Научная статья на тему 'Подготовка родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье: концептуальная модель'

Подготовка родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье: концептуальная модель Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ / EDUCATION IN THE FAMILY / РОДИТЕЛИ / PARENTS / ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В СЕМЬЕ / THE WILLINGNESS OF A PARENT TO PERFORMANCE OF EDUCATIONAL FUNCTION IN THE FAMILY / МОДЕЛЬ / MODEL / КОМПОНЕНТ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / EXPERIMENTAL AND ANALYTICAL LEARNING / СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ / FAMILY CLUB

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ксения Михайловна

В данной статье рассматривается проблема подготовки родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье. Дается определение понятий «воспитание в семье», «готовность родителя к выполнению воспитательной функции в семье», выделяются структурные компоненты готовности. В статье предложена разработанная модель подготовки родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции. Методологической базой построения модели является системный, деятельностный и партисипативный подход. Модель включает в себя ориентационно-целевой, программно-технологический, диагностико-корректирующий компоненты. Ориентационно-целевой компонент направлен на выявление предварительного уровня готовности родителей, их мотивирование, на определение целевых ориентиров, а также в дальнейшем сравнение степени соответствия полученных результатов запланированным. Программно-технологический компонент направлен на определение процесса деятельности по подготовке родителей к выполнению воспитательной функции, который осуществляется в рамках семейного клуба и основан на экспериментально-аналитическом обучении. Сформулированы принципы работы семейного клуба в рамках реализации модели: учет воспитательных возможностей семьи, ориентация на образовательные потребности и запросы родителей, поддержка и взаимопомощь. Диагностико-корректирующий компонент модели предполагает итоговое изучение подготовки родителей к выполнению воспитательной функции в семье через изучение всех ее структурных компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Ксения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training parents of preschoolers to the implementation of the educational function in the family: a conceptual model

This article discusses the problem of training parents of preschoolers to the implementation of the educational function in the family. Given the definition of "parenting", "the willingness of a parent to performance of educational function in the family", there are structural components of readiness. The paper proposed the developed model of training parents of preschoolers to fulfill the educational function. The methodological basis for the construction of the model is the system, active and participatory approach. The model includes the orientation-targeted, program-technological, diagnostic and remedial components. Orientation-the target component is aimed at identifying the preliminary level of readiness of parents, their motivation, the determination of targets as well as further comparison of the degree of conformity of the obtained results is planned. Software component aimed at identifying process activities, training parents to implement educational functions, which is part of a family club based on experimental and analytical learning. The principles of work of the family club in the framework of the implementation of the model: the consideration of the educational opportunities the family, focus on the educational needs and requests of parents, support and mutual assistance. Diagnostic and corrective component of the model involves the outcome study training parents to implement educational functions of the family through the study of all of its structural components.

Текст научной работы на тему «Подготовка родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье: концептуальная модель»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 4 (июль - август) http://mir-nauki.com/vol5-4.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/12PDMN417.pdf Статья опубликована 26.07.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Лебедева К.М. Подготовка родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье: концептуальная модель // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/12PDMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 374

Лебедева Ксения Михайловна

МАДОУ «Детский сад № 167» г. Перми, Россия, Пермь1

Педагог-психолог

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», Россия, Пермь

Аспирант E-mail: solnzeksy@mail.ru

Подготовка родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье: концептуальная модель

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема подготовки родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье. Дается определение понятий «воспитание в семье», «готовность родителя к выполнению воспитательной функции в семье», выделяются структурные компоненты готовности. В статье предложена разработанная модель подготовки родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции. Методологической базой построения модели является системный, деятельностный и партисипативный подход. Модель включает в себя ориентационно-целевой, программно-технологический, диагностико-корректирующий компоненты. Ориентационно-целевой компонент направлен на выявление предварительного уровня готовности родителей, их мотивирование, на определение целевых ориентиров, а также в дальнейшем сравнение степени соответствия полученных результатов запланированным. Программно-технологический компонент направлен на определение процесса деятельности по подготовке родителей к выполнению воспитательной функции, который осуществляется в рамках семейного клуба и основан на экспериментально-аналитическом обучении. Сформулированы принципы работы семейного клуба в рамках реализации модели: учет воспитательных возможностей семьи, ориентация на образовательные потребности и запросы родителей, поддержка и взаимопомощь. Диагностико-корректирующий компонент модели предполагает итоговое изучение подготовки родителей к выполнению воспитательной функции в семье через изучение всех ее структурных компонентов.

