Научная статья на тему 'РОЛЬ МАРКЕТИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ВЫСШИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

РОЛЬ МАРКЕТИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ВЫСШИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ВЫСШИЕ И СРЕДНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / MARKETING OF EDUCATIONAL SERVICES / HIGHER AND SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суганова М.И., Правдюк В.Н.

В статье рассмотрены цели, задачи, маркетинга образовательных услуг в сфере высшего и среднего профессионального образования во взаимосвязи с рынком труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MARKETING OF EDUCATIONAL SERVICES IN HIGHER AND PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article discusses the goals, objectives, and main functions of marketing of educational services in the field of higher and secondary vocational education in relation to the labor market.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МАРКЕТИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ВЫСШИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

УДК 339.378 СУГАНОВА М.И.

кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: m-suganova@mail.ru ПРАВДЮК В.Н.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра развития образовательных систем, БУ ОО ДПО «Институт развития образования» E-mail: m-suganova@mail.ru

UDC 339.378 SUGANOVA M.I.

Candidate of Economic Sciences, the Department of

Marketing, Orel State University E-mail: m-suganova@mail.ru PRAVDYUK V.N.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Department of Educational Systems Development, OO BOU DPO "Institute of

Education Development» E-mail: m-suganova@mail.ru

РОЛЬ МАРКЕТИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ВЫСШИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

THE ROLE OF MARKETING OF EDUCATIONAL SERVICES IN HIGHER AND PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

В статье рассмотрены цели, задачи, маркетинга образовательных услуг в сфере высшего и среднего профессионального образования во взаимосвязи с рынком труда.

Ключевые слова: маркетинг образовательных услуг, высшие и средние профессиональные учебные учреждения.

The article discusses the goals, objectives, and main functions of marketing of educational services in the field of higher and secondary vocational education in relation to the labor market.

Keywords: marketing of educational services, higher and secondary professional educational institutions.

Образовательные услуги, в настоящее время, предлагаются обучающимся высших и средних профессиональных учебных учреждениях в связи с изменениями экономических и социальных условий. Эти услуги направлены на передачу необходимой информации для углубления знаний и расширения кругозора в области, получаемой профессии, специальности.

Образовательные услуги способствуют повышению карьерного роста будущего специалиста и позволяют ему быть конкурентным специалистом. В процессе передачи комплекса информации обучающимся происходит интеллектуальное развитие личности в сферах науки, производства, образования и в других. Образовательные услуги, имеющие практико-ориентированный характер, формируют дополнительный практический опыт, знания, умения и навыки.

Социально-экономические и производственные предпосылки, вызванные жизнью, выявили проблему подготовки выпускников вузов и средних профессиональных учебных учреждениях, на основе компетент-ностного и практико-ориентированного подхода в образовании. Поскольку рынок труда, требования работодателей постоянно увеличивают требования к современному специалисту, то образовательные услуги, проводимая в системе образования, позволяет будущему специалисту самоопределиться в пространстве социальной среды и в производственнойдеятельности.

Проблеме маркетинга образовательных услуг было посвящено немало научных исследований ученых, но она остается открытой, так как предъявляются новые требования к образованию, гарантирующее обучающимся успех в карьерном росте, престижность профессии, решение личностных, жизненно важных экономических вопросов.

Поэтому, основная цель формирования условий развития системы образования направлена на обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности обучающегося с учетом потребностей регионального рынка труда.

В основу маркетинговых исследованийположена государственная программа «Национальная технологическая инициатива (НТИ)» по поддержке развития в России перспективных отраслей, которые в течении двадцати лет могут стать основой мировой экономики. Разработка данной программ и выполнение проводится в соответствии с поручением президента Российской Федерации В.В. Путина от 4 декабря 2014 года [1].

