08.00.05 УДК 338.465.2
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
© 2018
Любовь Александровна Васильева, старший преподаватель, заместитель заведующего кафедрой «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» Наталья Сергеевна Атопшева, преподаватель кафедры «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» Александр Иванович Котин, старший преподаватель кафедры «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация
Введение: статья посвящена вопросам повышения качества оказания услуг в области безопасности и охраны труда. В настоящее время существует три основных вида услуг в области безопасности и охраны труда, для оказания которых требуется государственная аккредитация: обучение работников вопросам охраны труда, специальная оценка условий труда и осуществление функций службы охраны труда. Одним из основных способов повышения информированности работников в сфере безопасности и охраны труда, а следовательно, одним из действенных методов снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости является обучение работников вопросам охраны труда. Утвержденная процедура специальной оценки условий труда позволяет и работнику, и работодателю больше разбираться в вопросах организации рабочих мест с минимизацией вредного воздействия на работника факторов производственной среды и трудового процесса. Третья из основных видов услуг - осуществление функций службы охраны труда - востребована в основном в организациях с численностью работников до 50 человек и позволяет работодателю получить помощь квалифицированного в вопросах охраны труда специалиста.
Материалы и методы: сегодня установлена и осуществляется государственная экспертиза качества оказания лишь одного вида из вышеназванных услуг — проведения специальной оценки условий труда. По двум оставшимся видам услуг контроль качества не проводится вовсе.
Результаты: в статье разработаны основные этапы проведения государственной экспертизы качества оказания услуги по обучениию работников вопросам охраны труда и услуги по осуществлению функций службы охраны труда.
Обсуждение: внедрение таких процедур в систему государственного контроля в области безопасности и охраны труда позволит существенно повысить качество оказания услуг в области охраны труда специализированными организациями.
Заключение: контроль качества предоставляемых услуг заставит организации построить свою работу в соответствии с действующими стандартами, а работодатели смогут получать качественные услуги в области охраны и безопасности труда.
Ключевые слова: аккредитация, государственная экспертиза качества оказания услуги, государственный контроль, обучение в области охраны труда, осуществление функций службы охраны труда, повышение качества оказания услуг, работники, работодатели, специальная оценка условий труда, система государственного контроля, управление охраной труда, услуга в области безопасности и охраны труда, управление качеством, экспертная комиссия.
Для цитирования: Васильева Л. А., Атопшева Н. С., Котин А. И. Организация государственного контроля качества услуг в области охраны и безопасности труда // Вестник НГИЭИ. 2018 № 6 (85). С. 120—129.
THE ORGANIZATION OF STATE QUALITY CONTROL OF SERVICES IN THE FIELD OF PROTECTION AND SAFETY
© 2018
Lyubov Aleksandrovna Vasilieva, senior lecturer, Deputy head of the Department «Labour Protection and life safety» Natalia Sergeevna Atopsheva, lecturer, the Department «Labour Protection and life safety» Kotin Alexander Ivanovich, senior lecturer, the Department «Labour Protection and life safety» Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino (Russia)
Abstract
Introduction: the article is devoted to the issues of improving the quality of services in the field of safety and labor protection. Currently, there are three main types of services in the field of safety and labor protection, for which state accreditation is required: training of workers in occupational safety, special assessment of working conditions and the implementation of labor protection services functions. One of the main ways to increase the awareness of workers in the field of safety and labor protection, and, therefore, one of the effective methods of reducing occupational injuries and occupational diseases is the training of workers in labor protection issues. The approved procedure for the special assessment of working conditions allows both the employee and the employer to understand more about the organization of workplaces with minimizing the harmful effect on the employee of the factors of the working environment and the labor process. The third of the main types of services - the implementation of the functions of the labor protection service - is in demand mainly in organizations with a staff of up to 50 people and allows the employer to get help from a qualified specialist in labor protection issues.
Materials and methods: Today, state expertise in the quality of rendering only one type of the above-mentioned services has been established and is being carried out-a special assessment of working conditions. For the two remaining types of services, quality control is not carried out at all.
