Научная статья на тему 'Услуги в сфере охраны труда: вопросы теории и практики'

Услуги в сфере охраны труда: вопросы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККРЕДИТАЦИЯ / ACCREDITATION / АУТСОРСИНГ / OUTSOURCING / АУТСОРСИНГОВАЯ КОМПАНИЯ / OUTSOURCING COMPANY / ДЕФИЦИТ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ / DEFICIENCY OF QUALIFIED PERSONNEL / ЦЕНТР ОХРАНЫ ТРУДА / THE CENTER OF A LABOUR SAFETY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК / PROFESSIONAL RISK / ПРОГРЕСС / PROGRESS / ОКАЗАНИЕ УСЛУГ / РИСК / RISK / РЫНОК УСЛУГ / MARKET OF SERVICES / УСЛОВИЯ ТРУДА / WORKING CONDITIONS / RENDERING OF SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Любовь Александровна, Тараканов Дмитрий Александрович

За последние 4-5 лет произошёл огромный скачок вперед к формированию модели управления профессиональными рисками. Первые шаги в этом направлении были непростыми и зачастую критикуемыми профессиональным сообществом, однако абсолютно необходимыми, так как существовавшая компенсационная модель управления в области охраны труда не только не стимулировала что-то менять в сложившейся порочной практике, но побуждала ее сохранять и препятствовала использованию колоссальных резервов экономики для повышения своей эффективности и обеспечения народ сбережения. Одним из ключевых элементов новой модели управления профессиональными рисками стал институт оказания услуг в области охраны труда, включающий сеть независимых профессиональных и ответственных организаций. За последние два года нами создана хорошая база, которая продолжает совершенствоваться, и заложены предпосылки для развития этого института. Однако развитие любого института это процесс постоянного мониторинга, взаимодействия, обмена опытом. Именно поэтому это хорошая и своевременная инициатива, которая поможет не только работодателям, но и нам получить представление о тенденциях в развитии этого рынка, о представленных компаниях лидерах, о существующих проблемах и сложившейся практике. В дальнейшем необходимо подумать о том, какие еще факторы необходимо учитывать для формирования рейтинга компаний и каким образом результаты рейтинга могут использоваться в работе Минтруда России с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Уже сегодня крупные объединения участников рынка становятся настоящими партнерами государства в регулировании рынка услуг в области охраны труда и готовы брать на себя самостоятельное решение многих задач, в том числе обеспечение качества оказываемых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERVICES IN AREA OF THE LABOUR SAFETY: QUESTIONS OF THE THEORY AND PRACTICE

For last 4-5 years there was a huge jump forward to formation of model of management by professional risks. First steps in this direction were uneasy and frequently criticized by the professional community, however absolutely necessary as the existed compensatory model of management in the field of a labour safety not only did not stimulate something to change in the developed vicious practice, but induced it to keep and prevented use of enormous reserves of economy for increase of the efficiency and maintenance people of the savings. To one of key elements of new model of management professional risks became college of rendering of services in the field of a labour safety, including a network of the independent professional and responsible organizations. For last two years we create good base which continues to be improved, and preconditions for progress of this college are laid. However progress of any college is a process of constant monitoring, interoperability, an exchange of experience. For this reason it is the good and duly initiative which will help not only to employers, but also to us to receive concept about tendencies in progress of this market, about the presented companies leaders, about existing problems and the developed practice. In the further it is necessary to think of what else factors are necessary for considering for formation of a rating of the companies and how results of a rating can be used in work of Ministry of Labor of Russia on the organizations rendering services in the field of a labour safety. Already today large associations of participants of the market become the present partners of the state in regulation of the market of services in the field of a labour safety and are ready to incur the independent decision of many problems, including maintenance of quality of rendered services.