Научное исследование направлено на выполнение задач, поставленных в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года [2] и в соответствии с ФГОС ВО и ФГОС СПО, повышаю-щихрост конкурентной способности выпускников на основе внедрения инновационных технологий и с помощью преподавателей, обладающих профессионально-

© Суганова М.И., Правдюк В.Н. © Suganova M.I., Pravdyuk V.N.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

педагогической мобильностью и опытом практической работы. Решение данных задач позволяют пересмотреть оценку сформированности компетентности выпускников.

Проводимые нами маркетинговые исследования по разработке и применению образовательных услуг, позволили уточнить функции научно-деятельностных компетенций, отраженных в ФГОС ВО и ФГОС СПО, направленных на формирование профессиональных компетенций обучающихся.

Роль маркетинга в среднем профессиональном и высшем образовании обусловлена следующими причинами:

- социальная направленность образовательных услуг в регионе;

- востребованность специалистов различных направлений, владеющих цифровыми технологиями;

- индивидуализация обучения в соответствии с социальными запросами;

- конкуренция в профессиональной среде;

- научно-профессиональная культура образовательной среды и много другое.

Одна из главных причин важности маркетинга от-ношенийв образовательной среде кроется в оценке качества образовательных услуг обучающимися, поскольку именно они являются информаторами образовательной среды учебного учреждения.

Речь идет не только об использовании знаний обучающимися в дальнейшей практической деятельности, но и о качестве подготовки учебным учреждением будущих специалистов. Поэтому, важно для маркетинга отношений в образовательном учрежденииего политика, которая сосредоточена как на подготовке квалифицированных выпускников в ходе учебного процесса иока-зания образовательных услуг, так и в последующей его деятельности на производстве, предприятии.

Роль субъектов маркетинга образовательных услуг выполняют обучающиеся. У них формируется образовательный потенциал, который они используют в дальнейшей жизни, создавая материальные блага, для удовлетворения личных потребностей, для дальнейшего саморазвития, чтобы стать конкурентоспособными специалистами.

Современные предпочтения абитуриентов, при выборе образовательного учреждения,связаны с инновационными образовательными технологиями, которые внедрены в том или ином техникуме, колледже, университете.

Маркетинг в сфере высшего и среднего профессионального образования непосредственно связан различными категориями его объектов. В этом случае примениммаркетинг: территорий, учебных организаций (статус), личностей преподавателей, маркетинг товаров (учебное оборудование, техника). Каждый из этих и других видов маркетинга имеет свои особенности и требует определенных подходов и педагогических условий.

Следует учитывать, что несмотря на то, что от

студентов зависит выбор образовательного учреждения, они еще недостаточно информированы о маркетинге образовательных услуг в них. Поэтому, в целях совершенствования образовательных услуг и методов их реализации для удовлетворения потребностей обучающихся, необходимо разработка и внедрение современных инновационных технологии, которые позволяют осуществлять обучение в научной и практико-ориентированной среде учреждения на основе научного, личностно-деятельностного, индивидуального подходов и связи обучения с производством. Это изначально ориентирует студентов быть непосредственными участниками всех сделок в конкретной области образования.

В Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева, на ряде факультетов определены значение и роль всех потребителей образовательных услуг, к которым можно отнести фирмы, предприятия, организации и учреждения, где будущий специалист может пройти производственную практику, заниматься исследовательской работой и, после окончания учебного учреждения, быть принятым на работу [3].

Обучающиеся, как потребители образовательных услуг,создают организованный спрос на них. Считаем необходимым в ходе исследования учитывать следующие основные функции, выделенные Афанасьевым П.М.:

«- передача информации структурам и образовательным учреждениям, посредникам, отдельным личностям о формирующемся спросе;

- определение необходимого уровня качества образовательных услуг, требований к своим будущим работникам с точки зрения профессиональных и должностных требований;

- установление места будущей трудовой деятельности выпускников учебных учреждений и контроль за трудоустройством» [4].

