Научная статья на тему 'Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи'

Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2046
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / РОДИТЕЛИ / PARENTS / РЕБЕНОК / CHILD / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ПЕДАГОГ / TEACHER / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Екатерина Евгеньевна, Быстрова Наталья Васильевна, Лисина Екатерина Игоревна

Ключевым фактором в семейном воспитании детей выступает педагогическая культура родителей, которая представляет собой их уровень личностного образования (знания, умения, навыки) по вопросам воспитания и развития личности ребенка в современных социальных условиях. Формирование педагогической культуры является актуальной задачей как общества в целом, так и образовательных организаций. Уровень педагогической культуры находится в прямой зависимости от уровня образованности, богатства жизненного опыта семьи, общественной направленности личности, системы ценностей личности, индивидуальных особенностей родителей и тесно связан с их воспитательными целями и устремлениями. В статье анализируются цель, задачи, методы формирования и саморазвития педагогической культуры родителей на основе взаимодействия школы и семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотникова Екатерина Евгеньевна, Быстрова Наталья Васильевна, Лисина Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CULTURE OF PARENTS AS A COMPONENT OF THE FAMILY EDUCATIONAL POTENTIAL

The key factor in the family education of children is the pedagogical culture of parents, which represents their level of personal education (knowledge, skills, skills) on the upbringing and development of the child's personality in modern social conditions. Formation of pedagogical culture is an actual task for both society as a whole and for educational organizations. The level of pedagogical culture is directly dependent on the level of education, the wealth of life experience of the family, the public orientation of the individual, the system of personal values, individual characteristics of parents and is closely related to their educational goals and aspirations. The goal, tasks, methods of formation and self-development of parents' pedagogical culture on the basis of interaction between school and family are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи»

6. Неклюдова В.В. Правопослушное поведение студентов экономических направлений как результат сформированного правосознания / В.В. Неклюдова // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 5. -С. 342-347.

7. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.

8. Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики / Т.М. Почтарь // дисс. ... канд. юрид. наук. - М.: 2000. - 207 с.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1431 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. -Ы{р8://минобрнауки.рф/документы/924 (дата доступа 01.02.2018)

10. Распопин Е.В. Исследование морально-психологических качеств личности на примере правосознания // Прикладная юридическая психология, 2015. - № 4. - С. 138-144.

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент Плотникова Екатерина Евгеньевна

Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета (г. Борисоглебск);

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Лисина Екатерина Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ КАК КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ

Аннотация. Ключевым фактором в семейном воспитании детей выступает педагогическая культура родителей, которая представляет собой их уровень личностного образования (знания, умения, навыки) по вопросам воспитания и развития личности ребенка в современных социальных условиях. Формирование педагогической культуры является актуальной задачей как общества в целом, так и образовательных организаций. Уровень педагогической культуры находится в прямой зависимости от уровня образованности, богатства жизненного опыта семьи, общественной направленности личности, системы ценностей личности, индивидуальных особенностей родителей и тесно связан с их воспитательными целями и устремлениями. В статье анализируются цель, задачи, методы формирования и саморазвития педагогической культуры родителей на основе взаимодействия школы и семьи.

Ключевые слова: семья, родители, ребенок, взаимодействие, педагог, самообразование.

Annotation. The key factor in the family education of children is the pedagogical culture of parents, which represents their level of personal education (knowledge, skills, skills) on the upbringing and development of the child's personality in modern social conditions. Formation of pedagogical culture is an actual task for both society as a whole and for educational organizations. The level of pedagogical culture is directly dependent on the level of education, the wealth of life experience of the family, the public orientation of the individual, the system of personal values, individual characteristics of parents and is closely related to their educational goals and aspirations. The goal, tasks, methods of formation and self-development of parents' pedagogical culture on the basis of interaction between school and family are analyzed in the article.

Keywords: family, parents, child, interaction, teacher, self-education.

