Научная статья на тему 'Трудности и недостатки в деятельности начинающих учителей'

Трудности и недостатки в деятельности начинающих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5250
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / УЧИТЕЛЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ АДАПТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И УМЕНИЕ / ПРОТИВОРЕЧИЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР / ADAPTATION / TEACHER / PRODUCTIVE ADAPTATION / PEDAGOGICAL MASTERSHIP / PROFESSIONAL ADAPTATION / PROFESSIONAL-PRIVATE DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL KNOWLEDGE AND ABILITIES / CONTRADICTION / COMPLEX CHARACTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хошимова Наргис Мирхакимовна, Тагоева Ситора Мирхакимовна

В статье рассматриваются некоторые теоретико-педагогические подходы к изучению профессиональной адаптации начинающих учителей. Даны научно-обоснованные трактовки и взаимосвязанности профессиональной и социальнопедагогической адаптации начинающих учителей как фактора повышения педагогической деятельности. Авторы основываясь на теоретическом анализе педагогических трудов ученых, делают вывод о том, что адаптация к профессиональной деятельности важный этап начала трудовой жизни каждого молодого педагога. Молодые учителя ощущают недостаток в знаниях и умениях, которые можно освоить лишь на практике, a педагогическая теория, с которой учитель знакомился в студенческие годы, является обобщением практики и прямо не может быть ориентиром в конкретных педагогических ситуациях. Между тем, воспитательные ситуации, с которыми сталкивается молодой специалист, носят комплексный характер и для их решения необходим весь арсенал психологопедагогических знаний и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article dwells on some theoretical-pedagogical approaches to the study dealing with professional adaptation of young teachers. Scientifically grounded treatments of interaction between vocational and socio-pedagogical adaptation of young teachers as a factor of elevation of pedagogical activity are adduced. Proceeding from the assumption of theoretical analysis related to pedagogical scientists’ works the authors come to the conclusion that adaptation to vocational activity is an important stage referring to the beginning of labour life of each young pedagogue. Young teachers perceive the lack of both knowledge and abilities which can be mastered only in the course of practice, and pedagogical theory which a teacher learnt in student years is considered as a generalization of practice and it cannot serve as a guiding line in a concrete pedagogical situation. Meanwhile, upbringing situations young teachers face with bear a complex character and in order to solve them all arsenal of psychological-pedagogical knowledge and abilities is needed.

Текст научной работы на тему «Трудности и недостатки в деятельности начинающих учителей»

УДК 373.7 ББК 74.5

Н.М.Х,ОШИМОВА С.М.ТАГОЕВА

ТРУДНОСТИ И НЕДОСТАТКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

На протяжении многих лет обсуждается проблема возникающих трудностей у молодых педагогов в период профессиональной адаптации. Многочисленные факты о профессиональной подготовке, деятельности и самочувствии начинающих учителей (до 2 -3 лет) и молодых педагогов (до 5 лет), полученные из разных источников: монографий, сборников, научных трудов и других, подтверждают эту проблему (1,2;5,7;8,9;10).

И.Д.Лушников (7,22) в своих исследованиях приводит такие данные: 45% молодых учителей не уверены, что справятся с повседневными организационными делами. Не испытывают удовлетворения началом самостоятельной работы от 41% до 44% начинающих учителей. Из 500 опрошенных молодых учителей 47% разочаровались в какой-то мере в своей профессии. Полную неудовлетворенность общением с учащимися испытывают от 18% и выше начинающих учителей, а 63% выпускников слабо владеют техникой и технологией обучения и воспитания. Из 1200 обследованных учителей 29,5% относятся к педагогической работе нейтрально или даже неприязненно, 32% начинающих учителей не занимаются самовоспитанием. Есть данные, говорящие о том, что лишь незначительная часть (до 7 %) начинающих учителей без всяких проблем включается в работу.

Прослеживается тенденция: та сторона профессиональной деятельности, которая была ослаблена в работе начинающих учителей, обычно остается неразвитой и в деятельности учителей со стажем. Не освоенное в период адаптации может так и не стать достоянием учителя. Кроме того, неадаптированность учителя на начальном этапе профессиональной деятельности может по влиять на всю его последующую работу (11,28).

