Научная статья на тему 'Информационная система Ямало-Ненецкого автономного округа как инструмент социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера на современном этапе'

Информационная система Ямало-Ненецкого автономного округа как инструмент социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
443
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ars Administrandi
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / "ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО" / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ / INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH / INFORMATION SYSTEM / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / "E-GOVERNMENT" / GOVERNMENT SERVICES / YAMALO-NENETS AUTONOMOUS OKRUG

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мавлютова Г. Ш., Савельев Д. Л.

Введение: защита и сохранение коренных народов Севера является одним из направлений деятельности органов публичной власти в Российской Федерации. Государственные органы субъектов Российской Федерации должны обладать актуальной информацией о текущем состоянии и динамике жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. Информация необходима для принятия стратегических и оперативных решений. Развитие региональных информационных систем должно способствовать оптимизации принятия государственных решений. Цель: анализ информационной системы Ямало-Ненецкого автономного округа для определения ее роли в повышении эффективности управления социально-экономическим развитием отдельной категории граждан, коренных малочисленных народов Севера. Методы: системный анализ, диахронный анализ, сравнительно-правовой анализ. Результаты: в Ямало-Ненецком автономном округе разработана и внедрена Единая информационная система по моделированию и прогнозированию социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера. Организация работы по своевременному информационному наполнению системы возложена на глав муниципальных образований автономного округа. Сводные данные информационной системы позволяют осуществлять комплексную оценку развития территорий традиционной хозяйственной деятельности. Выводы: единая информационная система ЯМАЛ выполняет роль информационного инструмента, который используется при разработке и принятии государственных решений социально-экономического характера в отношении коренных народов Севера. Особенностью внедрения информационной системы ЯМАЛ является комплексное применение обособленных звеньев цепи в работе органов местного самоуправления и государственных органов власти. Информационная система ЯМАЛ является единым источником официальных сведений о жизнедеятельности коренного населения Севера и способствует определению правового статуса представителей коренных народов в автономном округе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мавлютова Г. Ш., Савельев Д. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Yamalo-Nenets Autonomous Okrug Information System as a Tool of Current Socio-Economic Development of the Indigenous People of the North

Introduction. Protection and preservation of indigenous peoples of the North is one of the activities of public authorities in the Russian Federation. The regional governments of the Russian Federation should have relevant information on the current state and dynamics of the vital activities of the indigenous peoples of the North, which is needed for strategic and operational decision-making. The development of regional information systems will contribute to the improvement of the state decision-making process.Aims. Analysis of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug information system with the view of determining its role in improving the management of the socio-economic development of indigenous peoples of the North.Methods. System analysis, diachronic analysis, comparative-legal analysis.Results. In the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, the Unified Information System for modeling and forecasting the socio-economic development of the indigenous peoples of the North was developed and implemented. Organizationally the heads of local administrations in the municipalities within the autonomous okrug are responsible for the timely provision of the content for the system. The consolidated data of the information system make it possible to produce a comprehensive assessment of the development of the territories with traditional economic activity.Conclusion. The Yamal unified information system serves as an information tool that is used in the development and adoption of government decisions in socio-economic sphere regarding the indigenous peoples of the North. The specificity of Yamal, information system implementation is the complex use of separate chain links in the work of municipal and regional authorities. The Yamal information system is the only source of official information about the vital activities of the indigenous people of the North, it facilitates establishing the legal status of representatives of indigenous peoples in the autonomous okrug.

Текст научной работы на тему «Информационная система Ямало-Ненецкого автономного округа как инструмент социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера на современном этапе»

УДК 394(571.12):316.35(571.12) DOI: 10.17072/2218-9173-2019-1-74-95

информационная система ямало-ненецкого автономного округа как инструмент социально-экономического развития коренных малочисленных народов севера на современном этапе

Г. Ш. МАВЛЮТОВА

Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия Д. Л. САВЕЛЬЕВ

Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия

Для цитирования:

Мавлютова Г. Ш., Савельев Д. Л. Информационная система Ямало-Ненецкого автономного округа как инструмент социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера на современном этапе // Ars Administrandi (Искусство управления). 2019. Том 11, № 1. С. 74-95. DOI: 10.17072/2218-9173-2019-1-74-95.

Введение: защита и сохранение коренных народов Севера является одним из направлений деятельности органов публичной власти в Российской Федерации. Государственные органы субъектов Российской Федерации должны обладать актуальной информацией о текущем состоянии и динамике жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. Информация необходима для принятия стратегических и оперативных решений. Развитие региональных информационных систем должно способствовать оптимизации принятия государственных решений.

Цель: анализ информационной системы Ямало-Ненецкого автономного округа для определения ее роли в повышении эффективности управления социально-экономическим развитием отдельной категории граждан, коренных малочисленных народов Севера.

Методы: системный анализ, диахронный анализ, сравнительно-правовой анализ.

Результаты: в Ямало-Ненецком автономном округе разработана и внедрена Единая информационная система по моделированию и прогнозированию социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера. Организация работы по своевременному информационному наполнению системы возложена на глав муниципальных образований автономного округа. Сводные данные информационной системы позволяют осуществлять комплексную оценку развития территорий традиционной хозяйственной деятельности.

Выводы: единая информационная система ЯМАЛ выполняет роль информационного инструмента, который используется при разработке и принятии государственных решений социально-экономического характера в отношении коренных народов Севера. Особенностью внедрения информационной системы ЯМАЛ является комплексное применение обособленных звеньев цепи в работе органов местного самоуправления и государственных органов власти. Информационная система ЯМАЛ является единым источником официальных сведений о жизнедеятельности коренного населения Севера и способствует определению правового статуса представителей коренных народов в автономном округе.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера; информационная система; информационно-коммуникационные технологии; «электронное правительство»; государственные услуги; Ямало-Ненецкий автономный округ

74 © Мавлютова Г. Ш., Савельев Д. Л., 2019

ВВЕДЕНИЕ

Система регионального развития социальных и экономических отношений испытывает постоянное влияние внутренних и внешних воздействий, которые определяют тенденции, темпы и содержание базовых направлений изменений элементов системы. Ориентация органов государственной власти регионального уровня на выработку механизмов устойчивого развития территории предусматривает использование информационно-аналитических систем. Информационные системы обеспечивают возможность определить фактическое состояние объектов управления и позволяют согласовать деятельность субъектов социально-экономической деятельности.

Степень развития региональных информационных систем отражает готовность региональных органов власти обеспечить стабильное функционирование социально-экономической системы, с одной стороны, и повысить результативность и эффективность регионального управления - с другой.

Эффективность управленческих решений, принимаемых региональными органами власти субъекта Российской Федерации, предусматривает необходимость организации системы сбора, хранения, обработки географически «привязанной» информации обо всех объектах управления. Информационное обеспечение деятельности региональных структур может рассматриваться в качестве одного из базовых элементов механизма регионального управления устойчивым социально-экономическим развитием территории.

