Научная статья на тему 'Региональный опыт внедрения передового опыта в области охраны труда'

Региональный опыт внедрения передового опыта в области охраны труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1913
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ОХРАНА ТРУДА / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / BEST PRACTICES / WORKPLACE INJURIES / LABOUR SAFETY / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Анатольевна

В статье методом сравнительного анализа оценены данные, полученные в рамках ежегодного мониторинга внедрения передового опыта в области безопасности и охраны труда в субъектах Российской Федерации за 2012-2014 годы, по запросу Минтруда России, направленному в рамках подготовки к селекторному совещанию в сентябре 2015 года, по прямому запросу ФГБУ «ВНИИ труда» по отдельным мероприятиям. Целью мониторинга является повышение эффективности работы органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации по внедрению передового опыта в области безопасности и охраны труда в организациях. Результаты ежегодного мониторинга в сжатой форме включаются отдельным разделом, отражающим опыт работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по внедрению передового опыта в области безопасности и охраны труда в организациях, в ежегодный доклад Минтруда России «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации». В статье представлены разработанные автором основные требования к оценке внедрения передового опыта в области безопасности и охраны труда, предложены показатели, позволяющие отнести мероприятия к категории передовой опыт, косвенные показатели для оценки эффективности отдельных мероприятий, проведена систематизация передового опыта в соответствии с поставленными перед органами по труду регионов Российской Федерации задачами в области охраны труда. Представленный материал может быть использован для того, чтобы способствовать формированию единого понимания передового опыта в субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional practices of implementation of best practices in the field of labour safety

With the use of the comparative analytical method, the article assesses the data obtained within the annual monitoring of implementation of best practices in the field of labour protection and safety in subjects of the Russian Federation for 2012-2014, under the request of the Russian Ministry of Labour forwarded within preparation to the real-time conference in September 2016, under the direct request of FSBE “ARSRI of Labour” for individual events. The purpose of monitoring is the increased effectiveness of the operation of executive authorities for labour in subjects of the Russian Federation for implementation of best practices in the field of labour protection and safety in companies. Results of the annual monitoring in brief are included as the individual section that reflects the work practice of the executive authorities in subjects of the Russian Federation for implementation of best practices in the field of labour protection and security in companies to the annual report of the Russian Ministry of Labour “On Implementation of the State Policy in the Field of Labour Conditions and Safety in the Russian Federation”. The article gives the main requirements to assessment of implementation of best practices in the field of labour safety and security developed by the author, suggests indices that allow to deal with events as with the best practices, indirect indices for assessment of effectiveness of individual events, systematizes best practices according to tasks in the field of labour safety faced by the labour authorities in regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Региональный опыт внедрения передового опыта в области охраны труда»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Кузнецова Е.А.

1 «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, г. Москва

Региональный опыт внедрения передового опыта в области охраны труда

АННОТАЦИЯ:

В статье методом сравнительного анализа оценены данные, полученные в рамках ежегодного мониторинга внедрения передового опыта в области безопасности и охраны труда в субъектах Российской Федерации за 2012-2014 годы, по запросу Минтруда России, направленному в рамках подготовки к селекторному совещанию в сентябре 2015 года, по прямому запросу ФГБУ «ВНИИ труда» по отдельным мероприятиям. Целью мониторинга является повышение эффективности работы органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации по внедрению передового опыта в области безопасности и охраны труда в организациях. Результаты ежегодного мониторинга в сжатой форме включаются отдельным разделом, отражающим опыт работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по внедрению передового опыта в области безопасности и охраны труда в организациях, в ежегодный доклад Минтруда России «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации».

В статье представлены разработанные автором основные требования к оценке внедрения передового опыта в области безопасности и охраны труда, предложены показатели, позволяющие отнести мероприятия к категории передовой опыт, косвенные показатели для оценки эффективности отдельных мероприятий, проведена систематизация передового опыта в соответствии с поставленными перед органами по труду регионов Российской Федерации задачами в области охраны труда. Представленный материал может быть использован для того, чтобы способствовать формированию единого понимания передового опыта в субъектах Российской Федерации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: передовой опыт, производственный травматизм, охрана труда, субъект Российской Федерации

JEL: ¡28, 030, Я11

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Кузнецова Е.А. Региональный опыт внедрения передового опыта в области охраны труда // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 19. — С. 2555-2574. — doi: 10.18334/ф.17.19.36589

Кузнецова Екатерина Анатольевна, кандидат социологических наук, начальник отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда, «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, г. Москва ([email protected])

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 27.09.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 20.10.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.19.36589

(с) Кузнецова Е.А. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

2556

Введение

В соответствии с трудовым законодательством ряд полномочий по реализации государственной политике в области охраны труда передан на уровень субъектов, а также органов местного самоуправления.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда [1, ст. 210].

