Научная статья на тему 'Школы крестьянской молодежи в контексте кадровой политики советского государства в российской деревне'

Школы крестьянской молодежи в контексте кадровой политики советского государства в российской деревне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКМ / ДЕРЕВНЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КАДРЫ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ / КРЕСТЬЯНСТВО / SPY / VILLAGE / AGRICULTURAL PERSONNEL / INDUSTRIALIZATION / COLLECTIVIZATION / PEASANTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ченская Т. В., Новиков В. С.

В статье раскрывается деятельность новых для советской деревни 20-х 30-х гг. учебных заведений по подготовки сельскохозяйственных кадров школ крестьянской (колхозной) молодежи, ставших неотъемлемым фактором жизни советской деревни в период подготовки и проведения коллективизации аграрного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOLS OF PEASANT YOUTH IN THE CONTEXT OF THE PERSONNEL POLICY OF THE SOVIET STATE IN THE RUSSIAN COUNTRYSIDE

The article reveals the activities of the new educational institutions for the Soviet countryside of the 20s 30swhich were aimed at training agricultural personnel schools of peasant (collective farm) youth, which became an indispensable factor in the life of the Soviet village during the preparation and collectivization of the agricultural sector.

Текст научной работы на тему «Школы крестьянской молодежи в контексте кадровой политики советского государства в российской деревне»

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

УДК 433.94(47) ЧЕНСКАЯ Т.В.

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] НОВИКОВ В.С.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]

UDC 433.94(47) CHENSKAYA T.V.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of History of Russia, Orel State University E-mail: [email protected] NOVIKOV V.S.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Computer Science, Orel State University E-mail: [email protected]

ШКОЛЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО

ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ДЕРЕВНЕ

SCHOOLS OF PEASANT YOUTH IN THE CONTEXT OF THE PERSONNEL POLICY OF THE SOVIET STATE IN THE RUSSIAN COUNTRYSIDE

В статье раскрывается деятельность новых для советской деревни 20-х - 30-х гг. учебных заведений по подготовки сельскохозяйственных кадров - школ крестьянской (колхозной) молодежи, ставших неотъемлемым фактором жизни советской деревни в период подготовки и проведения коллективизации аграрного сектора.

Ключевые слова: ШКМ, деревня, сельскохозяйственные кадры, индустриализация, коллективизация, крестьянство.

The article reveals the activities of the new educational institutions for the Soviet countryside of the 20s - 30swhich were aimed at training agricultural personnel - schools of peasant (collective farm) youth, which became an indispensable factor in the life of the Soviet village during the preparation and collectivization of the agricultural sector.

Keywords: SPY, village, agricultural personnel, industrialization, collectivization, peasantry.

Модернизация аграрного сектора, вызванная начавшейся индустриализацией промышленности непосредственно отразилось на системе образования и кадровой политике советского государства в российской деревне. В сельском хозяйстве, как и в промышленности, правительство выдвинуло задачу массовой подготовки сельскохозяйственных кадров из бедняцких и батрацких групп населения деревни. Особенностью подготовки кадров, в том числе и сельскохозяйственной интеллигенции являлся классовый подход, значимость которого все больше усиливалась в период коллективизации. Ставилась задача формирования нового типа личности. Это означало изменение ее внутреннего, духовного мира, основу которого должны были составить, прежде всего, политические и идеологические ценности и установки большевизма. Способы профессиональной подготовки батрачества были достаточно многообразными: курсы, школы механизации, сельскохозяйственные техникумы и вузы. ЦК ВКП(б) ориентировал местные партийные ячейки на выдвижение в состав курсантов и других производственных курсов в первую очередь представителей батрацко-бедняцких слоев деревни. В постановлении ЦК ВКП(б) от 4 марта 1929 г «О работе среди сельхозлесрабочих» перед конференциями кооперативных органов и союза сельскохозяйственных

рабочих ставилась задача обеспечить первоочередную подготовку батраков на тракторных и других производственных курсах и учебных заведениях [10, с. 12]. Позже, в сентябре и октябре 1929 г. в постановлениях ЦК партии «О массовой работе в районах организаций МТС», «О вовлечении батрачества в кооперацию и колхозы» также подчеркивалась необходимость развертывать работу по отбору курсантов, прежде всего, из среды батрацкой молодежи [11, с.с. 200, 216]. Кандидатуры, рекомендованные на курсы механизаторов, трактористов, шоферов, ремонтных рабочих обсуждались на общих собраниях батраков и бедноты, а также на заседаниях сельрабочкомов.