Results: in the article the main stages of conducting the state expertise of the quality of providing services for training workers on labor protection issues and services for the implementation of the functions of the labor protection service have been developed.
Discussion: the introduction of such procedures in the system of state control in the field of safety and labor protection will significantly improve the quality of service delivery in the field of labor protection by specialized organizations. Conclusion: quality control of the services provided will force the organization to build its work in accordance with the current standards, and employers will be able to receive quality services in the field of labor protection and safety. Keywords: state examination of the quality of service provision, state control over the quality of service provision, training in the field of labor protection, performance of labor protection services functions, improvement of the quality of service delivery, special assessment of working conditions, labor protection management, service in the field of safety and labor protection, quality management, system state control, expert commission, accreditation, employees, employers.
For citation: Vasilyeva L. A., Atopsheva N. S., Kotin A. I. Organization of state control of the quality of services in the field of labor protection and safety // Bulletin NGIEI. 2018 № 6. (85). P. 120-129.
Введение
Основной целью государственной политики в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, что предопределено самой концепцией «охраны труда» [18]. Повышение уровня безопасности труда приводит к улучшению качества рабочей жизни, увеличению ожидаемой продолжительности жизни работающего населения и в конечном итоге приводит к увеличению как социально-экономических показателей экономических объектов [19]. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса определяются обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда и безопасности. В том числе: условия труда на каждом рабочем месте, отвечающие требованиям охраны труда, обучение безопасным методам и методам выполнения работы, а также оказание первой помощи пострадавшим на работе, проведение обучения безопасности, стажировки на рабочем месте и проверка знаний о требованиях охраны труда, а также проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством об специальной оценке
условий труда [1]. Именно этими обязанностями работодателя и обусловлено развитие основных видов услуг в области охраны труда и самого рынка услуг в области безопасности и охраны труда [11].
Управление охраной труда в масштабе государства осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда [2]. Некоторые эксперты в данном вопросе считают, что современный период социально-экономического развития России требует смещения центров компетенций и принятия управленческих решений в области обеспечения безопасности производства от федеральных органов исполнительной власти к хозяйствующим субъектам. Одной из очевидных объективных предпосылок перехода от государственного управления охраной труда к «менеджменту безопасности производственной деятельности» является фактическая невозможность централизованного государственного управления обеспечением безопасности труда и
производства посредством одних только нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти [3]. По нашему мнению, такое положение вещей сложилось из-за отсутствия понятной и реализуемой системы контроля качества выполнения хозяйствующими субъектами принятых нормативно-правовых решений в области безопасности и охраны труда.
Материалы и методы
Особенностью современного законодательства по охране труда и промышленной безопасности является правовое обеспечение системы экономического и государственного управления охраной труда. Если признать, что безопасность труда в целом обеспечивает эффективность производства, понимается, что законодательные акты и нормативные документы по охране труда и промышленной безопасности служат интересам организации управления безопасным и эффективным производством во всех секторах экономики [20]. С введением в действие Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» существенно повышаются требования к качеству проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). По нашему мнению, на качество процедуры СОУТ влияет множество различных факторов. К ним относятся, например:
- уровень подготовки специалистов организации, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору для СОУТ;
- качество организации мероприятий по оценке условий труда;
- правильность и адекватность исследований и измерений вредных и опасных производственных факторов, проводимых на рабочих местах [12, с. 2];
- анализ и обработка полученной информации и выполнение всех необходимых документов на основе результатов завершенной СОУТ [9 приложение 1].
