Научная статья на тему 'Компетентный практико-ориентированныи подход выявления профессиональных компетенций будущих педагогов'

Компетентный практико-ориентированныи подход выявления профессиональных компетенций будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губарева Л. И., Тенетилова В. С., Селеменева Е. М.

В статье рассматриваются вопросы компетентной оценки знаний будущих педагогов с помощью практикоориентированного подхода при выборе специальности и выявления их профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губарева Л. И., Тенетилова В. С., Селеменева Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENT PRACTICE-ORENTIGATED APPROACH TO DETECTION OF PROFESSIONAL COMPETENCES FUTURE TEACHERS

The article deals with the issues of competent assessment of knowledge offuture teachers with the help of a practice-oriented approach when choosing a specialty and identifying their professional competencies.

Текст научной работы на тему «Компетентный практико-ориентированныи подход выявления профессиональных компетенций будущих педагогов»

УДК 378-057.185:37.01] :005.336.1-027.22

ГУБАРЕВА Л.И.

кандидат педагогических наук, доцент Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Е- mail: [email protected] ТЕНЕТИЛОВА ВС.

кандидат педагогических наук, доцент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Е- mail: [email protected] СЕЛЕМЕНЕВА Е.М.

студентка, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Е- mail: [email protected]

UDC 378-057.185:37.01] :005.336.1-027.22

GUBAREVA L.I.

Candidate of pedagogical sciences, associate professor

Orel State University Е- mail: [email protected] TENETILOVA B.S.

Candidate of pedagogical sciences, associate professor

Orel State University Е- mail: [email protected] SELEMENEVA E.M. Student Orel State University Е- mail: [email protected]

КОМПЕТЕНТНЫЙ ПРАКТИКО-ОРЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

COMPETENT PRACTICE-ORENTIGATED APPROACH TO DETECTION OF PROFESSIONAL COMPETENCES FUTURE TEACHERS

В статье рассматриваются вопросы компетентной оценки знаний будущих педагогов с помощью практико-ориентированного подхода при выборе специальности и выявления их профессиональных компетенций.

Ключевые слова: педагогическое образование, компетенции, профессиональная деятельность.

The article deals with the issues of competent assessment of knowledge offuture teachers with the help of a practice-oriented approach when choosing a specialty and identifying their professional competencies.

Keywords: pedagogical education, competence, professional activity.

Современная система высшего педагогического образования направлена не только на формирование теоретической базы при подготовке будущих выпускников, но и на формирование практических навыков по будущей специальности.

Профессиональная деятельность будущих педагогов по направлению подготовки 44.03.05 (Технология и экономика) - это обучение, воспитание, развитие, просвещение в педагогической деятельности.

В процессе обучения формируются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, отражающие виды профессиональной деятельности: педагогическую, проектную, научно-исследовательскую, культурно-просветительскую.

Важным фактором освоения профессиональной деятельности специалистов является выявление культурно-личностных и профессиональных навыков абитуриентов для выбранного направления подготовки.

Создание практико-ориентированной образовательной среды, отражающей общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции образовательной программы (ООП) ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.05 (Технология и экономика), направленной на реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики [7].

Выявление профессиональных и социально-значимых компетенций, моделирование фрагментов будущей профессиональной деятельности должны отражаться уже на вступительных испытаниях.

В основу реализации данных принципов должны быть положены:

социально-личностные аспекты абитуриента - общекультурные компетенции;

интеграция знаний, методов различных областей науки и практики в области общепрофессиональных компетенций;

реальные профессиональные задачи, соответствующие профессиональным компетенциям;

Компетентный практико-ориентированный подход к обучению должен применяться педагогическим коллективом не только с первых дней обучения, но способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности будущего студента.

Принцип «знать - уметь - владеть» позволяет выявить область знаний, умений и реализации личности в будущей специальности.

В основе профессиональных испытаний по творческому проекту лежит компетентный практико-ориентированный подход, который можно разделить на несколько этапов:

1 этап - Творческий

© Губарева Л.И., Тенетилова В.С., Селеменева Е.М. © Gubareva L.I., Tenetilova B.S., Selemeneva E.M.

Он находит отражение в первой части проекта. Здесь отражаются и формируются общекультурные компетенции будущего студента. Определяется тема, происходит постановка задачи исследования, раскрывается тема исследования, намечаются пути решения.

Пример:

Тема:

«Тримуф танца».

Постановка задачи исследования:

«Танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств.

Передать танец через творческое воплощение сложно так же, как трудно зрительно ухватить и передать любое движение».

Тема исследования:

«Однако выразить с помощью творческого вдохновения душевный порыв танцора, его чувства и эмоции -задача двойной сложности. Возможно, тем самым танец так притягателен для творческих людей, ведь смысл их творчества - запечатлеть прекрасное и вдохнуть душу».

Пути решения:

«Разработка дизайнерской открытки, обладающей эксклюзивностью и способностью подчеркнуть индивидуальность получателя».

