Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к охране труда в Российской Федерации'

Концептуальные подходы к охране труда в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2472
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / OCCUPATIONAL SAFETY AND HEALTH / ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА / ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК / PROFESSIONAL RISK / УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА / OSH MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Серегина Лариса Владимировна

Анализируются подходы к изменению института охраны труда в Российской Федерации. Цель статьи на основе изучения предлагаемых Всемирной организацией здравоохранения, Международной организацией труда и Европейским Союзом концептуальных подходов к обеспечению безопасных и здоровых условий труда оценить данную концепцию охраны труда с позиции необходимости и возможности реализации ее основных положений в Российской Федерации. Изучение изменений представлений об охране труда в свете новой концепции обеспечения безопасных и здоровых условий труда позволило определить актуальные направления дальнейшего развития отношений в области охраны труда и сформулировать задачи, которые потребуется решить при восприятии основных положений концепции. Особое внимание уделяется проблемам, которые могут быть решены в ходе осуществления этих задач, в частности проблемам применения работодателями системного, комплексного и персонифицированного подходов к охране труда, проблемам профилактики и раннего выявления профессиональных заболеваний, создания благоприятной психологической производственной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Серегина Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Approaches to Occupational Safety and Health in the Russian Federation

The author analyzes the approaches to reforming the institution of occupational safety and health (OSH) in the Russian Federation. The aim of the article is to assess the OSH concept, suggested by WHO, ILO, and EU, from the perspective of necessity and feasibility of its main provisions in the Russian Federation. The research on the change in views on the OSH in light of the new OSH concept allowed determining topical directions of the further development of relations in the field of OSH and formulating the tasks to be solved in perception of the main provisions of the concept. The author highlights problems, which may be solved during the implementation of those tasks, particularly, the problem of application of the systematic, complex and personalized approach to OSH by employers, and the problem of prevention and early detection of occupational diseases, and the problem of creating favorable psychological working environment. The author develops a number of proposals on improving legal regulation in this field after detecting particular legal issues, connected with the change in approach to OSH implementation, and defining possible ways to resolve them.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к охране труда в Российской Федерации»

ТРУДОВОЕ ПРАВО И ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Концептуальные подходы к охране труда в Российской Федерации

СЕРЕГИНА Лариса Владимировна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: labour@izak.ru

Анализируются подходы к изменению института охраны труда в Российской Федерации. Цель статьи — на основе изучения предлагаемых Всемирной организацией здравоохранения, Международной организацией труда и Европейским Союзом концептуальных подходов к обеспечению безопасных и здоровых условий труда оценить данную концепцию охраны труда с позиции необходимости и возможности реализации ее основных положений в Российской Федерации. Изучение изменений представлений об охране труда в свете новой концепции обеспечения безопасных и здоровых условий труда позволило определить актуальные направления дальнейшего развития отношений в области охраны труда и сформулировать задачи, которые потребуется решить при восприятии основных положений концепции. Особое внимание уделяется проблемам, которые могут быть решены в ходе осуществления этих задач, в частности проблемам применения работодателями системного, комплексного и персонифицированного подходов к охране труда, проблемам профилактики и раннего выявления профессиональных заболеваний, создания благоприятной психологической производственной среды.

Ключевые слова: охрана труда, оценка условий труда, профессиональный риск, управление охраной труда.

Conceptual Approaches to Occupational Safety and Health in the Russian Federation

L. V. SEREGINA, PhD in law

The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218

E-mail: labour@izak.ru

The author analyzes the approaches to reforming the institution of occupational safety and health (OSH) in the Russian Federation. The aim of the article is to assess the OSH concept, suggested by WHO, ILO, and EU, from the perspective of necessity and feasibility of its main provisions in the Russian Federation. The research on the change in views on the OSH in light of the new OSH concept allowed determining topical directions of the further development of relations in the field of OSH and formulating the tasks to be solved in perception of the main provisions of the concept. The author highlights problems, which may be solved during the implementation of those tasks, particularly, the problem of application of the systematic, complex and personalized approach to OSH by employers, and the problem of prevention and early detection of occupational diseases, and the problem of creating favorable psychological working environment. The author develops a number of proposals on improving legal regulation in this field after detecting particular legal issues, connected with the change in approach to OSH implementation, and defining possible ways to resolve them.

