Даминова Арафамо Искандаровна pedagogical
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ... sciences
УДК 378
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2017
Даминова Арафамо Искандаровна, соискатель кафедры педагогики
Кулябский государственный университет имени А. Рудаки (735360, Республика Таджикистан, Куляб, ул. С. Сафарова 16, e-mail: e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются сложности и затруднения молодых и начинающих учителей в педагогической деятельности. По мнению автора, знание общих и распространенных затруднений в педагогической деятельности помогает профессиональной адаптации молодого педагога и играет большую роль в его становлении. Автором выделен перечень основных требований к учителю, обеспечивающих успешное осуществление педагогической деятельности, и именно с этих позиций рассмотрены профессиональные, психолого-педагогические и акме-ологические предпосылки эффективной адаптации молодого учителя. Таким образом, автор обоснованно констатирует, что знание и понимание наиболее общих и распространенных затруднений в педагогической деятельности помогает их преодолению и даёт возможности для профессионального и личностного роста молодых учителей.
Ключевые слова: адаптация, педагогическая деятельность, профессиональные затруднения, молодой педагог, общение, учебно-воспитательный процесс.
SEVERAL PROBLEMS OF YOUN'G TEACHERS ADAPTATION WHILE THEIR PRACTICAL ACTIVITIES
© 2017
Daminova Arafamo Iskandarovna, applicant of department of pedagogy Kulob State University of A. Rudaki (735360, Tajikistan, Kulob, S. Safarova street 16, e-mail: e-mail: [email protected])
Abstract. In the article considered pedagogical activity's difficulties of young teachers. According to the author, knowledge of the general and widespread difficulties helps with pedagogical activity to professional adaptation of the young teacher and plays a large role in his formation. The author selected the main requirements list to the teacher providing successful implementation of pedagogical activity and from these positions considered professional, psychology, pedagogical and personal acmeoloogy prerequisites of young teacher's effective adaptation. Thus, the author reasonably notes that knowledge and understanding of the general and most widespread pedagogical activity's difficulties helps to overcoming its and gives opportunities for young teacher's professional and personal growth.
Keywords: adaptation, pedagogical activity, professional difficulties, young teacher, communication, teaching and educational process.
В настоящее время возрастающее значение приобретает совершенствование системы школьного образования. Решение этой задачи основано на всестороннем улучшении качества подготовки учительских кадров, призванных поднять на новый уровень обучение и воспитание подрастающего поколения. Попадая в современный педагогический коллектив, молодой учитель неизбежно ощущает многообразие связей конкретного содержания профессиональных, моральных и этических принципов, сформированных учебой в вузе и их некоторое расхождение с требованиями учебного процесса в школе. Это, естественно затрудняет его активную педагогическую деятельность.
Психолого-педагогическая подготовка молодых, начинающих учителей является составной частью учебно-воспитательного процесса вуза, направленного на совершенствование их профессионально-значимых качеств личности и создание общей основы для понимания педагогических явлений и активного участия в педагогической деятельности образовательного учреждения. Современные требования к личности учителя общеобразовательных порождают множество проблем, в частности проблема адаптации к педагогической деятельности.
В этой связи решение проблем адаптации молодых, начинающих учителей к педагогической деятельности позволит значительно сократить срок их «вхождения» в педагогический коллектив, сделать его более эффективным, а также позволит найти более рациональные формы и методы совершенствования практической психолого-педагогической подготовки молодых учителей в общеобразовательных учреждениях.
Как известно, эффективность педагогической деятельности учителя во многом зависит от наличия у него определенных качеств, в частности целого ряда эмоциональных и коммуникативных свойств. Педагогическая профессия отличается от многих других профессий тем, что адаптационный период протекает очень сложно. Оказавшись в новом педагогическом коллективе, молодой учитель попадает в адаптационную ситуацию. Хотя ценностные ориентации педагогического коллектива 76
практически однотипны в силу общности социальных установок общества, традиции, социально-психологический климат коллектива неодинаковы. Успех деятельности молодого специалиста во многом зависит от умения войти в систему отношений конкретного педагогического коллектива. Осложняет ситуацию то, что не сразу могут установиться необходимые контакты, доверительные отношения молодого специалиста с педагогическим и ученическим коллективом. Эта важная проблема адаптационного периода, сложность решения которой нередко ведет к профессиональной неуверенности, а иногда даже к разочарованию в выбранной профессии. Обусловлено это многими причинами как объективного (психологический климат педагогического коллектива, материальная оснащенность школы, условия труда и быта), так и субъективного характера (уровень подготовленности, педагогическая направленность и др.)
Каждой профессии, особенно профессии учителя, предъявляется перечень необходимых требований. В целях успешного осуществления педагогической деятельности учитель должен:
1. Иметь широкую профессиональную подготовку, т.е.в совершенстве знать основы преподаваемого предмета.
2. Владеть специальными психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками.