Разработка региональной информационной системы при необходимости учета региональной специфики как самой территории, так и сложившейся системы управления должна ориентироваться на определенные стандартные подходы и методики.

В основу формирования региональной информационной системы могут быть заложены следующие ориентиры:

- соответствие организационной структуры публичного управления системе информационного обеспечения ее деятельности;

- информация должна содействовать расширению функциональных возможностей органов публичной власти;

- возможность модернизации информационных систем с учетом технологических инноваций и изменений целей публичного управления;

- сочетание информационной безопасности, основанной на соблюдении законодательных норм, обеспечивающих конфиденциальность информации, с максимальной транспарентностью о деятельности органов публичной власти.

Одной из особенностей Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) как субъекта Российской Федерации является то, что это исконная территория проживания народов, которые в нашей стране относятся к числу коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. К категории коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе отнесены ханты, ненцы и селькупы. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность коренных малочисленных народов Севера автономного округа составляет 41 249 чел., в том числе: ненцы -

29 772 чел. (72 %), ханты - 9 489 чел. (23 %), селькупы - 1 988 чел. (5 %). Анализ численности коренных малочисленных народов Севера автономного округа, по данным Всероссийской переписи населения 2002 и 2010 годов, показал рост численности коренного населения автономного округа более чем на 4 тысячи человек (11,5 %). В сельской местности проживает и ведет традиционный кочевой (полукочевой) образ жизни свыше 40 % коренного населения автономного округа, что составляет более 3 тыс. семей с численностью, превышающей 15 тыс. чел.

Одной из основных задач государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа является сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера, учет их интересов при реализации экономических проектов на территории автономного округа (Матвеев, 2012; Мурашко, 2012). В современных условиях решение этой задачи осуществляется с помощью действующей в автономном округе информационной системы, построенной на основе информационно-коммуникационных технологий.

Целью исследования является анализ информационной системы Ямало-Ненецкого автономного округа для определения ее роли в повышении эффективности управления социально-экономическим развитием отдельной категории граждан, коренных малочисленных народов Севера.

МЕТОДОЛОГИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ) ИССЛЕДОВАНИЯ

Повышение эффективности государственного управления напрямую связано с модернизацией системы функционирования органов публичной власти на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Тенденции развития цифровых технологий в системе государственного управления является предметом пристального внимания со стороны органов публичной власти, международного и российского экспертного сообщества.

Колоссальная роль и значение информационно-коммуникационных технологий подчеркивается в «Окинавской хартии Глобального информационного общества». Она начинается словами о том, что информационно-коммуникационные технологии - это один из наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на формирование общества в XXI веке. В Хартии подчеркивается, что информационно-коммуникационных технологии затрагивают все стороны жизни человека, в том числе «взаимодействие правительства и гражданского общества»1. Скорость развития и распространения информационно-коммуникационных технологий, их всеобъемлющий характер способствовали стремительному появлению национальных программ развития информационного общества во многих странах во второй половине 90-х годов XX века.

Не исключена из общемировых трендов развития и Россия. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии развития информационного обще-

1 Окинавская Хартия Глобального информационного общества: принята на о. Окинава 22 июля 2000 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html (дата обращения: 15.01.2019).

ства в Российской Федерации на 2017-2030 годы»2 закрепляет, что развитие «цифровой» экономики - это стратегически значимый вопрос для всей России, он обеспечивает ее конкурентоспособность на международной арене.

Задачи и механизмы развития информационно-коммуникационных технологий в государственном и общественном секторах, которые необходимо выполнить российскому правительству, закреплены и раскрыты в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации»3.

При этом внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сфере государственного управления и оказания государственных (муниципальных) услуг рассматривается как одна из приоритетных задач стратегического развития Российской Федерации4.

Как справедливо отмечают И. И. Смотрицкая и С. И. Черных, «миссия внедрения цифровых технологий в сферу государственного управления должна состоять в повышении его качества, в том числе качества государственных услуг и качества управления» (Смотрицкая и Черных, 2018, с. 23).

Создание информационной среды для цифровизации государственного управления, как одной из ключевых целей деятельности государственных структур, основано на сложившихся методологических и научно-теоретических подходах к оценке содержания и трендах развития информационно-коммуникационных технологий в современных обществах (Napitupulu et al., 2017).

В качестве базиса научных исследований информационно-коммуникационных технологий выступают обобщенные теории. В них изучались понятие «информационное общество» и новая роль государства в этом обществе. Так, в работах Ф. Уэбстера, М. Кастельса, Э. Тоффлера раскрываются основополагающие идеи и концепты теории информационного общества, проводится анализ динамики и тенденций его развития (Уэбстер, 2004; Кастельс, 2000; Тоффлер, 2004). Определенное внимание уделяется трансформации традиционных политических институтов, которое происходит под влиянием изменения технологической основы коммуникационного взаимодействия субъектов публичной политики (Williams et al., 2018).

Необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления объясняется концепцией «электронного правительства», или «электронного государства» (Бондаренко, 2012; Joshi et al., 2018).

Термин «электронное правительство» имеет различные трактовки, отличающиеся уровнем актуальности и широтой подхода. Ю. С. Булгатова и А. В. Дырхеев выделяют следующие:

2 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы: указ Президента Рос. Федерации от 09.05.2017 № 203 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20, ст. 2901.

3 Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28.07.2017 № 1632-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 32, ст. 5138.

4 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.: указ Президента Рос. Федерации от 07.09.2018 № 204 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 20, ст. 2817.

- предоставление услуг предприятиям и населению с применением информационно-коммуникационных технологий, включая создание сайта государственных органов;

- введение информационно-коммуникационных технологий во все сферы государственной деятельности, а также активное взаимодействие государственных органов между собой, с предприятиями и населением для роста эффективности, экономичности и прозрачности правительства и возможности общественного контроля над ним;

- трансформация государственного управления, в том числе информационно-коммуникационных технологий, - один из главных катализаторов трансформации государственного сектора (Булгатова и др., 2018, с. 10).

Анализ проблем развития «электронного правительства» в российской науке, по мнению Р. В. Ерженина, характеризуется «повышенным уровнем сложности современных исследований э-правительства» (Ерженин, 2018). Это обусловлено рядом обстоятельств: инновационностью подобного рода исследований, фрагментарностью научного знания и фактическим отсутствием сложившихся теоретических подходов к изучению элементов «электронного правительства».