Keywords: occupational safety and health, assessment of working conditions, professional risk, OSH management.

DOI: 10.12737/14375

В Российской Федерации в соответствии со ст. 7 Конституции охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты. Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. На реализацию этого права направлено законодательство об охране труда: соответствующие нормы Трудового кодекса РФ, федеральных законов от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», значительное число нормативных актов Правительства РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Федеральной службы по труду и занятости РФ, других федеральных органов исполнительной власти, а также нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ. Существенную роль в обеспечении охраны труда играют соглашения и коллективные договоры. Обязательным для включения в трудовой договор является условие о предоставляемых работнику гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Особое место в российской правовой системе занимают нормы международного трудового права, в том числе посвященные безопасности и гигиене труда. Основные из них — это ратифицированные Российской Федерацией Конвенция МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» 1981 г.1,

1 См. Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ.

Конвенция МОТ № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» 2006 г.2, а также отдельные положения Европейской социальной хартии, касающиеся осуществления права на безопасные и здоровые условия труда (ст. 2, 3)3.

Несмотря на наличие столь обширной правовой базы, условия труда в организациях далеко не всегда являются безопасными и здоровыми для работников. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 177 тыс. работников, страдающих различными формами профессиональных заболеваний, что на 0,4% больше, чем в 2012 г. При этом диагноз профзаболевания ежегодно устанавливается впервые 5—6 тыс. работникам4.

От решения проблем в сфере охраны труда во многом зависит осуществление сформулированной в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.5 задачи по сокращению уровня смертности и укреплению репродуктивного здоровья населения. Одним из возможных путей решения поставленной в Концепции задачи является совершенствование законодательства, регулирующего отношения, связанные охраной труда граждан.

Нормы института охраны труда находятся в постоянном развитии. Это связано прежде всего с поиском путей рациональной организации охраны труда работников, изменением подхода к пониманию и осуществлению охраны труда, в том числе к оценке условий труда, выявлению профессиональных рисков и предоставлению гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных

2 См. Федеральный закон от 4 октября 2010 г. № 265-ФЗ.

3 См. Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ.

4 См.: Охрана труда: итоги 2013 года. URL: http:// www.rosmintrud.ru/labour/ safety/127.

5 Утв. Указом Президента РФ от 9 октя-

бря 2007 г. № 1351.

условиях труда, а также с дальнейшим расширением дифференциации трудовых отношений, проявлением которой стали нормы, регулирующие труд дистанционных работников и заемного персонала.

В течение длительного периода времени право каждого на справедливые и благоприятные условия труда (ч. 1 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.), включая условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.), связывалось преимущественно с технической стороной обеспечения безопасности труда и зачастую сводилось к соблюдению норм по технике безопасности и гигиене труда. Обязательства перед работниками исчерпывались необходимостью обеспечить им эти параметры лишь в рамках производственного (трудового) процесса. Отправной точкой при этом являлись сами условия труда.

В современный период наметились концептуальные изменения в понимании охраны труда как системы сохранения жизни и здоровья работников. По мнению ряда зарубежных и российских ученых, охрана труда должна включать охрану профессионального здоровья работника с учетом его физических, физиологических, психологических и ментальных особенностей6. Предполагается, что охрана труда должна обеспечить возможность не только продолжительной продуктивной трудовой деятельности, но и длительной ак-

6 См., например: Цепин А. И. Трудовое право и научно-технический прогресс / под ред. С. А. Иванова. М., 1974. С. 329; Черняева Д. В. Новая концепция охраны труда // Труд за рубежом. 2006. № 11. С. 56—75; Киселев И. Я., Лушников А. М. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. М., 2008. С. 530; Лушников А. М. Право работника на охрану труда: новые подходы // Социальное и пенсионное право. 2009. № 1. С. 23—27.

тивной жизни после прекращения работы при достижении определенного возраста.

Данные подходы к обеспечению охраны труда находят отражение в утвержденной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) Всеобщей глобальной стратегии в области профессионального здоровья7, в принятых МОТ Руководстве по системам управления профессиональной безопасностью8 и Глобальной стратегии в области профессиональной безопасности и здоровья9. Отмечая необходимость системного подхода к обеспечению охраны труда, Европейский Союз в 2002 г. принял Стратегию по вопросам обеспечения здоровья и безопасности на рабочем месте10, в которой предложил рассматривать вопросы безопасности и здоровья на производстве как целостную систему «производственного благополучия», реализуемую через совершенствование его качественных характеристик при обеспечении безопасной и здоровой производственной среды с учетом постоянных изменений в организации труда и появления новых рисков (в особенности рисков социально-психологического характера).

