Научная статья на тему 'НОВЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НОВЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / СЕМЬЯ / ШКОЛА / ЛЕКЦИЯ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ / МАСТЕР-КЛАСС / ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамарина Е.В., Панова Е.С.

Актуализация воспитательной составляющей в системе российского образования сделала востребованной тематику совершенствования семейного воспитания посредством новых форм педагогического просвещения семьи. В их основу заложены активные (способствующие активизации познавательных потребностей и способностей родителей) и интерактивные (в ходе которых осуществляется обмен педагогическим опытом и опытом семейного воспитания) методы и технологии. Среди них лекции-презентации, педагогические практикумы, мастер-классы, онлайн-конференции, оказывающие разнонаправленное воспитательное влияние на взаимоотношения обучающихся и родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамарина Е.В., Панова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FORMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION OF A FAMILY IN THE MODERN CONDITIONS OF IMPROVING RUSSIAN EDUCATION

The actualization of the educational component in the Russian education system has made the issue of improving family upbringing through new forms of pedagogical education of a family especially relevant. They are based on active (which contribute to the revitalization of the cognitive needs and abilities of parents) and interactive (with the exchange ofpedagogical experience and experience of the family education) methods and techniques. They are lectures-presentations, pedagogic workshops, master-classes, online conferences that have a multidirectional educational impact on the relationship between students and parents.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 37.064.1(470+571) ШАМАРИНА Е.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и профессионального образования Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева E-mail: saxa9999@mail.ru ПАНОВА Е.С.

кандидат политических наук, член Экспертно-консультативного совета при Уполномоченном по правам человека в Орловской области E-mail: panova-es@rambler.ru

UDC 37.064.1(470+571) SHAMARINA E.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Department of Pedagogy and Professional Education, Orel

State University E-mail: saxa9999@mail.ru PANOVA E.S.

Candidate of Political Sciences, A member of the Expert Advisory Board under the Commissioner for human rights

in the Orel region E-mail: panova-es@rambler.ru

НОВЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

NEW FORMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION OF A FAMILY IN THE MODERN CONDITIONS OF IMPROVING RUSSIAN EDUCATION

Актуализация воспитательной составляющей в системе российского образования сделала востребованной тематику совершенствования семейного воспитания посредством новых форм педагогического просвещения семьи. В их основу заложены активные (способствующие активизации познавательных потребностей и способностей родителей) и интерактивные (в ходе которых осуществляется обмен педагогическим опытом и опытом семейного воспитания) методы и технологии. Среди них лекции-презентации, педагогические практикумы, мастер-классы, онлайн-конференции, оказывающие разнонаправленное воспитательное влияние на взаимоотношения обучающихся и родителей.

Ключевые слова: образование, воспитание, педагогическое просвещение, семья, школа, лекция-презентация, педагогический практикум, мастер-класс, онлайн-конференция.

The actualization of the educational component in the Russian education system has made the issue of improving family upbringing through new forms of pedagogical education of a family especially relevant. They are based on active (which contribute to the revitalization of the cognitive needs and abilities of parents) and interactive (with the exchange ofpedagogical experience and experience of the family education) methods and techniques. They are lectures-presentations, pedagogic workshops, master-classes, online conferences that have a multidirectional educational impact on the relationship between students and parents.

Keywords: education, upbringing, pedagogical educating, a family, a school, a lecture-presentation, a pedagogic workshop, a master-class, an online conference.

О модернизации российского образования стали задумываться ещё в начале 2000-х гг., и не только на уровне педагогического сообщества. Обусловлено это было как общими тенденциями мирового развития, так и ускорением темпов развития российского государства и общества, в том числе информационного развития. Существенные изменения были связаны с поиском новых концептуальных и практико-ориентированных подходов в образовании, внедрением инновационных образовательных технологий и обновлением методик педагогической работы. Наряду с этими процессами, к системе российского образования стали предъявляться и определённые социальные требования. Например, всестороннего развития личности обучающегося и содействия в его социализации, инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, расширения круга участников образовательного процесса до семьи и родительского сообщества.

Таким образом, начиная с 2000-х гг., главная зада-

ча российской образовательной политики, как отмечается в Распоряжении Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», заключалась в обеспечении «современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Усовершенствования последних лет затронули структуру системы образования, федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы и общие требования к их реализации. Эти и другие основополагающие аспекты нашли отражение в действующем Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом в 2012 году.

