УДК 378.147 ТАРАСОВА О.В.
доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» E-mail: [email protected]
UDC 378.147 TARASOVA O.V.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Director of the Institute of Pedagogy and Psychology of the Oryol State University named after I. S. Turgenev» E-mail: [email protected]
ОБНОВЛЕНИЕ КАДРОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОРПУСА СЕЛА UPDATING OF THE PERSONNEL PEDAGOGICAL CORPS OF THE VILLAGE
В статье поднимается проблема подготовки педагогических кадров для сельской местности, проводится историческая параллель с сегодняшним днём, освещается подготовка учительских кадров в Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева, демонстрируется значимость учителя сельской школы.
Ключевые слова: учитель, подготовка педагогических кадров, университет, педагогическое образование
The article raises the problem of training teachers for rural areas, draws a historical parallel with the present day, highlights the training of teachers at the Oryol State University named after I. S. Turgenev, demonstrates the importance of a rural school teacher.
Keywords: teacher, teacher training, university, teacher education
Укрепление России, сохранение её природы, здоровья и благосостояния населения, развитие производительных сил немыслимы без обстоятельной общеобразовательной подготовки гражданина на селе. Образование и культура играют первостепенную роль в духовно-нравственном становлении школьника. Стержнем, определяющим развитие, является среда обитания.
Еще четверть века назад сельская школа имела огромный авторитет, и именно на неё возлагалась ответственная миссия по воспитанию грамотных людей, которые будут в последующем приносить пользу стране, поднимая сельское хозяйство, без которого невозможно представить ни одно развитое государство. К сожалению, ситуация меняется кардинально. Массовая миграция сельского населения в город привела к тому, что сельские школы сначала стали малокомплектными, экономически не эффективными, и как следствие, недоукомплектованными учителями-предметниками, ухудшилось качество образования в соответствии с современными требованиями. В тоже время люди уезжают из села и в поисках достойного образования и культурной среды своим детям. Две проблемы взаимосвязаны. Решить их возможно через комплекс мер. Сегодня поставлена задача формирования нового типа учителя, который станет носителем интеллигентности, культуры и знаний в сельском социуме.
В Советском Союзе был богатый опыт подготовки учителей для сельских школ. Учителей для сельских школ готовили с опорой на принцип многопрофильно-сти, осуществляя подготовку к преподаванию широкого круга учебных предметов.
Уже в первые годы Советской власти была начата активная работа по подготовке учительских кадров для сельской школы. 8 октября 1927 г. ЦК ВКП(б) принял развернутое Постановление «О подготовке преподавателей для педагогических учебных заведений» [3], в котором определялась широкая программа улучшения работы педвузов и педтехникумов, укрепления их учебно-материальной базы, кадрового потенциала, совершенствования системы приёма и др. Следом ещё два Постановления ЦИК КПСС СССР от 8 марта 1929 г. «О подготовке преподавателей в педвузах и педтехникумах и переподготовке учителей» [4] и Постановление ЦК ВКП(б) от 12 апреля 1929 г. «Об укомплектовании педагогических учебных вузов» [5].
Перед государством стояла острая проблема дефицита учительских кадров как важнейшего условия культурного строительства деревни. Начиная с 1930 г. 75% выпускников педвузов направлялись на работу в сельские школы. В 1930/31 учебном году все выпускники педагогических техникумов и школ с педуклоном были направлены в сельские школы страны [2, с.279]. Сначала была поставлена задача количественного роста специалистов, только затем внимание сконцентрировалось на вопросах качества их подготовки.
Как свидетельствует исследование А.М. Журавлёва - «К 1927 году армия сельских учителей насчитывала свыше 229 тысяч человек, что значительно превосходило число специалистов сельского хозяйства - 45 тысяч человек. Численность учительских кадров на селе внушительно выглядит и по сравнению с количеством инженерно-технических кадров народного хозяйства страны, которых в этот период было не более 225 тысяч
© Тарасова О.В. © Tarasova O.V
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
человек. С 1927 по 1932 годы число сельских учителей в СССР выросло почти вдвое и превысило 451 тысячу человек» [1]. При этом немаловажным был тот факт, что «за период с 1927 по 1932 г.г. заработная плата сельских учителей возросла более, чем в два раза. Они обеспечивались бесплатной жилплощадью, льготами по коммунальному обслуживанию и др.» [1].
