Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/93PDMN618.pdf
Статья поступила в редакцию 30.11.2018; опубликована 29.01.2019
Ссылка для цитирования этой статьи:
Голубева О. А., Глухова Т.Ф., Маркина О.Н., Светус О.В. Модель профессиональной адаптации студентов -будущих педагогов физической культуры в процессе обучения в вузе // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/93PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Golubeva O.A., Glukhova T.F., Markina O.N., Svetus O.V. (2018). The model of professional adaptation of students -future teachers of Physical Education in the process of education in the University. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/93PDMN618.pdf (in Russian)
УДК 37.09 ГРНТИ 77.01.79
Голубева Олеся Александровна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия
Доцент кафедры «Спортивного совершенствования» Кандидат исторических наук E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7108-4772 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=718503
Глухова Татьяна Федоровна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия
Старший преподаватель кафедры «Спортивного совершенствования»
E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7221-8605 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=711873
Маркина Оксана Николаевна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия
Старший преподаватель кафедры «Спортивного совершенствования»
E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5729-2057 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=747882
Светус Олег Владимирович
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия
Старший преподаватель кафедры «Спортивного совершенствования»
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=680442
Модель профессиональной адаптации студентов - будущих педагогов физической культуры в процессе обучения в вузе
Аннотация. В статье рассматриваются особенности профессиональной адаптации в период обучения в вузе будущих педагогов физической культуры. Профессиональная адаптация начинается с момента выбора профессии, охватывает период обучения и первые годы трудовой деятельности. На основе проведенного анализа научно-методической
https://mir-nauki.com
литературы и выявленных особенностей подготовки будущих педагогов физической культуры авторами было уточнено понятие «профессиональная адаптация» и выявлены ее основы. Для определения значимости и степени их воздействия на адаптационные процессы была разработана модель, что позволило наиболее полно представить процесс профессиональной адаптации студентов вуза, его содержание, структуру, выявить уровни становления данного процесса, определить значение психолого-педагогических условий, факторов. Авторами были изучены мотивационная готовность к профессиональной деятельности; формирование профессиональной компетенции педагога (профессиональные знания, умения, навыки, личностные и профессиональные качества); психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. В процессе экспериментальной работы с целью проверки эффективности разработанной модели с учетом выявленных психолого-педагогических основ был проведен анализ компонентов профессиональной адаптации, таких как мотивационно-ценностный, содержательный, коммуникативный, психологический. Результатами явилось то, что студенты с устойчивой профессиональной направленностью, мотивационной готовностью, обладающие соответствующим уровнем подготовленности и способностей адаптируются к новым для них условиям быстрее, чем те, у кого хотя бы один из названных компонентов в структуре личности не полностью отвечает требованиям. Успешное протекание адаптационных процессов влияет на эффективность процесса развития профессионально важных качеств, таких как коммуникативность, ответственность, мотивацию к профессиональной деятельности, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации.
Ключевые слова: профессиональное образование; будущие педагоги физической культуры; профессиональная адаптация; мотивационная готовность; психолого-педагогическое сопровождение; формирование профессиональной компетенции; модель профессиональной адаптации; компоненты профессиональной адаптации
Современная российская система высшего образования реализует «компетентностный подход», суть которого не сводится к получению знаний, овладению умениями и навыками, а значимость приобретают такие компетенции, которые позволили бы будущему выпускнику ВУЗа успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Профессиональная подготовка должна не только обеспечить усвоение знаний и умений, но и сформировать у выпускников необходимые им в будущей профессиональной деятельности ценностные ориентации, профессиональные и личностные качества, позволяющие им быть мобильными, стрессоустойчивыми и морально готовыми к изменениям.
Профессиональная адаптация начинается с момента выбора профессии, охватывает период обучения и первые годы трудовой деятельности.
Под адаптацией к условиям профессиональной деятельности следует понимать процесс формирования мотивационной сферы личности, комплекса профессиональных навыков и умений, в соответствии с новыми задачами, особенностями осуществления профессиональной деятельности [1].
