13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 37.02 АБРАМОВА И.Е.
доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков гуманитарных направлений, Петрозаводский государственный университет
E-mail: [email protected] ШИШМОЛИНА Е.П.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных направлений, Петрозаводский государственный университет E-mail: [email protected]
UDC 37.02 ABRAMOVA I.E.
Doctor of Philology, Associate Professor, Head of the Chair of Foreign Languages for Students of Humanities
Petrosavodsk State University E-mail: [email protected] SHISHMOLINA E.P. Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Foreign Languages for Students of Humanities
Petrosavodsk State University E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
FEATURES OF DISTANCE EDUCATIVE WORK ORGANIZATION AT UNIVERSITY
В статье рассматриваются вопросы организации воспитательной работы в вузе, проводимой в дистанционном формате. Обосновано её место в структуре образовательной деятельности, отмечены наиболее значимые направления. Цель статьи заключается в описании практического опыта проведения Петрозаводским государственным университетом воспитательной работы в условиях дистанционного обучения.
Ключевые слова: воспитательная работа ,дистанционное обучение, социальное воспитание.
The article deals with the educative work organization, conducted at the University in a distance format. Its place in the structure of educative activity is proved; the most significant directions are marked. The purpose of the article is to describe the practical experience of Petrozavodsk state University conducting educative work in distance format.
Keywords: educative work, distance learning, social education.
Успешность развития любой страны зависит от уровня развития её системы образования. Страна, вкладывающая в человеческий капитал, получает шанс стать лидером в развитии экономики и социальной сферы, иметь крепкие политические позиции. Тем не менее, в течение последних лет среди педагогов и представителей общественности ведутся оживленные дискуссии о том, является ли образование сферой услуг или особой социальной деятельностью, определяемой ценностными, установками особого рода, которые формируют жизнь человека, его сознание, стратегию жизни. Пытаясь выяснить, в чем заключается основная задача системы образования, в научной литературе изучаются свойства образовательной услуги как уникального продукта интеллектуального труда, имеющего большую социальную значимость, формирование и развитие которой подчиняется общим законам рыночной экономики [8]. Специалисты в области юриспруденции, анализируя Закон об образовании, приходят к выводу о понимании образовательных услуг как платных дополнительных услуг в сфере образования. С одной стороны, отмечаются положительные стороны введения понятия «образовательные услуги» в развитие образовательного законодательства. Они заключаются не только в возможности узаконить платные формы образования и, соответственно, расширить возможности
финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений, но и в возможности активного использования гражданско-правовых форм регулирования образовательных отношений, основанных на договорных обязательствах возмездного оказания образовательных услуг. Кроме того, к положительным моментам введения платного образования можно отнести расширение возможностей обучающегося при выборе форм обучения, соответствующих его желаниям и интересам [4]. С другой стороны, справедливым представляется мнение о том, что недопустимо рассматривать образование как услугу, принимая во внимание особенности процесса сотрудничества и совместной деятельности педагогов и обучающихся. Результат данного взаимодействия зависит от обеих сторон, которые в процессе осуществления деятельности могут меняться ролями. То есть, данный процесс нельзя назвать потреблением, поскольку он не является односторонним действием одного лица в отношении другого, кроме того, сам термин «услуга», имеет в русском языке преимущественно негативные лексические коннотации [7]. Таким образом, наиболее актуальным представляется понимание образования не как услуги, а как процесса воспитания и обучения, являющегося общественно и социально значимым благом (п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») и реализуемо-
© Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. © Abramova I.E., Shishmolina E.P.
Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (89), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 89. 2020
го в качестве услуги (безвозмездной или возмездной), оказываемой субъектами, осуществляющими образовательную деятельность [1]. В настоящее время пришло понимание, что в широком смысле современное образование представляет собой сложный и многосторонний процесс, выходящего за рамки понятия «образовательной услуги», включающего в качестве обязательного элемента воспитание будущих кадров России. Целью статьи является описание практического опыта воспитательной работы со студентами Петрозаводского государственного университета - опорного вуза региона, в условиях дистанционного обучения.