Вместе с тем, на рубеже веков за рамками системы образования фактически оказалась воспитательная составляющая. Осознание этого на государственном уровне привело к необходимости внесения изменений

© Шамарина Е.В., Панова Е.С. © Shamarina E.V., Panova E.S.

в данный Федеральный закон. И в 2020 году он был дополнен требованиями к организации воспитания обучающихся, в числе которых - разработка рабочих программ воспитания.

Актуализация воспитательной составляющей в системе российского образования сделала по-настоящему востребованной тематику совершенствования семейного воспитания с помощью новых форм педагогического просвещения семьи. Проблематике реализации воспитательного и образовательного потенциала семьи, в той или иной степени, отдавали должное многие классики педагогической мысли. Так, известный чешский педагог-гуманист XVII века Я.А. Коменский отмечал: «Дело родительской мудрости не только заботиться о том, чтобы их дети были живыми или чтобы у них было накоплено как можно более богатства, но и из всех сил стремиться к тому, чтобы ум их наполнить мудростью. Ведь мудрость дороже драгоценных камней и жемчужин, и всё, к чему люди стремятся, нельзя сравнивать с мудростью» [3].

Анализ педагогических идей второй половины XVIII - начала XX вв. позволил К.А. Писареву выявить следующие подходы к рассмотрению соотношения семейного и школьного воспитания: «государственнический», «взаимопомогающий»,

«солидарно-гуманистический». Первый характеризовался противопоставлением школьно-государственного и семейного воспитания, даже некоторым обособлением школы от семьи (И.И. Бецкой, А.А. Барсов, Г.Н. Теплов, М.М. Сперанский). Начиная с последней четверти XVIII века, разрабатывался «взаимопомогающий» подход, в рамках которого задачи семьи усматривались в налаживании контактов родителей с учителями по согласованию задач и средств домашнего воспитания с воспитанием в учебном заведении (Н.И. Новиков, А.А. Прокопович-Антонский, А.Ф. Афтонасьев, С.П. Шевырёв). Третий, «солидарно-гуманистический» подход, наметившийся в 1830-е гг., полагал основой связи семьи и школы их согласованную заботу о развитии ребёнка, его общечеловеческих качеств и индивидуальных способностей (И.И. Давыдов, К.Д. Ушинский, И.А. Сикорский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев) [8, с. 8-9].

В послевоенные годы теория и практика педагогического просвещения родителей в отечественной системе образования получила новый импульс развития. Ещё в довоенные годы Н.К. Крупская «обосновала необходимость придания педагогическим знаниям для родителей социальной направленности», А.С. Макаренко «определил содержание и методику формирования личности ребёнка в условиях родительского дома», затем В.А. Сухомлинский «разработал и проверил на опыте... систему педагогического просвещения родителей» [7, с. 9-11]. «По моему глубокому убеждению, - писал он, - педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей. .Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей» [10,

с. 60-61]. Таким образом, эпизодические формы педагогического просвещения оформляются в целостную систему советского педагогического просвещения, включающую как индивидуальные, так и коллективные формы.

В настоящее время, несмотря на утверждение высокой социальной ценности просвещения, системный подход к пониманию педагогического просвещения, похоже, не сформулирован. Например, Т.В. Коваленко указывает на недостаточную исследованность системы взаимодействия семьи и школы в условиях модернизации современной начальной школы, что, по сути, является проблемным аспектом начальной ступени обучения [2, с. 4].

Традиционно просвещение понимается как распространение знаний. Это во многом сближает его с понятием информирования. Но, как показывает практика, в современных условиях простое информирование малоэффективно. В педагогической работе при информировании взаимодействие с семьёй осуществляется опосредованно - через информацию, размещённую на стендах, в папках-передвижках и в уголках для родителей, выставках периодики и методических материалов. Здесь родителям отводится пассивная роль, тогда как педагогическое просвещение осуществляется в живом, непосредственном общении, посредством обратной связи с родителями.