Обращаясь к общепринятой терминологии в области технического регулирования и управления качеством, можно отметить, что под «качеством» понимают степень соответствия присущих характеристик (свойств) какого-либо объекта установленным или ожидаемым потребностям. В зависимости от соответствия конкретного свойства предъявляемым к нему требованиям говорят о способности объекта удовлетворять потребностям. Стремление улучшить качество системы управления охраной труда обеспечивает прочность, гибкость и адекватную основу для развития устойчивой культуры безопасности в организации [14; 15]. Если, например, одно свойство объекта, которое характеризуется одним или несколькими индикаторами, не соот-
ветствует требованиям, считается, что качество оцениваемого объекта ниже. В этом случае объект не полностью отвечает установленным требованиям и ожидаемым потребностям. Степень несогласованности будет зависеть от вклада этого свойства в формирование общей характеристики объекта [4].
На сегодняшний день в Российской Федерации существует большое количество организаций, которые предоставляют широкий спектр услуг, наиболее важными из которых являются подготовка менеджеров и работников по вопросам охраны труда, проведение специальной оценки условий труда, выполнение функций службы охраны труда или специалиста по охране труда [5].
Согласно Закону № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», оценка качества СОУТ осуществляется на основе оценки качества, проводимой в рамках государственной экспертизы условий труда (далее - ГЭУТ). Государственная экспертиза условий труда является частью системы государственного контроля в области безопасности и охраны труда. (рис. 1) [7; 10]. В соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2014 года № 549н, государственный эксперт (экспертная комиссия) проводит государственную экспертизу условий труда путем последовательной реализации следующих установленных процедур:
а) рассмотрение оснований государственной экспертизы условий труда с целью определения полноты, содержащейся в них информации об объектах государственной экспертизы условий труда и их достаточности для проведения государственной экспертизы условий труда;
б) проведение экспертной оценки объекта государственной экспертизы условий труда;
с) проведение (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений факторов рабочей среды и трудового процесса с использованием испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в установленном порядке;
г) реализация результатов государственной экспертизы условий труда [6].
Порядком проведения ГЭУТ предусмотрено, что заключение, проект которого составляет государственный эксперт, а утверждает руководитель государственной экспертизы, должно содержать подробные и обоснованные выводы о качестве проведения СОУТ. Однако при отсутствии установленных показателей качества СОУТ результаты экспертизы могут существенно отличаться в зависимости от того, на какие моменты экспертом было об-
ращено главное внимание (например, на содержащиеся сведения - (а), непосредственно данные о полученных результатах - (б), на необходимость проведения повторного измерения - (в), или - на оформление результатов - (г). Хотя Порядком предусмотрено отражение мнения экспертов - членов экспертной комиссии, не согласных с выводами экспертизы, существенно это не исправляет ситуацию [4]. Несмотря на существующие проблемы с проведением экспертизы качества специальной оценки условий труда, главное состоит в том, что
такая экспертиза существует и ее механизм реализуется, пусть он и требует дополнительной проработки.
Результаты
При существующей системе государственного контроля в области безопасности и охраны труда (рис. 1) оценке подвергаются лишь результаты оказания услуг в области охраны труда исходя из принципа: «Сделано» - «Не сделано», «Обучены» - «Не обучены» и т. д. Качество оказанной услуги при таком подходе должным образом не оценивается.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА
-1-
Г
Федеральная инспекция труда
Обучение работодателей и работников вопросам охраны труда и проверка знаний требований охраны труда
Государственная экспертиза условий труда
Специальная оценка условий труда
Общественный контроль
Осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек
Рис. 1. Структурная схема организации государственного контроля в области безопасности и охраны труда Fig. 1. The structural scheme of the organization of state control in the field of safety and labor protection
(compiled by the authors) Источник: составлено авторами по материалам [17]
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА
"Л
Государственная экспертиза качества обучения в области охраны труда
Государственная экспертиза качества проведения специальной оценки условий труда
Государственная экспертиза качества оказания услуги по осуществлению функций службы охраны труда
Обучение работодателей и работников вопросам охраны труда и проверка знаний требований охраны труда
Специальная оценка условий труда
Осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность
работников которого не превышает 50 человек
Рис. 2. Структурная схема организации контроля качества оказания услуг в области безопасности и охраны труда (жирным шрифтом выделены предлагаемые к внедрению процедуры) Fig. 2. The structural scheme of the organization of quality control of the provision of services in the field of occupational safety and health (procedures proposed for implementation are indicated in bold) Источник: составлено авторами на основе материалов [3]
Для решения вопроса повышения качества оказания услуг в области безопасности и охраны труда мы предлагаем внедрить в схему государственного контроля в области охраны труда подобные государственные экспертизы качества оказания услуги по обучению работников и работодателей в области охраны труда и услуги по осуществлению функ-
ций службы охраны труда (рис. 2). При организации работы по предлагаемой нами схеме (рис. 3) государственная экспертиза качества обучения в области охраны труда должна стать обязательной процедурой для мониторинга деятельности организаций, получивших подтверждение компетентности в предоставлении услуг [17].