Стоит подчеркнуть, что в отличие от западных трактовок «электронного правительства», рассматриваемого в качестве технократической реформы, направленной только на повышение эффективности государственного управления и исключающей политическую или идеологическую составляющую (West, 2007; Alcaide-Muñoz et al., 2017), российские ученые склонны рассматривать внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику деятельности органов публичной власти через призму общегосударственной политики и стратегии социально-экономического развития на длительную перспективу. В сложившихся условиях информационно-коммуникационные технологии государственного управления в Российской Федерации обеспечивают переход к электронному правительству «при сохранении всех основных особенностей отечественной административной культуры», которая может быть охарактеризована как «достаточно стихийный процесс, ориентированный на формальные отчетные показатели» (Трахтенберг, 2012, с. 295).

Специфика данного подхода, на наш взгляд, обусловлена особой ролью государства на всех уровнях публичной власти. Отечественные исследователи обращают внимание на отсутствие в современной России условий для естественного формирования и развития зрелой «цифровой» экономики за удовлетворительный промежуток времени. В качестве причин они называют следующие: технологическое отставание и отсутствие критической массы экономических субъектов. И приходят к выводу, что государству необходимо стимулировать и направлять развитие «цифровой» экономики» (Бианкина, 2017, с. 19).

Особенности российского федерализма предполагают при внедрении информационно-коммуникативных технологий в деятельность органов государственной власти учитывать особенности отдельных регионов. Общие подходы к оценке информационного пространства субъекта Российской Федерации, а также анализ динамики информационных процессов на региональном

уровне являются предметом исследования ряда российских исследователей (Иншаков и др., 2008; Данилина и др., 2015). Анализ практики деятельности органов государственной власти, на основе использования функционального и эволюционного подходов, позволил определить базовые элементы информационного пространства региона, принципы и факторы его развития (Фадейкина, 2013).

В качестве отправной точки внедрения региональных информационных систем, на наш взгляд, может стать концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management), которая предусматривает необходимость оптимизации процессов управления по всем направлениям, включая информационную сферу деятельности органов публичной власти (Thompson et al., 2003).

При этом следует отметить, что процессный анализ информационных систем государственного управления «не может исходить только из позиции экономической деятельности» (Искандеров, 2010, с. 24).

Оптимизация «внутренних» процессов организации и сопровождения процесса принятия управленческого решения предусматривает установление «обратных» связей между государственными органами и структурными подразделениями исполнительных органов субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления для корректировки управленческих процессов. Необходимость подобного взаимодействия объясняется стремлением к достижению эффективности всех информационных процессов, способствующих разработке, принятию и реализации управленческих решений, выявлению актуальных проблем и формированию актуальной стратегической информации (Thompson et al., 2003; Kim et al., 2010; Ismagilova et al., 2019).

Внедрение современных информационных технологий и информационных систем дает возможность органам государственной власти оптимизировать процессы управления, повысить качество и эффективность реализации публичных функций и услуг. В качестве действенного механизма оптимизации информационных систем органов публичной власти (необходим, используется) реинжиниринг процессов управления, позволяющий реорганизовать технологические процессы и сократить количество множественных обращений к различным базам данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На современном этапе в Ямало-Ненецком автономном округе действует информационная система, элементы которой используются в стратегическом и оперативном управлении региона. Среди них:

1) Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП);

2) Региональная межведомственная система электронного документооборота (РМСЭД);

3) Автоматизированная информационная система «Мониторинг государственного управления Ямало-Ненецкого автономного округа» (региональный сегмент Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Управление»);

4) Автоматизированная информационная система «Обеспечение адресной социальной поддержки населения» (АИС «ОАСПН»);

5) Многоуровневая автоматизированная информационная система ЗАГС: предоставление услуг службы ЗАГС в электронном виде, в том числе посредством Регионального портала государственных услуг (РПГУ);

6) Региональный банк данных семей и несовершеннолетних «групп особого внимания» в Ямало-Ненецком автономном округе;

7) Региональный сегмент федеральной государственной информационной системы «Единая Информационно-Аналитическая Система "Федеральный орган регулирования - Региональные органы регулирования - субъекты регулирования"» (РС ФГИС ЕИАС) и др.

В Ямало-Ненецком автономном округе с целью повышения эффективности управления социально-экономическим развитием коренных малочисленных народов Севера разработана и внедрена Единая информационная система по моделированию и прогнозированию социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера автономного округа (ЕИС ЯМАЛ).

Являясь одним из элементов информационной системы региона, ЕИС ЯМАЛ должна способствовать повышению эффективности государственного и муниципального управления за счет использования передовых информационных технологий, оперативного формирования на их основе комплексной аналитической информации, необходимой для выработки и принятия управленческих решений. Также ЕИС ЯМАЛ направлена на повышение качественного информационного обеспечения органов власти и управления при решении стратегических и оперативных задач социально-экономического развития коренных малочисленных народов.

В автономном округе государственное управление в сфере защиты среды обитания и традиционного образа жизни коренных народов осуществляет Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера. Он назначен оператором ЕИС ЯМАЛ. Департамент осуществляет правовое, организационно-техническое и методическое руководство по работе в ЕИС ЯМАЛ. Одной из задач деятельности Департамента является обеспечение нормативно-правового регулирования прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера автономного округа. В этой связи в качестве одного из приоритетных направлений деятельности выступает формирование информационных ресурсов, содержащих актуальную информацию о коренных малочисленных народах автономного округа для обеспечения процесса подготовки и принятия оперативных и стратегических решений по вопросам, касающимся социально-экономического статуса коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа. Государственное казенное учреждение «Ресурсы Ямала» является техническим администратором ЕИС ЯМАЛ.

Постановлением Правительства автономного округа утверждено Положение о ЕИС ЯМАЛ5. Положением определен круг целевых пользовате-

5 О единой информационной системе по моделированию и прогнозированию социально-экономического развития коренных малочисленных народов севера Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс]: постановление Правительства ЯНАО от 20.10.2016 № 986-П. URL: https://dkmns.yanao.ru/about/isystems/22/ (дата обращения: 15.01.2019).

лей, для которых разработана и внедрена информационная система ЯМАЛ. Среди них:

- Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа;

- исполнительные органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления;

- предприятия и организации различных областей деятельности и организационно-правовых форм собственности;

- население;

- государственное казенное учреждение «Управление по обеспечению деятельности Ситуационного центра Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа».

Необходимость повышения качественного информационного обеспечения деятельности органов публичной власти, решения оперативных и стратегических задач, моделирования и прогнозирования социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, расчета показателей их качества жизни предусмотрены стратегическими документами и законами федерального уровня6 и рядом региональных законов7. Создание и внедрение ЕИС ЯМАЛ позволяет обеспечить реализацию данных задач регионального управления.

Особенностью внедрения ЕИС ЯМАЛ является комплексное применение обособленных звеньев цепи в работе органов местного самоуправления и государственных органов власти, охватывающей все сферы жизнедеятельности народов Севера в качестве единого источника достоверных официальных сведений о коренном населении.

Информационная система предназначена для повышения уровня социально-экономического развития коренных народов, ведущих на Ямале традиционный образ жизни.

