Н. В. Горбунова
УДК 371.13
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 современном обществе архиважными являются вопросы профессиональной деятельности, связанные с профессиональной успешностью, профессиональной адаптацией, построением профессиональной карьеры, обеспечением профессионального долголетия, профилактикой профессионального выгорания. Все это актуализирует необходимость поиска эффективных механизмов, обеспечивающих профессиональную адаптацию молодых специалистов к педагогической деятельности от начала пути до профессионального успеха и построения профессиональной карьеры.
Термин «адаптация» (от лат. adaptare -приспосабливаю) возник в XIX веке и является одним из центральных понятий биологии, физиологии, психологии. Впервые этот термин был введен в научную лексику немецким физиологом Аубертом в 1865 году для характеристики явления «приспособления» чувствительности органов зрения и слуха к воздействию соответствующих раздражителей.
В развитие современной естественнонаучной теории адаптации в онтологии, физиологии и медицине большой вклад внесли отечественные и зарубежные ученые (П. К. Анохин, Р. М. Баевский, А. Н. Белов, Ф. Б. Березин, М. М. Василевский, М. Е. Зеле-нова, Э. А. Лазебная, Ф. З. Меерсон, Г. Селье, В. П. Скрабников, А. Д. Слоним). Базовые вопросы социально-психологической адаптации личности освещали в своих трудах Г. А. Балл, Ф. Б. Березин, Л. И. Божович,
Л. К. Гришанов, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, В. И. Медведев, А. А. Налчаджян, А. В. Петровский, В. Д. Цуркан, Ю. М. Швалб. Исследованию механизмов адаптации уделяли внимание представители различных теоретических направлений психологии: Г. Гарт-ман, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, З. Фрейд.
Большинство исследователей адаптации выделяют следующие группы адаптационных проблем:
- социокультурная адаптация;
- социально-психологическая адаптация;
- педагогическая адаптация.
Под термином социокультурной адаптации подразумевается процесс активного приобретения необходимых для жизни трудовых навыков и знаний, усвоение основных норм, образцов, ценностей новой окружающей действительности (явление «вхождения» или «включения» в профессию).
Социально-психологическая адаптация понимается как вступление в систему межличностных отношений, как приспособление личности к группе, к взаимоотношениям в ней, как проявление собственного стиля поведения.
Социально-психологический аспект адаптации рассматривается как приспособление личности к условиям общества в соответствии с условиями этого общества. Процессы адаптации направлены на обеспечение подвижного, уравновешенного состояния любой системы, сохраняются путем ее противодействия внешним и внутренним факторам, нарушающим это равновесие. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.
Педагогический аспект адаптации связан, в первую очередь, с усвоением норм и понятий профессиональной среды, приспособлением к характеру, содержанию и условиям организации учебного процесса, формированию навыков самостоятельной работы. Педагогический аспект адаптации предусматривает педагогическое сопровождение адап-танта к новым условиям жизнедеятельности на этапе вхождения в профессию.
В психолого-педагогической литературе проблема адаптации изучается на разных уровнях - от раскрытия содержания понятия (Ю. А. Александровский, Ф. Б. Березин, В. П. Казначеев) к выявлению особенностей ее проявления в различных видах деятельности (В. С. Мерлин, Я. Стреляу) и факторов, детерминирующих этот процесс в тех или иных условиях (А. Г. Мороз, М. Раттер). Отдельно исследуется проблема профессиональной адаптации (Т. Л. Кончанин, Л. М. Рас-това, В. А. Сластенин).
Обобщая существующие исследования адаптации можно условно выделить четыре этапа ее изучения.
На первом этапе (20-30-е годы XX века) адаптационные процессы рассматривались в пространстве интенсивной подготовки кадров к профессиям, которые начинали появляться и развиваться.
Второй этап (50-60-е годы XX века) предусматривает изучение проблемы адаптации человека специалистами в области социологии труда и трудовых ресурсов, что связано с миграцией рабочей силы на территории бывшего СССР, профориентационной работой среди молодежи и другими проблемами того времени.