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Оказание услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда и проверки знаний требований охраны труда
Лишение аккредитации
Оформление протокола комиссии по проверке знаний требований охраны труда
Заключение о предоставлении услуги надлежащего качества
Устранение несоответствий
IZ
Наличие несоответствий
Рассмотрение протокола в органе, осуществляющем экспертизу качества обучения в области охраны труда
Положительный результат (60 % или более 60 % работников, прошедших тестирование, показали удовлетворительный
зг
Выборочное онлайн-тестирование работников, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с проверяемой программой
II
и
тг—тг
Повторная проверка обучающей организации
Приостановление действия аккредитации на право оказания услуги
Заключение о предоставлении услуги надлежащего качества
Заключение о предоставлении услуги ненадлежащего качества
Отрицательный результат (менее 60% работников, прошедших тестирование, показали удовлетворительный уровень знаний)
Проверка деятельности обучающей организации
Рис. 3. Структурная схема проведения государственной экспертизы качества обучения в области охраны труда (составлено авторами) Fig. 3. The structural scheme of the state examination of the quality of training in the field of labor protection (compiled by the authors) Источник: разработано авторами.
Порядок и виды обучения, проверка знаний в области охраны труда, а также других видов деятельности распространяется на студентов, работников, сотрудников, менеджеров и специалистов национальной экономики, различных предприятий, ассоциаций, концернов, колхозов, государственных ферм, кооперативы, учебные заведения [16; 13].
Для оценки качества оказания услуги предполагается выборочная и периодическая проверка протоколов комиссий по проверке знаний требований охраны труда, которые оформляются по окончании обучения. В проверяемых протоколах методом случайного отбора определяются обученные работники или руководители, в отношении которых инициируется дистанционное онлайн-тестирование для проверки качества их знаний в области безопасности и охраны труда в рамках изученной ими программы.
В случае положительного результата тестирования (60 % или более 60 % работников, прошедших тестирование, показали удовлетворительный уровень знаний) организации, оказавшей услугу выдается заключение о предоставлении услуги надлежащего качества. При отрицательном результате (менее 60 % работников, прошедших тестирование, показали удовлетворительный уровень знаний) органом, осуществляющем экспертизу качества оказания услуги, инициируется проверка деятельности обучающей организации.
По результатам проверки может быть оформлено заключение о предоставлении услуги надлежащего качества либо заключение о предоставлении услуги ненадлежащего качества.
После оформления заключения о предоставлении услуги ненадлежащего качества следует приостановление действия аккредитации на право оказания услуги - обучение в области охраны труда и затем, по истечении срока на исправление несоответствия - повторная проверка обучающей организации.
В случае если несоответствия не устранены, организация, оказывающая услугу, лишается аккредитации [8]. По похожей схеме может осуществляться государственная экспертиза качества оказания услуги по осуществлению функций службы охраны труда (рис. 4). Первичным контрольным мероприятием в этом случае может являться периодическое (в течение первого года после начала деятельности, затем один раз в три года) представление отчета в орган, осуществляющий экспертизу качества оказания услуги по осуществлению функций службы охраны труда.