Технические характеристики ЕИС ЯМАЛ предусматривают выделение пяти базовых элементов, которые формируют систему и включают в себя:

- Блок программных модулей сбора и загрузки данных, обеспечивающий непосредственную связь органов государственной власти и органов местного самоуправления, ответственных за предоставление информации, с ядром системы.

6 Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 04.02.2009 № 132-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 7. ст. 876; Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 08.02.2013 № Пр-232. URL: http://static.government.ru/media/files/2RpSA3sctElhAG n4RN9dHrtzk0A3wZm8.pdf (дата обращения: 15.01.2019); О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федер. закон от 30.04.1999 № 82-фз // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 18, ст. 2208.

7 О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе [Электронный ресурс]: закон Ямало-Ненецкого авт. округа от 06.10.2006 № 49-ЗАО. URL: http://docs.cntd.ru/document/8020756182013 (дата обращения: 15.01.2019); О гарантиях прав лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе [Электронный ресурс]: закон Ямало-Ненецкого авт округа от 02.03.2016 № 1-ЗАО. URL: http://docs.cntd.ru/ document/432893608 (дата обращения: 15.01.2019) и др.

- Банк данных, являющийся централизованным хранилищем системы, обеспечивающим целостность и сохранность первичных и сводных данных по показателям мониторинга положения коренных малочисленных народов автономного округа. Данный элемент системы обеспечивает ведение единых справочников и классификаторов, необходимых для обеспечения процесса сбора информации и сдачи отчетности, прогнозирования и анализа данных за разные годы в одной базе, контроль правильности заполнения данных.

- Программный модуль администрирования, позволяющий разграничить права доступа на уровне конкретного модуля системы, объекта, таблицы, отчета или конкретного показателя в таблице.

- Блок задач мониторинга, анализа и прогнозирования, обеспечивающий проведение различных расчетов над данными и выполнение прогнозно-аналитических задач.

- Блок средств визуализации данных, обеспечивающий табличное, графическое и картографическое представление отчетных форм и результатов расчета прогнозно-аналитических задач, построение моделей прогноза.

Все базы данных (реестры) связаны между собой и позволяют отследить все аспекты жизнедеятельности представителей коренных малочисленных народов Севера.

Работа в ЕИС ЯМАЛ подразумевает взаимодействие оператора Системы с поставщиками сведений, которыми являются исполнительные органы государственной власти и муниципальные органы.

При загрузке данных из форм сбора от органов государственной власти и муниципальных органов сведения попадают в банк данных, который, в свою очередь, является источником данных для конструктора отчетов (различные настраиваемые отчетные формы), для веб-приложения (публикация отчетных форм на специальном веб-портале). Кроме того, сведения из банка данных могут быть выгружены для последующей загрузки в другие системы различных органов власти.

Информационные данные, включенные в ЕИС ЯМАЛ, позволяют осуществлять моделирование и прогнозирование социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера по нескольким направлениям:

1. Ведение перечня целевых программ:

- ведение реестра целевых программ и их атрибутов;

- формирование структуры целей, задач и индикаторов целевых программ;

- накопление информационных материалов и документов по целевым программам;

- хранение и вывод содержимого справочника целевых программ на конкретный период;

- формирование паспорта целевых программ.

2. Ведение перечня кочующего населения:

- ведение реестра кочующего населения;

- накопление справочной информации (ФИО, год рождения, населенный пункт и другая дополнительная информация), а также информаци-

онных материалов и документов (видео-, фотодокументы) по кочующему населению;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- хранение и вывод истории изменения информации по кочующему населению;

- формирование информационной карточки по каждому человеку и по реестру в целом.

3. Ведение перечня общин и малых форм хозяйствования:

- ведение реестра общин и малых форм хозяйствования;

- накопление справочной информации (наименование, ОКВЭД, дата регистрации, код ОКВЭД, вид деятельности, e-mail и др.), а также информационных материалов и документов (видео-, фотодокументы) по общинам и малым формам хозяйствования;

- хранение и вывод истории общин от даты создания до настоящего времени;

- формирование отчетов по общинам и малым формам хозяйствования (информационная карточка, экономические показатели общин, продукция общин и т. д.).

4. Ведение перечня факторий:

- ведение реестра факторий;

- накопление справочной информации (реестровый номер, дата образования фактории, численность обслуживаемого персонала фактории и др.), а также информационных материалов и документов (видео-, фотодокументы) по факториям;

- хранение и вывод истории изменения данных факторий от даты создания до настоящего времени;

- формирование информационной карточки по каждой фактории и по реестру в целом.

5. Мониторинг и анализ деятельности предприятий, в которых работает коренное население:

- ведение реестра предприятий;

- накопление справочной информации о предприятиях (наименование, вид деятельности, количество работающего коренного населения);

- финансово-экономический анализ деятельности предприятий;

- планирование размера субсидий на поддержку и развитие предприятий;

- мониторинг государственной поддержки (субсидий) предприятий.

6. Мониторинг уровня жизни коренного населения:

- мониторинг выполнения индикаторов региональных целевых программ;

- мониторинг показателей социальной поддержки коренных народов;

- анализ качества оказываемых медицинских услуг;

- контроль исполнения бюджета по показателям целевых программ и социальной поддержки;

- расчет эффективности и результативности реализации целевых программ.

7. Ведение перечня учащихся:

- ведение реестра учащихся;

- накопление справочной информации (ФИО, учебное заведение, год поступления и др.), а также информационных материалов и документов (видео-, фотодокументы) по учащимся;

- хранение и вывод истории изменения сведений по учащимся;

- формирование отчетов по учащимся (информационная карточка, аналитический отчет по студентам и т. д.).

8. Ведение перечня священных мест и захоронений:

- ведение реестра священных мест и захоронений;

- накопление описательной информации (наименование, описание, географические координаты), а также информационных материалов и документов (видео-, фотодокументы) по священным местам и захоронениям;

- хранение и вывод истории изменения данных по священным местам и захоронениям;

- формирование информационной карточки по каждому священному месту или захоронению и по реестру в целом;

- отображение объектов священных мест и захоронений на карте Google (http://maps.google.ru).

Все данные, отражающие экономические, производственные и социальные показатели, а также сведения о семьях коренных народов представлены в разрезе муниципальных образований.

Объективность представленных в ЕИС ЯМАЛ данных обеспечивается за счет ввода данных по показателям социально-экономического развития коренных малочисленных народов по разным источникам данных и предусматривает обмен информацией между органами государственной власти, органами местного самоуправления и оператором Системы. Оператор ЕИС ЯМАЛ осуществляет обработку, проверку корректности информации, представленной органами публичной власти.

Положением об ЕИС ЯМАЛ определен порядок наполнения Системы информацией и механизмы контроля информационных данных, которые предоставляются органами публичной власти.