Таким образом, новая концепция охраны труда предполагает создание целостной системы «производственного благополучия», учиты-

7 Global Strategy on Occupational Health for All. The Way to Health at Work. World Health Organization. Geneva, 1995.

8 Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems: ILO-OSH 2001. International Labour Office. Geneva, 2001.

9 Global Strategy on Occupational Safety and Health. Conclusions adopted by the International Labour Conference at its 91st Session, 2003. International Labour Organization. Geneva, 2004.

10 См.: Adapting to Change in Work and Society: a New Community Strategy on Health and Safety at Work 2002—2006. Brussels, 2002 // Европейское агентство по безопасности и здоровью на работе. URL: http:// europe.osha.eu.int/systems/strategies/future/ com2002_en.pdf.

вающей изменения в организации труда, предусматривающей оценку воздействия на человека всех возможных рисков не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе и включающей требование системного и превентивного подходов к решению проблемы производственных рисков.

Исходя из этой концепции, обеспечение безопасности труда связывается не только с неукоснительным соблюдением технических и медицинских норм безопасности труда, но и с созданием комфортных (в широком смысле) условий труда с учетом технических, медицинских, этических, психофизиологических составляющих.

На наш взгляд, данная концепция построения целостной системы охраны труда, в основу которой положены идеи сохранения здоровья конкретного человека (а не только его способности к труду в период трудовой деятельности) и создания благоприятной производственной среды, достойна внимания и может быть поэтапно реализована в Российской Федерации. Принятие данной концепции как перспективного направления развития отношений в области охраны труда в Российской Федерации позволит качественно улучшить состояние дел в данной сфере.

Следует отметить, что такие предусмотренные концепцией направления, как оценка рисков не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе, снабжение информацией широких слоев населения, развитие сотрудничества в области профессиональной безопасности и здоровья, успешно реализуются в Российской Федерации и находят отражение в нормативных ак-тах11. Вместе с тем изменение пред-

11 В частности, в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года в числе основных задач демографической политики государ-

ства указано сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев

ставлений об охране труда в свете новых концептуальных подходов к обеспечению безопасных и здоровых условий труда делает необходимыми оценку положенных в основу концепции критериев и формулирование задач для продвижения по пути создания целостной системы «производственного благополучия».

Анализируя положенные в основу построения рассматриваемой концепции критерии системности, комплексности, превентивности, персонификации и сотрудничества, остановимся лишь на тех направлениях (элементах), которые не получили должного развития в Российской Федерации и не находят отражения в законодательстве либо требуют внесения в него соответствующих изменений.

Системный и персонифицированный подходы к охране труда работников. Системный подход к охране труда предусматривает постоянный мониторинг и учет множества разнородных рисков.

В соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.230-2007 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»12 наблюдение долж-

на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков). В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) для решения задачи по созданию условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, предполагается совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства.

12 Введен в действие приказом Ростех-регулирования от 10 июля 2007 г. № 169-ст.

но обеспечивать: обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда; информацию для определения результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков; основу для принятия решений о совершенствовании как определения опасностей и ограничения рисков, так и самой системы управления охраной труда (п. 4.11.5). Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для функционирования упреждающей системы профилактических мер и предупредительных мероприятий (п. 4.11.6).

Осуществляя мониторинг и учет рисков, оказывающих влияние на состояние здоровья работников, работодатели сосредоточиваются на выявлении вредных и (или) опасных производственных факторов и не всегда обращают внимание на то, что многие влияющие на работника факторы, не будучи сами по себе вредными или опасными, в совокупности способны оказывать негативное воздействие на здоровье работника. Так, ученые13 обратили внимание на то, что планировка офиса по принципу open space (общее помещение, разделенное перегородками) не несет в себе никаких особых рисков. Если же в этом помещении постоянно работают принтеры, звонят телефоны и в полный голос говорят сотрудники, то всем работникам гарантированы повышенная мозговая и общефизическая утомляемость с перспективой снижения слуха и работоспособности. В то же время таких проблем не возникло бы, если работодатель уделил бы должное внимание предварительному анализу специфики работы каждого отдела и организовал помещения сообразно их задачам. При этом, осуществляя персонифицированный подход к ор-

ганизации условий труда, работодатель мог бы учесть, что некоторые работники в силу состояния здоровья, физиологических, психологических или ментальных особенностей в принципе не способны эффективно работать в подобной среде, и организовать деятельность таких работников в ином режиме труда или в иных помещениях, отвечающих их производственным задачам и индивидуальности.

