Научная статья на тему 'Применение комплекса тренажеров-симуляторов в образовательном процессе техникума'

Применение комплекса тренажеров-симуляторов в образовательном процессе техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чередников Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение комплекса тренажеров-симуляторов в образовательном процессе техникума»

- от теории к практике -

приобретают необходимые умения и навыки в области профессиональной оценки экологического состояния окружающей среды, факторов безопасности и здоровья, что в свою очередь способствует формированию их общей профессиональной компетентности.

1. Голохвастова Е. Ю. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования // Научный журнал «Вестник университета» (Народное образование. Педагогика). — Изд-

во ФГБОУ ВО «Государственный университет управления». — 2018. — Режим доступа: URL: https:// cyberleninka.ru/article.

Заборина М. А. Экологическое воспитание студентов учреждений среднего профессионального образования : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / М. А. Заборина; Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского. — Калуга, 2015. — 192 с.

2. Руководство к практическим занятиям для лаборатории «Экология и охрана окружающей среды»: учебное пособие для вузов / Под ред. А. Г. Муравьева. — Изд. 3-е, перераб. и дополн. — СПб : «Крис-мас+», 2014. — 108 с.

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСА ТРЕНАЖЕРОВ-СИМУЛЯТОРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИКУМА

Е. С. Чередников, преподаватель Кемеровского горнотехнического техникума

В настоящее время активно меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности. Сегодня мы не можем не думать о том, что ожидает наших выпускников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений в области современных технологий. Выпускнику техникума важно не только дать знания, но и научить самостоятельно их добывать и профессионально совершенствоваться всю жизнь. Добиться этого можно с помощью современных технологий. В нашем техникуме была открыта лаборатория информационных технологий в горной промышленности, оснащенная электронными образовательными ресурсами по горному делу, внедрены в учебный процесс пять тренажеров-симуляторов горной техники.

В настоящее время благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффективностью, наглядностью и с меньшими расходами обучать студентов, формировать у них те или иные профессиональные навыки управления горношахтным оборудованием. Использование в образовательном процессе тренажеров-симуляторов горной техники FORWARD позволяет повысить профессионально-практическую направленность занятий. Системы симуляторов наземной и подземной горной техники теперь представлены как кабины существующих моделей горной техники, с полностью функциональными

приборами и органами управления, дисплеем с высоким разрешением, системами объемного звука.

Студенты овладевают первоначальными навыками эффективной работы с техникой, при этом весь процесс обучения постоянно контролируется, анализируется каждый сеанс работы, выявляются и корректируются недостатки. Симуляторы позволяют студентам познакомиться с органами управления машиной и изучить соответствующие процедуры эксплуатации до того, как они перейдут к практическому обучению непосредственно на оборудовании во время производственной практики. Студентам предоставляется возможность совершенствования навыков и повышения производительности на симуляторах.

Тренажер-симулятор автогрейдера Д3-98 предназначен для первоначального обучения машиниста автогрейдера, а также для совершенствования или коррекции имеющихся навыков управления автогрейдером у опытных машинистов, тренажер-симулятор проходческой буровой установки — для первоначального обучения машиниста-оператора горнопроходческой буровой установки, тренажер-симулятор карьерного

«образование. карьера. общество» № 3 (58) 2018

15

самосвала БелАЗ предназначен для первоначального обучения водителей карьерных самосвалов БелАЗ в учебных заведениях, а также для совершенствования и коррекции имеющихся навыков управления, формирования устойчивых навыков безопасного вождения в различных дорожных и погодных условиях. Тренажер-симулятор фронтального погрузчика предназначен для первоначального обучения машиниста фронтального погрузчика, а также для совершенствования или коррекции имеющихся навыков управления автогрейдера у опытных машинистов, тренажер карьерного экскаватора ЭКГ-8 — для обучения машинистов экскаватора основным приемам управления рабочими, ходовым и поворотным механизмами карьерного экскаватора и для обучения технического персонала навыкам работы, эксплуатации и конструкции гусеничного карьерного экскаватора.

В программные комплексы тренажеров заложены технические характеристики реальных прототипов, реализована реалистичная виртуальная модель машины, физика поведения и движения техники, максимально приближенная к реальности в различных погод-

ных условиях и в разное время суток. Управление визуализированной сценой тренажеров осуществляется при помощи панелей пультов и соответствует типовому рабочему месту машиниста/водителя, имеет аналогичные приборы, рычаги и органы управления. Тренажеры используются для подготовки как квалифицированных кадров по программам СПО «Открытые горные работы», «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых», «Шахтное строительство», так рабочих угольных предприятий области.

Работа на тренажерах-симуляторах имеет следующий вид:

• студент изучает инструкцию к симулятору, знакомится с рабочим местом под руководством студента-инструктора, каждый студент-курсант регистрируется в программе на данном тренажере-симуляторе;

• приступает к выполнении задания на тре-нажере-симуляторе под руководством студента-инструктора старшего курса, который уже прошел обучение на данном тренажере;

• задание считается выполненным тогда, когда нет замечаний по подготовке и запуске

16

«образование. КАРЬЕРА. ОБЩЕСГВО» № 3 (58) 2018

оборудования от студента-инструктора, выполнены все нормативы, предусмотренные заданием, нет штрафных баллов по программе выполнения;

• вся информация по выполнению сохраняется в памяти тренажера (группа, Ф. И. О., время выполнения и результат выполнения задания), а также в журнале, где выставляется предварительная оценка по каждому упражнению.

На предприятиях большое внимание уделяется вопросам безопасности при работе на горном оборудовании. Чем ниже уровень подготовки специалиста, тем больше ошибок. В связи с этим возрастает необходимость более активного использования симуляторов в образовательном процессе, что позволяет существенно снизить эмоциональный барьер, который препятствует адаптации выпускника к условиям рабочего места.

«образование. карьера. общество» № 3 (58) 2018

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.