За этот период в школе были открыты четыре инновационные площадки, направленные на решение проблем профориентации, профессионального самоопределения и дальнейшей занятости выпускников специальной школы. В ходе работы федеральной инновационной площадки «Образование и занятость выпускников на рынке труда» (золотая медаль Кузбасской ярмарки «Образование. Карьера. Занятость») учреждением разработана и внедрена в педагогическую практику программа профориентации «Образование. Карьера. Успех», которая определяет содержание и основные пути реализации деятельности образовательного учреждения по профессиональной ориентации и самоопределению слабослышащих школьников. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся. В марте 2016 г программа была удостоена серебряной медали Кузбасской выставки-ярмарки «Образование. Карьера».
В настоящий момент в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты школа будет разрабатывать систему работы, включающую построение индивидуального образовательного маршрута учащегося (на основе диагностических данных) и последующего сопровождения ребенка на протяжении его обучения в школе.
На протяжении многих лет учреждение сталкивается с проблемой дальнейшего обучения и занятости выпускников. Ежегодно от 10 до 25 выпускников с нарушением слуха заканчивают обучение в нашей школе и стал-
киваются с узким спектром предлагаемых профессий в нашем регионе и отсутствием сурдопереводчиков в профессиональных образовательных организациях. Особенно трудно это для детей с интеллектуальными нарушениями, которые могли бы успешно трудиться на самых востребованных экономикой рабочих специальностях.
«Получение инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности» (письмо Министерства образования и науки РФ от 2.02.2106 № ВК-163/07) [6].
1. Об образовании в Российской Федерации : фед. закон от 29. 12.2012 № 273-Ф3 // Вестник образования РФ. 2013. № 5-6. Ст. 42.2. С. 64-65.
2. Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 15.08.2008 № 1193-р.
3. Путин В. В. Госсовет по вопросам совершенствования общего образования [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/51001 (дата обращения 23.12.2015)/
4. Богомолова Н. Д. Инновационные технологии организации охраны и укрепления здоровья населения : автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Кемерово, 2006. 21 с.
5. Головко С. Г. Особенности региональной социальной политики в отношении инвалидов (на примере Кузбасса) [Электронный ресурс]. URL: http://jurnal.org/ articles/2008/polit16.html.
6. О направлении методических рекомендаций : письмо Минобрнауки России от 2.02.2016 г. № ВК-163/07 // Вестник образования. 2016. № 8. С. 60-61.
УДК/UDC 377(571.17) О. В. Сластунова, Р. С. Казаков
O. Slastunova, R. Kazakov
ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
DEVELOPMENT OF OLYMPIAD MOVEMENT AS AN ELEMENT OF CREATION COMPETITIVE WORKING ENVIRONMENT IN KEMEROVO REGION
Статья посвящена вопросам организации олимпиадного движения среди профессиональных образовательных организаций горного профиля Кемеровской области. В данной статье
рассматриваются организационные и педагогические условия, формирующие модель подготовки обучающихся к олимпиадам профессионального мастерства.
The article is covering the issues of organizing Olympiad movement among professional educational institutions of coal mining specialty in Kemerovo region. The article focuses on organizational and pedagogical conditions influencing the model of preparing students for Olympiads on professional level.
Ключевые слова: олимпиада, профессиональная образовательная организация, горное дело, обучающиеся.
Keywords: Olympiad, professional educational institution, coal mining, students.
В Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на 2013-2020 гг. подчеркивается, что важным направлением обеспечения трудоустраивае-мости выпускников является создание условий для развития «адаптивных ресурсов» с точки зрения обеспечения их занятости и самозанятости. Для этого Стратегия определяет наиболее значимые и эффективные направления развития содержания профессионального образования, способствующие повышению мотивации к трудовой деятельности по прикладным профессиям, востребованным на рынке труда. Среди этих направлений отдельно выделяется развитие олимпиадного движения [1].
Олимпиады по профессиональному мастерству всегда были обязательным элементом образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях горного профиля Кузбасса, учитывая динамичное развитие угольных предприятий региона в рамках реализации практико-ориентиро-ванной парадигмы образования. Их основная функция — не только выявление лучших обучающихся по профессии или специальности, но и лучшей педагогической практики профессиональных образовательных организаций по формированию необходимых и актуальных компетенций; демонстрация последних достижений и перспектив развития системы профессионального образования.
