Научная статья на тему 'Мониторинг внедрения инновационных технологий в образовательный процесс учителями "нового формата"'

Мониторинг внедрения инновационных технологий в образовательный процесс учителями "нового формата" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг внедрения инновационных технологий в образовательный процесс учителями "нового формата"»

ш

свою очередь повышает результативность пе- сматривается нами как актуализация стрем-

дагогической деятельности. ления педагогов к профессиональному само-

Таким образом, акмеологический подход к развитию, к продуктивности и творчеству в

организации повышения квалификации рас- педагогической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2003.

2. Способности, одаренность и талант учителя. - Л., 1985.

3. Технология формирования педагогических команд в образовательных учреждениях. -Самара: Изд-во ГОУ СИПКРО, 2007. - 125с.

МОНИТОРИНГ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС УЧИТЕЛЯМИ «НОВОГО ФОРМАТА»

В Послании Президента Республики Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» было отмечено, что «все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования». Глава государства особо подчеркнул роль современных методик обучения и квалифицированных кадров, а также указал на то, что «в среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах» [1].

В настоящее время одним из основных направлений работы филиалов АО «НЦПК «Эрлеу» является трансляция международного опыта, внедрение содержания уровневых программ, разработанных Кембриджским университетом и АОО «НИШ» в систему среднего образования Республики Казахстан.

Согласно поручениям Министра образования и науки Республики Казахстан и АО «НЦПК «Эрлеу» в 2012-2014 годах филиалом проведено 5 мониторинговых исследований состояния внедрения трехуровневой системы повышения квалификации учителей в общеобразовательных школах области.

Доктором Тристианом Стоби, являющимся директором в Международном экзаменацион-

СЫЗДЫКБАЕВА Г.У., Филиал АО «НЦПК «Эрлеу» ИПК ПР по Жамбылской области, г. Тараз

ном совете Кембриджа было отмечено, что «... опытная образовательная программа» является следствием сложного переплетения многих взаимозависимых частей. Успешные школы и школьные системы понимают это и являются высоко рефлективными организациями. Они развивают культуру... которая рассматривает свидетельство того, чему ученики на самом деле учатся и насколько хорошо они развиваются по учебным дисциплинам согласно общим образовательным целям. Они рассматривают пути улучшения индивидуальной работы и совершенствования системы в целом. Данный непрерывный процесс должен включать всех в школьном сообществе - учителей, руководителей, учеников и родителей» [2].

Результаты пятого мониторингового исследования показали как сертифицированные учителя освоили содержание уровневых программ, насколько изменилась их деятельность, как внедряются инновационные технологии в учебном процессе общеобразовательных школ, что изменилось в деятельности учащихся в связи с обучением по новым технологиям, как оценивают позитивные изменения учительская и родительская общественность.

В мониторинге приняли участие 639 сертифицированных учителей области. Педагоги отметили, что вносят большие изменения в учебный процесс, а именно 25,5% учителей -на 30-50%, 67,6% считают, что уровень внед-

ШИН

рения свыше 50% и наблюдается динамика роста.

Учителя области отметили влияние уров-невой программы на индивидуальный стиль и методику преподавания. Так, учитель начальных классов Скирпичникова Н.М. в своей анкете ответила «Я считаю, что уровневая программа позволила изменить стиль преподавания и взгляд на обучение полностью. Раньше новый материал был преподнесен мной полностью, теперь же ученики сами добывают информацию, помогают друг другу, объясняют новый материал, тем самым материал лучше усваивается детьми». Учитель английского языка Омарова А.И. отметила, что «...уровневая программа помогла усовершенствовать педагогическую деятельность, мотивировать и увлечь учеников».

Учителя отметили переход от модели передачи знаний «Учитель-ученик» к модели «Ученик-ученик». Ранее на уроке активную роль (80%) выполнял учитель, а учащиеся пассивную роль (20%). Новая методика преподавания позволила изменить данное соотношение в сторону повышения активности учащегося. В числе факторов, повлиявших на изменение стиля и методики преподавания: проведение рефлексии по окончании урока, анализ педагогической деятельности, проведение экспериментальных работ.