Безусловно, основная цель работы любого органа исполнительной власти, ответственного за реализацию государственной политики в области охраны труда, - снижение уровня производственного травматизма. Рассмотрим вкратце динамику этого показателя в регионах РФ в 2014-2015 году.

В 2015 году в Российской Федерации сохранилась тенденция снижения уровня производственного травматизма. Так, Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ)1 в 2015 году было зарегистрировано 42811 страховых случаев, связанных с производственным травматизмом, что ниже аналогичного показателя 2014 года на 9,8% (на 4642 случая).

По данным Федеральной службы по труду и занятости2 (Роструд) в результате несчастных случаев на производстве в 2015 году в Российской Федерации в организациях всех видов экономической деятельности погибло 2089 работников, что на 255 человек, или на 10,9%, меньше, чем в 2014 году (2344 человека).

Уменьшение количества страховых несчастных случаев, связанных с производством, по данным ФСС РФ, в 2015 году произошло в 75 субъектах Российской Федерации во всех федеральных округах. Наиболее существенное снижение (более чем на 20,0%) было в республиках Ингушетия, Чеченская, Кабардино-Балкарская, Дагестан, в Ивановской, Псковской, Тамбовской, Смоленской, Мурманской,

1 Здесь и далее - данные из отчетов по форме 4-ФСС, предоставленные Фондом социального страхования ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России.

2 Здесь и далее - данные, предоставленные Рострудом ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России.

2557

Липецкой, Костромской областях, Еврейской автономной области и Ямало-Ненецком автономном округе.

Увеличение количества страховых несчастных случаев, связанных с производством, произошло в 8 субъектах Российской Федерации, в том числе, в Сахалинской области - на 43,3%, в Республике Калмыкия - на 20%, в Калининградской области - на 16,8%, в Карачаево-Черкесской Республике - на 15,2%, в Республике Саха (Якутия) - на 11%, Саратовской области - на 2,8%, Республике Тыва - на 2,5%, Владимировской области - на 1,2%.

По данным Роструда, число несчастных случаев со смертельным исходом в организациях всех видов экономической деятельности в 2015 году уменьшилось по сравнению с 2014 годом в 47 субъектах Российской Федерации. Наиболее существенное снижение количества пострадавших на производстве со смертельным исходом (более чем на 50%) отмечено в хозяйствующих субъектах республик Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Чеченская республика, Забайкальского и Камчатского краев, а также Вологодской, Ивановской, Мурманской,

/О «_» гр и «_» Т"1 «_»«_» «_»

Смоленской, Тульской областей, Еврейской автономной области и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Наряду с этим, в 31 субъекте Российской Федерации зарегистрировано увеличение количества жертв несчастных случаев по сравнению с 2014 годом, в том числе в Новгородской области - в 4,3 раза, Сахалинской области - в 3,7 раза, Курганской области - в 3 раза, в Кабардино-Балкарской Республике - в 2,5 раза, Чукотском автономном округе - в 2 раза, Калужской области - в 1,9 раза, в республиках Калмыкия и Дагестан, Ульяновской и Орловской областях - в 1,5 раза, в Карачаево-Черкесской Республике и Омской области - в 1,4 раза, в Ярославской области и Ханты-Мансийском автономном округе - в1,3 раза, в республиках Башкортостан, Карелия, Хакасия, в Ставропольском крае, Владимировской и Архангельской (вместе с Ненецким автономном округом) областях в - 1,2 раза.

В Республике Тыва, Брянской, Волгоградской, Ленинградской, Саратовской и Рязанской областях количество погибших на производстве в 2015 году по сравнению с 2014 годом не изменилось.

Изучение и внедрение передового опыта, способствующего достижению основной цели снижения производственного травматизма, является важным направлением работы на региональном уровне.

2558

Вот уже в течение 5 лет ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России проводит ежегодный мониторинг внедрения передового опыта в области безопасности и охраны труда в субъектах Российской Федерации [2]. В течение этого времени мы постоянного работали над критериями, позволяющими классифицировать тот или иной опыт как передовой.

Представленный в статье материал является попыткой обобщить результаты работы и предложить на основании обзора набор критериев, которые позволят выявить и оценить региональный передовой опыт как с точки зрения органов власти, так и с точки зрения организаций, осуществляющих свою деятельность на территории того или иного региона.

