Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGICAL MODEL / MODELING / PROFESSIONAL ADAPTATION / TECHNOLOGY / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеев А. Э., Тенетилова В. С.

В статье рассмотрены технологии проектирования и реализации педагогической модели профессиональной адаптации будущих педагогов, разобраны главенствующие принципы педагогического моделирования, обозначены критерии, которым должна отвечать эффективная педагогическая модель в контексте адаптации студентов педагогического профиля к будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнеев А. Э., Тенетилова В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODELING OF PROFESSIONALADAPTATION OF FUTURE TEACHERS

The article discusses the technology of designing and implementing pedagogical model ofprofessional adaptation of future teachers, describes the main principles of pedagogical modeling, marks the criteria of effective pedagogical model in the context of adaptation for professional activities of students ofpedagogical direction.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

УДК 378.14.014.13 КОРНЕЕВ А.Э.

аспирант, направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ТЕНЕТИЛОВА В.С.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологии и предпринимательства, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]

UDC 378.14.014.13 KORNEEVA.E.

Graduate Student, Direction of sSudy 44.06.01 Education and Pedagogical sSiences, Department of Technology and Entrepreneurship, Orel State University E-mail: [email protected] TENETILOVA V.C.

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Department of Technology and Entrepreneurship, Orel State University

E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ PEDAGOGICAL MODELING OF PROFESSIONALADAPTATION OF FUTURE TEACHERS

В статье рассмотрены технологии проектирования и реализации педагогической модели профессиональной адаптации будущих педагогов, разобраны главенствующие принципы педагогического моделирования, обозначены критерии, которым должна отвечать эффективная педагогическая модель в контексте адаптации студентов педагогического профиля к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: педагогическая модель, моделирование, профессиональная адаптация, технология, педагогика.

The article discusses the technology of designing and implementing pedagogical model ofprofessional adaptation of future teachers, describes the main principles of pedagogical modeling, marks the criteria of effective pedagogical model in the context of adaptation for professional activities of students ofpedagogical direction.

Keywords: pedagogical model, modeling, professional adaptation, technology, pedagogy.

В Национальном проекте «Образование» отмечено, что одним из элементов успешного вхождения в будущую профессиональную деятельность и повышения мотивации является профессиональная адаптация выпускников. Образовательная практика вузов показывает, что успешность профессиональной адаптации выпускников зависит от специально организованных условий еще на этапе обучения в вузе. Среди основных условий является разработка педагогической модели для эффективной адаптации обучающихся, осваивающих образовательные программы бакалавриата и магистратуры.

Построение модели при проведении научных исследований является одним из важных методов научного познания и необходимо при изучении отдельно выделенных сторон объекта. Педагогическое моделирование является объектом изучения многих педагогов-ученых, таких как С. И. Архангельского, А. Ф. Зотова, Н.А. Козырева, Н. В. Кузьминой и др. [5].

С.И. Архангельский считает, что «Под моделью, как основным понятием метода моделирования, понимается система, которая, «отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте» [2].

Н.А. Козырев, рассматривая понятие «педагогическое моделирование» подводит к тому, что оно представляется как «ресурс детерминации, визуализации,

верификации, модификации и создания нового идеального педагогического средства, обеспечивающего педагога и обучающегося необходимым качеством изучения и исследования дидактического и научно-исследовательского материала в ресурсах выделенного предмета или научной области знаний, детализирующих возможность познания и дополнения сформированных знаний и компетенций в модели современного непрерывного образования» [2].

В педагогической теории и практике метод моделирования является интегративным, объединяющим теоретическое и эмпирическое в научных исследованиях, и рассматривается как условие построения инновационных объектов и явлений; как профессиональная деятельность, как метод новообразования.

Построение инновационных объектов и явлений способствует созданию благоприятных условий для получения современного образования, социализации и адаптации личности в условиях непрерывного образования.

Педагогическое моделирование, как вид педагогической деятельности направленно на построение модели профессионального самоутверждения, самореализации, саморазвития, самосовершенствования педагога.

