Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol4-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/23PDMN316.pdf Статья опубликована 09.06.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Зленко А.Л., Бахольская Н.А. Личностная ориентация учебной деятельности как структурный элемент формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 3 http://mir-nauki.com/PDF/23PDMN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37.042.2
Зленко Анна Львовна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Россия, Магнитогорск
Институт педагогики, психологии и социальной работы
Кафедра «Педагогики» Магистрант, направление «Педагогическое образование»
E-mail: [email protected]
Бахольская Наталья Александровна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Россия, Магнитогорск
Институт педагогики, психологии и социальной работы Доцент кафедры «Педагогики» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Личностная ориентация учебной деятельности как структурный элемент формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей
Аннотация. Представленная статья посвящена вопросу формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей.
На основе работ И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской, А.А. Мелик-Пашаева, И.Н. Семенова, В.К. Зарецкого и других исследователей, авторами были уточнены принципы личностно-ориентированного образования, способствующие развитию профессиональной направленности студентов. Также в статье представлен авторский комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональной направленности студентов педагогических специальностей в высшем учебном заведении. В состав комплекса входят следующие компоненты:
• выявление и формирование ценностных ориентаций студентов педагогических специальностей с целью оказания помощи им в выборе системы жизненных ценностей и профессиональном определении;
• учет субъектного опыта обучающихся через создание в университете образовательного пространства, в котором осуществляется личностное самоопределение студентов педагогических специальностей;
• развитие педагогических способностей обучающихся на основе целенаправленного изучения степени их сформированности и применении в учебном процессе специальных упражнений, нацеленных на их совершенствование у студентов педагогических специальностей;
• создание в высшем учебном заведении воспитывающей среды, основанной на включении студентов в разнообразные виды научно-исследовательской и творческой деятельности, способствующих самореализации личности;
• развитие профессионального мастерства преподавателей высшей школы как основы формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей.
Также в статье описываются результаты опытно-экспериментальной работы, подтвердившей эффективность разработанного комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональной направленности студентов педагогических специальностей в высшем учебном заведении на основе личностной ориентации учебной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная направленность студентов; учебная деятельность; личностная ориентация учебной деятельности; субъектный опыт; воспитывающая среда; профессиональной мастерство педагога
Рассмотрение проблемы формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей определяется требованиями, предъявляемыми обществом к будущему педагогу, который должен быть всесторонне развитой, творческой личностью, способной к усвоению знаний и применению их на практике. Однако успешность формирования педагогической направленности студентов во многом зависит от ориентации учебного процесса на развитие личности самих студентов - их мотивов, целей, способностей и склонностей. На наш взгляд, именно личностная ориентация учебной деятельности студентов является основой дальнейшего развития их деятельностных характеристик, личностных и профессиональных качеств.
Опираясь на концепции личностно-ориентированного образования, сформулированные в трудах И.Н. Семенова и В.К. Зарецкого (рассматривающих личностную рефлексию как основу включения субъекта образования в познавательную деятельность), И.С. Якиманской (призывающей основывать образовательный процесс на личностно значимых для обучающегося индивидуальных моделях познания и на учете его субъектного опыта), Е.В. Бондаревской (видящей цель личностно-ориентированного образования в поддержке индивидуальности и творческой самобытности обучающегося, в развитии у них рефлексии и стремления к самосовершенствованию), А.А. Мелик-Пашаева (предлагающего подчинить содержание образования развитию личности обучаемого с целью развития у него логического мышления, восприятия и коммуникативных навыков) и других авторов, мы уточнили принципы личностно-ориентированного образования, способствующие развитию профессиональной направленности студентов педагогических специальностей в высших учебных заведениях. Остановимся на них подробнее.
1. Создание в ВУЗах благоприятных условий реализации свободы и прав личности для ее развития. Этот принцип, основанный на том, что сфера развития личности студента не должна быть ограничена только учебными занятиями, может быть реализован через открытость ВУЗа в отношении разнообразных научных, общественных и производственных связей в регионе, стране и сфере международного сотрудничества; через расширение условий взаимодействия субъектов образования за счет различных сфер жизнедеятельности (неформального общения, искусства, спорта и т.д.).
