13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378-057.875:001.891
UDC 378-057.875:001.891
ВОРОНКОВА Л.В.
кандидат педагогических наук, доцент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
VORONKOVA L.V.
Candidate ofPedagogy, Associate Professor, Orel State University
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОСВОЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
FORMATION OF MOTIVATION OF STUDENTS IN DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN VOCATIONAL PEDAGOGICAL PREPARATION
В статье представлены результаты исследования и опыт работы по проблеме формирования мотивации студентов к освоению педагогической деятельности в системе профессионально педагогической подготовки в рамках изучения учебных дисциплин психолого-педагогического цикла.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая подготовка, мотивация, самообразование, самовоспитание, саморазвитие.
The article presents the results of research and experience on the problem of formation of students ' motivation to master pedagogical activity in the system of professional pedagogical training in the framework of studying educational disciplines of the psychological and pedagogical cycle.
Keywords: professional and pedagogical training, motivation, self-education, self-education, self-development.
К профессии учителя в настоящее время предъявляются повышенные требования не только к владению профессиональными компетенциями в организации педагогической деятельностью, но и к зрелости его личности. В структуре профессиональной личности учителя одним из центральных психологических образований является профессиональная мотивация. Потребность в педагогах с развитой профессиональной мотивацией в системе школьного образования сегодня очень высока в связи с решением современных задач модернизации российского образования.
Для профессионального становления и дальнейшей успешной педагогической деятельности большое значение имеет не только развитие у студентов интереса к будущей профессии, педагогических способностей и мышления, но и, конечно, профессиональной мотивации. В традиционной системе педагогического образования эта задача решена не в полной мере, что обуславливает актуальность исследования.
Решить эту задачу возможно, если в содержание профессионально-педагогического образования интегрировать глубокую фундаментальную подготовку по психолого-педагогическим дисциплинам, совершенствовать организацию педагогической практики в базовых образовательных учреждениях и включение студентов в социально-значимую деятельность кафедры, факультета и университета, что создаст условия для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций и профессиональной мотивации будущего учителя. В связи с этим актуальной становится проблема разработки педагогической системы, учитывающей требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и профессионального стандарта учителя, позволяющей студентам выпускникам университета в полной мере овладеть профессией учителя и стать грамотными специалистами. В связи с этим была проведена научно-исследовательская работа.
Цель исследования мы определили, как выявление мотивации обучения студентов в университете и обоснование авторской системы формирования профессиональной мотивации студентов в процессе изучения учебных дисциплин
психолого-педагогического цикла.
Исследование проводилось на протяжении 2017-2019 годов на базе Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, в котором приняли участие студенты, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование направленность (профиль) история и обще-ствознание. В ходе исследования нами были использованы следующие методы педагогической диагностики: наблюдение, индивидуальная беседа, анкетирование, тестирование с использованием методики «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной.
Структура использованной анкеты состояла из обращения к респондентам, а также из 13 вопросов. Нас в первую очередь интересовал вопрос: «Какую цель перед собой ставит абитуриент, выбирая профессию - учитель?», «Каков его главный мотив обучения в университете?». Респондентам был задан вопрос: «Какой из факторов оказал на Вас большее влияние при поступлении на выбранную специальность?». Относительное большинство в 2017 году указывали на преобладание интереса к выбранной специальности, а в 2019 году респонденты отдают предпочтение желанию связать своё будущее с профессией - учитель; остается у молодежи интерес к изучению истории; менее всего на выбор профессии играют рекомендации знакомых и решение взрослых-родителей. Результат опроса по данному вопросу представляем в диаграмме:
Увлечение историей
ЖОЛ J И И(? С ия 4Ü1 ь с цоё будущее с профессией...
Интерес* выбранной специальности
Решение вэ росл ых, рекомендации..
Ü 10 20 30 40 50
Рис. 1. Диаграмма. Факторы, влияющие на выбор профессии учителя.
п 2010 год поступлении
■ 2013 год поступления
■ 2017 год поступлении
© Воронкова Л.В. © Voronkova L.V.
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (87), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 87. 2020
Анализ анкеты свидетельствует, что современные абитуриенты выбирают направление подготовки осознано и ими движет интерес и желание работать по избранной специальности - учитель.