Педагогическое моделирование, как метод новообразования направлен на построение новых моделей

© Корнеев А.Э., Тенетилова В.С. © Korneev A.E., Tenetilova V.C.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

по развитию и саморазвитию, по профессиональной адаптации будущих педагогов в новых социально-экономических условиях.

Метод моделирования является основным ресурсом проектирования и внедрения инновационных технологий, основанных на научных абстракцияхи логических конструкциях. В качестве объекта педагогического моделирования выступают педагогические процессы и явления, соответствующие передовым идеям педагогической науки. Рассматривая педагогический процесс, необходимо отметить, что в любой педагогической модели он должен обеспечивать содержательное единство обучения и воспитания, создание совокупности условий, средств, методов, форм обучения и воспитания, развития компетенций и навыков будущего педагога. Организация педагогического процесса и содержание образовательной программы подготовки будущего специалиста должны адаптироваться и совершенствоваться при появлении инновационной практики в педагогике, технологии и организации труда. Образовательная программа зачастую представляет собой модули дисциплин, направленные на обеспечение качества профессиональной подготовки,на проектирование индивидуальной образовательной траектории ее освоения, на приобщение к будущей профессиональной деятельности.

Предметом педагогического моделирования являются процессы, такие как оптимизация, верификация, детализация, рационализация, которые обеспечивают системность и интегративностьмодели, определенную целевую установку и содержательность педагогического процесса, повышение качества профессиональной подготовки будущего специалиста.

Приступая к педагогическому моделированию, нам видится, необходимо рассмотреть признаки, характеризующие педагогическую модель (рис.1).

Рис. 1. Признаки педагогической модели.

Представленные признаки определяют критерии, которым должна удовлетворять педагогическая модель:

1. Технологичность. Соответствие педагогическим и методологическим требованиям.

2. Концептуальность. Педагогическая модель опирается на ряд положений, включающих в себя философское, психологическое, дидактическое обоснование образовательных целей.

3. Управляемость. Педагогическая модель предполагает возможность целеполагания, планирования и прогнозирования, проектирования, диагностики и корректировки результатов.

4. Эффективность. Педагогическая модель обладает способностью управления качеством обучения, выдерживать конкурентные преимущества, гарантировать выполнение требований государственного образовательного стандарта [3].

Отталкиваясь от специфики профессионального поля деятельности и условий осуществления будущей профессиональной деятельности выпускников, в педагогической модели должны быть учтены:

- целевой блок профессиональной подготовки и профессиональной адаптации (цели, содержание, формы, методы и средства организации педагогическогопроцесса);

- компоненты профессиональной адаптации (мо-тивационный, содержательный, операционный);

- взаимодействие системных элементов педагогического процесса;

- возникающие противоречия на стыке этапов-формирования профессиональной компетенции и профессиональной адаптации обучающихся;

- многофункциональность профессиональной адаптации (функции образования, воспитания, развития, координации и контроля) [4].

Для реализации педагогической модели профессиональной адаптации обучающихся в структуре подготовки будущих педагогов необходимо учитывать системупринципов:

- гуманизации процесса обучения;

- целостности, как взаимосвязи всех структурных элементов и компонентов;

- динамичности, как способности изменяться и приспосабливаться к изменяющимся социально-экономическимусловиям;

- адаптивности и востребованности на любом этапе осуществления образовательной деятельности;

- единства теории и практики в построении образовательной траектории обучающегося в системе непрерывного профессионального образования;

- координации, как основополагающей цели обеспечения профессиональной адаптации обучающихся, логичность и последовательность действий при движении к цели [4].

В процессе профессиональной адаптации является интеграция учебно-воспитательного процесса в непосредственную профессиональную деятельность будущего педагога.

При разработкепедагогической модели процесс успешной адаптации к профессиональной деятельности следует рассматривать на трех базовых уровнях:

1. Когнитивный - применениенавыков и компетенций профессиональной деятельности будущего педагога, знание теоретических основ предмета.