Текст научной работы на тему «Услуги в сфере охраны труда: вопросы теории и практики»

УДК 63-057.2

УСЛУГИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

© 2015

Л.А. Васильева, заведующий кафедрой «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» Д.А. Тараканов, старший преподаватель кафедры «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино (Россия)

Аннотация. За последние 4-5 лет произошёл огромный скачок вперед - к формированию модели управления профессиональными рисками. Первые шаги в этом направлении были непростыми и зачастую критикуемыми профессиональным сообществом, однако абсолютно необходимыми, так как существовавшая компенсационная модель управления в области охраны труда не только не стимулировала что-то менять в сложившейся порочной практике, но побуждала ее сохранять и препятствовала использованию колоссальных резервов экономики для повышения своей эффективности и обеспечения народосбережения. Одним из ключевых элементов новой модели управления профессиональными рисками стал институт оказания услуг в области охраны труда, включающий сеть независимых профессиональных и ответственных организаций. За последние два года нами создана хорошая база, которая продолжает совершенствоваться, и заложены предпосылки для развития этого института. Однако развитие любого института - это процесс постоянного мониторинга, взаимодействия, обмена опытом. Именно поэтому это хорошая и своевременная инициатива, которая поможет не только работодателям, но и нам получить представление о тенденциях в развитии этого рынка, о представленных компаниях - лидерах, о существующих проблемах и сложившейся практике. В дальнейшем необходимо подумать о том, какие еще факторы необходимо учитывать для формирования рейтинга компаний и каким образом результаты рейтинга могут использоваться в работе Минтруда России с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Уже сегодня крупные объединения участников рынка становятся настоящими партнерами государства в регулировании рынка услуг в области охраны труда и готовы брать на себя самостоятельное решение многих задач, в том числе обеспечение качества оказываемых услуг.

Ключевые слова: аккредитация, аутсорсинг, аутсорсинговая компания, дефицит квалифицированных кадров, центр охраны труда, профессиональный риск, прогресс, оказание услуг, риск, рынок услуг, условия труда.

Постановка проблемы. В настоящее время, существуют проблемы связанные с развитием рынка обучения по охране труда и оказания услуг по специальной оценки условий труда.

Рынок обучения по охране труда имеет довольно низкое качество предоставления услуг в сочетании с низким уровнем рентабельности, обусловленной массовым использованием на рынке ценовой конкуренции. В связи с недавними изменениями в Федеральном законе «Об образовании» основным трендом на данном рынке в ближайшее время станет усиление роли и рыночной доли дистанционных программ обучения с возможным понижением стоимости услуги.

Услуги, оказываемые организацией в сфере охраны труда, не имеют материального результата, так как деятельность организаций по оказанию услуг носит консультативный, научно-методический и организационный характер, что следует из многочисленных обязанностей работодателей указанных в статье 212 Трудового кодекса РФ.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В отечественной литературе вопросы оказания услуг в сфере охраны труда, повышения качества их оказания находят отражение во многих научных работах и публикациях. Роль региональных центров охраны труда в реализации государственной политики в сфере охраны труда изучена в трудах Рябовой В.Е. Социально-экономические основы совершенствования системы охраны труда в Российской Федерации рассмотрены в диссертациях таких ученых как Игнатова Н. Г., Елина А. М., Воробьева О. Е. Однако в настоящее время сфера оказания услуг по охране труда претерпевает значительные изменения - происходят активные изменения в законодательстве РФ, поэтому необходимо подробно изучить принципы формирования организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, рассмотреть характерные особенности деятельности центров охраны труда.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Основными целями статьи являются:

1. Провести исследование рынка услуг в сфере охраны труда.

2. Выявить характерные особенности деятельности центров охраны труда и провести анализ развития цен-

тров по оказанию услуг в сфере охраны труда.

Изложение основных материалов исследования.