Нас так же интересовал вопрос: «Какие мотивы лежат в основе учебно-познавательной деятельности студентов? Итоги выявления мотивов учения в университете показал, что приступая к обучению на 1 курсе, студенты отдают предпочтение мотивам потребности в общении со сверстниками, самопознанию и творческой самореализации. Однако к 4-5 курсам приоритеты меняются, на первый план выступают мотивы саморазвития, профессионального развития и получения образования. Мотивы самопознания и общения уходят на второй план.
Обобщая результаты исследования, мы можем сказать, что современные студенты в своем большинстве делают осознанный, адекватный выбор будущей профессии и приоритет отдают получению знаний и овладению профессией, а неполучению диплома. Сравнительный анализ изменений мотивов обучения студентов за 3 года исследования, свидетельствует, что динамика увеличивается в сторону осознанной ориентации на получение профессии учителя, то есть стремления овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества:
Мотивы 2017 год поступления 2018 год поступления 2019 год поступления
приобретение знаний 45,2 42,4 43,1
овладение профессией 41,6 46,7 48,2
Получение диплома 13,2 10,9 38,7
получение диплома овладение профессией приобретение знаний
I 2019 2018 I 2017
Рис. 2. Диаграмма изменений мотивов обучения студентов за 3 года исследования.
Данный результат исследования, позволил нам так же выявить противоречие между потребностью и отсутствием целостной системы формирования мотивации студентов к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию и профессионального развития. Для преодоления данного противоречия нами разработана система мероприятий, направленная на удовлетворение потребности студентов в саморазвитии и самореализации в рамках учебно-воспитательного процесса университета с целью формирования готовности студентов к профессиональной деятельности.
В первую очередь мы определились с целью профессиональной деятельности, поставили перед собой конкретные задачи с учетом потребностей студентов и их динамики изменений, и способы их решения.
Прежде всего, данная работа начинается в системе учебных занятий, например, в процессе изучения учебного курса «Педагогика», с использованием частной методики формирования мотивации студентов, основными компонентами которой являются: диагностика, создание ситуации «успеха»; активизация межличностного взаимодействия «студент - студент», «студент - преподаватель»; формирование навыков уверенного поведения; выработка навыков самостоятельной деятельности.
При этом, деятельность педагога направлена на:
- формирование мотивации у студентов к освоению педагогической деятельности, к самопознанию и саморазвитию и формированию компетенций будущего учителя;
- создание положительной эмоциональной среды, за
счет дифференцированного подхода в отборе технологий, методов и приемов организации учебно-познавательной деятельности студентов при использовании широкого спектра педагогических средств, таких как: самостоятельная работа, самообразование, самовоспитание, научно-исследовательская и общественная деятельность.
Для этого используется такая форма обучения, как педагогический практикум «Профессионально-личностное самопознание и саморазвитие». Практикум мы рассматриваем как одну из форм:
- выявления у студентов готовности к саморазвитию;
- выработки у студентов умений эффективно решать учебные и педагогические задачи в возникающих ситуациях;
- тренировки педагогического мышления и формирования педагогических умений: проблематизации, целеполага-ния, планирования деятельности;
- поиска новой информации и практического применения знаний в различных учебных и педагогических ситуациях;
- проведения исследования и презентации результатов.
Технология организации практикума включает следующие этапы:
- Диагностический. Студенты самостоятельно или под руководством преподавателя проводят диагностику, используя методики и выявляют склонность к профессии, готовность к саморазвитию, степень выраженности профессионально значимых личностных качеств, уровень профессионально-педагогической компетенции и педагогической культуры на начальном этапе педагогической подготовки.
- Прогностический. Студенты изучают литературу по проблеме профессионального саморазвития, самовоспитании, самообразования и разрабатывают прогностическую модель профессионально-личностного саморазвития.
- Проектировочный. На этом этапе студенты самостоятельно изучают специфику самостоятельной деятельности, самообразования и самовоспитания, но акцент делают на изучение способов, методов, приемов развития и саморазвития требуемых педагогических качеств и способностей. Студенты выступают организаторами собственного профессионального саморазвития: формулируют цели, определяют способы деятельности, прогнозируют конечные результаты, составляют план работы, разрабатываю систему самоконтроля, оформляют программу профессионального саморазвития.
