УДК 338.465.2
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО СПРОСА НА УСЛУГИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
© 2016
Васильева Любовь Александровна, доцент, зам.зав. кафедрой «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» Тареева Оксана Александровна, старший преподаватель кафедры «Технические и биологические системы» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Нижегородская область, Княгинино, улица Октябрьская, 22 а, e-mail: [email protected])
Аннотация. Учитывая проблемы, которые имеют место в развитии регионального рынка услуг по охране труда в настоящее время, необходимо обратить внимание на разработку механизмов регулирования этого рынка с учетом региональных особенностей и потребностей, необходима разработка и совершенствование отдельных инструментов регулирования, в частности, механизма прогнозирования и планирования потребностей в услугах по охране труда. Решение данной задачи видится в разработке прогнозной модели сбалансированности рынка услуг по охране труда региона, целью которой является получение прогнозных данных о распределении на рынке потенциального спроса на услуги и потенциального предложения. Прогнозная модель сбалансированности рынка услуг по охране труда - это система взаимосвязанных показателей потенциального спроса на услуги по охране труда и потенциального предложения таких услуг на рынке, их распределение по видам услуг, используемая для описания состояния, анализа функционирования и прогнозирования сбалансированности рынка услуг по охране труда региона. Данная статья посвящена анализу спроса на услуги по охране труда и разработке системы показателей, позволяющих спрогнозировать спрос на услуги по охране труда в регионе.
Ключевые слова: услуги по охране труда, потенциальный спрос, рынок услуг по охране труда, работодатели, работники, рабочие места, специальная оценка условий труда, несчастный случай на производстве, трудоохранное законодательство.
FORECASTING THE POTENTIAL DEMAND FOR SERVICES IN LABOR PROTECTION
© 2016
Vasilieva Lyubov Aleksandrovna, associate Professor, Deputy head the Department
"labour Protection and safety" Tareeva Oksana Aleksandrovna, senior lecturer of the Department "Technical and biological systems" Nizhny Novgorod state engineering-economic University (606340, Russia, Nizhny Novgorod region, Knyaginino, street October, 22 a, e-mail: [email protected])
Abstract. Given the problems that occur in the development of the regional market of services for the protection of labor at the present time, it is necessary to pay attention to the development of mechanisms of regulation of this market, taking into account regional characteristics and needs, requires the development and improvement of specific regulatory instruments, in particular, of the mechanism of forecasting and planning the needs in services for the protection of labor. The solution to this problem is seen in developing predictive models of market balance services for the protection of labor in the region, the purpose of which is to obtain projected data on the distribution of market potential demand and potential supply. A predictive model of balance of market services in labor protection is a system of interrelated indicators of the potential demand for services for the protection of labour and the potential supply of those services, their distribution across types of services that are used to describe the condition of analysis of the functioning and forecasting of balance of the market of services for the protection of labor in the region. This article is devoted to analysis of demand for services in labor protection and the development of a system of indicators to predict demand for services in labor protection in the region.
Keywords: protection of labor, potential demand, the market of services on labor safety, employers, employees, jobs, special assessment of working conditions, an accident in production, labour protection standards law.
Услуги по охране труда - важная часть государственной политики по сохранению здоровья людей и сокращению смертности, связанной с профессиональной деятельностью. Реформирование сферы охраны труда, в конечном счете, отразится на снижении показателей профессиональной заболеваемости, числа несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом. Услуги в области охраны труда - это комплекс мероприятий для определения соответствия условий труда нормам и правилам организации и ведения производства и бизнеса. В настоящее время рынок услуг по охране труда переживает период становления и нуждается в изучении и разработке механизмов его регулирования [1-5].
Сущность и институциональная структура регионального рынка услуг по охране труда, а также факторы формирования данного рынка рассмотрены в работе А.А. Михайлова. Услуги в сфере охраны труда как звено государственной политики по охране труда изучены в работе М.В. Щеколдиной. Различные аспекты управления охраной труда изложены в трудах А.А. Пастухова, Я.С. Сафонова, И.Н. Паршина. Однако до настоящего времени не уделялось достаточно внимания проблеме прогнозирования потенциального спроса на услуги по охране труда. А тем временем этот вопрос является важнейшим при изучении механизмов регулирования регионального рынка услуг по охране труда [2-8].
Необходимо оценить потенциальный спрос на рынке услуг по охране труда региона, выявить показатели, влияющие на величину спроса, определить источники необходимой информации для оценки величины спроса.
Прогнозирование спроса - это часть прогнозной модели позволяющей оценить и изучить сбалансированность рынка услуг по охране труда в регионе. Она состоит из двух взаимосвязанных частей - прогноз потенциального предложения и прогноз потенциального спроса на услуги по охране труда и основана на системе прогнозных показателей. Каждая часть баланса формируется самостоятельно на основе статистической информации, поступающей из разных источников [9, 10].