Перечень данных, содержащихся в ЕИС ЯМАЛ, позволяет осуществлять накопление и хранение ретроспективных данных о социально-экономическом состоянии коренных малочисленных народов Севера, осуществлять динамический анализ для оценки динамики и тенденций развития, а также сравнительный анализ, предназначенный для сопоставления значений между различными показателями.

В рамках реализации комплексного подхода к социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов сводные данные системы позволяют осуществлять расчет интегральных показателей (комплексной оценки) развития территорий традиционной хозяйственной деятельности.

Комплексная аналитическая информация, содержащаяся в ЕИС ЯМАЛ, позволяет органам публичной власти в рамках моделирования и прогнозирования развития территорий проживания коренных малочисленных народов Севера использовать:

- регрессионно-статистический анализ, предназначенный для расчета взаимосвязи показателей, построения корреляционной матрицы и моделирования значений на основе статистических методов;

- построение моделей (линейная регрессия, универсальный тренд, авторегрессия);

- отображение прогнозов социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера на среднесрочную перспективу.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства ЯНАО от 20 октября 2016 года № 986-П организация работы по своевременному информационному наполнению системы возложена на глав муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа. Это касается муниципалитетов, которые включены в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Формулировка, содержащаяся в Постановлении, предполагает рекомендательный характер осуществления данного направления деятельности для глав муниципальных образований.

Органы местного самоуправления, а не глава муниципального образования самостоятельно определяют должность и лиц, ответственных за сбор, обработку и занесение информации в единую систему ЯМАЛ. Очевидным является, что данный подход предполагает необходимость дополнительных мероприятий со стороны органов государственной власти и местного самоуправления по подготовке или переподготовке кадрового состава местных администраций. Следует отметить, что в первый год внедрения ЕИС были организованы и проведены информационно-обучающие семинары в городах Новый Уренгой и Салехард, а также Ямальском, Шурышкарском, Приуральском районах по работе ЕИС ЯМАЛ. В Новом Уренгое были проведены индивидуальные занятия (консультирование) с ответственными за работу с ЕИС ЯМАЛ Тазовского, Надымского, Пуровского и Красноселькупского районов. По итогам занятий специалисты получили сертификаты о том, что приобрели теоретические и практические навыки работы, необходимые для эффективной работы в ЕИС ЯМАЛ.

ОБСУЖДЕНИЕ

Увеличение объемов обрабатываемой информации и наполнение ЕИС ЯМАЛ актуальными информационными данными позволит органам государственной власти расширить категории граждан, подпадающих под сферу ее применения. Прежде всего, это лица, постоянно проживающие на территории автономного округа и ведущие кочевой или полукочевой образ жизни, ныне являющиеся коренными малочисленными народами Севера. В связи с этим, они имеют право на получение ряда преференций, предусмотренных в Ямало-Ненецком автономном округе. С XIX века на территории округа обитает Ижемская группа коми-зырян, основным видом хозяйственной деятельности которых является оленеводство (Повод, 2006). В XXI веке коми-зыряне автономного округа по-прежнему занимаются кочевым оленеводством (Истомин и др., 2018, с. 182-183; Лискевич, 2018, с. 384).

ЕИС ЯМАЛ фактически формирует механизм документального подтверждения традиционного образа жизни для получения социальной поддержки. На основе данных, содержащихся в ЕИС ЯМАЛ, гражданин может получить документ (справку), которая подтверждает ведение им традиционного образа жизни, что позволяет претендовать на получение мер социальной поддержки для представителей коренных малочисленных народов Севера в автономном округе.

Дальнейшая деятельность по развитию ЕИС ЯМАЛ предусматривает выполнение первоочередных мероприятий по вводу данных и внесению недостающих сведений по каждому представителю коренных народов (СНИЛС, ИНН и другие данные), которые в последующем позволят идентифицировать каждого представителя по всем базам реестра системы муниципальных образований. Тем самым появляется налаженная система индивидуального учета коренных малочисленных народов Севера. В связи с тем, что в паспортах граждан Российской Федерации отсутствует информация о национальной принадлежности, у представителей народов Севера решается проблема документального подтверждения своей национальности (Попков, 2014, с. 123).

При определении проблем реализации мероприятий внедрения ЕИС ЯНАО обращают на себя внимание вопросы организации взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по формированию и пополнению баз данных системы.

Во-первых, на наш взгляд, возложение на глав муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа организации работы по формированию базы данных ЕИС ЯМАЛ потенциально может привести к снижению эффективности работы на первоначальном этапе запуска всей Системы. В организационном плане деятельность органов местного самоуправления по формированию баз данных системы предполагает выделение штатной единицы (или части ставки) в структуре местной администрации, на которую возлагаются полномочия или функции по наполнению ЕИС ЯНАО.

Второй момент, на который стоит обратить внимание, - это механизм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Предоставление информации органами местного самоуправления для наполнения ЕИС ЯНАО должно осуществляться на основе соглашения, которое заключается между органами местного самоуправления и оператором системы. На сегодняшний день официальных данных о заключении и содержании таких договоров между органами публичной власти на официальных сайтах органов власти ЯНАО не размещено.

На наш взгляд, сложившийся подход требует урегулирования, поскольку речь идет фактически о передаче отдельных государственных полномочий на уровень муниципальных образований.

При этом особое значение при принятии управленческих решений в отношении представителей коренных малочисленных народов Севера приобретает информация, используемая в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих народов на Ямале.

В соответствии с положениями регионального законодательства государственные полномочия включают в себя, во-первых, обеспечение минимальной материальной обеспеченности в соответствии с региональным стандар-

том, а во-вторых, оказание социальной поддержки. Последняя, в свою очередь, предусматривает:

- возмещение средств на получение первого высшего образования (по заочной форме обучения);

- выплату дополнительных социальных стипендий студентам, которые обучаются в образовательных учреждениях высшего образования Российской Федерации;

- оплату проживания в общежитиях (возврат расходов по найму жилого помещения) студентам, обучающимся в образовательных учреждениях высшего образования8.

В-третьих, особое внимание следует обратить на содержательную часть ЕИС ЯНАО. В данной части необходимо сделать акцент на двух аспектах:

- наполненность системы информационными данными;

- соотношение открытых и закрытых данных Системы.

Проведенный нами анализ информационных данных, размещенных

на официальных сайтах Оператора системы (Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера) и сайтах органов местного самоуправления, позволил сделать выводы:

- о низкой степени объемов информации, закрепленных в приложении 1 к постановлению Правительства ЯНАО (из девяти разделов - четыре носят не полный (фрагментарный характер), либо данные отсутствуют);

- отсутствуют обобщенные (аналитические) данные с позиции прогнозной деятельности органов публичной власти, на что направлено создание ЕИС ЯНАО;

- о соотношении открытых и закрытых данных в перечне информационных данных, предоставляемых оператору системы.