Новым типом учебных заведений для подготовки кадров были школы крестьянской молодежи (ШКМ). Обучение в них, рассчитанное на 3 года, носило производственный характер. Общественно-практическая работа юношей и девушек, как правило, проходила в совхозах и сельскохозяйственных кооперативах. ШКМ была не только образовательным, но и культурно-политическим центром деревни. Строительство ШКМ шло по двум основным направлениям: по пути открытия новых школ и по пути реорганизации существующих в сельских районах семилеток и низших сельскохозяйственных учебных заведений. Наркомпрос РСФСР со-

© Ченская Т.В., Новиков В.С. © Chenskaya T.V., Novikov V.S.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (82), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 82. 2019

вместно с ЦК ВЛКСМ в мае 1927 г. издал директиву, предусматривающую пути и порядок преобразования всех семилеток и школ второй ступени в деревне в ШКМ. Это мероприятие Наркомпрос расценивал как реформу школьной системы в деревне, проведение ко -торой включало следующие моменты:

1. Переход пятых, шестых и седьмых групп школ-семилеток и девятилеток и первого концентра школ второй ступени на программы и методы, по которым работали существующие к тому времени ШКМ.,

2. Создание необходимой производственной базы (учебного хозяйства и мастерских) и обеспечение школ агрономическим персоналом.

3. Улучшение социального состава учащихся.

Согласно постановлению Наркомпроса от 5 февраля

1930 г., каждая ШКМ должна была принять специальное направление, например: полеводческое, молочного животноводства, льноводства и т. д., с тем, чтобы обеспечить подготовку кадров массовых квалификаций, в которых ощущалась нужда в данном районе. Профиль однокомплектных ШКМ устанавливался в соответствии с ведущей отраслью хозяйства района, а профиль многокомплектных школ отражал его различные направления. В целях сохранения политехнического характера образования обеспечивалось достаточное знакомство со смежными отраслями хозяйства.

Неимущая часть учащихся ШКМ получали стипендию. Наркомпрос установил следующий минимальный размер стипендии на одного учащегося ШКМ в месяц, исчисленный в натуральной форме: мука - 50 фунтов; мясо, крупы - 7,5 фунта; овощи (картофель, свекла, морковь и др.) - 80 фунтов; сахар - 2 фунта; жиров - 3 фунта; чай из рассчета1 фунт на 30 человек; соль - 1,5 фунта; лука - 2 фунта; приправы на 10 копеек [1, л. 4]. Социальный состав ШКМ был неоднородным: дети рабочих совхозов, батраков, бедняков, середняков, зажиточных селян, детдомовцы и прочие, как например в 1927 - 1928 гг в Орловском округе (см. таблицу 10):

Таблица 10. [7, л. 3]

ШКМ Кол-во учащихся Батраков Бедняков Середняков Зажиточных Детей детдомов Служащих Прочих

Красно -Октябрьская 85 3 38 27 - 14 3 -

Кричиеская 87 16 57 14 - - - -

Упаловская 136 13 69 54 - 1 - -

Корсунская 65 4 16 45 - - - -

Галунская 125 8 44 66 - 1 3 3

Чекрянская 84 3 45 33 - 5 2 1

Кривцовская 52 - 11 45 - - - -

Петровская 47 - 22 18 - - 2 1

Итого 681 47 302 302 - 21 10 5

Из приведенных данных видно, что в ШКМ преобладали батраки, бедняки и середняки. Это было напря-

