Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни как нравственный аспект воспитания студентов'

Формирование здорового образа жизни как нравственный аспект воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL PSYCHOLOGY / CULTURE HUMANITY / POSITION OF TEACHER / MORAL RESPONSIBILITY OF STUDENTS / ТәРБИЕ ПСИХОЛОГИЯСЫ / АДАМГЕРШіЛіК МәДЕНИЕТі / ОқЫТУШЫ ПОЗИЦИЯСЫ / СТУДЕНТТің МОРАЛЬДЫқ ЖАУАПКЕРШіЛіГі

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Книсарина М.М., Бекешова Г.У., Ертукешова Г.М.

Consideration is the formation of the healthy way of life as moral aspect in upbringing of the students. This kind of work had shown that other methods of educational influence may effectively work in consciousness of the students. In the practical teaching work the process of upbringing must be inalienable forming of the whole teaching process, since the main aim of preparing personnel of higher link concludes not only professional growth of personality and moral perfection, moral development both social and individually.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITY AS AN IMPORTANT ASPECT OF FORMATION OF HEALTHY WAY OF LIFE

Consideration is the formation of the healthy way of life as moral aspect in upbringing of the students. This kind of work had shown that other methods of educational influence may effectively work in consciousness of the students. In the practical teaching work the process of upbringing must be inalienable forming of the whole teaching process, since the main aim of preparing personnel of higher link concludes not only professional growth of personality and moral perfection, moral development both social and individually.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни как нравственный аспект воспитания студентов»

ЖАНА Б1Л1М БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ

РЕЗЮМЕ

Г.М. ЕРТУКЕШОВА, Г.С. ЖУМАЛИЕВА, Г.У. БЕКЕШОВА, М.М. КНИСАРИНА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕ ННОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Западно - Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе

В данной статье рассматривается, анализируется исследование психологических особенностей студентов 1 курса в учебном процессе.Формирование психологических особенностей возможно при эффективном профессиональном обучении студентов -будущих специалистов и при глубоком,разностороннем психолого-педагогическом совершенствовании процесса обучения.

Ключевые слова: социально-психологическая сторона, мотивация учебы, психологические отличия, психологическо-педагогическая позиция.

SUMMARY

G.M. ERTUKESHOVA, G.S. ZHUMALIEVA, G.U. BEKESHOVA, M.M. KNISSARINA

PSYHOLOGICAL PECUL IA RITIES OF 1-ST YEAR

COURSE STUDENTS IN TEACHING PROCESS

West Kazakhstan State Medical University named after Marat Ospanov, Aktobe

In this article is suggested analysis of investigation of psychological peculiarities of 1st year course students in teaching process. Future specialists are formed by the effective professional education, and it can be develop in the deep and versatile psycho-pedagogical perfection of educational process.

Key words: socio-psychology, educational motivation, psychological peculiarities, psycho-pedagogical position.

УДК 371.7

М.М. КНИСАРИНА, Г.У. БЕКЕШОВА, Г.С. ЖУМАЛИЕВА, Г.М. ЕРТУКЕШОВА

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ

ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университетимени Марата Оспанова, Актобе

Эффективное профессиональное обучение студентов, формирование личности будущего специалиста возможны при глубоком и разностороннем психолого-педагогическом совершенствовании процесса обучения. Раздел педагогической психологии -психология воспитания дает нам знания о психологических закономерностях формирования личности в условиях целенаправленного педагогического воздействия на человека [1]. Следует понимать цель психологии воспитания как изучение, понимание психологической сущности процесса воспитания, вооружение практиков научно-обоснованными знаниями о психологической природе воспитательного воздействия.

Предлагаем рассмотреть некоторые вопросы нравственного воспитания высшей школы у будущих специалистов. К сожалению, не на все вопросы воспитания современная психология может дать достаточно глубокие и исчерпывающие ответы.

В традиционной педагогике теория воспитания считалась всегда ведущей. Метод воспитания определялся, как специфическое воздействие воспитателя на воспитанника, имеющее своей целью формирование определенных качеств его личности.

Нравственное воспитание обучающихся слагается из изучения теоретических основ морали, формирования у них нравственных представлений и понятий и в тесной связи с этим - из организации опыта их нравственного поведения и деятельности, отвечающих требованиям морали нашего общества. Общество предъявляет человеку определенные моральные требования, которые отражаются в его сознании в виде соответствующих представлений и

понятий, систему которых иногда называют моральным сознанием человека.