Вопрос относительно открытости данных является в определенной степени дискуссионным. Однако в сфере тенденций развития систем государственного управления, ориентированных на максимально открытый диалог с обществом, открытости и доступности информации, полагаем необходимым пересмотреть перечень открытых данных в сторону его расширения.

Результаты использования ЕИС ЯМАЛ сводятся к следующему:

- в целях реализации части 1 статьи 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 марта 2016 года № 1-ЗАО «О гарантиях прав лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» с января 2017 года реализуется регио-

8 О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению некоторых гарантий прав лиц из числа коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе, а также иных лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам Севера в Ямало-Ненецком автономном округе, постоянно проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе: закон Ямало-Ненецкого авт. округа от 25.12.2017 № 102-ЗАО // Красный Север. Спецвыпуск. 2017. № 108/8.

нальный стандарт минимальной материальной обеспеченности лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в автономном округе (региональный стандарт), утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 23 декабря 2017 года № 1214. Региональным стандартом предусмотрены перечень материальных средств, нормы расхода и сроки использования товарно-материальных ценностей, необходимых для осуществления традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера;

- государственным учреждением Ямало-Ненецкого автономного округа «Объединение по экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера ЯНАО» осуществляется ведение «Реестра общин и малых форм хозяйствования коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа». На 1 января 2017 года в Реестр внесено 187 малых форм хозяйствования коренных малочисленных народов Севера - 67 общин и 120 малых форм хозяйствования, в том числе: ИП - 96; крестьянское фермерское хозяйство (КФХ) - 3; ООО - 14; ОАО - 5; прочие - 2.

- Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера в рамках исполнения государственных функций в 2017 году предоставил государственные услуги по рассмотрению обращений об образовании территории традиционного природопользования регионального значения, а также оказанию материальной помощи аспирантам из числа коренных малочисленных народов Севера автономного округа. Кроме этого, Департамент осуществляет предоставление лицам из числа коренных малочисленных народов Севера, иным лицам, не относящимся к коренным малочисленным народам Севера, постоянно проживающим на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в местах традиционного проживания, документа, подтверждающего ведение ими традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, в целях получения ими мер социальной поддержки в Ямало-Ненецком автономном округе (в 2017 году - 1191 обращение).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития российского государства информационные технологии являются факторами устойчивого развития и построения информационного общества, обеспечения экономического роста и социального прогресса. Создание региональной государственной информационной системы, интегрированной с Федеральной информационной системой и аналогичными системами других регионов, является важнейшей информационной обязанностью субъектов Российской Федерации.

Сегодня в Ямало-Ненецком автономном округе с целью повышения эффективности управления социально-экономическим развитием коренных малочисленных народов Севера внедрена Единая информационная система ЯМАЛ (ЕИС ЯМАЛ). Она выполняет роль информационного инструмента, который должен использоваться при разработке и принятии государственных решений. Особенностью внедрения информационной системы ЯМАЛ явля-

ется комплексное применение обособленных звеньев цепи в работе органов местного самоуправления и государственных органов власти, охватывающей все сферы жизнедеятельности народов Севера в качестве единого источника достоверных официальных сведений о коренном населении.

ЕИС ЯМАЛ способствует определению правового статуса коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, что помогает решению ряда социальных вопросов. Также система учитывает население, не относящееся к категории коренного малочисленного народа, но осуществляющее традиционную хозяйственную деятельность, в частности коми-зырян, занимающихся кочевым оленеводством.

В рамках реализации комплексного подхода к социально-экономическому развитию представителей народов Севера сводные данные ЕИС ЯМАЛ должны способствовать осуществлению комплексной оценки развития территорий традиционной хозяйственной деятельности. Информационная система должна использоваться для наблюдения, моделирования и прогнозирования социально-экономического развития коренных малочисленных народов, ведущих на Ямале традиционный образ жизни. Но для этого система должна иметь максимальное наполнение, что, на наш взгляд, пока не реализовано. Департаменту по делам коренных малочисленных народов Севера необходимо продолжить работу по наполнению актуальными данными информационной системы Ямал. Также в этом вопросе требуется взаимодействие региональных государственных органов и органов местного самоуправления при передаче отдельных государственных полномочий на местный уровень.

В России к категории коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока отнесено сорок народов. Они проживают в Ханты-Мансийском, Ненецком, Чукотском автономных округах и ряде других регионов. Политика российского государства направлена на сохранение и развитие традиционной жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. Опыт ЯНАО по разработке и внедрению информационной системы ЯМАЛ должен вызывать огромный интерес в субъектах Российской Федерации, на территории которых проживают такие народы.

Библиографический список

Бианкина А. О. Цифровые технологии и их роль в современной экономике // Экономика и социум: современные модели развития. 2017. № 16. С. 15-25.

Бондаренко С. В. Особенности формирования научного дискурса изучения «электронного правительства» // Многоликий дискурс: монография / Под ред. В. Е. Хвощева и М. А. Малышева. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ Изд-во НОЦ «КПОН», 2012. С. 315-327.

Булгатова Ю. С., Дырхеев А. В. Информационные технологии как средство модернизации государственного управления в информационном обществе // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2018. № 1. С. 8-15. Б01: 10.18101/2304-4446-2018-1-8-15.

Данилина М. В., Багратуни К. Ю. Актуальные аспекты развития электронного правительства в России // Наука и бизнес: пути развития. 2015. № 5. С. 147-152.

Ерженин Р. В. Электронное правительство России: обзор научных публикаций и исследований // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 3. С. 205-228.

Иншаков О. В., Калинина А. Э, Петрова Е. А., Мизинцева М. Ф. Информационное развитие экономики региона. М.: Издательский дом «Финансы и кредит», 2008. 296 с.

Искандеров Р. Н. Теоретико-методологические основы разработки и внедрения информационных систем органов государственного управления // Век качества. 2010. № 4. С. 24-25.

Истомин К. В., Лискевич Н. А., Уляшев О. И. Особенности языковых процессов в среде пуровских коми в конце 1930 - начале XXI века // Эволюция культурной среды в субарктической зоне Европейского Севера и Западной Сибири: культурные традиции, система жизнеобеспечения, социальные связи / Отв. ред. О. И. Уляшев. Сыктывкар: Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, 2018. С.172-197.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

Лискевич Н. А. К истории формирования надымских коми // Человек и Север: Антропология, археология, экология: матер. всероссийской науч. конф. Вып. 4 / Отв. ред. А. Н. Багашев. Тюмень: Федеральный исследовательский центр Тюменский научный центр СО РАН, 2018. С. 383-386.

Матвеев А. С. От парадигмы покорения Арктики к парадигме ее обжи-вания // Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации / Под ред. В. А. Штырова. М.: Совет Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации, 2012. С. 25-34.

Мурашко О. А. Учет культурных, экологических и социальных последствий промышленного развития в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера // Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации / Под ред. В. А. Штырова. М.: Совет Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации, 2012. С. 144-154.