Научная новизна исследования заключается в формировании системы критериев и показателей, которые позволят органам исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации унифицировать представляемую отчетность по внедрению передового опыта в области охраны труда, а также дадут Минтруду России возможность проводить сравнительный анализ результативности работы субъектов в этом направлении. Также автором проведено разделение на передовой опыт работы самих органов исполнительной власти по труду по отношению к подведомственным им бюджетным учреждениям и передовой опыт органов по труду в рамках взаимодействия с социальными партнерами (работодателями и профсоюзами). Это позволит региональным властям более эффективно планировать и структурировать свою работу.

Следует отметить, что в области регулирования вопросов охраны труда за последние годы не было научных теоретических исследований понятия «передовой опыт» или «лучшие практики», в отличие, например, от предоставления образовательных услуг.

Целью исследования было обобщение сведений, представленных органами по труду субъектов Российской Федерации:

— в рамках ежегодного мониторинга внедрения передового опыта за 2012-2014 годы;

— по запросу Минтруда России, направленному в рамках подготовки к селекторному совещанию в сентябре 2015 года;

— по прямому запросу ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России для подготовки данного аналитического обзора отдельными органами по труду субъектов Российской Федерации в октябре 2015 года.

Прежде всего, надо отметить, что в области мониторинга

2559

передового опыта в субъектах РФ также можно выявить передовой опыт.

Взаимодействие на территории Самарской области по вопросу внедрения передового опыта в области безопасности и охраны труда осуществляется в рамках действующего Соглашения между Правительством Самарской области, Федерацией профсоюзов Самарской области и Региональным отделением работодателей «Союз работодателей Самарской области» о регулировании социально-трудовых отношений в 2015-2017 годах, в котором предусмотрен специальный раздел «Охрана труда, культура здоровья и экология» [3].

В Еврейской автономной области в целях выявления и внедрения передового опыта работы ежеквартально проводится индивидуальная работа с предприятиями по отраслевой направленности. За 2014 год охвачено более 100 организаций, проведен сбор, обработка и внедрение позитивного опыта работы в организациях муниципальных образований области [4].

В Красноярском крае ежегодно разрабатывается Межведомственный план мероприятий по организации работы по обобщению и распространению передового опыта в области охраны труда в организациях Красноярского края [5]. Такие же планы разрабатываются в Тверской и Сахалинской областях.

Структурно настоящий обзор разбит на анализ передового опыта (как на уровне субъектов, так и на уровне работодателей) в соответствии с задачами, предусмотренными Типовой программой улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации [6].

Обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий труда на их рабочих местах

Если говорить о решении этой задачи в рамках полномочий, которыми наделены органы по труду субъектов, то передовой опыт целесообразно рассматривать в двух направлениях:

—запланированные мероприятия по оказанию различного рода организационной и консультативной помощи работникам, работодателям и организациям, которые оказывают услуги по проведению специальной оценки условий труда (совещания, конференции, семинары, дни охраны труда, дни открытых дверей и т.п.);

— динамика количества рабочих мест сотрудников организаций и

2560

учреждений бюджетной сферы субъекта.

Результативность мероприятий, реализованных по первому направлению, косвенно можно оценить по следующим показателям:

—росту количества рабочих мест предприятий, осуществляющих производственную деятельность на территории субъекта;

—динамике количества обращений за проведением государственной экспертизы условий труда (по причинам обращений);

— наличию в субъекте лабораторий, аккредитованных в установленном порядке, оказывающих содействие в проведении государственной экспертизы условий труда;

—динамике количества обращений в государственную инспекцию труда и динамике количества предписаний, выданных государственными инспекторами труда, по устранению нарушений, связанных с оценкой условий труда и порядка проведения специальной оценки условий труда;

—другим показателям, которые орган по труду субъекта установит в рамках своих полномочий.

К сожалению, ни один орган по труду в своих отчетах не проводил такой оценки эффективности запланированных и реализованных мероприятий по оказанию организационной и консультативной помощи в данном направлении. Поэтому привести пример передового опыта такого рода не представляется возможным.

Что касается результативности обеспечения специальной оценки условий труда на рабочих местах организаций и учреждений бюджетной сферы, то в качестве примера можно привести Еврейскую автономную область и Ярославскую область.

Управление по труду Еврейской автономной области в своем отчете о реализации мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, отмечает, что за отчетный период специальная оценка условий труда проведена на 145 рабочих местах в учреждениях и организациях бюджетной сферы (план на год - 190) [4].

Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области в информации о реализации мероприятий областной подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области» на 2015-2018 годы по итогам за I полугодие 2015 года представил сведения о запланированных и фактических значениях показателей органов исполнительной власти области (по 20 департаментов, а также муниципальных образований Ярославской

2561

области, имеющих подведомственные муниципальные организации) о количестве рабочих мест, на которых запланировано проведение специальной оценки условий труда [7].