Такое сознание предписывает человеку стиль его жизни, помогает понять ее смысл, суть счастья и несчастья, обязанности и долга, субъективно регулирует поведение человека. Содержание нравственных представлений и понятий обусловлено в большей степени общечеловеческой моралью. В поведении человека проявляется его активность, направленная на других людей. Эта активность, в свою очередь, обусловлена осознанными психологическими стимулами поведения, мотивами.

Необходимость нравственной мотивации поведения обусловлена потребностью людей в общении, решением всех основных, жизненно значимых задач во взаимодействии с другими людьми, в условиях коллектива.

Отметим наиболее существенные психолого-п едаго ги ч ески е усл о в и я эф ф е кти в н о сти психологических вопросов нравственного воспитания:

- единство слова и дела, функциональные взаимосвязи между нравственным просвещением учащихся и организацией опыта их нравственного поведения;

- на этой основе формирование нравственной мотивации поведения и отдельных поступков;

- решение задач нравственного воспитания, прежде всего в условиях жизни и деятельности коллектива, максимальная демократизация решения жизненно значимых для учащихся вопросов.

Каждый преподаватель в своей педагогической деятельности ежедневно ставит перед собой воспитательную цель, которую достигает различными

44 Батыс Цазацстан медицина журналы №2 (34) 2012 ж.

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

методами и приемами. Естественно, основная нагрузка воспитательной работы падает на кураторскую деятельность. Выполняя свой кураторский план, преподаватели порой не задумываются, что воспитание студентов является непрерывным процессом, что все темы неразрывно связаны друг с другом и т.п. Все же воспитание - это процесс, происходящий не только в педагогически организованной среде, но и в среде, специально не организованной. Воспитывает человека буквально все, что его окружает. Но целенаправленное воспитание предусматривает, во-первых, создание специальных условий и методов воздействия на человека и, во-вторых, использование в воспитательных целях неорганизованной среды и противодействие ее возможному отрицательному влиянию. Например, чтобы сформировать у молодежи основы культурного поведения, требуется немало усилий не только у школьных учителей, но и преподавателей вузов.

Изучение норм поведения рассматривают как задачу обучения, предшествующую воспитанию, поскольку индивид не может соблюдать то, что ему неизвестно. Требование соблюдения изученных норм заставляет студентов обращать внимание на свое поведение, корректировать его в соответствии с этими нормами, формирует при многократном повторении навыки культурного поведения и общения.

Рассмотрим, как на практике реализуются функции нравственной мотивации студентов, затрагивающие важные вопросы сознательного, ответственного и бережного отношения человека к самому себе. Специфика медицинского образования заключается в том, что все ориентировано вокруг здоровья человека. Студенты медицинского вуза, по сравнению со студентами гуманитарных, технических вузов, должны понимать всю важность и ответственность разумного отношения к здоровью человека.

Мы задали себе вопрос, а понимают ли учащиеся, что значит быть здоровым человеком. В действительности не все молодые люди понимают значения этих понятий. Понимая значимость этой реальности, преподавательский состав курса психологии и педагогики сориентировал всю воспитательную работу в пользу данного вопроса. Больший упор был сделан на использование учебно-дидактического материала, посвященного актуальной тематике - формированию нравственной культуры и моральной ответственности каждого молодого человека за свое здоровье. На практических и лекционных занятиях использовались специально подобранные тексты по здоровью-болезни, составлены ситуационные задачи, тесты, контрольные вопросы, что отвечало принципу единства слова и дела.

В частности, пищу для размышлений как студентам, так и преподавателям, давали темы элективного курса «Биоэтика». Биоэтические знания - это комплексная область знаний, направленная на изучение моральных, юридических и социальных проблем, возникающих по мере развития медицины и биологии (определение, принятое Страсбургским симпозиумом по биоэтике в 1990 году).

В целом весь курс «Биоэтики» посвящен проблемам сохранности здоровья человека, что в принципе способствовало как глубокому теоретическому просвещению студентов, так и их морально-этическому росту.

Учитывая заинтересованность самих студентов в

получении биоэтических знаний, мы старались сделать акцент на их нравственном развитии. Выполнение самостоятельной работы студентов в виде творческих проектов в основе своей предполагало как самостоятельное, так и творческое осмысление темы, теоретическое обоснование и наглядное представление изучаемого материала. Результатом этой интересной работы студентов явилась организация и проведение воспитательного мероприятия на университетском уровне на тему «Формирование нравственных основ моральной ответственности каждого человека за свое здоровье».