Воспитательная работа в современном вузовском образовании. Согласно определению Российской педагогической энциклопедии, воспитание является частью процесса обучения, понимаемого как совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие и образование личности. При этом в качестве принципа любой педагогической деятельности, в том числе в сфере высшего и профессионального образования, выступает единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций обучения [5]. Кроме того, понятие «воспитание» предусматривает целенаправленное создание условий и стимулирование развития человека, реализацию его задатков и внутренних резервов; процесс субъект-субъектного взаимодействия, направленный на выработку определенных личностных качеств, которые задаются различными институтами общества [3]. Отечественные педагоги отмечают, что в разных общественно-политических условиях основной целью образования и воспитания остается формирование у учащихся основных гуманистических ценностей и неприятие ими негативных, разрушительных идей, ценностей и тенденций. Достижение этой цели и формирование полноценной разносторонне развитой личности возможно в целостном позитивно направленном учебно-воспитательном процессе, построенном на принципе системности, в котором обучение и воспитание выступают как органично связанные части единого целого [2]. Становится очевидным, что воспитание нельзя отделить от обучения, поскольку невоспитанный человек не может быть образованным, каким бы количеством навыков и умений он ни обладал. Конечной целью образования должно стать формирование культурной, цивилизованной, высоконравственной личности.
В современной педагогике уделяется большое внимание «социальному воспитанию, понимаемому как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром (например, достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе)» [6]. Социальное воспитание, являясь составной частью процесса социализации, способно «с помощью целенаправленно управляемого процесса социального развития, социального формирования личности оказать помощь в усвоении и при-
нятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений. Такое воспитание человека учитывает его личностно-социальные проблемы, а также социальные потребности среды его жизнедеятельности» [9]. Вопросам развития и социализации личности, ее самоопределению и адаптации в обществе уделяли внимание как западные (А. Дистервег, Э. Дюркгейм, Дж. Коулмен), так и отечественные ученые (К. Д. Ушинский, Н. Ф. Федоров, Л. Н. Толстой и др.).
«По мнению российских педагогов, социальное воспитание и обучение, образование и самообразование, а также психологическая подготовка личности тесно взаимосвязаны. Они представляют собой единый комплексный интегративный многофункциональный процесс, предполагающий использование всего имеющегося арсенала педагогических средств и возможностей в целях нравственного, социального становления и развития личности» [3]. Анализ современной ситуации позволил выделить наиболее актуальные направления воспитательной работы в вузе, представленные на Рис.1.
Рис. 1. Направления воспитательной работы в вузе.
В основе вышеперечисленных видов воспитательной деятельности лежит совершенствование познавательной деятельности и мышления студентов, обогащение их чувственного опыта, развитие наблюдательности. Современные технологии воспитания призваны акцентировать внимание обучаемых на социально значимых проблемах, побуждать к размышлениям и, в конечном счете, вырабатывать социальную позицию специалиста нового поколения. Социальное воспитание студентов осуществляется, в том числе, в рамках «профессионального воспитания, которое направлено на развитие личности как субъекта профессионального образования и профессиональной деятельности и осуществляется под воздействием макросферы (социально-экономических условий, политики, идеологии, морали общества) и микросферы (конкретного коллектива)» [9].
Характерной чертой современности является активное использование дистанционных форматов во всех сферах деятельности, в первую очередь, в сфере образования. Необходимость перехода к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям об-
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
учения, обучая важным в современном мире навыкам жизни в цифровую эпоху, отметил в своём Послании 1 марта 2018 г. Президент Российской Федерации. В условиях цифровой революции, когда уже каждый второй житель Земли имеет подключение к сети Интернет, у педагогов имеется в арсенале множество разнообразных средств, позволяющих организовать не только эффективную образовательную, но и воспитательную работу со студентами. К преимуществам дистанционного формата можно отнести возможность включения в деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, гибкий график проведения мероприятий, комфортную для участников обстановку. Тем не менее, в своей работе педагоги сталкиваются с такими трудностями практического применения дистанционных форм воспитательной работы, как: 1) технические проблемы, к которым относится не только отсутствие необходимых устройств для выхода в Интернет, неполадки со средствами связи, отсутствие навыков использования Интернет-сервисов, но и низкий уровень цифровой грамотности обучающихся и педагогов; 2) низкая мотивация к участию в воспитательных мероприятиях у обучающихся; 3) отсутствие этических навыков в виртуальном пространстве [10].
