Научная статья на тему 'Роль рынка услуг по охране труда в управлении профессиональными рисками'

Роль рынка услуг по охране труда в управлении профессиональными рисками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
613
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК / УСЛУГА / ОХРАНА ТРУДА / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК / MARKET / SERVICE / OCCUPATIONAL SAFETY AND HEALTH / MANAGEMENT / PROFESSIONAL RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов Александр Александрович

В статье доказывается, что рынок услуг по охране труда является необходимым условием перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками. Рассмотрены влияние различных сегментов данного рынка на управление профессиональными рисками и причины их неравномерного развития. Предложены меры, способствующие развитию наиболее важного в данном контексте сегмента услуг по управлению охраной труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михайлов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the occupational safety and health service market for the implement of professional risk management

The article proves that the occupational safety and health service market is a necessary condition for the implement of professional risk management system. The reasons of unequal development level of different segments of the market is considered. The measures for the development of services for occupational safety and health management are formulated.

Текст научной работы на тему «Роль рынка услуг по охране труда в управлении профессиональными рисками»

СОЦИОЛОГИЧСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

УДК 331.4

А. А. МИХАЙЛОВ

Омский государственный технический университет

РОЛЬ РЫНКА УСЛУГ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В УПРАВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ

В статье доказывается, что рынок услуг по охране труда является необходимым условием перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками. Рассмотрены влияние различных сегментов данного рынка на управление профессиональными рисками и причины их неравномерного развития. Предложены меры, способствующие развитию наиболее важного в данном контексте сегмента услуг по управлению охраной труда.

Ключевые слова: рынок, услуга, охрана труда, управление, профессиональный риск.

Формирование условий труда в экономике в существенной степени зависит от организации управления охраной труда на различных уровнях хозяйственной деятельности. Период рыночных реформ показал, что охрана труда весьма консервативна. Кардинальные преобразования форм собственности, интересов экономических агентов и характера отношений между ними пока незначительно повлияли на содержание деятельности по сохранению жизни и здоровья работников в процессе труда. Несмотря на перемещение большей части ответственности в данной сфере от государства к работодателям, управление охраной труда продолжает сводиться к традиционному для планово-командной экономики реагированию на происшедшие инциденты, что не может обеспечить существенного улучшения условий труда работников. Необходимость изменения такого положения диктуется не только гуманистическими соображениями, но также и остротой демографической ситуации. Не случайно одной из задач Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года объявляется сокращение уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, в том числе сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данная задача должна быть решена за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда [1].

Правительственным планом мероприятий по реализации Концепции предусматривается подготовка изменений в Трудовой кодекс РФ в части определения понятия «профессиональный риск», установления прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, связанных с управлением профессиональными рисками, разработку и реализацию Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 — 2010 годы [2]. В рамках этой программы ведутся разработка и принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений

новой редакции Трудового кодекса РФ, касающихся управления профессиональными рисками [3].

В этой связи актуальны исследования условий эффективной реализации разрабатываемой системы управления профессиональными рисками, в частности, распределения функций управления и соответствующих ресурсов.

Основой системы управления профессиональными рисками (СУПР) остается оценка условий труда на каждом рабочем месте по совокупности выявленных вредных и (или) опасных производственных факторов, проводимая в виде унифицированных процедур аттестации рабочих мест по условиям труда. Она дополняется оценкой состояния здоровья занятых на этих рабочих местах работников и его вероятного изменения в последующие периоды при сохранении данных условий труда, что составляет итоговую оценку профессионального риска. Следующий этап, который можно назвать собственно управлением профессиональными рисками, состоит в планировании и осуществлении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, по профилактике профессиональных заболеваний работников, т.е. по снижению профессионального риска до приемлемого уровня.

При исследовании условий эффективной реализации системы управления профессиональными рисками необходимо исходить из базового положения, что на уровне предприятия данная система не может существовать вне системы управления охраной труда (СУОТ), она естественным образом встроена в СУОТ, является ее важнейшей составной частью. Это утверждение обосновывается поэлементным рассмотрением структуры СУОТ, определенной в ГОСТе Р 12.0.2302007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems (IDT), полностью идентичном, как следует из его названия, Руководству по системам управления охраной труда, принятому Международной организацией труда [4].