25,4% педагогов не испытывают затруднений в практическом применении модулей уровневой программы, 22,7% - испытывают незначительные затруднения, 7,8% - испытывают затруднения в применении 1,2 модулей, 44,1% - испытывают частичные затруднения в практическом применении всех модулей Программы. Учителями отмечено, что «возникают незначительные, но разрешимые затруднения по некоторым вопросам в процессе внедрения в практику 7 модулей программы», «все модули в обучении тесно переплетаются друг с другом, но на каждом уроке не удается использовать модуль ИКТ»,так как не все кабинеты в школах оснащены интерактивной доской и компьютерами. Сложности с применением данного модуля возникают у учителей с отдаленных сельских школ, в которых слабая Интернет-связь и низкий уровень технического оснащения школы. В связи с традиционной пятибальной системой оценивания в

школах, применение модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» вызывает трудности при разработке дескрипторов.Учи-теля начальных классов ответили, что ученикам очень сложно оценивать себя и проводить взаимооценивание. Педагоги казахско-турецкого лицея для одаренных мальчиков указали на то, что по модулю «Управление и лидерство в обучении» выбрать лучшего из учащихся, привыкших лидировать, очень сложно. Некоторые педагоги указали на то, что в связи с недостаточностью времени на уроке сложно использовать модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников».

Педагоги обозначили проблемы: «слишком высокий уровень требований традиционной системы образования», большое количество «бумажной работы», «шум при проведении интерактивных занятий», «завышенная самооценка учащихся, не всегда справедливая взаимооценка», переполненные классы, ограниченность во времени (45 минут), которая не позволяет на уроке полноценно применить все модули программы

72,4% учителей области предпринимают активные усилия для успешного преодоления профессиональных затруднений, но основным фактором профессионального успеха постоянное самообразование педагога. Учителя отметили: «Постоянный поиск - это решение многих проблем. Кроме того, помощь команды развития, единомышленников, тренера». 27% учителей ответили, что используют новые приемы и методы на 30-50%, 73% -используют более чем на 50%, есть динамика роста.

73,9% учителей указали на значительные изменения в развитии умений и навыков учащихся. У учащихся формируются умения, необходимые в обществе: взаимоуважение, толерантность, творческий подход. Учащиеся умеют самостоятельно обсудить текст, «выделять из текста главное», решать кейс-ситуации, составлять кластеры, вести продуктивный учебный диалог, составлять презентацию, защищать проекты, находить дополнительный материал, составлять рефлексивный отчет, имеют навыки взаимооценивания и самооценивания. Нравится им и «ситуация успеха»: быть лидером и вести за собой свою группу к победе. Педагоги сравнили: «раньше

¡Ш

на уроках учащиеся были просто учениками, но после проведения таких уроков у некоторых учащихся стали проявляться лидерские качества. Теперь сильные ученики могут объяснить новый материал слабому ученику».

Необходимо отметить, что в основе нового подхода формирование у учащихся коммуникативных и социальных компетенций, то есть чувство единства команды и ответственности за результат обучения. Педагог Юнусова Ж.Р. отразила в анкете свое мнение «Принесла свои плоды работа в группе. Многие дети, привыкшие отсиживаться в тени, приняли активное участие в работе. К детям приходит постепенно понимание значимости работы в группе, как единого целого. Хорошо прослеживалась помощь внутри группы. Активно плодотворно работать полезно всем. Так, наличие партнеров помогает раскрепоститься и дать свободу воображения. Каждый понимает долю ответственности, поэтому старается работать организованно и сообща. Идет взаимообучение». Основной целью обучения является практическая направленность учебного процесса, идет переход от «человека знающего» к «человеку, подготовленному к жизнедеятельности», поэтому новые умения и навыки, сформированные у учащихся должны способствовать становлению личности, способной креативно мыслить, действовать, саморазвиваться.

Анализ показал, что учителя испытывают определенные сложности по модулю «Оценивание для обучения и оценивание обучения». 82,6% учителей владеют навыками критериального оценивания и применяют систематически. Учителя отметили, что «четко осознают суть критериального оценивания, необходимо больше практики, чтобы проанализировать дескриптор оценивания, результативность учебной деятельности учеников», «учащиеся научились реально оценивать себя и одноклассников, объясняя причину снижения оценки», «дети научились быть самокритичными». Педагоги высказали свое мнение: «Когда есть четкие критерии оценивания не возникает вопрос об объективности данной оценки. Моя дальнейшая цель систематически применять критериальное оценивание». Так, по мнению 20,8% педагогов качество знаний заметно и положительно изменилось

у многих учеников, по ответам 77,15% - повысилось у большинства учеников.

Основным фактором, повлиявшим на результаты учебы учащихся, является повышение мотивации - «это очень важный фактор, нет мотивации, нет интереса к предмету. Учащиеся, которые были пассивны и не отвечали на вопросы, после использования данных методов и приемов заговорили».Учителя средних классов отметили, что после прохождения курсов качество знаний в среднем возросло на 12-15%, учителя старших классов озвучили, что динамика прироста качества знаний составила в среднем - 8-10%. Сложнее было отследить динамику учителям, которым каждый учебный год приходится работать с новыми учениками.