2. Осознание и принятие всеми субъектами научно-педагогического процесса в ВУЗе иерархизированной системы ценностей в развитии будущего педагога. Отметим, что
признавая в качестве главной цели обучения в ВУЗе развитие личности студентов, не следует противопоставлять это усвоению знаний и умений, целесообразнее будет акцентировать внимание на развитии их профессионально-важных качеств личности и педагогических способностей.
3. Принцип обеспечения непрерывности в развитии личности. В соответствии с ним, личностные особенности обучающихся должны учитываться, начиная с отбора абитуриентов и заканчивая их трудоустройством.
4. Вариативность в реализации личностно-ориентированного высшего образования. Само усвоение новых знаний и умений должно включать варьирование и свободный выбор таких параметров учебной деятельности, как уровень трудности решаемых задач, или выбор между коллективным или индивидуальным их выполнением.
5. Развитие саморазвития личности студентов, которое должно найти свое проявление в потребностно - мотивационной сфере и способности к творческой деятельности. Учитывая, что свойством саморазвития является рефлексия, следует принять во внимание работы Узнадзе, Абульхановой-Славской и Коссова, в которых доказано, что именно студенческий возраст является наиболее сензитивным к развитию рефлексивных способностей.
6. Создание условий психологической поддержки развития личности студентов. Этот принцип может быть реализован через: определение психологической готовности обучающихся к требованиям на различных этапах обучения в ВУЗе и составление индивидуальных рекомендаций; выявление симптомов психологической перегрузки с целью их профилактики; создание благоприятного психологического климата в академических группах.
Безусловно, внедрение в практику личностно-ориентированного образования вышеперечисленных принципов, связано с рядом трудностей, среди которых можно выделить противоречия между знаниевым и личностным подходом в образовании, и тот факт, что недостаточно уделяется внимания взаимосвязи личностного и профессионального развития обучающихся.
Анализируя пути развития педагогической направленности студентов педагогических специальностей, можно увидеть, что разработка психолого-педагогических основ педагогического труда велась и ведется многими исследователями. Так, детально изучены педагогические способности и вопросы подготовки будущих педагогов (Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.Д. Шадриков), требования к личности учителя (В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.), способы решения педагогических задач (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.), педагогическое общение (А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Р.Х. Шакуров и др.).
В рамках исследуемой проблемы, на основе работ вышеперечисленных авторов, нами был разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональной направленности студентов педагогических специальностей в высшем учебном заведении.
В состав комплекса педагогических условий входят следующие компоненты:
1. Выявление и формирование ценностных ориентаций студентов педагогических специальностей с целью оказания помощи им в выборе системы жизненных ценностей и профессиональном определении.
2. Учет субъектного опыта обучающихся через создание в университете образовательного пространства, в котором осуществляется личностное самоопределение
студентов педагогических специальностей. Реализация данного педагогического условия может быть осуществлена через:
• Учет субъектного опыта студентов в учебном процессе ВУЗа. Для полноценного развития личности студентов - будущих педагогов в образовательном процессе необходимо учитывать их потребности, особенности характера, уровень притязаний и способности к различным видам деятельности. Следует учитывать, также и то, что у студентов уже существуют определенные установки по отношению к педагогической деятельности, которые сложились в процессе их обучения в школе. Так, проведенное нами анкетирование студентов-бакалавров первых и вторых курсов педагогических специальностей показало, что практически все являлись свидетелями несправедливого отношения учителей по отношению к учащимся, а 67% отметили преобладание авторитарного стиля общения у педагогов. Подобные установки могут повлиять на профессиональное становление студентов, поэтому, на наш взгляд, их необходимо отслеживать и корректировать.
• Корректировку образовательных программ. Образовательная программа должна не игнорировать и "преодолевать" субъектный опыт студентов, а "окультуривать" его как личностно значимый, т.е. способствовать структурированию и согласованию с социально-значимым опытом. Для этого при разработке учебных программ необходимо обеспечить возможность работы студентов с ее содержанием, применяя разнообразные способы учебной работы.
• Обогащение субъектного опыта студентов в процессе коллективного решения проблемных задач, построенного на диалоге, который позволяет опытному знанию нескольких студентов стать опытным знанием каждого.
3. Развитие педагогических способностей (коммуникативных, перцептивных, организаторских, суггестивных, креативных, рефлексивных и др.) у обучающихся на основе целенаправленного изучения степени их сформированности и применении в учебном процессе специальных упражнений, нацеленных на их совершенствование у студентов педагогических специальностей.
