Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СЛУЖБЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ'

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СЛУЖБЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / PUBLIC ADMINISTRATION / REGIONAL MANAGEMENT / MONITORING OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / INFORMATION TECHNOLOGY / MANAGEMENT EFFICIENCY / AUTOMATION OF MANAGEMENT PROCESSES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чернов А.В.

Статья посвящена исследованию передового опыта Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа по разработке и внедрению информационно-аналитической системы в сфере автоматизации процессов анализа и мониторинга социально-экономического развития региона. Показаны преимущества внедрения современных информационных технологий в деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области решения задач по повышению уровня социально-экономического развития их территорий. Названы управленческие, социальные и экономические результаты, к которым приводит внедрение информационно-аналитических систем и программных комплексов. Даны рекомендации в адрес органов исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации по использованию положительной практики ЯНАО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE SERVICE OF EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE YAMAL-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT IN THE FIELD OF SOLVING PROBLEMS TO IMPROVE THE LEVEL OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES

The article is devoted to the study of the best practices Of the government of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug on the development and implementation of information and analytical system in the field of automation of analysis and monitoring of socio-economic development of the region. Advantages of introduction of modern information technologies in activity of Executive authorities of subjects of the Russian Federation in the field of the decision of tasks on increase of level of social and economic development of their territories are proved. Management, social and economic results resulting from the introduction of information-analytical systems and software systems are named. Recommendations are given to the Executive authorities of other subjects of the Russian Federation on the implementation of positive practices of the Yamal-Nenets Autonomous district.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СЛУЖБЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ»

УДК 353.9

Чернов А.В. студент магистратуры 2 курс, факультет «Государственное и муниципальное управление» Уральский институт управления - филиал РАНХиГС

Россия, г. Екатеринбург СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СЛУЖБЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ Аннотация: Статья посвящена исследованию передового опыта Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа по разработке и внедрению информационно-аналитической системы в сфере автоматизации процессов анализа и мониторинга социально-экономического развития региона. Показаны преимущества внедрения современных информационных технологий в деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области решения задач по повышению уровня социально-экономического развития их территорий. Названы управленческие, социальные и экономические результаты, к которым приводит внедрение информационно-аналитических систем и программных комплексов. Даны рекомендации в адрес органов исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации по использованию положительной практики ЯНАО.

Ключевые слова: государственное управление, региональное управление, мониторинг социально-экономического развития, информационные технологии, эффективность управления, информационные технологии, автоматизация управленческих процессов.

Chernov A. V. graduate student

2nd year, faculty " State and municipal management» Ural Institute of management-branch of Ranepa

Russia, Yekaterinburg MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE SERVICE OF EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE YAMAL-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT IN THE FIELD OF SOLVING PROBLEMS TO IMPROVE THE LEVEL OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

OF TERRITORIES Annotation: The article is devoted to the study of the best practices Of the government of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug on the development and implementation of information and analytical system in the field of automation of analysis and monitoring of socio-economic development of the region. Advantages of introduction of modern information technologies in activity of Executive

authorities of subjects of the Russian Federation in the field of the decision of tasks on increase of level of social and economic development of their territories are proved. Management, social and economic results resulting from the introduction of information-analytical systems and software systems are named. Recommendations are given to the Executive authorities of other subjects of the Russian Federation on the implementation of positive practices of the Yamal-Nenets Autonomous district.

Keywords: public administration, regional management, monitoring of socio-economic development, information technology, management efficiency, information technology, automation of management processes.

Актуальность научного внимания к исследованию вопросов применения в деятельности органов власти всех уровней передовых информационных технологий заключается в том, что для успешного функционирования системы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития территорий, принятия долгосрочных решений в социальной сфере в экономике городов и региона необходима эффективная координация всех субъектов стратегического планирования.

И именно применение автоматизированных программных комплексов позволяет в кротчайшие сроки повышать оперативность и эффективность деятельности исполнительных органов власти при принятии ими управленческих решений, получать мгновенный доступа к оперативным данным и формировать на их основе комплексную аналитическую информацию, необходимую для выработки таких решений.