Формирование организаций по оказанию услуг в сфере охраны труда, в основном, начиналось «снизу» в ответ на рост потребностей со стороны средних и малых предприятий на такого рода услуги. Отставание в научных исследованиях и разработке нормативной правовой базы проявилось, в частности, в отсутствии раскрытия содержания понятия « услуга по охране труда» [1, 20]. За последние годы появились научные работы, рассматривающие классификацию услуг, организационно-правовые формы образующихся центров по оказанию услуг, виды услуг и т. д. Например, опубликована работа, посвященная определению понятия «рынок услуг по охране труда» [2, 17]. По мнению авторов, - «это совокупность форм, отношений и связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами, взаимодействие которых в качестве продавцов и покупателей этих услуг приводит к возможности обмена между ними, т. е. возможности продавцам продать, а покупателям купить необходимые услуги. Это определение указывает на рыночный характер оказания услуг и подчеркивает, что эта сфера вне государственного управления охраной труда.

В настоящее время в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги по охране труда (аттестация, обучение, аутсорсинг), находятся 2 260 компаний. Эти компании с определенной степенью равномерности распределены по территории всей страны, действуют в рамках единого законодательного поля, и каждый из потенциальных заказчиков может получить нужную ему услугу на договорной основе в нужное ему время.

Сегменты рынка услуг в сфере охраны труда развиты неравномерно. Такая услуга, как аутсорсинг (выполнение функций службы охраны труда на предприятии), находится практически в стадии становления. Так называемых «чистых аутсорсеров» (т. е. компании, специализирующиеся исключительно на данном виде услуги) найти очень сложно. Как правило, аутсорсинг - незначительное дополнение к другим видам бизнеса, гораздо более развитым. Довольно часто организация, аккредитованная на оказание данного вида услуги, фактически не предоставляет ее. Сегодня средняя аутсорсинговая компания имеет годовую выручку в размере 3,3 млн рублей, на российском рынке представлены 624 таких организаций. Экспертный расчет позволяет оценить об-

щий объем данного рынка в 2,1 млрд рублей. Между тем анализ и прогноз показывают, что именно аутсорсинг в перспективе с высокой степенью вероятности станет одной из наиболее востребованных услуг. Это связано с тем, что процессы управления охраной труда и профессиональными рисками усложняются, а также с тем, что задача сохранения жизни и здоровья работающих граждан становится одной из приоритетных. Видимо, спрос на данный вид услуги вызовет существенный рост объема этого рынка и еще более значительное увеличение стоимости оказания услуг. Один из основных барьеров, ограничивающих стремительное развитие этого рынка -ярко выраженный дефицит квалифицированных кадров. Услуга достаточно сложна и требует наличия в организации высококвалифицированного персонала. Кроме того, зарождающийся и еще довольно слабый рынок не предлагает потенциальным заказчикам действительно качественные и доступные услуги. Стандарты, методики, отработанные и эффективные бизнес-процессы, к сожалению, в данном сегменте рынка отсутствуют. Рынок обучения по охране труда сегодня гораздо более развит в сравнении с рынком аутсорсинга. На территории страны, во всех регионах функционируют 1 372 обучающие организации. Однако «средняя» обучающая организация - это опять же малая компания, с небольшим штатом и несущественным объемом предоставляемых услуг. Годовая выручка в такой «средней» организации составляет 3,5 млн рублей, и формируется она кадровым составом примерно из восьми штатных сотрудников и девяти временно привлекаемых преподавателей. Средняя стоимость услуги по России - 1 920 рублей с довольно сильной региональной дифференциацией. Экспертный расчет позволяет оценить общий объем данного рынка в 4,8 млрд рублей.

Наиболее «дорогой» рынок - рынок предоставления услуг по специальной оценке условий труда. На право оказания этой услуги аккредитованы 662 организации, средняя стоимость услуги составляет 2 300 рублей. В перспективе рынок ожидают «очищение» рынка от недобросовестных компаний, ужесточение конкуренции между различными игроками рынка, нарастание дефицит квалифицированных кадров, повышение качества оказываемых услуг и формирование системы «сопутствующих» услуг (методическая и консультационная помощь предприятиям).