4. Создание в высшем учебном заведении воспитывающей среды, основанной на включении студентов в разнообразные виды научно-исследовательской и творческой деятельности, способствующих самореализации личности. Воспитывающая среда в данном случае позволяет создать свободное пространство взаимодействия студента со значимыми другими (студентами, преподавателями), где он осуществляет свободный выбор множества ответственных решений. Для этого следует заботиться о том, чтобы и учебная, и научная деятельность несла в себе ситуацию успеха как совокупность условий, осознаваемых и переживаемых студентом как успешных. Именно на основании этого происходят существенные изменения в личности обучающихся: повышается их уровень самооценки, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, самоуважение, позитивные отношения к окружающей действительности.
5. Развитие профессионального мастерства преподавателей высшей школы как основы формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей. Процесс формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей может быть продуктивным только в том случае, если он подготовлен, поддерживается и направляется педагогическим влиянием, адекватным его природе и внутренней сущности. Следовательно, необходимость личностного и профессионального совершенствования преподавателя выступает и условием, и средством развития студента. В целостном педагогическом процессе преподаватель создает и реализует собственную педагогическую концепцию, результат которой выражается в качественном
изменении личности и студента, и самого преподавателя. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, развитие студентов и преподавателей в образовательном процессе возможно осуществить следующими путями:
• применение инновационных образовательных технологий (интерактивных, рефлексивных, здоровьесберегающих, проектных и т.д.), рассматривающих студента как равноправного партнера образовательного процесса, реализующего свой потенциал;
• изменение характера педагогического общения в сторону его открытости и эмпатийности;
• проведение целенаправленной профилактической работы, направленной на предупреждение и, при необходимости, на преодоление формирования профессиональных деформаций педагогов, таких как: педагогический догматизм, авторитарность, консерватизм, социальное лицемерие, эмоциональная индифферентность.
Включение данного педагогического условия обусловлено тем, что студенты, прошедшие свое профессиональное становление в рамках подлинной культуры педагогических отношений в системе "преподаватель - студент", на наш взгляд, смогут перенести их и в свою будущую педагогическую деятельность в системе "учитель - ученик", на практике реализовывая основные положения личностно-ориентированного подхода.
Эффективность разработанного комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональной направленности студентов педагогических специальностей в высшем учебном заведении на основе личностной ориентации учебной деятельности, была подтверждена в результате опытно-экспериментальной работы, проводимой в течение 20092015 гг. В эксперименте принимали участие 150 студентов 1 - 4 курсов педагогических специальностей, обучающихся на направлении Педагогическое образование (профили «Химия», «География» и «Физическая культура).
В процессе опытно-экспериментальной работы были нами получены следующие результаты:
1. Определено содержание личностно-ориентированного обучения в ВУЗе, уточнена сущность таких входящих в его в состав компонентов, как: когнитивный, деятельно-творческий, аксиологический и личностный.
Отметим, что анкетирование студентов 150 студентов, участвующих в эксперименте показало, что, по их мнению, в содержании изучаемых ими дисциплин менее всего отражен личностный компонент.
2. Уточнена специфика ценностных ориентаций студентов педагогических специальностей с целью оказания помощи им в выборе системы жизненных ценностей и профессиональном определении. В рамках этого направления были подведены итоги 5-летнего исследования мотивов выбора специальности и представлений о будущей профессии у студентов-первокурсников. Результаты исследования показали, что причинами выбора педагогической специальности у студентов являются (в порядке уменьшения значимости): интерес к предмету (химии, физической культуры или географии); любовь к детям и желание работать учителем; нехватка учителей - предметников в городе и возможность выбирать в дальнейшем из большого количества вакансий; неудача при поступлении на другую специальность или трудность обучения на других факультетах; положительный пример взрослых (родителей-педагогов или школьного учителя), которому захотелось следовать.
3. Исследованы возможности воспитательной системы высшего учебного заведения (в нашем случае - «МГТУ им. Г.И. Носова») в русле формирования
профессиональной направленности студентов педагогических специальностей. Результатом работы стала разработка цикла лекций для «Школы кураторов» (в рамках повышения квалификации педагогов ВУЗа).