Вместе с тем, совершенствованию государственного стратегического управления во многом способствует оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти. На данное обстоятельство неоднократно указывалось высшим политическим руководством страны в целом и Президентом Российской Федерации в частности113.

В свою очередь, система оценки эффективности деятельности органов власти является гибким инструментом управления и постоянно совершенствуется с учетом актуальных требований социально-экономического развития территорий. Например, система оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти регионов России за последнее десятилетие подверглась неоднократным значительным изменениям. С подобным динамизмом в управленческих процессах публичной власти по силу справиться лишь автоматизированным вычислительным комплексам.

Кроме того, сфера развитие региональной информатизации

113 Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14.11.2017 N 548. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»._

посредством реализации целенаправленной государственной политики в сфере использования информационных и телекоммуникационных технологий является не только одним из важнейших условий социально-экономического развития территории, но и нормативно обязательной к реализации самостоятельной сферой управленческого внимания региональных властей.

Доказано, что повышение уровня информатизации деятельности органов исполнительной власти путем развития информационно-коммуникационных и телекоммуникационных технологий в социально -экономической сфере практически неизбежно ведет к таким позитивным социальным, управленческим и экономическим эффектам как общее повышение эффективности государственного управления, повышение качества оказания государственных услуг, снижение административных барьеров за счет развития электронного правительства и оказания услуг в электронном виде, повышение качества жизни населения и так далее.

Таким образом, в сфере бюджетного планирования лишь использование информационных и телекоммуникационных технологий способно по-настоящему результативно помочь региональным властям справиться с массивом задач по увязке системы приоритетов социально-экономического развития с ресурсами на их реализацию.

Поскольку в сферу научный интересов настоящей статьи входит исследование практики реализации государственной социальной политики органов исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту статьи - ЯНАО), то в рамках её подготовки был проанализирован и систематизирован опыт применения информационных технологий именно Правительства ЯНАО в рассматриваемой сфере.

В научном плане исследование практики применения инновационных подходов к государственному управлению руководства ЯНАО представляет особый и самостоятельный интерес, который выражается в ряде уникальных социально-экономических особенностей рассматриваемой территории: Ямал по темпам и потенциалу экономического развития относится к группе лидеров, при этом является одним из самых малонаселенных регионов России.

Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа с середины 2012 года, издав Постановление от 23 июля 2012 г. N 600-П114, справилось с задачей перевода региональной системы управления на рельсы тотальной информатизации, внедрив повсеместных практику применения информационно-аналитической системы мониторинга и анализа социально -экономического развития ЯНАО под названием «ИАС Мониторинг Ямал».

114 Об информационно-аналитической системе мониторинга и анализа социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа (ИАС Мониторинг Ямал): Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 июля 2012 г. N 600-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»._

Система официально введена в эксплуатацию с 01 августа 2012 года115.

Следует отметить, что переходу к применению аппаратной платформы предшествовала многолетняя успешная практика программно-целевого метода бюджетного планирования. Значительный опыт реализации в автономном округе окружных долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ в значительной степени способствовал формированию методической и управленческой базы для распространения компетенций органов исполнительной власти региона на управление территорий посредствам информационно-аналитической системы.

Введение в эксплуатацию ИАС Мониторинг Ямал, включающей 13 направлений мониторинга и анализа социально-экономического состояния автономного округа и муниципальных образований в автономном округе, было осуществлено с целью автоматизации процессов мониторинга социально-экономического развития региона, а также официального и общедоступного ее представления в сети Интернет различным категориям пользователей.

ИАС Мониторинг Ямал предназначен для информационной поддержки процессов стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа в части автоматизации процессов мониторинга и анализа социально-экономической ситуации в автономном округе. Целью создания ИАС Мониторинг Ямал является повышение оперативности и эффективности деятельности исполнительных органов и органов местного самоуправления за счет использования передовых информационных технологий, оперативного формирования на их основе комплексной аналитической информации, необходимой для выработки и принятия управленческих решений. Для эффективного использования и бесперебойного функционирования системы требуется её ежегодная модернизация и техническое обслуживание.

