Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубарева Галина Мефодьевна, Мсхивилидзе Нана Паатаевна

В статье рассматриваются практические вопросы проектирования и реализации воспитательной работы в контексте компетентностного подхода в высшем медицинском образовании. Особое внимание уделено вопросам традиционных и инновационных форм и методов воспитательной работы со студенческой молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INNOVATIONS IN EDUCATIONAL WORK AT THE MEDICAL UNIVERSITY

The article deals with practical issues of designing and implementing educative work in the context of the competence-based approach in higher professional education. Special attention is paid to the issues of traditional and innovative forms and methods of educational work with students.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

УДК 378.14+37.015.3:001.895

Zubareva G.M.

doctor of biological sciences, professor, head of the office for educational work Tver State Medical University Mskhvilidze N.P. specialist of the department of educative work Tver State Medical University

MODERN INNOVATIONS IN EDUCATIONAL WORK AT THE MEDICAL UNIVERSITY

Зубарева Галина Мефодьевна

доктор биологических наук, профессор начальник Управления по воспитательной работе Тверской государственный медицинский университет Мсхивилидзе Нана Паатаевна специалист управления по воспитательной работе Тверской государственный медицинский университет

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.4.76.223 Summary. The article deals with practical issues of designing and implementing educative work in the context of the competence-based approach in higher professional education. Special attention is paid to the issues of traditional and innovative forms and methods of educational work with students.

Аннотация. В статье рассматриваются практические вопросы проектирования и реализации воспитательной работы в контексте компетентностного подхода в высшем медицинском образовании. Особое внимание уделено вопросам традиционных и инновационных форм и методов воспитательной работы со студенческой молодежью.

Key words: educative work, program of educative work, directions of educative activity, thematic plans of the program of education, traditional forms, innovative technologies.

Ключевые слова: воспитательная работа, рабочая программа воспитания, направления воспитательной деятельности, тематические планы программы воспитания, традиционные формы, инновационные технологии.

В различные эпохи и времена, этапы своей истории общество по разному проводило работу по социализации молодежи, а правильное воспитание молодого поколения являлось приоритетной задачей для любого общества. Применительно к настоящему времени можно говорить, что актуальность воспитательного процесса в вузе обусловлена постоянно возрастающими требованиями как к профессиональной подготовке, так и к всестороннему развитию личности будущего специалиста [1; 2]. Безусловно, единство компетентностного и воспитательного подходов в обучении, на котором основывается профессиональная подготовка, способствует творческому развитию и самореализации личности молодого специалиста, что обеспечивает его конкурентоспособность на рынке труда [3; 4].

Формированию будущего специалиста как высоконравственной личности способствовало принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 8.12.2020), распоряжения Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в

Российской Федерации на период до 2025 года». Важная роль в развитии воспитательной компоненты отводится таким документам, как постановление Правительства РФ от 30.12.15 № 1493 «О госпрограмме «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2016-2020 гг.»; «Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования», утвержденный в соответствии с письмом председателя комиссии по воспитательной работе и развитию внеучебной деятельности Совета Министерства образования и науки РФ по делам молодежи от 18.02.2016 № 12. Значимость вопросов воспитания возрастает с вступлением в силу приказа Минобразования России от 27.12.2002 № 4670 о включении в государственную аккредитацию высшего учебного заведения показателя «Воспитательная деятельность образовательного учреждения». Данные нормативно-правовые акты предполагают серьезную воспитательную работу с молодым поколением. Их выполнение должно способствовать развитию личностных качеств гражданина-патриота и профессионала, формированию общекультурных и

профессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным

стандартом высшего профессионального образования (ФГОС).

Таким образом, воспитание обучающихся осуществляется на основе включаемых в соответствующие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями.

Цель работы - анализ инновационных и традиционных направлений воспитательного процесса в Тверском государственном медицинском университете (Тверской ГМУ) и выявление приоритетных направлений в воспитании обучающихся вуза в контексте компетентностного подхода в высшем медицинском образовании.

Материалы и методы исследования -проработаны нормативно-правовые акты РФ, регламентирующие образовательный и

воспитательный процессы; обобщен практический опыт по исследуемому вопросу в вузе.

