Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления педагогов дополнительного образования'

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления педагогов дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА / PROFESSIONAL AND PERSONAL SPHERE / ПРОФЕССИОГРАММА / PROFESSIOGRAM / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубева Ольга Владиславовна, Чайкина Жанна Владимировна

В статье рассматривается специфика психолого-педагогического сопровождения профессионального становления личности педагога дополнительного образования на разных этапах профессиональной деятельности. Актуализированы вопросы целесообразности изучения зон профессионально личностной сферы педагога дополнительного образования, определяющих его успешность в педагогической деятельности на пути профессионального становления. Авторами анализируются материалы научных исследований о проблемах профессионального становления современного педагога. Приводятся результаты экспериментальной работы по изучению отдельных показателей профессионально-личностной сферы педагогов дополнительного образования разных направлений профессионально-творческой деятельности (методическая и массовая работа, декоративное и техническое творчество, спортивно-экологическое и художественноэстетическое направление). Обозначается область проблемных зон, требующих психологического сопровождения специалистов дополнительного образования. В ходе эксперимента были выявлены значительные различия в выборе профессиональных предпочтений, мотивации профессиональной деятельности, способности к эмпатии, уровне развития коммуникативных и организаторских способностей, способности противостояния к эмоциональному выгоранию. Сравнительный анализ полученных результатов исследования позволил разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения профессионального становления педагогов дополнительного образования. Обоснована необходимость построения содержания программ психолого-педагогического сопровождения профессионального становления педагогов дополнительного образования с учётом особенностей профессионально-личностной сферы педагогов в зависимости от направления профессионально-творческой деятельности. Сформулированы выводы относительно эффективности проведенных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубева Ольга Владиславовна, Чайкина Жанна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical support of professional formation of teachers of additional education

The article deals with the specifics of psychological and pedagogical support for the professional development of the personality of the teacher of additional education at different stages of professional activity. The questions of expediency of studying of zones of the professional personal sphere of the teacher of additional education, which determine its success in pedagogical activity on the way of professional formation, are actualized. The authors analyze the materials of scientific research on the problems of the professional development of a modern teacher. The results of experimental work on the study of individual indicators of the professional and personal sphere of teachers of additional education in various areas of professional and creative activity are presented. Denote problem areas that require psychological support for specialists of additional education. During the experiment, there were significant differences in the choice of professional preferences, motivation of professional activity, ability to empathy, the level of development of communicative and organizational skills, the ability to confront emotional burnout. Comparative analysis of the results of the research made it possible to develop and test a program of psychological and pedagogical support for the professional development of teachers of additional education. The necessity of constructing the contents of psychological and pedagogical support programs for the professional development of teachers of additional education is substantiated, taking into account the peculiarities of the professional and personal sphere of teachers, depending on the direction of professional and creative activity. Conclusions are drawn regarding the effectiveness of the measures taken.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления педагогов дополнительного образования»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol5-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/06PSMN317.pdf Статья опубликована 23.05.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Голубева О.В., Чайкина Ж.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления педагогов дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №3 http://mir-nauki.com/PDF/06PSMN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 159.9.072

Голубева Ольга Владиславовна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Россия, Нижний Новгород1

Доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования»

Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=714224

Чайкина Жанна Владимировна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Россия, Нижний Новгород

Доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования»

Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=662965

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления педагогов дополнительного образования

Аннотация. В статье рассматривается специфика психолого-педагогического сопровождения профессионального становления личности педагога дополнительного образования на разных этапах профессиональной деятельности. Актуализированы вопросы целесообразности изучения зон профессионально - личностной сферы педагога дополнительного образования, определяющих его успешность в педагогической деятельности на пути профессионального становления. Авторами анализируются материалы научных исследований о проблемах профессионального становления современного педагога. Приводятся результаты экспериментальной работы по изучению отдельных показателей профессионально-личностной сферы педагогов дополнительного образования разных направлений профессионально-творческой деятельности (методическая и массовая работа, декоративное и техническое творчество, спортивно-экологическое и художественно-эстетическое направление). Обозначается область проблемных зон, требующих психологического сопровождения специалистов дополнительного образования. В ходе эксперимента были выявлены значительные различия в выборе профессиональных предпочтений, мотивации профессиональной деятельности, способности к эмпатии, уровне развития коммуникативных и организаторских способностей, способности противостояния к эмоциональному выгоранию. Сравнительный анализ полученных результатов исследования позволил разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения профессионального становления педагогов дополнительного образования. Обоснована

