Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / SPECIAL EDUCATION TEACHER / PROFESSIONAL ADAPTATION / PROBLEMS OF PROFESSIONAL ADAPTATION / PROFESSIONAL MAKING / MOTIVATION / VOCATIONAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ряполова Я.И.

В статье рассмотрены проблемы профессиональной адаптации будущих педагогов специального образования на младших курсах обучения в вузе. Актуальность исследования обусловлена тем, что педагог специального образования - это особая профессия, к выбору которой необходимо подходить осознанно. На основе выявленных трудностей профессиональной адаптации предложен ряд педагогических условий. Выявлена и обоснована необходимость более детального изучения факторов успешной профессиональной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ряполова Я.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF FUTURE TEACHERS OF SPECIAL EDUCATION AT THE INITIAL STAGE OF HIGHER EDUCATION

The article considers problems of professional adaptation of future teachers of special education in junior courses of study at the university. The relevance of the study is in the fact that the teacher of special education is a special profession, the choice of which must be approached consciously. On the basis of the identified difficulties ofprofessional adaptation, a number ofpedagogical conditions are proposed. The need for a more detailed study of the factors of successful professional adaptation has been identified and justified.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

УДК 378.4 РЯПОЛОВА Я.И.

аспирант кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: iana0491@mail.ru

UDC 378.4 RYAPOLOVA YA.I.

Postgraduate at the Department of Technologies of Psycho-Pedagogical and Special Education of Orel State University

E-mail: iana0491@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

PROBLEMS OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF FUTURE TEACHERS OF SPECIAL EDUCATION AT

THE INITIAL STAGE OF HIGHER EDUCATION

В статье рассмотрены проблемы профессиональной адаптации будущих педагогов специального образования на младших курсах обучения в вузе. Актуальность исследования обусловлена тем, что педагог специального образования - это особая профессия, к выбору которой необходимо подходить осознанно. На основе выявленных трудностей профессиональной адаптации предложен ряд педагогических условий. Выявлена и обоснована необходимость более детального изучения факторов успешной профессиональной адаптации.

Ключевые слова: педагог специального образования, профессиональная адаптация, проблемы профессиональной адаптации, профессиональное становление, мотивация, профориентация.

The article considers problems of professional adaptation of future teachers of special education in junior courses of study at the university. The relevance of the study is in the fact that the teacher of special education is a special profession, the choice of which must be approached consciously. On the basis of the identified difficulties ofprofessional adaptation, a number ofpedagogical conditions are proposed. The need for a more detailed study of the factors of successful professional adaptation has been identified and justified.

Keywords: special education teacher, professional adaptation, problems of professional adaptation, professional making, motivation, vocational guidance.

Отношение человека к своей профессии, уровень его профессиональной культуры и профессиональной адаптации влияет не только на его социально-экономическое развитие, но и на развитие общества в целом. Важным этапом профессиональной адаптации является начальная ступень обучения в вузе. Именно в этот период происходит понимание того, правильно ли выбрана специальность, продолжать ли обучение в данном направлении, что, в свою очередь, влияет на успешность усвоения компонентов профессии.

Многие исследователи отмечают, что в последнее время мотивами выбора специальности у абитуриентов выступают не связанные с профессиональной самореализацией установки. Особое внимание следует обратить на будущих специалистов в области коррек-ционной педагогики, ведь учитель - это скорее образ жизни, нежели профессия. Педагогу специального образования требуется моральная готовность к работе с «особенными» детьми, наличие мотивации, уверенности в результатах своей деятельности, желание самосовершенствования. Культура учителя и культура общества взаимозависимы. А.В. Репринцев в своем исследовании «Профессиональное развитие личности будущего учителя в воспитательной системе современного вуза: тревоги и надежды» говорит о значении эмоции, о личном отношении учителя к миру, о понимании им душевного

состояния ученика [6]. Последнее должно быть неотъемлемым качеством педагога специального образования: способность к состраданию, сопереживанию, соучастию.

Успешная профессиональная адаптация студентов младших курсов позволит избежать вхождения «случайных» людей в названную профессию. Следует сказать, что в научной литературе проблема профессиональной адаптации будущих учителей специального образования получила фрагментарное освещение. Считаем целесообразным рассмотреть некоторые проблемы профессиональной адаптации обучающихся младших курсов по направлению «Специальное образование», что поможет найти пути их решения.