С точки зрения особенностей функционирования, важными условиями работы ИАС Мониторинг Ямал является то, что:

Во-первых, взаимодействие исполнительных органов и органов местного самоуправления с ИАС Мониторинг Ямал осуществляется по электронным каналам связи путем занесения информации в установленные формы через веб-интерфейс ИАС Мониторинг Ямал;

Во-вторых, при электронной передаче данных обязательно применение технических решений обеспечения безопасности информации в соответствии с действующим законодательством в части защиты ее от угроз перехвата, искажения и нарушения целостности при организации удаленного доступа пользователей.

В-третьих, должностные лица исполнительных органов и органов

ii5 Интернет-сайт информационно-аналитической системы "Мониторинг Ямал". [Электронный ресурс] URL: http://мониторинг.янао.рф (дата обращения: 18.11.2019).

местного самоуправления, назначенные ответственными за сбор, обработку и занесение информации в ИАС Мониторинг Ямал, несут персональную ответственность за достоверность данных и соблюдение установленных сроков их занесения в ИАС Мониторинг Ямал.

Перечень целевых групп - пользователей, которым адресована ИАС Мониторинг Ямал представлен:

Во-первых, Правительством автономного округа, муниципальными образованиями в автономном округе, которые получили с её введение возможность своевременного получения актуальной информации социально-экономической ситуации в автономном округе для рассмотрения и принятия решений по управлению регионом;

Во-вторых, исполнительными органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в автономном округе, которые получили с её введение возможность осуществлять комплексный мониторинг и анализ социально-экономической ситуации в автономном округе;

В-третьих, предприятиями и организациями различных сфер деятельности и форм собственности, населением, другими заинтересованными лицами, которые получили с её введение возможность удовлетворять потребностей в информации о социально-экономической ситуации в автономном округе.

За полные семь с половиной лет функционирования ИАС «Мониторинг Ямал» Правительство ЯНАО в полной мере ощутило положительные управленские эффекты от её внедрения, выразившиеся в наличии ряда следующих организационных преимуществ:

(1) возможность эффективного мониторинга и оценки результативности деятельности органов местного самоуправления;

(2) возможность эффективного мониторинга и оценка деятельности органов исполнительной власти;

(3) возможность эффективного мониторинга цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и нефтепродукты;

(4) возможность эффективного мониторинга закупок;

(5) возможность эффективного мониторинга состояния объектов строительства;

(6) возможность эффективного мониторинга ситуации на рынке труда и занятости населения, задолженности по заработной плате;

(7) возможность эффективного анализа налоговых поступлений и платежей в бюджет, в том числе анализ недоимки;

(8) возможность эффективного мониторинга тарифов ЖКХ, мониторинг предприятий ЖКХ;

(9) возможность эффективного формирования паспортов населенных пунктов муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе;

(10) возможность эффективного мониторинга общественно-политической ситуации и общественного мнения;

(11) возможность эффективного прогнозирования занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа;

(12) возможность эффективного ведения реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки;

(13) возможность эффективного мониторинга поэтапного повышения заработной платы работников бюджетной сферы;

(14) возможность эффективного мониторинга выполнения указов Президента Российской Федерации в области социально-экономической политики

(15) возможность эффективного мониторинга государственных программ;

(16) возможность эффективного мониторинга показателей и результатов деятельности исполнительных органов и органов местного самоуправления в сфере государственной гражданской и муниципальной службы.

Приведем короткий и наиболее показательный пример того, как эксплуатация ИАС «Мониторинг Ямал» позволяет своевременно отслеживать изменения, происходящие в автономном округе и за его пределами, гибко и своевременно реагировать на новые вызовы времени. Как было сказано выше, Ямал в силу естественных и, прежде всего, географических причин, является малонаселенным, а значит - трудодефицитным регионом. Между тем, перед органами исполнительной власти Ямала, в целях реализации стратегических планов развития автономного округа, а также определения государственной политики на рынке труда, стоит перманентная задача по прогнозированию потребности экономики автономного округа в профессиональных кадрах. Своевременное выявление перспективных потребностей на рынке труда и устранение дефицита кадров в ключевых направлениях экономики может обеспечить только ежегодное формирование среднесрочного (3 года) и долгосрочного (10 лет) прогнозов занятости населения автономного округа.