Введение. В условиях современного общества повышаются требования к полноценной реализации семьей ее воспитательных функций. Общество нуждается в педагогически грамотных родителях, способных к взаимодействию со школой для обеспечения социализации и развития личности. Со стороны общественных структур поддержка семьи пока достаточно слаба. Связь семьи со школой как ведущим институтом воспитания не вполне достаточна. В настоящее время отсутствует и система работы с родителями по формированию педагогической культуры. Поэтому ее формирование становится важнейшей задачей общества и школы.

Низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей влияет на характер взаимоотношений их с детьми: формализация и обеднение контактов, уменьшение совместных форм деятельности, дефицит теплоты в отношениях друг к другу и др. При этом у родителей проявляется потребительское отношение к школе. Это приводит к определенным проблемам семейного воспитания, которые выражаются в безответственном отношении к выполнению родительских обязанностей, слабой мотивации и безграмотности в организации семейного воспитания, самоустранении многих родителей от решения вопросов воспитания. Родители порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Формулировка цели статьи и задач. Проанализировать структуру и специфику формирования педагогической культуры родителей как основного компонента воспитательного потенциала семьи.

Изложение основного материала статьи. В педагогической энциклопедии, понятие «культура» определено как уровень развития общества, способностей и творческих сил человека. Уровень культуры выражается в деятельности, организации жизни и создаваемых людьми ценностей.

Г.П. Выжлецов рассматривает «культуру» как высшую степень облагороженности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений. Культура осваивается живущими людьми и передается ими по наследству последующим поколениям» [2].

В.Н. Сагатовский считает, что культура может анализироваться одновременно как процесс и результат человеческой деятельности. Посредством культуры люди реализуют ценности и жизненные смыслы.

А.Н. Леонтьев, В.С. Давидович определяют рассматриваемое понятие как процесс, в ходе которого происходит творческая саморегуляция личности.

A. Швейцер указывает на то, что целью культуры является достижение прогресса и человека и человечества во всех областях общественной жизни. При этом прогресс должен осуществляться в интересах духовного совершенствования индивида.

М.С. Коган определяет понятие «культура», как результат практической деятельности людей, в результате которой формируются внутренняя сущность человеческих идей, привычек, навыков.

Термин «педагогическая культура» был введен в научный оборот в конце 50-х гг. XX в. Г.Н. Волковым. Данное понятие им было определено как среда материальной и духовной культуры народа, связанная с воспитанием детей. Педагогическая культура родителей, по мнению Г.Н. Волкова, отражает взгляды народа на воспитание детей.

Вопросы формирования педагогической культуры родителей рассматривались в работах ряда отечественных педагогов (П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.). Традиционно, данные вопросы раскрывались в контексте расширения теоретических знаний родителей о воспитании детей.

B.А. Сухомлинский полагал, что необходимо целенаправленно повышать уровень педагогической грамотности родителей и формировать у них педагогическую культуру. Это необходимо для того, чтобы родители смогли грамотно и разумно организовать воспитание детей в семье.

Во второй половине XX в. вопросы формирования педагогической культуры родителей, рассматривались И.В. Гребенниковым. Понятие «педагогическая культура родителей» определялось им как совокупность уровней педагогической подготовки. Педагогическая культура отражает степень педагогической зрелости отцов и матерей, уровень их педагогической образованности.

Анализ компонентов педагогической культуры имеет существенное значение, поскольку отражает ее содержание и специфику развития. Педагогическая культура родителей по мнению ученых включает мотивационный, когнитивный, операционный, коммуникативный, рефлексивный, эмоциональный аспекты [9].

Содержание мотивационного компонента определяет стремление родителей к освоению ими необходимого воспитательного опыта с целью получения эффективного результата. Цель мотивационного компонента- формирование у родителей системы личностных потребностей, которые побуждают к целеполагающей деятельности в процессе воспитания школьников в семье, осознание значимости этой деятельности, понимание своей роли в ней, уверенность в своей состоятельности как педагога.

