УДК 371.01 ББК 74.200
Н.М.ХОШИМОВА, С.М.ТАГОЕВА
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ НАЧИНАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Адаптация студентов последнего курса педагогических вузов к профессии преподавателя представляет собой период деятельности преподавателя, в основе которого лежит взаимодействие двух основных компонентов: выпускник педагогического вуза и профессиональная среда. Компонент «выпускник вуза» включает в себя комплекс характеристик, описывающих профессиональные и социальные параметры субъекта адаптации: профессиональные намерения, интересы, установки, личные качества. Компонент «профессиональная среда» содержит в себе комплекс характеристик, который отражает педагогическую деятельность. Он характеризуется разнообразными видами элементов, основными из которых являются: характер, содержание, нормы, требования и условия педагогической деятельности.
По мнению А.В.Петровского (3), целостный процесс становления личности представляет собой временной ряд, характеризующийся определенными процессами, фазами. Фаза становления личности - это собственно адаптация. Она предполагает необходимость изучения действующих в разных общностях норм, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Основной задачей этого этапа является в максимальная адаптация личности, т.е. овладение теми качествами и приемами, средствами педагогической деятельности, которыми непосредственно владеют другие члены данной общности. Вторая фаза - индивидуализация - характеризуется противоречием между достигнутым результатом в адаптации и потребностью личности в персонализации. Этот этап включает в себя индивидуализацию личности в данной общности характеризуется поиском средств и способов для осуществления этой фазы. Третья фаза -интеграция, когда происходит взаимная трансформация потребностей как самой личности, так и той общности, в состав которой она входит. Это подчеркивает в своих исследованиях и М.Лутфуллоев: «Профессиональное становление молодых учителей отличается от становления всех остальных молодых специалистов тем, что начинающий учитель в процессе формирования собственной личности активно усваивает социальный опыт (происходит его собственное становление), одновременно всем своим существом он формирует другую личность, руководит становлением личности своего воспитанника».
По определению А.Г.Мороза (2), «профессиональная адаптация выпускника -сложный динамичный процесс полного освоения профессии и овладения педагогическим мастерством на основе совокупности ранее приобретенных и постоянно пополняемых знаний, навыков, в результате чего происходит активное взаимодействие как учителя, так и педагогического коллектива с целью эффективного профессионального функционирования»(2,34).
Выделяя профессиональную адаптацию как сложное социальнопедагогическое явление, А. Г. Мороз (2) выделяет ее структуру, механизмы, систему и говорит о возможности управления ею.Механизмы профессиональной адаптации молодого учителя, по его мнению, включают такие аспекты, как:
а) внутренние свойства процесса, его противоречивые стороны, от взаимодействия которых формируется общая тенденция развития.Внутренними свойствами процесса профессиональной адаптации являются взаимоотношения, взаимодействие личности молодого учителя и педагогического коллектива школы, в которую он пришел. А основные противоречия
состоят в разрыве между теоретическими знаниями, практическими навыками и требованиями конкретной профессиональной деятельности, между внутренними установ-ками личности и новым социальным положением, между требованиями новой социальной роли и подготовленностью выпускника к ее выполнению;
б) специфические особенности развертывания данного процесса на разных этапах развития, динамика профессиональной адаптации учителя;
в) объективные и субъективные факторы, влияющие на процесс адаптации;
г)условия и способы педагогического управления профессиональной адаптацией выпускников педагогических вузов.
А.Г.Мороз (2) вводит понятие «мотивационного ядра» профессиональной адаптации, в котором выделяет: а) наличие педагогического призвания и пригодности к данной профессии; б) уровень готовности к педагогической деятельности; в) личностные качества; г) состояние психологического климата в коллективе; д) жилищно - бытовые условия.
В своих работах В.Э.Тамарин (5), И.А.Милославова (1), А.Г. Мороз (2), выявляют зависимость между личностными качествами молодого учителя и темпом его адаптации, между состоянием психологического климата, жилищно-бытовыми условиями, условиями труда молодого учителя и устойчивостью профессиональной адаптации.
Далее они рассматривают структуру адаптации молодого учителя к педагогической деятельности, выделяя: а) дидактическою адаптацию; б) адаптацию к учебно-воспитательной работе; в) социально-психологическую адаптацию;
А.Г.Мороз (2) описывает этапы всех трех составляющих профессиональной адаптации, а также, как и М.И.Скубий (4), выделяет пред адаптацию и непосредственную адаптацию, в которой, по их мнению, можно выделить: а) начальный период (около 1 года работы); б) среднюю адаптированность ( до 3 лет); в) высокую адаптированность ( более 3 лет).
Он также говорит о факторах, влияющих на профессиональную адаптацию: 1)факторы индивидуального развития личности молодого учителя;2)социально -психологические факторы; 3)социальные факторы.