Почему при довольно-таки качественной вузовской подготовке начинающий учитель сталкивается с множеством проблем?

Решение любого рода задач вызывает трудности различной степени интенсивности. Трудность, по определению Т.С. Поляковой (8,46),есть выражение противоречия между необходимостью выполнения определенной деятельности и недостаточностью знаний и умений, обеспечивающих успешность этого выполнения. Иначе говоря, противоречие между требованиями профессии и профессионально-личностным развитием выпускников педагогических вузов является основным противоречием становления начинающих учителей.

Важно, чтобы основное противоречие профессиональной адаптации проявилось в работе молодого специалиста с самого начала, так как это становится отправной точкой поиска путей его разрешения, проявления профессиональной активности молодых педагогов. В полную меру их активность проявляется в преодолении противоречия: в работе по самовоспитанию и самообразованию, в изучении передового педагогического опыта, в волевых действиях при встречающихся трудностях.

По мере накопления профессионального опыта и развития личности учителя основное противоречие профессиональной адаптации не снимается. Оно может приобретать менее резкие формы, выступать в ином виде, но обязательно существует, так как непрерывно меняются дети, появляются новые задачи перед школой, глубже осознаются проблемы самим учителем. Основное противоречие профессиональной адаптации учителя порождает производные, а они, в свою очередь, проявляются во множестве других частных противоречий.

Первым из производных И.Д.Лушников (7,34) выделяет противоречие между объективно необходимой целостностью,гармоничностью личности учителя-профессионала и реально выраженной дисгармонией,неполнотой в профессиональном «развитии» выпускников пединститута. Педагогический процесс требует относительно гармоничной подготовки учителя. Однако нередко обнаруживается непропорциональное, иногда одностороннее развитие профессионально-личностных качеств. Чем большее количество профессионально-личностных качеств не развито или развито недостаточно,тем больше затруднений в приобщении к профессии и тем слабее результаты адаптации.

Второе производное противоречие относится к каждому профессионально-личностному качеству. Значительная часть выпускников считает,что некоторые личностные качества у них достаточно развиты для успешной работы в школе,практика же дает другие показатели. В этом

случае указанное противоречие проявляется в виде рассогласования между самооценкой личных возможностей молодого учителя, его установкой, ожиданием и реальным выражением личностных качеств.

По данным исследований Т.С.Поляковой(8,71), в процессе профессионального становления лишь 14% молодых учителей не испытывают существенных трудностей в осуществлении учебно -воспитательного процесса, 42%-испытывают трудности в организации коллективной жизнедеятельности учащихся, проведении внеклассной работы, у 64% -трудности в организации работы с родителями. На серьезные трудности в проведении учебной работы указало 18% опрошенных, 34%-встречаются с одинаковыми трудностями и в учебной, и в воспитательной работе.По данным нашего исследования, с трудностями в учебно-воспитательном процессе сталкиваются около 40% начинающих педагогов. Поэтому проблема затруднений в деятельности, в данном случае начинающих учителей, разработка путей их предупреждения и преодоления -одна из самых актуальных проблем современной педагогической науки. Здесь ошибочные, необоснованные действия, являясь чаще всего следствием затруднений, влекут за собой моральный и материальный ущерб коллективной деятельности, особенно в педагогической, так как объектом ошибки в этом случае является человеческая личность. Вместе с тем, именно педагогическая деятельность менее других защищена от таких решений, прежде всего, потому, что для учебно-воспитательного процесса характерна большая подвижность и вариативность возникновения различного рода самых неожиданных ситуаций и проблем, требующих принятия педагогом мгновенных решений.

По определению Н.В.Кузьминой (6,12) трудности-это «субъективное состояние напряженности, тяжести, неудовлетворенности, которое вызывается внешними факторами деятельности и зависит от характера самих факторов,образовательной, нравственной и физической подготовленности к деятельности и отношения к ней».