Приведенные в отчете статистические сведения, к сожалению, не подкреплены аналитикой (почему не во всех департаментах запланировано проведение специальной оценки условий труда, почему в ряде департаментов специальная оценка условий труда к началу второго полугодия так и не началась и т.д.).

Также к передовому опыту в области содействия проведению оценки условий труда можно отнести субсидирование проведения специальной оценки условий труда из региональных бюджетов. Некоторые органы по труду уже ведут такую работу.

Реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты

Сбор и обработка информации

Сбор и анализ актуальной информации о состоянии охраны труда на предприятиях является одним из важнейших инструментов для принятия адекватных управленческих решений на уровне органов исполнительной власти субъекта с точки зрения разработки мер профилактики и предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, основанных на оценке рисков повреждения работников.

Большинство органов по труду субъектов РФ проводят региональный мониторинг условий и охраны труда (и имеют соответствующее программное обеспечение для сбора статистических данных и обработки результатов мониторинга), имеют региональные базы данных, связанные с вопросами охраны труда (данные по организациям, проводящим обучение по охране труда, по проведенной специальной оценке условий труда, производственному травматизму, профессиональным заболеваниям и т.д.). Формирование и ведение таких баз данных прописано в функциях практически всех органов исполнительной власти субъектов РФ. Количество различных баз

2562

данных и массив собираемых сведений зависит от финансовых возможностей органов по труду субъектов.

Также в качестве примера передового опыта в области сбора информации, позволяющего содействовать реализации превентивных мер, можно привести опыт Управления государственной службы по труду и занятости населения Брянской области, которое ведет Базу данных результатов смотров-конкурсов по охране труда, что позволяет не только аккумулировать представленный на конкурсе передовой опыт предприятий, но и оценивать динамику состава и числа участников таких конкурсов.

Трехстороннее сотрудничество

Развитие трехстороннего сотрудничества на всех уровнях управления также может служить средством реализации превентивных мер, направленных на улучшение условий и охраны труда и на управление профессиональными рисками в рамках полномочий органа по труду субъекта РФ. Взаимные обязательства в этом направлении могут (и в некоторых регионах это уже делается) включаться в трехсторонние генеральные соглашения.

Пропаганда здорового образа жизни

Важным направлением профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости является пропаганда здорового образа жизни.

В конце 2014 года принято дополнительное соглашение к Региональному соглашению между Алтайским краевым объединением организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией Алтайского края на 2014-2016 годы, которым определены обязательства сторон по разработке и реализации программ по поддержке здорового образа жизни работников, включающих профилактические мероприятия, стимулирующие работников к ведению здорового образа жизни, организацию занятий физкультурой, массовым спортом, обеспечение здорового питания [8].

Стороны обязуются принимать меры по организации, подготовке и выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» работниками организаций, предоставлять возможность работникам регулярно заниматься физкультурой, осуществлять мероприятия по пропаганде здорового

2563

образа жизни, организовывать проведение корпоративных спортивных мероприятий. В настоящее время организована работа по внесению соответствующих изменений и дополнений в соглашения и коллективные договоры.

Скорее всего, такая работа началась и в других субъектах, только работа в этом направлении либо находится вне рамок полномочий органов по труду, либо органы по труду не считают такую работу передовым опытом, достойным включения в отчет.

Финансовое обеспечение предупредительных мер

Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний также является важной составляющей комплекса профилактических мероприятий.

Сами по себе органы по труду субъектов РФ вряд ли могут оказать какое-либо непосредственное воздействие на работодателей в данном направлении. В рамках своих полномочий органы по труду могут оказывать работодателям организационное и консультативное содействие, организуя совместно с представителями территориальных отделений Фонда социального страхования семинары, совещания и круглые столы, на которых работодатели получают подробную информацию о правилах финансового обеспечения предупредительных мер за счет страховых взносов. И такая работа ведется во многих субъектах РФ.

В качестве примера передового опыта реализации такого рода мероприятий была выбрана Псковская область. Комитет по труду и занятости Псковской области запланировал помимо прочего оказание методической помощи работодателям по вопросам использования средств на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В качестве показателя, измеряющего результативность своей методической помощи, Комитет указал количество принятых решений о финансовом обеспечении предупредительных мер [9].

Такого рода сведения также могут быть отнесены к передовому опыту, так как в отчете установлена взаимосвязь проводимых мероприятий с финансовой активностью работодателей (включая сравнение затраченных средств по годам для подтверждения эффективности проводимой муниципальными образованиями информационно-разъяснительной работы).