Третий этап (60-80-е годы XX века) характеризуется активным преобразованием термина «адаптация» в одну из основных категорий психологии, педагогики, философии и социологии. Возникают первые системные исследования процесса адаптации личности к новым социальным условиям. Особую актуальность приобретают проблемы профессиональной адаптации работников, учителей, студентов и других категорий населения.
Четвертый этап, начавшийся в 90-е годы прошлого века и продолжающийся до сих пор, включает исследования широкого спектра подходов не только к адаптационным процессам личности, их сущности, типологии, структуре, механизмам, но и к адекватности использования самого термина «адаптация личности» в условиях гуманистической парадигмы. Особое значение при этом уделяется проблемам всесторонней адапта-
ции к условиям различных типов учреждений, факторам личностной адаптированности в семье, особенностям процесса адаптации в экстремальных условиях, профессионально-педагогической адаптации.
Несмотря на разноплановость подходов к изучению адаптации, следует обратить внимание на то, что на каждом этапе изучения феномена адаптации вопросы исследования профессиональной адаптации не теряли своей актуальности. В поле нашего интереса лежит сущность и специфика профессиональной адаптации.
Анализ научных исследований и публикаций позволяет констатировать, что феномен профессиональной адаптации интересует многих ученых (Я. В. Абсалямов, Г. А. Балл, С. М. Кулик, Н. Г. Ничкало, А. А. Шиян). Под профессиональной адаптацией чаще всего понимают процесс становления, восстановления и поддержания динамического равновесия в системе «субъект труда - профессиональная среда», который способствует успешному осуществлению профессиональной деятельности человека [4].
Профессиональная адаптация обеспечивает процесс вхождения личности в профессиональную среду путем взаимодействия специалиста и профессиональной среды, во время которого формируются знания, умения, профессионально значимые качества личности, необходимые для дальнейшего профессионального развития, профессионального роста и самосовершенствования. Профессиональная адаптация представляет собой сложный процесс включения личности в различные структурные элементы производственной среды для выполнения профессиональных функций. Процесс включения имеет активный характер, так как личность не только приспосабливается к условиям профессиональной среды, но и активно изменяет их. Можно констатировать, что, с одной стороны, адаптация влияет на становление личности как представителя определенной профессии, а с другой - характер адаптационного процесса в значительной степени регулируется и направляется конкретной личностью с учетом ее мотивов и интересов.
Анализ научной психолого-педагогической литературы позволил выделить группу исследователей, которые занимались изучением проблемы профессиональной адаптации учителей (С. Вершловский, А. Н. Галус, В. И. Ковальчук, О. Мороз, Н. Чайкина). Под профессиональной адаптацией учителя ученые понимают процесс активного взаимодействия личности педагога и педагогической среды, направленный на поддержание их динамического равновесия, что обеспечивает эффективность педагогической деятельности, развитие школьного коллектива и личности учителя, его профессиональную самореализацию. Результатом этого вида адаптации является сформированность профессионального мастерства и компетентности; единство педагога с учениками и педагогическим коллективом; выработка устойчивого положительного отношения к профессии, зрелость специалиста и самореализация личности.
Профессиональную адаптацию ученые рассматривают как адаптацию людей разных поколений к самостоятельной продуктивной трудовой деятельности; процесс или результат процесса приспособления работника в начальный период его работы на конкретном предприятии к особенностям рабочего места и организации труда на предприятии (Н. Г. Ничкало) [3]. Профессиональной адаптации способствует профессиональная подготовка человека к выполнению данной работы, профессиональная пригодность к ней, ответственность, сообразительность, самостоятельность, помощь со стороны старших и коллег по трудовой деятельности.