Участвуя в олимпиадах, обучающиеся за ограниченное время учатся решать ряд сложных творческих задач. Успешное выполнение подобных заданий выступает в роли определяющего условия успешности профессиональной деятельности будущего специалиста [2, с. 50].
Однако сегодня в учебном процессе профессиональных образовательных организаций угольного профиля наблюдается проти-
воречие между значимостью олимпиадного движения по горному делу, способствующему повышению интереса обучающихся к их будущей профессиональной деятельности, и практической реализацией данных мероприятий, выражающееся неактивным вовлечением обучающихся в это движение, чему предшествует ряд негативных факторов: низкая заинтересованность преподавателей в вовлечении обучающихся в олимпиадное движение из-за слабого представления о его необходимости; отсутствие материально-технической базы для подготовки обучающихся к олимпиаде; отсутствие системы стимуляции интереса обучающихся (грамоты, награды, денежные премии] к участию в олимпиадном движении.
Для решения данной проблемы на базе Кемеровского горнотехнического техникума в течение 2 лет проводится межрегиональная олимпиада по направлению «Горное дело» для обучающихся профессиональных образовательных организаций (далее — Олимпиада]. Олимпиада включает в себя теоретическую, практическую части и защиту домашнего задания.
Основной целью Олимпиады является формирование устойчивого интереса к будущей профессиональной деятельности студентов профессиональных образовательных организаций горного профиля.
Среди задач Олимпиады можно выделить:
— выявление уровня знаний, умений и практического опыта студентов по горному делу;
— расширение сетевого взаимодействия между образовательными организациями горного профиля РФ;
— выявление студентов, способных творчески применять на практике профессиональные знания и умения.
19 февраля 2015 г согласно планам Некоммерческого союза образовательных учреждений «Совет директоров учреждений НПО и СПО Кемеровской области» и межрегионального ресурсного центра в области добычи полезных ископаемых на базе техникума прошла первая в истории Кузбасса межрегиональная олимпиада по направлению «Горное дело». Кроме 7 профессиональных образовательных организаций горного профиля региона в олимпиаде приняли участие представители профессиональных образовательных организаций Забайкалья, Башкортостана и Бурятии.
Оценивало мастерство участников компетентное жюри, сформированное из ведущих экспертов-практиков и ведущих ученых об-
ласти: председатель — Виктор Иванович Захаров, заместитель директора по производству шахты Первомайская ОАО «УК Северный Кузбасс», эксперт-заместитель председателя — Олег Владимирович Иващенко, главный инженер ООО «Шахта Бутовская», эксперт — Алексей Алексеевич Хорешок, доктор технических наук, профессор Академии горных наук, директор горного института КузГТУ.
Обучающиеся выполняли работу, состоящую из двух частей: теоретической — тестирование по горному делу и практической — разработка паспорта буровзрывных работ. Кроме того, каждый участник должен был защитить домашнее задание в виде презентации «Моя профессия в судьбе региона».
По итогам туров олимпиады и защиты домашнего задания в командном зачете места распределились следующим образом:
1-е место — Сибайский политехнический колледж (р. Башкортостан);
2-е место — Ленинск-Кузнецкий горнотехнический колледж;
3-е место — Анжеро-Судженский горный техникум [3, с. 111].
Мониторинг во время проведения олимпиады позволил сделать вывод, что наиболее успешных результатов добиваются обучающиеся, отдающее длительное время практической подготовке к участию в Олимпиаде. В то же время обучающиеся, которые делали упор на развитие теоретических знаний, испытывают затруднения при решении практических задач.
К положительным итогам Олимпиады можно отнести развитие отношений с работодателями, с которыми были заключены договоры о выплате именных стипендий одаренным обучающимся техникума.
26 февраля 2016 г. на базе техникума прошла II Межрегиональная олимпиада по горному делу, приуроченная ко Дню шахтера — 2016. В этом году олимпиада была проведена с использованием тренажеров — симуляторов техники для открытых горных работ, приобретенных за счет программы Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса». Это тренажеры фронтального погрузчика, автогрейдера, карьерного самосвала «БелАЗ».
Кроме 5 профессиональных образовательных организаций горного профиля региона, готовящих специалистов по открытым горным работам, в олимпиаде приняли участие представители Республики Хакасия.
Для ознакомления с работой тренажеров участникам были предоставлены тренировоч-
ные дни, тьюторами выступали студенты Кемеровского горнотехнического техникума.