2564

Обеспечение средствами индивидуальной защиты

Как и в случае со специальной оценкой условий труда, работу органов по труду субъектов можно оценивать по двум направлениям:

— организационные мероприятия для производителей средств индивидуальной защиты и работодателей;

— обеспечение сертифицированными средствами индивидуальной защиты работников бюджетных организаций и учреждений.

К мероприятиям первой категории в основном относится организация различных выставок. Эта работа ведется во многих субъектах РФ. Для оценки эффективности этих мероприятий, прежде всего, надо понимать, зачем организуются выставки. С точки зрения органа по труду субъекта основная цель - выявить недобросовестных поставщиков и продавцов контрафактной продукции (так как такие, как правило, в выставках не участвуют). Также оценку эффективности таких мероприятий можно косвенно оценить, проанализировав динамику количества предписаний, выдаваемых государственными инспекторами труда за нарушение требований по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты (особенно в части выдачи средств индивидуальной защиты, не имеющих деклараций и сертификатов).

В качестве примера мероприятий второго направления можно привести опыт Министерства социального развития и труда Камчатского края, которое запланировало обеспечение средствами индивидуальной защиты работников краевых государственных учреждений здравоохранения.

Обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения

В рамках своих полномочий органы по труду субъектов могут обеспечивать непрерывную подготовку работников разными способами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прежде всего (и это наиболее часто встречающиеся мероприятия программных документов), это организация и проведение различного рода семинаров и совещаний с работодателями по различным вопросам (изменения трудового законодательства, вступление в силу новых правил по охране труда и т.п.), а также работа с обращениями граждан.

К передовому опыту реализации таких мероприятий можно отнести практический опыт органов по труду Томской [10] и Мурманской [11] областей, которые в 2015 году оказывали консультативную помощь организациям, проводящим специальную

2565

оценку условий труда, в разработке и реализации мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Также часто встречаются мероприятия в виде семинаров, совещаний и круглых столов, запланированные органами по труду для обучающих организаций.

К передовому опыту в области оценки качества обучения по охране труда, который может быть реализован в рамках полномочий органа по труду субъекта, можно отнести проведенное в 2015 году Управлением по труду Еврейской автономной области анкетирование работников организаций различных форм и видов собственности, прошедших обучение по вопросам охраны труда [4]. Несмотря на то, что результаты анкетирования не могут привести к серьезным последствиям для обучающих организаций (в случае данной респондентами негативной оценки качества полученного обучения), однако обратная связь от обученных позволяет получить представление о добросовестности поставляемых образовательных услуг организациями, имеющими государственную аккредитацию, а также об используемых формах и методах обучения. Результаты анкетирования могут служить основой программ семинаров и совещаний с обучающими организациями по обмену передовыми современными технологиями.

Хотя следует отметить, что возможность проводить такого рода опросы и анкетирования также зависит от штатной численности и финансовых возможностей, которыми располагает орган по труду субъекта.

К часто встречающимся мероприятиям по обеспечению непрерывного обучения по охране труда также относится издание различного рода буклетов, брошюр, сборников нормативных правовых актов.

К передовому опыту мероприятий этого направления скорее можно отнести именно методическое содействие органов по труду работодателям, осуществляющим производственную деятельность на территории субъекта РФ.

Отметим, что количество изданных и распространенных печатных изданий ограничено рамками бюджетного финансирования.

К четвертой группе мероприятий по обеспечению непрерывного обучения работников можно отнести мероприятия по обучению и

2566

повышению квалификации сотрудников региональных и муниципальных органов исполнительной власти, а также работников организаций и учреждений бюджетной сферы.

Содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих совершенствованию условий и охраны труда

В рамках своих полномочий органы по труду имеют возможность содействовать внедрению высокоточной продукции и технологий работодателями, осуществляющими производственную деятельность на территории субъекта РФ, исключительно с помощью организации проведения различных семинаров, круглых столов с работодателями по обмену передовым опытом в этом направлении, а также смотров-конкурсов на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях.

Анализ показал, что ряд органов по труду субъектов реализует мероприятия по техническому переоснащению, внедрению новой техники и технологии в бюджетных учреждениях дошкольного и школьного образования, учреждениях здравоохранения, учреждениях сферы жилищно-коммунального хозяйства, направленные на улучшение условий труда и повышение его безопасности (например, работа Агентства по труду Сахалинской области [12]).

Совершенствование нормативной правовой базы по охране труда

Реализация полномочий в области государственного управления охраной труда на уровне субъектов РФ

К передовому опыту в области совершенствования нормативно -правовой базы в этой области отнесено наличие в субъекте РФ нормативно-правового акта, описывающего систему государственного управления охраной труда. Наличие таких нормативных актов позволяет разграничить обязанности и ответственность за реализацию переданных полномочий по реализации государственной политики в области охраны труда на всех уровнях управления субъекта РФ, а также обозначить субъекты, участвующие в государственном управлении охраной труда [13, 14].