Исходным элементом СУОТ, своего рода ее «отправной точкой», является политика организации в области охраны труда. Вполне очевидно решающее

значение данного элемента для создания и функционирования СУПР, т.к. именно в политике формулируются и документально закрепляются целевые показатели профессионального риска и пути их достижения. Этим, в свою очередь, определяется распределение необходимых ресурсов (финансовых, материальных, людских), которое производится в элементах СУОТ «организационная деятельность» и «планирование и осуществление».

Следующий элемент СУОТ «идентификация опасностей и оценка риска», по существу, представляет собой СУПР. В упомянутом ГОСТе схематично очерчены основные задачи и функции СУПР. При более детальном рассмотрении перечень функций должен содержать:

— проведение рубежных (в форме аттестации рабочих мест по условиям труда) и текущих (например, в форме производственного контроля) мероприятий по выявлению опасностей и оценке риска;

— планирование мероприятий по снижению риска;

— осуществление мероприятий по снижению риска;

— контроль за осуществлением мероприятий по снижению риска;

— корректировка мероприятий по снижению риска (по результатам контроля).

В элементе СУОТ «аудит» производится систематическая проверка соответствия системы, в т.ч. СУПР, требованиям стандарта, положениям политики организации в области охраны труда.

Перечисленные функции могут осуществляться как исключительно силами самого предприятия, так и с различной долей участия внешних исполнителей. Использование специфических услуг в сфере охраны труда является закономерным проявлением общих тенденций в экономике. Постиндустриальный этап ее развития характеризуется опережающим ростом сферы услуг, обеспечивающей наибольшую долю производства ВВП (в передовых экономиках свыше 70%), более высокую, по сравнению с традиционными индустриальными отраслями, эффективность инвестиций и, таким образом, выступающей в роли локомотива современной экономики. Кардинальное изменение роли услуг выражает новый этап в развитии общественного разделения труда, обеспечивающий более эффективное распределение ресурсов. Очевидно, что это в полной мере относится к охране труда. В этой связи в последние годы разрабатывается понятийный аппарат экономики услуг по охране труда [5, 6], обобщается опыт формирования рынка данных услуг [7].

Формирование системы управления профессиональными рисками обусловливает актуальность исследований, позволяющих ответить на следующие вопросы.

Для каких предприятий использование обсуждаемых услуг является экономически целесообразным?

Какие функции СУПР могут быть реализованы через услуги сторонних организаций?

Насколько современное состояние рынка услуг по охране труда удовлетворяет потребностям предприятий по внедрению систем управления профессиональными рисками?

Какие меры необходимо реализовать для развития данного рынка в целях успешного внедрения СУПР?

Лишь очень крупные компании могут осуществлять всю многообразную деятельность по охране труда, включая управление профессиональными рисками, собственными силами. Тем не менее, даже они зачастую используют те или иные услуги. Для средних предприятий покупка услуг экономически выгодна. Для малых предприятий она безальтер-

нативна. У них просто нет собственных ресурсов для организации эффективного управления профессиональными рисками.

Рассмотрение выделенных функций СУОТ, в том числе СУПР, позволяет сформировать перечень реализующих их услуг по охране труда. Очевидно, он должен включать:

аттестацию рабочих мест по условиям труда и производственный контроль;

услуги по управлению охраной труда, в том числе собственно по управлению профессиональными рисками;

обучение по охране труда, как необходимый элемент управления профессиональными рисками.

Обучение работников способствует формированию их безопасного поведения, тем самым снижению профессионального риска. Работник, обладающий необходимыми знаниями, умениями и навыками безопасного выполнения производственных операций и в целом безопасного поведения при исполнении своих обязанностей, с меньшей вероятностью совершит неправильные действия, которые могут обусловить нанесение вреда его собственному здоровью или здоровью других работников.