Профессиональная подготовка - подготовка к будущей профессиональной деятельности, которая включает общепрофессиональные знания, составляющие базис для дальнейшего профессионального образования; экспериментальные умения и навыки, необходимые для разных видов деятельности, отражающих ее общие черты, признаки и характеристики разных профессиональных групп; виды деятельности, характеризующие общие действия в процессе выполнения раз-
20/у/.3 -
(Ш\
ных производственных заданий (диагностика, проектирование, контроль, оценивание результатов деятельности, их анализ); общие качества личности (дисциплинированность, ответственность, точность, быстрота и адекватность реакции мышления, аккуратность в работе, опыт практической деятельности, полученный до поступления в высшее учебное заведение, желание участвовать в творческой деятельности, в проведении экспериментальной работы) [5].
Профессиональная подготовка направлена на формирование теоретического фундамента для получения одной профессии или овладения несколькими профессиями, на формирование основ профессиональной мобильности будущего специалиста, быстрого реагирования на потребности профессионального совершенствования, переобучения, овладения новой профессией, изменения вида или направления трудовой деятельности. На обеспечение профессиональной подготовки направлено содержание специальных учебных предметов, предусмотренных учебными планами с учетом интеграции знаний, умений, навыков, содержания теоретической и практической подготовки [2].
Профессиональная адаптация является адаптацией к самостоятельной трудовой деятельности. В индустриальном обществе и в условиях информатизации общества человек объективно вынужден несколько раз менять направление своей профессиональной деятельности и конкретную специальность в рамках той или иной профессии. Выполняя определенные социально-профессиональные роли, специалист может перемещаться с одних учреждений в другие.
Профессиональная адаптация трактуется учеными как заключительный этап процесса профессиональной ориентации, как комплексная система средств, направленная на оказание помощи человеку в его приспособлении к психологическим, организационным, технологическим условиям профессиональной деятельности в конкретном учреждении с учетом его специфики, что положительно отражается на профессиональном становле-
нии сотрудника. Предварительная профессиональная адаптация начинается во время обучения в общеобразовательной школе.
Выделяют четыре этапа профессиональной адаптации:
- подготовка молодежи в общеобразовательной школе к труду;
- выбор профессии;
- профессиональная подготовка;
- начало трудовой деятельности в учреждении.
На четвертом этапе профессиональная адаптация не завершается, поскольку специалисты на протяжении многолетнего труда в разных сферах в среднем меняют от 4-5 до 7-8 профессий. Их профессиональная адаптация длится на протяжении всей трудовой деятельности от первого рабочего места до выхода на пенсию, а иногда и в пенсионном возрасте, если человек продолжает трудовую деятельность и после выхода на пенсию.
В соответствии с современными мировыми тенденциями непрерывного профессионального образования профессиональная адаптация не является одноразовым этапом в трудовой деятельности человека. Это длительный процесс, который приобретает новые признаки в зависимости от изменений социально-экономических условий, усложнения технологических процессов, возрастных, психологических, физиологических особенностей специалистов, их предыдущего социального и трудового опыта, уровня профессионального мастерства.
Среди компонентов профессиональной адаптации можно выделить следующие компоненты:
- адаптация к общекультурным ценностям и нормам профессионально-трудовой деятельности;
- овладение профессиональными технико-технологическими операциями;
- адаптация к физическим условиям и режиму труда на рабочем месте;
- адаптация к специфическим культурным нормам, ценностям учреждения;
- адаптация к специфическим межличностным взаимоотношениям.
Профессиональная адаптация вместе с другими разновидностями социальной адаптации рассматривается в единстве ценностно-нормативных, деятельностных, психофизиологических, социально-психологических аспектов. В соответствии с этим выделены четыре основные этапа адаптации человека к профессионально-трудовой деятельности.
Первый этап предусматривает формирование базового психофизического, нравственного и интеллектуального потенциала, необходимого для эффективной профессиональной трудовой деятельности; профориентацию молодежи; допрофессиональную подготовку.
Второй этап охватывает поиск наиболее благоприятных рабочих мест с учетом личностного трудового потенциала и конъюнктуры на рынке труда; профессиональный отбор претендентов на определенные рабочие места; заключение трудового договора, регламентирующего условия труда на первом рабочем месте.