Учет особенностей социально-экономического развития субъекта РФ на законодательном уровне

В большинстве субъектов [1, ст. 216] разработаны законы об

2567

охране труда. Наличие таких законов отнесено к передовому опыту в области совершенствования нормативно-правовой базы по следующей причине: федеральное законодательство устанавливает общие для всех требования в области охраны труда, на уровне субъекта требования эти требования уточняются с учетом специфики региона. Например, Краснодарский край - регион преимущественно аграрный, а в Кемеровской области сконцентрированы предприятия добывающей промышленности. В перечисленных выше законах также определяются полномочия, обязанности и ответственность всех участников системы управления охраной труда, а также установлены дополнительные (по сравнению с Трудовым Кодексом) обязательства по обеспечению безопасности и здоровья работников.

Наделение полномочиями органов местного самоуправления

К передовому опыту в области совершенствования законодательства отнесены действующие в ряде субъектов законы, наделяющие конкретными полномочиями в области охраны труда органы местного самоуправления (муниципальные образования, районные администрации и т.п.). Такое делегирование полномочий позволяет более гибко и оперативно осуществлять государственное управление охраной труда на уровне, наиболее близком к работодателям, и максимально учитывать потребности конкретного района, поселения, города.

Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда

Это, пожалуй, самое популярное направление, по которому традиционно разрабатывается и реализуется большое количество мероприятий. И именно по этому направлению труднее всего определить, что является передовым опытом по каждой из форм осуществления пропаганды охраны труда. Их масштаб и количество ограничены только рамками региональных бюджетов. И, наверное, любой пример может быть оценен как передовой опыт. Поэтому выбор приведенных ниже примеров основан исключительно на субъективных оценках авторов данного обзора.

Семинары, конференции, совещания

Активизация работы по информационному обеспечению охраны труда происходит ежегодно в рамках месячников (декад, недель, дней)

2568

охраны труда, посвященных Всемирному дню охраны труда: проводятся выставки, семинары, конференции, в том числе с участием зарубежных специалистов.

Смотры-конкурсы

Для повышения заинтересованности в улучшении условий и охраны труда в субъектах Российской Федерации помимо общероссийских конкурсов регулярно проводятся конкурсы регионального уровня, в ходе которых происходит знакомство с лучшими практиками в области безопасности и охраны труда.

Так, в 2014 году прошли различные региональные смотры-конкурсы. Помимо традиционных (на лучшую организацию работы по охране труда, на звание «Лучший специалист по охране труда» и т.п.) в ряде регионов проводятся, например, такие конкурсы:

— на лучшую организацию по качеству трудовой жизни в Новосибирской области;

— на звание лучшей организации высокой культуры производства в Магаданской области;

— на звание «Лучший социально ответственный (надежный) работодатель» (Алтайский край, Новосибирская и Омская области).

Смотры-конкурсы по охране труда среди городских округов и муниципальных образований проведены в Республике Марий Эл, Чувашской Республике, Приморском крае, в Костромской, Волгоградской, Тюменской областях.

Для привлечения внимания к вопросам охраны труда и стимулирования учебных заведений к организации научно-исследовательской работы в сфере охраны труда проводятся конкурсы на лучшую студенческую работу по безопасности жизнедеятельности и охране труда (Карачаево-Черкесская Республика, Хабаровский край, Тульская область), студенческие конкурсы плакатов по охране труда (Ивановская и Томская области, Ямало-Ненецкий автономный округ), олимпиады и викторины. Например, в Липецкой области в 2014 году проводились олимпиада по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», викторина «Безопасный труд - успех созидания человека».

С целью формирования у подрастающего поколения культуры безопасности, ответственного отношения к вопросам охраны труда проводятся конкурсы детских работ и конкурсы-выставки детских

2569

рисунков, плакатов (например, в Брянской области - «Охрана труда в профессиях родителей глазами детей»; в Республике Алтай, Хабаровском и Камчатском краях, Калужской и Мурманской областях - «Безопасный труд глазами детей»).

В Чувашской Республике был проведен республиканский конкурс на лучшее и систематическое освещение в электронных и печатных средствах массовой информации вопросов охраны труда.

Для оценки эффективности смотров-конкурсов можно использовать такие показатели, как количество участников, а также их состав, исходя из видов экономической деятельности и размеров предприятий. Небесполезным представляется и мониторинг номинантов и победителей также в разрезе видов экономической деятельности и размеров предприятий (можно дополнить территориальной характеристикой, чтобы подчеркнуть активность тех или иных органов местного самоуправления).