Содержание когнитивного компонента педагогической культуры включает в себя психолого-педагогические, физиолого-гигиенические, правовые знания, которые необходимы для полноценной реализации воспитания в семье. Прежде всего, это содержание знаний о законах возрастного анатомо-физиологического и психического развития школьников, осознание значимости семьи и семейного воспитания: понятие любви, здоровья, здорового образа жизни, семейных и культурно-национальных традиций и обычаев; освоение знаний по решению проблем, устранению типичных ошибок в области семейного воспитания, овладение знаниями по вопросам правовой и экономической защиты личности ребенка.

Операционный компонент характеризуется осознанным владением родителями методами, приемами, формами воспитательного взаимодействия с ребенком; способностью организовать содержательную жизнь школьника в семье, развитию диагностических умений родителей, направленных на изучение интересов и склонностей ребенка.

Коммуникативный компонент педагогической культуры родителей заключается в их умении организовывать благоприятный психологический климат в семье, в понимании детей и других членов семьи, проявление терпимости к чужому мнению, способность управлять своим психофизическим состоянием и своими мыслями, способность к решению конфликтов.

Содержание рефлексивного компонента педагогической культуры представлено наличием у родителей способности к анализу собственных действий и состояний, оценке эффективности примененных приемов, способов общения с детьми, умения выявлять причины успеха и неудач, возникновения ошибок и трудностей, которые происходят в ходе семейного воспитания, развитие эмпатического отклика у родителей.

Эмоциональный компонент педагогической культуры родителей предполагает владение собой в сложных ситуациях, понимание эмоционального состояния ребенка по малозначительным проявлениям в его поведении, способность к пониманию проблем школьника и определение способов их разрешения, способность родителей к проявлению доброжелательности, сопереживания, сочувствия.

Определение степени выраженности того или иного компонента происходит с учетом разного характера проявления, что позволяет обозначить несколько уровней сформированности педагогической культуры родителей.

Творческий (высокий) уровень основывается на систематическом расширении родителями своих знаний о процессе воспитания, что обеспечивает осознанную постановку целей и задач воспитания школьника, использование соответствующего комплекса различных способов, приемов и средств воспитания; нахождение компромисса в спорных педагогических ситуациях, без потери самообладания; анализ достигнутых результатов воспитания, признание возможных просчетов в воспитании детей.

Репродуктивно-функциональный (средний) уровень предполагает наличие у родителей фрагментарных знаний о воспитании детей в семье, которые не позволяют им обозначить цель, задачи, способы, приемы и средства воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьника; умений руководствоваться в решении проблемных ситуаций эмоциями, а не разумом, неумение найти компромисс в развитии взаимоотношений с детьми, следствием чего является возникновение частых конфликтов в семье; наличие не высокого результата в воспитании ребенка.

Обыденно-практический (низкий) уровень имеют те родители, которые не проявляют стремления к приобретению знаний о воспитании ребенка в семье, что, в целом не способствует осознанию целей и задач семейного воспитания, умение применять комплекс соответствующих методов и приемов воспитания; не способность к пониманию внутреннего мира школьника [3].

Целью формирования педагогической культуры родителей является пробуждение и развитие педагогического сознания родителей, повышение их воспитательного потенциала для успешной реализации социальных ролей (мужа или жены, отца или матери).

Задачи образовательной организации по формированию педагогической культуры родителей включают: формирование у родителей интереса к педагогике, к себе как к педагогу; обогащение психоло-педагогическими знаниями в области семейного воспитания; овладение технологиями организации семейного воспитания и умениями по разрешению педагогических ситуаций; развитие навыков самопознания и саморазвития; формирование педагогического мышления в процессе коллективного обсуждения семейных проблем.

Методика формирования педагогической культуры родителей основывается на общепедагогических принципах: единства педагогического просвещения и самообразования родителей, многообразия форм взаимодействия с родителями, опоры на положительный опыт семейного воспитания. По мнению В.В. Коробкова, М.Б. Шеина, в работе с родителями требуется отойти от традиционного формирующего подхода. Актуальной задачей становится активизация их субъектной роли, уважения и поддержки потенциальных возможностей, поиска качественно новых форм и методов развития воспитательного потенциала семьи [6].

