УДК 37.082
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Халтуева Александра Михайловна, преподаватель кафедры технологического образования и профессионального обучения Педагогического института, Бурятский государственный университет E-mail: khamuyeva.sasha@yandex.ru
В статье поднимается вопрос, как с теоретической, так и с практической точки зрения о проблеме адаптации молодого специалиста в системе общего образования, о важности профессиональных и личностных качествах специалиста. О необходимости привлечения выпускников педагогических вузов для работы в системе общего образования. Описаны основные затруднения, какие испытывают молодые специалисты в начале своей трудовой деятельности в школе. Раскрыто понятие «профессиональная адаптация». Выделены четыре аспекта адаптации к новой среде.
Ключевые слова: адаптация, «Профессиональная адаптация», система общего образования, молодой специалист.
В современных условиях система высшего образования должна формировать у выпускника новые социальные качества, связанные с умением взаимодействовать с разными субъектами, сотрудничать, разрешать конфликтные ситуации, работать в команде, что позволит выпускнику университета успешно строить профессиональную деятельность на новых социальных ценностях, адаптироваться к быстро меняющейся социальной среде. Сегодня важны не только профессиональные, но и личностные качества, которые позволяют специалисту успешно адаптироваться в современном меняющемся мире. Что позволяет ориентировать выпускников не только на конкретную профессиональную деятельность, но и на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений, способности к профессиональной мобильности и личностной устойчивости, более успешной социализации [1].
Привлечение молодых специалистов для работы в системе общего образования — один из решающих факторов развития всей страны.
Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в образовательном учреждении, нередко испытывает затруднения. Знания и умения, полученные в вузе, достаточно, однако школьная практика показывает, что часто молодым учителям не хватает педагогического опыта. Анализируя школьную действительность, а так же принимая во внимание социально-педагогические исследования можно сделать выводы, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация выпускника вуза может протекать длительно и с осложнениями. Нередко возникающие у молодого специалиста трудности связаны с недостаточной методической подготовкой, отсутствием возможности организации своей педагогической деятельности, недостаточным владе-
Халтуева А. М. Проблемы адаптации молодого специалиста в системе общего образования
нием приемами и методами обучения. Молодой педагог, готовясь к уроку, не всегда может выделить приоритетные цели и задачи, что приводит к понижению эффективности обучения. Еще одна проблема, с которой сталкивается основная часть молодых педагогов — адаптационно-коммуникативная. Это связано с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него среду — педагогический коллектив. Однако педагогические коллективы далеко не все готовы к сотрудничеству и партнерству.
Период вхождения молодого специалиста в профессиональную деятельность называют профессиональной адаптацией. «Это процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения, как личности, так и среды» [3].
Выделяют несколько аспектов адаптации к новой среде:
- Организационный — усвоение молодым специалистом роли педагога в общей организационной структуре образовательного учреждения, особенностей управления школой, привыкание к новым условиям трудовой деятельности: нормативно-правовым, социально-экономическим, морально-психологическим, организационно-управленческим;
- Психофизиологический — адаптация к физическим и психологическим нагрузкам, а так же физиологическим условиям труда;
- Профессиональный — освоение молодым специалистом всех видов деятельности учителя- предметника в соответствии с должностными обязанностями, доведение основных показателей деятельности учителя до необходимого уровня;
- Социально-психологический — приспособление к новому социуму, нормам поведения и взаимоотношениям в педагогическом коллективе, принятие единых педагогических требований [3].
От коммуникабельности на первых порах зависят не только общий успех работы учителя, но и уровни самооценки и притязаний.
Возникают и определенные проблемы во взаимоотношениях с учащимися. Молодой специалист не всегда осознают свою значимую роль в организации контакта с учащимися. Главным в общении учителя и учащихся являются отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогу необходимо обращать внимание на оперативность начала контакта, введение личностных аспектов во взаимодействии с учащимися, демонстрацию собственной расположенности к ребятам. Так же немало важным является показ целей деятельности, передача учащимся понимания их внутреннего состояния, организованность контакта с классом, изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся. Особое место стоит уделить проблеме взаимоотношений со «сложными» или так называемыми «проблемными» учениками. Для работы с ними у молодого педагога не всегда хватает педагогического опыта.
Многие молодые специалисты плохо контролируют и не всегда верно строят свою речь. Неумение разъяснить учебный материал молодой учитель воспринимает как собственную профессиональную непригодность и зачастую сомневается в правильности выбора своей профессии [2].
Следует отметить, что общим для всех выпускников педагогических вузов является то, что они хорошо представляют цели, задачи школы и свое социальное назначение в ней. Однако характерные особенности и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Вследствие чего происходит «текучка» молодых учителей в образовательных учреждениях, не нашедших себя в выбранной специальности.
Литература
1. Калинина Н. В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение. — Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. — 228 с.
2. Котова С. А. Адаптация в должности и освоение профессии учителя // Народное образование. — 2010. — № 8. — С. 124.
3. Щербаков А. В. Профессиональная адаптация начинающего педагога на рабочем месте современного образования // Народное образование. — 2009. — № 6. — С. 127-133.
PROBLEMS OF ADAPTATION OF THE YOUNG EXPERT
IN THE GENERAL EDUCATION SYSTEM
Alexander M. Khaltuyeva, teacher of department of technological education and
vocational education of Teacher training college Buryat state university
The article raises the question, both from a theoretical and practical point of view of young professional adaptation problem in the system of general education, the importance of professional and personal qualities of a specialist. On the need to attract graduates of pedagogical universities to work in the general education system. The basic difficulty, which experienced young professionals at the beginning of his career at the school. Opened the term «professional adaptation». Identified four aspects of adaptation to the new environment.
Keywords: adaptation, «Professional adaptation», the system of general education, young specialist.