В этом определении подчеркнута негативная сторона затруднений, хотя они могут играть и позитивную роль.Факторами,обусловливающими возникновение затруднений и выступающими как препятствие, являются противоречия.Если противоречия в процессе обучения осознаются педагогом,то они обретают материализованную форму в виде конкретной педагогической задачи.Трудность органически присуща любой проблеме, задаче. Дидактические затруднения -это субъективно-объективное отражение в виде педагогических задач противоречий процесса обучения, являющихся движущими силами его развития, что определяет неизбежность их возникновения и функционирования.

Противоречия - не только источник развития, но при определенных условиях они могут стать и тормозящим фактором. Это определяет противоречивую роль трудностей педагогической деятельности как отражение противоречий процесса обучения. С одной стороны, затруднения, не разрешаясь, являются тормозом на пути совершенствования педагогического мастерства, приводят к неуспеху в деятельности. Влияние длительного неуспеха сказывается не только на результатах, но и на формировании личности учителя: неуспех приводит к снижению самооценки, неверию в свои возможности. Особенно пагубно неуспех сказывается на деятельности начинающего учителя. Под влиянием успехов и неуспехов складывается уровень притязаний педагога, его самооценка. Крайним выражением психической напряженности является стрессовое состояние, которое неблагоприятно сказывается на эффективности деятельности. Нами охарактеризована сдерживающая функция трудностей, являющаяся источником неудовлетворенности, напряженности, психологических срывов, причиной заниженной самооценки учителя, определяет негативную роль затруднений в процессе овладения педагогическим мастерством. С другой стороны, затруднение в качестве проблемы, задачи можно рассматривать как процесс отыскания способа ее решения, который вызывает состояние не только напряженности, неудовлетворенности,но также и мобилизации, волевой собранности, эмоционального подъема. Следовательно, затруднение не обязательно приводит к депрессии, но зачастую и к активизации личности. Таким образом, затруднения могут выступать в качестве источника, стимулятора познавательной активности, мобилизационной готовности к решению проблем, что определяет их позитивную роль (7,90)

Трудности «вхождения» в профессию С.Г.Вершловский(3,37) объясняет недостаточной практической подготовкой, полученной в вузе, а также необходимостью адаптации к профессионально-педагогической деятельности. Молодые учителя ощущают недостаток в знаниях и умениях, которые можно освоить лишь на практике, а педагогическая теория,с которой учитель знакомился в студенческие годы,является обобщением практики и прямо не может быть ориентиром в конкретных педагогических ситуациях. Между тем воспитательные ситуации, с которыми сталкивается молодой специалист, носят комплексный характер и для их

решения необходим весь арсенал психологопедагогических знаний и умений.

С.Г.Вершловский (3,56) выделяет несколько этапов в выработке профессионального стиля начинающего педагога:

1.Первый этап-вхождение в новую деятельность. Характеризуется высоким эмоциональным напряжением молодого учителя. Ошибки и неудачи вызывают огорчения, а иногда и чувство разочарования.В то же время и радость от первых успехов запечатляется весьма ярко, поднимает его тонус:

2.Второй этап-аналитико-поисковый.Творческий поиск учителя во многом характеризует то, какие проблемы он видит в своей деятельности: связанные с огорчением, дисциплиной, организацией коллектива, взаимоотношениями с администрацией школы и т.д;

3.Третий этап-интегративный. На этом этапе складываются некоторые обобщенные профессиональные представления молодого учителя.

4.Четвертый этап-утверждения.(3-5 лет работы)

Молодой учитель проявляет устойчивость профессионального поведения. Общее профессиональное самочувствие характеризуется большой уверенностью в своих силах, возросшим чувством удовлетворенности своей работой.

Выработка собственного стиля педагогической деятельности -это долгий труд через поиски, трудности, ошибки, колебания к обоснованным самостоятельным решениям, основанным на собственном приобретаемом опыте в период профессиональной адаптации.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Астапов, В.Профессиональные страхи учителей/В.Астапов,П.Еле//Народное образование.-2000.-№1.-С.128- 137.

2. Будякина, Н.П.Некоторые аспекты социально-психологической адаптации и социальное планирование/Н.П.Будякина,А.А.Русалинова.-Ленинград:ЛГУ,1973.- 24с.