Одной из ведущих задач педагога по формированию педагогической культуры родителей является руководство их самообразованием и саморазвитием. Чтобы воспитывать и развивать детей, родители сами должны постоянно саморазвиваться. Поэтому педагогическая деятельность с родителями может рассматриваться как постоянный процесс их саморазвития, основанный на сознательном стремлении к совершенствованию своей личности. Педагог при этом выполняет функции тьютора. В руководстве саморазвитием родителей важно подвести их к осознанию своей роли как родителя, к внутреннему осмыслению своих родительских функций. В этом случае знания, информация, полученные от педагогов, психолога, из литературы, станут внутренней составляющей личности, будут побуждать к преобразованию себя, к совершенствованию своей родительской культуры. Значение педагогической поддержки родителей в формировании педагогической культуры должно состоять в том, чтобы помочь осознать и преодолеть то или иное затруднение, ориентируясь на имеющиеся возможности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий в воспитании ребенка, создать условия для самостоятельного преодоления затруднений в его воспитании [7].

Для повышения педагогической культуры родителей в школе необходимо использовать разнообразные формы и методы, как традиционные, так и инновационные. При этом педагогу необходимо исходить из уровня подготовленности родителей к воспитательной деятельности и конкретных образовательных потребностей. Классное родительское собрание до сих пор является основной формой взаимодействия педагога с родителями. Для повышения активности родителей собрания можно дополнять наглядной педагогической пропагандой через материалы стендов, тематических выставок: «Для вас, родители», «Советы и рекомендации» и др.

Эффективной формой повышения педагогической культуры является семинар, направленный на расширение знаний родителей о семейном воспитании, о приемах взаимодействия с детьми; изменения отношения родителей к самому процессу воспитания. Родители вовлекаются в обсуждение и осмысление семейных проблем, обмениваются опытом, и в ходе дискуссий вырабатывают пути их разрешения. Семинар позволяет сформировать активную образовательную среду, создать атмосферу взаимопомощи. В процессе такой работы могут быть использованы следующие приемы: приглашение специалистов для выступления по темам, интересующих конкретную группу родителей; групповые дискуссии, в основе которых - конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями или предложенные педагогами; например, на темы: «Нравственные основы семейной жизни», «Конфликты с детьми» и т.п.; обсуждение содержания научно-популярных педагогических пособий, посвященных проблемам семейной жизни и семейного воспитания [8].

Продуктивной формой повышения педагогической культуры родителей является «Школа для родителей». Проведение занятий в подобной школе может иметь следующую структуру: знакомство родителей с темой; диалог родителей и педагогов в режиме «вопрос-ответ»; рекомендации родителям по воспитанию ребенка в семье. Примерные темы: «Адаптация обучающихся 5-х классов к учебной деятельности в основной школе»; «Конфликты и пути их разрешения»; «Выбор профессии» и пр.

В последнее время все чаще школы для формирования педагогической культуры родителей используют специально разработанные программы, которые позволяют системно подойти к решению данной проблемы. Так, Д.В. Григорьев, О.Ю. Кожурова предлагают цикл занятий для классных руководителей, которые окажут им помощь во взаимодействии с семьей. Каждое занятие включает выступление социального педагога, методики изучения воспитательного потенциала семьи, практические задания.

В процессе формирования педагогической культуры приходится нередко прибегать к коррекционной работе в изменении родительских установок по отношению к развитию и воспитанию детей. Такая работа позволяет достичь успеха в самоперестройке семейных отношений и практике семейного воспитания, оптимизировать способы и формы воспитания детей в семье. Используя всевозможные средства, школа в лице педагогов должна сделать родителей своими единомышленниками в деле воспитания и образования подрастающего поколения, выступив объединяющим ядром образовательного пространства для родителей. Всякая недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к стихийности формирования личности ребенка. Повышение педагогического сознания родителей будет содействовать их саморазвитию, что также является важнейшим фактором семейного воспитания. Поэтому для образовательных организаций одна из приоритетных задач должна заключаться в развитии педагогической культуры родителей на протяжении всего периода обучения ребенка. Залогом эффективности взаимодействия педагога с родителями является стремление к партнерским отношениям и творческий процесс работы над собой [5].