Другим направлением обучения является подготовка руководителей и специалистов управлению профессиональными рисками. Например, в настоящее время развивается обучение членов комиссий, организующих проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Очевидно, что с принятием нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуры оценки профессионального риска, будет развиваться соответствующее направление обучения.

Использование в СУПР услуг по управлению охраной труда может варьироваться от эпизодических консультаций по отдельным вопросам управления рисками до аутсорсинга. При этом необходимо иметь в виду, что аутсорсинг, в общем виде определяемый как передача выполнения вспомогательных бизнес-процессов специализированным организациям, в отношении управления профессиональными рисками имеет особенности, обусловленные спецификой этой деятельности. Она тесно связана со всеми основными и вспомогательными бизнес-процессами, в ее осуществление вовлечены все звенья менеджмента организации, поэтому она не может быть полностью передана внешним исполнителям в отличие, например, от уборки помещений, охраны или ведения бухгалтерского учета. Аутсорсинг в данном случае следует понимать как услугу по реализации функций верхнего звена управления охраной труда, которые обычно выполняются службой охраны труда.

Рассмотрим современное состояние рынка услуг по охране труда и попытаемся оценить, насколько оно удовлетворяет решению задачи внедрения эффективной системы управления профессиональными рисками.

Поскольку услуги по охране труда не выделены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, для получения данных о развитии данного сектора экономики (количестве операторов, объеме реализации услуг и т.д.) необходимы специальные исследования, которых Росстат до настоящего времени не делает. Поэтому соответствующая информация в официальных статистических сборниках отсутствует. Отдельные данные о развитии рынка на определенные периоды можно найти в монографии коллектива авторов, вышедшей в 2004 году [7], и в ежегодных докладах, подготовленных Всероссийским центром охраны труда.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

В докладе за 2006 год, обобщающем результаты деятельности лишь 105 наиболее крупных сервисных организаций из 70 субъектов РФ, приведены данные по 9 основным видам их деятельности, из которых 5 относятся к услугам по охране труда. Образовательной деятельностью занимались 98 организаций, или 93% из общего их числа, аттестацией рабочих мест по условиям труда — 74 (70%), сертификацией организации работ по охране труда—66 (63%); консультированием — 85 (81%), разработкой проектов нормативных правовых актов — 48 (46%) [8]. В данном источнике не упоминаются услуги по управлению охраной труда в организации, что позволяет предполагать весьма слабое развитие данного сегмента рынка. К сожалению, не приводятся данные об объемах предоставления приведенных услуг.

В 2009 году в Омской области на рынке услуг по охране труда действовало 34 оператора [9]. Из них предоставляли услуги по: обучению и проверке знаний по охране труда— 17; аттестации рабочих мест по условиям труда — 10; измерению вредных/опасных производствен-ных факторов—17; сертификации организации работ по охране труда — 7; разработке инструкций по охране труда—3; управлению охраной труда в организации — 2.

Автором выполнены исследования по оценке емкости рынка на примере Омской области. В 2009 году она составила около 100 млн руб. Наибольший объем реализации принадлежит аттестации рабочих мест по условиям труда — около 88 млн руб. Обучение и проверка знаний по охране труда занимает вторую позицию — около 10 млн руб. Наименьший из всех перечисленных услуг объем приходится на управление охраной труда в организации — около 0,5 млн руб.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время сегмент услуг по управлению охраной труда, являющийся ключевым для СУПР, развит крайне слабо. Представляется важным выяснить причины столь неравномерного развития рассмотренных сегментов рынка и выработать меры, способствующие установлению их баланса, адекватного потребностям эффективного управления профессиональными рисками. В этой связи необходимо выявить факторы, определяющие спрос и предложение на рассматриваемые услуги, в особенности на управленче ские.

Предложение специализированных сервисных фирм, а также частных предпринимателей — специалистов по охране труда формируется исходя из максимизации прибыли и минимизации затрат. В этом отношении услуги по аттестации и обучению наиболее выгодны, т.к. имеют достаточно высокую цену и выполняются в сжатые сроки. Цена услуги по управлению охраной труда имеет естественное ограничение, в принципе она не может превышать оплату труда штатного специалиста. На практике работодатель считает целесообразным использование данной услуги, если ее цена ощутимо ниже этой граничной величины: в два, в каких-то случаях даже в три или четыре раза. Это зависит от размера, характера деятельности и экономического состояния заказчика.