Первой и очень значимой проблемой является выбор специальности из-за низкого конкурса на направление подготовки. Это подтверждается результатами опроса, в котором приняли участие 92 студента первого и второго курсов Института педагогики и психологии ОГУ им. И.С. Тургенева по направлению «Специальное образование». На вопрос «Что послужило мотивом выбора вуза?» респонденты ответили следующим образом: 56,7% - желание овладеть той профессией, по которой осуществляется подготовка в вузе; 25% - интересная студенческая жизнь; 22,2% - государственный статус вуза; 18% - низкий конкурс на направление подготовки, по которому я учусь; 16% отметили известность и пре-

© Ряполова Я.И. © Ryapolova Ya.I.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

стиж вуза; 15,3% - высокое качество преподавания, о котором я узнал от родственников / друзей; 8,3% - решение родителей; 2,8% - другого выбора не было (рис.1). Выбор специальности по причине низкого конкурса на направление подготовки, по которому осуществляется обучение, позволяет сделать вывод, что приоритетным является любое высшее образование, а не данная профессия. В этом случае достаточно сложно сформировать устойчивое положительное отношение к будущей профессиональной деятельности.

Важно, что некоторые обучающиеся не удовлетворены выбранным направлением подготовки: из 56,7% студентов, осознанно выбравших специальность (рис.1), 2,7% сомневаются, что вновь бы ее выбрали, если бы была возможность. Кроме того, 6,9% респондентов разочарованы своей специальностью (рис.2). Данную проблему также нельзя оставить без внимания, поскольку «разочарованные» студенты требуют к себе особого подхода. Их наиболее сложно мотивировать. Мотивы выбора вуза

ыбор друзей/ одноклэ< принципу«Куда Ж г туда и я!в

низкий конкурс направление подготовки, по которому я учусь

преподавания^ о котором л узнал

родственников/ друзей

Рис. 1.

Отношение к выбранной специальности / направлению подготовки

разочаровался

Рис. 2.

Следовательно, можно условно разделить обучающихся на две категории: неудовлетворенные выбором профессии или разочарованные в ней и не пребывающие в профессиональном кризисе. Их мотивы различны. Так, в качестве третьей проблемы можно назвать низкий уровень мотивации у значительного количества студентов. Это отмечают 47,2% респондентов, 27,8% говорят об отсутствии методов стимулирования студен-

тов к учебной деятельности (рис.3). Известно, что именно комплекс учебных и воспитательных мероприятий, осуществляемых преподавателями вуза, является предпосылкой успешности профессиональной адаптации. Процесс профессиональной адаптации будущих педагогов специального образования подразумевает адекватную оценку своих способностей, желание овладеть названной профессией, развитие профессионального интереса, рост творческой активности, что непосредственно взаимосвязано с уровнем мотивации будущих специалистов.

Какие факторы на Ваш взгляд отрицательно влияют на качество обучения?

большое количество студентов на одного преподавателя

низким урове те лничеоюга оснащения учебных занчти

Рис. 3.

Следующей проблемой профессиональной адаптации некоторые авторы, в частности Е.П. Александров и М.В. Воронцова, считают иллюзорное представление о будущей профессии [1]. Есть основания полагать, что это так. Опрос, о котором говорится выше, констатирует, что система профессионального ориентирования развита слабо. 23,6% респондентов отмечают, что про-фориентационная работа не проводилась (рис.4). Или же проводилась в форме курсов при вузе, дней открытых дверей, самостоятельного посещения консультаций специалистов по вопросам самоопределения. Других вариантов студенты не называли. Следует отметить, что возможность посещать курсы при вузе есть только у городских студентов и тех, кто живёт недалеко от города.

Проводиласьли с Вами профориентационная работа? Если да, то е какой форме?

посещали курсы при вузе

посещали 1 консультации 1 специалистов по вопросам самоопределе ния

ходили нэ дни открытых дверей

Рис. 4.

Пятой проблемой является неудовлетворенность отношениями в группах. В целом, больше половины респондентов удовлетворены атмосферой студенческой группы, 65,3% обучающихся отмечают доброжелательность, 58% - сотрудничество, 56,9% - дружественность,

55,6% - взаимопонимание (рис.5). Однако в результате анализа эмпирических данных выявлено, что равнодушие, несогласованность и конфликтность отметили те студенты, которые выбрали специальность из-за низкого конкурса на направление подготовки. С обучающимися, не проявляющими интерес к будущей профессии, предстоит наиболее трудная работа.