По итогам теоретической и практической частей олимпиады и защиты домашнего задания в командном зачете места распределились следующим образом:
1-е место — Черногорский горно-строительный техникум (Хакасия);
2-е место — Новокузнецкий горнотранспортный колледж;
3-е место — Беловский политехнический техникум.
Проведение таких олимпиад позволило показать, что формирование интереса обучающихся к их будущей профессиональной деятельности через участие в олимпиадном движении возможно при соблюдении следующих условий, которые мы представляем как группу педагогических и группу организационных. Соответственно, к первой группе можно отнести:
— проведение факультативных занятий в области горного дела;
— проектирование банка заданий для подготовки к олимпиаде различных уровней сложности;
— разработку и организацию специального курса для преподавателей по организационно-педагогическим и методическим вопросам олимпиадного движения.
Ко второй группе можно отнести следующие условия:
— совершенствование материально-технической базы образовательной организации;
— введение системы поощрений преподавателей и обучающихся;
— эффективное использование механизмов сетевого взаимодействия среди профессиональных образовательных организаций горного профиля;
— улучшение методического обеспечения специальностей горного профиля;
— развитие социального партнерства с будущими работодателями, проведение экскурсий на предприятиях угольной отрасли, тематических встреч как с будущими работодателями, так и с выпускниками, реализовавшими себя в сфере горной промышленности.
Благодаря участию в олимпиадном движении происходит реаранжировка в сознании обучающихся приоритетов (субъективное перераспределение умений и профессиональных компетенций на шкале значимости по результатам приобретения практического профессионального опыта), что позволяет формировать у них устойчивый интерес к будущей профессио нальной деятельности.
Таким образом, вышеперечисленные условия в дальнейшем позволят разработать действенную модель подготовки обучающихся к олимпиадам.
1. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации 2013-2020 [Электронный ресурс]
: протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн. URL: http:// koipkno.kostnoma.ru.
2. Блинов А. В., Ермолаев А. Н., Овчинников В. А. История горного начального и среднего профессионального образования в Кузбассе (XVIII - начало XXI вв.) : моногр. Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2015. 130 с.
3. Пучков Н. П., Попов А. И. Олимпиадное движение как форма организации обучения в вузе : учеб.-метод. пособие. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 180 с.
УДК/UDC 371: 334.7 Е. А. Шилова, Т. В. Березина
E. Shilova, T. Berezina
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
FLEXIBILITY DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF MODERN EDUCATION
Авторы уделяют большое внимание формированию и развитию предприимчивости учащихся как одному из важных путей для их успешной адаптации к современным условиям жизни. В настоящее время школы создают все возможное для развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, их активной позиции и достижения значимых целей.
In the article the authors pay great attention to the formation and development of students' flexibility as one of the most important ways for their successful adaptation in modern life conditions. Nowadays the schools create everything possible for the development of individual and creative students' abilities, their active position and the achievement of the important aims.
Ключевые слова: проекты, предприимчивость, социальные роли учащихся.
Keywords: projects, flexibility, students' social roles.
Существует широко распространенное мнение, что предпринимательство является движущей силой экономики и общества. Предпринимательство приносит пользу как на уровне общества, так и на уровне индивида, отвечая чувству личной удовлетворенности и достижения, и при этом способствует устойчивому росту и развитию.
Параллельно с эволюцией сферы предпринимательства растет интерес к развитию образовательных программ, нацеленных
на поощрение и воспитание индивидуальной предприимчивости. Если оттолкнуться от самого термина «предприимчивость» с точки зрения словообразования, то приставка «пред» означает опережение, а корень «прим» — практическое дело. Этим термином обозначается способность человека совершать практические дела раньше других. Обучение предприимчивости способствует формированию предпринимательского мышления в обществе, а также созданию новых предприятий и более эффективному использованию творческого потенциала и существующих знаний и умений. В этом смысле обучение предприимчивости становится приоритетом политики, а также развивающимся направлением в контексте современного обучения и образования.
В настоящее время перед педагогами стоят новые задачи воспитания подрастающего поколения. Школа призвана помочь ребенку приобрести опыт взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества, доверия, согласия. Особое значение здесь приобретают стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства [2].
Перед школой стоит задача перехода к лич-ностно ориентированному образованию, учитывающему многообразные интересы, потреб-