Прогнозирование спроса и предложения на услуги по охране труда - это источник информации для органов государственной власти, использующих ее при разработке социально-экономической политики, а также для юридических и физических лиц планирующих свою деятельность в данной сфере. Это позволит определять перспективные направления развития рынка услуг по охране труда с учетом изменения трудоохранного законодательства, оперативно реагировать на текущее состояние обеспечения безопасности труда работников, оценить повышение уровня ответственности работодателей в сфере охраны труда.
Прогнозировать спрос на рынке услуг по охране труда региона целесообразно ежегодно, чтобы иметь
возможность оперативно влиять на ситуацию. Такую оценку можно получить только при детальной работе над прогнозом, исследуя показатели спроса на услуги по охране труда, как с количественной, так и с качественной стороны, изучая их влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе [11-14].
Методика прогнозирования потенциального спроса услуг по охране труда на рынке основана на интеграции сведений из различных источников информации:
а) данные Федеральной службы государственной статистики и Минтруда Российской Федерации о травматизме, несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, о расходах предприятий на осуществление мероприятий по охране труда, о численности работников;
б) данные отчета Государственной инспекции труда о количестве выданных предписаний, количестве жалоб и обращений работников на неудовлетворительные условия труда, о проведенной специальной оценке условий труда.
Прогноз потенциального спроса на услуги по охране труда включает показатели, влияющие на увеличение потребностей работодателей (предприятий и организаций) в получении услуг по охране труда, либо прямо или косвенно побуждающие работодателя обратиться в специализированные организации за такими услугами (оисунок IV
Рисунок 1- Показатели, влияющие на спрос на услуги по охра не труда на уровне региона
Источниками информации служат сведения, ежегодно публикуемые Министерством труда и социальной защиты РФ, Государственной инспекцией труда, Федеральной службой государственной статистики по Российской Федерации и по Нижегородской области (данные за предыдущий, текущий год, прогнозируемый период в целом):
- данные о количестве происшедших несчастных случаев на производстве, о количестве травмированных работников, а также о числе установленных профессиональных заболеваний [14];
- количество жалоб и обращений работников на неудовлетворительные условия труда [15];
- численность работников, подлежащих периодическому обучению и переподготовке в области охраны труда;
-число выявленных нарушений и выданных предписаний по нарушениям в сфере охраны труда;
- число рабочих мест, на которых не проведена специальная оценка условий труда [16];
- затраты работодателей на осуществление мероприятий по охране труда [17].
Расчет показателей исчисляется в среднегодовом значении по показателям потенциального спроса на услуги по охране труда.
Агрегированный показатель (А), характеризующий численность работников, подлежащих периодическому обучению и переподготовке в области охраны труда рассчитывается как сумма:
- численности административно-управленческого аппарата предприятий и организаций, работники кото-
рого проходят периодическое (1 раз в 3 года) обучение вопросам охраны труда и проверку знаний требований охраны труда, и которые не проходили обучение в течение двух лет до прогнозируемого периода;
- числа работников, вновь принятых на работу в организации и на предприятия на должности административно-управленческого аппарата;
- числа выявленных нарушений порядка обучения по охране труда, и выданных предписаний об обучении работников организаций;
- числа работников - специалистов по охране труда организаций, нуждающихся в переподготовке по направлению «Техносферная безопасность» [18];
- числа лиц окончивших высшие и профессиональные учебные заведения и являющиеся потенциальными работниками, вновь принимаемыми на работу.
Показатель числа рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда (В), рассчитывается как сумма:
- всех рабочих мест, на которых не проводилась аттестация рабочих мест (до 1 января 2014 года) или специальная оценка условий труда (с 1 января 2014 года по настоящее время) в течение последних четырех лет до начала прогнозируемого периода [19];
- всех вновь введенных в эксплуатацию рабочих мест;
- рабочих мест, в отношении которых были выданы предписания о проведении внеплановой специальной оценки условий труда;
- рабочих мест, подвергшихся изменениям технологического процесса, замене производственного оборудования, изменению состава применяемых материалов и сырья, оказывающих влияние на уровень воздействия на работника вредных и опасных производственных факторов;
- рабочих мест, подвергшихся изменениям применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, оказывающих влияние на уровень воздействия на работника вредных и опасных производственных факторов;
- рабочих мест, на которых произошел несчастный случай на производстве или выявлено профессиональное заболевание.
Показатель числа выданных предписаний органами государственного контроля, касающихся обучения, специальной оценки и аутсорсинга в сфере охраны труда (С) рассчитывается по результатам государственного контроля в области охраны труда в регионе. Информация о проведенных проверках и выявленных нарушениях, а также выданных организациям предписаний представлена в отчетах контролирующих органов по труду.
Количество производственных травм и несчастных случаев на производстве (Е) целесообразно учитывать с коэффициентом - 2, так как каждое происшествие подобного рода на предприятии влечет за собой внеплановую специальную оценку условий труда и внеплановое обучение работников вопросам охраны труда и проверку знаний требований охраны труда.