4. Апробирована и внедрена в учебный процесс система развития педагогических способностей студентов. Система представляет собой целенаправленную работу, направленную на изучение степени развития педагогических способностей обучающихся на основе использования в учебном процессе тестовых методик, исследующих степень развития таких способностей как: коммуникативных, рефлексивных, организационных, суггестивных, перцептивных и креативных. Исследование данных педагогических способностей у студентов-бакалавров проводилось на первых и четвертых курсах и сопровождалось включением в содержание учебных занятий по педагогическим дисциплинам разработанных нами специальных заданий и упражнений, направленных на развитие того или иного типа способностей. Приведем пример полученных результатов: улучшились коммуникативные способности студентов (коэффициент эффективности составил 1,31); показатели развития эмпатических качеств обучающихся (коэффициент эффективности составил 1,18), их творческие способности (по беглости мышления коэффициент эффективности составил 1,31; по гибкости мышления коэффициент эффективности составил 1,20; по оригинальности мышления коэффициент эффективности составил 1,17) и т.д.
5. Систематизированы и применены на практике идеи создания воспитывающей среды, основанной на включении студентов в разнообразные виды научно-исследовательской и творческой деятельности, способствующих самореализации личности. Результатом стало увеличение количества студентов, участвующих в олимпиадах по педагогике и психологии, в кафедральных, вузовских и всероссийских конференциях и научных конкурсах.
6. Систематизирован отечественный и зарубежный опыт по развитию профессионального мастерства преподавателей высшей школы в целом, и по профилактике синдрома эмоционального сгорания и преодолению формирования профессиональных деформаций личности педагогов, в частности. Теоретические и практические результаты изыскания внедрены в содержание учебного материала таких дисциплин как: «Введение в педагогическую деятельность», «Педагогика», «Личность безопасного типа и ее потребности», «Речевая коммуникация», «Педагогическая конфликтология» у студентов-бакалавров направления Педагогическое образование; «Андрагогика как научная основа образования взрослых», «Теория и методика профессионального самообразования личности», «Педагогическое мастерство», «Профессионально-педагогические способности и пути их развития в педагогической деятельности» у студентов-магистрантов направления Педагогическое образование (профиль Образование взрослых); а также на курсах повышения квалификации педагогов вуза «Школа куратора» и «Педагогика и психология высшей школы».
7. В целом, результаты применения разработанного комплекса педагогических условий по формированию комплекса профессиональной направленности студентов педагогических специальностей отслеживались во время прохождения обучающимися педагогической практики. Полученные результаты сравнивались с данными анализа уроков, которые проводились в аналогичных студенческих группах в 2006-2009 гг. Сравнение показало, что студенты, с которыми проводилась работа по исследованию и формированию профессиональной направленности, допускали меньше ошибок в построении субъект-субъектных отношений с учениками, лучше налаживали контакт с классом, в большей степени придерживались гуманистических принципов в общении с учащимися.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: формирование профессиональной направленности студентов педагогических специальностей будет
эффективным, если образовательная практика обучающихся высших учебных заведений будет основана на принципах личностно-ориентированного подхода и организации личностной ориентации учебной деятельности студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беликов В.А. Образование. деятельность. личность. Монография / Редактор: В.А. Беликов. Москва, 2010.
2. Бахольская Н.А. Учет субъектного опыта студентов как фактор повышения качества их профессиональной подготовки // Моделирование и развитие процессов ОМД. 2013. №19. С. 245-249.
3. Бондаревская Е.В. Проектирование инновационного пространства педагогического образования в федеральном университете // Социальная педагогика. 2013. №7. С. 31.
4. Божович Е.Д. К определению понятия «позиция субъекта учения» // От истоков к современности - 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. 2015. С. 23-25.
5. Кашуба И.В., Камалетдинова Г.М. Познавательный интерес как одно из средств формирования профессионального самоопределения // Литейные процессы. 2013. №12. С. 269-274.
6. Кунц Л.И. Профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей профессиональной деятельности личности (на материале студентов-психологов). Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Новосибирск, 2005.
7. Шагивалеева Г.Р. Профессиональная направленность личности и пути её формирования у будущих педагогов // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (с международным участием). 2015. С. 335-337.
8. Ильиных И.Н. Педагогическая направленность в контексте инновационной педагогической деятельности преподавателей // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2010. №1. С. 141-144.