3. Уметь планировать урок, знать методику его проведения.
4. Уметь правильно вести и оформлять документацию, учитывать результаты проводимой работы.
5. Регулировать потребности учащихся и предъявлять им обоснованные требования.
6. Обладать профессиональными качествами, признаками которых являются: осознание значимости профессии учителя, интерес к педагогической работе, желание заниматься этой деятельностью, возрастающая потребность в общении с детьми, любовь к детям.
К сожалению, в современном быстро меняющемся мире, инновации и нововведения в обучении и воспитании, не всегда соответствуют ожиданиям и мечтам мо-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Даминова Арафамо Искандаровна НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ...
лодых учителей в области образования и культуры. Эти инновации не всегда полностью и однозначно отражают ценные тенденции и направления развития учащихся и молодежи. Они зачастую не могут быть достаточными и соответствовать желаниям и усилиям молодых учителей по исполнению и решению профессиональных задач с учетом интересов учащихся. С этих позиций и с этой точки зрения теоретических и методологических основ развития непрерывной системы образования в условиях информационного общества на передний план выходят проблемы создания профессиональных, психолого-педагогических и акмеологических предпосылок для эффективного становления и развития профессиональной деятельности молодого учителя.
Педагогическая профессия отличается от многих тем, что адаптационный период протекает очень сложно [1, 2, 3]. Всестороннее исследование и анализ проблем адаптации молодых, начинающих учителей позволит разработать специальные программы развития и совершенствования профессионального мастерства молодых учителей, исправить и скорректировать программы по подготовке учителей в системе педагогических вузов, поддержать учителей в условиях введения инноваций в системе образования.
Для управления процессом профессиональной адаптации необходимо выявить сложности и затруднения молодых учителей в педагогической деятельности. При этом сложности и затруднения в педагогической деятельности начинающих учителей являются негативными показателями в организации профессиональной подготовки педагогических кадров в системе непрерывного педагогического образования и отрицательно характеризуют профессиональное мастерство и ответственность молодого учителя. Они постоянно должны находиться в поле зрения и наблюдения, что даёт возможность выявить ошибки и упущения в подготовке педагогических кадров, а также позволяют определить и уточнить основные профессиональные компетентности, которыми должен овладеть будущий учитель.
Как показал опыт работы вузов Республики Таджикистан, а также результаты проведения опросов и наблюдений за деятельностью молодых учителей к основным затруднениям в профессиональной деятельности относятся:
- проблемы разработки новых учебных программ;
- методическая поддержка обучения и воспитания;
- применение инновационных методов и технологий обучения;
- активизация учащихся в процессе обучения и воспитания;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и т.д.
Решая проблемы профессиональных затруднений молодых и начинающих учителей, следует отметить, что в процессе организации профессиональной деятельности и создании многосторонних отношений в педагогическом коллективе возникают несоответствия между решениями и личными целями молодого учителя в процессе деятельности в учебном учреждении с целями и требованиями других субъектов педагогического процесса (учителя и учащиеся). При этом молодые учителя встречаются со сложностями и затруднениями в основном при организации и создании взаимоотношений с учащимися. Эти противоречия, по нашему мнению, являются важнейшим фактором возникновения сложностей и затруднений у начинающих учителей в процессе организации и реализации процесса обучения и воспитания в школьной среде.
Кроме того, молодые учителя сталкиваются с предметными проблемами, у них зачастую отсутствуют умения и способности принятия положительных решений. Так, например, одним из наиболее часто наблюдаемых затруднений является неумение использовать различные технологии организации отношений и взаимной де-
ятельности с родителями в соответствии с требованиями процесса обучения и воспитания.
Как показал анализ трудностей адаптации молодых учителей, их характер, как правило, совпадает с недостаточной подготовленностью выпускников вузов к педагогической деятельности. Некоторые аспекты деятельности (подбор заданий к теме; предвидение характера трудностей у учащихся при усвоении новой темы; контакт с классом; соотнесение изучения учебного материал с внеклассной работой учащихся; использование межпредметных связей на уроках; воспитательная работа с учащимися; применение технических средств обучения на уроках) независимо от стажа, даже после 4-5 лет педагогической работы вызывают у молодых учителей значительные затруднения. В этой связи у них возникает постоянное ощущение трудности, напряженности, неудовлетворенности собой.
Процесс адаптации протекает очень сложно, и у разных учителей по-разному, но все они нуждаются в руководстве. Учет вышеуказанных факторов позволяет привести в действие основные механизмы адаптации:
- физиологический - как перестройка сложившегося внутреннего стереотипа в соответствии с изменениями во внешнем стереотипе;
- психологический - как изменение привычного способа поведения и образа жизни;
- социально-психологический - как перестройка и установление бездефектных отношений личности с коллективом.