Убедить работодателя применять системный и персонифицированный подходы возможно, если показать, что правильная организация рабочего места каждого сотрудника с учетом требований к охране труда приводит к повышению производительности труда и сокращению расходов на оплату периодов нетрудоспособности и других выплат, связанных с повреждением здоровья. Оказать действенную помощь работодателю в организации рабочего места с учетом особенностей каждого работающего на нем сотрудника могли бы службы охраны труда и специалисты по охране труда, имеющие соответствующую подготовку и опыт работы. Для этого потребуется дополнить Рекомендации по организации работы Службы охраны труда в организации14 положением, возлагающим на эти службы функцию по оказанию помощи работодателю в организации рабочего места каждого работника с учетом состояния его здоровья, физических, физиологических, психологических, ментальных особенностей.

Комплексный и превентивный подходы к охране труда. Комплексный характер новой концепции охраны труда означает оценку воздействия на человека всех возможных рисков, причем не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития

13 См., например: Черняева Д. В. Указ. 14 Утв. постановлением Минтруда России

соч. С. 57. от 8 февраля 2000 г. № 14.

Российской Федерации на период до 2020 г. определена задача по созданию условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры.

Оценить воздействие на человека всех возможных рисков не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе — задача крайне сложная. Если работник в течение длительного периода, а то и в течение всей трудовой деятельности работает на одном предприятии, то проследить влияние на него профессиональных рисков и установить причинно-следственную связь между этим влиянием и заболеваниями работника гораздо легче, чем при периодической смене работы. К тому же при смене работы люди часто теряют свои медицинские карточки и из-за этого бывает сложно установить причины возникновения и развития заболевания, позволяющие признать его профессиональным. В данном случае возникает ряд проблем, требующих решения.

Проблема обеспечения сохранности медицинской документации работников и доступа к ней медицинских специалистов может быть решена путем создания электронной базы данных. Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено создание системы электронного документооборота. Учитывая, что сведения о лицах, которым оказываются медицинские услуги, относятся к информации ограниченного доступа, формируемая в электронной базе данных история болезни работника должна быть доступна и врачам, работающим в медицинских кабинетах на территории предприятия.

Другая проблема — комплексная оценка воздействия на человека всех возникающих в процессе работы рисков и предотвращение возможного возникновения профессионального заболевания может быть реше-

на путем внедрения системы управления профессиональными рисками.

Эффективному управлению профессиональными рисками во многом способствует применение в основе системы управления принципов превентивности и постоянного улучшения (совершенствования). Превен-тивность означает, что оценка риска выполняется до начала планируемой деятельности. Меры принимаются с учетом результатов предварительной оценки рисков, что позволяет исключить или понизить степень вреда и масштабы негативных последствий. Постоянное улучшение — повторяющийся процесс совершенствования системы управления охраны труда в целях повышения показателей деятельности в области охраны труда, согласующихся с политикой в области охраны труда организации15.

В России действует достаточно нормативных актов, регулирующих правила оценки и управления профессиональными рисками16. Федеральными законами от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28 дека-

15 См.: Косырев О. А, Москвичев А. В., Симонова Н. И. Совершенствование охраны труда на основе концепции профессионального риска (интегрированная система оценки профессиональных рисков) // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2012. № 11. С. 11—26.

16 См., например, Р 2.2.2006-05 от 29 июля 2005 г. «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»; Р 2.2.1766-03 от 24 июня 2003 г. «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки»; постановление Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713 «Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска»; приказ Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 625н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска».