Выводы. Совместная деятельность школы и семьи позволяет воздействовать на качество семейного воспитания, предупреждать и нейтрализовывать его недостатки. Подобные отношения следует выстраивать на основе социального партнерства. Партнерское взаимодействие может принимать разные формы: предоставление услуг, разработка совместных проектов, совместная управляющая деятельность и др. Для эффективности взаимодействия педагогов с родителями необходимы взаимная заинтересованность в достижении целей, желание родителей системно заниматься воспитанием детей, взаимопомощь. В основе сотрудничества семьи и педагогов должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и

помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. В современных условиях участие в повышении педагогической культуры семьи должно стать профессиональной обязанностью каждого педагога, а деятельность школы - носить системный и комплексный характер, сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы.

Литература:

1. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Управление воспитательной системой общеобразовательной организации // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2017. С. 177-180.

2. Зверева О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. М.: ГПИ, 2003. 40 с.

3. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Особенности реализации социального партнерства в образовательном пространстве школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-5. С. 888-890.

4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2006. 528 с.

5. Плотникова Е. Е. Развитие познавательной активности детей в условиях материнской школы: монография. - Борисоглебск, 2012.

6. Плотникова Е. Е. Содержательный аспект преемственности материнской и начальной школы // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 1.

7. Плотникова Е. Е., Быстрова Н. В. Отечественные традиции развития речи детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-11. - С. 161-167.

8. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В. Социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 8.

9. Рубченко А.К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии // Вопросы психологии. 2005. № 4. С.98-114.

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Плотникова Екатерина Евгеньевна

Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета (г. Борисоглебск);

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Тюмина Наталья Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ ВОСПИТАННИКА

Аннотация. Создание образовательного пространства в дошкольной образовательной организации с привлечением семьи как среды развития личности ребенка дошкольного возраста является одним из перспективных направлений развития системы дошкольного образования в России. В статье рассматривается одно из приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации -взаимодействие детского сада и семьи. Акцентируется внимание на доверительности в отношениях «педагог - родитель»; выделяются цель и задачи педагогов дошкольной образовательной организации при работе с родителями; уделяется внимание педагогическому просвещению родителей и методам работы с ними.

Ключевые слова: семья, родители, ребенок, взаимодействие, педагог, дошкольная образовательная организация.

Annotation. Creation of educational space of preschool organizations with the involvement of the family environment of personal development of preschool-age children is one of the promising directions of development of system of preschool education in Russia. The article considers one of directions of activity of preschool educational organization - the interaction of kindergarten and family. The article focuses on the trust in the relationship "teacher -parent"; highlighted the purpose and objectives of teachers of preschool educational institutions when working with parents; attention is paid to the pedagogical education of parents and methods of work with them.

Keywords: family, parents, child, interaction, teacher, preschool educational institution.

Введение. В настоящее время забота о благополучии каждой семьи, укрепление ее связей с социумом накладывает на родителей более высокую ответственность за воспитание подрастающего поколения, однако не все родители осознают значимость данной задачи. Повышение педагогической компетентности родителей, расширение взаимодействия между семьей и дошкольной образовательной организацией тесно связаны с решением проблемы педагогического просвещения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определяются основные принципы дошкольного образования, к которым отнесены: принцип сотрудничества организации с семьей; принцип обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья; принцип дифференциации в работе с родителями (учет микроклимата семьи, родительских запросов, степени заинтересованности родителей) и др.

Общественность все настойчивее выдвигает требование: дошкольные образовательные организации и школа должны стать активными помощниками родителей по воспитанию детей в семье и выполнять важную социально-педагогическую задачу, осуществляя всестороннее развитие личности ребенка. Взаимосвязь дошкольной образовательной организации и семьи предусматривает такое воспитание, при котором педагоги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.