Целью данного мероприятия послужила необходимость формирования в сознании студентов истины, что в мире нет ничего более ценного, чем сам человек. Почему один человек идет по жизни с высоко поднятой головой, не падает духом, какие бы испытания его не ожидали, а другой наоборот - опускает руки, теряется? Почему одному человеку люди радуются, считаются с его мнением, уважают его, а с другим стараются встречаться как можно реже? Хорошее в человеке не рождается само по себе, за него надо бороться постоянно, ежечасно. Поэтому преподавателей вуза в учебном процессе должно волновать не только достижение высокого уровня знаний студентами, но также их психическое и физическое здоровье.

В связи с актуальностью данной проблемы воспитания студентов преподавателями было проведено воспитательное мероприятие, направленное на формирование, как гражданской ответственности, так и основ нравственной ответственности у студентов. Были предложены на обсуждение важные и актуальные вопросы:

1. Определение понятия «здоровье человека»;

2. Выявление меры моральной ответственности за свое здоровье;

3. Определение основных факторов укрепления и сохранения здоровья.

Важным и необходимым является осознание студентами основных жизненных истин. Неоценимое счастье в нашей жизни - это здоровье. Его сохранение в значительной степени зависит от того, как мы к нему относимся. И здесь важно вспомнить древнюю мудрость, которая гласит, что подорвать здоровье намного легче, чем затем добиваться его восстановления.

Сейчас в нашей стране активно создаются оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья, являющегося одной из основных социальных ценностей. Последнее говорит об огромной ответственности каждого человека перед всем обществом за свое здоровье и здоровье окружающих. Эта моральная ответственность предполагает заботливое отношение к здоровью, ибо оно -необходимое условие не только полноценной жизнедеятельности, но и реализации творческих способностей человека.

Часто ли мы заглядываем внутрь себя, выявляем свои резервы, стремимся ли совершенствовать свой физический и психический аппарат? Встречаются еще среди нас люди, которые, совершенно не задумываясь, тратят себя по пустякам, теряют свое самое большое богатство - здоровье.

Ради достижения возможности всегда хорошо себя чувствовать, не знать, что такое болезни, сохранить до

Медицинский журнал Западного Казахстана №2 (34) 2012 г.

ЖАНА Б1Л1М БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ

глубокой старости силы, веселый нрав, бодрость духа -ради этого стоит потрудиться. Только с помощью постоянной работы над собой можно овладеть ценнейшим искусством - искусством быть здоровым! Здоровье каждого человека как составляющая здоровья всего населения, становится фактором, определяющим не только полноценность его существования, но и потенциал его возможностей.

В проведенном мероприятии приняли активное участие студенты 2 курсов факультетов «Общая медицина», «Стоматология», выступления которых были ориентированы на студентов 1-х курсов. Здесь были представлены выполненные самими студентами по тематическому курсу «Биоэтика», «Медицинская психология» лучшие творческие проекты как на русском, так и на казахском языках.

Позиция преподавателя - не быть равнодушным к здоровью, к судьбе обучающегося. Именно студенты медицинского университета, будущие врачи, возлагают на себя большую ответственность - сохранять, укреплять и оберегать здоровье и жизнь людей. Эта важнейшая человеческая миссия на земле требует от них быть эталоном как нравственности, высокой морали, профессионализма, так и человека, ведущего разумный и здоровый образ жизни. Для нас, как организаторов данного мероприятия, было важным выявить у студентов их уровень сознательности и ответственности по отношению к собственному здоровью. С этой целью был проведен социологический опрос среди студентов 1-2 курсов факультетов «Общественное здравоохранение», «Общая медицина», «Стоматология». Количество опрошенных составило 212 человек: 106 студентов 1 курса и 106 студентов 2 курса. Опросник состоял из 5 вопросов:

1.Что для вас означает «здоровье»? - были получены ответы: 70% студентов 1 курса и 65% - 2 курса считают, что это «главная ценность человека».

2. Есть ли у вас вредные привычки? - 94% студентов 1 курса и 78% студентов 2 курса не имеют вредных привычек.

3. Какие меры вы предпринимаете по укреплению своего здоровья? - 63% опрошенных студентов 1 курса и 57% студентов 2 курса отдают предпочтение здоровому питанию.