В иных случаях педагогическое просвещение рассматривается как «родительский всеобуч» [6, с. 44] или как «направление профилактики» [9]. В теоретических источниках можно встретить и такое близкое по значению понятие как педагогическое сопровождение. Однако последнее, по нашему мнению, в отличие от педагогического просвещения семьи, больше применимо к детям и характеризуется как условие их всестороннего развития. Мы рассматриваем педагогическое просвещение в качестве воспитательного воздействия, направленного на родителей в целях активизации воспитательного потенциала семьи в отношении детей.

В повышении эффективности педагогического просвещения важнейшее значение приобретает соблюдение принципа преемственности в работе образовательных организаций: от дошкольной ступени до общеобразовательной школы, а также на начальных этапах очной формы обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

Так, современными формами сотворчества с родителями ребёнка дошкольного возраста являются разыгрывание педагогических ситуаций, игровое решение педагогических задач, визуальный анализ собственной воспитательной деятельности. Например, «значимость знаний родителей о физическом развитии ребёнка на каждом возрастном этапе периода дошкольного детства можно убедительно доказать с помощью вовлечения родителей в подвижные квест-игры, в изучение особенностей двигательного режима, безопасной среды двигательной активности и её значения для здоровья до-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

школьника» [5, с. 128].

В педагогической практике современной начальной школы появляются и такие новые формы организации работы с родителями как круглые столы, тренинги, мастер-классы, деловые игры, анализ педагогического опыта и просвещение родителей через Интернет [4].

А вот выстраивание партнёрских отношений с родителями студентов в воспитательной системе вуза может осуществляться на основе использования интерактивных форм проведения родительских собраний, привлечения родителей к образовательному процессу через проектную деятельность, использования в работе технологий дистанционной психолого-педагогической помощи семье [1].

Таким образом, анализ педагогического опыта последних лет убедительно показывает, что педагогическое просвещение, ориентированное главным образом на запоминание, сохранение материала в памяти и его механическое воспроизведение лишь отчасти может удовлетворять современным требованиям усовершенствования российского образования. В этой связи акцентируем внимание на появлении новых форм педагогического просвещения и отметим, что в их основу заложены активные (то есть способствующие активизации познавательных потребностей и способностей родителей) и интерактивные (в ходе которых осуществляется обмен педагогическим опытом и опытом семейного воспитания) методы и технологии. Такие новые формы, на наш взгляд, решают не только информационную, но и воспитательную задачу, поскольку создают более благоприятные условия для инициативы со стороны родителей, раскрытия потенциала семейного воспитания.

Наиболее доступной формой педагогического просвещения всегда была лекция. Цель применения лекции в педагогическом просвещении - повышение педагогической грамотности родителей. От рассказа она отличается научностью, большей последовательностью в изложении материала, наличием понятийного аппарата. Однако в традиционной лекции сегодня усматривают и некоторые методические недостатки, самый серьёзный из которых - это пассивность слушателей.

В этой связи, более новой формой педагогического просвещения выступает лекция-презентация. Она позволяет, во-первых, сфокусировать внимание слушателей на главном, а, во-вторых, удерживать их внимание посредством визуализации подачи материала. Иллюстрирование лекции слайдами позволяет наглядно передать как содержание нового материала, так и закрепить уже имеющиеся знания.

Считаем, что к проведению лекции-презентации можно подходить с позиций двух подходов:

а) презентация выполняет функцию наглядного сопровождения чтения лекции;

б) чтение лекции осуществляется как комментирование предъявляемых слушателям материалов.

Таким образом, определяя место лекции-презентации в системе педагогического просвещения,

можно сказать, что она наиболее пригодна для введения родителей в определённую тематику и может использоваться как способ создания психологической установки на дальнейшее просвещение.

Для каждой формы педагогического просвещения мы рекомендуем свою тематику. Для лекции-презентации нами предлагаются темы, посвящённые феномену и типам семейного воспитания, роли семьи в первичной социализации личности, методам воспитания в семье, правовым основам семьи и воспитания детей. Вместе с тем, заметим, что одна и та же тема, в содержательном аспекте, может раскрываться и при помощи других форм педагогического просвещения.

Целенаправленной активизации познавательных потребностей и способностей родителей способствует проведение педагогических практикумов. В ходе их проведения акценты смещаются с активности педагога на активность родителей.