Проблема профессиональной адаптации вызывает особый интерес среди ученых. Доктором психологических наук Е.А. Климовым изучались психологические особенности трудовой деятельности, в том числе и адаптационные процессы молодых специалистов на этапе вхождения в профессиональную деятельность [2]. Изучению адаптационных процессов студентов в учебных заведениях в период профессиональной подготовки посвящено достаточное количество работ. Одним из первых исследователей стал А.Г. Мороз, который ввел понятие «мотивационного ядра» профессиональной адаптации, рассмотрел особенности
адаптационных процессов выпускников, определил понятийный аппарат адаптации. Особое внимание в работах А.Г. Мороза уделено формам и методам работы педагогического коллектива школы с молодыми учителями. Профессиональная адаптация в его исследованиях связана с социально-психологической, так как молодой педагог адаптируется не только к трудовому процессу, но к педагогическому коллективу [3]. Также особенности адаптации студентов в условиях высшей школы изучали Д.А. Андреева [4], Лагерев В.В. [5], выделяя ее основные методы, формы, средства к новым условиям обучения. Современное представление об аспектах адаптации раскрывает В.П. Казначеев [6].
Сердюкова Е.Я. обозначила роль педагогической практики в адаптационных процессах студентов [7].
Проблематика профессиональной адаптации: критерии, её сущность, механизмы, закономерности формирования; разработки рекомендаций по совершенствованию процесса адаптации нашли свое отражение в трудах Безюлёвой Г.В. [8]. Педагогическая технология, способствующая адаптации студентов, разработана и представлена в исследовании О.А. Ровенских [1]. Труды современных ученых приобретают особую актуальность, поскольку отражают специфические черты адаптационных процессов, поиск новых подходов, условий и факторов в процессе подготовки к профессиональной деятельности в разных отраслях производства и сферы услуг.
Модели профессиональной адаптации студентов были разработаны Е.П. Александровым [9]. Особенности адаптационных процессов в условиях обучения в педагогическом вузе изучала с помощью метода моделирования О.Л. Бурякова [10]. В диссертационном исследовании Бучкиным А.В. [11] была доказана эффективность модели адаптации студентов к учебному процессу в колледже. Варламова И.А. и Чурляева Н.А. [12] изучали эту проблему среди студентов младших курсов в технических ВУЗах.
На основе проведенного анализа научно-методической литературы и выявленных особенностей подготовки будущих педагогов физической культуры нами были выявлены основы профессиональной адаптации. Для определения значимости и степени их воздействия на адаптационные процессы была разработана модель (рис. 1). Следует отметить, что предложенная модель содержит общее представление о том, каким образом проявляется профессиональная адаптация студентов в процессе обучения в вузе для достижения наивысшего уровня сформированности исследуемого процесса. Кроме того, использование метода моделирования позволит нам наиболее полно представить процесс профессиональной адаптации студентов вуза, его содержание, структуру, выявить уровни становления данного процесса, определить значение психолого-педагогических условий, факторов.
На успешность протекания адаптационных процессов в период обучения оказывают положительное влияние факторы и условия, которые составляют психолого-педагогические основы профессиональной адаптации. В исследовании нами были рассмотрены следующие:
• мотивационная готовность к профессиональной деятельности, проявляющаяся уже на этапе выбора профессии;
• процесс формирования профессиональной компетенции педагога, основу которой составляют профессиональные знания, умения, навыки, личностные и профессиональные качества;
• психолого-педагогическое сопровождение, включающее организацию, проведение мероприятий воспитательного, интеллектуально-культурного, спортивного направления и активное привлечение студентов к участию в них [13].
Рисунок 1. Модель профессиональной адаптации студентов-будущих педагогов физической культуры в процессе обучения в вузе (составлена авторами)
Страница 4 из 11
93РБМт8
Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com
https://mir-nauki.com
Мотивационная готовность характеризуется как профориентация на этапе выбора профессии и оказывает значительное влияние на дальнейшее профессиональное обучение, на успешность протекания адаптационных процессов. Мероприятия, проводимые в университете со студентами, начиная с первого курса, позволяют им быстрее адаптироваться к новым условиям, «включиться» в процесс взаимоотношений, установить контакты, расширить круг своего общения, а также развить коммуникативные, организаторские способности, выявить лидерские качества.
Если вышеперечисленные элементы профессиональной адаптации будут реализованы и учтены в процессе профессиональной подготовки студентов, то это позволит сформировать мотивационно-ценностный, психологический, коммуникативный, содержательный компоненты у будущего педагога физической культуры.
В ходе проведения исследования проблемы профессиональной адаптации студентов нами были выявлены показатели, критерии и уровни, позволяющие оценить адаптированность обучающихся.
Мотивационно-ценностный компонент является ключевым для реализации модели профессиональной адаптации студентов в процессе их подготовки к профессиональной деятельности. В состав данного компонента входят: готовность осознавать социальную значимость своей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.
Содержательный компонент состоит из таких показателей, как способность реализовывать образовательные программы по предмету, способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики; способность использовать знания профильных дисциплин в профессиональной деятельности.