Повод (Лискевич) Н. А. Коми Северного Зауралья (XIX - первая четверть XX в.). Новосибирск: Наука, 2006. 272 с.

Попков Ю. В. Коренные народы Севера в условиях глобализации // Век глобализации. 2014. № 1. С. 111-123.

Смотрицкая И. И., Черных С. И. Современные тенденции цифровой трансформации государственного управления // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. № 5. С. 22-36. Б01: 10.24411/2073-64872018-00002.

Тоффлер Э. Шок будущего / Пер. с англ. Е. Рудневой, Л. Бурмистровой, К. Бурмистрова, И. Москвиной-Тархановой, А. Микша, А. Мирер, В. Кулагиной-Ярцевой, Н. Хмелик, Е. Комаровой. М.: АСТ, 2004. 560 с.

Трахтенберг А. Д. Электронное правительство: состоится ли «изобретение государства заново»? // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. № 12. С. 285-297.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Пер. с англ. М. В. Араповой, Н. В. Малыхиной. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.

Фадейкина Н. В. Предпосылки создания в России эффективной системы публичного управления устойчивым социально-экономическим развитием публично-правовых образований на основе современных моделей электронного правительства и электронного бюджета // Сибирская финансовая школа. 2013. № 4. С. 43-54.

Alcaide-Muñoz L., Rodríguez-Bolívar M. P., Cobo M. J., Herrera-Viedma E. Analysing the Scientific Evolution of E-Government Using a Science Mapping Approach // Government Information Quarterly. 2017. № 3. P. 545-555. DOI: 10.1016/j.giq.2017.05.002.

Ismagilova E., Hughes L., Dwivedi Y. K., Raman K. R. Smart Cities: Advances in Research -An Information Systems Perspective // International Journal of Information Management. 2019. № 47. P. 88-100. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2019.01.004.

Joshi P., Islam S. E-government Maturity Model for Sustainable E-government Services from the Perspective of Developing Countries // Sustainability (Switzerland). 2018. Vol. 10, № 6. P. 1-28. DOI: 10.3390/su10061882.

Kim D. Y., Grant G. E-government Maturity Model Using the Capability Maturity Model Integration // Journal of Systems and Information Technology. 2010. Vol. 12, no. 3. P. 230-244. DOI: 10.1108/13287261011070858.

Napitupulu D., Sensuse D. I., Sucahyo Y. G. Sosio-Technical Factors of E-gov-ernment Implementation // International Conference on Electrical Engineering, Computer Science and Informatics (EECSI). 2017. № 4. P. 690-695. DOI: 10.1109/ EECSI.2017.8239195.

Thompson А., Strickland J. Strategic Management: Concepts and Cases. Boston: McGraw-Hill/Irwin, 2003. 450 p.

West D. M. Digital Government: Technology and Public Sector Performance. Princeton: Princeton University Press, 2007. 256 p.

Williams P., Alessa L., Abatzoglou J. T., Kliskey A., Witmer F., Lee O., Trammell J., Venema R. Community-Based Observing Networks and Systems in the Arctic: Human Perceptions of Environmental Change and Instrument-Derived Data // Regional Environmental Change. 2018. № 2. P. 547-559. DOI: 10.1007/s10113-017-1220-7.

Информация об авторах

Мавлютова Гульнара Шакировна - канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», 625003, Россия, г. Тюмень, Володарского, д. 6

ORCID: 0000-0003-4459-7104

ResearcherID: D-4464-2019

Электронный адрес: [email protected]

Савельев Дмитрий Леонидович - канд. ист. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», 625003, Россия, г. Тюмень, Володарского, д. 6

ORCID: 0000-0002-4890-1217 ResearcherlD: D-4325-2019 Электронный адрес: [email protected]

Статья получена 15 февраля 2019 года

UDC 394(571.12):316.35(571.12) DOI: 10.17072/2218-9173-2019-1-74-95

the yamalo-nenets autonomous okrug information

system as a tool of current socio-economic development of the indigenous people of the north

Gulnara Sh. Mavlyutova

University of Tyumen, 6 Volodarskogo str., Tyumen, 625003, Russia

ORCID: 0000-0003-4459-7104 ResearcherlD: D-4464-2019 E-mail: [email protected]

Dmitry L. Savelev

University of Tyumen, 6 Volodarskogo str., Tyumen, 625003, Russia

ORCID: 0000-0002-4890-1217 ResearcherlD: D-4325-2019 E-mail: [email protected]

For citation:

Mavlyutova, G. Sh. and Savelev, D. L. (2019), "The Yamalo-Nenets Autonomous Okrug Information System as a Tool of Current Socio-Economic Development of the Indigenous Peoples of the North", Ars Administrandi, vol. 11, no. 1, pp. 74-95, doi: 10.17072/2218-9173-2019-1-74-95.

Introduction. Protection and preservation of indigenous peoples of the North is one of the activities of public authorities in the Russian Federation. The regional governments of the Russian Federation should have relevant information on the current state and dynamics of the vital activities of the indigenous peoples of the North, which is needed for strategic and operational decision-making. The development of regional information systems will contribute to the improvement of the state decision-making process.

Aims. Analysis of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug information system with the view of determining its role in improving the management of the socioeconomic development of indigenous peoples of the North.

Methods. System analysis, diachronic analysis, comparative-legal analysis.

Results. In the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, the Unified Information System for modeling and forecasting the socio-economic development of the indigenous peoples of the North was developed and implemented. Organizationally the heads of local administrations in the municipalities within the autonomous okrug are responsible for the timely provision of the content for the system. The consolidated data of the information system make it possible to produce a comprehensive assessment of the development of the territories with traditional economic activity.

Conclusion. The Yamal unified information system serves as an information tool that is used in the development and adoption of government decisions in socioeconomic sphere regarding the indigenous peoples of the North. The specificity of Yamal, information system implementation is the complex use of separate chain links in the work of municipal and regional authorities. The Yamal information system is the only source of official information about the vital activities of the indigenous people of the North, it facilitates establishing the legal status of representatives of indigenous peoples in the autonomous okrug.

Keywords: indigenous peoples of the North; information system; information and communication technology; «E-government»; government services; Yamalo-Nenets Autonomous Okrug

References

Biankina, A. O. (2017), "Digital Technologies and Their Role in the Modern Economy", Ekonomika i Sotsium: Sovremennye Modeli Razvitiya, no.16. pp. 15-25.

Bondarenko, S. V. (2012), "Features of the Formation of the Scientific Discourse of the Study of "Electronic Government", in. Khvoshcheva, V. E. and Malysheva, M. A. (ed.), Mnogolikii diskurs: monografiya [The many faces of discourse], Publishing House of South Ural State University, Publishing House NOTS "KPON", Chelyabinsk, pp. 315-327.