В условиях административной реформы количественный и качественный рост региональных центров охраны труда превратил их в неформальную, достаточно эффективную систему, активно участвующую в реализации государственной политики в сфере охраны труда.

Характерной особенностью образования центров является их создание в регионах на базе образовательных учреждений или научно-исследовательских организаций с хорошей материально-технической базой и достаточным кадровым.

Если центр является самостоятельным юридическим лицом (п. 1.4. Примерного устава), то в соответствии со ст. 52 Гражданского кодекса РФ, он действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

Если центр является структурным подразделением одного из учредителей (или учредителя), то работает в соответствии с Уставом этой организации и Положением о центре.

Учредителями ЦОТ, как правило, являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты. Доля таких центров составляет 60 %. За прошедшие годы значительно изменилось распределение РЦОТ по способам их создания. Доля РЦОТ, созданных при органах исполнительной власти, уменьшилась с 44,5 % в 1998 г. до 23 % в 2012, созданных при научно-исследовательских организациях уменьшилась с 18,5 % до 8 %. Значительно вырос удельный вес РЦОТ

созданных на базе учебных организаций с 25,9 % в 1998г. до 28 % в 2012 г., и самостоятельных юридических лиц с 11,1 % в 1998 г. До 41 % в 2012 г.

В настоящее время успешно работают многие региональные центры охраны труда, созданные на базе высших учебных заведений или научно-исследовательских институтов. В их числе: Пермский областной центр охраны труда при Управлении труда Администрации Пермской области на базе Пермского государственного технического университета; Ивановский региональный центр охраны труда на базе Ивановского научно-исследовательского института охраны труда; Базовый учебный центр по охране труда при Калининградском государственном техническом университете [3, 19].

За исследуемый период времени произошли изменения и в соотношении организационно-правовых форм региональных центров охраны труда. В 2012 г. при значительной доли РЦОТ в форме государственных и муниципальных унитарных предприятий (87 %,что меньше, чем в 1998г. - 96,3 % от их общего числа). Все больше стало появляться центров, представляющих собой автономные некоммерческие организации (АН0-10 %). В 1998 г. таковых практически не было. Численность объединений юридических лиц, хозяйственных обществ в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО), закрытого акционерного общества (ЗАО), негосударственных образовательных учреждений (НОУ) возросло до 18% против 3,7 % в 1998 году.

Примером одного из независимых РЦОТ является автономная некоммерческая организация Магнитогорский региональный центр охраны труда «Труд - Эксперт Максимум» (АНО МРЦОТ « ТЭМ»). Центр имеет 15 человек штатных сотрудников и оказывает комплексные услуги в области охраны труда. АНО МРЦОТ «ТЭМ» за непродолжительный период времени с момента начала своей деятельности зарекомендовала себя на рынке услуг в сфере охраны труда Челябинской области, как одна из немногих организаций, способных в полной мере содействовать работодателю в выполнении его непосредственных обязанностей по созданию безопасных условий труда работникам. Предприятия и организаторы г. Магнитогорска и Челябинской области имеют возможность оперативно получать информацию и решать вопросы по всем направлениям работы по охране труда. Этот РЦОТ эффективно действует на условиях самофинансирования и самоокупаемости в рамках программ охраны труда, разрабатываемых администрацией региона, экономически независим от местных органов исполнительной власти, но работает с ними в тесном контакте и располагает поддержкой во всех начинаниях.

Центры по охране труда постоянно расширяют сферу своих услуг, с тем, чтобы их спектр соответствовал потребностям работодателя по выполнению обязанностей по обеспечению безопасных условий труда.

К числу основных направлений деятельности центров относятся следующие: образовательная; учебно-методическая; научно-исследовательская;

нормативно-правовое обеспечение; специальная оценка условий труда; информационная; издательская; консультационная; сертификация работ по охране труда; пропаганда средств индивидуальной защиты; оказание услуг организациям и населению по охране труда [4].