В период существования СССР было обязательным распределение выпускников вузов, в том числе педагогических. Для абсолютного большинства выпускников требовалось три года отработать в сельской школе. Кто-то покидал после этого срока сельскую местность, а кто-то так и оставался в ней. Деревня и село продолжали жить и развиваться.
Очевидно, что изучение уроков прошлого важно для детального осмысления сегодняшнего дня и перспектив дальнейшей подготовки учителей для сельской школы. Необходимо делать выводы и двигаться дальше.
Мы убеждены, что исконно российский сельский учитель был и должен оставаться далее носителем культуры, на которого равняется весь социум села, а школа - центром культуры и знаний. Историко-культурное наследие России, и в том числе Орловского края, уникально, его сохранение является залогом возрождения духовности и патриотизма.
Перед Орловским государственным университетом имени И.С. Тургенева стоит глобальная задача достойно подготовить учителей, поскольку стержнем современной системы образования на селе является именно учитель.
Сегодня нашим университетом осуществляет обучение учителей по направлению подготовки Педагогическое образование по уровням профессионального высшего образования - бакалавриат и магистратура.
По программе бакалавриата возможно обучение по следующему перечню профилей: Технология, Информатика, Русский язык, Изобразительное искусство, География, Биология, Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, Обществознание, История, Начальное образование, Дошкольное образование, Информатика и математика, Математика и Информатика, Математика и Физика, Технология и Экономика, Изобразительное искусство и Дополнительное образование, Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности, Химия и Безопасность жизнедеятельности, Биология и Химия, Биология и География, Обществознание и Мировая художественная культура, История и Обществознание, Русский язык и Литература, Иностранный язык (первый) и Иностранный язык (второй), Начальное образование и Иностранный язык, Начальное образование и Русский язык, Начальное образование и Информатика, Начальное образование и Математика, Дошкольное образование и Дополнительное образование.
По программе магистратуры университет ведёт обучение по следующим профилям: Математическое образование, Инженерная педагогика, Естественнонаучное
образование, Историческое образование, Историко-правовое образование, Литературное образование, Языковое образование, Русский язык как иностранный, Образование в области иностранного языка и иноязычной культуры, Художественное образование, Теория и методика начального образования, Образование в области социально-гуманитарных наук, Биологическое образование, Химическое образование, Образование в области безопасности жизнедеятельности, Образование в области физической культуры и спорта, Проектирование и экспертная деятельность в образовании, Технология, Менеджмент социально-педагогической деятельности, Инновационный менеджмент в дошкольном образовании, Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, Социальная психология в образовании, Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии, Инновационные технологии профессионального обучения.
Перечень профилей по направлению подготовки Педагогическое образование позволяет подготовить всех необходимых для школы учителей.
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» организует и проводит целый спектр различных мероприятий от воспитательного до научно-исследовательского характера, предназначенных в том числе и для студентов, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование. В качестве примера приведем лишь часть мероприятий 2020/21 учебного года:
- Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Наука молодых: новый взгляд на проблемы психологии и педагогики образования»;
- Всероссийский конкурс «Золотой фонд педагогов России»;
- научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы трудовых отношений в сфере образования»;
- Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «1945 год: Великая Победа и современная молодежь»;
- Международная студенческая научно-практическая конференция «Национальные ценности как основа формирования базовой культуры личности»;
- Всероссийская молодежная научно-практическая конференция «Многоязычие и поликультурное образовательное пространство в России: современные тенденции»;
- Международная научно-практическая конференция для студентов, молодых учёных и практических работников образования «Современные проблемы науки и образования»;
- Всероссийская студенческая олимпиада (с международным участием) по теории и методике начального образования;
- Всероссийский конкурс студенческих научно-исследовательских проектов «Современные проблемы науки и образования»;
- Всероссийская научно-практическая конферен-
ция «Актуальные вопросы лингвистики и лингводидак-тики в контексте межкультурной коммуникации»;
- Межвузовский региональный студенческий конкурс проектов «Педагог 57»;
- Всероссийский научный круглый стол «Проблемы, тенденции и перспективы развития школьного исторического образования»;
- Конкурс педагогического мастерства «Будущий учитель».