2. Психолого-мотивационный - уровень профессиональной мотивации и психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности (снижение уровня психологического барьера и ощущения «некомпетентности» и «неуверенности», появление желания работать и профессионально развиваться).

3. Бихевиористический (поведенческий) - трудоустройство по профессии или практика с совмещением основной деятельности [3].

Реализация педагогической модели достигается при помощи активных форм и методов обучения, педагогических технологий (контекстного, модельного обучения, технологии развития критического мышления, обучения в сотрудничестве и др.). Данные педагогические технологии помогают ввести обучающего в профессиональный контекст, познакомить с особенностями и спецификой будущей профессиональной деятельности, выработать ответственное и мотиваци-онное отношение к выполнению профессиональных задач. Изучение дисциплин профессионального модуля образовательной программы не мыслимо без четкого планирования занятий и организации самостоятельной работы. Для достижения целей формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций и повышения уровня подготовки будущих педагогов эффективны лекции контекстного типа, деловые игры, метод анализа конкретной ситуации, постановки и отработки проблемно-ориентированных задач; участие в стажировках и практиках и т.д. [6].

Усложнение содержания профессиональных функций педагогической деятельности может быть рассмотрено присовмещение технологии модульного обучения и адаптивных конкретных ситуаций, что позволяет в рамках формирования профессиональной адаптации подготовить обучающихся к возникновению профессиональных трудностей [7].

Также необходимо отметить, что сформированные модули предметной, методической и профессиональной деятельности образовательной программы имеют своей целью формирование профессиональных знаний и профессиональной культуры обучающихся.

Отдельно выделим уровни, из которых должна состоять педагогическая модель профессиональной адаптации.

Во-первых, это целевой уровень. Целевой уровень педагогической модели профессиональной адаптации будущих учителей технологии, на наш взгляд, обеспечивает решение профессионально-ориентированных задач. Среди основных профессиональных задач, необходимо выделить следующие:

- преодолениетрудностей вхождения педагогов в систему отношений «педагог-педагог», «педагог-обучающийся»;

- содействие привыканию к условиям функционирования образовательных организаций;

- формирование уверенности в достаточном уровне и качестве подготовки, необходимой для осуществления профессиональных функций;

- формирование профессиональных навыков и компетенций, связанных с особенностями процессов планирования, прогнозирования, организации, мотивации и контроля процессов учебно-воспитательной деятельности.

Во-вторых, это содержательный уровень. Данный

уровень характеризуется интеграцией требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по подготовке педагогов, профессионального стандарта «Педагог» и требований стейкхолдеров.

Содержание образовательной программы, представленное в данной модели определяет такие направления профессиональной адаптации будущих учителей технологии, как, психолого-педагогическая поддержка молодых специалистов, а также психологическая, научно-методическая подготовка профессорско-преподавательского состава учебного заведения к педагогическому сопровождению адаптации студентов.

Профессиональная деятельность будущего педагога представлена такими видами деятельности, как аналитико-прогностическая, учебно-методическая, информационно-технологическая,

оценочно-коррекционная.

Деятельностныйуровень рассматривается с позиции развития мотивации к учебной и будущей профессиональной деятельности. Важно подчеркнуть, что содержание обучения основано на проектировании и внедрении методического обеспечения компетентностно-ориентированных дисциплин, на создании инновационной образовательной среды посредством сетевого взаимодействия «школа-СПО-ВУЗ».

Рефлексивно-оценочный уровень предусматривает внешнюю и внутреннюю оценку уровня сформирован-ности компетенций, навыков, профессиональной адаптации, адекватность постановки целей при решении профессиональных задач на каждом отдельном уровне реализации педагогической модели. В результате обобщения определены уровни сформированности профессиональной адаптации, такие, как низкий, средний, высокий.

Структура оценочного компонента включает в себя прогнозирование, анализ и корректировку процесса профессиональной адаптации обучающихся [8].

