07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)
УДК 433.94(47) ЧЕНСКАЯ Т.В.
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] НОВИКОВ В.С.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 433.94(47) CHENSKAYA T.V.
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of History of Russia, Orel State University E-mail: [email protected] NOVIKOV V.S.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Computer Science, Orel State University E-mail: [email protected]
ШКОЛЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО
ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ДЕРЕВНЕ
SCHOOLS OF PEASANT YOUTH IN THE CONTEXT OF THE PERSONNEL POLICY OF THE SOVIET STATE IN THE RUSSIAN COUNTRYSIDE
В статье раскрывается деятельность новых для советской деревни 20-х - 30-х гг. учебных заведений по подготовки сельскохозяйственных кадров - школ крестьянской (колхозной) молодежи, ставших неотъемлемым фактором жизни советской деревни в период подготовки и проведения коллективизации аграрного сектора.
Ключевые слова: ШКМ, деревня, сельскохозяйственные кадры, индустриализация, коллективизация, крестьянство.
The article reveals the activities of the new educational institutions for the Soviet countryside of the 20s - 30swhich were aimed at training agricultural personnel - schools of peasant (collective farm) youth, which became an indispensable factor in the life of the Soviet village during the preparation and collectivization of the agricultural sector.
Keywords: SPY, village, agricultural personnel, industrialization, collectivization, peasantry.
Модернизация аграрного сектора, вызванная начавшейся индустриализацией промышленности непосредственно отразилось на системе образования и кадровой политике советского государства в российской деревне. В сельском хозяйстве, как и в промышленности, правительство выдвинуло задачу массовой подготовки сельскохозяйственных кадров из бедняцких и батрацких групп населения деревни. Особенностью подготовки кадров, в том числе и сельскохозяйственной интеллигенции являлся классовый подход, значимость которого все больше усиливалась в период коллективизации. Ставилась задача формирования нового типа личности. Это означало изменение ее внутреннего, духовного мира, основу которого должны были составить, прежде всего, политические и идеологические ценности и установки большевизма. Способы профессиональной подготовки батрачества были достаточно многообразными: курсы, школы механизации, сельскохозяйственные техникумы и вузы. ЦК ВКП(б) ориентировал местные партийные ячейки на выдвижение в состав курсантов и других производственных курсов в первую очередь представителей батрацко-бедняцких слоев деревни. В постановлении ЦК ВКП(б) от 4 марта 1929 г «О работе среди сельхозлесрабочих» перед конференциями кооперативных органов и союза сельскохозяйственных
рабочих ставилась задача обеспечить первоочередную подготовку батраков на тракторных и других производственных курсах и учебных заведениях [10, с. 12]. Позже, в сентябре и октябре 1929 г. в постановлениях ЦК партии «О массовой работе в районах организаций МТС», «О вовлечении батрачества в кооперацию и колхозы» также подчеркивалась необходимость развертывать работу по отбору курсантов, прежде всего, из среды батрацкой молодежи [11, с.с. 200, 216]. Кандидатуры, рекомендованные на курсы механизаторов, трактористов, шоферов, ремонтных рабочих обсуждались на общих собраниях батраков и бедноты, а также на заседаниях сельрабочкомов.
Новым типом учебных заведений для подготовки кадров были школы крестьянской молодежи (ШКМ). Обучение в них, рассчитанное на 3 года, носило производственный характер. Общественно-практическая работа юношей и девушек, как правило, проходила в совхозах и сельскохозяйственных кооперативах. ШКМ была не только образовательным, но и культурно-политическим центром деревни. Строительство ШКМ шло по двум основным направлениям: по пути открытия новых школ и по пути реорганизации существующих в сельских районах семилеток и низших сельскохозяйственных учебных заведений. Наркомпрос РСФСР со-
© Ченская Т.В., Новиков В.С. © Chenskaya T.V., Novikov V.S.
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (82), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 82. 2019
вместно с ЦК ВЛКСМ в мае 1927 г. издал директиву, предусматривающую пути и порядок преобразования всех семилеток и школ второй ступени в деревне в ШКМ. Это мероприятие Наркомпрос расценивал как реформу школьной системы в деревне, проведение ко -торой включало следующие моменты:
1. Переход пятых, шестых и седьмых групп школ-семилеток и девятилеток и первого концентра школ второй ступени на программы и методы, по которым работали существующие к тому времени ШКМ.,
2. Создание необходимой производственной базы (учебного хозяйства и мастерских) и обеспечение школ агрономическим персоналом.
3. Улучшение социального состава учащихся.
Согласно постановлению Наркомпроса от 5 февраля
1930 г., каждая ШКМ должна была принять специальное направление, например: полеводческое, молочного животноводства, льноводства и т. д., с тем, чтобы обеспечить подготовку кадров массовых квалификаций, в которых ощущалась нужда в данном районе. Профиль однокомплектных ШКМ устанавливался в соответствии с ведущей отраслью хозяйства района, а профиль многокомплектных школ отражал его различные направления. В целях сохранения политехнического характера образования обеспечивалось достаточное знакомство со смежными отраслями хозяйства.