Прогнозирование занятости дает возможность получить информацию о потребности предприятий и организаций региона в специалистах, с периодичностью, учитывающей длительность циклов их подготовки в системе образования, а учреждениям высшего и среднего профессионального образования - формировать планы подготовки квалифицированных кадров для экономики автономного округа. Кроме того, информация о прогнозных значениях позволяет обеспечить профессиональную самореализацию жителей автономного округа, ориентирование человеческого капитала на приобретение специальностей, востребованных в перспективе на окружном рынке труда.

Внедрение ИАС «Мониторинг Ямал» значительным образом упростил для органов исполнительной власти региона процессе прогнозирования

занятости населения. Использование ИАС «Мониторинг Ямал» в социально-трудовой сфере позволило автоматизировать процесс занесения информации в базу данных о потребности в квалифицированных специалистах на среднесрочную и долгосрочную перспективу предприятиями региона и обеспечило открытость, доступность, наглядность общей потребности предприятий региона в квалифицированных кадрах для различных категорий пользователей в сети Интернет.

Подобных примеров управленческой полезности за семь с половиной лет эксплуатации программного комплекса Правительство ЯНАО теперь насчитывает несколько десятков.

Самостоятельные и совершенно ни с чем не сравнимые преимущества от внедрения ИАС руководство региона ощутило в сфере повышения бюджетной эффективности расходов, направленных на реализацию программ социально-экономического развития. Расходование бюджетных средств с применением передовых информационных технологий, наряду с тардиционными инструментами бюджетного планирования и программного бюджетирования, является единственным стратегически перспективным направлением, позволяющим решить главную задачу реализации бюджетной политики, а именно - задачу улучшения качества жизни населения автономного округа.

Перспективы применения программных средств в своей деятельности органы исполнительной власти автономного округа связывают с совершенствованием мониторинга за показателями реализации государственных программ, а точнее - формированием единой сквозной системы показателей на федеральном и региональном уровне. Сегодня ежеквартальный мониторинг выполнения государственных программ проводится посредством автоматизированной системы ИАС «Мониторинг Ямал». В ближайшей перспективе для этих целей будет использоваться государственная автоматизированная система «Управление». Выполнение этой задачи обеспечит исполнение поручения Президента Российской Федерации от 04 февраля 2015 года N Пр-201 о выполнении целевых показателей, характеризующих эффективность использования межбюджетных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета в рамках государственных программ Российской Федерации.

Таким образом, интеграция информационно-аналитической системы «Мониторинг Ямал» в деятельность регионального Правительства всего за неполных восемь лет позволило обеспечить открытость, доступность, наглядность и оперативность получения информации о показателях, характеризующих социально-экономическое развитии региона.

В заключение статьи можно рекомендовать ответственным лицам -представителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - обратить внимание на уникальный и доказано успешный опыт Ямало-Ненецкого автономного округа, рассмотрев возможность

заимствования практик внедрения современных высокоэффективных информационных технологий в сферу государственного управления.

По глубокому убеждению системы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития территории субъекта Федерации, подобные ИАС «Мониторинг Ямал», дополнительно к сказанному, способны в достаточно короткие сроки решить такие ключевые, типичные для большинства отечественных регионов, проблемы как: надежное обеспечение стабильность в обществе, укрепление государственной целостности и общественной безопасности, улучшение качества жизни населения региона, обеспечение устойчивого развиваться региональной экономика, а также главную на сегодняшний день макроэкономическую проблему и насущную потребность - повышение конкурентоспособности регионов в глазах потенциальных инвесторов на отечественном и зарубежных рынках капиталов.

Использованные источники:

1. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14.11.2017 N 548. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об информационно-аналитической системе мониторинга и анализа социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа (ИАС Мониторинг Ямал): Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 июля 2012 г. N 600-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Интернет-сайт информационно-аналитической системы "Мониторинг Ямал". [Электронный ресурс] URL: http: //мониторинг.янао .рф (дата обращения: 18.11.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.