УДК 378.18
С. П. КУЛИКОВ, Л. В. ЮРКИНА, О. А. БОРЗОВ
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРСКОГО И ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Рассматривается роль воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования. Показаны назначение и смысл внеаудиторной воспитательной деятельности, приобретающие новый смысл в свете компетентностного подхода к нормированию содержания образования и заявлений Президента Российской Федерации о национальной идее. На материале масштабного исследования вузов Сибирского и Центрального федеральных округов Российской Федерации выявляется содержательное наполнение воспитательной работы. Делается вывод о необходимости проведения единой целенаправленной молодежной политики в сфере воспитания студенчества. Ключевые слова: внеаудиторная воспитательная работа, образовательная организация высшего образования, направления воспитательной работы вуза, мониторинг воспитательной работы.
The role of educational work in higher education educational organizations is considered in the article. The purpose and meaning of out-of-class educational activity are shown, acquiring a new meaning in the light of the competence approach to the education and the statements content standardization of the President of the Russian Federation on the national idea. On the basis of a large-scale study of universities in the Siberian and Central Federal Districts of the Russian Federation, the content of educational work is revealed. A conclusion is drawn on the need for a unified, purposeful youth policy in the sphere of educating students.
Keywords: extra-curricular educational work, educational organization of higher education, directions of educational work of the university, monitoring of educational work.
Вопрос о том, какому из педагогических процессов - обучению или воспитанию - принадлежит ведущая роль в ходе образования, является своеобразным «основным вопросом педагогики» - категорией, вокруг которой не одно столетие продолжаются дискуссии [2, с. 5]. Сегодня, когда высшее образование, подстраиваясь под процессы междуна-
© Куликов С. П., Юркина Л. В., Борзов О. А., 2017
родной интеграции, переживает непростые времена перехода на новые компетентностью рельсы, все чаще звучат голоса, утверждающие, что выбор между воспитанием человека и формированием специалиста должен быть сделан в пользу специалиста. Однако альтернатива здесь кажущаяся, так как специалист -лишь грань способностей человека как социального существа.
Важнейшей целью высшего образования является подготовка студентов
к профессиональной деятельности. Успешность профессиональной реализации определяется во многом уровнем готовности к ее осуществлению. Критерием готовности выпускника к успешной работе по избранной специальности в свете федеральных государственных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) стало понятие компетентности. Компетентность определяется как ин-тегративная характеристика, подразумевающая наличие знаний, умений и опыта их применения в различных условиях, обеспечивающая в конечном счете успешность профессиональной реализации специалиста. Компетентность характеризуется совокупностью компетенций, которые определяют предметную область реализации специалиста, учитывая его наклонности и способности [3, с. 82]. На основании ФГОС ВО все выпускники должны освоить одновременно и общекультурные (в последней версии стандартов - универсальные), и профессиональные компетенции [5]. Такая позиция законодателя неразрывно связывает воспитательный и образовательный процессы. Формирование современного компетентного специалиста невозможно без опоры на внеаудиторную воспитательную работу самого широкого профиля. Специфика деятельности выпускника вуза XXI в. такова, что его самореализация становится невозможной в отрыве от устойчивой мировоззренческой позиции, социальной, гражданской и политической активности. Воспитательная работа является традиционным направлением деятельности вуза, однако только в современных условиях она смогла подняться на новую высоту, решая не только событийно-до-суговые, но и профессиональные задачи. Компетентностный подход позволил объединить аудиторную деятельность
и внеаудиторную работу ради единой цели - социальной интеграции и успешной профессиональной реализации специалиста.
Важно, что процесс воспитания студенчества не является искусственным, надуманным, решающим манипуля-тивные задачи, напротив, он насущно необходим и обоснован не только нуждами государства, но особенностями рассматриваемой социальной общности. Студенчество традиционно считается наиболее активной большой социальной группой. Ее специфика определяется прежде всего возрастом и социальными устремлениями. Воспитание, целенаправленное формирование студенческой молодежи - насущная задача любого государства во все времена. Еще Аристотель указал, что «все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи» [1]. При всем разнообразии взглядов на решение данной проблемы неизменным остается одно -воспитание молодежи должно вестись на идеалах, созвучных государству, т.е. в конечном счете должно происходить приобщение молодого человека к активной и в тоже время просоциальной позиции. Важно, что эта активность не должна быть стихийной. Залог успеха государства только в правильно и грамотно организованной молодежной политике, делающей молодежь значимой общественной единицей, способной деятельно влиять на социальные, политические и экономические процессы.
Прогосударственная молодежная политика, как явствует из истории развития представлений о воспитании, должна строиться на некой универсальной национальной идее. Поиском такой объединяющей национальной идеи занимается наше общество в течение трех последних
десятилетий. В феврале 2016 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин сказал, что «у нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Никакой другой идеи мы не придумаем и придумывать не надо. Это и есть национальная идея. Она не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии. Это связано с общим объединяющим началом» [4].