Основу коммуникативного компонента составляет способность к взаимодействию с участниками образовательного процесса, владение основами профессиональной этики, способность работать в команде, толерантно воспринимать социально-культурные, личностные различия.
Психологический компонент характеризуется психологической готовностью к профессиональной деятельности, профессиональным самоопределением, способностью к самоорганизации, самообразованию, формированием профессиональных качеств.
В процессе экспериментальной работы, организованной в 2017/2018 учебном году, с целью проверки эффективности разработанной модели с учетом выявленных психолого-педагогических основ, был проведен анализ компонентов профессиональной адаптации.
Исследования проводились среди обучающихся 1-1У курсов факультета физической культуры и спортивного мастерства ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им Г.И. Носова». Общий охват студентов составил 93 человека. Для реализации цели и задач экспериментальной работы были сформированы две группы (по 15 человек в каждой), критерием деления которых являлось профессиональное самоопределение:
1 группа - студенты, у которых была выявлена низкая мотивационная готовность к профессиональной деятельности;
2 группа - студенты, выбравшие данное направление подготовки целенаправленно.
При изучении качественной успеваемости студентов в рамках содержательного компонента было выявлено следующее. В группе обучающихся с изначально низкой мотивационной готовностью общая успеваемость по дисциплинам профиля, таких как «Теория физической культуры», «Методика проведения занятий с дошкольниками», «Методика
https://mir-nauki.com
проведения занятий со школьниками», «Методика обучения физической культуре», «Теория и методика спортивных игр», которые обеспечивают методическую подготовку студентов к практике в образовательных учреждениях, составила 63 %, а качественная только 15 %. Причем оценка знаний по профильным дисциплинам довольно низкая, начиная с I курса.
Некачественное освоение знаний, умений и навыков по дисциплинам профессии существенно влияет на уровень методической подготовки, особенности которой проявляются во время прохождения практики, что, в свою очередь, приводит к низкому уровню сформированности профессиональной компетенции. У таких студентов, как правило, во время практики наблюдается неуверенность в себе, они избегают проводить занятия, не владеют специальной терминологией, допускают ошибки при планировании и проведении занятий.
При сравнении показателей общей и качественной успеваемости студентов с высоким уровнем мотивационной готовности было выявлено, что оценки по этим же дисциплинам намного выше.
В процессе наблюдения за студентами в период обучения и прохождения практики нами было установлено, что обучающиеся, заинтересованные в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков быстрее привыкают к особенностям режима, распорядку образовательного учреждения, к новым требованиям и условиям обучения. Они тщательно готовятся к предстоящим занятиям, активно участвуют в мероприятиях, проводимых в вузе, успешно реализуют задачи, поставленные перед ними на практике, взаимодействуют со всеми участниками образовательного процесса, легко находят контакт. Если возникали трудности при проведении или планировании занятий, как правило, они знали, как с этим справится. В то время как студенты с низкой мотивацией к профобучению испытывали значительные трудности в обучении, привыкали к новым условиям дольше. Во время практики испытывали значительные затруднения, старались меньше принимать участие в образовательном процессе, справлялись не со всеми поставленными перед ними задачами, избегали контактов с детьми и педагогами. Было также отмечено, что если студентам поручалось выполнить определенное задание, например, самостоятельно провести занятие, либо спортивное мероприятие, то чаще всего, такие студенты либо не готовились, либо вообще отсутствовали.
Для определения мотивации к профессиональной деятельности студентов применялась методика Н.Ц. Бадмаевой на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина. Результаты диагностики по данной методике представлены на рисунке 2, где группа 1 - это студенты с низкой мотивационной готовностью, группа 2 - студенты, заинтересованные в получении знаний, умений, навыков по профессии, проявляющие интерес в будущей профессиональной деятельности. Мотивационно-ценностный компонент представлен внутренней психологической установкой к профессии педагога, профессиональной пригодностью молодого специалиста к работе, готовностью к педагогической деятельности.
Анализируя сравнительные результаты по методике Н.Ц. Бадмаевой на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина, можно сделать общий вывод о том, что у студентов 2 группы профессиональные, коммуникативные и учебно-познавательные мотивы можно рассматривать в качестве ведущих. Низкий уровень сформированности перечисленных мотивов у студентов 1 группы свидетельствует об отсутствии профессиональной направленности и интереса к получению профессиональных знаний и умений. Мотивы творческой самореализации и социальные мотивы занимают средние позиции у студентов обеих групп.