На основании образовательной программы (ООП) ФГОС ВПО первый этап на наш взгляд отвечает общекультурным компетенциям воспитания будущего педагога: ОК - 1 «способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения», ОК - 6 «способность к самоорганизации и самообразованию».

Нет строгих границ и рамок для будущего специалиста для постановки задачи исследования, раскрытия темы исследования и путей решения.

Они определяются культурные запросами и потребностями, пониманием сущности и социальной значимости цели и проявлением к ней устойчивого интереса.

2 этап - Профессионально - ориентированный.

Он находит отражение во второй части проекта. Определяет индивидуальную поисковую деятельность, практическую работу, а также способность планировать, раскрывать способ решения поставленной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Пример:

Индивидуальная поисковая деятельность:

«Проект «Триумф танца» является подарком ручной работы (handmade) - тематическая открытка. Она выполнена в постельных тоннах с использованием материалов: цветов, тканей, ленточек и фактур, принтов бумаги, отражающих общий характер и настроение, подчиненные общей концепции. Обращение именно к этому виду творчества «открытка ручной работы наиболее полно отражает творческий и индивидуальный характер танца».

Способ решения поставленной задачи:

«Чтобы добавить работе изыска, использованы различные техники и приёмы. Объёмные 3Б эффекты в виде фигуры балерины в танцевальной юбке-пачке, цветочной декор в виде обрамления, дополняющий общую композицию открытки, многослойность в основе-подложке-фоне открытки. Для поддержания общего стиля открытки была выбрана сдержанная пастельная цветовая гамма с небольшими элегантными акцентами черного цвета, подчеркивающая характер танца. Для «состаривания» бумаги - чернила, штемпельные подушечки и губки с наждачной поверхностью, для тиснения - доски и инструменты.».

Самостоятельно организовывать свою деятельность (Табл. 1).

Самоорганизация рабочего места является неотъемлемой части при выполнении проекта, что несомненно должно быть отражено.

«При выполнении творческого проекта необходимо соблюдать технику безопасности.

Техника безопасности при работе с ножницами

1. Не держать ножницы концами вверх.

2. Не работать с ножницами с ослабленными шарнирами креплений.

3. Не оставлять ножницы в открытом виде.

4. Передавать ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.

5. Класть ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.»

Профессионально - ориентированный этап позволяет выявить общепрофессинальные (ОПК) и специальные (СК) компетенции будущего педагога: ОПК - 1 «готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности»; ОПК - 6 «готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся»; ПК - 2 «способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики обучающихся»; СК - 1 «владеет теоретическим основами изобразительного и декоративно-прикладного искусства»; СК - 2 «владеет инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (по видам)»; СК - 5 «готов к самостоятельной художественно-творческой деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства».

Критериальная оценка второго этапа не должна отражать свою область общепрофессиональных и специализированных компетенции. Она направлена на выявление, мотивацию и осознание будущей профессиональной деятельности.

3 этап - экономико-социально- практический

Это третья часть творческого проекта. Отражает в себе интеграцию экономических и технологических знаний. Включает в себя дизайн - спецификацию и экономическое обоснование проекта. Экономическое обоснование состоит из расчета стоимости материалов, амортизации оборудования и расчета стоимости коммунальных услуг. Таким образом, определяется себестои-

Таблица 1.

Реализация проекта технологическим способом. Фрагмент технологического процесса изготовления.

10

выполнить эскиз балерины

бумага, карандаш, стиральная резинка

11

перенести контуры силуэта балерины на черную бумагу и вырезать по контуру(2 детали)

мат, эскиз модели, стиллос, черная бумага, ножницы, нож канцелярский

12

соединить 2 детали заготовки балерины для создания объемной формы

детали заготовки, вспененный двусторонний скотч

18

закончить работу над изделием

мость проектного продукта. Сравнивая себестоимость полученного изделия или услуги с ценой подобного на рынке, определяется экономическая выгода, то есть предполагаемая прибыль.

Пример:

«К основным затратам при реализации проекта относятся единовременные затраты на оборудование и инструмент и составляют 1620,70 (одна тысяча шестьсот двадцать рублей 70 копеек). Текущими затратами являются затраты на приобретение расходных материалов и составляют 1276,75 (одна тысяча двести семьдесят шесть рублей 75 копеек).

Для изготовления одного изделия требуется около 10% от количества приобретенных расходных материалов, т.е. себестоимость одной открытки будет составлять около 128 (сто двадцать восемь рублей).

Рыночная стоимость данной открытки составляет 300 - 800 рублей.

Прибыль = Рыночная стоимость - себестоимость.

За основу возьмем среднюю цену открытки: 550 (пятьсот пятьдесят рублей). Прибыль составит 550 -128 = 422 (четыреста двадцать два рубля).

Из данных расходных материалов можно изгото-

вить 10 открыток. Соответственно общая прибыль составит 4220 (четыре тысячи двести двадцать два рубля).