Количество жалоб и обращений работников на неудовлетворительные условия труда (Б) также увеличивает спрос на услуги по охране труда, так как в подавляющем большинстве случаев такие обращения приводят к внеплановой проверке условий и охраны труда работников на предприятии, что влечет за собой процедуру описанную выше.
Фонд денежных средств, выделяемый предприятием на затраты связанные с охраной труда - этот показатель носит ограничительный характер и является сдерживающим фактором для роста спроса на услуги по охране труда. Поскольку, несмотря на все факторы, побуждающие работодателей обратиться за услугами по охране труда в специализированные организации, ни один из них не потратит на приобретение этих услуг больше определенной суммы, которую он традиционно выделяет на эти цели.
Кроме того в каждом регионе, по которому осуществляется прогнозирование спроса на услуги по охране труда могут присутствовать факторы, влияющие на уменьшение спроса на такие услуги. Таким фактором может служить, например, тяжелая экономическая ситуация в регионе, масштабные природные катастрофы, военные действия и тд. Факторы, уменьшающие спрос обозначим Н.
Исходя из вышеизложенного, можно записать формулу расчета потенциального спроса на услуги по охране труда в следующем виде:
D=A+В+C+2E+F-Н<G
Рынок услуг по охране труда - один из самых неизученных на сегодняшний день рынков услуг. А между тем его развитие - это не только предмет исследования экономической науки, но и важная составляющая сохранения жизни и здоровья работающего населения нашей страны. Поэтому изучение процессов происходящих на этом рынке, их правильная интерпретация и прогнозирование направления их развития должно стать одной из функций и приоритетных задач органов государственного управления охраной труда в регионе. С этой целью и предложена настоящая методика прогнозирования спроса на услуги по охране труда.
Она позволяет обеспечить сбор и систематизацию следующих данных:
- о количестве рабочих мест с безопасными или вредными условиями труда;
- о количестве работников прошедших обучение вопросам охраны труда и техники безопасности;
- об отношении работодателей к вопросам обеспечения безопасности и охраны труда работников;
- о выполнении работодателями, возложенных на них обязанностей [20] по обучению работников вопросам охраны труда и по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах;
- об эффективности государственного контроля в области охраны труда.
По результатам прогнозирования спроса на услуги по охране труда в регионе могут разрабатываться управленческие решения в области регулирования рынка услуг по охране труда для достижения его баланса и оптимального развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Михайлов А. А. Социально-экономические аспекты формирования рынка услуг по охране труда / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук - 2003.
2. Васильева Л.А., Тараканов Д.А. Услуги в сфере охраны труда: вопросы теории и практики // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 104-107.
3. Завиваев Н. С., Шамин Е. А. Определение оценки конкурентоспособности в сфере инфокоммуникацион-ных услуг // Вестник НГИЭИ. 2013. № 3 (22). С. 41-51.
4. Пастухов А. А. Государственное управление охраной труда в условиях административной реформы: региональный аспект / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. 08.00.05 -Москва, 2007.
5. Васильева Л.А., Тараканов Д.А. Корреляционный анализ травматизма и расходов на мероприятия по охране труда // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 101-103.
6. Сафонов Я.С. Оптимизация выбора организационно-технических мероприятий по охране труда в АПК: на примере Самарской области / Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. 05.26.01 - Самара, 2006.
7. Полянская Н. А., Шамин А. Е. Актуальные проблемы подготовки кадров для К-сектора Нижегородской области // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 107-118.
8. Горбачева Г.П. Организационно-методические аспекты регулирования регионального рынка труда / Диссертация на соискание ученой степени кандидата
экономических наук. 08.00.05 - Москва, 2016.
9. Оболенский Н.В., Смирнов Н.А., Смирнов Р.А. Повышение эффективности культуртехнических работ в сельскохозяйственном производстве путём использования машин для пересадки мелколесья // Вестник НГИЭИ. 2014. № 10 (41). С. 89-97.
10. Корж В.А. Правовое регулирование оказания услуг в области охраны труда. http://mtrud.rk.gov.ru/rus/file/ prav_regul_uslug_v_obl_ohr_truda.pdf
11. Прокофьева У.Н. Трудовая мотивация и психологический климат в коллективе в сфере торгового бизнеса // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 62-65.
12. Ординарцева Г.П. Особенности мотивации персонала в условиях экономического кризиса на примере военной службы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 127-128.
13. Понедельчук Т.В., Юдакова О.Н. Общие принципы организации труда на предприятии // Карельский научный журнал. 2015. № 4 (13). С. 68-71.
14. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Оценка финансовых результатов предприятий автомобильной промышленности // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 42-46.
15. Захаров А.Н. Зарубежный опыт мотивации и оплаты труда // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 19-30.
16. Реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и спецоценки условий труда в хозяйствующих субъектах Нижегородской области. http://git52.rostrud.ru/result/.
17. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».
18. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздрав-соцразвития России) от 17 мая 2012 г. N 559н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда».
19. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
20. Трудовой кодекс РФ, N 197-ФЗ от 30.12.2001г. (ст. 22).