На третьем этапе осуществляется вхождение в коллектив, приспособление к режиму и организации труда, социально-психологических взаимоотношений; овладение профессиональными навыками, характерными для данного учреждения; интериоризация основных культурных ценностей и норм учреждения.
Четвертый этап предусматривает горизонтальную и вертикальную мобильность внутри учреждения и между профессиями; вхождение адаптанта в систему непрерывного профессионального роста и профессионально-трудового творчества.
На эффективность профессиональной адаптации, ее длительность на каждом этапе жизнедеятельности человека влияют социально-экономические и социокультурные факторы, культурные ценности, нормативно-правовая база, научно-методическое обеспечение, конъюнктура рынка труда, кадровая политика учреждения. Они тесно связаны с субъектами педагогического процесса профессиональной адаптации (общеобразовательная школа, высшее учебное заведение,
центры занятости, трудовые коллективы), а также с органами регулирования профессиональной адаптации. Все компоненты этой системы влияют на семью и на личность адаптанта, от активности и уровня подготовленности которого к профессиональной деятельности, от его психологической готовности к труду в новых условиях зависит эффективность профессиональной адаптации. Адаптант является активным субъектом и главным объектом педагогического процесса профессиональной адаптации.
Адаптации к новым социально-экономическим и социокультурным условиям жизнедеятельности способствуют такие качества человека, как самостоятельность, творческая инициатива, профессиональная мобильность, высокая личная ответственность за результаты своего труда, за качество, за собственную судьбу и свое благосостояние, конкурентоспособность, психологическая готовность к деловому соперничеству, к достижениям и возможным поражениям; стремление к постоянному самосовершенствованию, самообразованию, овладение новыми технологиями, совершенствование профессионального мастерства, обучение на протяжении своей трудовой деятельности; коммуникабельность, толерантность, нетерпимость к насилию, произволу и одновременно терпимость и уважение к людям, имеющим другие взгляды и стиль индивидуального поведения; уважение к интересам и творческим достижениям коллег, готовность идти на компромисс, достигать консенсус в процессе постоянного производственного коллективного взаимодействия (В. В. Васильев) [1].
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют переосмысления концепции подготовки будущих учителей во время обучения в высших учебных заведениях. Прежде всего, речь идет о создании благоприятных условий для успешной профессиональной адаптации студентов первого курса.
Важность решения этой проблемы объясняется тем, что у первокурсников меняется ведущий вид деятельности, растут
20/у/.3 -
(Ш\
психические перегрузки, эмоциональное напряжение, что приводит к снижению успеваемости учебной деятельности, а соответственно и к снижению уровня формирования профессиональных компетенций.
Как показывает практика, профессиональная адаптация на психофизиологическом, собственно профессиональном, социально-психологическом и личностном уровнях начинается во время учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях. Психофизиологический уровень адаптации предусматривает вхождение студентов в условия учебной деятельности в высшем учебном заведении, связанные с эмоционально-психическим напряжением. Собственно профессиональная адаптация отражает уровень взаимодействия будущих специалистов с профессиональной средой, которое осуществляется в двух направлениях. Первое направление предполагает адаптацию к новым условиям обучения в высшем учебном заведении, второе - заключается в раскрытии содержания и особенностей деятельности учителя. На этом уровне наблюдается адаптация к учебной, научно-методической и организационно-воспитательной деятельности. Собственно профессиональная адаптация представляет собой процесс достижения органического единства между нормативно закрепленными требованиями к педагогической деятельности и собственными потребностями, интересами и возможностями студентов. В результате такого единства наблюдается формирование системы профессиональных знаний, умений, навыков будущих учителей, развитие их профессиональных качеств. Социально-психологическая адаптация студентов происходит во время прохождения ими педагогической практики и предполагает активное взаимодействие с учебным заведением на всех его уровнях: класса, кафедры, педагогического и школьного коллективов. Личностная адаптация предусматривает вхождение студентов в профессиональную роль, становление их профессиональной «Я-кон-цепции», отношение к себе как к учителю,
ощущение собственной профессиональной ценности. Личностный уровень адаптации наблюдается на старших курсах за счет привлечения студентов к выполнению роли функций учителя.