Результаты. Воспитательной работе на кафедре иностранных языков гуманитарных направлений (ИЯГН) Петрозаводского государственного университета уделяется большое внимание. В условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение, работа продолжилась в виртуальном режиме. Преподаватели не испытывали сложностей с переводом в сетевой формат проводимых мероприятий, не почувствовали ограниченность выбора форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении. В соответствии со статьей 26 «Всеобщей Декларации прав человека», образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам, содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами. Нравственные принципы молодежи являются залогом успешности будущего общества. Поэтому проблемы профилактика жестокости и насилия, конструктивного решения конфликтных ситуаций, антинаркотического и антиалкогольного воспитания, а также патриотического воспитания играют особо важную роль. Эффективность этого вида работы со студентами в значительной мере повышается при условии активности самой личности, поэтому широко применяется такая форма организации деятельности студентов, как конкурс. Тематика проводимых конкурсов также разнообразна, охватывает такие мероприятия, как содействие трудоустройству, патриотическое воспитание, противодействие потреблению психоактивных веществ, противодействие экстремизму и терроризму, коррупции, воспитание гражданского самосознания («Я выступаю за мир», «Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для страны» (Дж. Кеннеди)»). Далее
будут описаны некоторые конкурсы, ежегодно проводимые в ПетрГУ и отраженные на официальном сайте университета.
Одной из самых ответственных задач, стоящих перед современным образованием, специалисты кафедры ИЯГН считают вопросы патриотического воспитания студентов. Этот процесс представляет собой сотрудничество педагогов и обучающихся, нацеленный на воспитание у них патриотического мышления и системы ценностей, установок и убеждений, необходимых для служения Родине с помощью проведения в образовательных учреждениях различных мероприятий в рамках патриотического воспитания. Одним из них стал фестиваль студенческих проектов «Никто не забыт, ничто не забыто», проведенный в преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В современном обществе с его непрерывными изменениями, новыми вызовами и информационным перенасыщением сохранение исторической памяти приобретает особое значение. Историческая память позволяет людям удерживать в сознании главные события их общего прошлого, формирует национально-государственную идентичность каждого нового поколения и обеспечивает преемственность единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Конкурсные работы были выполнены в формате Digital Storytelling, который заключается в создании историй с использованием аудиовизуальных технологий. Представленные на фестиваль проекты с разных сторон освещают страницы военной истории, рассказывая о подвиге советского народа, о трудностях и лишениях, которые приходилось преодолевать людям во имя Победы. Трогательные рассказы повествуют об участии в войне членов своих семей и о том вкладе, который они внесли в общее дело. Результатом Фестиваля стал портал проектов участников, каждый из которых получил Диплом лауреата конкурса.
Другим примером мероприятий, нацеленных на формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну, является виртуальный семинар на английском языке, посвященный роли нашей страны на международной арене. В нем приняли участие студенты первого курса направлений обучения «Международные отношения» и «Социальная работа». Студенты-международники выступили с докладами в формате цифровых историй, в которых они попытались донести свои идеи до аудитории при помощи визуализации, образов и интонации. Основной задачей выступающих было не только раскрыть содержание своей темы, но и быть понятным слушателям, выступая на английском языке. Обсуждались актуальные вопросы, касающиеся истории, политики и социального развития России, особенности российской внешней политики, кризиса 1998 г., а также ситуации в России в связи с эпидемией коронави-руса COVID-19 и многие другие. Наиболее оживленный отклик вызвали доклады «Crisis of the 1998 in Russia», «Crimea is a part of Russia», «The success of the great Russian leaders», «St. Petersburg - the cradle of Russian
Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (89), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 89. 2020
culture». Важный вывод, сделанный студентами в заключение мероприятия, заключается в осознании ими ведущей роли нашего государства в современной геополитике и на протяжении своей истории.