Ключевые слова: воспитание в семье; родители; готовность родителя к выполнению воспитательной функции в семье; модель; компонент; экспериментально-аналитическое обучение; семейный клуб

В современном мире возрос интерес к проблемам семьи. Анализ современных исследований в области семейного воспитания указывает на необходимость подготовки

1 614101, г. Пермь, ул. Автозаводская 42

родителей к выполнению воспитательной функции. Так, К.М. Ким [8] констатирует, что в последнее время наблюдается снижение воспитательного потенциала массовой российской семьи. Исследование А.А. Мимикиной [11] показало, что 87% родителей испытывают дефицит знаний в воспитании детей и разрешении конфликтов с ними. Данный факт подтверждается проведенным нами исследованием, которое констатировало недостаточный уровень подготовки родителей к выполнению воспитательной функции в семье [8].

Проблема формирования готовности родителей к выполнению воспитательной функции только начинает разрабатываться в педагогической науке и самостоятельным предметом исследования выступает лишь в отдельных работах (О.С. Антонович, А.В. Маркова, А.Ю. Черняева, Е.Г. Чигинцева) [1; 9; 13; 14]. Исследователи раскрывают сущность и разрабатывают модель развития психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребенком (О.С. Антонович), готовность к доверительному общению, коммуникации, к гуманным взаимоотношениям с младшими школьниками (А.В. Маркова, А.Ю. Черняева, Е.Г. Чигинцева). Однако, в существующих исследованиях вопрос о сущности и механизмах подготовки родителей детей дошкольного возраста к выполнению воспитательной функции в семье не рассматривается, что обусловливает актуальность исследования.

Опираясь на проведенный теоретический анализ работ О.С. Антонович, Т.М. Кожановой, А.В. Марковой, И.А. Сухих, Е.Г. Чигинцева [1; 4; 9; 12; 14] мы рассматриваем «готовность родителя к выполнению воспитательной функции» как личностное образование, обеспечивающее осуществление педагогически целесообразного формирования у ребенка личностных качеств, ценностных ориентаций и привития навыков поведения, соответствующих социальным нормам. Под «воспитанием в семье» мы понимаем процесс взаимодействия родителя с ребенком, направленный на решение воспитательных задач. Готовность родителя к выполнению воспитательной функции в семье включает мотивационно-ценностный (безусловное принятие индивидуальности ребенка, заинтересованность в его воспитании через передачу семейных ценностей, традиций), когнитивный (наличие знаний по вопросам воспитания ребенка, и способность их пополнения и расширения, используя формальные и неформальные источники получения информации), деятельностный (использование на эмоциональной основе стереотипных и новых эффективных приемов взаимодействия с ребенком в процессе жизнедеятельности в семье) и личностный (сформированность качеств эмпатийности, ответственности за воспитание ребенка, что проявляется в стремлении к саморазвитию в роли родителя) компоненты.

Решение проблемы подготовки родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье мы видим в создании и реализации модели, направленной на ее формирование. Представленная модель (рис. 1) разработана автором и строится на основе трех методологических подходов: системного, деятельностного и партисипативного. Построение и структура модели основывается на системном подходе. Деятельностный подход связан с системным и наполняет каждый элемент модели деятельностной составляющей. Партисипативный подход предполагает в процессе реализации модели ориентацию на сотрудничество, делегирование прав и ответственности родителям. Таким образом, партисипативный подход дополняет системный и деятельностный подходы.

Модель подготовки родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье включает в себя ориентационно-целевой, программно-технологический и диагностико-корректирующий компоненты, которые связаны друг с другом.

Мир Науки

(499) 755 50 99 ЬЦр://ш1г-паик1 .сот

Цель: подготовка родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье

о к й о в

ев

л

е ц

а

ант

ен

и р

О

а

арг

о

Требования Ф3-273, ФГОС ДО, Профессиональный стандарт педагога, Конвенции о правах ребенка

Рекомендация воспитателя

О

Д

в

б у

С

Родители дошкольников

I

Педагог ДОУ

Рекомендация педагога-психолога

г

Тренинговые занятия

Пути привлечения родителей в семейный клуб

Группа родителей семейного клуба

Актуализация, осознание и персонификация цели педагогического взаимодействия родителя с педагогом по подготовке к выполнению воспитательной функции в семье