мую связано с классовым подходом к образованию, дети чуждых социальных элементов ограничивались в праве на получение образования. На ХУсъезде ВКП(б) было принято решение «...расширить сеть ШКМ и принять ряд мер к укреплению в них ядра батрацко-бедняцкой молодежи (увеличение стипендий, отпуска средств на содержание общежитий для батраков и маломощных бедняцких детей и т. п.)» [12, с. 310]

Производственной базой для школ крестьянской молодежи являлись школьные земельные участки, на которых сами школьники проводили практические работы. Учащиеся этих школ активно участвовали в делах сельского совета, кооперации, школ первой ступени, в красных уголках. ШКМ вели широкую производственно-агрономическую и общественно-политическую работу среди населения. Производственное обучение в ШКМ охватывало следующие виды работы: организация показательных опытов и улучшений в крестьянских хозяйствах по заданиям школы, согласованным с домохозяевами, практические занятия в хозяйстве школы и общественно-агрономическая - очистка и сортировка семян, борьба с сорняками, работа на прокатных пунктах. Вот несколько примеров: ученики Коломенской ШКМ (Московской губернии) сумели увеличить удои коровы в полтора раза, снизив одновременно себестоимость молока в два раза, внесение минеральных удобрений повысило урожайность в 1,5 - 2 раза. В селе Монино (Смоленская губерния) утеплили 17 скотных дворов, поставили 4 кормушки, очистили 500 пудов зерна, заложили несколько десятков опытов по обработке почвы. Егорьевская ШКМ отсортировала крестьянам 350 пудов семян льна [1, л. 39.]

Сеть ШКМ разрасталась и одновременно рос и охват школами молодежи. По данным Московской губернии в 1924 - 1925 гг. было 21 ШКМ (1100 учащихся); в 1925

- 1926 гг. - 36 ШКМ (2200 учащихся); в 1926 - 1927 гг.

- 45 ШКМ (4200 учащихся); в 1927 - 1928 г. - 54 ШКМ. Состав учащихся этих школ по полу и возрасту был следующим: 1925 - 1926 уч. г. девушек - 12,5 %, юношей -77,5%; в 1926 - 1927 уч. г. девушек - 27%, юношей 73%, а по возрасту до 14 лет - 40%, старше 14 лет - 60% [3, л. 124]. В первые годы работы ШКМ процент девушек в школе едва достигал 10%. Зачастую в ШКМ не было ни одной девушки. Как известно, крестьянин с узкохозяйственной точки зрения считал излишним обучать дочь. Из школы I ступени девочку берут потому, что нужна нянька или помощница матери. Учить девушку в повышенной школе - «нет расчёта», ибо скоро замуж. Этим и объясняется тот факт, что среди неграмотной деревенской молодежи 2/3 ее составляли девушки. Даже в 1930 г. лишь до 26% девушек посещали школу [9, с. 34]. В 1926 - 1927 году в РСФСР насчитывалось 629 ШКМ с 60 тыс, учащихся в т. ч. и женского пола [4. л. 101].

ШКМ обеспечивались периодическими изданиями и учебными пособиями, такими как сельскохозяйственная хрестоматия «Пионер обновленной земли», учебник физики Красикова [5, л. 21]. Из периодических изданий выписывались такие журналы и газеты как

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА)(ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

«Смена», «Хочу все знать», «Сам себе агроном», «На путях к новой школе», «Народный учитель», «Правда», «Комсомольская правда», «Беднота» и местные районные издания [8, л. 125].

Кроме школ крестьянской молодежи, развивались еще вечерние школы и курсы крестьянской молодежи [4, л. 101]. В 1930 - 1931гг. школы крестьянской молодежи были преобразованы в школы колхозной молодежи. Работа этих школ должна была быть подчинена задачам коллективизации, являясь одной из основных форм подготовки кадров массовых квалификаций для коллективных хозяйств.

