ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
УДК 330.1 © Л.Р. Бартунаев, Т.В. Сергеева
Современные информационные технологии и новая экономика
Статья посвящена влиянию современных информационных технологий на формирование новой экономики. Изучение данного феномена имеет большое научное и прикладное значение.
Ключевые слова: информационные технологии, новая экономика, стратификация общества, министраты, дефицитарность.
L.R. Bartunaev, T.V. Sergeeva The modern information technology and new economics
The article is devoted to the influence of modern information technologies in forming of the new economics. The study of this phenomenon is of great scientific and practical importance.
Keywords: information technology, new economics, stratification of society, ministrats, deficits.
Историческое разделение мира на три неравномерные части сохраняется и в XXI в., приобретая новые характеристики, несвойственные предыдущему периоду. До сих пор существуют страны третьего мира с архаичными производительными силами и производственными отношениями, и соответствующей культурой как системой связи между индивидами, обществом и государством, отражающей исторически накопленный социальный опыт. Для данного этапа развития характерно социальное деление общества, порождающее классовые отношения, суть которых определяется борьбой против эксплуатации как неэквивалентного обмена результатами труда. Самой многочисленной, разнообразной по составу и противоречивой по содержанию является группа стран с промежуточным состоянием трех основных характеристик общества, когда для подавляющей части населения по большей мере уже решена проблема дефицитарности товаров, стали общепризнаными и вошли в повседневную практику общественные принципы свободы и права, которые фактически устраняют условия эксплуатации человека человеком. В этих странах формируются новые принципы и традиции культурного обмена между человеком, обществом и государством, этот процесс сопровождается деактуализацией классов и классовых отношений, их заменяют различные слои общества, дифференциация которых основывается не столько на отношении к средствам производства сколько по уровню доходов и культурным потребностям. Стратификация общества эволюционно возникает и развивается еще в недрах классового разделения. Классы никогда не были однородными
по составу, в них всегда существовали различные слои и группы, интересы которых в той или иной мере не совпадали. В процессе развития капиталистического общества структура и состав общества непрерывно усложнялись. Если вначале общественные страты представляли собой весьма многочисленные образования, то в процессе научно-технического и культурного развития произошла их дальнейшая дифференциация не только по уровню доходов и роду занятий, но и по новым потребностям, возникшим в результате прогресса в производственной и социальной жизни общества. В позднем индустриальном обществе - преддверии новой экономики - еще в зачаточном состоянии возникают несвойственные предыдущим периодам характеристики: возникновение заметной части населения, свободной от бремени забот, связанных с удовлетворением первичных потребностей (исчезновение дефицита товаров и услуг); усиление роли техноструктуры, переход к ней непосредственной экономической власти; существенное усиление роли информации в протекании социально-экономических процессов, повышение ее доступности, возможности передачи, обработки и хранения. Возникает новый, цивилизованный уровень взаимоотношений между гражданским обществом и государством, когда основополагающими и неукоснительно соблюдаемыми становятся правила охраны и защиты прав человека, его производственных и потребительских интересов, и как следствие этого возникновение новых культурных отношений, основанных на доверии. Доверие между производителем и потребителем становится существенным экономическим фактором, способствующим более полной реализации закона экономии времени (энергии).
Общество новой экономики, по сути, представляет собой дальнейшее развитие перечисленных характеристик и достижение ими определенной критической отметки, при которой они начинают играть во многом определяющую роль в экономической и социальной жизни общества. Это в особенности относится к информации. Если ранее она выполняла необходимую функцию, обеспечивая сохранение и возобновление процессов производства и потребления на протяжении значительных периодов времени в сущностно неизменном виде, то в настоящее время информация является решающим фактором непрерывной трансформации потребительских запросов и удовлетворяющего их производства товаров и услуг. Технические средства, соединяющие в себе многочисленные функции и в том числе оперативную передачу, сохранение и обработку информации между многочисленными агентами, позволяют не только осуществлять более качественное общение людей и концентрировать рассеянное в обществе знание, но и непосредственно привлекать интеллектуальные, творческие возможности различных слоев общества к решению конкретных социальных или технических задач. Это новое явление, получившее название «крауд-сорсинг» (crowdsourcing), становится эффективным средством повышения результативности деятельности фирм, освоивших технологию его осуществления. Использование краудсорсинга будет постоянно