Кроме этого, акцентируем внимание на основные функции образовательных услуг в средних профессиональных учебных учреждениях:

«- предоставление обучающимся в полном объеме качественные образовательные услуги в соответствии с образовательным стандартом, содержанием учебных программ, на основе которых формируются профессиональные компетенции, знания, умения и навыки;

- создание и оказание сопутствующих и дополнительных образовательных услуг с целью быстрой адаптацией в новых социально-экономических условиях среды, в которую попадает выпускник профессионального учреждения после его окончания;

- применение в учебно-воспитательном процессе инновационных образовательных технологий, воздействующих на формирование личности будущего специалиста;

- оказание посреднических услуг потенциальным и реальным работодателям различных предприятий или фирм обучающимся, включая согласование с ними условий работы будущего специалиста и другое» [4].

В настоящее время маркетинговая активность по-

среднических структур на рынке образовательных услуг находятся в стадии активного формирования и развития. Как показали наши исследования, применение маркетинга образовательных услуг в ОГУ имени И.С. Тургенева и техникумах г. Орла дает возможность каждому их них отслеживать ситуацию на рынке труда и в соответствии с ней корректировать объем и качество образовательных услуг в конкретном учреждении. Для этого необходимо учитывать условия осуществления маркетинга образовательных услуг:

«- создание правого поля, экономических механизмов функционирования образовательных услуг;

- подготовка педагогов профессионального обучения: бакалавров и магистров;

- расширение сферы договорных отношений с руководителями предприятий и техникумом;

- стимулирование наиболее эффективно действующих структур;

- привлечение новых источников финансирования (спонсорские средства, внебюджетные средства);

- развития системы дополнительных образовательных услуг» [5].

Маркетинг образовательных услуг в сфере образования способствует детально изучить рынок труда в регионе, составить прогноз и выделить перспективные направления развития образовательных учреждений.

Кроме этого он содействует:

- поиску посреднических структур, способных оказать финансовую помощь участникам рынка образовательных услуг;

- продвижению образовательных услуг с применением разнообразных каналов сбыта и рекламы;

- разработке основных подходов и маркетингового инструментария для решения определенных проблем рынка образовательных услуг, не ограничиваясь только профессионализмом преподавателей и аудиторной работой и т.д. [6, 7].

Кроме того, несмотря на то, что существует немало форм и методов продвижения образовательных программ по подготовке бакалавров, магистров специалистов в образовательных учреждениях, необходимо усилить и расширить информацию о предлагаемых услугах. Информация, расширяющая представление об образовательных услугах в высших и средних профессиональных организациях, должна нести:

- сведения о преподавателях, их научном и практическом опыте в той или иной области производства;

- сведения о работодателях, участниках учебного

процесса, гарантирующих в будущем трудоустройство и перспективу профессионального роста выпускнику;

- информацию об использовании инновационных технологий и доступности к ним в период обучения;

- информацию о возможностях участия студентов в различных конкурсах, кластерах, квестах с использованием компьютерных технологий;

- информацию об участии студентов в научно-практических конференциях, о возможностях публикации своих статей, тезисов, презентаций в открытой печати;

- сведения об участии студентов в программах, связанных с социально-экономическими проблемами региона и многое другое.

В целом, можно констатировать, что современный маркетинг образовательных услуг в высшем и среднем профессиональном образовании - это новая поисковая область, направленная: на целостное выполнение образовательной программы, удовлетворяющей спрос будущего специалиста; на осознанный выбор абитуриентом учебного учреждения и будущей специальности, гарантирующие его обучение на основе инновационных образовательных технологиях и при непосредственном общении с работодателями; на непосредственное участие обучающихся в программах, связанных с развитием социально-экономической среды региона; на соблюдение юридических норм и юридической поддержки обучающихся, получающих образовательные услуги.