Цель данных мероприятий - выявление талантливых, творчески мыслящих студентов, содействие раскрытию их профессионально-личностного и творческого потенциала, повышение статуса профессии педагогов, популяризация перспективного педагогического опыта, имеющихся высоких достижений в профессионально-педагогической деятельности (вклад в педагогическую науку, авторские методики обучения), формирование и совершенствование компетенций в проектной и научно-исследовательской деятельности, воспитание гражданственности и патриотизма в молодежной среде, духовно-нравственное воспитание современной молодежи, обсуждение широкого круга вопросов связанных с подготовкой специалистов к работе с детьми и лицами с ОВЗ.
Основная задача наших преподавателей - грамотно организовать процесс образования на различных этапах обучения. Мы стремимся предоставить обучающимся возможности полноценного развития, саморазвития, самоопределения, самореализации. Основу перечисленного представляет собой индивидуализация образования, которая базируется на индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальной траектории развития и индивидуальной программе саморазвития.
Университет придаёт ключевое значение специфике образовательной деятельности. Для нас первостепенны вопросы содержания, формы, методы и технологии образования. Профессорско-преподавательский состав активно использует дискуссионные методы, кейс технологии, проектную деятельность, разнообразные формы дистанционного обучения, решение реальных педагогических ситуационных задач. Систематически проводятся семинары с учителями, работающими в сельских и городских школах. Есть круг университетских преподавателей, работающих в общеобразовательных организация г. Орла и области.
Наша задача подготовить учителей, которые будут чётко замотивированы на развитие ребёнка, будут эрудированными и информированными в своей предметной области.
В Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева создана и активно функционирует в течение многих лет Лаборатория сельской школы, которая стала системообразующим фактором инновационной деятельности внутри образовательной системы региона. Руководитель научно-исследовательской лаборатории д.п.н., профессор кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Котькова Галина Евгеньевна.
Участники Лаборатории руководствуются убеждением, что современная школа призвана способствовать формированию индивидуальных образовательных маршрутов для детей с дифференцированными склонностями, способностями и интересами через развитие разноплановых компонентов образовательной среды. Реализация мероприятий, проводимых Лабораторией, способствует интеграции усилий различных заинтересованных сторон в решении проблем воспитания юных граждан Орловщины.
Деятельность профессорско-преподавательского состава нашего университета направлена на повышение социальной значимости профессии учителя, воспитание чувства уважения к педагогическому труду; выявление творческого потенциала, поддержка социальной активности и инициативы студентов; создание условий для самовыражения творческой и профессиональной индивидуальности студентов будущих педагогов и реализации их личностного потенциала, представление педагогическому сообществу лучших образцов педагогической деятельности студентов - будущих педагогов.
Чётко осознавая потребность сельских школ нашего региона в педагогических кадрах, считаем необходимым увеличение количества выпускников по направлению подготовки Педагогическое образование, трудоустроившихся в сельские школы, возлагаем надежды на программу «Земский учитель». В рамках проекта «Земский учитель» предоставляется единовременная компенсационная выплата учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек.