При этом проводится рассмотрение и анализ показателей качества оказания услуги: полнота и качество оформления документации и представления отчетности в области охраны труда, наличие предписаний, контролирующих в области ответственности специалиста в области охраны труда и др. При положительном результате (положительная динамика показателей улучшения условий труда работников) организации, оказывающей услугу по осуществлению функций службы охраны труда, выдается заключение об предоставлении услуги надлежащего качества, при отрицательном результате (отрицательная динамика показателей улучшения условий труда работников) - инициируется проверка деятельности организации, оказывающей услуги в области охраны труда. После проверки возможны также два пути: заключение о предоставлении услуги надлежащего качества либо приостановление действия аккредитации на право оказания услуги органов.
После этого организации дается время на устранение несоответствий в ее деятельности и затем проводится повторная проверка. И если замечания снова не устранены, то инициируется процедура лишения организации, оказывающей услуги в области охраны труда, аккредитации.
Обсуждение
На наш взгляд, введение подобных контролирующих процессов позволит существенно повысить качество предоставляемых услуг на рынке услуг в области охраны труда. В настоящее время организации, оказывающие услуги в области охраны труда, а именно: услугу обучения работников вопросам охраны труда и услугу осуществления функций службы охраны труда работают фактически бесконтрольно. Они лишь ежегодно отчитываются в региональный орган исполнительной власти о количестве оказанных услуг: количестве обученных работников и количестве организаций, обратившихся к ним за услугами. Качество оказанных услуг остается на откуп самим организациям. Возможно, считается, что потребители услуг сами произведут «отсев» поставщиков услуг ненадлежащего качества, путем выбора самых достойных и добросовестных. Однако на практике этого не происходит. Работодатели, к примеру, часто не заинтересованы в качественном обучении работников вопросам охраны труда, так как такое обучение проводится с отрывом от работы и является достаточно продолжительным (требует как минимум 5 рабочих дней). Как правило, при заключении договора с аккредитованной организацией работодатель оговаривает срок обу-
чения в объеме от одного до двух дней, при этом «обученные» таким образом работники уже в середине второго дня получают свои удостоверения об обучении. Внедрение же контроля качества оказываемых услуг заставит организовывать свою работу в соответствии с действующими нормативными документами, а работодателям позволит получать качественные услуги.
Заключение
Вполне понятно, что внедрение таких схем организации контроля качества оказания услуг в облас-
ти безопасности и охраны труда не решит всех существующих проблем в данной области. Однако позволит выявить, насколько ответственно организации, аккредитованные на оказание услуг в области охраны труда, подходят к своей деятельности, какого качества оказанные ими услуги, приносят ли они реальную пользу для работодателей и работников и можно ли ожидать по результатам их работы достижения важнейшей задачи оказания таких услуг -снижения травматизма и профессиональной заболеваемости работников и улучшения условий их труда.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ФУНКЦИЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА
~ 7-
Оказание услуги по осуществлению функций службы охраны труда в течение нормативного срока (от 1 года до 3 лет)
Представление отчета в орган, осуществляющий экспертизу качества оказания услуги по осуществлению функций службы охраны труда
Рассмотрение и анализ показателей качества оказания услуги: полнота и качество оформления документации и представления отчетности в области охраны труда, наличие предписаний контролирующих органов в области ответственности специалиста в области охраны труда и др.
Заключение о предоставлении услуги надлежащего качества
Лишение аккредитации
Устранение несоответствий Наличие несоответствий
ЗЕ
ЗЕ
Положительный результат (положительная динамика
показателей улучшения условий труда работников)
^Гг
Заключение о предоставлении услуги надлежащего качества
Отрицательный результат (отрицательная динамика показателей улучшения
условий труда работников) 1—-р-
Повторная проверка организации, оказывающей услугу
:
Приостановление действия аккредитации на право оказания
услуги по осуществлению функций службы охраны труда
Проверка деятельности организации, оказывающей услугу
4
I:
Заключение о предоставлении услуги ненадлежащего качества
Рис. 4. Структурная схема проведения государственной экспертизы качества оказания услуги по осуществлению функций службы охраны труда Fig.4. Structural scheme for conducting state expertise of quality provision of services for the implementation of the functions of the labor protection service Источник: разработано авторами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хвастунов P. М., Негpимовская Н. П., Феофанов А. Н. Способы отбора специалистов в состав экспертных групп // Технология машиностроения. 2008. № 10. С. 58—67.