1 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

необходимость построения содержания программ психолого-педагогического сопровождения профессионального становления педагогов дополнительного образования с учётом особенностей профессионально-личностной сферы педагогов в зависимости от направления профессионально-творческой деятельности. Сформулированы выводы относительно эффективности проведенных мероприятий.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение; профессиональное становление; профессионально-личностная сфера; профессиограмма; профессиональные компетенции; психолого-педагогическое сопровождение

В последние десятилетия в системе образования в значительной степени изменены цели, содержание и методы образовательного процесса. На передний план выходят проблемы подготовки специалистов в соответствии с новыми образовательными стандартами, включение этих специалистов и принятие ими тех научно-технических и технологических нововведений, которые с определенным ускорением внедряются в повседневную жизнь.

В настоящее время нет четко разработанной профессиограммы педагога дополнительного образования. Во многих учреждениях системы дополнительного образования детей педагогами работают люди, не имеющие специальной педагогической подготовки, но являющиеся специалистами в том направлении деятельности, которому они обучают своих воспитанников. Это, как правило, люди с опытом работы вне педагогической сферы деятельности, пришедшие в систему образования по призванию [9, 10]. Как отмечают Л.В. Тарабакина, Т.Л. Шабанова, современному педагогу «необходимо не только соответствовать времени стремительных социально-экономических и технологических преобразований, но и обладать высокой активностью, включаясь в инновационные образовательные процессы, творчески преодолевая специфические трудности профессии» [8]. Актуальным на сегодняшний день, является изучение профессионально значимых качеств педагога системы дополнительного образование. Для оценки результативности педагога необходимы критерии эффективности его деятельности.

Данные проблемы требуют анализа психолого-педагогического сопровождения профессионального становления личности, определения методов и технологий ориентации человека на успешность в выполнении им профессиональных задач.

В рамках исследования было выдвинуто предположение о целесообразности изучения зон профессионально - личностной сферы педагога дополнительного образования, определяющих его успешность в педагогической деятельности на пути его профессионального самоопределения и профессионального становления [1].

Анализ исследований отечественных ученых (В.А. Бодров, С.А. Дружилов, В.С. Мухина, В.А. Горянина, Н.В. Осухова) позволяют сформулировать определение психолого-педагогического сопровождения как метода, обеспечивающего создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора, помощи субъекту в принятии решения в сложных педагогических и личностных ситуациях.

Среди проблем профессионально-личностной сферы специалистов дополнительного образования, как компонентов профессионального становления были выделены: профессиональная мотивация педагогов; специфические особенности в работе педагогов дополнительного образования с одарёнными детьми; комплекс психологических навыков, которыми должен обладать педагог дополнительного образования, чтобы справиться с проблемами на пути профессионального становления (коммуникационные, организаторские способности, способность к эмпатии); проблемы саморегуляции педагогов, готовности к

профессиональному росту; проблемы противостояния профессиональной деформации (профессиональное, эмоциональное выгорание).

Синягина Н.Ю., разрабатывая проблему профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования, выделяет как основополагающие компоненты компетенции -уверенность в себе, целеустремленность, ответственное отношение к работе, самообладание, адаптивность, коммуникативность, тактичность, организаторские способности и др. [6].

Столяренко Л.Д. и Самыгин С.И. рассматривают среди профессиональных качеств, обеспечивающих успешное педагогическое общение и взаимодействие педагогов с воспитанниками следующие:

• коммуникативные качества: потребность и умение общаться, общительность;

• хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

• гибкость, оперативно-творческое мышление, что способствует развитию умения быстро и правильно ориентироваться в процессе взаимодействия, изменять речевое воздействие в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, ситуации общения, умение ощущать и поддерживать обратную связь в процессе общения;

• способность к эмпатии;

• владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учащихся в требуемом направлении;

• умение управлять собой и своим психическим состоянием;

• способность к спонтанности коммуникации;

• умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

• способность к педагогической импровизации, умение применять разнообразные средства воздействия (убеждение, внушение, заражение) [7].

Коточитова Е.В. выстраивает иерархическую модель педагогической компетентности, представляющую собой следующие виды педагогической компетентности: знаниевую, деятельностную, коммуникативную, эмоциональную, личностную и творческую [3].

