УДК 379.179:61(071.1)
Е.К. ЛИСАРИДИ, Б.Н. НУРМУХАМБЕТОВА
КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова, модуль латинского языка
КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
В данной статье поднимается вопрос о проблеме совершенствования воспитательной работы в вузе. С каждым годом усложняется социальная и культурная среда, которая формирует современную молодежь. В связи с этим воспитательная работа в вузе должна рассматриваться как одно из приоритетных направлений деятельности вуза. Комплексная программа воспитательной работы должна включать в себя прежде всего постоянное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в сфере воспитательной работы.
Цели воспитания и задачи воспитательной работы реализуются в образовательном процессе, во внеучебное время. В учебном процессе определение воспитательных и развивающих задач осуществляется в контексте целей, задач и содержания профессионального образования.
Особенностью обучения в медицинском вузе является выраженная дезадаптация в процессе учебы на первых трех курсах. Поэтому на младших курсах необходима поддержка наставника, куратора.
Воспитательная работа должна иметь свои количественные и качественные индикаторы и критерии, направленные на оценку ее результативности.
Ключевые слова: воспитание, цели воспитательной работы в вузе, критерии оценки результативности.
По словарю Ожегова воспитание - это «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». Воспитание должно быть направлено на подготовку молодого поколения к жизни в обществе и осуществляться через специально создаваемые государственные и общественные структуры. В последние годы воспитание молодежи существенно усложнилось. Сложнее стала молодежь, усложнилась социальная и культурная среда, формирующая ее, возросли требования к личности. В современных условиях рыночной конкуренции воспитательная работа в вузе должна рассматриваться как одно из приоритетных направлений деятельности вуза по формированию и становлению личности будущего высококвалифицированного
специалиста с активной жизненной позицией, трудовой активностью, интеллигентностью и культурой. Основные направления комплексной программы воспитательной работы должны предусматривать прежде всего постоянное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в сфере воспитательной работы. Каждый преподаватель должен понимать, что воспитывать - значит «научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно»[4].
Для совершенствования воспитательной работы в вузах необходимо создание системы информационного обеспечения.
Очень важным фактором является формирование патриотического воспитания студентов. Это, можно сказать, и является основной целью воспитательной работы. Ежегодно преподавателями модуля латинского языка КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова проводится мероприятие, посвященное Дню Независимости Республики Казахстан. Это мероприятие имеет познавательное значение и воспитывает у студентов чувство патриотизма и национальной гордости.
Также задачами воспитательной работы является духовно-нравственное и эстетическое воспитание студентов и преподавателей; формирование здорового образа жизни; интернациональное воспитание студентов. Всё это ярко отражается в мероприятиях, проводимых на нашем модуле в течение учебного года. Конкурс плакатов «Коррупции - НЕТ!» помогает студентам и преподавателям глубоко вникнуть в суть антикоррупционной политики Государства. Проведенный в рамках Дней Университета диспут «Эвтаназия - убийство или милосердие?» раскрыл актуальную проблему современности - продолжать бороться за жизнь тяжело больным людям или добровольно уйти из жизни. К празднику Наурыз на модуле проводится концерт, в котором принимают участие студенты разных национальностей, демонстрируя культуру (песни, танцы и т.д.) своего народа.
Основными задачами воспитания является развитие творческих качеств личности, способной к
самообразованию; формирование уверенности в себе и своих возможностях; формирование личности, стремящейся решать жизненные проблемы разумно, осознанно, способной критически мыслить; формирование самосознания, самоутверждения; формирование личности, нацеленной на достижение поставленных целей. Цели воспитания и задачи воспитательной работы реализуются в образовательном процессе, во внеучебное время.