Участие РЦОТ в различных направлениях деятельности приведено в Таблице 2 [5].

Как следует из таблицы 2, наибольшее внимание РЦОТ уделяют образовательной деятельности. При этом для четверти РЦОТ эта деятельность составляет 75-95 % , третья часть РЦОТ - выделяет на ее осуществление от 30 до 75 %, и 41 % центр - от 10 до 30 % от общего объема деятельности. Координацию деятельности РЦОТ осуществляет саморегулируемая некоммерческая Национальная ассоциация центров охраны труда (НАЦОТ). Образовательная деятельность включает в себя обучение и проверку знаний по охране труда руководителей

и специалистов организаций всех форм собственности, обучение отдельных категорий застрахованных за счет средств Фонда социального страхования, к числу которых относятся специалисты и руководители служб охраны труда организаций; члены комитетов (комиссий) по охране труда организаций; уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, а также руководители бюджетных учреждений.

Таблица 2 - Характеристика региональных центров охраны труда (РЦОТ) по направлениям деятельности (данные ФГУ « ВЦОТ» Росздрава)

№ п/п Направления деятельности Удельный вес РЦОТ, участвующих в выполнении направления деятельности (%)

Постоянно Периодически Не выполняют

1. Образовательная деятельность 93 - 7

2. Учебно-методическая деятельность 69 19 12

3. Издательская деятельность 52 10 38

4. Информационно-публицистическая деятельность 43 24 33

5. Разработка проектов нормативно-правовых документов 22 24 54

6. Консультационная деятельность 76 5 19

7. Аттестация рабочих мест по условиям труда 63 7 30

8. Сертификация работ по охране труда 40 23 37

9. Обеспечение СИЗ 11 5 84

Важнейшей услугой центров охраны труда является специальная оценка условий труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда [6, 18]. На базе многих региональных центров охраны труда созданы органы по сертификации (ОС) и испытательные (измерительные) лаборатории (ИЛ), которые прошли аккредитацию в Минтруде России [7]. В их числе Алтайский краевой центр охраны руда, Республиканский центр охраны труда Министерства социальной политики Чувашской Республики, Республиканский научно-методический центр охраны и безопасности труда Татарстана, Ярославский центр охраны труда и социального партнерства и многие другие. Все возрастающее значение приобретают центры профессиональной патологии, приоритетным направлением которых является проведение углубленных медицинских осмотров. В соответствии со статьей 212 (абзац 12) Трудового кодекса РФ работодатели обязаны обеспечить проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников в настоящее время регламентирован приказом Минздравсоцразвития России, в котором записано, что «работникам, занятым на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в центрах профпатологии и

других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией один раз в пять лет» [8, 15, 16].

Анализ основных направлений деятельности региональных центров профессиональной патологии и состояния профпатологической службы Российской Федерации показал, что центры профпатологии имеются в 60 субъектах Российской Федерации.

При этом в 6 регионах имеется более одного центра профпатологии:

Республика Коми, Пермская и Саратовская области - по 2 центра; Свердловская область - по 3 центра; Кемеровская область - 6 центров. При отсутствии центра профпатологии орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации заключает договор с центрами профпатологии территорий, имеющих развитию профпатологическую службу.

Распределение центров профпатологии по федеральным округам представлено в таблице 3.

Таблица 3 - Распределение центров профпатологии по федеральным округам

Федеральный округ Субъекты Российской Федерации

Всего Из них имеют центры профпа-тологии

Количество Количество Доля, %

Центральный 18 13 72,2

Северо-Западный 11 8 72,7

Южный 13 9 69,2

Приволжский 14 12 80,0

Уральский 6 4 66,7

Сибирский 16 8 50,0

Дальневосточный 10 6 60,0

ВСЕГО 88 60 67,4

Практически все региональные центры охраны труда работают на основе хозяйственного расчета и полной самоокупаемости путем заключения хозяйственных договоров с юридическими и физическими лицами, в том числе бюджетными. Финансовое и материальное обеспечение отдельных РЦОТ частично поддерживается и за счет бюджетных средств, направляемых, как правило, в виде заключаемых договоров.