Социальная реклама и средства массовой информации

Достаточно широко используется такой способ пропаганды, как социальная реклама. Практически все органы по труду публикуются в периодических изданиях, выступают по радио и телевидению, печатают различные постеры и т.п.

Но передовой опыт потому и называется передовым, что выходит за рамки обычного и традиционного.

Информационные ресурсы и периодические издания

Для освещения вопросов охраны труда практически во всех субъектах Российской Федерации задействованы интернет-ресурсы -официальные сайты правительств субъектов Российской Федерации и/или официальные сайты региональных исполнительных органов по труду.

В Тульской области с 2009 года ежеквартально выпускается информационно-аналитический сборник «Охрана труда в Тульской области», который размещается на сайте Департамента труда и занятости населения [15].

Постоянная рубрика «Охрана труда» имеется в газете Федерации профсоюзов Республики Башкортостан «Действие».

Иные мероприятия

В Тюменской области в 2012 году на базе областных центров

2570

занятости населения и организаций, аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, создана сеть пунктов консультирования в области охраны труда, а в штатные расписания центров занятости населения введены специалисты по охране труда. Основной задачей этих пунктов является проведение информационно-разъяснительной работы, организация семинаров, совещаний, консультаций при личном приеме и в электронном виде. Одним из явных показателей эффективности работы пунктов консультирования явилось увеличение количества аттестованных рабочих мест по условиям труда в 2013 году в 2 раза по сравнению с 2012 годом.

В течение 2014 года при Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан осуществляла свою деятельность межведомственная рабочая группа по вопросам охраны труда и технике безопасности в строительной отрасли [16]. Работа Группы была направлена на усиление контроля за соблюдением требований трудового законодательства, правил и норм по охране труда на строительных объектах республики. Заседания Группы в течение года проводились ежемесячно по утвержденному плану, в том числе с выездом в муниципальные районы республики с заслушиванием работодателей строительных организаций, допускающих случаи гибели и травмирования работников на производстве.

При определяющей роли Группы в 2014 году был организован трехмесячник по обеспечению безопасности на строительных объектах. Благодаря целенаправленной работе в отрасли отмечается снижение численности пострадавших со смертельным исходом на 39,4% (с 33 до 20 человек) по сравнению с 2013 годом.

Разработка и внедрение в организациях субъекта Российской Федерации так называемых программ «нулевого травматизма», основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявленных опасностей, оценки и контроля за рисками на производстве, проведения регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда

Несмотря на то, что передовой опыт конкретных компаний, исходя из имеющихся полномочий, напрямую не относится к

2571

показателям эффективности работы органов по труду субъектов (особенно это касается мероприятий, реализуемых крупными корпорациями и холдингами), примеры такого рода опыта в отчетах и информационных справках органов по труду говорят о том, что на уровне субъекта происходит тесное взаимодействие между органами власти и работодателями, что органы власти (как на уровне субъекта, так и на уровне органов местного самоуправления) в курсе всех новшеств, внедряемых на территории субъекта, а зачастую и о том, что специалисты органов по труду обладают достаточной информированностью и компетентностью, чтобы определить тот или иной опыт предприятия как передовой.

Заключение

Органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации ведут активную и непростую работу по реализации государственной политики в области охраны труда. Но, к сожалению, далеко не все из них умеют доступно и подробно рассказать о своей работе, сделать какие-то выводы, проанализировать эффективность вложенных в те или иные мероприятия средств, оценить эффективность самих мероприятий.

Ведь и при незначительном финансировании можно организовать очень эффективные мероприятия (совещания, выставки, семинары), которые повлияют на показатели травматизма и заболеваемости в регионе. Иногда работодателям просто не хватает вовремя предоставленной информации и разъяснений.

И наоборот, бывает так, что были потрачены значительные средства, а мероприятия не принесли ожидаемого эффекта просто потому, что орган по труду субъекта не до конца для себя сформулировал цель проводимых мероприятий.

Автор статьи не ставил перед собой задачи максимально полно представить весь богатый передовой опыт региональных органов по труду, а скорее на конкретных отдельных примерах хотел показать, как можно наилучшим образом информировать все заинтересованные стороны обо всех начинаниях в области улучшения условий и охраны труда, дать инструмент (в виде набора прямых и косвенных показателей), который позволит регионам максимально полно и четко представить результаты своей работы по распространению и внедрению передового опыта в такой важной области, как охрана труда.

ИСТОЧНИКИ:

1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

2. В соответствии с п. 3 поручения Председателя Правительства Российской Федерации

В.В. Путина от 10.06.2010 № ВП-П12-3872.