Приказ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов, служащих в системе общего и дополнительного образования» регламентирует социально-психологические составляющие компетентности педагогических работников данной сферы, а именно предъявляет особые требования к информационной и коммуникативной компетентности педагогов. Данные требования диктуют необходимость обладания специалистом системы дополнительного образования личностными качествами, обеспечивающими эффективный поиск, структурирование информации; квалифицированную работу с различными информационными ресурсами; проектирование и решение педагогических проблем и практических задач; самостоятельную познавательную деятельность; конструирование прямой и обратной связи с обучающимися разного возраста, родителями, коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию;

Мир Науки

владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

В исследованиях Е.Б. Евладовой также отмечается, что педагогический профессионализм прямо связан с коммуникативными умениями педагога дополнительного образования. К коммуникативным способностям педагога относят его способность к созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка [2]. Малюшина Т.Г. в своих работах утверждает, что на повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов дополнительного образования в профессиональной деятельности особое влияние оказывает методическая работа, включающая в себя проведение педагогических советов, методических объединений в УДО, где формируются способности педагогов к анализу, обобщению и накоплению методической информации, необходимой для дальнейшей работы [5].

Таким образом, исследуя теоретический материал о требованиях профессиональных компетенций, предъявляемых педагогам системы дополнительного образования, и анализируя практические исследования качеств реальных специалистов системы дополнительного образования, можно сделать вывод, что проблемной зоной, требующей анализа и развития программ психологической поддержки и сопровождения, является несоответствие уровня развития психологических качеств профессионально-личностной сферы реальных специалистов разных направлений профессионально-творческой деятельности качествам теоретической модели специалиста педагога дополнительного образования.

Анализируя материалы научных исследований о проблемах профессионального становления и, учитывая требования профессиональных компетенций, мы можем выделить область проблемных зон, требующих психологического сопровождения специалистов дополнительного образования. А также обозначить актуальные задачи психологического сопровождения педагогов системы дополнительного образования, такие как: организация работы по сохранению психологического здоровья педагогов; профилактика профессиональных деформаций; профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания.

Исследование подтвердило необходимость включения в программу психологического сопровождения педагогов дополнительного образования блока психопросветительской работы, направленной на информирование педагогов о понятии психологического здоровья в профессиональной деятельности, коррекционно-развивающей и тренинговой работы, включающей упражнения, направленные на формирование у педагогов практических навыков саморегуляции, сопротивления факторам эмоционального выгорания, обучение самоанализу мотивационной сферы в профессиональной деятельности; профилактических мероприятий, направленных на тренировку коммуникативных и организаторских навыков, эмпатийного восприятия в коллективном взаимодействии, проведение индивидуальных консультаций для педагогов.

В содержание программы психолого-педагогического сопровождения профессионального становления педагогов дополнительного образования были включены следующие этапы организации: диагностическая и мониторинговая работа, работа по направлению «психопросвещение», коррекционно-развивающая и тренинговая работа, консультативная работа. В программе были использованы следующие формы работы: лекционные занятия, «круглые столы», групповые и индивидуальные упражнения и тренинги, групповые и индивидуальные консультации и др. [4, 5].

В экспериментальной части исследования при помощи ряда психодиагностических методов сбора эмпирических данных изучены и подвергнуты сравнительному анализу

Мир Науки

некоторые качества профессионально-личностной сферы педагогов дополнительного образования разных направлений профессионально-творческой деятельности (методическая и массовая работа, декоративное и техническое творчество, спортивно-экологическое и художественно-эстетическое направление). В исследовании принимали участие 60 педагогов учреждений системы дополнительного образования г. Нижнего Новгорода различных направлений профессионально-творческой деятельности.

В ходе исследования было выдвинуто предположение о том, что специалисты дополнительного образования различных направлений профессионально-творческой деятельности (методическая и массовая работа, спортивно-экологическое, художественно-эстетическое, техническое творчество) могут различаться выбором профессионального типа и степенью выраженности отдельных показателей профессионально-личностной сферы таких, как: мотивация профессиональной деятельности, эмпатия, уровень развития коммуникативных и организаторских способностей, способность противостояния к эмоциональному выгоранию и т.д.

В ходе эксперимента были выявлены значительные различия в выборе профессиональных предпочтений, мотивации профессиональной деятельности, способности к эмпатии, уровне развития коммуникативных и организаторских способностей, способности противостояния к эмоциональному выгоранию, чем обоснована необходимость построения содержания программ психологического сопровождения профессионального становления педагогов дополнительного образования с учётом особенностей профессионально-личностной сферы педагогов в зависимости от направления профессионально-творческой деятельности.