возрастать по мере развития нового способа обмена информацией. Инструментарий третьего веба (Web 3.0), представляющий собой сочетание пользовательской активности в производстве контента и пользовательской экспертизы качества производственного контента, позволяет проводить необходимую фильтрацию постоянно возрастающей массы информации, выделять из нее ту часть, которая представляет ценность для определенной группы людей. Данные группы людей представляют собой мини-страты общества, возникающие на основе узкокультурных (клубных) потребительских ценностей. Человек может входить в различные мини-страты, исходя из своих культурных потребностей. Объединения людей на основе культурных потребностей существовали всегда наряду с классами и сословиями и вносили определенный вклад в социальную жизнь общества. Однако их влияние на экономические процессы было незначительным вследствие их относительной малочисленности. Современный уровень развития производительных сил, при котором проблема дефицита благ решена для значительного количества людей, качественно по-новому актуализировал использование свободного времени. Для самостоятельной части общества оно играет не только роль фактора, восстанавливающего производственные силы человека и удовлетворяющего самые насущные культурные потребности, но и является условием реализации различных амбиций. Течение времени одинаково для всех слоев общества и конечность человеческой жизни порождает непреходящее чувство дефицита времени. А именно оно играет важнейшую роль в праксиологической практике человека, нередко заставляя его отказываться от приобретения дополнительных благ в пользу экономии времени. Сформулированный К. Марксом закон экономии времени: «Как для отдельного индивида, так и для общества всесторонность его развития, его потребления и его деятельности зависит от сбережения времени» в современных условиях стал значимым не только в производственной, но и в социальной сфере. Личностное время, в отличие от астрономического, имеет не всеобщие, а индивидуальные характеристики, формирующие различные уровни качества жизни индивида. Особенности использования личностного времени позволяют «расширять» и «уплотнять» всеобщее время для отдельного индивида. Общение, информационный обмен является условием и способом повышения качества личностного времени, являющегося базовым понятием новой экономики. Естественно, общение в свою очередь также должно отвечать определенным критериям качества, иначе оно рискует превратиться в бесплодный «информационный шум».
Качество общения непосредственно зависит от места и времени, состава респондентов, их готовности к обсуждению той или иной темы, используемого аппарата, средств общения и др. Очевидно, все это требует оптимизации, которая для отдельного индивида в принципе невозможна из-за необходимости проведения для каждого случая большого объема фильтрационной работы. Эта работа может проводиться лишь достаточ-
ным количеством объединенных людей - мини-стратами, - стремящимся к общим целям. Министратовая фильтрация информации является необходимым условием полноценного общения. Почему современные информационные технологии упали на благодатную почву постоянно возрастающей общественной востребованности? Ответ на данный вопрос выходит далеко за рамки традиционной парадигмы производства и потребления благ. Вследствие увеличивающегося свободного времени потребность индивида в повышении публичной значимости своей личности получила дополнительный импульс развития. Эта потребность всегда существовала в перечне личностных желаний людей и она реализовывалась, но, как правило, в достаточно узком кругу трудового коллектива, семьи, знакомых, друзей. И лишь современные условия жизни и возможности информационных технологий позволили более значительному кругу людей благодаря занятиям тем, в чем они сильны и что им приносит удовольствие, стать вначале известными, общаясь с близким окружением в информационных сетях, а затем при удачной экспликации своих суждений и оценок и значимыми для широкой аудитории общения. Значимость - особый психологический феномен в сознании людей, который имеет непосредственное отношение к смыслу жизни и во многом определяет поведение человека.
По сути, принадлежность индивида к мини-страте уже повышает в его самосознании личностную значимость, которая требует своего подтверждения путем систематического общения и сдачи «фильтрационного экзамена». Стремление к повышению личной значимости существенно усложняет экономическое поведение индивида. Вследствие того, что материально-вещественный фактор не является единственным или однозначно главенствующим фактором повышения статуса, действия человека приобретают многоуровневый характер, при котором рыночные принципы не играют абсолютно превалирующей роли. Социальная принадлежность, ментальность, вкус, интеллектуально-культурные потребности, способы проведения свободного времени во многом связаны с вещественными формами, но полностью ими не определяются. В этой сфере конкуренция определяется не ценовыми, а более сложными, интегрированными сигналами. Поэтому на уровне различных мини-страт часто происходит нарушение закона Госсена, когда не соблюдается обратная зависимость между снижением уровня желаемости данного блага и увеличением данного блага, находящегося в наличии. Данное явление, по сути, посягает на основу отношений спроса и предложения, а значит на сложившуюся систему определения ценности предлагаемых товаров и услуг. Признание экономистами-теоретиками в ХХ в. наличия товаров Гиффена, их интерпретация как единичных и случайных отклонений от общепринятых правил не вызывало исследовательского интереса. Однако в последнее время данное явление перешло в категорию часто повторяющегося. Появляется все больше потребителей, поведение которых не укладывается в классические рамки отношений спроса и предложения, высокий уровень жизни