Воспитательная работа в Тверском ГМУ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ, распоряжениями Правительства РФ, а также приказами Министерства науки и образования РФ об утверждении ФГОС, регламентирующими документами Министерства здравоохранения РФ и нормативно-правовыми актами вуза.

В Тверском ГМУ воспитание специалистов медицинского и фармацевтического профиля происходит в процессе освоения ими основных образовательных программ и осуществляется на основе включаемых в соответствующие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разработанных и утвержденных вузом.

С позиций компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию в качестве цели рабочей программы выступает формирование общекультурных и социально-личностных компетенций будущих специалистов высшей квалификацией. Рабочая программа воспитания в вузе учитывает специфику медицинского образования и строится на следующих концептуальных идеях: ориентация на нравственные идеалы и ценности гражданского общества, межкультурный диалог; воспитание в контексте профессионального образования; единство учебной и внеучебной воспитательной деятельности; компетентностный и проектный подход; цифровизация образования и жизни; опора на психологические, социальные, культурные и другие особенности обучающихся, реализация принципа инклюзии в организации воспитательной деятельности; учёт социально-экономических, культурных и других особенностей Тверского региона; сочетание административного управления и самоуправления обучающихся; вариативность направлений воспитательной деятельности, добровольность участия в них и право выбора обучающегося; открытость, преемственность,

гибкость системы воспитательной деятельности Тверского ГМУ [5].

Рабочая программа воспитания в вузе разработана для студентов 1-6 курсов направлений подготовки Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология, Фармация, Сестринское дело очной и очно-заочной форм обучения и основана на Законе РФ № 273-Ф3 от 29.12.2012. В рабочей программе особое внимание уделено усилению воспитательной составляющей образовательного процесса, повышению социального и культурного потенциала обучающихся, формированию общечеловеческих ценностей у молодого поколения.

Рабочая программа воспитания включает в себя следующие основные как традиционные, так и инновационные направления, и рабочие проекты:

1. Моя страна - моя Россия (патриотическая направленность). Проекты - «Мы пишем летопись Победы», поэтический конкурс «Мы - наследники Победы!», «Бессмертный медсанбат».

2. Проектная деятельность (в т.ч. учебно-исследовательская). Проекты - Анализ состояния организации питания школьников и учителей на соответствие санитарным нормам и правилам и гигиеническим нормативам, Общие представления об этиологии, патогенезе и клинической симптоматологии панкреатитов, Вода, как основной компонент биологических жидкостей и это только некоторые из проектов, которые ведутся в ТвГМУ.

3. Волонтерская деятельность (прежде всего по профилю медицинского и фармацевтического образования). Проекты - акции «День донора», «Вместе против ВИЧ», «День борьбы с инсультом».

4. Культура, творчество, досуг. Проекты - «Мы ищем таланты», концерт «Вечер первокурсника», конкурс студенческого творчества «Шанс» им. Л.М. Петровской, конкурс «Весна стран БРИКС и ШОС».

5. Студенческий спорт и здоровый образ жизни. Проекты - фестиваль «Физическая культура и спорт - вторая профессия врача», чемпионат Университета по многоборью ГТО и игровым видам, участие в городских, областных и всесоюзных соревнованиях.

6. Интернационализм и толерантность. Проекты - акции «Дети поколения 2. Время жить» (профилактика идеологии терроризма и экстремизма), «Дерево дружбы».

7. Культура делового общения (встречи ректора и проректора с представителями студенческих объединений, встречи с ведущими специалистами для проведения круглых столов, работу с малыми группами по освоению культуры делового общения развитие в развитии коммуникативных навыков и основ конфликтологии).

8. Укрепление семейных ценностей. Проект -профилактические мероприятия в школах и младших курсах «Раннее материнство и отцовство».

9. Профилактика негативных явлений в молодежной среде. Проекты - профилактика асоциального поведения обучающихся, проведение бесед, подготовка докладов, индивидуальная работа.

10. Студенческое самоуправление. Проекты -мероприятия, приуроченные к празднованию Дня молодежи, Всероссийские акции Здоровый образ жизни - путь к успеху и акции, посвященные Дню Победы.