Актуализация проблемы:

- родителями

- воспитателем

- педагогом-психологом

±

Алгоритм формирования готовности

Практика Актуализация имеющегося опыта. Методы: беседа, пример, анализ и др. Формы: активное общение и др. Средства: ИКТ

Теория Теоретическое описание вопроса. Методы: рассказ, объяснение, просмотр видеороликов и др. Формы: лекция и др. Средства: ИКТ

Практика Решение проблемных ситуаций Методы: упражнение, «мозговой штурм» и др. Формы: практикум и др. Средства: печатный материал

Теория Анализ. Методы: анализ, синтез и др. Формы: активное общение.

Практика Игровое моделирование Методы: игра, упражнение и др. Формы: активное общение. Средства: наглядные материалы

Самооценка

В тугпте гюттителей по итогам тематики

Рефлексия практического опыта

Определение уровня готовности родителей к выполнению воспитательной функции в семье

Программа подготовки родителей

Инвариантный блок

• Возрастные особенности дошкольников;

• Типология семьи и особенности воспитания;

• Требование к родителю;

• Воспитание в семье и др.

Вариативный блок: индивидуальное консультирование родителей

Компоненты готовности: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, личностный

Самовоспитание родителя

Реализация в семье воспитательной функции в непосредственном взаимодействии с ребенком:

1. Проведение диагностики

2. Создание семейной воспитывающей среды

3.Организация и осуществление деятельности, обеспечивающий воспитание ребенка в заданном направлении через систему мероприятий

- о й

к с ищ т

е ю н

ит с у ури е н о

о ног итк е о

аг р к

и р

иД о к

Организация и проведение диагностики сформированности компонентов готовности Методы: наблюдение, экспертиза, тестирование, опрос и др. Средства: опросные листы, анкеты и др.

Анализ и интерпретация результатов

недостаточный

достаточный

продвинутый

Коррекция

Методы: повторение, демонстрация, обсуждение, убеждение и др. Формы: индивидуальные консультации, тренинги и др.

Средства: наглядные материалы, учебные тексты, видеоматериалы и др.

Результат: сформированность подготовленности родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье

Рисунок 1. Модель подготовки родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье

(499) 755 50 99 ЬЦр://ш1г-паик1 .сот

Ориентационно-целевой компонент направлен на выявление предварительного уровня готовности родителей, на определение целевых ориентиров, а также в дальнейшем сравнение степени соответствия полученных результатов запланированным.

Так как в обществе появляется необходимость в формировании грамотного родителя (что нашло свое отражение в ряде нормативно-правовых документах), готового эффективно выполнять функции воспитания ребенка в семье, то общественный заказ может быть оформлен в виде цели: подготовка родителей к выполнению воспитательной функции в семье. Данная цель реализуется в рамках взаимодействия двух субъектов: педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и родителя дошкольника. В рамках нашей модели подготовки родителей к выполнению воспитательной функции в семье организован семейный клуб. Привлечение родителей к участию в его деятельности происходит несколькими путями:

1. Рекомендация воспитателя. Воспитатель ежедневно взаимодействует с детьми и их родителями. Он видит трудности, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания и общения с ребенком. Воспитатель актуализирует проблемы родителей в воспитании и рекомендует им участие во встречах семейного клуба.

2. Рекомендация педагога-психолога. В рамках своей консультационно-просветительской деятельности педагог-психолог имеет возможность рекомендовать родителям, столкнувшимися с трудностями в воспитании детей посещение мероприятий семейного клуба.

3. Тренинговые занятия. Перед началом работы семейного клуба в рамках акции по привлечению участников, для родителей будет проведен ряд практических занятий с использованием элементов тренинговых упражнений и игр по вопросам воспитания детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, набирается группа родителей, которые приняли участие в работе семейного клуба.

В процессе взаимодействия с родителями - участниками семейного клуба, педагог определяет их уровень готовности к выполнению воспитательной функции в семье. Для этого он использует методы наблюдения, опроса и беседы. Благодаря этому, а также актуализации имеющихся проблем в воспитании родителей была разработана программа их подготовки, состоящая из двух разделов: инвариантного и вариативного. Инвариантный раздел предусматривает коллективные занятия по темам: «Возрастные особенности дошкольника», «Типология семьи и особенности воспитания», «Требования к родителю», «Воспитание в семье: стили и их влияние на развитие ребенка», «Игра как необходимый элемент развития и воспитания ребенка», «Воспитание и эффективные техники речевого общения с ребенком», «Чтобы ребенок был успешным», «На пороге школы». Вариативный раздел связан с конкретными запросами родителей и реализуется в формате индивидуальных консультаций (цикла тематических индивидуальных встреч по конкретным запросам родителей).

