Научная статья на тему 'Современные инновации в школе и вузе Казахстана: теория, методология и практика'

Современные инновации в школе и вузе Казахстана: теория, методология и практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ТЕОРИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПРАКТИКА / ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / INNOVATION / THEORY / METHODOLOGY / PRACTICE / GLOBAL CHANGE / TRANSFORMATION / INTELLECTUAL SCHOOLS / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуева Л.И.

Подготовка современных высокопрофессиональных специалистов, способных самостоятельно находить и анализировать новую информацию, осваивать новые знания, самостоятельно вести поиск путей решения сложных проблем невозможна без внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс средних и высших учебных заведений. Поэтому в условиях реформирования образования стоит задача привлечения преподавателей к изучению и освоению педагогических инноваций, разработанных в зарубежной и отечественной образовательных системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные инновации в школе и вузе Казахстана: теория, методология и практика»

Зуева Л.И. ©

Кандидат исторических наук, доцент, Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ КАЗАХСТАНА: ТЕОРИЯ,

МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Аннотация

Подготовка современных высокопрофессиональных специалистов, способных самостоятельно находить и анализировать новую информацию, осваивать новые знания, самостоятельно вести поиск путей решения сложных проблем невозможна без внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс средних и высших учебных заведений. Поэтому в условиях реформирования образования стоит задача привлечения преподавателей к изучению и освоению педагогических инноваций, разработанных в зарубежной и отечественной образовательных системах.

Ключевые слова: инновация, теория, методология, практика, глобальные изменения, трансформация, интеллектуальные школы, компетенции.

Keywords: innovation, theory, methodology, practice, global change, transformation, intellectual schools, competence.

Хотя Казахстан раньше других стран Центральной Азии вступил на путь реформ и продолжает их осуществлять, из-за экономических и финансовых трудностей 1990-х годов экономический рост был неравномерным и имел негативные последствия для сферы образования, особенно в период «оптимизации». Многие детские сады, школы и профессиональные училища были закрыты. Между тем, высокоэффективная система образования является одним из главных факторов обеспечения устойчивого развития страны, а сам процесс реформирования требует создания новых правовых, научно-методических, финансово-материальных условий и кадрового обеспечения. В 2002 году ЮНЕСКО включил Казахстан в число стран с проблемным образованием. Среди факторов, снижающих качество образования, назывались - бедность сельских школ, дефицит молодых кадров с высшим образованием, бесконечные реформы, отсутствие должной материально-технической базы и мотивации в обеспечении высокого качества образования. [1,209].

Коренные преобразования в обществе создали реальные предпосылки для обновления системы управления образованием. В действие пришел механизм саморазвития школы, выявилось, что его источники находятся в творчестве учителей, в их инновационной деятельности, которая нашла свое отражение в создании школ нового типа, в разработке и введении элементов нового содержания образования, новых образовательных технологий, укреплении связей школы с наукой, обращении к мировому педагогическому опыту. В этой связи обнаружились противоречия между традиционным уровнем реализации деятельности учителя и современными потребностями школы и общества в учителе-новаторе с творческим, креативным мышлением. В настоящее время на постсоветском пространстве развивается новая область научного знания - педагогическая инноватика. Являясь важным элементом развития образования, инновации выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества.

Термин «инновационная педагогика» и соответствующее направление научных исследований появились в Западной Европе и США еще в середине 60-х годов ХХ века. В

© Зуева Л.И., 2016 г.

нашей стране эти изменения произошли совсем недавно и связаны с проектом Интеллектуальных школ (2008), Центром педагогического мастерства (2011) и АО«НЦПК «Эрлеу» (2012).

Социально-экономическое развитие Казахстана в начале XXI века вызвало острую необходимость в профессионалах с высоким уровнем технических, управленческих и лидерских компетенций, поэтому в 2008 году по инициативе Первого Президента Республики Казахстан, Лидера нации Нурсултана Назарбаева, был запущен проект по созданию Интеллектуальных школ, призванных осуществить разработку и реализацию современных моделей образовательных программ по уровням: начальная школа (в том числе дошкольное воспитание и обучение), основная школа и старшая школа.19 января 2011 года был принят Закон Республики Казахстан «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд». [2].

Во исполнение поручения Главы государства о трансляции накопленного опыта Назарбаев Интеллектуальных школ в общеобразовательные школы страны 18 апреля 2011 года в партнерстве с Международным экзаменационным советом Университета Кембридж был создан Центр педагогического мастерства. Для эффективной реализации уровневых программ и трансляции опыта Интеллектуальных школ открыты 16 филиалов ЦПМ в городах: Актау, Актобе, Алматы, Атырау, Караганда, Кокшетау, Костанай, Кызылорда, Павлодар, Петропавловск, Семей, Талдыкорган, Тараз, Уральск, Усть-Каменогорск и Шымкент. Право преподавать на курсах повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан в рамках уровневых программ имеют тренеры, подготовленные на базе ЦПМ экспертами Кембриджского Университета и имеющие сертификат Международного Экзаменационного Совета Кембриджа - АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». За указанный период подготовлено 304 тренера по третьему (базовому) уровню, 165 тренеров по второму (основному) уровню, 133 тренера по первому (продвинутому) уровню. 237 тренеров получили сертификаты Международного Экзаменационного Совета Кембриджа. Только в 2013 г. в рамках уровневых программ прошли обучение в ЦПМ - 5100, в АО НЦПК «Эрлеу» - 9900, всего 15 000 педагогических работников Республики Казахстан.