2. Федорец А. Г. «Безопасность» и «Охрана» труда в современных правовых условиях // Безопасность и охрана труда. 2015. № 3 (64). С. 44-56.
3. Федорец А. Г. Трудности перевода. Сравнительный анализ подходов к обеспечению безопасности труда на основе стандартов ГОСТ 12.0.230-2007, ГОСТ Р 54934-2012/0HSAS 18001:2007 // Безопасность и охрана труда. 2013. № 1 (54). С. 16-32.
4. Дрожжин М. Экспертиза качества специальной оценки условий труда и пути возможного улучшения ее объективности. 2016. [Электорнный ресурс]. Режим доступа: http://www.trudcontrol.ru/press/special-ocenka/23390/ekspertiza-kachestva-specialnoy-ocenki-usloviy-truda-i-puti-vozmozhnogo-uluchsheniya-ee-obektivnosti.
5. Шадрина Е. В., Сергеева С. С. Аутсорсинг в области охраны труда. Выбор организации-аутсорсера // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 11-2. С. 205-209.
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2014 года № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда».
7. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ. [Электорнный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/. (Статья 24).
8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» [Электорнный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/198615/. (Приложение 1).
9. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». (Приложение 1).
10. Федеральный Закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (Статья 12).
11. ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения. [Электорнный ресурс]. Режим доступа: http://www.internet-law.ru/gosts/gost/61000/
12. ГОСТ 12.0.003-2015 Система стандартов по безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация. [Электорнный ресурс]. Режим доступа: http://www.internet-law.ru/gosts/gost/62075/
13. ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения. [Электорнный ресурс]. Режим доступа: http://www.internet-law.ru/gosts/gost/62067/
14. Закиева Р. Р. Программное обеспечение «Instant testing for training» для экспресс-тестирования студентов // Инновации в образовании. 2014. № 7. С. 144-151.
15. ГОСТ 12.0.230.2-2015 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования. [Электорнный ресурс]. Режим доступа: http://www.internet-law.ru/gosts/gost/62063/
16. Организация обучения безопасности труда. М.: Издательский дом ЭНЕРГИЯ, 2013. 28 c. // ЭБС «IPRbooks» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22707.html
17. Петрова А. М., Царегородцев Ю. Н., Борисенко В. П. Основы безопасности труда. Современные проблемы управления безопасностью труда. Развитие человеческого потенциала организаций. Управление изменениями. Выпуск 7: глоссарий. М.: Московский гуманитарный университет, 2014. 140 c. ЭБС «IPRbooks» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39682.html
18. Сергеев А. Г., Баландина Е. А., Баландина В. В. Менеджмент и сертификация качества охраны труда на предприятии: учебное пособие. М. : Логос, 2016. 216 c. ЭБС «IPRbooks» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66404.html
19. Феоктистова О. Г., Феоктистова Т. Г. Система управления охраной труда в высшем учебном заведении // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2015. № 218 (8). С. 90-93
20. Павлов А. Ф. Управление безопасностью труда: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2010. 291 c. ЭБС «IPRbooks» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/ 14397.html.
Дата поступления статьи в редакцию 03.04.2018, принята к публикации 11.05.2018.
Информация об авторах: Васильева Любовь Александровна, старший преподаватель,
заместитель заведующего кафедрой «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: [email protected] Spin-код: 1078-0493
Атопшева Наталья Сергеевна, преподаватель кафедры «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности»
Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет,
606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а
E-mail: [email protected]
Spin-код: 8892-6443
Котин Александр Иванович, старший преподаватель кафедры «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности»
Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет,
606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а
E-mail: [email protected]
Spin-код: 7046-7880
Заявленный вклад авторов:
Васильева Любовь Александровна: общее руководство проектом, сбор и обработка материалов, написание окончательного варианта текста.