Разработанная педагогическая модель профессиональной адаптации обучающихсяпредставлена на рисунке 2.

Для реализации педагогической модели профессиональной адаптации будущих педагогов разработаны организационно-педагогические условия, такие как:

- активизация учебной деятельности обучающихся и формирование мотивационной составляющей к будущей профессиональной деятельности;

- формирование профессионально-значимых качеств личности будущего педагога, его профессиональной культуры;

- диагностика и формирование личностных качеств, способствующих мотивации и адаптации обучающихся;

- проектирование компетентностно-ориентированного содержания дисциплин профессионального модуля и применение инновационных педагогических практик;

- разработка диагностического инструментария

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Социальный заказ на решение проблемы нехватки учителей

Цель - формирование профессиональной адаптации будущих педагогов

Принципы

Когнитивный

Психолого-мотивационный

Бихевиористический (поведенческий)

Критерии

Технологичность

Концептуальность

Управляемость высшего образования

Эффективность

Содержание подготовки

Педагогический процесс формирования профессиональной адаптации будущих педагогов

Образовательная среда вуза

Требования Федеральных государственных стандартов высшего образования

Требования профессиональных стандартов

Содержательный уровень

Интеграция требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по подготовке педагогов, профессионального стандарта «Педагог» и требований стейкхолдеров.

Содержание образовательной программы, представленное в данной модели определяет такие направления профессиональной адаптации будущих учителей технологии, как. психолого-педагогическая поддержка молодых специалистов, а также психологическая научно-методическая подготовка профессорско-преподавательского состава учебного заведения к педагогическому сопровождению адаптации студентов.

Деятельностныйуровень

Развитие мотивации к учебной и будущей профессиональной деятельности. Содержание обучения основано на проектировании и внедрении методического обеспечения компетентностно-ориентированных дисциплин, на создании инновационной образовательной среды посредством сетевого взаимодействия «ШКОЛА-СПО-ВУЗ».

Рефлексивно-оценочный уровень

Внешняя и внутренняя оценка уровня сформированное™ компетенций, навыков, профессиональной адаптации, адекватность постановки целей при решении профессиональных задач на каждом отдельном уровне реализации педагогической модели.

Уровни сформированное™ профессиональной адаптации - низкий, средний, высокий. Структура оценочного компонента состоит из процессов прогнозирования, анализа и корректировки процесса профессиональной адаптации обучающихся

Результат-сформированность профессиональной адаптации будущих педагогов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Педагогическая модель профессиональной адаптации будущих педагогов

для определения уровня сформированности профессиональной адаптации будущих педагогов.

Выделенные организационно-педагогические условия предполагают изменение педагогического процесса по ряду направлений:

1. При проектировании образовательных программ подготовки будущих специалистов учитывать системность и интегративность, включать этапы формирования компонентов и характеристику образовательной среды, учитывать единство содержательной и процессуальной сторон обучения.

2. Использовать синергию традиционных и инновационных форм и методов обучения, направленных на включение в будущую профессиональную деятельность педагога.

Методы обучения, применяемые при профессиональной адаптации будущих педагогов должны позволять обобщить теоретические знания и найти пути реализации в профессиональной деятельности будущего педагога.

3. Эффективно планироватьи организовывать аудиторные занятия, самостоятельную и исследователь-

скую работуобучающихся, применять командные и проектные виды учебной работы, осуществлять усиление обратной связи в процессе обучения, выступать в роли наставника и консультанта.