По инициативе Наркомпроса в 1930 г. был создан типовой договор между ШКМ и колхозом, совхозом, МТС, где указывалось, что ШКМ является основной формой подготовки кадров массовой квалификации. В 1931 г. все ШКМ были переведены на непрерывный учебный год, с тем, чтобы летом учащиеся приобретали практические навыки работы в сельском хозяйстве. Их работа во время производственной практики оценивалась в трудоднях наравне с трудом колхозника. Для учащихся старше 16 лет, умеющих читать и писать, создавались вечерние ШКМ. В день занятий их отпускали с работы на 2 часа раньше. После двух лет учебы в школе выпускали трактористов, животноводов, полеводов.

Повсеместно заключались договора между ШКМ с колхозами, где оговаривались взаимные обязательства: колхозы выделяли для школ опытно-агрономические участки, помогали наладить работу школьных мастер-

ских, ШКМ брали обязательства наладить работу по агронеграмотности в колхозах и совхозах, создавали полеводческие животноводческие бригады. Так, в Хотьковской школе (Орловская область) из агрономических дисциплин преподавались: полеводство, животноводство, сельскохозяйственная механика и кооперация. Специально изучали огородничество, садоводство, пчеловодство. Парковская ШКМ, Лысковского уезда провела двухнедельные сельскохозяйственные курс, крестьяне в результате, провели ряд изменений в своих хозяйствах [2, л. 69]. Опытный агроучасток при Кинельском отделении организовал четыре сельхоз-кружка и трехнедельные агрокурсы батрацкого актива деревни. В Инсорском районе были организованы бригады агропропагандистов. Все секретари ячеек КСМ проходили курсы по ликвидации агронеграмотности. По шести районам Самарского округа было организовано 62 сельскохозяйственных кружка, при избах-читальнях - консультации, проводились специальные краткосрочные курсы [6, л. 2].

Таким образом, ШКМ сыграли существенную роль в решении проблемы кадрового голода в российской деревне и ликвидации агронеграмотности населения. Ставка государства на батрацко-бедняцкий состав обучающихся школьников обеспечило ему социальную поддержку и надежных союзников в деревне при проведении коллективизации.

Библиографический список

1. Российский Государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) Ф. М-1. Оп. 23. Д. 629.

2. РГАСПИ Ф. М-1. Оп. 23. Д.627.

3. РГАСПИ Ф. М-1. Оп. 23. Д. 724.

4. РГАСПИ Ф. М.-1. Оп. 23. Д. 772.

5. РГАСПИ Ф. М.-1. Оп. 23. Д. 432

6. РГАСПИ Ф. М.-1. Оп. 23. Д. 938

7. Государственный архив Орловской области (ГАОО )Ф. П.-48. Оп. 1. Д. 324.

8. ГАОО Ф. 1087. Оп. 1. Д. 1476.

9. Коммунистка. 1926 № 5.

10. Известия ЦК ВКП(б). 1929. № 10.

11. Коллективизация сельского хозяйства. Важнейшие постановления коммунистической партии и Советского правительства. 1927 - 1935 гг. М., 1957.

12. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1984 Т. 4.

References

1. Russian State Archive of Socio-Political History (RSASPH) Fund. M-1. Inventory 23. Case 629.

2. RSASPH. Fund. M-1. Inventory 23. Case627.

3. RSASPH. Fund. M-1. Inventory 23. Case724.

4. RSASPH. Fund. M-1. Inventory 23. Case772.

5. RSASPH. Fund. M-1. Inventory 23. Case432.

6. RSASPH. Fund. M-1. Inventory 23. Case938.

7. State Archive of Orel Region (SAOR). Fund. P.-48. Inventory 1. Case 324.

8. SAOR. Fund1087. Inventory1. Case 1476.

9. Kommunistka. 1926, № 5.

10. News of the Central Committee of the CPSU (b). 1929. № 10.

11. Collectivization of agriculture. The most important resolutions of the Communist Party and the Soviet government. 1927 - 1935. Moscow, 1957.

12. CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee. Moscow, 1984. Vol. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.