материально благополучных индивидов, приводит к тому, что вещи для них начинают выполнять не столько утилитарную функцию, сколько функцию сигнальной системы, необходимой для формирования «клубов по интересам». Наличие таких мини-страт и принадлежность к ним повышает качество личностного времени, а, в конечном счете, и качество жизни. Однако возникающие «клубы по интересам» непрерывно возрастают за счет вливания в них как действительных членов, так и успешных имитаторов. Поэтому постоянно возникает необходимость выделения все новых и новых образований путем перекодификации «входного пропуска». Эту роль во многом выполняет мода, ее быстрое тиражирование и преобразование стали возможными благодаря развитию информационных ресурсов, которые позволяют, не усредняя информацию, адресно доводить до тех, кто в ней нуждается. Обратная связь всегда являлась необходимым условием управления социально-экономическими процессами. Но лишь современный уровень развития информационных технологий дает ранее недостижимую для производителя возможность с предельной ясностью и практически с необходимой скоростью узнавать, как оценивает покупатель его товар, а потребителю путем министратовой фильтрации получить полную характеристику данного товара. Современный мир все более приобретает имиджевый характер вследствие постоянно увеличивающегося многообразия предлагаемых товаров с одной стороны, а с другой -усиливающейся тенденции повышения качества личностного времени в условиях его ограниченности. Положительный имидж, бренд товара являются основой потребительского доверия покупателя. Новый товар, не обладая еще собственной репутацией, использует имидж выпустившей его компании. Строго говоря, здесь происходит определенная подмена одного другим, имидж компании не может полностью заменить репутационный пробел товара. Но, тем не менее, компания как бы передает часть своей репутации новому товару, тем самым повышая его ликвидность на рынке. Но если в начальный период доверие играет роль необходимого условия обмена, то со временем, с ростом масштабов и многообразия, оно стало приобретать новые черты, в частности, становится фактором оптимизации затрат времени при осуществлении деловых операций.
Общепринято, что в процессе купли-продажи определяющую роль играют потребители, они формируют уровень издержек, качество и ассортимент производимых товаров. Однако при этом вектор доверительного «выгодоприобретателя» изначально направлен в сторону производителя, это выражается в безусловном признании сторон принципа обмена -«вначале плати, затем бери». Данная историческая традиция во многом объясняется большими возможностями покупателей предъявить претензии к продавцу, чем наоборот, хотя эти возможности далеко не всегда могли быть реализованы.
Доверие как фактор успешного развития экономических связей постепенно развивается. Например, кредитная и в еще большей степени
трастовая виды деятельности основываются на доверии сторон. Но современный уровень производительных сил, благосостояние значительных слоев населения, развитость социальных отношений формируют основу, которая коренным образом меняет роль доверия в функционировании хозяйственных механизмов и становится важнейшим фактором снижения общественных затрат времени (энергии). Постфактум-ная оплата потребленных товаров и услуг в сфере материально-вещественных благ в настоящее время как проявление доверия к потребителю со стороны производителя еще имеет характер единичных экспериментов, но часто достаточно эффективных. Например, практика постфактумной оплаты в некоторых ресторанах принесла не убытки, а рост выручки на 10-15%. Такие попытки предпринимаются и в других секторах торговли. Но нужно признать, что это лишь первоначальные шаги в данном направлении. Иначе обстоят дела в сфере нематериального производства. Например, в области информационных технологий, в частности в Интернете, производятся товары и услуги, потребление которых с одной стороны не уменьшает их наличие, а с другой позволяет пользоваться ими без оплаты. Копирайт в его традиционном понимании как законное право автора производить что-либо и получать оплату за потребление произведенных товаров и услуг в настоящее время не всегда может быть соблюден вследствие их почти всеобщей доступности. Более того, копирайт в современных условиях невольно вошел в противоречие со своими первоначально продекламированными целями: сейчас он защищает интересы не столько авторов, сколько посредников, представляющих продукт от их имени.