Неимущая часть учащихся ШКМ получали стипендию. Наркомпрос установил следующий минимальный размер стипендии на одного учащегося ШКМ в месяц, исчисленный в натуральной форме: мука - 50 фунтов; мясо, крупы - 7,5 фунта; овощи (картофель, свекла, морковь и др.) - 80 фунтов; сахар - 2 фунта; жиров - 3 фунта; чай из рассчета1 фунт на 30 человек; соль - 1,5 фунта; лука - 2 фунта; приправы на 10 копеек [1, л. 4]. Социальный состав ШКМ был неоднородным: дети рабочих совхозов, батраков, бедняков, середняков, зажиточных селян, детдомовцы и прочие, как например в 1927 - 1928 гг в Орловском округе (см. таблицу 10):
Таблица 10. [7, л. 3]
ШКМ Кол-во учащихся Батраков Бедняков Середняков Зажиточных Детей детдомов Служащих Прочих
Красно -Октябрьская 85 3 38 27 - 14 3 -
Кричиеская 87 16 57 14 - - - -
Упаловская 136 13 69 54 - 1 - -
Корсунская 65 4 16 45 - - - -
Галунская 125 8 44 66 - 1 3 3
Чекрянская 84 3 45 33 - 5 2 1
Кривцовская 52 - 11 45 - - - -
Петровская 47 - 22 18 - - 2 1
Итого 681 47 302 302 - 21 10 5
Из приведенных данных видно, что в ШКМ преобладали батраки, бедняки и середняки. Это было напря-
мую связано с классовым подходом к образованию, дети чуждых социальных элементов ограничивались в праве на получение образования. На ХУсъезде ВКП(б) было принято решение «...расширить сеть ШКМ и принять ряд мер к укреплению в них ядра батрацко-бедняцкой молодежи (увеличение стипендий, отпуска средств на содержание общежитий для батраков и маломощных бедняцких детей и т. п.)» [12, с. 310]
Производственной базой для школ крестьянской молодежи являлись школьные земельные участки, на которых сами школьники проводили практические работы. Учащиеся этих школ активно участвовали в делах сельского совета, кооперации, школ первой ступени, в красных уголках. ШКМ вели широкую производственно-агрономическую и общественно-политическую работу среди населения. Производственное обучение в ШКМ охватывало следующие виды работы: организация показательных опытов и улучшений в крестьянских хозяйствах по заданиям школы, согласованным с домохозяевами, практические занятия в хозяйстве школы и общественно-агрономическая - очистка и сортировка семян, борьба с сорняками, работа на прокатных пунктах. Вот несколько примеров: ученики Коломенской ШКМ (Московской губернии) сумели увеличить удои коровы в полтора раза, снизив одновременно себестоимость молока в два раза, внесение минеральных удобрений повысило урожайность в 1,5 - 2 раза. В селе Монино (Смоленская губерния) утеплили 17 скотных дворов, поставили 4 кормушки, очистили 500 пудов зерна, заложили несколько десятков опытов по обработке почвы. Егорьевская ШКМ отсортировала крестьянам 350 пудов семян льна [1, л. 39.]
Сеть ШКМ разрасталась и одновременно рос и охват школами молодежи. По данным Московской губернии в 1924 - 1925 гг. было 21 ШКМ (1100 учащихся); в 1925
- 1926 гг. - 36 ШКМ (2200 учащихся); в 1926 - 1927 гг.
- 45 ШКМ (4200 учащихся); в 1927 - 1928 г. - 54 ШКМ. Состав учащихся этих школ по полу и возрасту был следующим: 1925 - 1926 уч. г. девушек - 12,5 %, юношей -77,5%; в 1926 - 1927 уч. г. девушек - 27%, юношей 73%, а по возрасту до 14 лет - 40%, старше 14 лет - 60% [3, л. 124]. В первые годы работы ШКМ процент девушек в школе едва достигал 10%. Зачастую в ШКМ не было ни одной девушки. Как известно, крестьянин с узкохозяйственной точки зрения считал излишним обучать дочь. Из школы I ступени девочку берут потому, что нужна нянька или помощница матери. Учить девушку в повышенной школе - «нет расчёта», ибо скоро замуж. Этим и объясняется тот факт, что среди неграмотной деревенской молодежи 2/3 ее составляли девушки. Даже в 1930 г. лишь до 26% девушек посещали школу [9, с. 34]. В 1926 - 1927 году в РСФСР насчитывалось 629 ШКМ с 60 тыс, учащихся в т. ч. и женского пола [4. л. 101].