Так, денежные поступления складываются из бюджетных средств Главного управления труда областных администраций, Департаментов поддержки предпринимательства и малого бизнеса и собственных доходов от хозяйственной деятельности центра.

Также на условиях самофинансирования функционируют РЦОТ, являющиеся самостоятельными юридическими лицами. Характерным примером такого центра является АНО МРЦОТ «ТЭМ».

Ниже приводится примерная структура источников его финансирования:

• проведение специальной оценки условий труда на основе хоздоговоров (50 % в годовом балансе);

• обеспечение предприятий нормативной литературой и наглядной агитацией по охране труда (10 % в годовом балансе);

• обеспечение организаций и предприятий спецодеждой и СИЗ (13 % в годовом балансе);

• обучение вопросам охраны труда, дополнительное профессиональное обучение (5 % в годовом балансе);

• обучение отдельных категорий застрахованных за счет средств ФСС РФ (19 % в годовом балансе) [9];

• проведение работ по экспертизе условий труда (3 % в годовом балансе).

Анализ структур бюджетов отдельных РЦОТ показал, что большинстве из них используют несколько источников

финансирования: средства местных бюджетов, средства бюджетов органов управления, средства от выполнения работ по хозяйственным договорам, денежные средства, получаемые в результате другой коммерческой деятельности.

В дотационных регионах источниками финансирования в меньшей степени (25-30 %) являются бюджеты разных уровней и бюджет Фонда социального страхования РФ, а в большей степени (65-75 %) хозяйственные договора и коммерческие поступления.

Характерной особенностью деятельности центров охраны труда является то, что они работают на условиях полной окупаемости. Стоимость одной услуги колеблется в значительном интервале. Обучение одного руководителя и специалиста оценивается от 500 до 5 000 рублей, специальная оценка условий труда - от 2 500 до 5 000 руб. Невысокая стоимость услуги позволяет проводить трудоохранную работу на предприятиях с численностью менее 50 чел [10 - 12].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Создание и деятельность организаций по оказанию услуг в сфере охраны труда отражают рыночный характер отношений между продавцами услуг и покупателями. Развитие рынка услуг проявляется в росте численности самостоятельных автономных некоммерческих организаций и сокращении роли организаций, созданных при исполнительных органах власти. Также необходимо усилить мониторинг эффективности деятельности центров охраны труда и расширить критерии, по которым будут оцениваться услуги, оказываемые РЦОТ. В качестве дополнения к данным мониторинга, осуществляемого ВЦОТ можно предложить такие показатели, как численность, виды и объем услуг, кадровая обеспеченность, источники финансирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сафонов А. Л. Рынок услуг в области охраны и безопасности труда в Российской Федерации: экспертно-аналитическое издание. М. 2012. С. 121.

2. Бобкова О. В. Контроль за охраной труда // http:// www.diagram. com. ua/info/ohrana/ohrana-truda74.shtml (дата обращения: 20.01. 2015).

3. Шкловица И. В. Заместитель руководителя Ростру-да о специальной оценке условий труда // Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях. 2014. № 8. С. 20 .

4. Щеколдина М. В. Аттестация рабочих мест по условиям труда как важнейший элемент системы управле-

ния охраной труда в организации. М. 2008. С. 238.

5. Орлов Г. П. Аттестация рабочих мест по условиям труда. Состояние и пути совершенствования // Безопасность и охрана труда. 2006. № 1. С. 36-39 .

6. Доклад « О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2006 году» ФГУ ВЦОТ Росздрава. М. 2007.

7. Готлиб Я. Г., Девисилов В. А., Старча Е. А. Атеста-ция рабочих мест по условиям труда. М. 2012. С. 9.