- Организационно-деятельностный. Студенты реализуют запланированные в программе саморазвития форм работы, принимают участие в кафедральных мероприятиях: конкурсе эссе «Моя педагогическая философия», научно-практической конференции «Профессионально-педагогическая деятельность современного учителя».
- Рефлексивно-оценочный. На данном этапе студенты демонстрируют свои результаты профессионального саморазвития: выполнения всех учебных заданий практикума и участие в мероприятиях кафедры и факультета.
При этом в ходе выполнения заданий практикума мотива-ционная последовательность учебной деятельности студентов составляет целостную структуру: сосредоточение внимания студента на учебной ситуации; осознание смысла предстоящей деятельности; осознанный выбор мотива; целеполагание - определение студентами целей своей учебной деятельности; стремление к цели - осуществление учебных действий; стремление к достижению успеха - осознание уверенности в правильности своих действий; самооценка процесса и результата деятельности - эмоциональное к ней отношение. Исключив хотя бы один элемент из данной цепочки, во время взаимодействия педагога и студента, результат учебного процесса не будет столь эффективным.
Получив в ходе практикума опыт практической учебной деятельности, студенты включаются в систему научно-исследовательской, социально общественной деятельности в рамках мероприятий кафедры, факультета и университета. А именно, см. табл. 1.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Цель деятельности педагога Курс Задачи Способы решения Результаты
Формирование мотивации и готовности студентов к учебно-познавательной и профессиональной деятельности 1 Изучение личностных особенностей студентов. Выявление мотивационной направленности В рамках изучения курса «Педагогика»: использование инновационных технологий: - развития критического мышления; - проблемного обучения; - применение активных и интерактивных методов обучения; - реализация педагогического практикума «Профессионально-личностное самопознание и саморазвитие». В рамках внеаудиторной работы: - работа дискуссионного клуба «Диалог»; - конкурс эссе «Моя педагогическая философия; - олимпиада по «Педагогике»; - конкурс проектов воспитательной деятельности «Ступени» Повышение интереса к изучению учебных дисциплин; Отсутствие неуспевающих по предметам психолого-педагогического цикла; Рост участия студентов в НИРС, в олимпиадах, творческих конкурсах; Участие в социально-значимых мероприятий кафедры, факультета, университета; Повышения качества знаний;
2 Формирование мотивации на саморазвитие, личностный и профессиональный рост.
3 Формирование профессиональной мотивации Проведение педагогической практики; Реализация социально-образовательного проекта «Педагогика вне шаблона» Конкурс «Педагогический дебют»; Работа научно-исследовательских групп; Мастер-классы.
4 Ориентация на работу по получению квалификации;
5 Формирование готовности к смене социально-личностной позиции после окончания университета.
В основе проекта «Путь в педагогическую науку» лежит идея о создании механизмов мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности. Проект «Педагогика вне шаблона» выступает в качестве механизма педагогического сопровождения, направленного на решение проблемы развития созидательной активности студентов посредством их включения в разработку и реализацию социально-значимых проектов для региональной системы образования. Проект реализуется студентами в региональной системе образования с привлечением социальных партнеров проекта: орловской областной общественной организацией «Знание»; орловского регионального отделения общественной организации «Педагогическое общество России»; управления молодежной политики города Орла; общественного объединения «Учительское единство»; профсоюзной организацией студентов.
Основной организационной формой реализации проекта выступает молодежный клуб «Перспектива», который функционирует на факультете и объединяет участников проекта на добровольной основе. Студенты самостоятельно планируют, организуют, проводят систему мероприятий, направленных на достижение цели проекта, а именно:
- обучающий семинар «Педагогическое проектирование в сфере образования»; заседания дискуссионного клуба по актуальной теме «Проблемы современной системы образования глазами будущих учителей»;
- встречи с педагогами инновационных школ в педагогической гостиной;
- конкурс социальных проектов «Моя педагогическая
инициатива»; тренинги, деловые игры. А главное, они реализуют свои досуговые, просветительские, воспитательные проекты в образовательных организациях в ходе педагогической практики. Роль педагога в рамках реализации данных проектов сводится к консультативной деятельности, что позволяет формировать профессиональные компетенции в области педагогической деятельности.