Воспитание через внеучебную воспитательную деятельность по изучаемым дисциплинам должно осуществляться преподавателями конкретных учебных дисциплин путем использования различных форм: тематических вечеров, конкурсов, участия студентов в научно-исследовательских и предметных кружках, конференциях, студенческих объединениях, встречах с практическими работниками, мастер-классах и т.п. Необходимо помнить об особенностях студенческой среды при получении образования в медицинском университете. Студент первого курса в большинстве своем достаточно грамотный, с высоким духовным и нравственным потенциалом. Вуз продолжает формирование личности будущего специалиста после семьи, школы и т.д. Все студенты-первокурсники имеют уже
сформировавшуюся нравственную позицию. Судить о ней можно по их действиям. Для этого необходимо наблюдать за повседневной жизнью и деятельностью первокурсников, обдумывать их слова и соотносить их содержание со своими наблюдениями. Ведь можно правильно и красиво рассуждать о справедливости, провозглашать патриотизм и доброту, призывать к гуманности - и при этом не быть нравственным человеком.
В учебном процессе определение воспитательных и развивающих задач осуществляется в контексте целей, задач и содержания профессионального образования. Производится отбор содержания воспитывающего материала при опоре на основные образовательные программы и получаемые студентами дополнительные квалификации и специализации. С переходом на новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, в которых четко выражен воспитательный аспект профессионального образования, упор делается на формирование профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся посредством реализации основных образовательных программ, использования различных аудиторных и внеаудиторных форм работы. Широкое использование в учебном процессе вуза должны иметь такие активные формы воспитательной и развивающей деятельности, как деловые, ролевые, интеллектуальные игры, дискуссии, открытые трибуны, конкурсы, викторины, тренинги, олимпиады, презентации, круглые столы. В 1 семестре 2013-2014 уч.г. на модуле латинского языка была проведена межвузовская Олимпиада
331 '.Ъахпта.к.
«Знаешь ли ты латинский язык?» В ней приняли участие студенты 1 курса факультета ОМ КазНМУ и студенты 2 курса КРМУ. Им были предложены письменные задания по анатомической и фармацевтической терминологии. По результатам проверки работ были распределены призовые места.
Особенностью обучения в медицинском вузе является выраженная дезадаптация в процессе учебы на первых трех курсах. Поэтому на младших курсах необходима поддержка наставника, куратора.
Для определения приоритетных направлений воспитательной работы, максимального учета мнений, пожеланий студентов и преподавателей необходимо проводить социологические опросы, исходя из результатов которых делать выводы, каким аспектам воспитательной работы требуется больше уделять время. Большое значение в воспитании студентов должны иметь также органы студенческого самоуправления, служба учета и анализа общественного мнения студентов. Современное студенчество — это активная, целеустремленная, творческая сила. Студенческое самоуправление является элементом общей системы учебно-воспитательного процесса, позволяющим студентам участвовать в управлении университетом и организации своей жизнедеятельности в нем через коллегиальные органы самоуправления различных уровней и направлений. Участие в работе органов студенческого самоуправления
создает возможности для накопления опыта управленческой работы и способствует формированию и развитию у студентов таких качеств, как лидерство, организованность, ответственность, дисциплина и самодисциплина, ответственный подход к принимаемым решениям, прививает навыки управления коллективом. Воспитательная работа должна иметь свои количественные и качественные индикаторы и критерии, направленные на оценку ее результативности. Разработка критериев эффективности воспитания, которые можно рассматривать как разновидность образовательных стандартов -тонкая и сложная работа, представляющая самостоятельное направление научного обеспечения воспитательного процесса.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: важнейшими компонентами в системе воспитательной работы должны быть: нравственное воспитание в процессе изучения естественно-научных, медицинских и гуманитарных дисциплин; эффективная внеучебная воспитательная работа; воспитательная деятельность общественных организаций и органов студенческого самоуправления по обеспечению высокого нравственного климата и высокой культуры быта в студенческих общежитиях; воспитательная деятельность спортивных и творческих объединений; нравственное самовоспитание студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Авдеева А.В., Пучков Н.П. Организация воспитательной работы в вузе по формированию лидерских качеств обучающихся. -Тамбов: Издательство ТГТУ, 2009. - 160 с.
2 Андреева, А.А. Инновационная диагностика измерения стрессоустойчивости студентов в процессе модульно-рейтинговой системы контроля обучения // Вестн. Тамбовского ун-та. - 2008. - № 11. - С. 45-48.