Следующей проблемой, к которой было привлечено внимание студентов в непростой период дистанционного обучения, стал круглый стол на английском языке по проблемам социального взаимодействия в обществе, проведенный на платформе Zoom. Студенты первого курса обсудили социально значимую проблему взаимоотношений людей в современном обществе. Будущим социологам важно научиться рассматривать все происходящие в окружающей действительности события через призму закономерности социальных действий и поведения людей, а также с точки зрения отношений между личностью и обществом. Студенты выясняли в ходе круглого стола сущность понятия «социальное взаимодействие», отметив, что оно является ключевым для целого ряда социологических теорий. Участники акцентировали внимание на том, что в общем смысле действие человека приобретает черты социального действия только тогда, когда оно осознанно и ориентировано на поведение других, когда оно воздействует на них и в свою очередь испытывает влияние поведения других людей. Студенты сделали вывод о том, что социальное взаимодействие связывает множество разрозненных людей в единое целое - общество, позволяя говорить о людях, как о разумных, мыслящих, социальных существах. Особое внимание участники мероприятия уделили вопросу роли коммуникативных навыков в процессе социального взаимодействия людей в обществе. Итогом встречи стала разработанная студентами инструкция, помогающая установить контакт с окружающими людьми, выбрать правильную тактику поведения в конфликтной ситуации, почувствовать себя комфортно в разных коммуникативных ситуациях.
Воспитанию нравственных качеств будущих дипломатов был посвящен конкурс, темой которого стали различные аспекты жизни России как великой современной державы. По мнению студентов, современная российская дипломатия многозадачна, многовекторна, она призвана решительно действовать на всех внешнеполитических направлениях, чтобы не только защитить интересы страны, но создать благоприятные внешние условия для ее успешного внутреннего развития. Одной из важных задач специалиста-международника является способность информировать и максимально понятно разъяснять официальную позицию правительства и политику страны, укреплять положительный образ своей родины в глазах иностранцев. Данное мероприятие стало хорошей возможностью для студентов первого курса направления «Международные отношения» попробовать свои силы в искусстве пропаганды. В процессе подготовки к конкурсу обучающиеся отметили, что в древние времена искусство дипломатии сформировалось как вербальная форма взаимодействия между разными группами и сообществами людей. В отличие от риторики, которая развивает красноречие, форму и манеру изложения, в дипломатии
принципиально важны обе стороны коммуникативного процесса: не только способность красиво говорить, но и способность адекватно воспринимать речь другого, то есть акцент делается на качестве устного текста, на умении дипломата понятно, логично и ясно излагать свои мысли и позицию. Студенты первокурсники, принимая участие в конкурсе, тренировались «с двух сторон»: как ораторы, выступая с оригинальной темой и ее собственной трактовкой, так и как слушатели, взаимооценивая работы сокурсников, выполненные в формате цифровых историй, когда на аудиторию влияют не только смысл сказанного, но и визуализация, образы, интонация, тембр, качество голоса. Среди обсуждаемых сообщений наиболее значимыми стали доклады об уникальности великой России, ее истории, политики и социальном развитии; о трансформации российской внешней политики в период руководства страной президентом В.В. Путиным; о причинах, последствиях и способах преодоления Россией тяжелейшего кризиса 1998 г.; о победах великих российских спортсменов за последние десятилетия и другие.
Темой он-лайн дискуссии бакалавров первого курса направления обучения "Социология" и магистрантов направления обучения "Психолого-педагогическое образование" стали актуальные для молодежи вопросы стрессов и депрессии, роли социальных сетей в жизни подростков, особенностей развития одаренных детей и многие другие. Выступления, подготовленные студентами на основе публикаций в высокорейтинговых научных журналах («Nature», «Psychology»), были выполнены в формате Digital Storytelling. Студенты анализировали информацию, представленную авторами роликов, рассуждали о влиянии стресса и депрессии на проблемы со сном среди студентов, воздействии курения на психологическое состояние человека, размышляли о потребностях и субъективном ощущении благополучия личности. Учащиеся открыли для себя взаимосвязь между эффективностью учебной деятельности и испытываемыми студентами стрессом, чувством одиночества, а также о влиянии на результативность обучения феномена "учебного выгорания", а также роли завтрака для предупреждения развития депрессивных симптомов. Итогом мероприятия стал совместный ролик-памятка для студентов, посвященный правилам здорового образа жизни.