Проект «Моя педагогическая инициатива» направлен на формирование социально-значимых профессиональных качеств педагога. Данный проект позволяет целенаправленно организовать внеаудиторную воспитательную деятельности студентов для развития самостоятельности, ответственности, активности и направленности на самореализацию студентов при использовании форм внеаудиторной деятельности, предполагающих вариативность, самоорганизацию студентов, развитие самоуправления на основе сотрудничества преподавателей и студентов при организации рефлексивного анализа деятельности.
Таким образом, разработанная и апробированная нами система мероприятий направленных на формирование мотивации студентов к саморазвитию, самовоспитанию и профессиональному становлению способствует их профессиональному самовыражению и самоорганизации; позволяет стимулировать личностно-значимые потребности студентов, которые обуславливают его самореализацию. Даная система работы направлена на решение главной задачи - формирования профессиональных компетенций и готовности к педагогической деятельности в региональной системе образования.
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (87), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 87. 2020
Таблица 1.
План мероприятий по организации научно-исследовательской и проектной деятельности студентов
курс Учебная дисциплина Мероприятия
Студенческие научно-практические конференции
1 курс Педагогика Раздел: «Введение в педагогическую деятельность»; «Общие основы педагогики» Педагогика. Раздел: «История педагогики» Методика преподавания истории Методика преподавания обществознания Студенческая конференция «Педагогическое наследие и его роль в становлении современного образования»
Олимпиада по педагогике
2 курс Студенческая конференция «Генезис дидактических систем в различные исторические периоды»
3 курс Научно-практическая конференция «Современный учитель истории и новая школа»
4-5 курс «Проблемы, тенденции и перспективы развития школьного исторического образования» по итогам НИРС
Конкурсы проектов (вузовский, региональный)
2-3 курс Психология Педагогика Методик преподавания истории межвузовский региональный студенческий Конкурс воспитательных проектов развития и саморазвития личности компетентного специалиста в системе высшего и среднего профессионального образования «Ступени»
4 курс Конкурс научно-исследовательских работ «Студенческая наука»
5 курс Межвузовский региональный студенческий Конкурс проектов «Педагог 57»
Региональный конкурс «Педагогический дебют»
Мастер-классы
Педагогика Раздел: «Введение в педагогическую деятельность»; «Общие основы педагогики» Педагогика. Раздел: «История педагогики» Методика преподавания истории Проектная деятельность учителя в школьном образовательном пространстве
Конструирование современного урока истории
Активные методы обучения в системе школьного исторического образования. Технология развития критического мышления
Дискуссии
4-5 курс Педагогика Раздел: «Введение в педагогическую деятельность»; «Общие основы педагогики» Педагогика. Раздел: «История педагогики» Методика преподавания истории Профессионально-педагогическая деятельность учителя истории Плюсы и минусы традиционного и инновационного урока истории
Социально-образовательные проекты
Педагогика Методика преподавания истории «Путь в педагогическую науку»; Моя педагогическая инициатива»; «Педагогика вне шаблона»
Библиографический список:
1. Апиш Ф.Н. Основные современные теории мотивации. Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2001 56 с.
2. Андриенко Е.В. Особенности формирования профессиональной мотивации студентов. /Мотивационное пространство воспитательной работы педагогического вуза. Новосибирск, 2015. С.73-78.
3. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений / Н. В. Мормужева // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 160-163.
References
1. Apish F. N. Basic modern theories of motivation. Maikop: Publishing house OOO "Ajax", 2001 56 p.
2. AndrienkoE. V. Features of formation of professional motivation of students. / Motivational space of educational work of a pedagogical University. Novosibirsk, 2015. Pp. 73-78.
3. MormuzhevaN. V. Motivation of training students of professional institutions / N. V. Mormuzheva / / Pedagogy: traditions and innovations: materials of the IV international conference. science. Conf. (Chelyabinsk, December 2013). Chelyabinsk: Two Komsomolets, 2013. Pp. 160-163.