бря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» сформирован институт оценки условий труда, позволяющий оценить условия труда на каждом рабочем месте и определить необходимый объем гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Осуществление перехода от реагирования на страховые случаи причинения вреда здоровью работников и материальной компенсации их неблагоприятных последствий к внедрению работодателями нового концептуального подхода к организации безопасного труда на рабочих местах и сохранению здоровья работников на основе управления профессиональными рисками стимулирует работодателей к применению мер, направленных на защиту и сохранение здоровья работников. Вместе с тем оценка рисков развития профессионального заболевания, предотвращение его возникновения и возможность выявления на ранних стадиях по-прежнему остаются сложной проблемой.

Значительную помощь в выявлении и предотвращении профессиональных заболеваний может оказать служба профессиональной патологии. В настоящее время в Российской Федерации действует 84 центра профпатологии (56 из которых созданы органами власти субъектов РФ, 7 центров муниципального уровня и 21 ведомственный центр). Ряд субъектов Федерации не имеют центров профессиональной патологии (Республики Алтай, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Марий Эл, Северная Осетия — Алания, Тыва, Хакасия; Камчатский и Ставропольский края; Владимирская, Волгоградская, Новгородская, Сахалинская, Челябинская области и др.)17. На недостаточно хорошее

17 См.: Состояние службы профпатологии в субъектах Российской Федерации.

развитие службы профпатологии в России обратил внимание и первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ С. Вельмяй-кин18. Вместе с тем Порядком оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях19 предусмотрено, что медицинская помощь оказывается медицинскими работниками врачебного (фельдшерского) здравпункта, профпатологических кабинетов, профпатологических отделений, а также центров профпатологии (п. 3). При осуществлении направления больных на лечение приоритет должен быть отдан центрам профессиональной патологии, специализированным по профилю заболевания (п. 17). Создание центров профпато-логии во всех субъектах РФ позволит восстановить реальную картину профзаболеваний и предпринять меры по их своевременному выявлению и профилактике.

С целью улучшения работы центров профпатологии следует активизировать мероприятия по модернизации их материальной и научно-методической базы и оснастить их в соответствии со стандартом, установленным приложением № 9 к названному Порядку, а также усовершенствовать практику медицинских осмотров работников. В частности, при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, занятых на работах с вредными производственными факторами, необходимо широко использовать скрининговые методы и методы ранней диагностики наиболее часто встречающихся профессиональных и социально значимых заболеваний, что позволит своевременно применять методики про-

URL: http://wwwxongress.niimt.ru/i/ prez/ BushmanovA_SSPVSRF.pdf.

18 См.: Голова И. Производства стали безопаснее // Российская бизнес-газета. 2013. № 929 (51).

19 Утв. приказом Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н.

филактики и реабилитации и тем самым снизить показатели временной и стойкой утраты трудоспособности и смертности. Для этого абз. 6 п. 7 Правил организации деятельности центра профессиональной патологии (приложение № 7 к Порядку оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях) необходимо дополнить указанием на то, что проведение предварительных и периодических медицинских осмотров осуществляется с применением современных методов диагностики.

Проблемы создания благоприятной производственной среды. Одним из актуальных направлений обеспечения профессиональной безопасности и здоровья работающих является создание благоприятной производственной среды. В настоящее время в большинстве государств с развитой рыночной экономикой осуществляется поиск современных нормативных решений по таким направлениям, как физиология производственной среды и психология производственной среды.

Воздействие на работника вредных веществ и нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, вызванные особенностями производства или трудовой функции, охватываются физиологическим направлением деятельности. Однако в последние годы к вредным производственным факторам добавляются новые, воздействие которых на организм работников находится в процессе исследования (работа с технологиями, использующими ультрамелкие и наноэлементы (наноток-сикология), мутагенными субстанциями, репродуктивными токсинами и др.). Так, в ходе проведенного Национальной ассоциацией наноин-дустрии и Торгово-промышленной палатой РФ семинара на тему «На-нотоксикология и стандарт безопасности», в котором приняли участие более 60 ученых и специалистов из ведущих российских научных и образовательных учреждений, были

высказаны предложения о необходимости разработки правовых норм в области влияния нанотехнологий на здоровье, безопасность человека и окружающей среды20.

В более широкой правовой регламентации, направленной на защиту жизни и здоровья работников, нуждается и сфера биотехнологии. Уже несколько лет идет подготовка соответствующего законопроекта, но консенсус в его отношении пока не достигнут. Вместе с тем Комплексной программой развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 г.21 предусмотрено увеличение объема производства биотехнологической продукции в Российской Федерации в 33 раза. Изучение влияния на здоровье работников вредных и опасных производственных факторов, возникающих при производстве биотехнологической продукции, позволит предусмотреть необходимые средства защиты работников и сохранить их здоровье.