В связи с этим определением требуется дальнейшее научное изучение:

- аспектов по использованию накоплений, обработки, обобщения информации о конъюнктуре рынка образовательных услуг;

- способов решения проблем по совершенствованию рекламной деятельности образовательных организаций;

- способов информационного продвижения образовательных услуг в учебных организациях среди учащихся, родителей, работодателей;

- способах и методах внеаудиторной работы преподавателей и студентов для накопления практического опыта;

- стиля общения учебной организации с родителями и попечителями обучающихся и их роли в получение образовательных услуг обучающимися, (особенно это важно для средних профессиональных учебных учреждений);

- методов юридической поддержки при выполнении сделок по образовательным услугам и много другое.

Библиографический список

1. Национально-технологическая инициатива [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N° 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.

3. Суганова М.И. Формирование научной культуры у будущих бакалавров и магистров в процессе изучения экономических дисциплин: выпускная квалификационная работа магистра (ВКР) по направлению подготовки 44.04.04 - Профессиональное обучение (по отраслям) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.oreluniver.ru/440304-professionalnoe-obuchenie-po-otraslyam4/suganova-marina-ivanovna-formirovanie-nauchnoj-kul.html.

4. АфанасьевМ.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы / учебное пособие для студентов. М.: Экономика, 2009. 546 с.

5. Правдюк В.Н., Суганова М.И. Проблемное содержание и функции маркетинга образовательных услуг в профессиональных учебных учреждениях /Развитие сферы обслуживания на инновационной основе: методология, теория и практика. VI Международная научно-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

практическая конференция (Орёл, 20-21 декабря 2016 г.): материалы и доклады / Под общ. ред. проф. Е.В. Петрухиной и Е.В. Дудиной. Орёл: Издательство ОГУ 2016. 403 с. С. 301-305.

6. Правдюк В.Н., Тенетилова В.С. Формирование профессиональной компетенции специалиста посредством учебно-предпринимательской деятельности /В.Н. Правдюк, В.С. Тенетилова //Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. 2010. №3(37). Ч.2. С.271-276.

7. Тенетилова В.С., Губарева Л.И., Правдюк В.Н. Бизнес-ориентированная подготовка будущих педагогов профессионального обучения в инновационном образовательном пространстве вуза /В.Н. Правдюк, В.С. Тенетилова, Л.И. Губарева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. №1-2. С. 72-80.

References

1. National-technological initiative [Electronic resource]https://ru.wikipedia.org/wiki/.

2. Resolution of the Government of the Russian Federation of October 4, 2000 No. 751 Moscow "on the national doctrine of education in the Russian Federation "[Electronic resource] https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.

3. Afanasiev M.P. Marketing: strategy and practice of the company / textbook for students. Moscow: Ekonomika, 2009.- 546 p.

4. Pravdyuk V.N., Suganova M.I. / Problem content and functions of marketing of educational services in professional educational institutions /Development of the service sector on an innovative basis: methodology, theory and practice. VI international scientific and practical conference (eagle, 20-21 December 2016): materials and reports / Ed. prof. E.V. Petrukhina and E.V. Dudina. Orel: OSU Publishing house, 2016. 403 p., Pp. 301-305.

5. Suganova M.I. Formation of scientific culture of future bachelors and masters in the process of studying economic disciplines: final qualifying work of the master (WRC) in the direction of training 44.04.04-Vocational training (by industry) [Electronic resource]./M.I. Suganova-access Mode: http://elib.oreluniver.ru/440304-professionalnoe-obuchenie-po-otraslyam4/suganova-marina-ivanovna-formirovanie-nauchnoj-kul. html.

6. Pravdyuk V.N., Tenetilova VS. Formation of professional competence of a specialist through educational and entrepreneurial activity /V.N. Pravdyuk, V.S. Tenetilova // Scientific notes of Orel State University. Scientific journal. 2010. No. 3 (37). Part 2. Pp. 271-276.

7. Tenetilova VS., Gubareva L.I., Pravdyuk, V.N. Business-oriented training of future teachers of vocational training in the innovative educational space of the University / V.N. Pravdyuk, V.S. Tenetilova, L.I. Gubareva //Izvestiya Tula State University. Humanities. 2012. No. 1-2. Pp. 72-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.