прикладных квалификаций является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Главный критерий деятельности, установленный педагогическим коллективом колледжа: качественное обучение современного и конкурентоспособного специалиста в условиях рыночной экономики. Значимые достижения колледжа стали возможны:

— благодаря обеспечению трудовой мобильности педагогического коллектива за счет ускоренной подготовки персонала для освоения нового оборудования, смежных профессий и специальностей;

— кадровому обеспечению реализации программ, направленных на освоение и совершенствование профессиональных квалификаций, путем организации курсов повышения квалификации и стажировок педагогических кадров, отвечающих за освоение обучающимися дисциплин и модулей основной профессиональной образовательной программы.

Деятельность центра профессиональных компетенций автосервиса и дорожного хозяйства позволяет вести подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров с учетом потребностей экономики. Программы подготовки основаны на использовании инновационных проектов и на укоемких технологий. Применение современных инновационных технологий позволяет обеспечить выпускников центра практическими навыками, адекватными требованиям рынка труда. В связи с реализацией программ развития области, ориентированных на строительство, ремонт, эксплуатацию дорог, мостов и туннелей, а также вводом в эксплуатацию новых развязок, значительно увеличивается потребность региона в кадрах для дорожно-строительной отрасли.

Опыт работы колледжа показал эффективность применения новых подходов к организации практического обучения. В связи со сложностью изучаемых дисциплин группы обучающихся в образовательном учреждении разбиты на подгруппы. В помощь мастеру производственного обучения на производственных участках учебной станции технического обслуживания, учебном дорожно-строительном полигоне, в лаборатории по проведению независимой экспертизы качества дорожного полотна добавлены инструкторы производственного обучения (наставники], работающие одновременно с мастером на различных постах, по индивидуальным заданиям.

Анализ качества подготовки при работе в группах с различным количеством студентов, приходящихся на одного преподавателя, показал, что уровень усвоения материала вырастает в группах с наименьшим количеством обучающихся. Это позволило сделать следующий вывод: оптимальным на практических занятиях является соотношение: 3-5 студентов — на одного преподавателя (в таком случае усвоение материала составляет 90-95 %], максимальное число студентов на одного преподавателя — 7 (усвоение материала — 50-60 %], при большем коли-

честве студентов уровень подготовки падает пропорционально количеству обучающихся на одного преподавателя (до 40 % и ниже] [4].

Вышеперечисленные факты позволяют утверждать, что использование современных технологий опережающей подготовки выпускников Новосибирского строительно-монтажного техникума и Новосибирского колледжа автосервиса и дорожного хозяйства позволяет студентам образовательных организаций получить действительную путевку в жизнь, освоив за время обучения такой багаж знаний, который поможет им не только устроиться на работу, но и чувствовать себя уверенно на рынке труда.

В продолжительной перспективе следование идеям опережающего непрерывного образования, использования современных инновационных технологий и практико-ори-ентированного обучения повысит престиж рабочих профессий, сформирует конкурентоспособную личность обучающегося путем развития индивидуальных профессиональных образовательных траекторий; приведет к разработке и реализации модели профессионального самоопределения обучающихся, обладающих профессиональными компетенциями, которые соответствуют требованиям инновационного производства и обеспечивают международный уровень профессиональной квалификации.

1. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех / В. В. Гузеев, А. Н. Дахин, Н. В. Кульбе-да, Н. В. Новожилова. — М. : Центр «Педагогический поиск», 2004. — 96 с.

2. Денисова И. А. Технологии сетевого образования // Проблемы и перспективы образования в России. — 2013. — № 18. — С. 100-102.

3. Жуков Г. Н., Матросов П. Г. Общая и профессиональная педагогика : учебник. — М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2013. — 448 с.

4. Повышение педагогического мастерства как фактор повышения качества подготовки специалистов / М. К. Романченко, С. В. Крашенинников, А. Н. Куба-шев, А. М. Романченко // INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL .— 2016. — № 09 (51), Ч. 4. — С. 88-91. — DOI: 10.18454/IRJ.2016.51.030.

5. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ. — URL: ИИ;р://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 03.05.2016).

6. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. — 4-е изд., стер. — М., 2007. — 384 с.

7. Кагакина Е. А. Проектирование процесса компетент-ностно-ориентированного обучения в вузе на основе онтологической модели // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 3 (15). — С. 31-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.