Тематические планы программы воспитания включают как основную, так и вариативную части, и построены по модульному принципу. Они включают 4 модуля: воспитание патриотизма; развитие коммуникативных навыков и основы конфликтологии; добровольческое движение в молодежной среде; профилактика негативных явлений в молодежной среде, и 16 тем, касающихся гражданско-патриотического воспитания,

студенческого самоуправления, организации, проведения и участия в мероприятиях, в т.ч. всероссийских, формирования умений

осуществления социально-нормативного

взаимодействия, повышения информационного сопровождения деятельности, развития ценностных ориентиров средствами волонтёрской деятельности, противодействия распространению идеологий терроризма и экстремизма.

Анализ воспитательной работы в Тверском ГМУ позволил выявить, что популярность у студентов приобретают (а можно уже говорить -приобрели) кейс-технологии (обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач), арт-технологии (обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества), шоу-технологии (совокупность мероприятий по организации культурно-досуговых, спортивно-массовых и других подобного рода мероприятий, которые являются неотъемлемой частью деятельности вуза), веб-квесты (технология работы с информационными интернет-ресурсами), флешмоб (массовые акции, в которых принимают участие группы студентов, которые ведут себя определенным образом в течение заданного промежутка времени) и др. инновационные технологии.

Новые форматы мероприятий вызывают живой интерес и рождают желание активного участия в них. Чего стоит только одно перечисление не только традиционных, но инновационных мероприятий, таких как: Всероссийская акция «Бессмертный полк», акция «Бессмертный медсанбат» (Тверской ГМУ являлся инициатором этой акции), Всероссийский молодёжный образовательный форум «Вектор Спасения» (подготовка волонтеров к участию в ликвидации последствий ЧС), Всероссийская акция #СТОПВИЧ/СПИД, ежегодный Всероссийский фестиваль, проводимый по тематике безопасности «Созвездие мужества», «Три дня в_» в рамках

Российского фестиваля творчески одаренных студентов медиков и медицинских работников вузов России с международным участием (фестиваль проходит в разных городах России), Всероссийская донорская акция «Следуй за мной! #ЯОтветственныйДонор», Всероссийская

олимпиада с международным участием по оказанию первой и неотложной помощи «Асклепий-2020» (или Эскулап - в древнегреческой и древнеримской мифологиях бог медицины), совместные учения с Тверским СОБРом и ОМОНом Росгвардии по Тверской области по медицинской подготовке и методам транспортировки пострадавших, студенческое первенство Мира по четырехборью с бегом, привлечение к реализации Федеральной программы по предупреждению онкологических заболеваний и развитию онконастороженности «Онкопатруль», Всероссийская социально-профилактическая программа «Здоровье суставов в надежных руках» и Всемирный день отказа от курения и т.д..

Вузовские традиционные мероприятия, такие как «Студенческая весна», конкурс студенческого творчества имени Л.М. Петровской «Шанс», «Фестиваль Национальных культур», Библионочь (специальная программа, в которую входят творческие мастер-классы, экскурсии, лекции, встречи с писателями, поэтические чтения, книжные ярмарки), ежегодные Бакунинские чтения (участие в приуроченных к празднованию дня рождения русского писателя и поэта И.А. Бакунина в село Прямухино, Кувшиновского района, Тверской области. Организаторы чтений -районная администрация и Благотворительный фонд «Имени сестры милосердия Екатерины Бакуниной», президентом которого является бывший ректор Тверского ГМУ М.Н. Калинкин) и Дни русского языка (к дню рождения А.С. Пушкина), форум «Территория смыслов» (крупнейшая образовательная площадка, ежегодно собирающая молодых профессионалов со всей России из самых разных отраслей деятельности), интерактивный тренинг наркобезопасного поведения «Дороги, которые мы выбираем» с дискуссиями в фокус-группах - по-прежнему создают атмосферу творческой активности для рождения инновационных идей.

Отдельные воспитательные технологии из перечисленных выше существуют давно (более 1012 лет) и, можно сказать, стали уже традиционными, многие технологии успешно работают 5-10 лет, другие же инновации только родились (2-3 года тому). Инновации в сфере воспитания в Тверском ГМУ проходят несколько этапов, а именно: поиск новых идей (новизна); формирование нововведения (оптимальности затрат сил и средств); реализация нововведения; закрепление новшества (результативность и возможность творческого применения); превращение новшества в традицию. Сосредотачиваясь на приоритетах инноваций,

сотрудники Тверского ГМУ стремятся сохранить сложившиеся эффективные традиции, созданные средства и технологии обучения и воспитания, которые были наработаны и переданы нам предыдущими поколениями.

