Poskhodieva Dulgar Vasilievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of primary and preschool education, Buryat State University.
Dugarova Tuyana Tsyrenovna, candidate of psychological sciences, doctorant of Moscow State Pedagogical University.
УДК 378
Г.И. Рогалева ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ
В статье рассматриваются современные подходы к организации воспитательной деятельности в университете. Указываются причины необходимости изменения подходов к воспитательной деятельности. Отмечены основные приоритетные направления и блоки идей, на которые можно опираться в развитии воспитательной деятельности в университете. Автор приводит опыт организации воспитательной деятельности в Бурятском государственном университете (Республика Бурятия)
Ключевые слова: личность, воспитательная деятельность, содержание воспитания
GI. Roga/eva
EDUCATIVE ACTIVITY IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
This article covers modern approaches to the organization of educational activities at university. It demonstrates the necessity of changing the approaches to educational activities, describes the primary directions and foundational ideas, which contribute the development of educational activities at university. The author analyzes the state of educational activity organization at Buryat State University (Republic of Buryatia).
Keywords: personality, educative activity, content of upbringing.
Студенчество занимает особое положение в социальной структуре общества, его отличительной чертой является высокий уровень стремления к личностному и профессиональному самоутверждению, большой творческий потенциал, активный интерес к практическому участию в социальных преобразованиях.
Студенчество сегодня быстро реагирует на изменения тенденций развития мирового сообщества. В первую очередь это глобальное расширение информационной среды, серьезные и глубокие изменения в мире труда, необходимость смены нескольких профессий в течение жизни. Требования к личности человека быть мобильным, инициативным, уметь сотрудничать, принимать самостоятельные решения, самообучаться, обладать чувством ответственности. Во-вторых, это изменения, которые происходят в самой системе профессионального образования: вступление России в Болонский процесс, переход на двухуровневую систему обучения. Появились широкие возможности обучаться в зарубежных вузах и принимать иностранных студентов в университет, на свои программы обучения. Неудовлетворенность качеством подготовки специалистов, о которой заявляют работодатели. Разный уровень опыта общественной жизни и активности у студентов, который они получили в школе и пытаются реализовать в университете.
Перечисленные происходящие процессы оказывают серьезное влияние на подходы к организации воспитательной деятельности в студенческой среде. Возникает потребность рассматривать концептуальные основы системы воспитания студенческой молодежи.
В современной педагогической науке чаще стали подниматься вопросы организации воспитательной деятельности со студентами. Исследователи ищут пути и способы модернизации профессионального воспитания с использованием имеющихся традиций и опыта (Г.А. Геллер, А.А. Криулина, З.А. Малькова, Т.В. Скобликова и др.) Вместе с тем проблемы использования воспитательной деятельности в высших учебных заведениях для формирования личности студентов и ее социально значимых качеств, таких как самостоятельность, социальная активность, ответственность и направленность на самореализацию в деятельности, продолжают оставаться неизученными.
Как отмечают исследователи, «... сегодня можно с полным основанием говорить о кризисе знание-во-просветительской парадигмы, который обусловлен несколькими причинами. Первая из них связана с изменением самого феномена знания и его соотношения с общественной практикой: добывание знания становится приоритетной сферой профессиональной деятельности человека и условием существования всякого современного производства вообще, темпы изменения знаний соизмеримы с темпами перестройки производственных поточных линий. В этих условиях, как это ни парадоксально звучит, знаниевое научение стало утрачивать смысл» [1].
2011/1
Соответственно можно утверждать, что на данный момент практикой востребованы результаты профессионального образования не в виде того, что знает выпускник вуза, а в форме его практической готовности (или способности) к деятельности в типовых и нестандартных ситуациях профессиональной жизни. Современный специалист должен быть творческим, социально активным, инициативным, умеющим делать выбор, определять оптимальную жизненную стратегию.
Речь идет о том, что человек должен в полной мере стать субъектом собственной жизни и социальных отношений. Не случайно В.И. Слободчиков предлагает ввести представление о «развитии вообще» как о саморазвитии, как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни. Интерпретируя данное понимание, можно отметить, что организация воспитательного процесса в вузе должна способствовать процессу саморазвития, формирования студента.
В марте 2009 г. на заседании Ученого совета университета рассматривался вопрос о воспитательной деятельности в Бурятском государственном университете (новые направления развития), что позволило говорить об обновлении воспитательной деятельности со студентами с позиций нынешних жизненных реалий, используя имеющийся научно-педагогический опыт и знания.
Новые акценты требуют смыслового наполнения основных ценностных ориентиров воспитательной деятельности, в центре которой находится студент в конкретных человеческих сообществах, в каждодневной жизни. Выделены приоритетные направления организации воспитательной деятельности студентов:
- создание гуманитарной развивающей социальной среды с учетом национально-регионального компонента;
- подготовка конкурентоспособного специалиста;
- развитие созидательной активности студентов;
- интеграция студентов, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, в жизнь общества;
- поддержка студенческой семьи.