4. Согласны ли вы с основными задачами Послания РК «Саламатты Казахстан»? - 61% студентов 1 курса и 54% студентов 2 курса дают положительный ответ.

5. От каких факторов зависит здоровье человека? -67% студентов 1 курса и 46% студентов 2 курса считают,

что здоровье человека зависит от многих факторов -питания, экологии, физической активности человека и т.п. ( см. Рисунок 1.1)

Результаты социологического опроса показали положительные ответы респондентов, что позволило нам сделать соответствующие выводы о наших студентах:

■Студенты 1-2 курсов сознательны и разумны в

□ 1 курс ■ 2 курс

от экологии от от здорового от всех правильного образа жизни факторов Рисунок 1.1. Сравнительная диаграмма процентных соотношений результатов ответов студентов 1 и 2 курсов отношении собственного здоровья.

■Правильно определяют свои жизненные ценности и приоритеты.

■ Обладают высокой мерой моральной ответственности за свое здоровье.

Проведенное в заключительной части данного мероприятия тренинговое упражнение «Древо жизни» позволило получить обратную связь со стороны студентов.

Данный вид работы показал, насколько эффективно могут работать те или иные методы воспитательного воздействия на сознание студентов. В практической педагогической деятельности процесс воспитания должен быть неотъемлемым составляющим всего образовательного процесса, так как основная цель подготовки кадров высшего звена заключается не только в профессиональном росте личности, но и нравственном совершенствовании, моральном развитии как в глазах общества, так и в собственных глазах.

Список литературы:

1. Л.М. Зюбин. Психология воспитания: Методическое пособие.-М.: Высшая школа, 1997-с.3

2. И.Ф. Харламов. Педагогика: компактный учебный курс: Для студентов ун-тов и педагогических институтов/И.Ф. Харламов. - Мн.: Университетское, 2001. - 276 с.

Батыс Цазацстан медицина журналы №2 (34) 2012 ж.

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

TY^H

М.М. КНИСАРИНА, Г.У. БЕКЕШОВА, Г.С. ЖУМАЛИЕВА, Г.М. ЕРТУКЕШОВА

СТУДЕНТТЕРД1 АДАМГЕР Ш1Л1К АСПЕКТ1ЛЕР1НЕ Т9РБИЕЛЕУ РЕТ1НДЕ САЛАУАТТЫ 6М!Р САЛТЫН КАЛЫПТАСТЫРУ

Марат Оспанов атындагы Батыс Казакстан мемлекеттiк медицина университетi, Актебе

Болашак мамандарды салауатты eMip салтын ¡алыптастыруга тэрбиелеуде адамгершiлiк манызды аспект ретшде ¡арастырылган. Жумыстын бул тYрi студенттер санасына усынылган эртYрлi тэрбие эдiстерi ¡аншалыкты тиiмдi екенiн керсетедк Тэрбиеын бул тYрi зерттеудщ нэтиже берудегi ажырамас бeлшегi ретiнде болуы тиiс, eйткенi жогары бiлiмдi мамандарды даярлау барысында тек ¡ана жеке тулганын жогары кэапкойлыгы емес, сонымен катар ¡огам жэне ез алдында адамгершiлiк денгешнщ, моралдык статусынын жеттушде екенi аныкталды.

Hегiзгi сездер: тэрбие психологиясы, адамгершiлiк мэдениетi, окытушы позициясы, студенттщ моральдык жауапкершiлiгi.

SUMMARY

M.M. KNISSARINA, G. U. BEKESHOVA, G.S. ZHUMALIEVA, G.M. ERTUKESHOVA

HUMANITY AS AN IMPO RTANT ASPECT OF FORMATION OF HEALTHY WAY OF LIFE

West Kazakhstan State Medical University named after Marat Ospanov, Aktobe

Consideration is the formation of the healthy way of life as moral aspect in upbringing of the students. This kind of work had shown that other methods of educational influence may effectively work in consciousness of the students. In the practical teaching work the process of upbringing must be inalienable forming of the whole teaching process, since the main aim of preparing personnel of higher link concludes not only professional growth of personality and moral perfection, moral development both social and individually.

Key words: educational psychology, culture humanity, position of teacher, moral responsibility of students.