Охарактеризуйте атмосферу в студенческой группе

конфликтность

несогласован ность

Рис. 5.

Таким образом, в процессе исследования выяснилось, что существует множество факторов, осложняющих процесс профессиональной адаптации студентов младших курсов. Как правило, это невысокий процент обучающихся, осознанно выбравших профессию, низкий уровень мотивации, иллюзорное представление о будущей профессии, слабо развитая система профессионального ориентирования, выбор специальности

по причине низкого конкурса на направление подготовки, разочарованность выбранной специальностью. Подчеркнем, что это лишь часть проблем, выявленных в ходе исследования.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что процесс профессиональной адаптации будущих педагогов специального образования на младших курсах обучения в вузе будет наиболее успешным, если обеспечить соблюдение следующих педагогических условий:

- осуществить выбор форм, методов и средств обучения, способствующих формированию профессионального интереса у будущих педагогов специального образования на младших курсах обучения в вузе;

- обеспечить достаточную информированность о будущей профессии;

- обеспечить отбор и структурирование содержания учебного материала в соответствии с ФГОС ВПО и квалификационными требованиями к подготовке будущих педагогов специального образования;

- обеспечить профориентационную направленность учебной деятельности учащихся и создать соответствующую мотивацию.

Однако данные выводы и предложения не претендуют на исчерпывающее решение проблемы профессиональной адаптации будущих учителей специального образования на младших курсах обучения в вузе.

Дальнейшее исследование может быть связано с более глубоким изучением факторов успешной профессиональной адаптации, а также детальным рассмотрением современных условий обучения в вузе.

Библиографический список

1. Александров Е.П. Воронцова М.В. Проблемы адаптации студентов к образовательной среде вуза и профессии // Современные проблемы науки и образования, №5. 2014. С. 111-121.

2. ВиленскийМ.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание второе / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2002. 192с.

3. Дубовицкая Т.Д., КрыловаА.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование, №2. 2010. С. 1-7.

4. Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики: учеб. пособие для вузов / П.И. Образцов. - 2-е изд. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2018. 230 с. (Серия : Образовательный процесс).

5. Образцов П.И. Технология обучения: современная интерпретация в профессиональной педагогике // Ученые записки Орловского государственного университета. 2016 г. № 4 (73). С. 311-316.

6. Репринцев А.В. Профессиональное развитие личности будущего учителя в воспитательной системе современного вуза: тревоги и надежды // Вестник Мордовского университета, №2. 2009. С.223-237.

7. Руденко И.В. Профессиональное воспитание в вузе: компетентностный подход // Отечественная и зарубежная педагогика, 2014. С. 89-97.

8. Ряполова Я.И. Критерии оценки успешности профессиональной адаптации будущих педагогов специального образования на младших курсах обучения в вузе // Научный журнал «Вопросы педагогики», №3. 2019. С. 243-247.

References

1. AlexandrovE.P., VorontsovaM.V. Problems of adaptation of students to educational environment of university and profession // Modern problems of science and education, № 5. 2014. Pp. 111-121.

2. VilenskiyM.J., Obraztsov P.I., UmanA.I. Technology of vocational-oriented education in higher school: Educational manual. Edition 2/ Under ed. V.A. Slastenin. Moscow: Pedagogical society of Russia, 2002. 192 p.

3. Dubovitskaya T.J., KrylovaA.V. Methodology of research of student adaptability at the university // Psychological science and education, № 2. 2010. Pp. 1-7.

4. Obraztsov P.I. Basics of professional didactics: study manual for universities/P.I. Obraztsov. - 2 ed. and additional Moscow: Yurayt Publishing House, 2018. 230 p. - (Series: Educational Process).

5. Obraztsov P.I. Learning technology: modern interpretation in professional pedagogy // Scientific notes of Oryol state university. 2016 No. 4 (73). Pp. 311-316.

6. Reprintsev A.V. Professional development of the personality of the future teacher in the educational system of the modern university: anxiety and hope // Journal of Mordovia republic university, № 2. 2009. Pp.223-237.

7. RudenkoI.V. Professional education in the university: competence approach // Domestic and foreign pedagogy, 2014. Pp.89-97.

8. Ryapolova Y.I. Criteria for assessing the success of professional adaptation of future teachers of special education in junior courses of study at the University // Scientific Journal "Issues of Pedagogy," № 3. 2019. Pp. 243-247.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.