Постоянные затраты на предоставление данной услуги состоят из накладных расходов, переменные затраты включают заработную плату исполнителей и соответствующие отчисления, командировочные и транспортные расходы. Необходимо отметить, что упомянутое ценовое ограничение обусловливает ограничения на командировочные и транспортные расходы, а следовательно, на географию потребителей. Поэтому, например, для фирмы, находящейся в об-

ластном (краевом, республиканском) центре, экономически оправдано обслуживание лишь потребителей из соседних районов. В отношении рассматриваемой услуги рынок не носит выраженный региональный характер, а приобретает черты местного.

Кроме того, в формировании себестоимости данной услуги существенную роль играют затраты, которые невозможно однозначно отнести к постоянным или переменным. Это затраты на разработку методического обеспечения СУПР на предприятии определенного вида экономической деятельности. Они включают ознакомление с технологией, изучение соответствующих требований охраны труда, разработку перечня и макетов необходимых локальных нормативно-правовых актов. Погашение этих довольно значительных затрат, которые можно считать по существу единовременными, растягивается на длительный срок из-за отмеченного ценового ограничения. Этот срок зависит от количества однотипных потребителей услуги. Чем их больше, тем меньше будут удельные затраты данного вида. Таким образом, обслуживание даже большого количество потребителей, занимающихся различными видами экономической деятельности, может не обеспечить безубыточное предоставление услуги в течение заданного периода времени.

Спрос на рассматриваемую услугу также существенно определяется отмеченным ценовым ограничением и ее полезностью. Предприятие должно явно ощущать преимущества ее покупки по сравнению с организацией управления профессиональными рисками собственными силами. В настоящее время ему проще и дешевле выполнить минимальные формальности (издать приказ о возложении обязанностей специалиста по охране труда на определенного штатного работника, завести журналы инструктажей, разработать или приобрести инструкции по охране труда), чтобы не иметь особых проблем в отношениях с органами государственного надзора.

Развитие сегмента управленческих услуг до уровня, соответствующего задаче перехода к управлению профессиональными рисками, представляется по пути формирования широкого ассортимента таких услуг и продвижения их комплексами, гибко адаптирующимися к запросам потребителей. Анализ хозяйственной практики показывает, что зачастую на рынке реализуются услуги, которые по критериальным признакам содержания составляющих действий можно отнести к аудиторским и консалтинговым.

Содержание аудиторской услуги в области охраны труда и управления профессиональными рисками представляет собой исследование и оценку соответствия соответствующей деятельности нормативным требованиям. Аудит должен дать заключение: вот что у вас должно быть, а вот что у вас есть.

Содержанием консалтинговой услуги в области охраны труда и управления профессиональными рисками является оказание методической помощи в организации соответствующей деятельности. Результат ее предоставления — четкое разъяснение: что и как надо делать для эффективного управления профессиональными рисками. Оно производится в форме проектов локальных нормативно-правовых актов, т.е., по существу, создается основа СУОТ организации. Внедрение и последующую эксплуатацию СУОТ организация может вести своими силами или снова привлечь сервисную фирму, предоставляющую услугу, которую в данном случае следует определить как собственно управленческую. Очевидно, указанные

услуги можно рассматривать как составляющие комплексной услуги по управлению охраной труда в организации.

Предоставление комплекса услуг в последовательности аудит-консалтинг-управление решает рассмотренную выше проблему погашения единовременных затрат на подготовку методического обеспечения СУПР. Теперь они полностью включаются в себестоимость консалтинговой услуги, которая, в отличие от управленческой, не имеет «естественного» ограничения по цене. В таком случае затраты на управленческую услугу существенно снижаются, и она становится более привлекательной как для поставщиков, так и для потребителей.

В настоящее время проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и обучение наиболее выгодны для сервисных фирм. К тому же спрос на эти услуги существенно стимулируется соответствующими положениями законодательства и деятельностью властных структур по контролю за их реализацией.