В основу педпрактикумов, как правило, заложен метод моделирования педагогических ситуаций, что предполагает активное обсуждение видимых и скрытых проблем в поведении детей. При этом задействовано сразу несколько психических познавательных процессов - память, внимание, мышление и методов познания - анализ, синтез, обобщение, сопоставление и т.п. А это, в свою очередь, способствует активному включению участников практикума в ситуацию профессиональной педагогической деятельности.

Можно сформулировать вывод о рефлексивной направленности педагогических практикумов, ориентированных в большей степени на опыт семейного воспитания. И темы здесь можно предложить соответствующие, практико-ориентированные, например, особенности работы с гиперактивными детьми, особенности работы с леворукими детьми, урегулирование домашних конфликтов и конфликтов в детском коллективе, защита прав и интересов детей, профилактика вредных привычек детей и подростков, здоровьес-берегающие технологии, особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и др.

Сделать педагогическое просвещение не только интересным, но и результативным позволяет такая новая форма педагогического просвещения как масер-класс, основанная на деятельностном подходе. Мастер-класс направлен на расширение сферы совместной деятельности педагога и родителей в области педагогического просвещения семьи, вовлечение во взаимодействие всех участников образовательного процесса. Педагог в данном случае выступает в роли эксперта. Целью мастер-класса является передача педагогического опыта. По нашему мнению, такая форма создаёт повышенную степень мотивации участников к педагогическому просвещению.

Рекомендуемая тематика мастер-классов: организация диагностической работы по изучению семей; создание условий для взаимодействия образовательных организаций и семьи; педагогические достижения учителей в сферах воспитания и образования; индиви-

дуальный подход и учёт возрастных особенностей в педагогической работе.

Принципиально новой формой педагогического просвещения в современных условиях усовершенствования российского образования становится педагогическое просвещение через сеть «Интернет». Это может быть электронная страничка классного руководителя, сайт образовательной организации, онлайн-конференция. В целом, их особенностью является интерактивный характер, позволяющий в условиях невозможности очной встречи организовать процесс педагогического просвещения в виртуальном пространстве.

Отметим, что это многосторонний способ связи, поскольку родители могут общаться не только с педагогом, но и между собой. Благодаря сайту либо электронной страничке родители могут быть в курсе ежедневно проводимых мероприятий. Интернет-активность родителей, в плане педагогического просвещения, проявляется в возможности принять участие в обсуждениях и задать вопросы, публикации комментариев, участии в опросах, просмотре новостных сообщений. Заметим, что в рамках национального проекта «Образование» функционирует федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей.

Методологическим преимуществом онлайн-конференции является возможность объединить семью и школу единым мультимедийным пространством. Это своеобразный виртуальный «круглый стол». Акценты здесь также на стороне родителей: они приобретают умения и навыки, связанные с аргументацией в изложении своих мыслей, конструктивным отстаиванием своей позиции, принятием совместных решений. Роль педагога заключается в общей ориентации и направлении хода онлайн-конференции. В ней могут участвовать также и приглашённые специалисты-практики.

Явным преимуществом онлайн-конференции является открытый доступ к её материалам посредством аудио- и видеозаписи. При проведении онлайн-конференций успешно зарекомендовали себя темы, связанные с особенностями электронного обучения и внедрением дистанционных образовательных технологий.

Таким образом, системный подход к педагогическому просвещению в современных условиях усовершенствования российского образования мы видим в сочетании традиционных и новых форм педагогического просвещения. Качественное отличие последних заключается в новизне форматов, обновлённой тематике, новых возможностях использования. Они оказывают разнонаправленное воспитательное влияние на взаимоотношения обучающихся и родителей. По нашему мнению, конечный, практико-ориентированный, результат педагогического просвещения заключается в том, чтобы родители смогли выстроить свою траекторию семейного воспитания, исходя из особенностей своих детей и взаимоотношений с ними.

Учитывая то, что предлагаемый в примерных рабочих программах воспитания перечень задач воспитания является примерным и каждая образовательная организация вправе уточнять и корректировать их, рекомендуется включать в рабочие программы воспитания конкретных образовательных организаций и календарные планы воспитательной работы мероприятия по педагогическому просвещению семьи.