В начале профессиональной деятельности проблемы адаптации связаны с изменением ведущего вида деятельности - обучения на труд; необходимостью самостоятельного применения полученных в период обучения в вузе теоретических знаний, практических умений и навыков; необходимостью приспособления к новым, конкретным условиям труда; часто возникающими в детской среде нестандартными ситуациями, требующими оперативного реагирования педагога; необходимостью выстраивания отношений с коллегами и администрацией; необходимостью тесного взаимодействия с родителями воспитанников; потребностью в преодолении возрастного барьера и т.д.
Профессиональное становление молодого учителя - это длительный и напряженный процесс, который начинается задолго до его первого вхождения в школьный класс. Этому посвящаются годы учебы в университете, углубленное самообразование в процессе овладения секретами профессии, знакомство с лучшими педагогическими практиками. Особое место в профессиональном становлении занимает адаптация к условиям труда в учебном заведении. Специфика адаптации обусловлена многофункциональностью, полиструктурностью, полипредметностью учительского труда и усложняется реформами, которые происходят сегодня в образовательном пространстве. Сложность педагогической деятельности еще и в том, что последняя включает в себя разноплановые общие и конкретные образовательные задачи, организационные формы образования и самообразования.
АННОТАЦИЯ
В условиях преобразований и трансформаций, происходящих в современном социуме в целом и в сфере образования в частности, актуализируется проблема профессиональной адаптации молодых специалистов к
профессиональной деятельности. В статье рассматриваются различные подходы ученых к данной проблематике, выделены компоненты и этапы профессиональной адаптации. Выявлена специфика адаптации молодых специалистов к профессионально-педагогической деятельности, обусловленная многофункциональностью, полиструктурностью, полипредметностью учительского труда. Очерчено проблемное поле адаптационных трудностей на разных этапах профессиональной адаптации.
Ключевые слова: адаптация, профессиональная адаптация, адаптант, молодой специалист, компоненты профессиональной адаптации, этапы профессиональной адаптации.
SUMMARY
In the conditions of transformations in modern society as a whole and in the field of education in particular, the problem of professional adaptation of young specialists to professional activity is becoming more relevant. The article discusses the various approaches of scientists to this issue, reveals the components and stages of professional adaptation. The specifics of adaptation of young specialists to professional and pedagogical activity due to multifunctionality, multistructurality, multidi-sciplinarity of teacher work is revealed. The problem field of adaptation difficulties at different stages of professional adaptation is outlined.
Key words: adaptation, professional adaptation, adaptant, young specialist, components of professional adaptation, stages of professional adaptation.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев В. В. Система адаптацл робгг-нишв до професшно! дгяльносп. - Дтпро-петровськ, 1999. - 300 с.
2. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / под общ. ред. А. П. Беляевой. - СПб., 1994. - 170 с.
3. Професшна освгга. Словник / за ред. Н. Г. Ничкало. - К.: Вища школа, 2000. - 380 с.
4. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное посо-
бие / С. А. Боровикова, Т. П. Водолазская, М. А. Дмитриева [и др.]; под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Изд-во С.-Петербуржского ун-та, 1991. - 152 с.
5. Энциклопедия профессионального образования / под ред. С. Я. Батышева. - М., 1998. - 568 с.
ш)
Е. В. Яшкова, Л. В. Лаврентьева
УДК 378 РАЗВИТИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
л
лубокие социально-экономические преобразования в России ставят перед российским обществом важнейшую проблему внедрения и использования инновационных технологий управления знаниями в образовательных организациях. Становление новой системы образования, сопровождается изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Цель авторского исследования - изучить текущее состояние и предложить внедрение инновационных технологий управления знаниями для успешного функционирования и развития педагогов дошкольной образовательной организации.
Актуальность исследования обусловлена как внешними факторами, связанными с изменением конкурентной ситуации на рынках, так и внутренними, сознанием необходимос-