Очевидно, что развитие услуг по управлению охраной труда, включая управление профессиональными рисками, также нуждается в мерах государственной поддержки. Для этого необходимо, чтобы органы исполнительной власти в области охраны труда на федеральном и региональном уровнях, органы надзора и контроля сместили акцент в своей деятельности с требования оценки риска (обязательного проведения аттестации рабочих мест по условиям труда) к требованию управления профессиональными рисками.

Немаловажную роль в стимулировании спроса на управленческие услуги по охране труда, особенно со стороны малых предприятия, могло бы сыграть включение данных услуг в перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, частично финансируемых за счет сумм взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

2. Распоряжение Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 170-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2008 — Федерации на период до 2025 года».

3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23 октября 2008 года № 586 «Об утверждении Программы действий по улучшению условий труда на 2008 — 2010 годы».

4. ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» [Текст]. — Введ. 2009-07-01. — М. : Стандартинформ, 2007. — 14 с.

5. Потуданская, В.Ф. Современные аспекты формирования регионального рынка услуг по охране труда / В.Ф. Потуданская, А. А. Михайлов / / Автоматизация и современные технологии. — 2003. - № 3. - C. 35-39.

6. Потуданская, В.Ф. К вопросу об определении основных понятий в сфере охраны труда / В.Ф.Потуданская, А.А. Михайлов // Человек и труд. — 2004. — № 5. — C. 79-81.

7. Региональные центры охраны труда как важнейшее звено реализации социальной политики в сфере социально-трудовых отношений: Теоретические основы и практический опыт / С.Н Лобанов [и др.] // Под ред. д.э.н. С. В. Калашникова и д.э.н. А. Л. Сафонова. - М. : ГУ «Всероссийский центр охраны труда», 2004. - 164 с.

8. Доклад о реализации государственной политики в области охраны труда в Российской Федерации в 2006 г. / Под общей ред. А. Л. Сафонова. Коллектив авторов. - М. : ВЦОТ, 2007. - 169 с.

9. Сайт Министерства труда и социального развития Омской области [Электронный ресурс]. - URL : http://www.omskmintrad.ra/ (дата обращения: 09.06.2010).

МИХАЙЛОВ Александр Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации труда.

Адрес для переписки: e-mail: ecosh_am@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.05.2010 г.

© А. А. Михайлов

ИНФОРМАЦИЯ

Национальный конкурс по экономике 2011 г.

Российская академия наук и фонд «Финансы и развитие» объявляют о проведении национального конкурса научных и инновационных работ по теоретической и прикладной экономике.

Цель конкурса — создание условий для раскрытия и реализации способностей студентов вузов, молодых специалистов и ученых, поддержка и стимулирование их научной деятельности, поощрение за научные достижения, вовлечение в инновационную сферу путем формирования конкурентной среды, сохранение и восполнение интеллектуального потенциала России, дальнейшее развитие науки и практики.

В конкурсе могут участвовать работы на русском языке, имеющие значение для научной и практической деятельности, отличающиеся новизной и актуальностью, оригинальностью в постановке и решении в области теоретической и прикладной экономики по следующим темам:

— теоретические и прикладные подходы к моделированию особенностей развития российской экономики;

— значение финансовых рынков для устойчивого экономического роста;

— устойчивость российского банковского сектора в свете изменений международных стандартов банковского регулирования.

По результатам конкурса будут распеределены 3 денежные премии по каждой теме:

1 -я премия — в размере 500 000 рублей.

2-я премия — в размере 300 000 рублей.

3-я премия — в размере 200 000 рублей.

Десяти финалистам, не получившим призовые места, будут выданы поощрительные премии в размере 50 000 рублей. Кроме того, лучшим участникам конкурса будет оказано содействие в трудоустройстве в банковском и финансовом секторах экономики.

Прием конкурсных заявок осуществляется с 15 декабря 2010 года по 31 мая 2011 года.

Подробная информация на сайте www.fond-fir.ru.

Источник : http://www.rsci.ru/grants/grant_news/283/228271.php.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.