Говоря о факторах индивидуального развития личности молодого учителя, он имеет в виду внутреннюю психологическую установку к педагогической профессии, профессиональную пригодность молодого специалиста, то есть соответствие психологических особенностей учителя требованиям, предъявляемым педагогической профессии (наличие призвания, способностей и т. п.). Это и готовность к педагогической деятельности: черты характера, тип нервной системы, самооценка, коммуникабельность, уровень его профессиональной подготовки, работоспособность, нравственные качества.
Социально-психологические факторы имеют прямое отношение деятельности школьного коллектива, особенностям организации и реализации педагогического труда. Имеет значение уровень развития коллектива и взаимоотношений в нем, отношение к молодому учителю со стороны коллег, учащихся, руководителя школы, состояние психологической атмосферы в коллективе, творческий характер деятельности педколлектива, его демографическая структура и прочее.
К социальным факторам относятся: демографические, экономические, жилищно-бытовые условия, природные, заработная плата, этнические условия и другие.
А.Г.Мороз(2) подчеркивает, что социальные условия непосредственно или опосре-дованно включаются в механизм адаптации, выступая в качестве объективных предпосылок согласования потребностей и интересов молодых учителей с интересами школы и обстоятельствами, позволяющими реализовывать основные требования личности учителя.
Сложность структуры факторов адаптации обусловливает многомерность исследуемого феномена. Все они по-разному влияют на успешность адаптации и на ее результат в зависимости от степени интенсивности и продолжительности воздействия. Будучи взаимосвязанными, эти факторы действуют как единое целое, как система взаимообусловленных обстоятельств.
Немало внимания А. Г. Мороз (2;68) в своем исследовании уделяет формам и методам работы педагогического коллектива школы с молодыми учителями. Он тесно связывает профессиональную адаптацию с социально-психологической и социологической адаптацией, так как молодой учитель должен адаптироваться не только к выполнению своей профессиональной роли как учитель-воспитатель, но и к педагогическому коллективу, в дальнейшем к более широкому социальному окружению.
Социально-психологическая адаптация предполагает вхождение молодого педагога в систему межличностных отношений в учительском коллективе, установление психологических контактов с руководителями и коллегами. Успех социально-психологической адаптации члена коллектива определяется его социально-психологической совместимостью с другими работниками - умение установить с ними психологический контакт в ходе неформального общения (личная совместимость, уживчивость),а также срабатываемостью (деловая совместимость т.е.).
Однако между перечисленными видами адаптации нет жесткого разделения они взаимно переплетаются и существенно влияют друг на друга. Так, социально-психологическая адаптация зависит от функциональной: четкости и слаженности делового сотрудничества, согласованность в
работе выступает как важное условие установления благоприятных межличностных отношений. Эти отношения во многом определяются также нравственно- коммуникативным аспектом взаимодействия педагогов - общительностью, доброжелательностью, вниманием, тактом, простотой и скромностью в общении, готовностью выслушать коллегу, оказать ему поддержку и помощь в любой ситуации. В свою очередь, теплые, доброжелательные отношения с людьми помогают найти с ними общий язык в работе и постепенно способствуют ее совершенствованию. Невозможно представить эффективное профессиональное становление начинающего педагога в отрыве от общественных работ, забот и проблем своего коллектива. Словом, все виды адаптации взаимосвязаны и испытывают на себе взаимное влияние. Поэтому, если мы хотим управлять процессом профессиональной адаптации начинающего учителя, надо подумать обо всех слагаемых его жизни и деятельности в школе.
Адаптация личности к групповым нормам, системе установившихся взаимоотношений между людьми и коллегами, к условиям труда, изменившимся условиям жизни, требуют не столько приспособления к ним, сколько развития личности, обогащения творческой индивидуальности в соответствии с тенденциями общества. В процессе адаптации у молодого педагога возникает удовлетворенность своей работой, что является важным условием дальнейшего профессионального роста.
Для формирования роста личности молодого учителя важными компонентами являются: пригодность к профессии преподавателя, готовность к педагогической деятельности, индивидуальность и личностные качества молодого учителя, атмосферы психологического климата в коллективе и жилищно - бытовые условия.
Адаптация к профессиональной деятельности преподавания является важным этапом начала трудовой жизни и развития личности каждого молодого специалиста. Основным фактором индивидуального развития личности молодого учителя является внутренняя психологическая установка к профессии педагога, профессиональная пригодность молодого специалиста к работе, готовность к педагогической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Милославова, И.А. Понятие социальной адаптации/И.А.Милославова//Вопросы философии и социальной психологии (Материалы межвузовской конференции. XXI11 Герценовские чтения) -Ленинград, 1970.-23с.
2.Мороз, А.Г. Профессиональная адаптация выпускников педагогического вуза: дис... д-ра пед. наук / А.Г.Мороз.- Киев, 1983.-258с.