В рамках анализа полученных данных определены запросы и проблемы клиентов -педагогов дополнительного образования, требующие психологического сопровождения в области профессионального становления, связанные с планомерной организацией деятельности и планированием рабочего времени, профессиональной адаптацией молодых сотрудников в первичных коллективах, трудностями выстраивания межличностных отношений, страхом публичных выступлений, тенденциями к эмоциональному выгоранию педагогов. На основе сравнительной психодиагностики показателей профессионально-личностной сферы педагогов дополнительного образования были разработаны рекомендации прикладного характера по организации содержания программ психологического сопровождения.

Анализ результатов проведенного исследования позволил разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения профессионального становления педагогов дополнительного образования, включающую в себя блоки психодиагностической, мониторинговой; психопросветительской; тренинговой работы и психологическое консультирование. Эффективность разработанной программы психолого-педагогического сопровождения профессионального становления педагогов дополнительного образования подтверждена оптимизацией показателей профессионально-личностной сферы в экспериментальной группе педагогов (на примере центра методической и массовой работы) после проведения программы.

Таким образом, разработанная программа психологического сопровождения профессионального становления педагогов дополнительного образования, включающая в себя психопросвещение, коррекционно-развивающую программу «На пути к успеху» и индивидуальное консультирование, может способствовать оптимизации показателей профессионально-личностной сферы педагогов как факторов профессионального становления.

ЛИТЕРАТУРА

Мир Науки

1. Голубева О.В. Профессиональное самоопределение будущего учителя в процессе педагогической практики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Нижний Новгород, 2010.

2. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студенческих учреждений среднего профессионального образования. - М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

3. Коточитова Е.В. Психологические особенности творческого педагогического мышления: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2001.

4. Лебедева Т.Е., Голубева О.В., Фокина Т.А., Васильева Т.Н. Тренинговые программы: подходы и алгоритмы разработки // Интернет-журнал «Мир науки», 2016, Том 4, № 2 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/17PSMN216.pdf, свободный). - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

5. Малюшина Т.Г. Проблема психологического сопровождения непрерывного профессионального развития педагога дополнительного образования. -Новосибирск: ГЦРО, 2002.

6. Синягина Н.Ю. Психологические особенности педагога дополнительного образования // Внешкольник. - 2002. С. 14-16.

7. Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Психология и педагогика. - М.: КНОРУС, 2016.

8. Тарабакина Л.В., Шабанова Т.Л. Изучение эмоциональной зрелости у преподавателей вузов с позиции системного подхода // Вестник мининского университета. - 2016. - № 2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/ iblock/7a3/tarabakina.pdf.

9. Чайкина Ж.В. Личностный подход как фактор успешной профессиональной ориентации детей в системе дополнительного образования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Нижний Новгород, 2006.

10. Чайкина Ж.В. Профессиональная ориентация детей и молодежи в условиях учреждений дополнительного образования технической направленности // Человек и образование. 2011. № 2. С. 64-68.

Мир Науки

Golubeva Olga Vladislavovna

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Russia, Nizhny Novgorod

E-mail: [email protected]

Chaikina Janna Vladimirovna

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Russia, Nizhny Novgorod

E-mail: [email protected]

Psychological and pedagogical support of professional formation of teachers of additional education

Abstract. The article deals with the specifics of psychological and pedagogical support for the professional development of the personality of the teacher of additional education at different stages of professional activity. The questions of expediency of studying of zones of the professional - personal sphere of the teacher of additional education, which determine its success in pedagogical activity on the way of professional formation, are actualized. The authors analyze the materials of scientific research on the problems of the professional development of a modern teacher. The results of experimental work on the study of individual indicators of the professional and personal sphere of teachers of additional education in various areas of professional and creative activity are presented. Denote problem areas that require psychological support for specialists of additional education. During the experiment, there were significant differences in the choice of professional preferences, motivation of professional activity, ability to empathy, the level of development of communicative and organizational skills, the ability to confront emotional burnout. Comparative analysis of the results of the research made it possible to develop and test a program of psychological and pedagogical support for the professional development of teachers of additional education. The necessity of constructing the contents of psychological and pedagogical support programs for the professional development of teachers of additional education is substantiated, taking into account the peculiarities of the professional and personal sphere of teachers, depending on the direction of professional and creative activity. Conclusions are drawn regarding the effectiveness of the measures taken.

Keywords: professional self-determination; professional development; professional and personal sphere; professiogram; professional competences; psychological and pedagogical support

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.