Возникает вопрос об обновлении целей, содержания и технологий организации воспитательной деятельности в университете, а также позиций преподавателей и студентов. В современных условиях следует направить студентов на вовлечение в полноценную жизнь университета и общества: в экономику, науку, культуру, политику.
Изменение содержания воспитания осуществляется за счет включения студентов и преподавателей в жизнь в совместном воспитательном пространстве, ориентации на нравственные идеалы и ценности общества.
На наш взгляд, содержание воспитательной деятельности определяется личностными и общественными проблемами в различных сферах жизни. Сюда и включаются студенты в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями. Опыт можно получить путем разработки и реализации различных проектов.
На основе направлений вырабатываются проекты, связанные с учебной работой, студенческой жизнью, административным управлением и самоуправлением студентов.
Если говорить о формах и методических средствах, то приоритетными должны стать те из них, которые позволяют обогащать созидательный опыт, позволяют увидеть, осмыслить проблему, решить ее, научиться ставить цели и планировать свою деятельность. При этом необходимо попытаться дать возможность каждому студенту занимать активную позицию.
В развитии воспитательной деятельности, формировании личности студента в высшей школе можно выделять и реализовывать блоки идей по разным направлениям.
Важными могут стать идеи, связанные с учебной деятельностью, выделенные в отдельный блок -осуществление воспитания студентов в университете в контексте целей и задач профессионального образования; отбор содержания воспитательной деятельности с опорой на основную образовательную программу и возможность получить дополнительную квалификацию; разработка новых образовательных инновационных программ, факультативные курсы для студентов.
Следующий блок - идеи, связанные со студенческой жизнью. Ориентация на нравственные идеалы и ценности гражданского общества, развитие сети разнообразных студенческих объединений: общественных, клубных, творческих, профсоюзных, научных; поддержка и развитие научнотехнического творчества студентов, научные кружки и школы.
Следующий блок - идеи, связанные с административным управлением и самоуправлением сту-
дентов. Сбалансированное сочетание управления, развитие органов студенческого самоуправления; усиление активности факультетов во всех сферах деятельности университета; создание системы межфакультетских и институтских связей.
Выделяя блоки идей, связанных со студенческой жизнью, понимаем, что сеть студенческих общностей и объединений должна быть вариативной, а реализуемые студенческие проекты отличаться многообразием.
Творческие объединения, которые в настоящее время развиваются в университете, показывают высокую активность студента.
В университете работает школа вокального эстрадного мастерства - руководитель заслуженная артистка Республики Бурятия Э.З. Жамбалова, студия бального танца - руководитель заслуженный работник культуры Республики Бурятия Е.А. Быргазова, студия русского народного танца - руководитель И.А. Кушнарева, студия современного танца - руководитель М.А. Черных, студия вокального народного творчества - руководитель заслуженная артистка Республики Бурятия О.Д. Шарапова. В студиях объединено более 300 студентов, которые достойно представляют университет на российских и республиканских конкурсах. Собранные в университетский творческий коллектив «Байкальские волны» - народный студенческий ансамбль песни и танца, студенты только за последние два года приняли участие в нескольких международных и российских творческих фестивалях. Летом 2010 г. выезжали в ряд стран для участия в фестивале Франции, Германии, Китая, Испании, где стали лауреатами.
Интересным, на наш взгляд, является творческий проект студенческого самоуправления, который с 2003 г. проводится как университетский фестиваль «Первый снег». Участниками фестиваля являются студенты только первого курса, для которых это первые победы и открытия, возможность творчески проявить себя и первый опыт взаимодействия. Замечательным стало продолжение и развитие движения КВН в университете. На каждом факультете есть свои команды КВН, или они объединяют два, три факультета. Проводится университетский фестиваль КВН. Главное, что студенты играют в КВН на республиканских конкурсах, выезжают на игры КВН за пределы республики: Читу, Иркутск, Новосибирск. Проявляют свое творчество, находчивость и получают умение общаться, взаимодействовать.
С 2009 г. в университете осуществляется проект «Ректорский бал». Проходит чествование лучших студентов Бурятского государственного университета, десять студентов каждого факультета, обучающихся на «отлично» и активно участвующих в жизни университета получают почетную грамоту, нагрудный знак с логотипом БГУ и надписью «Ректорский бал». Отдел социальной и воспитательной работы начал работу по созданию «Золотой книги БГУ» куда заносятся фотографии и данные студентов, участников бала.
В зале звучат классическая инструментальная музыка, чарующие с мягким лиризмом романсы, расположена «Беседка откровений», где каждый может поделиться впечатлениями и высказать пожелания родной А1ша-ша1ег. Участники бала танцуют вальс, полонез, танго.