Bulgatova, Yu. S. and Dyrkheev, A. V. (2018), "Information Technologies as a means of Modernization Public Administration in Contemporary Society", The Buryat State University Bulletin. Economics and Management, no. 1. pp. 8-15.

Danilina, M. V. and Bagratuni, K. Yu., (2015), "Topical Issues of E-government Development in Russia", Science and Business: Ways of Development, no. 5, pp. 147152.

Erzhenin, R. V. (2018), "Russian E-government: Review of Scientific Publications and Research", Public Administration Issues, no. 3. pp. 205-228.

Inshakov, O. V., Kalinina, A. E., Petrova, E. A. and Mizintseva, M. F. (2008), Informatsionnoe razvitie ekonomiki regiona [Information Development of Regional Economy], Publishing House Finance&Credit, Moscow, Russia.

Iskanderov, R. N. (2010), "The Theoretical and Methodological Basis for Development and Implementation of Public Administration Information Systems", Age of Quality, no 4, pp. 24-25.

Istomin, K. V., Liskevich, N. A. and Ulyashev, O. I. (2018), "Features of Language Processes in the Environment of the PUR Komi in the late 1930s and beginning

of the XXI century", in Ulyashev, O. I. (ed.), "Evolyutsiya kul'turnoi sredy v subark-ticheskoi zone Evropeiskogo Severa i Zapadnoi Sibiri: kul'turnye traditsii, sistema zhizneobespecheniya, sotsial'nye svyazi" [Evolution of the Cultural Environment in the Subarctic zone of the European North and Western Siberia: Cultural Traditions, Human Factors System, Social Relations], The Institute of Komi Language, Literature and History of the Ural Branch Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences (RAS), Syktyvkar, Russia, pp. 172-197.

Castells, M. (2000), Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [Information Age: Economy, Society and Culture], Translated by Shkaratan, O. I., Higher School of Economics, Moscow, Russia.

Liskevich, N. A. (2018), "On the History of the Formation of the Nadym Komi", in Bagashev, A. N. (ed.), Chelovek i Sever: Antropologiya, arkheologiya, ekologiya: materialy vserossiiskoi nauchnoi conferentsii [Man and the North: Anthropology, Archaeology, Ecology: Materials of All-Russian Scientific Conference], no. 4, Tyumen Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (RAS), Tyumen, Russia, pp. 383-386.

Matveev, A. S. (2012), "From the Paradigm of the Arctic Conquest to the Paradigm of its Settlement", in Shtyrov, V. A. (ed.), Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossiiskoi Federatsii: sb.statejj. Sovet Federacii Federal'nogo Sobranija Rossijjskojj Fed-eracii [Contemporary Conditions and Development Path of Indigenous Minority of the North, Siberia and Far East], the Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation, Moscow, Russia, pp. 25-34.

Murashko, O.A. (2012), "Taking into account the Cultural, Environmental and Social Consequences of Industrial Development in the Places of Traditional Economic Activity of Indigenous Minorities of the North", in Shtyrov, V. A. (ed.), Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossiiskoi Federatsii: sb.statejj. Sovet Federacii Federal'nogo Sobranija Rossijjskojj Federacii [Contemporary Conditions and Development Path of Indigenous Minority of the North, Siberia and Far East], the Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation, Moscow, Russia, pp. 144-154.

Povod (Liskevich), N. A. (2006), Komi Severnogo Zaural'ya (XIX - pervaya chet-vert'XX v.) [Northern Trans-Urals's Komi (XIX - the first quarter of XX century)], Nauka, Novosibirsk, Russia.

Popkov, Yu. V. (2014), "Indigenous Peoples of the North in the Context of Globalization", Social Studies, no. 1, pp. 111-123.

Smotritskaya, I. I. and Chernykh, S. I. (2018), "Modern Trends in the Digital Transformation of Public Administration", The Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, no. 5, pp. 22-36, doi: 10.24411/2073-6487-201800002.

Toffler, A. (2004), Shok budushchego [Future Shock], Translated by Rudneva, E., Burmistrova, L., Burmistrov, K., Moskvina-Tarkhanova, I., Miksha, A., Mirer, A., Kulagina-Yartseva, V., Khmelik, N. and Komarova, E., AST, Moscow, Russia.

Trakhtenberg, A. D. (2012), "E-government: is "Reinventing the Government" Possible?", Science Year-Book of Institute of Philosophy and Law of Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, no.12. pp. 285-297.

Webster, F. (2004) Teorii informatsionnogo obshchestva [Theories of the Information Society], Translated by Arapova, M. V. and Malykhina, N. V., Aspekt Press, Moscow, Russia.

Fadeikina, N. V. (2013), "Preconditions for Creation of an Effective Public Administration via Stable Socio-economic Development of Public-law Entities on basis of up-to-date E-government and E-budgeting systems", Siberian Financial School, no. 4. pp. 43-54.

Alcaide-Muñoz, L., Rodríguez-Bolívar, M. P., Cobo, M. J. and Herrera-Viedma, E. (2017), "Analysing the Scientific Evolution of E-government using a Science Mapping Approach", Government Information Quarterly, no. 3, pp. 545-555, doi:10.1016/j. giq.2017.05.002.

Ismagilova, E., Hughes, L., Dwivedi, Y. K. and Raman, K. R. (2019), "Smart Cities: Advances in Research - An Information Systems Perspective", International Journal of Information Management, no. 47, pp. 88-100, doi: 10.1016/j.ijinfo-mgt.2019.01.004.

Joshi, P. and Islam, S. (2018), "E-government Maturity Model for Sustainable E-government Services from the Perspective of Developing Countries", Sustainabil-ity (Switzerland), vol. 10, no. 6, pp. 1-28, doi: 10.3390/su10061882.

Kim, D. Y. and Grant, G. (2010), "E-government Maturity Model using the Capability Maturity Model Integration", Journal of Systems and Information Technology, vol. 12, no. 3, pp. 230-244, doi: 10.1108/13287261011070858.

Napitupulu, D., Sensuse, D. I. and Sucahyo, Y. G. (2017), "Sosio-technical Factors of E-government Implementation", International Conference on Electrical Engineering, Computer Science and Informatics (EECSI), no. 4, pp. 690-695, doi: 10.1109/ EECSI.2017.8239195.

Thompson, A. and Strickland, J. (2003), Strategic Management: Concepts and Cases, McGraw-Hill/Irwin, Boston, US.

West, D. M. (2007), Digital Government: Technology and Public Sector Performance, Princeton University Press, Princeton, US.

Williams, P., Alessa, L., Abatzoglou, J. T., Kliskey, A., Witmer, F., Lee, O., Tram-mell, J. and Venema, R. (2018), "Community-based Observing Networks and Systems in the Arctic: Human Perceptions of Environmental Change and Instrument-derived Data", Regional Environmental Change, no. 2, pp. 547-559, doi:10.1007/ s10113-017-1220-7.

Received February 15, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.