3 Бурдуковская Е.А. Информационное обеспечение воспитательной деятельности в социокультурной среде вуза // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 6. - С. 73-75.
4 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов). - М.: Изд. "Цитадель", 1998. - 98 с.
5 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: 1990. - 102 с.
6 Руденко И.В. Воспитание в профессиональном контексте / / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. -2012. - № 1. - С.64-67.
Е.К. ЛИСАРИДИ, Б.Н. НУРМУХАМБЕТОВА
СЖАсфендияров атандагы Каз¥МУ
ЖОFАРFЫ О^У ОРНЫНДА ТЭРБИЕЛ1К Ж¥МЫСТЫ ЖЕТ1ЛД1РУДЩ КОНЦЕПЦИЯСЫ
tywh: Аталаган макалада жогары оку орнындагы тэрбие жумысын жетiлдiру мэселей жешнде сез козгалады. Жыл еткен сайын заманауи жастарды калыптастыратын элеуметтш жэне мэдени орта курделешп келедь Осыган орай жогары оку орнындагы тэрбие жумысы ЖОО кызметшщ басым багыттарыныц бiрi ретшде карастырылуы ттс. Тэрбие жумысыныц кешендi багдарламасы ец алдымен профессорлык-окытушылык курамныц тэрбие жумысы саласындагы бШкттгш удайы арттыру мэселесш камтиды.
Тэрбие ма;саттары мен тэрбие жумысыныц мiндеттерi бШм беру Yрдiсiнде де, окудан тыс уакытта да iске асырылады. Оку Yрдiсiнде тэрбие жэне дамыту мiндеттерiн аныктау кэсiби бiлiм берудщ максат, мiндеттерi мен мазмуны курамында астаса ЖYзеге асырылады.
Медициналык жогары оку орнында окытудыц ерекшелiгi алгашкы ym курста оку Yрдiсiндегi айкын кайта бейiмделу болып табылады. Сол себепт теменгi курстарда тэлiмгерге, кураторга колдау керсету кажет.
Тэрбие жумысы оныц нэтижелiлiгiне бага беруге багытталган езiндiк сандык жэне сапалык индикаторлар мен критерийлерге ие болуы ттс.
ТYЙiндi свздер: тэрбие, ЖОО-дагы тэрбие жумысыныц максаттары, нэтижелiлiк багасыныц критерийлерь
332
www.kaznmu.kz
Y.K. LISSARIDI, B.N. NURMUKHAMBETOVA
S.D. Asfendiyarov Kazakh National Medical University
CONCEPT OF IMPROVING EDUCATIONAL WORK IN NIGH SCHOOL
Resume: A problem of educational work improvement at colleges was brought up in that article. Social and cultural environment gets complicated every year forming modern youth. Therefore, educational work at colleges must be considered as one of the priorities. A comprehensive program of educational work must include constant professional development of college staff.
The goals of education and tasks of educational work are brought into effect during the extracurricular process. Educational and developing tasks determination in educational process is put into practice according to the goals, tasks, and substance of professional education. The particularity of education at the schools of medicine is a marked disadaptation during first 3 years of school. Therefore, during the first years students are needed support from supervisors.
Educational work must have its own quantitative and qualitative indicators and criteria directed on evaluation of its effectiveness. Keywords: education, goals of educational work at college, criteria of evaluation effectiveness.
УДК 616-002.77:378.147
О.В. МАШКУНОВА, М.Г. НОГАЕВА
Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕВМАТОЛОГИИ В КАЗНМУ ИМ.С.Д. АСФЕНДИЯРОВА
В статье рассматривается ступенчатость в освоении знаний и практических навыков по ревматологии, начиная от 4 и заканчивая на 7 курсе на компетентностной основе с применением методов TBL, PBL, CBL, с каждым годом углубляя и расширяя объем материала и уровень практических навыков.
Ключевые слова: ревматология, силлабус, инновационные методы преподавания, компетенции, практические навыки.