В педагогическом процессе между учителем и окружающими образуется система связей и отношений, которая приобретает устойчивый характер и во многом определяет эффективность профессиональной адаптации. Изучение этих отношений, их возникновение и развитие дает возможности молодым учителям найти наиболее рациональные пути управления педагогическим процессом.
Среди профессиональных педагогических затруднений встречаются следующие сложности: отсутствие способностей восстановления связей и отношений с классом (учащимися); неспособность осознания и понимания психологического положения учащихся; сложности в управлении отношений в процессе проведения занятий и уроков; неспособность организации взаимных отношений и их реализация в соответствии с педагогическими задачами; сложности в процессе речевых и разговорных отношений, передачи чувственных отношений; сложности в управлении своим душевным со-стоянием[4, с. 92].
Таким образом, сложности и затруднения в педагогической деятельности являются отражением объективно-субъективных факторов, выступают в качестве противоречивых педагогических задач, движущей силой его развития, необходимости их возникновения и действия. Следовательно, противоречия и несоответствия являются не только источником развития учебно-воспитательного процесса, но и в определённых условиях могут стать причиной отставания. Эта роль противоречивости и несоответствия сложностей и затруднений в педагогической деятельности выступает как показатель противоречивости процесса обучения[5, с. 11,17, 60].
У молодых начинающих учителей общеобразовательной школы наибольшие затруднения вызывают следующие виды деятельности: приобретение новых идей (нововведения, инновации) в современной психологии и педагогике, новые методические способы и приемы обучения, передовая практика обучения предметам, творческая работа [6].
Основные затруднения, возникают также в процессе использования новой техники во время преподавания школьных предметов, при усовершенствовании методики обучения, в определении и анализе состояния и положения учащегося в учебно-познавательной деятельности, анализа его душевного состояния в процессе за-
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)
77
Даминова Арафамо Искандаровна pedagogical
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ... sciences
нятий и во внеклассной деятельности.
Одной из важнейших и сложнейших психолого-педагогических проблем, с которой встречаются начинающие учителя в своей деятельности, является проблема затруднений, возникающих в процессе общения и организации межличностных отношений с учащимися. Самой важной проблемой в изучении и в преодолении этого затруднения, является тот факт, что сложности и затруднения в общении могут иметь в своей основе субъективные факторы, которые могут создавать воображаемую трудность, поэтому если это для одной группы учителей является затруднением, то для другой группы, она вообще ничего не означает.
При этом если личность учителя для учащихся не является значимой, то межличностные отношения учителя и учащихся останутся только в формальном виде. Если межличностные отношения построены на взаимном уважении, то это повышает эффективность учебно-познавательной деятельности, в противном случае - негативные межличностные отношения могут отрицательно повлиять на педагогическую и образовательную деятельность.
Анкетирование и опросы, проведенные нами среди учителей общеобразовательных школ г. Куляба и среди преподавателей Кулябского государственного университета имени А.Рудаки, а также в педагогическом и медицинском колледжах г. Куляба свидетельствуют о том, что применение диалогических технологий в процессе обучения не являются столь уж значимыми по сравнению с другими затруднениями. Большинство опрошенных молодых преподавателей предпочитают традиционные виды деятельности в процессе чтения лекций, проведении семинаров и практических занятий, так как в этом случае, по их мнению роль учителя является решающей и важной. Проведенный опрос показал, что большинство преподавателей- 54 %часто используют технологию диалогического общения при обучении, редко используют её 32%, и в единичных случаях - 14 %. Реализация принципов диалогического общения в процессе обучения может стать одним из эффективных путей преодоления затруднений в педагогической деятельности молодых и начинающих учителей общеобразовательных учреждений.
Педагогическая деятельность является длительным и разносторонним процессом, поэтому в процессе её реализации и развития, молодые и начинающие учителя могут встречаться со многими затруднениями. Поэтому раскрытие и нахождение основных ключевых затруднений имеет большое значение для молодых и начинающих учителей. Знание и понимание общих и распространенных затруднений в педагогической деятельности помогает их преодолению, так как молодые и начинающие учителя осознают свои ошибки и недостатки, они самостоятельно анализируют результаты своей деятельности, что даёт возможности для профессионального и личностного роста учителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Пустовалова Н.И., Пустовалова В.Г., Папушина А.В. Социально-профессиональная адаптация начинающих преподавателей вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 79-83.
2. Трещев А.М., Сергеева О.А. Развитие профессионально-субъектной позиции учителя в процессе адаптации к профессиональной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 3. С. 220-224.
3. Кантеева А.Р. Комплексный процесс адаптации молодых специалистов в профессиональную среду организации // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 58-61.
4. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.-190 с.
5. Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. - М.: Педагогика, 1983. - 129 с. 78
6. Максимова Э. А. Структурные компоненты педагогического знания учителя и их роль в организации процесса обучения // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - Л., 1975. - Вып. 2. - С. 168-171.
Статья поступила в редакцию 30.06.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)