Рисунок 2. Гистограмма средних значений мотивов студентов (составлено авторами)
Исследование уровней сформированности коммуникативного компонента профессиональной адаптации студентов проводилось по методике «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС-2). Процентное соотношение полученных результатов диагностики 1 и 2 групп по данной методике представлено в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики студентов 1 и 2 групп по методике «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС-2) (в %)
Уровень 1 группа 2 группа
чел. % чел. %
Высший 0 0 % 4 26,7 %
Высокий 1 6,7 % 5 33,3 %
Средний 8 53,3 % 6 40 %
Низкий 3 20 % 0 0 %
Очень низкий 3 20 % 0 0 %
Итого 15 100 % 15 100 %
Составлено авторами
Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что 40 % студентов 1 группы характеризуются очень низким и низким уровнем коммуникативных и организаторских способностей. Такие студенты не стремятся к общению и установлению контактов, плохо ориентируются в незнакомых ситуациях, не умеют отстаивать собственное мнение и тяжело переживают обиды и неудачи, возникающие в учебной и профессиональной деятельности. У 53,3 % студентов отмечается средний уровень развития коммуникативных и организаторских способностей и их можно охарактеризовать как стремящихся к установлению взаимодействия с другими людьми, умеющих отстаивать свою точку зрения. однако, необходимо отметить, что имеющийся потенциал исследуемых способностей у таких студентов не отличается высокой устойчивостью. 6,7 % студентов от общего количества группы составили высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Студентов с высшим уровнем в данной группе выявлено не было.
Во 2 группе результаты распределились следующим образом: у 26,7 % (4 человека) был выявлен высший уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ее осуществлению, легко и быстро ориентируются в трудных ситуациях, умеют принимать самостоятельные решения в сложных профессиональных ситуациях. 33,3 % студентов характеризуются высокими показателями развития коммуникативных и организаторских способностей. Такие студенты не теряются в новой обстановке, обладают стремлением расширить круг своих контактов, занимаются общественной деятельностью, проявляют инициативу в организации общественных мероприятий не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. 40 % студентов имеют средние показатели проявления коммуникативных и организаторских способностей. Студентов с низким и очень низким уровнями исследуемых качеств не выявлено.
Исследование уровня профессионально значимых качеств личности студентов -будущих педагогов физической культуры проводилось посредством методики «Педагогические ситуации» Р.С. Немова. Выявление уровня исследуемого качества предполагало решение студентами 1 и 2 групп предложенных педагогических ситуаций, являющихся неотъемлемой единицей образовательного процесса и представляющих связующее звено между педагогической теорией и практикой. Формирование профессионально-субъектной позиции студентов как педагогов происходит под воздействием педагогических ситуаций и задач, которые им приходится разрешать.
В ходе различных педагогических ситуаций студенты включаются в процесс профессиональной деятельности, что позволяет создать оптимальные условия для формирования у студентов профессионально значимых качеств личности, присущих педагогу, а также формирует адекватное отношение к педагогической деятельности.
Наглядно результат диагностики профессиональных способностей студентов обеих групп изображены на рисунке 3.
60,0% 50,0% 40,0% % 30,0% 20,0% 10,0%
1 группа 12 группа
0,0%
Г ■ ■
Высокий
Средний
Низкий
Рисунок 3. Гистограмма уровней развития профессионально значимых качеств студентов (составлено авторами)
Таким образом, проведенный анализ компонентов профессиональной адаптации с помощью подобранных авторских методик позволяет сделать следующие выводы. Студенты, сделавшие осознанный выбор профессии, обладающие мотивационной готовностью к будущей профессии, выраженной направленностью к педагогической деятельности, стремятся к получению новых знаний, к самосовершенствованию и саморазвитию. Ведущими у них являются профессиональные, коммуникативные и учебно-познавательные мотивы. Активное
93PDMN618
https://mir-nauki.com
участие в культурно-творческих, спортивных, интеллектуальных мероприятиях позволяют таким студентам повышать уровень развития коммуникативных и организаторских способностей, которые являются критериями коммуникативного компонента профессиональной адаптации. Обучающиеся с фундаментальными профессиональными знаниями и хорошей успеваемостью по профильным дисциплинам показали владение различными способами анализа и решения педагогических проблем, а также продемонстрировали способность самостоятельного поиска технологий решения ситуаций, что указывает на высокий уровень развития профессионально значимых качеств и сформированной у них профессионально-субъектной позиции.