При общей стоимости затрат 2897,45 (две тысячи восемьсот девяносто семь рублей сорок пять копеек) и общей прибыли 4220 (четыре тысячи двести двадцать два рубля) проект окупится.».

Этот этап отражает заключительный цикл последовательной деятельности: от изучения предметной области проекта и выделения проблемы до ее реализации. Социально - экономический аспект позволяет оценить значимость и практическую ценность работы абитуриента.

Объединяя несколько циклов компетенций: общекультурные компетенции ОК - 6 «способность к самоорганизации и самообразованию», общепрофессиональные (ОПК) ОПК - 1 «готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности», профессиональные (ПК) ПК - 13 «способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп», третий раздел показывает технологический, экономический аспект проекта, раскрывает возможности практического применения изделия.

4 этап - практическая разработка Практическая разработка представляет собой завершенный проектный продукт, имеющий вещественную форму и позволяющий оценить степень овладения абитуриента методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.

Таким образом, компетентный практико - орен-тированный подход позволяет выявить необходимый минимум профессиональных умений и навыков, профессиональную мобильность будущих студентов при выборе профессии [8].

Библиографический список

1. Губарева Л.И., Калекин А.А. К вопросу о преемственности в организации учебно-воспитательного процесса при получении технологического образования./ Технология, предпринимательство, экономика. Межвузовский сборник статей. Изд-во: ТГПУ - Тула,2002. Часть 1 С.224-225 (авторский текст 1с.) (статья)

2. Губарева Л.И. Проектный метод обучения в сфере подготовки специалистов./ Ресурсы социального управления в условиях реформирования Российского общества. Научно-методический журнал «Общество и знание». Изд-во: ОРАГС, 2003. С.175-177(статья)

3. Губарева Л.И., Тарасова Н.В. Методическая модель формирования профессиональных компетенций при изучении образовательных дисциплин. Научный журнал «Ученые записки» С.423-428, №5, 2012 год.

4. ГубареваЛ.И., ТенетиловаВ.С., КовешниковА.И. Психолого-педагогические основы построения новых моделей обучения в подготовке бакалавров педагогического образования. Всероссийская научно-практическая конференция, Орел-2014

5. Губарева Л. И., Баранова С.В. Инновационные формы обучения: методология применения современных информационных технологий при предоставлении и обработки учетно-аналитической информации. 2015-ОГУ

6. Губарева Л.И. Инновационные формы обучения при изучении профилирующих дисциплин. Международная научно-практическая конференция « Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты».2015-Воронеж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Методика формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении курса технологии в средней школе: На примере раздела «Кулинария» : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Брян. гос. пед. ун-т им. И.Г. Петровского. Брянск, 2004. 30 с.

8. Программа вступительного испытания по направлению440305 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). http://oreluniver.ru/public/file/pk/rules/tp_44_03.01.pdf

9. Методика интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Люй Шишэн; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. Москва, 2013. 20 с.

10. ФГОС ВО 440305 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/440305.pdf

References

1. Gubareva L.I., Kalekin A.A. On the issue of continuity in the organization of the educational process in obtaining technological education. / Technology, entrepreneurship, economics. Intercollegiate collection of articles. Publishing house: TSPU - Tula, 2002. Part 1 Pp.224-225 (author's text 1s.) (Article)

2. Gubareva L.I. Project method of training in the field of training specialists / Resources of social management in the conditions of reforming the Russian society. Scientific and methodical journal «Society and knowledge». Publishing house: ORAGS, 2003. Pp.175-177 (article)

3. Gubareva L.I., Tarasova N.V. Methodological model of the formation of professional competencies in the study of educational disciplines. Scientific journal «Scientific notes» С.423-428, №5, 2012.

4. GubarevaL.I., Tenetilova VS., KoveshnikovA.I. Psihologo-pedagogical bases of construction of new models of training in preparation of bachelors of pedagogical education. All-Russian Scientific and Practical Conference, 0rel-2014.

5. GubarevaL.I., Baranova S.V. Innovative forms of training: the methodology of applying modern information technologies in the provision and processing of accounting and analytical information. 2015-0SU

6. Gubareva L.I. Innovative forms of education in the study of profiling disciplines. International scientific-practical conference «Actual problems of vertical integration of education, science and business: economic, legal and social aspects» .2015. Voronezh.

7. The methodology for the formation of cognitive independence of students when studying the course of technology in secondary school: On the example of the section «Cooking»: the author's abstract of the dis. Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.02 / Bryan. state. ped. un-t them. I.G. Petrovsky. Bryansk, 2004. 30 p.

8. The program of the entrance test in the direction of 440305 Pedagogical education (with two training profiles). http://oreluniver.ru/ public/file/pk/rules/tp_44_03.01.pdf

9. The methodology of intensive teaching of the basics of academic drawing in the context of a dialogue of cultures: the author's abstract of the dissertation. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.02 / Lui Shisheng; [Place of protection: Mosk. ped. state. un-t]. Moscow, 2013. 20 p.

10. GEF VO 440305 Pedagogical education (with two training profiles). http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.