Считаем важным и целесообразным увеличение целевого приёма на направление подготовки Педагогическое образование. В перспективе возможна разработка и внедрение образовательной программы педагогической магистратуры «Межпоколенческие отношения в социокультурном пространстве села как фактор нравственного становления личности Гражданина», включающую модули по технологиям работы с семьей, семьеведение, национальные традиции и межнациональные отношения и разработку и внедрение образовательной программы педагогической магистратуры «Использование воспитательного потенциала социума для формирования психолого-педагогической компетентности специалистов и родителей в социокультурном пространстве села», включающая модули по формированию психолого-педагогической компетентности для работы с родителями и другими участниками социума, организаторские компетенции, изучение механизмов межведомственного взаимодействия.
Совместно с Институтом развития образования возможна организация подготовки и профессиональной переподготовки педагогов с целью формирования дополнительных психолого-педагогических компетенций сельских педагогических работников, способствующих поднятию статуса педагогов как интегрированного духовно-нравственного ресурса социума.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Для нас важно:
- превращение сельской среды в воспитывающую среду детства через использование личностного потенциала детей и подростков, людей старшего поколения, благополучных семей, историко-культурных, народно-национальных традиций родного края, потенциала социокультурных объектов;
- повышение социальной активности, инициативности граждан, развитие добросердечных отношений в социуме, развитие культурной составляющей пространства жизнедеятельности растущего человека;
- создание в сельских поселениях системы социально-педагогических услуг для семей с детьми по месту их жительства;
- рост числа инициатив общественности, направленных на сохранение богатств родного языка, народ-
ной культуры, на создание комфортной для жизни детей социальной среды;
- модернизация образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности.
Возрождение села невозможно без многопрофильно подготовленного учителя, способного выступить в роли организатора дополнительного образования детей, знающего историю своей большой и малой Родины, способного передать законы и принципы морали подрастающему поколению.
Невозможно представить Россию без села! Мы - аграрная страна! Выпускники Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева должны справиться с возложенной на них задачей. Учитель - это опора и надежда нашего села!
Библиографический список
1. Журавлев А.М. Сельское учительство и власть в условиях коллективизации деревни в 1927-1932 гг.: по материалам Верхнего Поволжья: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02/ Журавлёв Александр Михайлович; [Место защиты: Иван. гос. ун-т]. Иваново, 2008. 183 с.
2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет /Институт теории и истории педагогики; АПН РСФСР. М.: Учпедгиз, 1948. 472 с.
3. Постановление ЦК ВКП(б) от 8 октября 1927 г. «О подготовке преподавателей для педагогических учебных заведений» // Известия ЦК ВКП(б). 1927. 8 октября.
4. Постановление ЦК ВКП(б) 8 марта 1929 г. «О подготовке преподавателей в педвузах и педтехникумах и переподготовке учителей» // Известия ЦК ВКП(б). 1929. 31 марта.
5. Постановление ЦК ВКП(б) от 12 апреля 1929 г. «Об укомплектовании педагогических учебных вузов» // Известия ЦК ВКП(б). 1929. 14 мая
References
1. ZhuravlevA.M. Rural teaching and power in the conditions of collectivization of the village in 1927-1932: based on the materials of the Upper Volga region: dissertation ... candidate of Historical Sciences: 07.00.02 / Zhuravlev Alexander Mikhailovich; [Place of defense: Ivan State University]. - Ivanovo, 2008. 183 p.
2. Konstantinov N.A., Medynsky E.N. Essays on the history of the Soviet school of the RSFSR for 30 years / Institute of Theory and History of Pedagogy; APN of the RSFSR. M.: Uchpedgiz, 1948 472 p.
3. Resolution of the Central Committee of the CPSU(b) of October 8, 1927 "On the training of teachers for pedagogical educational institutions" // News of the Central Committee of the CPSU (b). 1927. October 8.
4. Resolution of the Central Committee of the CPSU(b) on March 8, 1929 "On the training of teachers in pedvuzah and pedtechnikumah and retraining of teachers" // Izvestiya Central Committee of the CPSU (b). 1929. 31 March.
5. Resolution of the Central Committee of the CPSU (b) of April 12, 1929 "On staffing pedagogical educational universities" / / Izvestiya Central Committee of the CPSU (b). 1929. May 14