Учитель базовой школы по трансляции опыта АОО «НИШ» - гимназии №1 г.Тараз Чекирда Е.С. в своей анкете высказала свое мнение по вопросу о повышении успеваемости и качества знаний: «Переход от традиционного преподавания проходил нелегко, не все получалось, поэтому не все учащиеся справлялись с заданиями на должном уровне, воспринимая групповую работу как игру».

Ответы учителей показали, что в школах между сертифицированными учителями установлено сотрудничество и оказывается профессиональная поддержка:

- «В нашем коллективе сертифицированными учителями организована творческая группа, на заседаниях которой мы стараемся рассказать о плюсах и минусах в работе». Есть общий план, по которому мы работаем, проводим различные семинары, мастер-классы

- «В этом году единомышленников стало больше, появились учителя, окончившие курсы 1-го уровня», установлено тесное сотрудничество с тренером и учителями, прошедшими уровневые курсы: организовано взаимопосещение и анализ уроков, совместно проводятся классные часы и родительские собрания»;

Сертифицированные учителя специализированной школы-интерната для одаренных детей «Дарын» практикуют проведение «методических десантов» в селе Акбулым Жамбыл-ского района с целью распространения опыта.

Из опыта базовых школ по трансляции

Ш

опыта АОО «НИШ»: в школе достаточно высокий процент учителей, прошедших уров-невые курсы по 1,2,3 уровню. Это позволяет сертифицированным учителям проводить обучающие семинары, коучинги для других учителей. В опорных школах создаются рабочие группы для успешного внедрения опыта, в обязанности которой входит внедрение программы семи модулей в учебную практику, изучение опыта внедрения полиязычия, системы критериального оценивания, тьюторства

Результаты анкетирования 424 руководителей школ позволили выявить позитивные изменения в образовательном процессе. 21,23% руководителей школ посещают только открытые уроки, 71,7% посещают уроки регулярно. В школах организовано взаимопосещение уроков сертифицированных учителей согласно плану, проводятся открытые уроки во время декад. Заместители директоров указали в анкетах, что регулярно посещают занятия сертифицированных учителей: «посещение таких уроков дает нам возможность самим пополнить и совершенствовать знания», «часто знакомлюсь с новыми приемами, черпаю информацию для саморазвития», «заметила существенные изменения в стиле работы учителя», «посещаю уроки для того, чтобы выявить есть ли изменения, насколько они существенны, и как это влияет на развитие и достижения учащихся». Заместитель директора школы-интерната им.Н.Тлендиева Ол-жабаева Б., прошедшая курсы 2(основного) уровня, отметила, что посещает уроки сертифицированных учителей каждую неделю: «наблюдаю как учитель взаимоувязывает на уроке 7 модулей и обучая их, обучаюсь сама».

13,2% руководителей отмечают положительную динамику у половины учеников сертифицированных учителей, 79,7% - у большей части учеников. Руководители отметили:

- «Видна динамика даже в начальных классах: организация работы в группах, культура взаимоотношений, применение мер поощрения, в результате чего повышается уверенность учащихся в себе»;

- «Учащиеся умеют оценивать себя, взаимооценивать одноклассников, умеют самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, участвуют в дистанционных конкурсах и олимпиадах»;

- «Ученики мотивированы, целеустремленны, более активны на уроках. Умеют грамотно высказать свое мнение и отстоять свою точку зрения, опираясь на научные данные и свой личный опыт. На уроках присутствует дух здорового соперничества»;

- «Динамика в развитии учащихся сильнее проявляется в среднем звене (5-7 классы), дети более открыты на уроках, вырабатываются навыки сотрудничества»

- «Учащиеся более коммуникабельны, социально адаптивны. Конечно, учителя только в начале пути, есть много проблем, но если эта работа будет проводиться в системе, то будет высокий результат».

72,88% руководителей наблюдают положительные изменения в стиле и методике преподавания у большей части сертифицированных учителей. Меняется система традиционных взаимоотношений учителя с учащимися: «стиль обучения - демократический, методы и приемы - инновационные». Учитель не дает готовые знания, а направляет ученика на получение новых знаний.Повысилось чувство ответственности учителей, преподавание ориентировано на результат: на саморазвитие учащихся и развитие функциональной грамотности. Меняются взаимоотношения учителя и ученика, они становятся партнерскими. За столь короткий промежуток нельзя сказать, что все учащиеся обладают отличными знаниями. Работа еще предстоит долгая, но начало есть».