8. Орлов Г. П. Сравнительный анализ процедур АРМ по условиям труда в России и оценки профессионального риска в странах ЕЭС // Безопасность и охрана труда. 2007. № 4. С. 32.

9. Тункин С. А. Проблемы аккредитации в сфере оказания услуг по охране труда // http://ohranatruda.ru/ ot_biblio/articles (дата обращения: 27.01. 2015).

10. Черняева Д. В. Споры вокруг терминологии - гигиена и здоровье // http://dvkuot.rU/index.php/artikul/467-пк^ (дата обращения: 26.01. 2015).

11. Щеколдина М. В. Аттестация рабочих мест по условиям труда как важнейший элемент системы управления охраной труда в организации: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2008. 114 с.

12. Прокудин В. А., Елин А. М. Контроль условий труда за рубежом и в организациях России // Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. 2013. № 5. С. 15.

13. Радоцкий В., Гальянов И., Партигул Е., Чижова А. К вопросу научного прогнозирования безопасности труда. Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. № 2. 2007. С. 203.

14. Раздобреев В. И., Трифонова Е. Ю. Анализ и оценка вероятности возникновения производственного травматизма. Энергетика и информационные технологии: сб. науч. тр. Даль ГАУ Благовещенск: Даль ГАУ 2011. Вып. 5. С. 162.

15. Измерова Н. Ф., Денисова Э. И. Профессиональный риск. Справочник. М. : Социздат. 2001. 267.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Роик В. Д. Профессиональный риск проблемы анализа и управления // Человек и труд. 2003. № 4. С. 7.

17. Соловьёв А. Управление охраной труда и административная реформа // Охрана труда и социальное страхование. 2004. № 6 С. 3.

18. Слезингер Г. Э. Социальная экономика плюс социальная организация труда // Человек и труд. 2001. № 7. С. 77.

19. Никонов А. А. Охрана труда и здоровье работников. Опыт ОАО УПКБ «Деталь» // Справочник специалиста по охране труда. 2006. № 5. С. 26.

20. Роик В. Д. Аспекты управления условиями и охраной труда: Учебное пособие. М. : Издательство РАГС. 2004. 256 с.

SERVICES IN AREA OF THE LABOUR SAFETY: QUESTIONS OF THE THEORY AND

PRACTICE

© 2015

L.A. VasiFeva, the manager of the chair «Labour safety and securityof ability to live» D.A. Tarakanov, the senior teacher of the chair «Labour safety and security of ability to live» Nizhniy Novgorod state engineering-economic institute, Knyaginino (Russia)

Abstract. For last 4-5 years there was a huge jump forward - to formation of model of management by professional risks. First steps in this direction were uneasy and frequently criticized by the professional community, however absolutely necessary as the existed compensatory model of management in the field of a labour safety not only did not stimulate something to change in the developed vicious practice, but induced it to keep and prevented use of enormous reserves of economy for increase of the efficiency and maintenance people of the savings. To one of key elements of new model of management professional risks became college of rendering of services in the field of a labour safety, including a network of the independent professional and responsible organizations. For last two years we create good base which continues to be improved, and preconditions for progress of this college are laid. However progress of any college is a process of constant monitoring, interoperability, an exchange of experience. For this reason it is the good and duly initiative which will help not only to employers, but also to us to receive concept about tendencies in progress of this market, about the presented companies - leaders, about existing problems and the developed practice. In the further it is necessary to think of what else factors are necessary for considering for formation of a rating of the companies and how results of a rating can be used in work of Ministry of Labor of Russia on the organizations rendering services in the field of a labour safety. Already today large associations of participants of the market become the present partners of the state in regulation of the market of services in the field of a labour safety and are ready to incur the independent decision of many problems, including maintenance of quality of rendered services.

Keywords: accreditation, outsourcing, the outsourcing company, deficiency of qualified personnel, the center of a labour safety, a professional risk, progress, rendering of services, risk, the market of services, working conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.