Серьезное отношение к вопросам воспитательной работы в студенческой среде со стороны сотрудников и Совета обучающихся вуза способствует развитию системы студенческих объединений, формированию и развитию социально значимых инициатив обучающихся, вовлечению их в волонтерское движение. Например, отряд «Волонтеров-медиков» (это крупнейшее профильное движение в Российской Федерации, которое принимает активное участие в противоэпидемических мероприятиях, трудятся на «горячей линии» Министерства здравоохранения Тверской области по предупреждению дальнейшего распространения инфекции COVID-19 в регионе и в стране). «Дети города N» -масштабная площадка как для формирования профессиональных и социальных компетенций студентов, так и для развития у детей качеств, необходимых для их скорейшей социальной и психологической адаптации к жизни вне детского дома. «Лига улыбки» - волонтёрский отряд стоматологического факультета проводит работу с детьми разных возрастных категорий в детских садах, школах, оздоровительных лагерях и детских домах г.Твери и Тверской области, «Милосердие» -студенческий отряд поддержки людей с ограниченными возможностями. «Спасатель» -отряд по патриотическому воспитанию обучающихся: рейды, акции, поддержание памятников и мемориалов, экскурсии. Проект «Мобильное здравоохранение» - волонтерский проект, направленный на профилактику и раннее выявление заболеваний у населения. Данный проект вышел за пределы областного центра. «Наркобезопасность» - реализуется в сотрудничестве с организациями, которые занимаются антинаркотической работой, направлен на выработку наркобезопасного поведения у обучающихся университета и других учебных заведений г. Твери и Тверской области.

В чрезвычайно важное инновационное направление работы сегодня трансформировалось и наше традиционное корпоративное воспитание. Одна из ключевых задач которой является формирование корпоративной культуры студенчества, чувства принадлежности к учебному заведению, к его истории, традициям, нормам и ценностям. Важнейшим направлением

воспитательной среды Тверского ГМУ в современных условиях является акцент на конкретную личность будущего специалиста-медика, в личности которого сочетаются: творческое (креативное) мышление; способность находить идеи и использовать возможности их оптимальной реализации; системный,

прогностический подход к отбору и организации нововведений; способность ориентироваться в

состоянии неопределенности и определять допустимую степень риска; готовность к определению возникающих препятствий и их преодолению; развитая способность к рефлексии, самоанализу. Все эти качества жизненно необходимо специалисту высшей медицинской школы.

Профессорско-преподавательский коллектив отчетливо представляет себе цели профессионального обучения. Однако не маловажная роль в профессиональном становлении будущих медиков отводится организации воспитательного процесса, содержанию различных видов деятельности обучающихся, интеграции форм и методов взаимодействия молодежи, от внутреннего потенциала воспитательного пространства нашего вуза, но и от эффективного и разнообразного взаимодействия с другими вузами и социальными институтами.

Укрепляя социальное партнерство, Тверской ГМУ расширяет свое воспитательное пространство от уровня города, области, региона до всесоюзного уровня. Социальными партнерами в деле воспитательной работы выступают свыше 10-ти министерств, комитетов, дворцов культуры и учебных заведений города и области, общеобразовательные учреждения среднего и средне-профессионального образования,

Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики». Это позволяет нашему вузу не только проводить совместные мероприятия и акции, но и предоставляет возможность студентам пройти профессиональные пробы.

Студенты-медики нашего вуза живут в новой информационной реальности. Для освоения программы обучения и воспитания созданы необходимые ресурсы информационно-

телекоммуникационной сети «Интернет», информационные технологии, включая

программное обеспечение, информационно-справочные и электронно-библиотечные системы, а также задействуется развитая культурная среда города (это свыше 12-ти объектов).

Таким образом, формы воспитательной работы в Тверском ГМУ и подходы к ней, представленный набор инновационных технологий, проектов, в сочетании с цифровыми и интернет технологиями, новые методические приемы воспитания, сформированные на основе законов РФ, ориентированы на компетентностное становление личности будущего врача.