Приоритетными направлениями содержания уровневых программ определены следующие актуальные тематические модули: новые подходы в преподавании и обучении; обучение критическому мышлению; оценивание для обучения и оценивание обучения; использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании; обучение талантливых и одаренных детей; преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников; управление и лидерство в обучении.

Под руководством Министерства образования и науки в Республике Казахстан была модернизирована система повышения квалификации педагогов, создан Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу», который объединяет 17 филиалов во всех регионах РК и осуществляет системное повышение квалификации педагогических кадров, обеспечивающее профессиональный рост педагога и высокое качество образования в соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы и Стратегией развития Национального центра.[3].

Изменения в содержании и организации деятельности школ, их инновационная направленность тесно связаны с изменениями в методологической и технологической подготовке педагогов. Однако этот процесс в Республике Казахстан в настоящее время носит стихийный характер, что в значительной степени объясняется отсутствием фундаментальных научных исследований и рекомендаций по совершенствованию инновационной деятельности учителя.

Для активизации подготовки будущих учителей к инновационной деятельности в современном высшем педагогическом образовании имеются большие возможности. Этому способствует ряд изменений. Главное из них - снятие ограничений в профессиональной деятельности. Уменьшение предвзятых, а главное, навязываемых мнений и суждений и

увеличение потока информации, обеспечивающего необходимую свободу действий. И как следствие этого, учитель приобретает очень важные возможности для развития: готовности к реагированию на неожиданности и

принятию самостоятельных решений, требующих риска, ответственности и критичности в оценке своих и чужих действий. [4].

Содержание педагогического образования - это тот уровень социально-политической, специальной и психолого-педагогической подготовки будущего учителя, который продиктован объективными потребностями социально-экономического и инновационного прогресса общества.

Содержание исторического образования весьма подвижно и всегда отражает фундаментальные понятия современной исторической науки и запросы школьной практики. Современная наука привносит много нового, однако, приток научных знаний не должен вести к «разбуханию» учебных планов, программ и учебников. Необходимо тщательно, научно обоснованно отбирать теоретический материал, чтобы органически вводить его в содержание школьного исторического обучения. Это поможет вычленить все устаревшее или случайное, рецептурное и бесперспективное в научном и практическом отношениях. Учебный план обязан ориентировать будущего учителя на школу завтрашнего дня, давать ему «запас опережения». Сегодня мы вплотную подошли к пониманию того, что обобщенную прогностическую модель профессиональной подготовки и формирования личности будущего учителя можно построить, только опираясь на системно-функциональный анализ структуры, задач и педагогической деятельности. В этой связи представляется принципиально важным, чтобы процесс профессионального становления студентов-историков по возможности моделировал будущую педагогическую деятельность, оснащая обучающегося первоначальным опытом. [5].

Перестройка педагогического образования, преодоление его массово-репродуктивного характера выводит образование на личностный уровень, обеспечивает выявление и формирование творческой индивидуальности будущего учителя, развитие у него неповторимой «технологии» деятельности. Обучаясь в коллективном учебном потоке, студент занимается по индивидуальной программе, составленной с учетом его личностных качеств. В результате мы сможем получить избирательное и адекватное влияние личности на учебный процесс в целом.

Мы считаем, что именно поэтому повышение качества подготовки специалистов во многом зависит от качества учебных стандартов и программ, от того, насколько в них учитываются последние достижения науки и техники. Цикл специальных дисциплин, обеспечивающих предметную подготовку учителя истории, изменен таким образом, что в процессе обучения проводится более углубленная фундаментальная подготовка студентов. Это достигается интегрированием изучаемых курсов, включением в профессионально-педагогическую подготовку будущих учителей истории курсов по выбору, которые необходимы для оперативного отражения новейших достижений науки и специфики будущей работы.Ведь выпускник современной школы должен обладать не только определенной суммой знаний, развитым формальным интеллектом, но и иными способностями - критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. [6,270-274].

Современная методика изучения истории в школе предусматривает освоение педагогами новых методических моделей, эффективных форм учебных занятий, включающих разные виды активности учащихся. Жизнь сама подсказывает новые формы уроков, нужно только увидеть их и осмыслить. Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону новых форм преподнесения материала.

К сожалению, обмен информацией между научными работниками и специалистами практиками продолжает оставаться неэффективным. Поэтому необходимо обновить и

систематизировать информацию, на которой основываются наши представления об образовании.Нужно в среднем 11 лет учебы в школе, 4 года в высшем учебном заведении, чтобы подготовить квалифицированного специалиста. Еще больше времени потребуется для полного раскрытия талантов преподавателя нового типа.

Литература

1. Кулекеев Ж. Проблемы интеграционного процесса Республики Казахстан в мировое образовательное пространство: состояние и новая реформа науки и образования// Казахстан и современный мир.-2004.-№1.-С.209-215.

2. ЗаконРеспублики Казахстано статусе «Назарбаев университет», «Назарбаев интеллектуальные школы» и «Назарбаев фонд»(с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.07.2015 г.) Электронный ресурс//Ьйр://опНпе.2акоп.к2/Ооситеп1/Мос^=30914968

3. Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

4. Булаева C.B. Использование технологий социального взаимодействия в подготовке студентов к инновационной деятельности в школе //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. M112: Научный журнал. - СПб. 2009. С. 88-96.

5. Зуева Л.И. Повышение качества подготовки специалистов: сравнительный анализ содержания государственного стандарта обучения и типовых программ по курсу «Методика преподавания истории»// Вестник КарГУ. Серия История, философия.- 2011. - № 1(61) -С.3-8

6. Государственный общеобразовательный стандарт среднего общего образования Республики Казахстан, утв. Приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан № 693 от 34 сентября 2002 года,- Алматы: 2002.- 315 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.