Опрос 2410 родителей выявил, что в 88,9% отмечены изменения отношения учащихся к учебе, 86,5% родителей связывают эти изменения с активной практикой учителя. 87,5% родителей отметили, что дети делятся своими впечатлениями от уроков, что на 6,27% выше показателя 2013 года. 85,7% родителей удовлетворены качеством преподавания по новым методам и формам, что на 7,6% выше показателя 2013 года. Есть проблемы, на которые указали родители: необходимо применять индивидуальный подход к учащимся, дифффе-ренциировать задания в зависимости от уровня способностей учащихся, обратить внимание на сложности, испытываемые учениками при самостоятельном выполнении заданий.

В анкетировании приняло участие 6390 учащихся из 241 общеобразовательных школ

области. 88,54% учащихся отметили улучшение учебной деятельности в последнее время. 95,43%) учащимся нравится учиться по-новому, что на 2,1% выше показателя 2013 года. 94,2% учащихся принимают активное участие в групповой работе.

Опрос родителей и учащихся показал удовлетворенность родителей образовательным процессом и взаимоотношениями детей с участниками образовательного процесса.

Результаты мониторинга показали, что сертифицированные учителя выходят на новый

более качественный уровень, тем самым способствуя становлению инновационной модели образования.

Новое время предъявляет новые требования к образованию. Конкурентоспособность и успешность в обществе означает инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, уметь выбирать профессиональный путь и быть готовым обучаться в течение всей жизни. Ведь как отметил Н.И.Мирон «Великая цель образования - не только знания, но и прежде всего действия».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Послание Президента Республики Н.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». 17 января 2014г.

2. Материалы международной научно-практической конференции «Высокое качество и лидерство в образовании». Астана - 13-15 ноября 2013 г.

3. Аналитическое заключение «О результатах мониторингового исследования определения качественных изменений в профессиональной деятельности сертифицированных учителей, прошедших курсы по 3 (базовому) уровню в филиале АО «НЦПК «Эрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Жамбылской области» в период 2012 и первой половины 2013 годов. Филиал АО «НЦПК «Эрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Жамбылской области» - 2014г.

ПЕДАГОГИКАЛЬЩ КАДРЛАРДЫЦ Б1Л1КТ1Л1Г1Н АРТТЫРУДА ЗАМАНАУИ Б1Л1М БЕРУ НЕГ1З1

СЫЗДЫКОВА А.И., «Эрлеу» БА¥О» АК филиалы Караганды облысы бойынша ПКБАИ, Караганды цаласы

ХХ1 гасыр - элемдеп езгерютерге непз-делген бшмнщ дэуiрлеу гасыры, ейткеш, ол к;аз1рп кезецде мемлекеттщ туракты дамуы мен каушаздшн камтамасыз етуде, элемдш нарьщтагы, элемдш когамдастьщтагы орнын аньщтап, халыктыц емiр CYPУ сапасы мен дец-гейiн аныктауда непзп керсеткiш болып та-былады.

^азакстан Республикасыныц «Бiлiм тура-лы» Зацында: «Бiлiм беру жYЙесiнiц басты мшдет - улттык жэне жалпы адамзатты; кун-дылыктар, гылым мен практика жетiстiктерi негiзiнде жеке адамды калыптастыруга жэне кэсiби шыцдауга багытталган бшм алу Yшiн кажеттi жагдайлар жасау, окытудыц жаца тех-нологиясы мен инновациялы; эдiс-тэсiлдердi енгiзу, бiлiм берудi акпараттандыру, халыка-

ралы; галамды; коммуникациялы; желiлерге шыгу», - деп бшм беру жYЙесiн одан эрi да-мыту мiндеттерi атап керсетiлген [1].

Аталган мiндеттердi жYзеге асыру Yшiн окытудыц заманауи технологияларын енгiзу аркылы жэне оларды тиiмдi пайдалану секiлдi мэселелердi аныктап алу, бiлiм беру жYЙесiн-дегi басты устаным ретшде эркiмнiц езiнiц бiлiм алуга деген жеке элеуетш когамда ба-рынша пайдалануга кемектесетiн окыту жYЙ-есш дамытуды камтамасыз етудi кездейдi.

^азакстанда бiлiм берудi жацгырту - бY-гiнгi заманныц талабы. ^азiрri тацда жаца технологиялармен окыту жYЙелi турде жолга койылып келедi. Оган педагогикалык кадр-лардыц бiлiктiлiгiн арттыру, заманауи бшм беру, тYрлi жаца технологиялык тэсiлдер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.