3. П. 4.2. Самарского областного трехстороннего соглашения между Правительством

Самарской области, Федерацией профсоюзов Самарской области и региональным объединением работодателей «Союз работодателей Самарской области» о регулировании социально-трудовых отношений в 2015-2017 годах.

4. Подпрограмма № 2 «Улучшение условий и охраны труда в Еврейской автономной

области» на 2014-2018 годы государственной программы «Содействие занятости населения и обеспечение безопасности труда» на 2014-2018 годы, утв. постановлением Правительства Еврейской автономной области от 30.09.2013 № 494-пп.

5. Государственная региональная программа «Улучшение условий и охраны труда в

Красноярском крае на 2015-2017 годы», утв. постановлением Правительства Красноярского края от 19.06.2015 № 311-п.

6. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.09.2013

№ 15-3-2597 «О Методических рекомендациях по разработке и реализации в субъектах Российской Федерации системы мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области охраны труда с учетом Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации».

7. Областная программа «Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области» на

2015-2018 годы», утв. постановлением Правительства Ярославской области от 18.02.2015 № 145-п.

8. П. 1.4. Регионального соглашения между Алтайским краевым объединением

организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией Алтайского края на 2014-2016 годы (от 18.12.2013).

9. Подпрограмма «Развитие институтов рынка труда» Государственной программы

Псковской области «Содействие занятости населения на 2014-2020 годы», утв. постановлением Администрации Псковской области от 28.10.2013 № 491.

10. Подпрограмма «Развитие социального партнерства, улучшение условий и охраны

труда в Томской области» Государственной программы Томской области «Развитие рынка труда в Томской области», утв. постановлением Администрации Томской области от 10.12.2014.

11. Подпрограмма «Улучшение условий и охраны труда в Мурманской области»

Государственной программы Мурманской области «Управление развитием регионального рынка труда» на 2014 - 2020 годы, утв. постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 552-ПП.

12. Подпрограмма № 3 «Улучшение условий и охраны труда в Сахалинской области»

Государственной программы Сахалинской области «Содействие занятости населения Сахалинской области на 2014-2020 годы», утв. постановлением Правительства Сахалинской области от 05.04.2013 № 166.

2573

13. Положение о системе государственного управления охраной труда в Республике

Дагестан, утв. постановлением Правительства Республики Дагестан от 29.12.2014 № 693.

14. Положение о системе государственного управления охраной труда и Положения о

Межведомственной комиссии по охране труда, утв. постановлением Правительства Москвы от 10.11.2009 № 1212-ПП; Постановление Правительства Московской области от 22.03.2011 № 213/10 «О некоторых мерах по обеспечению реализации государственной политики в сферах труда и охраны труда в отдельных отраслях на территории Московской области».

15. Охрана труда в Тульской области: Информационно-аналитический сборник

[Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Тульской области. - 2016. - № 2. - Режим доступа:

http://mintrud.tularegion.ru/upload/iblock/154/154be1932c80dc6c5de82cabb440e80 2.pdf

16. Распоряжение Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального

хозяйства Республики Татарстан от 03.10.2011 № 76/р «О составе рабочей группы по вопросам охраны труда и техники безопасности в строительной отрасли».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ekaterina A. Kuznetsova, Candidate of Science, Sociology, Head of the Department for Economic Analysis and Monitoring of Labour Conditions and Safety, All-Russian Scientific and Research Institute of Labour, Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, Moscow

Regional practices of implementation of best practices in the field of

labour safety

ABSTRACT

With the use of the comparative analytical method, the article assesses the data obtained within the annual monitoring of implementation of best practices in the field of labour protection and safety in subjects of the Russian Federation for 2012-2014, under the request of the Russian Ministry of Labour forwarded within preparation to the realtime conference in September 2016, under the direct request of FSBE "ARSRI of Labour" for individual events.

The purpose of monitoring is the increased effectiveness of the operation of executive authorities for labour in subjects of the Russian Federation for implementation of best practices in the field of labour protection and safety in companies. Results of the annual monitoring in brief are included as the individual section that reflects the work practice of the executive authorities in subjects of the Russian Federation for implementation of best practices in the field of labour protection and security in companies to the annual report of the Russian Ministry of Labour "On Implementation of the State Policy in the Field of Labour Conditions and Safety in the Russian Federation".

The article gives the main requirements to assessment of implementation of best practices in the field of labour safety and security developed by the author, suggests indices that allow to deal with events as with the best practices, indirect indices for assessment of effectiveness of individual events, systematizes best practices according to tasks in the field of labour safety faced by the labour authorities in regions of the Russian Federation.

KEYWORDS: best practices, workplace injuries, labour safety, subject of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.