ШКМ обеспечивались периодическими изданиями и учебными пособиями, такими как сельскохозяйственная хрестоматия «Пионер обновленной земли», учебник физики Красикова [5, л. 21]. Из периодических изданий выписывались такие журналы и газеты как
07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА)(ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)
«Смена», «Хочу все знать», «Сам себе агроном», «На путях к новой школе», «Народный учитель», «Правда», «Комсомольская правда», «Беднота» и местные районные издания [8, л. 125].
Кроме школ крестьянской молодежи, развивались еще вечерние школы и курсы крестьянской молодежи [4, л. 101]. В 1930 - 1931гг. школы крестьянской молодежи были преобразованы в школы колхозной молодежи. Работа этих школ должна была быть подчинена задачам коллективизации, являясь одной из основных форм подготовки кадров массовых квалификаций для коллективных хозяйств.
По инициативе Наркомпроса в 1930 г. был создан типовой договор между ШКМ и колхозом, совхозом, МТС, где указывалось, что ШКМ является основной формой подготовки кадров массовой квалификации. В 1931 г. все ШКМ были переведены на непрерывный учебный год, с тем, чтобы летом учащиеся приобретали практические навыки работы в сельском хозяйстве. Их работа во время производственной практики оценивалась в трудоднях наравне с трудом колхозника. Для учащихся старше 16 лет, умеющих читать и писать, создавались вечерние ШКМ. В день занятий их отпускали с работы на 2 часа раньше. После двух лет учебы в школе выпускали трактористов, животноводов, полеводов.
Повсеместно заключались договора между ШКМ с колхозами, где оговаривались взаимные обязательства: колхозы выделяли для школ опытно-агрономические участки, помогали наладить работу школьных мастер-
ских, ШКМ брали обязательства наладить работу по агронеграмотности в колхозах и совхозах, создавали полеводческие животноводческие бригады. Так, в Хотьковской школе (Орловская область) из агрономических дисциплин преподавались: полеводство, животноводство, сельскохозяйственная механика и кооперация. Специально изучали огородничество, садоводство, пчеловодство. Парковская ШКМ, Лысковского уезда провела двухнедельные сельскохозяйственные курс, крестьяне в результате, провели ряд изменений в своих хозяйствах [2, л. 69]. Опытный агроучасток при Кинельском отделении организовал четыре сельхоз-кружка и трехнедельные агрокурсы батрацкого актива деревни. В Инсорском районе были организованы бригады агропропагандистов. Все секретари ячеек КСМ проходили курсы по ликвидации агронеграмотности. По шести районам Самарского округа было организовано 62 сельскохозяйственных кружка, при избах-читальнях - консультации, проводились специальные краткосрочные курсы [6, л. 2].
Таким образом, ШКМ сыграли существенную роль в решении проблемы кадрового голода в российской деревне и ликвидации агронеграмотности населения. Ставка государства на батрацко-бедняцкий состав обучающихся школьников обеспечило ему социальную поддержку и надежных союзников в деревне при проведении коллективизации.
Библиографический список
1. Российский Государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) Ф. М-1. Оп. 23. Д. 629.
2. РГАСПИ Ф. М-1. Оп. 23. Д.627.
3. РГАСПИ Ф. М-1. Оп. 23. Д. 724.
4. РГАСПИ Ф. М.-1. Оп. 23. Д. 772.
5. РГАСПИ Ф. М.-1. Оп. 23. Д. 432
6. РГАСПИ Ф. М.-1. Оп. 23. Д. 938
7. Государственный архив Орловской области (ГАОО )Ф. П.-48. Оп. 1. Д. 324.
8. ГАОО Ф. 1087. Оп. 1. Д. 1476.
9. Коммунистка. 1926 № 5.
10. Известия ЦК ВКП(б). 1929. № 10.
11. Коллективизация сельского хозяйства. Важнейшие постановления коммунистической партии и Советского правительства. 1927 - 1935 гг. М., 1957.
12. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1984 Т. 4.
References
1. Russian State Archive of Socio-Political History (RSASPH) Fund. M-1. Inventory 23. Case 629.
2. RSASPH. Fund. M-1. Inventory 23. Case627.
3. RSASPH. Fund. M-1. Inventory 23. Case724.
4. RSASPH. Fund. M-1. Inventory 23. Case772.
5. RSASPH. Fund. M-1. Inventory 23. Case432.
6. RSASPH. Fund. M-1. Inventory 23. Case938.
7. State Archive of Orel Region (SAOR). Fund. P.-48. Inventory 1. Case 324.
8. SAOR. Fund1087. Inventory1. Case 1476.
9. Kommunistka. 1926, № 5.
10. News of the Central Committee of the CPSU (b). 1929. № 10.
11. Collectivization of agriculture. The most important resolutions of the Communist Party and the Soviet government. 1927 - 1935. Moscow, 1957.
12. CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee. Moscow, 1984. Vol. 4.