Внедрение нового вектора государственной образовательной политики диктует расширение диапазона задач, решаемых в процессе внеаудиторной воспитательной работы. Социальная интеграция молодого специалиста способствует формированию у него способности к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и лич-ностно значимых проблем, возможности анализировать социальные процессы, а также готовности к ответственному участию в общественно-политической жизни страны, обеспечивая смысловое наполнение как универсальных, так и профессиональных компетенций.
Социальная интеграция обучающихся рассматривается как один из ведущих факторов формирования компетентного специалиста и реализуется в процессе деятельности в специально созданных органах по организации воспитательной работы в вузе. Подобные подразделения призваны решать следующие основные задачи:
• формирование гражданского и патриотического сознания учащихся, что предполагает становление гражданской позиции обучающихся, вовлечение их в просоциальную общественно-политическую деятельность, становление их электоральной активности;
• вовлечение учащихся в научную деятельность и профориентационную
работу. Решение этой задачи подразумевает формирование у студентов широкой сферы научных интересов, позитивного отношения к избранной профессии, понимания цели и смысла как научной, так и производственной деятельности, а также организацию возможностей для самореализации в избранной профессиональной сфере;
• вовлечение учащихся в творческую деятельность и приобщение их к культурным ценностям общества, что предполагает организацию досуга и свободного времени обучающихся с учетом развития у них ценностно-смысловых ориентаций для формирования успешных стратегий межличностного взаимодействия, а также для становления здорового образа жизни;
• создание бизнес-сообществ для осуществления предпринимательской деятельности образовательной организацией, приносящей доход, в тех случаях, когда это служит достижению целей, ради которых организация была создана. Вовлечение в подобные организации повышает адаптивный потенциал образования, формирует у молодежи способность приспосабливаться к меняющимся условиям обучения, проживания и социального окружения, ставить значимые цели и последовательно добиваться их достижения.
С целью выявления актуального состояния дел в области организации воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования Сибирского и Центрального федеральных округов Российской Федерации Российским студенческим центром при Министерстве образования и науки Российской Федерации был проведен анализ информации, представленной вузами на официальных сайтах и ак-
каунтах образовательных организаций в социальных сетях. Исследование было проведено в 2016 г., им было охвачено 53 вуза: Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко, Ивановская государственная медицинская академия, Курский государственный медицинский университет, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И. И. Иванова, Российский государственный аграрный заочный университет, Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.К. Беляева, Московский государственный институт культуры, Орловский государственный институт культуры, Воронежский государственный институт искусств, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Воронежский государственный институт физической культуры, Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, Воронежский государственный университет инженерных технологий, Ивановский государственный политехнический университет, Пущинский государственный естественнонаучный институт, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина, Алтайский государственный педагогический университет, Алтайский государственный университет, Горно-Алтайский государственный университет, Забайкальский государственный университет, Иркутский государственный университет, Байкальский государственный университет экономики и права, Иркутский национальный исследовательский технический
университет, Ангарский государственный технический университет, Братский государственный университет, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, Кемеровский государственный университет, Сибирский государственный индустриальный университет, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Сибирский федеральный университет, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решет-нева, Норильский индустриальный институт, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Сибирский государственный университет геосистем и технологий, Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омский государственный институт сервиса, Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П. А. Соловьева, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тверской государственный университет, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Смоленский государственный университет, Рязанский государственный радиотехнический университет, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Орловский государственный институт
экономики и торговли, Государственный гуманитарно-технологический университет.
В результате проведенного исследования были выявлены следующие тенденции. Большинство образовательных организаций размещают сведения о структурных подразделениях, реализующих воспитательную работу со студентами, в разделе «Структура» ^ «Органы управления образовательной организацией» либо в разделе «Студенческая жизнь» / «Студенты» / «Студентам». Сведения о представителе администрации, курирующем деятельность по реализации воспитательной работы в образовательной организации, размещаются в разделе «Сведения об образовательной организации» ^ «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) со-
став». 36% образовательных организаций, принявших участие в анализе, не представили или представили в незначительном объеме информацию о реализации воспитательной работы со студентами.
Согласно информации, представленной на официальных сайтах образовательных организаций Сибирского и Центрального федеральных округов, вузы используют широкий спектр социальных сетей для освещения не только воспитательной работы со студентам, но деятельности самих образовательных организаций. Полученные результаты позволяют выявить наиболее популярные социальные сети, с помощью которых образовательные организации освещают свою деятельность и деятельность по реализации воспитательной работы со студентами. Результаты представлены на рис. 1.
Рис. 1. Данные о размещении информации о воспитательной работе вуза в социальных сетях
В рамках рассмотрения первой задачи выявлено, что исследованные образовательные организации проводят большое количество мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся. Полученные результаты позволяют обозначить наиболее популярные месяцы проведения патриотических мероприятий на период с 1 сентября 2015 г. по 20 июня 2016 г. Исходя из анализа количества патриотических мероприятий, больше всего мероприятий, направленных на патриотическое воспитание, зафиксировано в мае 2016 г. В этом месяце проводят мероприятия, связанные с Днем Победы. В феврале проходят мероприятия, направленные на празднование Дня защитника Отечества. Апрель, второй месяц по количеству патриотических мероприятий, включает
все подготовительные акции, выставки и концерты перед праздником Победы. Результаты представлены на рис. 2.