9. Иванова Ю.А. Повышение профессиональной направленности общеобразовательных и специальных дисциплин в педагогическом вузе // Иностранные языки в системе непрерывного гуманитарного образования. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. 1997. С. 50.
10. Якиманская И.С. Образовательная среда учреждений, с различным успехом внедряющих новые федеральные государственные образовательные стандарты // Мир науки, культуры, образования. 2014. №3 (46). С. 169-171.
23РВЫ№16
Zlenko Anna L'vovna
Nosov Magnitogorsk state technical university, Russia, Magnitogorsk
E-mail: [email protected]
Bahol'skaja Natal'ja Aleksandrovna
Nosov Magnitogorsk state technical university, Russia, Magnitogorsk
E-mail: [email protected]
Personal orientation of educational activity as a structural element in the formation of a professional orientation of students of pedagogical specialties
Abstract. This article describes the process of formation of a professional orientation of students of pedagogical specialties.
On the basis of the work of I.S. Yakimanskaya, E.V. Bondarevskaya, A.A. Melik-Pashayev, I.N. Semenov, V.K. Zaretsky and other researchers, the authors had refined the principles of student-centered education that helps develop a professional orientation of students. The article presents the author's complex of pedagogical conditions that ensure the formation of a professional orientation of students of pedagogical specialties in higher education. The complex consists of the following components:
• The identification and formation of valuable orientations of students of pedagogical specialties in order to assist them in choosing the system of values in life and a professional definition;
• Consideration of subjective experience of students through the creation of the university educational environment in which the personal self-determination of students of pedagogical specialties;
• The development of pedagogical abilities of students on the basis of purposeful study their degree of formation and application in the teaching process of special exercises aimed at improving their students' pedagogical skills;
• The creation of a higher education institution raising environment, which is based on the inclusion of students in a variety of scientific research and creative activity;
• Development of professional skills of teachers in higher education as a basis for the formation of a professional orientation of students of pedagogical specialties.
The article describes the results of experimental work, confirmed the effectiveness of the developed complex of pedagogical conditions ensuring the formation of a professional orientation of students of pedagogical specialties in the higher education institution on the basis of personal orientation of training activities.
Keywords: professional orientation of students; training activities; personal orientation of educational activity; subjective experience; bringing up environment; professional teachers skill
REFERENCES
1. Belikov V.A. Education. Activity. Personality. Monograph / editor: V.A. Belikov. Moscow, 2010.
2. Baholskaya N.A. Accounting for the subjective experience of students as a factor in improving the quality of their training // Modeling and development of metal forming processes. 2013. №19. S. 245-249.
3. Bondarevskaya E.V. Designing innovative space Teacher Education in the Federal University // Social pedagogy. 2013. №7. S. 31.
4. Bozovic E.D. By the definition of the concept of "the position of the subject doctrine" // From the beginnings to the present - 130 years of the organization Psychological Society at Moscow University: Collection of materials Anniversary Conference in 5 volumes. 2015. pp. 23-25.
5. Kaszuba I.V., Kamaletdinova G.M. Cognitive interest as a means of formation of professional self-determination // Foundry processes. 2013. №12. S. 269-274.
6. Kuntz. L.I. Professional orientation as a factor in forming the image of the future professional activity of the person (on the material of psychology students). Dissertatsiya for the degree of candidate of psychological sciences / Novosibirsk 2005.
7. Shagivaleeva G.R. Professional orientation of personality and the way of its formation at the future teachers // Psycho-pedagogical support of the educational process: Theory and Practice Proceedings of (correspondence) scientific-practical conference (with international participation). 2015. pp. 335-337.
8. Ilyin I.N. Pedagogical orientation in the context of innovative pedagogical activity of teachers // The intellectual potential of the XXI century: level of cognition. 2010. №1. S. 141-144.
9. Ivanova Y.A. Increased professional orientation of general education and special disciplines in pedagogical high school // Foreign languages in continuing humanitarian obrazovaniya. Tezisy reports of regional scientific-practical conference. 1997. 50 pp.
10. Yakimanskaya. I.S. Educational environment agencies, with varying degrees of success implementing the new federal state educational standards // The world of science, culture and education. 2014. Number 3 (46). pp. 169-171.