9ОЖ 371.038-057.875

Н.А. ТУРГАНОВА

ЖОГАРЫ ОКУ ОРНЫНДАГЫ «ДЕНЕ ШЫНЬЩТЫРУ» ПЭН1НДЕ СТУДЕНТТЕРД1Н ЖЫЛДАМДЬЩ САПАЛАРЫН АРТТЫРУ ЭД1СТЕМЕС1, ГЫЛЫМИ-ТЕОРИЯЛЫК

АЛГЫ ШАРТТАРЫ

Марат Оспанов атындагы Батыс К,аза^стан мемлекеглк медицина университету Актебе

Жогары оку орнындагы дене тэрбиеа сабагында жылдамдыкты арттырудын эд^-тэстдерш, дене ¡асиеттерш жетiлдiруге арналган жаттыгулардын тиiмдi, эрi денсаулыкка пайдалы жолдарын ¡арастыру жэне оларды iске асыру кеп жылдан берi ¡олга алынган.

Студенттердщ жаттыгу тэсiлдерiн дурыс ендеп, ¡абылдай алу кабтеттттнде, ягни магуламаттарды ендеу аркылы олар ез дене кабiлеттерi мен спорттык шеберлiктерiн шындай алады.

Жогары оку орнындагы «дене шыныктыру» пэынде студенттердщ жылдамдык сапаларын арттыру эд^темесшщ кYйiн жэне денгейш кeрсететiн факторларды аныктау ¡ажет.

Кеп жылдар бойы eткiзiп келген барлык педагогикалык эксперимент™ байкаулар жогары оку орнындагы студенттердщ жалпы дене дайындыгы нашарлыгын керсетт келген. Жогары оку орнына тYсетiн мектеп бтрушшердщ дене шыныктыру даярлыгынын жеткiлiксiз денгейш Казахстан жогары оку орындарынын жагдайында eткiзiлген кептеген зерттеулер керсетл. (А.И. Арещенко, Г.М. Грудзинская, Г.Д.Иванов, А.Р. Джамалов,Н.Н. Куличенко,).

2007-2011 жылдарга арналган Казахстан Республикасынын дене мэдениет мен спортты дамыту мемлекетлк багдарламасында «дене мэдениетi саласында теориялык бiлiм жэне практикалык iскерлiк жYйелерiн ¡алыптастыру; болашак мамандардын кэсiптiк дайындыгына ¡осылатын дене дайындыгы, жаттыгушылык, жумыска кабтеттткт ¡амтамасыз ету,

кэсiби манызды дене ¡асиет жэне психомоторлык ¡абшетп одан эрi KYнделiктi eмiрде пайдалану Y^irn тиiстi денгей ¡ажетттт керсеттген».

Себебi, студенттердщ дене кабiлеттерi мен спорттык шеберлтнщ каркынды eсуi дэл осы сатыда, ягни олардын жасeспiрiм кезiнде байкалады, осыган орай, бул мэселелер жасeспiрiм кезiндегi дене ¡абтеттерш тэрбиелеуде педагогикалык тэсiлдердi кеншен пайдалануды зерттеу жумысы барысында айкындалуы тию.

Жогары оку орнындагы дене шыныктыру пэнiнде студенттердщ жылдамдык сапаларын арттыру эдютемеа, гылыми-теориялык алгы шарттарын зерттеу мэселес келесi ¡арама ¡айшылыктарга непзделшедк бiр жагынан жогары оку орнына тYсетiн мектеп бтрушшердщ дене шыныктыру даярлыгынын жеткiлiксiз денгейi, сонын шшде жылдамдык сапасы темен дамыган студенттерге тиют eзгерiстердi енгiзудi ¡ажет етеду ал екiншi жагынан к¡азiргi танда студенттердiн эрекеттерiнiн ерекшелiктерiне байланысты гылыми-эдiстемел iк YPДi сте рдщ камтамасыз етiлуiнiн жеттмегендтнен.

Дене тэрбиесi тужырымдамасына сэйкес мемлекеглк бiлiм беру стандарты дене тэрбиеа пэн бойынша студенттердiн eмiр стилш ¡алыптастыру мiндетiн койып отыр. Бгглм беру саласындагы eзгерiстер, студенттердiн кабылдайтын акпараттар легiнiн кeбеюiне байланысты, дене тэрбиеа процеандеп дэстYрлi эдiстемелiк тэстдердщ сэйкес келмеуi жэне

Медицинский журнал Западного Казахстана №2 (34) 2012 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.