Научная статья на тему 'Теоретические подходы к воспитанию студентов высших учебных заведений'

Теоретические подходы к воспитанию студентов высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1011
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агапова Г. В.

В статье предложен концептуальный подход к воспитанию студентов учреждений высшего профессионального образования в процессе учебно-воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article suggests the conceptual approach to the upbringing of students of higher professional training institutions during the educational process.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к воспитанию студентов высших учебных заведений»

Г. В. Агапова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Работа представлена кафедрой педагогики, психологии и профессионального образования Воронежского института высоких технологий.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор В. М. Коровин

В статье предложен концептуальный подход к воспитанию студентов учреждений высшего профессионального образования в процессе учебно-воспитательной деятельности.

The article suggests the conceptual approach to the upbringing of students of higher professional training institutions during the educational process.

Социальное становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для нашего государства. Особо это значимо на современном этапе общественного развития в период переоценки ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у молодежи. Приобщение ее к основным ценностям, нормам, традициям, сложившимся в разных сферах жизни общества, рассматривается как приоритетное направление воспитания студентов учреждений высшего профессионального образования, поскольку от позиции молодежи в общественнополитической жизни, ее активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. В условиях глобализации молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления меж-поколенческих и межнациональных отношений.

Перед системой образования высшей

школы встают принципиально новые задачи, приобретает особое значение развитие способностей у молодых людей к самоорганизации, к преодолению различных шаблонов, негативных привычек, формированию новых ценностных ориентиров, установок на диалог. Все эти вопросы решаются в рамках организации воспитательной работы в учреждениях высшего профессионального образования, в результате которой происходит систематизация процесса воспитательной деятельности, интеграция всех форм, методов и средств воспитательного воздействия.

Отметим, что условия, в которых формируются будущие специалисты, неоднозначны и противоречивы. С одной стороны, происходящие в обществе изменения значительно расширили возможности жизненного выбора молодых людей, а с другой стороны - нестабильность общества в плане затянувшегося духовного кризиса общечеловеческих норм и ценностей приводит к негативным последствиям в рамках процесса социализации личности. Профессиональное обучение и воспитание, постро-

енное на принципах гуманизма, должны быть направлены на развитие личности и его духовных ценностей. При этом исходным приоритетом становится формирование «свободной» и в то же время ответственной личности, обладающей широким кругозором и эрудицией и высоким нравственным сознанием. Интеллектуальное развитие должно органично сочетаться с нравственным развитием личности, ее гражданской ответственностью. Отсюда назревает необходимость качественной постановки воспитательного процесса в учреждениях высшего профессионального образования.

Практика системы воспитания высшей школы требует пересмотра целей, задач, принципов, подходов, лежащих в основе нравственного, патриотического воспитания и гражданского становления студенческой молодежи, вопросов сотрудничества в воспитательной работе всех субъектов этого процесса. Совершенствование образа жизни студенчества, формирование активной жизненной позиции требует целостного построения учебно-воспитательного процесса, который направлен на создание определенных условий для досуговой деятельности и быта, занятости, формирования профессиональных и гражданских качеств личности молодых людей.

Успех воспитательного процесса в вузе во многом зависит и от того как воспринимает сам студент воспитательное воздействие или влияние, степени социальной зрелости студентов, уровня сформированности его «социального характера». Для этого процесс воспитания должен быть выстроен таким образом, чтобы развивать активное отношение самих студентов к делу собственного самовоспитания, наиболее эффективной формой которого является система студенческого соуправления (самоуправления).

Воспитательная деятельность в учреждениях высшего профессионального

образования строится на принципах комплексного подхода, интегративно сти процесса обучения и воспитания.

Цель воспитания в высшей школе, на наш взгляд, определяется как становление и развитие качеств личности молодых людей на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование активной жизненной позиции1.

Задачи воспитательной работы со студентами должны обеспечивать воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности - гражданина новой России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые техникотехнологические решения; формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе; создание условий для творческой самореализации личности и для проведения досуга студентов во внеаудиторное время; создание полноценной социально-педагогической воспитывающей среды.

В работе со студентами определены основные направления воспитательной работы2. К ним относятся: организация гражданского и патриотического воспитания студентов, в т. ч. организация работы по развитию студенческого соуправления (самоуправления) как одного из элементов гражданского воспитания; организация работы по интернациональному воспитанию; организация деятельности по противодействию экстремизму, ксенофобии, воспитанию толерантности; организация деятельности по воспитанию электоральной культуры; организация работы по профилактике правонарушений, наркомании и организации превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД среди сту-

дентов; проведение культурно-массовых, физкультурно-спортивных, научно-просветительных мероприятий, организация досуга студентов; создание и организация работы творческих, физкультурных и спортивных, научных объединений и коллективов, объединений студентов и преподавателей по интересам; изучение проблем студенчества и организация психологической поддержки, консультационной помощи; работа по обеспечению занятости студентов (трудовой, социально значимой, организация работы трудовых объединений, студенческих отрядов разного профиля); организация научно-исследовательской работы студентов; проведение мероприятий по укреплению и поддержке молодой семьи; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни; содействие работе студенческим общественным организациям, клубам и объединениям; информационное обеспечение студентов, поддержка и развитие студенческих средств массовой информации; научное обоснование существующих методик, поиск и внедрение новых технологий, форм и методов воспитательной деятельности; создание системы морального и материального стимулирования преподавателей и студентов, активно участвующих в организации воспитательной работы; развитие материально-технической базы и объектов, предназначенных для организации воспитательных мероприятий.

Основные направления воспитательной деятельности рассматриваются через организацию работы в рамках трех блоков: 1) формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала; 2) формирование мотивационно-ценностного поведения через нравственное воспитание, воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание основ экономической культуры и культуры труда, экологическое воспитание, эстетическое воспитание, физиче-

ское воспитание, семейное воспитание; 3) процессуально-деятельностное направление, включающее организацию студенческого соуправления (самоуправления), участие в работе общественных молодежных организаций и др.

Воспитательная работа в вузе реализуется на уровне вуза, на уровне факультета, кафедры и иных структурных подразделений высшего учебного заведения.

При определении ответственности учреждения высшего профессионального образования за конечные результаты воспитательной деятельности определяются подходы к ожидаемому результату. В данной связи выпускник вуза должен: владеть системой знаний о различных сферах человеческой деятельности, являющейся основой формирования убеждений, т. е. мировоззрения; знать Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при решении экономических, социальных, политических и других задач в рамках своей компетенции; в условиях развития науки, техники и изменяющейся социальной практики приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии; понимать сущность и социальную значимость будущей или приобретенной профессии; уметь на научной основе организовать свой труд; уметь критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные, быть конструктивным в принятии решений; проявлять самостоятельность в ситуации выбора и уметь нести ответственность за принятое решение; владеть навыками сотрудничества; владеть способами осуществления познавательной, коммуникативной, преобразовательной деятельности; быть убежденным, что высшая ценность в обществе - это человек, его жизнь и деятельность.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 гг. Воронеж: ВОИПКРО, 2005.

2 Методические рекомендации по реализации Концепции воспитательной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Воронежской области. Воронеж: ВОИПКРО, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.