3. Вершловский, С.Г.Особенности профессионального становления молодого учителя .//С. Г. Вершловский//Советская педагогика .-1984. -№4 .-С.53 -59

4. Дьяченко, М.И.Психологические проблемы готовности к деятельности/Дьяченко М.И., Кандыбович А.А.-Минск:БГУ,1976.-175с.

5. Коротов, В.М.Идущему на первые уроки/В.М.Коротов.-Москва:Просвещение,1977.-123с.

6. Кузьмина, Н.В.Способности, одаренность,талант учителя/Н.В.Кузьмина.-Ленинград: 3нание,1985.-32с.

7. Лушников, И.Д.Профессиональная адаптация выпускников пединститутов/И.Д. Лушников.-Москва: Прометей, 1991.-185с.

8. Полякова,Г.С.Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей/Г.С.Полякова.-Москва:Педагогика, 1983 .-128с.

9. Степанов, А.Я.Удовлетворенность молодых учителей профессией и воспитательной работой/Подготовка учителя к воспитательной работе в школе/А.Я.Степанов.-Ленинград, 1981 ,С.15-28

10.Супрун, А.Н. Напряженность труда учителя и проблема адаптации молодых специалистов//В сб.:Адаптация выпускников высшей школы к работе на селе/А.Н.Супрун.-Барнаул, 1981.-С.33-36

11.Турченко, В.Н.Социально-педагогические проблемы учительского труда/В.Н.Турченко, Л.Г.Борисова.-Москва:Знание,1975-28 с.

REFERENCES:

1. Astapov,V.Professional Fears of Teachers//V.Astapov,P.Ye/National education,2000,№1 .-P.128-137.

2. Budyakina,N.P.Some Aspects of Social-Psycological Adaptation and Social Planning/ N.P. Budyakina, А .А .Rusalinova. -Leningrad:LSU ,1973.-24 р.

3. Vershlovskiy,S.G.Particular Qualities of Professional Formation of a Young Teacher //S.G.Vershlovsky.-Soviet Pedagogy, 1984. №4.-P.53-59.

4. Dyachenko,M.I.Psychological Problems of Readiness to Activity/M.I.Dyachenko, А.А. Кandybovich/-Minsk:BSUД976.-175 р.

5. Korotkov,V.M.For that one who Goes to the first Lesson/V.M.Коrоtkоv.-Moscow: Enlightenment,1977.-123 р.

6. Kuzmina,N.V.Capabilities, Giftness, Talent of Teacher.-Leningrad: Knowledge,1985.-32 р.

7. Lushnikov,I.D.Professional Adaptation of Pedagogical Institute Graduates.-Moscow:Prometheus, 1991.-185 р.

8. Polyakova,G.S.Analysis of Difficulties in Pedagogical Activity of Beginning Teachers.-Moscow: Pedagogy,1983.-128 р.

9. Stepanov, A.Ya. Satisfaction of Young Teachers with Profession and Upbringung Work // In the book «Preparation of Teachers to Upbringing Work at School/A.Ya.Stepanov.-Leningrad,1981.-P.15-28.

10.Suprun, A.N. Tensity of Teacher's Work and Problems of Adaptation of Young Specialists // In the book.: Adaptation of High School Graduates to Work in Rural Locality/N.Suprun. -Barnaul,1981.-P.33-36.

11.Turchenko,V.N.Social-Pedagogical Problems Associated with Teachers" Labour Difficulties/V.N. Turchenko,L.G Borisova.- Moscow:Knowledge, 1975. - 28 р.

Камбуди ва мушкилоти хирфавии омузгорони цавон

Вожахри калиди: мутобицшави, омузгор, мутобщшавии истеусоли, майораты педагоги, мутобщшавии касби, инкишофи шахси-касби, дониш ва мауорати психологи-педагоги, низоъ, характери комплекса

Дар мацола баъзе руйкардуои назариявию педагоги, ки ба мутобицшавии касбии омузгорони цавон равона гардиааст, мавриди таулилу барраси царор ёфтааст.

Нуцтауои илми асоснокшуда ва алоцамандии мутобицшавии касби ва ицтимоии омузгорони цавон чун омили баландбардории фаъолияти касби дода шудаанд.Муаллифон ба таулили назарияуои педагогии олимон такя намуда, хулоса мебароранд, ки мутобицшавй ба фаъолияти касби, ин цисми мууими огози фаъолияти кории уар як омузгори цавон мебошад.