Введение.
Согласно Государственной программе развития здравоохранения «Саламатты Казахстан на 2011-2015 годы» планируется формирование эффективной системы здравоохранения, основанной на приоритетном развитии первичной медико-санитарной помощи. Врач общей практики (ВОП) часто работает на пересечении общественного здравоохранения, профилактической медицины и самостоятельного укрепления здоровья пациентами. Универсальность, доступность, профилактика, непрерывное обслуживание, ориентация на конкретного пациента и общину, догоспитальный этап оказания медицинской помощи - основные причины, по которым врач любой специальности может оказаться в роли ВОП. Изучение ревматических болезней имеет большое значение в подготовке бакалавра медицины, соответствующего квалификационным требованиям - быть компетентным в вопросах диагностики типичных проявлений болезней, профилактики наиболее распространенных заболеваний, укрепления здоровья населения. В последнее время появились новые методы иммунологической диагностики и инновационные методы лечения генно-инженерно-биологическими препаратами (ГИБП) о которых можно подробнее узнать при изучении модуля «ревматология». Целью дисциплины явилось сформировать у студентов компетентностный подход к умению применять дифференциально-диагностические алгоритмы при ревматических заболеваниях в терапевтической практике, научить основным принципам дифференциальной диагностики, сформировать умения по обследованию больного с заболеваниями суставов и соединительной ткани и выбору тактики ведения пациентов пациентов с суставным синдромом, способствовать совершенствованию навыков межличностного общения и консультирования пациентов, сформировать умения учитывать права пациентов в практической деятельности, мотивировать профессиональный рост и саморазвитие обучающихся. Ступенчатость в освоении знаний и практических навыков по ревматологии, начиная от 4 и заканчивая на 7 курсе на компетентностной основе с применением методов TBL, PBL, CBL, с каждым годом углубляется и расширяет объем материала и уровень практических навыков.
На модуле студенты составляют алгоритмы диагностики и лечения того или иного заболевания, готовят презентации, составляют графологические структуры темы, глоссарии, интерпретируют ЭКГ, ЭхоКГ, читают рентгенограммы, проводят подсчет болевого синдрома по Визуальной Аналоговой Шкале (ВАШ - 100 мм), по Международным индексам DAS (активность заболевания), подсчет индексов BASDAI, BASFI (активность заболевания и функциональные нарушения суставов), индекс DASES (для клинической диагностики активности и мониторинга лечения реактивного артрита), получен инновационный патент № 27591 и авторское свидетельство № 79998 от 15.11.2013 года.
Самостоятельно осуществляют курации тематического больного: заполняют документации (истории болезни, амбулаторные карты, направляют на госпитализацию, готовят справки на ВКК), курируют больных в дневном стационаре - вводят инфузии лекарственных средств, измеряют АД, участвуют при внутрисуставных пункциях, работают в кабинете функциональной диагностики (тренинг, интерпретация ЭКГ), составляют кейс-стадии, презентации, участвуют на научно-практических конференциях, пресс конференциях, мини-лекциях. Обучение на цикле проводится на трех языках опытными преподавателями - врачами-ревматологами, имеющими научную степень, категорию или серт
В соответствии с внедрением инновационных
образовательных технологий в учебный процесс в университете, они непосредственно внедряются на кафедре, например: метод проблемно-ориентированного обучения (nOO) или Problem Based Learning (PBL) внедрён на практическом занятии по теме: «Суставной синдром в работе врача общей практики. Остеопороз. Нарушение функции суставов», «Школа для больных с остеопорозом» на практическом занятии по теме: «Жалпы тэжiрибелiк дэр1гер тэжiрибесiндегi буындьщ синдром». Для врачей-интернов терапевтов разработан элективный модуль под названием «Алгоритмы дифференциальной диагностики заболеваний суставов и соединительной ткани в практике терапевта». Необходимость предложения этого модуля была продиктована тем, что многообразие клинических проявлений системных заболеваний часто представляет для терапевта сложности для диагностики в
333 f.kaznmu.kz