Список литературы:

1. Артюхина А.И. Педагогика: учеб-метод. пособие для клинических ординаторов / А. И. Артюхина, В. И. Чумаков - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ 2017. - 168 с.

2. Буянова Г. В. Основные направления воспитательной деятельности в системе современного высшего образования // Перспективы науки и образования. 2019. №1(37). С.37-50.

3. Винниченко Н.Л. Влияние воспитательного пространства вуза на профессиональное становление будущих специалистов // Вестник Томского ГПУ. 2010. Выпуск 4 (94). С.34-38.

4. Глухов А.А., Алексеева Н.Т. Формирование конкурентоспособности личности студента в медицинском вузе // Международный

журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 1-2. - С. 251-252.

5. Концепция воспитательной деятельности с обучающимися в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.иКЬ: https://tvgmu.ru/content/21/35965/

Dorokhova N. H.

the head of the Educational and Methodological Department of Education Quality Assurance in Poltava State Medical University, the postgraduate student of I.A. Zyazyun Department of Pedagogical Skills and Management in Poltava V. G. Korolenko National Pedagogical University,

Poltava, Ukraine

DIDACTIC PRINCIPLES IN THE COORDINATES OF THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATION QUALITY MONITORING SYSTEM OF FUTURE MASTERS OF STOMATOLOGY

Дорохова Наталья Григорьевна

начальник учебно-методического отдела обеспечения качества образования Полтавского государственного медицинского университета, аспирант кафедры педагогического мастерства и менеджмента им. И. А. Зязюна Полтавского национального педагогического университета им. В. Г. Короленко,

г. Полтава, Украина

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В КООРДИНАТАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ СТОМАТОЛОГИИ

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.4.76.218

Abstract. In the article the author considers didactic principles in the coordinates of development of monitoring the quality of education of future masters of dentistry as a set of basic requirements to be followed in developing control and regulatory and evaluation measures that will best contribute to the formation and diagnosis of professional competence institutions of higher education, as well as solving the main tasks of the learning process. The following didactic principles are characterized: the principle of scientificity, the principle of accessibility, the principle of systematicity and consistency, the principle of clarity, the principle of control and correction of knowledge, the principle of knowledge strength, the principle of connection of theory and practice, the principle of learning optimization. The implementation mechanisms of these didactic principles are revealed.

Аннотация. В статье автор рассматривает дидактические принципы в координатах развития системы мониторинга качества образования будущих магистров стоматологии как комплекс основополагающих требований, которыми следует руководствоваться при разработке контрольно-регулирующих и оценочно-результативных мероприятий, которые в наибольшей степени будут способствовать формированию и диагностированию профессиональной компетентности соискателей высшего медицинского образования в учреждениях высшего образования, а также решению основных задач процесса обучения.

Охарактеризованы следующие дидактические принципы: принцип научности, принцип доступности, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности, принцип контроля и коррекции знаний, принцип прочности знаний, принцип связи теории и практики, принцип оптимизации обучения. Раскрыты реализационные механизмы этих дидактических принципов.

Key words: monitoring, principle, didactics, professional competence, didactic principles, quality of education, future masters of dentistry.

Ключевые слова: мониторинг, принцип, дидактика, профессиональная компетентность, дидактические принципы, качество образования, будущие магистры стоматологи.

Вступ. У загально-педагоггчному контекстг якють вищо! медично! освгти визначаеться не лише обсягом знань, умгнь i навичок, якг набуваються здобувачами вищо! освгти у медичному закладг вищо! освгги (ЗВО), але й параметрами свггоглядного, громадянського, особистгсного, компетентнгсно-професшного розвитку, при цьому проблема якостг освгтнього процесу розглядаеться з позицгй загальнолюдсько! i соцгально! цгнностг

медично! освгти. Вочевидь, саме цг фактори актуалгзують проблему управлгння яшстю вищо! медично! освгти у ЗВО та мониторингу якостг освгтнього процесу, що е невгд'емним складником управлгння яшстю тдготовки здобувачгв вищо! освгти у медичних ЗВО, зокрема, мониторингу якостг освгти майбутнгх маггстргв стоматологи. Разом гз тим, дослгджуючи проблематику розроблення системи монгторингу якостг освгти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.