Омузгорони цавон камбудиро дар мауорат ва малака уис мекунанд, ки тануо дар тацриба аз худ карда мешавад ва назарияи педагоги, ки омузгор дар вацти донишцуияш шинос шуда буд, тануо метавонад мутобикшави ба тацриба бошад ва наметавонад дар уолатуои педагоги ба он такя кунад. Гайр аз ин уолатуои тарбияви, ки омузгори цавон бо он ру ба ру мешавад, характери умуми дорад ва барои уалли ин тамоми малака ва мауорати психолого-педагоги лозим аст.

Недостатки и трудности в деятельности начинающих учителей

Ключевые слова: адаптация, учитель, производственная адаптация, педагогическое мастерство, профессиональная адаптация,профессионально-личностное развитие ,психолого педагогическое знание и умение,противоречие, комплексный характер

В статье рассматриваются некоторые теоретико-педагогические подходы к изучению профессиональной адаптации начинающих учителей.

Даны научно-обоснованные трактовки и взаимосвязанности профессиональной и социально -педагогической адаптации начинающих учителей как фактора повышения педагогической деятельности. Авторы основываясь на теоретическом анализе педагогических трудов ученых, делают вывод о том, что адаптация к профессиональной деятельности - важный этап начала трудовой жизни каждого молодого педагога.

Молодые учителя ощущают недостаток в знаниях и умениях, которые можно освоить лишь на практике, a педагогическая теория, с которой учитель знакомился в студенческие годы, является обобщением практики и прямо не может быть ориентиром в конкретных педагогических ситуациях. Между тем, воспитательные ситуации, с которыми сталкивается молодой специалист, носят комплексный характер и для их решения необходим весь арсенал психолого -педагогических знаний и умений.

Drawbacks and Difficulties of Young Teachersл Activity

Keywords: adaptation, teacher, productive adaptation, pedagogical mastership, professional adaptation, professional-private development, psychological-pedagogical knowledge and abilities, contradiction, complex character

The article dwells on some theoretical-pedagogical approaches to the study dealing with professional adaptation of young teachers.

Scientifically grounded treatments of interaction between vocational and socio-pedagogical adaptation of

young teachers as a factor of elevation ofpedagogical activity are adduced. Proceeding from the assumption of theoretical analysis related to pedagogical scientists' works the authors come to the conclusion that adaptation to vocational activity is an important stage referring to the beginning of labour life of each young pedagogue.

Young teachers perceive the lack of both knowledge and abilities which can be mastered only in the course ofpractice, and pedagogical theory which a teacher learnt in student years is considered as a generalization of practice and it cannot serve as a guiding line in a concrete pedagogical situation.

Meanwhile, upbringing situations young teachers face with bear a complex character and in order to solve them all arsenal of psychological-pedagogical knowledge and abilities is needed.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Хошимова Наргис Мирхакимовна, номзади илщои педагоги, сармуаллимаи кафедраи забони англиси ва усули таълими он, Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, шХуцанд), E-mail:nargis_zebo@mail.ru

Тагоева Ситора Мирхакимовна, унвонцуи кафедраи педагогика ва психологияи фаъолияти касбии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи акдемик Б.Гафуров (Цум^урии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail:nargis_zebo@mail. ru

Сведения об авторах:

Хошимова Наргис Мирхакимовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры английского языка и методики его преподавания Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд) ,E-mail:nargis_zebo@mail. ru

Тагоева Ситора Мирхакимовна,соискатель кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: nargis_zebo@mail.ru

Information about the authors:

Hoshimova Nargis Mirhakimovna, Candidate of Pedagigical Sciences, senior lecturer of the Department "English language and methodology of its teaching" Khujand state University named after academician B.Gafurov( Tajikistan, Khujand), E-mail: nargis_zebo@mail.ru.

Tagoeva Sitora Mirhakimovna, applicant of the Department ofpedagogy and psychology ofprofessional activity Khujand state University named after academician B.Gafurov(Tajikistan, Khujand) E-mail: nargis_zebo @mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.