Атопшева Наталья Сергеевна: анализ и дополнение текста статьи, верстка и форматирование работы. Котин Александр Иванович: поиск аналитических материалов, анализ и дополнение текста статьи.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Hvastunov P. M., Negpimovskaya N. P., Feofanov A. N. Sposoby otbopa specialistov v sostav ehkspeptnyh gpupp [Methods of selection of specialists in the composition of experimental groups], Tekhnologiya mashinostroeniya [Technology of Mechanical Engineering], 2008. No. 10, pp. 58-67.
2. Fedorec A. G. «Bezopasnost'» i «Ohrana» truda v sovremennyh pravovyh usloviyah [Fedorets AG «Safety» and «Protection» of labor in modern legal conditions]. Bezopasnost' i ohrana truda [Safety and labor protection]. 2015. No. 3 (64), pp. 44-56.
3. Fedorec A. G. Trudnosti perevoda. Sravnitel'nyj analiz podhodov k obespecheniyu bezopasnosti truda na osnove standartov GOST 12.0.230-2007, GOST R 54934-2012/0HSAS 18001:2007 [Fedorets AG Difficulties of translation. Comparative analysis of approaches to ensuring occupational safety based on the standards of GOST 12.0.230-2007, GOST R 54934-2012 / OHSAS 18001: 2007], Bezopasnost' i ohrana truda [Safety and labor protection], 2013. No. 1 (54), pp. 16-32.
4. Drozhzhin M. EHkspertiza kachestva special'noj ocenki uslovij truda i puti vozmozhnogo uluchsheniya ee ob"ektivnosti [Examination of the quality of a special assessment of working conditions and ways to improve its objectivity]. 2016. [Electronic resource]. Available at: http://www.trudcontrol.ru/press/special-ocenka/23390/ekspertiza-kachestva-specialnoy-ocenki-usloviy-truda-i-puti-vozmozhnogo-uluchsheniya-ee-obektivnosti.
5. SHadrina E. V., Sergeeva S. S. Autsorsing v oblasti ohrany truda. Vybor organizacii-autsorsera [Outsourcing in the field of labor protection. Choice of the organization-outsourcer], Gumanitarnye, social'no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, social and economic and social sciences]. 2014. No. 11-2, pp. 205-209.
6. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 12 avgusta 2014 goda № 549n «Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya gosudarstvennoj ehkspertizy uslovij truda».
7. Federal'nyj zakon «O special'noj ocenke uslovij truda» ot 28.12.2013 N 426-FZ. [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/. (Stat'ya 24).
8. Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya i social'nogo razvitiya RF ot 1 aprelya 2010 g. N 205n «Ob utverzhdenii perechnya uslug v oblasti ohrany truda, dlya okazaniya kotoryh neobhodima akkreditaciya, i Pravil akkreditacii organizacij, okazyvayushchih uslugi v oblasti ohrany truda» [Electronic resource]. Available at: http://base.garant.ru/198615/. (Prilozhenie 1).
9. Prikaz Mintrud Rossii ot 24.01.2014 № 33n «Ob utverzhdenii Metodiki provedeniya special'noj ocenki uslovij truda, Klassifikatora vrednyh i (ili) opasnyh proizvodstvennyh faktorov, formy otcheta o provedenii special'noj ocenki uslovij truda i instrukcii po ee zapolneniyu». (Prilozhenie 1).
10. Federal'nyj Zakon ot 28.12.2013 № 421-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v svyazi s prinyatiem Federal'nogo zakona «O special'noj ocenke uslovij truda». (Stat'ya 12).