Для эффективности взаимодействия педагога с родителями необходима взаимная заинтересованность в достижении целей. Выявленные родителями проблемы помогают им актуализировать и осознать необходимость своего развития в вопросах воспитания детей. Что в свою очередь приводит к персонификации цели. Персонификацию с позиции нашего исследования мы рассматриваем как обращенность родителей к своему внутреннему миру, опыту, направленность на выявление внутренних воспитательных ресурсов. Все выше обозначенное находит отражение в постановке личной цели каждого родителя на взаимодействие с педагогом по подготовке к выполнению воспитательной функции в семье.

Таким образом, происходит актуализация, осознание и персонификация цели педагогического взаимодействия родителя с педагогом по подготовке к выполнению

(499) 755 50 99 Ы^р://т^-паиН .сот

воспитательной функции в семье. Что в свою очередь дает возможность перейти к описанию следующего компонента модели, который реализуется в процессе работы семейного клуба.

Программно-технологический компонент направлен на определение процесса деятельности по подготовке родителей к выполнению воспитательной функции.

Реализация разработанной программы работы семейного клуба строится на основе идей экспериментально-аналитического обучения [3; 4], которое представлено в модели алгоритмом формирования готовности. В контексте нашего исследования мы рассматриваем экспериментально-аналитический подход как основу технологии, опирающейся на многократные вариативные переходы «теория-практика» и «практика-теория» в образовательной деятельности семейного клуба родителей, обеспечивающие интеграцию знаний, эмоционально-ценностных отношений и опыта [5].

Формирование готовности родителей к выполнению воспитательной функции в рамках встречи семейного клуба проходит несколько последовательно реализуемых этапов:

1. Актуализация имеющегося опыта у родителей в воспитании своих детей (практика). Родители, отвечая на проблемный вопрос педагога по теме встречи, делятся своими мнениями и опытом. Обсуждение проблемного вопроса заинтересовывает родителей и у них появляется желание получить больше информации по предложенной теме. На данном этапе предполагается использование следующих методов: беседа, анализ, обобщение, убеждение, пример, «мозговой штурм» в форме активного общения.

2. Теоретическое описание вопроса по теме встречи (теория). Педагог представляет родителям информацию теоретического характера о воспитании детей. На данном этапе используются методы рассказа, объяснения, пояснения, просмотра презентаций и видеороликов в форме лекционного изложения.

3. Решение проблемных воспитательных ситуаций (практика). Родители объединяются в пары и сами выбирают наиболее интересную для них проблемную ситуацию. В формате практикума используются методы упражнения, «мозгового штурма» и другие.

4. Анализ (теория). Происходит общий анализ всех решений, опираясь на полученные теоретические знания в процессе встречи. Родители вместе с педагогом анализируют, соотносят полученные знания и собственные поступки, свое поведение при взаимодействии с ребенком. На данном этапе используются методы анализа, синтеза, примера, убеждения и другие в форме активного общения.

5. Игровое моделирование воспитательной ситуации (практика). Игровое моделирование представляет собой разновидность игрового метода, который реализуется через «погружение» в конкретную ситуацию, смоделированную в учебных целях, и предполагает максимально активную позицию самих обучающихся [8]. То есть, предполагается, что в игровом моделировании выбранной родителями проблемной воспитательной ситуации один из них берет на себя роль ребенка, второй играет роль «родителя». Затем родители меняются ролями (для того, чтобы каждый смог побывать в роли ребенка). На данном этапе используются методы упражнения, игры и другие в форме активного общения.

6. Самооценка (теория). На заключительном этапе каждой встречи происходит самооценка родителями своей воспитательной деятельности по теме встречи.

Мир Науки

2017, Том 5, номер 4 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com

Они отвечают на вопросы («Какие открытия в области воспитания своего ребенка я сделал?», «Что я изменю в воспитательном процессе?» и др.).