Проект профсоюзной студенческой организации «Самая обаятельная студенческая семья» существует с 2006 г. Замечено, что в последние десятилетия просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях молодежи, отмечается положительное отношение к добрачным связям. В университете создан клуб студенческих семей «Гармония», работа которого направлена на оказание помощи студенческой семье в социальной адаптации, формирование позитивного образа «студенческой семьи», информирование по вопросам репродуктивного здоровья, ответственности отцовства, роли мужчины в семье. В университете более 300 студенческих семей. В общежитии №4 секционного типа выделен подъезд, где проживают студенческие семьи. Проводятся конкурсы, фестивали, круглые столы по психологии семейных отношений. В конкурсе «Когда сердца живут одной судьбой» студенческие семьи в самых разных формах рассказывают о романтических историях знакомства, планах, мечтах и демонстрируют свое творчество и способности. Вместе со своими маленькими детьми участвуют в конкурсах.
Интерес вызывает проект филологического факультета, направленный на повышение духовнонравственного уровня студентов, - творческие встречи с заслуженными деятелями культуры литературы и искусства. В октябре 2009 г. прошла встреча с известным писателем-драматургом С.П. Лобо-зеровым, которой предшествовала театральная неделя и знакомство сотрудников и студентов университета с творчеством автора. Имела успех презентация «Этикет», проведенная среди сотрудников и
2011/1
студентов различных факультетов, подготовленная студентами с участием преподавателей факультета - кандидатами филологических наук Хандархаевой Ириной Юрьевной и Корпусовой Еленой Васильевной. Заставила размышлять студентов о ценностных ориентирах и нравственной позиции встреча с писателем-драматургом Геннадием Башкуевым.
В настоящее время в университете реализуются различные идеи и проекты. Их реализация может осуществляться только при определенных условиях. Одним из этих условий, на наш взгляд, является сопровождение и научно-методическое обеспечение деятельности факультетов университета, обучение студенческого актива, зам. деканов по воспитательной и спортивной работе, кураторов групп.
Отдел социальной и воспитательной работы проводит круглогодичный семинар для заместителей деканов «Инновационные подходы к воспитательному процессу в современном вузе» с выдачей сертификатов. Начал работать в университете координационный совет по профилактике заболеваний и развитию здорового образа жизни студентов и сотрудников университета. Второй год проходит выездная школа студенческого актива, встречи с активом и студенческим самоуправлением на каждом факультете.
Планируется организация работы по вовлеченности факультетов, кафедр, преподавателей в различные формы воспитания студентов. Конечно, это специальная работа. Как показывает опыт, эффективным средством такого вовлечения являются конкурсы, рейтинги.
Разрабатывается положение о конкурсе проектов воспитательной деятельности, участниками проекта могут быть факультеты, кафедры и другие структурные подразделения. Внесены предложения о включении в рейтинг преподавателей критерии и показатели воспитательной работы, которые учитываются при аттестации и аккредитации вуза.
Хотелось бы отметить, что воспитательная деятельность студентов в классическом университете, на наш взгляд, должна:
- развивать у студентов способность самим при содействии педагогов и других социальных партнеров организовывать свою жизнь на основе общечеловеческих, нравственных ценностей и сотрудничества с разными людьми.
- создавать условия для формирования у студентов способности к продуктивному действию - созиданию путем включения в решение значимых для них личных и социальных проблем.
Воспитание не может ограничиваться и осуществляться преимущественно в культурно-массовой и досуговой деятельности, следует создавать условия для самореализации во всех сферах учебной, научной, спортивной, творческой и общественной жизни университета.
Литература
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - №10.
2. Гришанова И. А. Развитие компетентности специалий как важнейшее направление реформирования профессионального образования. Десятый симпозиум. Квалиметрия в образовании: методология и практика / под ред. Н.А. Селезневой, А.И. Субетто. - М., 2002. - Кн. 6.
3. Концепция воспитательной деятельности в Бурятском государственном университете. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2006. - 35 с.
4. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации / Правительство РФ. - М., 2006.
Рогалева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по социальной политике и воспитательной работе Бурятского госуниверситета, тел. (301-2) 211586
Rogaleva Galina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, pro-rector on social policy and education activities of Buryat State University, tel. (301-2) 211586
УДК 378.147
Т.А. Слмвмна, Е.П. Кунстман
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
В статье рассматривается подход к решению общепедагогической проблемы поиска условий, технологий, механизмов и средств формирования конкурентоспособности будущего специалиста в образовательном процессе вуза. Доказывается, что одним из наиболее эффективных средств является проектная деятельность. Определяется значимость применения метода проектов при организации проектной деятельности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособная личность, конкурентоспособный специалист, учебная деятельность, формирование конкурентоспособного специалиста, метод проектов, проектная деятельность.