Надеемся, что тематика и проблематика внедрения новых форм педагогического просвещения будет особенно интересна выпускникам педагогических вузов и факультетов - будущим педагогам, которые только приобретают собственный опыт организации и проведения педагогического просвещения семьи.

Библиографический список

1. Акутина С.П., Калинина Т.В. Организация работы с родителями студентов в воспитательной системе вуза в контексте уровневого образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ organizatsiya-raboty-s-roditelyami-studentov-v-vospitatelnoy-sisteme-vuza-v-kontekste-urovnevogo-obrazovaniya

2. Коваленко Т.В. Моделирование взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования: Автореф. дис. ... канд. педагогич. наук: 13.00.01 / Коваленко Татьяна Владимировна. Омск, 2016. 22 с.

3. Каменский Я.А. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/01_Comenius_Mother_school.html

4. Капылава Е.В., Логинова В.С. Функции и формы педагогического просвещения родителей в условиях современной начальной школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2019/10/31/46-52.pdf

5. КощиенкоИ.В. Взаимодействие педагогов и родителей на основе сотворчества в условиях дошкольной образовательной организации // Научно-теоретический журнал «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта». 2017. № 10 (152). С. 125-130.

6. Науменко Н.М. Педагогическое просвещение родителей как механизм формирования ответственного родительства // KANT. 2017. № 1(22). С. 42-46.

7. Петренко П.П. Педагогическое просвещение родителей в отечественной системе образования в послевоенные годы: Теория и практика: Автореф. дис. ... канд. педагогич. наук: 13.00.01/ Петренко Петр Петрович. Пятигорск, 2006. 19 с.

8. ПисаревК.А. Проблема соотношения семейного и школьного воспитания в русской педагогической мысли второй половины XVIII - начала XX веков: Автореф. дис. ... канд. педагогич. наук: 13.00.01/ Писарев Кирилл Александрович. Курск, 2009. 25 с.

9. Симатова О.Б. Психолого-педагогическое просвещение участников образовательного процесса как эффективное направление профилактики зависимого поведения детей и подростков // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 129-134.

10. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., Политиздат, 1973. 272 с.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

References

1. Akutina S.P., Kalinina T.V. The organization works with parents of students in the university educational system in the context of level of education [Electronic resourse]. - Mode of access: https://cyberleninka.rU/article/n/ organizatsiya-raboty-s-roditelyami-studentov-v-vospitatelnoy-sisteme-vuza-v-kontekste-urovnevogo-obrazovaniya

2. Kovalenko T. V. Modeling of interaction between family and school in the conditions of modern primary education: Author's abstract. ... Candidate of Pedagogic Sciences: 13.00.01 / Kovalenko Tatyana Vladimirovna. Omsk, 2016. 22 p.

3. Komensky Ya. A. Mother school or about caring education of youth in the first six years [Electronic resourse]. - Mode of access: http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/01_Comenius_Mother_school.html

4. Kopylova E. V., Loginova V. S. Functions and forms of pedagogical education of parents in the conditions of modern elementary school [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2019/10/31/46-52.pdf

5. Koshchienko I. V. Interaction of teachers and parents on the basis of co-authorship in the conditions of preschool educational organizations // Scientific theory journal «Uchenye zapiski universiteta imeny P.F. Lesgafta». 2017. № 10 (152). Pp. 125-130.

6. Naumenko N.M. Pedagogical education for parents as an instrument for the formation of responsible parenthood // KANT. 2017. № 1(22). Pp. 42-46.

7. Petrenko P. P. Pedagogical education of parents in the national education system in the post-war years: Theory and practice: Author's abstract. ... Candidate of Pedagogic Sciences: 13.00.01 / Petrenko Pyotr Petrovich. Pyatigorsk, 2006. 19 p.

8. Pisarev K. A. The problem of the correlation of family and school education in the Russian pedagogical thought of the second half of the XVIII-early XX centuries: Author's abstract ... Candidate of Pedagogic Sciences: 13.00.01 / Pisarev Kirill Alexandrovich. Kursk, 2009. 25 p.

9. Simatova O. B. Psychological and tutorial enlightenment of educational process participants as an efficient area of prevention of children and teenagers' addictive behaviour // Theory and practice of social development. 2014. № 1. Pp. 129-134.

10. Sukhomlinsky V. A. About education. M., Politizdat, 1973. 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.