3.Петровский,А.В.Личность.Деятельность.Коллектив/А.В.Петровский.-М., 1989.-254с.
4.Скубий, М.И. Проблемы социальной адаптации молодых сельских учителей: Автореф. дис. ...канд. филос. наук / М.И.Скубий. - Новосибирск, 1975. -20 с.
5.Тамарин, В.Э. О соответствии содержания вузовского образования реальной действительности молодого учителя / В.Э.Тамарин //Адаптация выпускника высшей школы к работе на селе, Барнаул, 1981.-11с.
REFERENCES:
1. Miloslavova, I.A. Понятие social adaptation // questions about philosophy and social psychology. / I.A. Miloslavova Leningrad,1970.-23 р.
2. Moroz, А.О. Professional adaptation of graduating students of pedagogical institution: / А.О Moroz Diss...kand. PED. of Sciences Kyiv,1983.- 258 р.
3. Petrovskiy,A.V.Personality.Activity.Collective/A.V.Petrovskiy.-M.,1989.-254 р.
4. Skubiy, M.I. Problems of social adaptation of young rural teachers:/M.I. Skubiy Diss...kand. Phil. of Sciences, Novosibirsk, 1975.-20 р.
5. Таmarin, V.I. About the corresponding to the high school education content of real reality of young teacher / V.I. Таmarin // Adaptation of high school graduators to work in village, Barnaul, 1981.-11 р.
Проблемы адаптации начинающих учителей к профессиональной деятельности Ключевые слова: адаптация, учитель, социальная адаптация, комплексный подход, производственная адаптация, педагогическое мастерство, профессиональная адаптация.
В статье рассматриваются некоторые теоретико-педагогические подходы к изучению профессиональной адаптации на чинающих учителей.
Даны научнообоснованные трактовки взаимосвязанности профессиональной и социально-педагогической адаптации начинающих учителей как фактора повышения педагогической деятельности. Авторы, основываясь на теоретическом анализе педагогических трудов ученых, делают вывод о том, что адаптация к профессиональной деятельности - важный этап начала трудовой жизни каждого молодого педагога, и она складывается успешно, в первую очередь, через профессионально-личностное развитие учителя. Адаптация личности к групповым нормам, системе установившихся взаимоотношений между людьми и коллегами, к условиям труда, изменившимся условиям жизни, требуют не столько приспособления к ним, сколько развития личности, обогащения творческой индивидуальности в соответствии с тенденциями общества. В процессе адаптации у молодого педагога возникает удовлетворенность своей работой, что является важным условием дальнейшего профессионального роста.
Для формирования роста личности молодого учителя важными компонентами являются пригодность к профессии преподавателя, готовность к педагогической деятельности, индивидуальность и личностные качества молодого учителя, сушественны также атмосфера психологического климата в коллективе и жилищно - бытовые условия.
Основным фактором индивидуального развития личности молодого учителя является внутренняя психологическая установка к профессии педагога, профессиональная пригодность молодого специалиста к работе, готовность к педагогической деятельности.
Problems of young teachers to professional activity
Key words: adaptation, teacher, social adaptation, complex approach, productive adaptation, pedagogical ability, professional adaptation.
The article dwells on the theoretical and pedagogical foundations of professional adaptation of young specialists. Focused on interpretation and the interconnectedness of professional and social and pedagogical adaptation of young experts as an improvement factor of pedagogical activity. The authors based on the theoretical analysis of pedagogical scientists' works concluded that adaptation to professional activity is an important step in the working life of every young professional teacher and it stacks up successfully in the first place through individually professional development of teacher. Personal adaptation to norm group, relations between people and colleges, to work condition which changes the life condition demands not only adaptation but personal development and enrichment creative individuality in accordance with tendency of society In a process of adaptation appears the satisfaction to work which is the significant condition for further professional development of young teacher. For individual formation of young teacher important components are ability for teaching profession, preparation for teachers activity, individualization and personal quality of young teacher psychological atmosphere of climate in collective and living conditions.
The most important factors of development of personality of young teacher are inner psychological direction of pedagogical profession, professional ability of a young specialist to work, preparation for pedagogical activity.
Сведения об авторах:
Хошимова Наргис Мирхакимовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры английского языка и методики его преподавания Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова(Республика Таджикистан, г. Худжанд),E-mail: nargis_zebo@mail. ru.
Тагоева Ситора Мирхакимовна, соискатель кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова(Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: [email protected].
Information about the authors:
Hoshimova Nargis Mirhakimovna, Candidate of Pedagigical Sciences, Senior lecturer of the Department "English language and methodology of its teaching" Khujand State University named after academician B.Gafurov(Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail:[email protected]. Tagoeva Sitora Mirhakimovna, applicant of the Department of pedagogy and psychology of professional activity Khujand state University named after academician B.Gafurov(Republic of Tajikistan, Khujand), E.mail: [email protected].