Таким образом, в рамках участия родителей в семейном клубе у них формируются мотивационно-ценностный (желание изменяться, совершенствовать воспитательный процесс в семье), когнитивный (появляются теоретические знания основ воспитания и педагогики), деятельностный (развиваются умения сотрудничать, выстаивать взаимодействие с ребенком) и личностный (повышается ответственность за ребенка, умение адекватно оценивать свои действия и развиваются другие личностный качества) компоненты готовности к выполнению воспитательной функции.

Реализация программы подготовки родителей к выполнению воспитательной функции в рамках семейного клуба основывается на следующих специфических принципах:

• учета воспитательных возможностей семьи (мы исходим из того, что каждая семья имеет огромный воспитательный потенциал, и в процессе работы семейного клуба необходимо опираться на имеющиеся знания и опыт родителей в воспитании, использовать их в ходе мероприятий);

• ориентации на потребности родителей (отражает участие родителей в определении своих целей и в отборе содержания семейного клуба «Компетентный родитель»);

• поддержки и взаимопомощи (необходимо создать благоприятную психологическую атмосферу, чтобы каждый родитель чувствовал поддержку и помощь как педагога-психолога, так и других родителей).

Организация работы семейного клуба имеет свои особенности: добровольность, периодичность встреч, неформальная обстановка, единство личного опыта, теоретического осмысления и прогнозирования.

Хотелось отметить, что подготовка родителей к выполнению воспитательной функции не заканчивается и не ограничивается рамками встреч семейного клуба, а продолжается дальше в процессе непосредственного взаимодействия с ребенком в семье. В первую очередь родитель проводит диагностику, которая предполагает своевременное выявление, оценивание и анализ эффективности воспитательного процесса в семье.

Второе - родитель начинает создавать семейную воспитывающую среду. И.Л. Беккер, С.В. Дубовицкая в своей работе определяет воспитывающую среду как «совокупность окружающих ребенка социально ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие» [1]. Родитель начинает демонстрировать поведенческую культуру, применяет техники эффективного взаимодействия с ребенком, проводит ряд информационных мероприятий с детьми (ведет беседы, показывает мультфильмы, читает рассказы нравственного характера и др.).

Третье - родитель организует и осуществляет деятельность, обеспечивающую воспитание ребенка в заданном направлении через систему мероприятий. Предполагается, что родитель будет способен разработать стратегию действий, то есть некую модель взаимодействия с ребенком, для достижения необходимого результата в воспитании. Например, родитель прививает малышу навыки трудового воспитания. Он понимает, что для этого необходимо замотивировать ребенка на предстоящую деятельность; при необходимости совместно с малышом подготовить материал, инструменты; показать действия и использовать приемы поощрения, положительной оценки результата работы ребенка и т.д. То есть реализует выше обозначенную стратегию в воспитательной деятельности с ребенком.

Таким образом, в процессе взаимодействия с ребенком в семье происходит рефлексия родителем своего практического опыта. Родитель может дать оценку своей педагогической деятельности (что у него получается, в чем он испытывает трудности) и обсудить это в рамках семейного клуба или индивидуального консультирования со специалистом. Что в свою очередь приводит к самовоспитанию родителя - к осознанному им стремлению улучшить реализацию воспитательной функции в семье.

Диагностико-корректирующий компонент модели предполагает итоговое изучение подготовки родителей к выполнению воспитательной функции в семье через изучение всех ее структурных компонентов.

Данный компонент предполагает подбор методик для измерения мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, личностного компонента готовности родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье. Проведение диагностики происходит в три этапа:

1. Этап организации (подготовка помещения, бланков тестирования, опросников, информирование родителей об итоговой диагностике готовности к выполнению воспитательной функции в семье);

2. Этап проведения диагностики (используется методы наблюдения, экспертизы, тестирования, опроса, самооценки родителей);

3. Этап анализа и интерпретации результатов. На основе выбранных методик исследования определяются характеристики и критериально-уровневые шкалы по каждому компоненту готовности, которые соответствуют недостаточному, достаточному и продвинутому уровню. В зависимости от полученных данных можно будет судить об эффективности используемой модели.

После интерпретации результатов происходит корректировка цели саморазвития в вопросах воспитания детей у родителей и программы семейного клуба у педагога. Для этого используются методы повторения, демонстрации, обсуждения, упражнения и другие в форме индивидуальных консультаций, тренингов, квестов при использовании наглядных материалов, учебных текстов, видеоматериалов и специальных средств.