Представляется, что по мере того, как те или иные факторы будут признаваться факторами, оказывающими вредное и (или) опасное воздействие на здоровье работников, они должны находить отражение в Классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов22.

Важной составляющей современной охраны труда является создание благоприятной психологической производственной среды, в которой исключается возникновение стрессов, не допускается применение психического или физического насилия со стороны руководства и коллег. С переходом к рыночным отношениям и, как следствие, возникновением жесткой конкуренции между работ-

20 См.: Балашова И. Е. Нанотоксикология и стандарт безопасности. URL: http://www. nanometer.ru/2010/06/11/12762523689015_ 214390.html.

21 Утв. Правительством РФ 24 апреля 2012 г. № 1853п-П8.

22 Утв. приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

никами особое значение приобретает проблема создания благоприятного психологического климата, ранее относящаяся только к кадровому менеджменту и дисциплине труда.

В трудовых отношениях психологическая жестокость наиболее часто проявляется в виде моббинга (бул-линга), т. е. запугивания, а также в виде харассмента (сексуального домогательства), систематического и необоснованного приставания со стороны коллег или руководства, определения нереальных сроков выполнения работы, вызывающих ощущение паники и собственной никчемности, и др. Такие действия приводят к стрессу и повреждению здоровья работников.

По мнению специалистов, именно стресс нередко становится причиной производственных ошибок и травм23. Связанные с работой стрессы и их последствия для здоровья вызывают большую озабоченность и у МОТ. В целях борьбы со стрессами Организация разработала руководство «Предупреждение стрессов на рабочем месте»24.

В ряде государств проводились исследования, в ходе которых было установлено, что между стрессом и повреждениями опорно-двигательного аппарата, болезнями сердца и органов пищеварения существует связь25. В Израиле в последние годы суды по трудовым спорам стали чаще признавать инфаркты производственными травмами26.

23 См.: Черняева Д. В. Указ. соч.

24 International Labour Office. 2012. Stress Prevention at Work Checkpoints: Practical Improvements for Stress Prevention in the Workplace (Geneva, International Labour Office). URL: www.ilo.org/wcmsp5/groups/ public/@dgreports/@dcomm/@publ/ documents/publication/wcms_168053.pdf.

25 См.: Доклад МОТ «Профилактика профессиональных заболеваний». 2013. URL: http://www.ilo.org/public/ russian/region/ eurpro/moscow/areas/safety/docs/2013/wd_ report2013_ru.pdf.

26 См.: Зрейк Л. Инфаркт как производ-

ственная травма по законодательству Из-

Необходимость учета влияния стресса на здоровье работника находит отражение в законодательстве ряда государств Европейского Союза. Например, в Италии в апреле 2008 г. принят Закон об охране труда, в котором прямо говорится о необходимости учитывать связанные с работой стрессы при любой оценке риска27. В Трудовом кодексе Чешской Республики содержатся положения о связанном с работой стрессе28.

В законодательстве об охране труда государств — участников СНГ имеются нормы, позволяющие говорить о необходимости учета психофизиологических факторов, оказывающих влияние на здоровье работников. Так, в Трудовом кодексе Республики Беларусь (ст. 221) и Законе Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-3 «Об охране труда» (ст. 1) понятием охраны труда как системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности охватываются психофизиологические и иные мероприятия и средства. В Законе Республики Молдова от 10 июля 2008 г. «Об охране здоровья и безопасности труда» охрана здоровья и безопасности труда — это совокупность видов деятельности, имеющей целью обеспечить наилучшие условия работы, защиту жизни, здоровья, физической и психической целостности работников (ст. 1).

В Трудовом кодексе РФ охрана труда определяется как достаточно широкое понятие, включающее наряду с правовыми и ряд других мероприятий (социально-экономических, организационно-технических,

раиля // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. № 4.

27 См: Доклад МОТ «Профилактика профессиональных заболеваний». 2013. URL: http://www.ilo.org/public/russian/region/ eurpro/moscow/areas/safety/docs/2013/wd_ report2013_ru.pdf

28 См.: Government of the Czech Republic. 2006. Labour Code. No. 262/2006. URL: www.mpsv.cz/fi les/clanky/3221/Labour_ Code_2012.pdf.

санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных), однако не учитывающее психологические и моральные аспекты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем в Руководстве по оценке профессионального риска для здоровья работников29 обращено внимание на необходимость оценки воздействия психосоциальных рисков на здоровье работника. В частности, в Руководстве указано, что качество жизни и здоровья обеспечивается комплексом показателей, так как помимо острых и хронических профзаболеваний (отравлений) возможна потеря жизни при остром воздействии (например, внезапная смерть в результате стрессорных физических и нервно-эмоциональных перегрузок) и т. п. По рекомендации ВОЗ при оценке здоровья следует учитывать компоненты психосоциального благополучия: удовлетворенность работой, семьей, доходами и здоровьем.

Требования к обеспечению проведения комплекса мер профилактики стрессового состояния работников при различных видах труда, требующего нервного, зрительного напряжения, и физического труда изложены в Методических рекомендациях «МР 2.2.9.2311-07.2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды. Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной дея-тельности»30. При этом Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков31 не содержит мероприятий, направ-

29 См. «Р 2.2.1766-03. 2.2.Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24 июня 2003 г.).

30 Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18 декабря 2007 г.

31 Утв. приказом Минздравсоцразвития

России от 1 марта 2012 г. № 181н.

ленных на профилактику стрессового состояния работников.

Заболевания, вызванные воздействием химических, физических, биологических факторов, а также заболевания, связанные с физическими перегрузками и функциональным перенапряжением отдельных органов и систем, включены в Перечень профессиональных заболеваний32. Представляется, что не вошедшие в этот перечень профессиональные заболевания, в том числе вызываемые стрессом, должны быть охвачены стандартами медицинской помощи узких специалистов и требуют разработки клинических рекомендаций по экспертизе связи заболевания с профессией и условиями труда. Эти стандарты будут содержать единые однозначные критерии установления причинно-следственной связи между заболеванием и профессиональной деятельностью.

Еще в 1970-е гг. А. И. Цепин писал о необходимости расширить права работника на безопасные и здоровые условия труда, включив в нормы по охране труда положения о создании благоприятных эстетических и психофизиологических условий на рабочих местах33. Вместе с тем важно обратить внимание на то, что не все отношения, направленные на недопущение или минимизацию неблагоприятных психологических факторов на производстве (психологических рисков), могут и должны быть урегулированы нормами права. Например, такие неблагоприятные факторы, могущие вызвать профессиональный стресс, как плохие физические условия труда, необходимость выполнить большой объем работы за короткий промежуток времени (длительные значительные перегрузки без достаточных условий полного восстановления сил), не-

32 Утв. приказом Минздравсоцразвития России от 27 апреля 2012 г. № 417н.

33 См.: Трудовое право и научно-технический прогресс / под ред. С. А. Иванова. М., 1974. С. 329.

достаток информации о профессиональных обязанностях (когда работник считает, что он делает то, чего не должен), могут быть устранены или минимизированы посредством правового регулирования, тогда как выстраивание отношений с коллегами по работе, создание благоприятной деловой атмосферы обеспечиваются общепринятыми правилами поведения, нормами морали и во многом зависят от самого работника.

В целях создания благоприятного психологического климата на производстве необходимо решить проблемы исключения производственных стрессов, обеспечения баланса между работой и частной жизнью работника, исключения физической и психологической жестокости на производстве. Для этого необходимо продолжать изучение воздействия психологических и организационных факторов на уровень производственного травматизма и на другие аспекты производства, а также повышать культуру общения, разрабатывать и последовательно проводить в жизнь корпоративную политику нетерпимости к проявлениям психологического давления.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что рассматриваемая концепция охраны труда соответствует таким основным принципам правового регулирования трудовых отношений в Российской Федерации, как обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, социальное партнерство, обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением, обеспечение прав работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности и др. Многие предложенные в концепции подходы к обеспечению здоровых и безопас-

ных условий труда находят отражение в действующем законодательстве Российской Федерации.

Вместе с тем такие направления, как восприятие охраны труда работников в качестве одного из компонентов «производственной экосистемы», появление новых профессиональных рисков, создание благоприятной психологической производственной среды находятся в стадии изучения и обсуждения и не получили должного отражения в законодательстве.