В процессе экспериментальной работы было выявлено, что студенты с устойчивой профессиональной направленностью, мотивационной готовностью, обладающие соответствующим уровнем подготовленности и способностей адаптируются к новым для них условиям быстрее, чем те, у кого хотя бы один из названных компонентов в структуре личности не полностью отвечает требованиям. Чем быстрее обучающиеся привыкают к новым условиям обучения, чем быстрее формируется студенческий коллектив, тем эффективнее протекает процесс развития профессионально важных качеств, таких как коммуникативность, ответственность, мотивация к профессиональной деятельности, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации.
https://mir-nauki.com
ЛИТЕРАТУРА
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11. 12.
13.
Ровенских, О.А. Педагогическая технология процесса адаптации военнослужащих к условиям профессиональной деятельности / О.А. Ровенских. -дис. канд. пед. наук. 13.00.08. - М., 2011. - 229 с.
Климов, Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов / Е.А. Климов. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с.
Мороз, А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического ВУЗа: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.01. / А.Г. Мороз. - Киев, 1983. - 460 с.
Андреева, Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе / Д.А. Андреева. - М.: Аспект Пресса, 2000 - 235 с.
Лагерев, В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом ВУЗе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками / В.В. Лагерев. - М.: Гелеос, 2000 - 339 с.
Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации / В.П. Казначеев. -Новосибирск: - Наука, 2005 - 325 с.
Сердюкова, Е.Я. Профессиональная адаптация студентов инженерно-педагогического профиля в условиях педагогической практики / Е.Я. Сердюкова // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - № 7 (28). Часть 1. - 2016. - С. 70-72.
Безюлёва, Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов / Г.В. Безюлёва: монография. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 320 с.
Александров, Е.П. Модели профессиональной адаптации студентов / Е.П. Александров // Вестник Таганского института управления и экономика. - №1. -2005. - С. 68-73.
Бурякова, О.Л. Модель профессиональной адаптации студентов педагогического ВУЗа / О.Л. Бурякова, Е.А. Шибанова, Д.В. Шибанов, Н.А. Чалых // Теория и практика общественного развития. - № 10. - 2013. - С. 194-196.
Бучкин, А.В. Модель адаптации студентов к учебному процессу в колледже: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / А.В. Бучкин Андрей. - Москва, 2012. - 25 с.
Варламова, И.А. Моделирование процесса адаптации студентов младших курсов к профессиональному образованию в технических ВУЗах / И.А. Варламова, Н.А. Чурляева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. - № 11(34). Часть I. -Новосибирск: СибАК, 2013.
Голубева, О.А. Особенности профессиональной адаптации студентов факультета физической культуры и спортивного мастерства // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 76-й международной научно-технической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2018. Т.2. С. 419-420.
Golubeva Olesya Aleksandrovna
Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Russia
E-mail: [email protected]
Glukhova Tat'yana Fedorovna
Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Russia
E-mail: [email protected]
Markina Oksana Nikolaevna
Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Russia
E-mail: [email protected]
Svetus Oleg Vladimirovich
Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Russia
E-mail: [email protected]
The model of professional adaptation of students - future teachers of Physical Education in the process of education in the University
Abstract. The article considers the peculiarities of professional adaptation of future teachers of Physical Education during their University education. Professional integration starts with the choice of future speciality and covers the period of training and the early years of work. Based on the analysis of scientific literature and the identified characteristics of future teachers of Physical Education training the authors clarified the notion of "professional integration" and identified its framework. To determine the significance and the extent of this impact on the integration processes, the model was developed that allowed to provide a complete process of professional integration of University students, its content, and structure, identify the levels of formation of this process, and determine the value of the psycho-pedagogical conditions and factors. The authors examined motivational readiness for professional activities; the formation of professional competence of a teacher (professional knowledge, abilities, and skills, personal and professional qualities); psycho-pedagogical support of the educational process. During the experimental work with the aim to test the performance of the developed model, taking into account the identified psycho-pedagogical framework, the analysis of components of professional integration was made, such as motivational and value, informative, communicative, psychological. The outcome was that students with a sustainable professional orientation, motivational readiness, having the required level of training and skills adapt to new circumstances quicker than those students who have at least one of the named components in the structure of personality that does not fully meet the requirements. The successful course of integration processes impacts on the efficiency of the process of development professional qualities, such as sociability, responsibility, motivation for professional activity, self-education, self-improvement, self-realization.
Keywords: professional education; future teachers of Physical Education; professional integration; motivational readiness; psycho-pedagogical support; formation of professional competence; the model of professional integration; the components of professional integration