При всей внешней невероятности постфактумной оплаты потребленных товаров эта форма взаимоотношений производителей и потребителей имеет перспективу. Существующая ныне система магазинной торговли по установленным ценам, строго регламентированными отношениями между покупающими и продающими, огромными запасами унифицированных товаров, бухгалтерским учетом и др. в свое время было невероятным инновационным прорывом в организации торговли. Так как историческое соединение в одном лице владельца и продавца товара, стремящегося в каждом случае «переторговать» покупателя и максимизировать за счет этого торговую выгоду, казалось единственно возможным способом продажи. Фактором, препятствующим развитию постфактумной оплаты в современных условиях, является существующая значительная дифференциация населения по доходам даже в рамках одной страны, наличие малообеспеченных слоев населения, для которых проблема «безбилетника» стоит гораздо острее. Хотя непосредственной жестко детерминированной зависимости между уровнем жизни и недобросовестным поведением не существует, здесь важную роль играют ментальные качества различных групп населения. Развивающиеся информационные технологии объективно способствуют стратификации общества по культурным потребительским интересам. Принадлежность к какой-либо мини-страте, в конечном счете, повы-
шает уровень качества жизни вследствие достижения возможности общаться с другими индивидами, исповедующими одинаковые культурные, духовные, интеллектуальные и другие ценности. Опасность потери данного блага из-за нарушения постфактумной оплаты, несомненно, служит стимулирующим фактором для соблюдения принятых правил. Но важнейшим импульсом к распространению постфактумной оплаты является то, что с ее широким внедрением становится возможным беспосредническая торговля. Именно сложившаяся многослойная структура посредников кратно повышает цены продаж по сравнению с ценами производства. В достижении этой цели мини-страты с их возможностью осуществлять потребительскую экспертизу и постфактум-ную оплату авторам и производителям продукта способны выступить локомотивом устранения или существенного уменьшения сложившейся посреднической системы. Техническая основа для данного перехода сформировалась при возникновении Интернета и, вероятно, приобретет окончательные формы при дальнейшем развитии цифровых информационных технологий. Естественно, этот процесс будет встречать на своем пути различные препятствия, т.к. столкнется с экономическими интересами существующих посредников. Если с помощью информационных технологий удастся уменьшить влияние посреднических структур на ценообразование, то общество получит более точные измерители произведенных продуктов, существенно расширяющие возможности оптимизации общественного производства.
Изменения, внесенные современными информационными технологиями в различных областях жизнедеятельности общества, в совокупности дают эффект, позволяющий говорить о новом этапе развития экономики. Это выражается в изменении многих основополагающих концептуальных установок и представлений экономической теории и практики.
В настоящее время экономическое поведение некоторых мини-страт общества не укладывается в рамки закономерностей, описанных Филлип-сом, Кейнсом, Госсеном и др. Вероятно, по мере дальнейшего увеличения технических и экономических возможностей общества все более и более будут «давать сбой» ныне незыблемые постулаты рыночного механизма. Поэтому необходимо пристальное внимание и глубокое осмысление нарождающихся признаков новой экономики.
Миссия хозяйственной деятельности всегда имела двойственный характер: если для одних она выражалась в воспроизводстве человеческого потенциала и обретения свободы от нужды как основы дальнейшего развития человека, то для других она представала условием совершенствования индивидуальности, реализации индивидуальных запросов и творческой самореализации. Для последних миссия во многом сводится к достижению личной значимости для себя и окружающих. Значимость - важнейший элемент самоощущения личности, его духовного благополучия, но она не достижима путем решения лишь материальных проблем, так как непосредственно связана с символическим бытием, с особым социальным окружением, разделяющим общие
ценности. Во все периоды истории такие группы людей имелись в обществе, но количественно они составляли весьма незначительную часть. Со временем их ряды возросли, приобрели качественное многообразие и стали играть все более заметную роль в социально-экономических процессах. Здесь необходимо указать на решающую роль современных информационных технологий как важнейших коммуникационных средств, обеспечивающих непрерывный процесс конструктивной стратификации общества.
Многообразие страт и мини-страт, их взаимодействие является непременным условием развития общества. Можно утверждать, что современная экономика - это экономика мини-страт, их креативные возможности и вкусовые запросы во многом определяют направление развития и эффективность производства. Современные информационные технологии в своем многообразном проявлении дают не только количественное приращение возможности коммуникативных связей, но и рост качества взаимодействия, общения, раскрытия творческих возможностей индивидов и их объединение.
Литература
1. Арриги Дж. Адам Смит в Пекине: что получил в наследство XXI век / пер. с англ. Т.Б. Менской. - М.: Институт общественного проектирования, 2009. - 456 с.
2. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. - 2-е изд. - М., 2004. - 416 с.
3. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Либроком, 2011. - 368 с.
4. Гэлбрейт Д. Новое индустриальное общество. - М.: АСТ, 2004. - 225 с.
5. Долгин А. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. -М.: АСТ, 2010. - 224 с.
6. Лал Дипак. Непреднамеренные последствия / пер. с англ. Т. Даниловой; под ред. А. Куряева и Ю. Кузнецова. - М.: ИРИСЭН, 2007. - 338 с.
Бартунаев Лазарь Романович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Бурятского государственного университета.
670000, ул. Ранжурова, 5. тел. 8(3012) 217733.
Сергеева Татьяна Валентиновна, аспирант кафедры экономической теории
Бурятского государственного университета. 670000, ул. Ранжурова, 5, тел.
8(3012) 217733.
Bartunaev Lasar' Romanovich, the doctor of economics, professor of the Department of Economic Theory, Buryat State University. 670000, 5 Ranzhurov str., tel.
8(3012)217733.
Sergeeva Tat'yana Valentinovna, postgraduated student, Department of Economic
Theory, Buryat State University. 670000, 5 Ranzhurovstr., tel. 8(3012)217733.