Таким образом, разработанная на основе системного, деятельностного и партисипативного подходов модель подготовки родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье реализуется в рамках образовательной деятельности семейного клуба через экспериментально-аналитическое обучение на основе принципов учета воспитательных возможностей семьи, ориентации на образовательные потребности и запросы родителей, поддержки и взаимопомощи; включает ориентационно-целевой, программно-технологический, диагностико-корректирующий компоненты; обеспечивает осуществление родителями диагностики воспитательного процесса в семье, создания семейной воспитывающей среды, организации воспитательной деятельности.

Представленная модель внедряется в практику работы Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 167» г. Перми и обеспечивает положительную динамику формирования готовности родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонович, О.С. Формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребенком: дис. ... кандидата психол. наук: 19.00.07 / Ольга Сергеевна Антонович. - Самара, 2009. - 248 с.

2. Дубовицкая, С.В. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности / С.В. Дубовицкая, И.Л. Беккер // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. -2011. - № 24. - С. 631-638.

3. Ким, Т.К. Воспитательный потенциал семьи / Т.К. Ким // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. -№ 11. - С. 95-98.

4. Кожанова, Т.М. Формирование готовности родителей к конструктивным взаимоотношениям с детьми с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Татьяна Михайловна Кожанова. -Чебоксары, 2011. - 187 с.

5. Косолапова, Л.А. Экспериментально-аналитическое обучение педагогике: концептуальная модель / Л.А. Косолапова // Российский научный журнал. - 2011. - № 2(21). - С. 98-107.

6. Косолапова, Л.А. Взаимопереходы практика - теория и теория -практика как механизм формирования профессиональных и социальных компетенций студентов [Электронный ресурс] / Л.А. Косолапова, И.В. Ильина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - Режим доступа: http://www. science-education.ru/115-12041.

7. Лебедева, К.М. Модель формирования педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения / К.М. Лебедева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2-1 (115). - С. 119126.

8. Лебедева, К.М. Сформированность педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного общеобразовательного учреждения как актуальная педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16976.

9. Маркова, А.В. Формирование готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Алла Викторовна Маркова. - Пенза, 2006. - 212 с.

10. Мимикина, А.А. Воспитание матерей как средство развития компетентности в воспитании детей / А.А. Мимикина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - № 2 (97). - С. 36-44.

11. Попова, Ю.А. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов ВУЗА средствами игрового моделирования: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Юлия Александровна Попова. - Нижний Новгород, 2008. - 25 с.

12. Сухих, И.А. Теоретические аспекты формирования готовности к профессиональной (педагогической) деятельности студентов вуза - будущих учителей / И.А. Сухих // Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2013. - № 4 (20). - с. 52-57.

13. Черняева, А.Ю. Развитие готовности родителей к эффективной коммуникации с детьми в семье: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Анна Юрьевна Черняева. - Магнитогорск, 2006. - 171 с.

14. Чигинцева, Е.Г. Развитие готовности родителей к доверительному общению с детьми: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Елена Геннадьевна Чигинцева. - Магнитогорск, 2006. - 165 с.

Lebedeva Ksenia Mikhailovna

The MADOU «Kindergarten No167», Russia, Perm Perm state humanitarian pedagogical university, Russia, Perm

E-mail: solnzeksy@mail.ru

Training parents of preschoolers to the implementation of the educational function in the family: a conceptual model

Abstract. This article discusses the problem of training parents of preschoolers to the implementation of the educational function in the family. Given the definition of "parenting", "the willingness of a parent to performance of educational function in the family", there are structural components of readiness. The paper proposed the developed model of training parents of preschoolers to fulfill the educational function. The methodological basis for the construction of the model is the system, active and participatory approach. The model includes the orientation-targeted, program-technological, diagnostic and remedial components. Orientation-the target component is aimed at identifying the preliminary level of readiness of parents, their motivation, the determination of targets as well as further comparison of the degree of conformity of the obtained results is planned. Software component aimed at identifying process activities, training parents to implement educational functions, which is part of a family club based on experimental and analytical learning. The principles of work of the family club in the framework of the implementation of the model: the consideration of the educational opportunities the family, focus on the educational needs and requests of parents, support and mutual assistance. Diagnostic and corrective component of the model involves the outcome study training parents to implement educational functions of the family through the study of all of its structural components.

Keywords: education in the family; the parents; the willingness of a parent to performance of educational function in the family; model; experimental and analytical learning; family club

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.