11. GOST 12.0.002-2014 Sistema standartov bezopasnosti truda. Terminy i opredeleniya. [Electronic resource]. Available at: http://www.internet-law.ru/gosts/gost/61000
12. GOST 12.0.003-2015 Sistema standartov po bezopasnosti truda. Opasnye i vrednye proizvodstvennye faktory. Klassifikaciya. [Electronic resource]. Available at: http://www.internet-law.ru/gosts/gost/62075/
13. GOST 12.0.004-2015 Sistema standartov bezopasnosti truda. Organizaciya obucheniya bezopasnosti truda. Obshchie polozheniya. [Electronic resource]. Available at: http://www.internet-law.ru/gosts/gost/62067
14. Zakieva R. R. Programmnoe obespechenie «Instant testing for training» dlya ehkspress-testirovaniya studentov [«Instant testing for training» software for rapid testing of students], Innovacii v obrazovanii [Innovations in Education], 2014. No. 7, pp. 144-151.
15. GOST 12.0.230.2-2015 Sistema standartov bezopasnosti truda. Sistemy upravleniya ohranoj truda v organizaciyah. Ocenka sootvetstviya. Trebovaniya. [Electronic resource]. Available at: http://www.internet-law.ru/gosts/gost/62063
16. Organizaciya obucheniya bezopasnosti truda [Organization of safety training]. Moscow: Izdatel'skij dom EHNERGIYA, 2013. 28 p. EHBS «IPRbooks» [Electronic resource]. Available at: http://www.iprbookshop.ru/ 22707.html
17. Petrova A. M., Caregorodcev YU. N., Borisenko V. P. Osnovy bezopasnosti truda. Sovremennye problemy upravleniya bezopasnost'yu truda. Razvitie chelovecheskogo potenciala organizacij. Upravlenie izmeneniyami. Vypusk 7: glossarij [Fundamentals of Labor Safety. Modern problems of safety management. Development of human potential of organizations. Change management. Release 7: glossary], Moscow: Moskovskij gumanitarnyj universitet, 2014. 140 p. EHBS «IPRbooks» [Electronic resource]. Available at: http://www.iprbookshop.ru/39682.html
18. Sergeev A. G., Balandina E. A., Balandina V. V. Menedzhment i sertifikaciya kachestva ohrany truda na predpriyatii: uchebnoe posobi [Management and certification of the quality of labor protection in the enterprise: a textbook]. Moscow: Logos, 2016. 216 p. EHBS «IPRbooks» [Electronic resource]. Available at: http://www.iprbookshop.ru/66404.html
19. Feoktistova O. G., Feoktistova T. G. Sistema upravleniya ohranoj truda v vysshem uchebnom zavedenii [The system of management of labor protection in higher education], Nauchnyj vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta grazhdanskoj aviacii [Scientific Bulletin of the Moscow State Technical University of Civil Aviation], 2015. No. 218 (8), pp. 90-93.
20. Pavlov A. F. Upravlenie bezopasnost'yu truda: uchebnoe posobie [Management of labor safety: a training manual]. Kemerovo: Kemerovskij tekhnologicheskij institut pishchevoj promyshlennosti, 2010. 291 p. EHBS «IPRbooks» [Electronic resource]. Available at: http://www.iprbookshop.ru/14397.html
Submitted 03.04.2018, revised 11.05.2018.
About the authors:
Lyubov A. Vasilieva, senior lecturer, deputy head of the department «Labor protection and life safety»
Address: Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics,
606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya Str., 22a
E-mail: [email protected]
Spin-code: 1078-0493
Natalia S. Atopsheva, teacher of the department «Labor protection and life safety» Address: Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, 606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya Str., 22a E-mail: [email protected] Spin-code: 8892-6443
Alexander I. Kotin, senior lecturer of the department «Labor protection and life safety» Address: Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, 606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya Str., 22a E-mail: [email protected] Spin-code: 7046-7880
Contribution of the authors:
Lyubov A. Vasilieva: general project management, collection and processing of materials, writing of the final version of the text.
Natalia S. Atopsheva: analysis and addition of the text of the article, layout and formatting of the work. Alexander I. Kotin: search for analytical materials, analysis and addition of the text of the article.
All authors have read and approved the final manuscript.