Изменение представлений об охране труда в свете новых концептуальных подходов к обеспечению безопасных и здоровых условий труда позволяет выявить актуальные направления дальнейшего развития отношений в области охраны труда и сформулировать задачи в этой сфере: развитие системного подхода к охране труда, предусматривающего одновременный мониторинг и учет множества разнородных рисков, в перспективе позволяющего объединить такие компоненты «производственной экосистемы», как экологическое благополучие рабочих мест и здоровье работников (физическое здоровье работников и психологически комфортная производственная среда должны стать обязательными элементами экологически чистого производства);

развитие комплексного подхода к созданию безопасных и здоровых условий труда, предусматривающего оценку воздействия на человека всех возможных рисков не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе (выявление рисков и нормативное закрепление методов борьбы с ними);

расширение реализации (применения) персонифицированного подхода к организации условий труда (при организации рабочего места учет работодателем состояния здоровья, физических, физиологических, психологических, ментальных особенностей каждого работника);

интенсификация разработки современных нормативных решений по

таким направлениям, как физиология производственной среды и психология производственной среды;

развитие превентивного подхода и повышение культуры в сфере обеспечения профессиональной безопасности и здоровья работников.

Для решения этих задач возможно использование различных подходов — законодательное урегулирование, диалог в рамках социального партнерства, поддержка идей социальной ответственности бизнеса, экономическое стимулирование.

Библиографический список

Adapting to Change in Work and Society: a New Community Strategy on Health and Safety at Work 2002—2006. Brussels, 2002 // Европейское агентство по безопасности и здоровью на работе. URL: http://europe. osha.eu.int/systems/strategies/future/com2002_en.pdf.

International Labour Office. 2012. Stress Prevention at Work Checkpoints: Practical Improvements for Stress Prevention in the Workplace (Geneva, International Labour Office). URL: www.ilo.org/wcmsp5/groups/ public/@dgreports/@dcomm/@publ/documents/ publication/wcms_168053.pdf.

Балашова И. Е. Нанотоксикология и стандарт безопасности. URL: http://www.nanometer. ru/2010/06/11/ 12762523689015_214390.html.

Голова И. Производства стали безопаснее // Российская бизнес-газета. 2013. № 929 (51).

Доклад МОТ «Профилактика профессиональных заболеваний». 2013. URL: http://www. ilo.org/public/ russian/region/eurpro/moscow/areas/safety/docs/2013/wd_report2013_ru.pdf.

Зрейк Л. Инфаркт как производственная травма по законодательству Израиля // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. № 4.

Киселев И. Я., Лушников А. М. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. М., 2008.

Косырев О. А., Москвичев А. В., Симонова Н. И. Совершенствование охраны труда на основе концепции профессионального риска (интегрированная система оценки профессиональных рисков) // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2012. № 11.

Лушников А. М. Право работника на охрану труда: новые подходы // Социальное и пенсионное право. 2009. № 1.

Охрана труда: итоги 2013 года. URL: http://www.rosmintrud.ru/labour/safety/127.

Состояние службы профпатологии в субъектах Российской Федерации. URL: http:// www.congress.niimt.ru/i/prez/BushmanovA_SSPVSRF.pdf.

Трудовое право и научно-технический прогресс / под ред. С. А. Иванова. М., 1974.

Цепин А. И. Трудовое право и научно-технический прогресс / под ред. С. А. Иванова. М., 1974.

Черняева Д. В. Новая концепция охраны труда // Труд за рубежом. 2006. № 11.

Трудовое право России: системные проблемы истории и современности

ДЕМИДОВ Николай Вольтович, кандидат юридических наук, доцент кафедры социологии, психологии и права Национального исследовательского Томского политехнического университета

634050, Россия, г. Томск, просп. Ленина, 30

E-mail: fra_nickolas@list.ru

В статье анализируются системные противоречия, присущие развитию отрасли российского трудового права в XIX—XX вв. Средствами историко-правового, сравнительного, диалектического методов автором исследуются корни современных проблем правотворчества и правореализации в юридической регламентации отношений наемного труда. Выявляются негативные факторы развития законодательства о труде, общие для России и ведущих стран мира. К основным эволюционным проблемам трудового права отнесены избыточная центра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.