В ходе проведения анализа также удалось определить самые часто проводимые акции. Ими стали: патриотическая акция «Вахта памяти» - 8%, патриотическая акция «Снежный десант» - 10%, всероссийская акция «Свеча памяти» - 13%, патриотическая акция «Георгиевская лента» - 20%, всероссийская патриотическая акция «Бессмертный полк» - 49%. Наиболее масштабными и массовыми можно считать «Бессмертный полк» и «Георгиевскую ленту».
Анализ патриотических мероприятий по формату проведения показал, что наиболее популярен формат «акции» -50%. Акции - самое масштабное и по количеству задействованных людей
Рис. 2. Распределение патриотических мероприятий по месяцам 2015-2016 гг.
■
мероприятие. Выставки представлены в виде стационарных и передвижных экспозиций, что позволяет сделать выставку мобильнее и задействовать ее не в одном городе - 20%. Большая часть концертов сводится к празднованию Дня Победы и поздравлению ветеранов - 21%, экскурсии - 5%, круглые столы - 4%.
Однако нужно отметить, что информация преимущественно относится к масштабным всероссийским проектам («Бессмертный полк», «Вахта памяти» и т.д.). На официальной странице образовательной организации указанно лишь участие в данных акциях, но не организация собственных мероприятий. Немаловажным также является то, что 80% организаций не указывают точное количество участников патриотических мероприятий (иногда это информация отсутствует - 10%).
Исследуя второе направление деятельности, реализуемое в рамках воспитательной работы, была получена информация о продвижении научного потенциала и содействии в трудоустройстве. Наиболее популярными инструментами реализации деятельности по содействию трудоустройству являются консультации, тренинги, ярмарки. Их процентное соотношение представлено на рис. 3.
Рассмотрение третьей задачи позволило выявить наиболее популярные направления досуговой и внеучебной деятельности: КВН, спортивное, вокальное, хореографическое, информационное (студенческая журналистика), театральное направления, творческие инструментальные объединения, интеллектуальные игры, студенческие отряды, публичные выступления, студенческие научные общества, туристское направление, волонтерское движение. Можно отметить в качестве популярных
Рис. 3. Инструменты реализации деятельности по содействию в трудоустройстве
мероприятий посвящение в первокурсники - 49%, «Студенческая весна» - 65%.
Малопопулярными стали такие направления, как экологическое, парусный клуб, подготовка вожатых, юридические приемные и клиники, студенческий спасательный корпус. Нужно отметить, что информация о реализации досуговой и внеучебной деятельности образовательной организации в рамках творческого направления представлена слишком разрозненно, из-за чего сложно найти интересующие сведения.
Рассмотрение четвертого направления позволило выявить потенциал образовательных организаций в области реализации профессиональных компетенций и социальной интеграции специалиста. Полученные результаты позволяют нам выявить в процентном соотношении количество вузов, имеющих бизнес-инкубаторы, реализующих воркшопы, подписавших соглашения о сотрудничестве с бизнес-структурами, реализующими программы дополнительного профессионального образования (ДПО - 95%, бизнес-инкубаторы - 15%, воркшопы - 17%, партнерство - 8%, технопарк - 6%). Порядка 40% образовательных организаций, среди которых был проведен анализ, не отображают на официальном сайте информацию о студенческих объединениях, осуществляющих формирование профессиональных компетенций обучающихся.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
• большинство образовательных организаций высшего образования Сибирского и Центрального федеральных округов проводят определенную внеаудиторную воспитательную работу;
• в рамках этой деятельности можно выделить четыре основных направления: гражданское и патриотическое воспитание, научная и профориента-ционная работа, творческая деятельность и деятельность по формированию профессиональных компетенций в бизнес-сообществах;
• характер распределения воспитательной активности по направлениям неравнозначен;
• представленная информация носит слабоструктурированный характер. На современном этапе развития высшего образования и с учетом актуальности воспитательной работы среди студенчества, ее востребованности государством и обществом было бы желательно иметь некие объединяющие усилия образовательных организаций в области организации воспитательной работы, документы, например концепцию внеаудиторной воспитательной работы вуза, которая предложила бы единый перечень показателей эффективности подобной деятельности.
I ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1983. 830 с.
2. Вольнякова О. А. и др. Воспитание, студенческое самоуправление и гуманитарная культура в технологическом вузе. М.: Изд-во МИТХТ, 2012.220 с.
3. Крившенко Л.П., Юркина Л. В. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015.364 с.
4. РИА новости. URL: http://ria.ru/soci-ety/20160203/ 1369184806.html#ixzz3ysWtFNBm (дата обращения: 13.03.2016).
5. Портал федеральных государственных образовательных стандартов. URL: http:// fgosvo.ru/ (дата обращения: 13.08.2017).