4. Внедрять конкурсы профессионального мастерства - как процесс формирования профессиональной адаптации к будущей профессиональной деятельности, так и как оценочный компонент по сформированности-профессиональных компетенций и навыков, профессиональной культуры выпускников. (WoridSkШsRussia)

Таким образом, проведенное моделирование процесса профессиональной адаптации позволило сделать следующие выводы:

- при формировании профессиональной адаптации в научном познании необходимо учитывать обширный спектр педагогических условий и факторов, которые непосредственно влияют на структуру, содержание и способ организации педагогического процесса;

- методологической основой модели профессиональной адаптации являются системный, компетент-ностный, модульный и деятельностный подходы [5];

- исходя из методологии реализации модели,

можно выделить организационно-педагогические условия успешной профессиональной адаптации будущих педагогов;

- модель профессиональной адаптацииобу-чающихся может быть применена при организации образовательного пространства по подготовке конкурентоспособных и востребованных специалистов на рынке труда.

Деятельное участие в учебно-воспитательной и организационной деятельности, а также дальнейшее формирование профессионально-педагогической культуры должны стать ориентиром и направленностью профессиональной подготовки будущих педагогов.

Рассмотрение процесса педагогического моделирования профессиональной адаптации будущего педагога имеет глубокий социально-экономический смысл.

От ее реализации зависит перспектива развития педагогического образования, трудоустройства выпускников и решения проблемы нехватки учителей в целом. Подготовка подрастающего поколения к гармоничному существованию и эффективному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире требует от педагога, не только профессиональных навыков и компетенций, но и профессиональной адаптации к будущей деятельности. Попытка обрисовать современные контуры педагогической модели профессиональной адаптации, определить ее структуру и содержание, выделить компоненты и организационно-педагогические условия определило цель проведенного исследования, а результатом стала систематизация дидактических особенностей педагогического процесса, необходимая для построения процесса профессиональнойподготовки.

Библиографический список

1. ВербицкийА.А. Теория и технология контекстного образования: Учебное пособие. М., 2017.

2. .Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т. II.

3. Гильфантинова Д.Р. Психолого-педагогическая модель адаптации выпускников-психологов к профессиональной деятельности. М. Педагогика и психология образования. 2018. №1.

4. Бурякова О.А., Шибанова Е.А., Шибанов Д.В., ЧалыхН.А. Модель профессиональной адаптации студентов педагогического вуза. М. Теория и практика общественного развития. 2013. №10.

5. Магомедова М.Г. Модель управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры. М. Известия ДГПУ Т. 11. №4, 2017.

6. Плугина М.И., Шведенко Ю.В. Условия эффективности психологической помощи преподавателям высшей школы на этапе профессиональной адаптации. М. Психолого-педагогические проблемы образования. Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2012. №4.

7. Коржавина Т.Н. Структурно-функциональная модель адаптации выпускников техникума к будущей профессиональной деятельности. М. Педагогическое образование в России. 2016. №6.

8. Павлушкина Т.В. Модель педагогического сопровождения адаптации иностранных военнослужащих в российской военном вузе. М. Теорияипрактикаобщественногоразвития (2014, №11).

References

1. VerbitskyA.A. Theory and technology of contextual education: Textbook. M., 2017.

2. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology. M., 1989.T. II.

3. Gilfantinova D.R. Psychological and pedagogical model of adaptation of graduate psychologists to professional activities. [Text].M.-Pedagogy and psychology of education. 2018. No1.

4. Buryakova O.A., Shibanova E.A., Shibanov D.V., Chalykh N.A. Model of professional adaptation of students of a pedagogical university. M. Theory and practice of social development.2013. No. 10.

5. Magomedova M.G. A model for managing the adaptation of university students in the context of the formation of a professional pedagogical culture M. Izvestia DGPU. T. 11. No. 4, 2017.

6. PluginM.I., Shvedenko Yu.V. The conditions for the effectiveness of psychological assistance to teachers of higher education at the stage of professional adaptation. M. Psychological and pedagogical problems of education. Bulletin of the RUDN University, series Psychology and Pedagogy, 2012.No. 4.

7. Korzhavina T.N. Structural and functional model of adaptation of college graduates to future professional activities. M. Pedagogical education in Russia. 2016. No.6.

8. Pavlushkina T.V. The model of pedagogical support for the adaptation of foreign students inRussian military university. M. Theory and practice of social development (2014, No. 11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.