Выводы. Опыт регулярного включения воспитательной тематики в образовательную деятельность вуза и проведение междисциплинарных онлайн-дискуссий, конкурсов и других мероприятий показал свою эффективность в условиях дистанционной работы. Участие в подобных акциях не только побуждают студентов задуматься о вопросах, касающихся морального, гражданского и нравственного облика молодежи, ответственности каждого за свой успех в жизни, но и помогают осознать взаимосвязь между различными областями научного знания, способствуют формированию у обучающихся целостного мировоззрения, а также готовят их к профессиональному взаимодействию в виртуальном мире.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Библиографический список
1. Воронцова Н. Л. Образование как услуга // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 4. С. 56-62. - DOI: 10.17803/1994-1471.2020.113.4.056-062 .
2. Загвязинский, В. И., Емельянова И.Н. Теории обучения и воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования - 2-е изд., стер. Москва : Издательский центр «Академия», 2013. 256 с.
3. Педагогический словарь. Под ред. Загвязинского В.И., Закировой А.Ф., Строковой Т.А. Москва : Академия, 2008. 343 с.
4. Потапенко В. С. Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий // Журнал российского права. 2009. №3 (147). С.139- 50
5. Российская педагогическая энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. В. Г. Панов. Москва: Большая Рос. энцикл., 1993-1999. Т. 2. С. 65.
6. Словарь педагогического обихода / Под ред. профессора Л.М.Лузиной. Псков: ПГПИ, 2001. 92 с.
7. Смолин О. Н. Услуга или служение? о некоторых философско-экономических основах образовательной политики // Народное образование. 2020. №1 (1478). С. 7-30
8. Сыроваткина Т. Н., Федорова О. И., Зуева Е. Г. Особенности образовательной услуги как продукта экономики образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 13 (149). С. 344-348
9. Тимонин А. И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №1 - 1. C. 55-58
10. Хромцова, Ю. Н. Воспитательная работа на дистанционном обучении // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). Краснодар: Новация, 2020. С. 27-31. - URL: https://moluch.ru/ conf/ped/archive/369/15818/ (дата обращения: 02.07.2020).
References
1. Vorontsova N. L. Education as a service // Actual problems of Russian law. 2020. Vol. 15. No. 4. Pp. 56-62. DOI: 10.17803/19941471.2020.113.4.056-062 .
2. Zagvyazinsky, V. I., Emelyanova I. N. Theory of education and upbringing: textbook for students. institutions of higher prof. education - 2nd ed., ster. Moscow: publishing center "Academy", 2013. 256 p.
3. Pedagogical dictionary. Ed. Zagvyazinsky V. I., zakirovoy A. F., Strokova T. A. Moscow: Akademiya, 2008. 343 p.
4. Potapenko V. S. Educational activities and educational services: correlation of concepts // Journal of Russian law. 2009. No. 3 (147). Pp. 139-150
5. Rossiyskaya pedagogicheskaya enciklopediya : In 2 t. / GL. ed. V. G. Panov. Moscow: Bolshaya ROS. encikl., 1993-1999. Vol. 2. Pp. 65.
6. Dictionary of pedagogical usage / Edited by Professor L. M. Luzina. Pskov: PGPI, 2001. 92 p.
7. Smolin O.N. Service Or Ministry? On Some Philosophical And Economic Foundations Of Educational Policy // National education. 2020. no. 1 (1478). Pp. 7-30
8. Syrovatkina T. N., Fedorova O. I., Zueva E. G. Features of educational services as a product of the education economy // Bulletin of Orenburg state University. 2012. No. 13 (149). Pp. 344-348
9. Timonin A.I. Professional education as social education // Bulletin of Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Sotsiogenetiki. 2012. №1 - 1. Pp.55 - 58
10. Khromtsova Yu. N. Educational work on distance learning // Problems and prospects of education development: materials of the XII international conference. scientific Conf. (Krasnodar, may 2020). Krasnodar: Novation, 2020. Pp. 27-31. - URL: https://moluch.ru/ conf/ped/archive/369/15818/ (accessed: 02.07.2020).