Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3428
550
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чупина И. П., Зарубина Е. В., Симачкова Н. Н.

Актуальность социальных программ обусловлена направленностью на человека и общество, права и свободы которого, согласно Конституции РФ, являются высшей ценностью, а контроль за их соблюдением и защитой - прерогативой государства. Россия является социальным государством, что подразумевает создание определенных условий для населения, которые должны обеспечивать всем гражданам достойную жизнь. Социальная политика государства, включающая разработку и реализацию соответствующих государственных программ, является одной из основных видов деятельности государства, поэтому актуальна в любое время. Прежде всего, стоит сказать, что под государственной программой понимается особый документ, созданный с целью достижения определенных приоритетов и решению ряда задач в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны посредством осуществления комплекса мероприятий. Данные приоритеты и задачи в свою очередь определены стратегией социально-экономического развития и прочими смежными документами. Разрабатывается государственная программа федеральными органами исполнительной власти на период, который определит Правительство РФ. Таким образом, под социальными государственными программами понимаются программы, направленностью которых является социальная общественная сфера, а именно комплекс мероприятий, осуществление которого приведет к удовлетворению потребностей населения, повышению уровня и качества жизни, а также к полноценному и общедоступному оказанию социальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN STATE SOCIAL PROGRAMS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of social programs is determined by the focus on the individual and society, whose rights and freedoms, according to the Constitution of the Russian Federation, are the highest value, and control over their observance and protection is the prerogative of the state. Russia is a social state, which implies the creation of certain conditions for the population, which should provide all citizens with a decent life. Social policy of the state, which includes the development and implementation of relevant state programs, is one of the main activities of the state, so it is relevant at any time. First of all, it should be said that the state program is a special document created to achieve certain priorities and solve a number of tasks in the sphere of socio-economic development and national security of the country through the implementation of a set of measures. These priorities and tasks, in turn, are defined by the socio-economic development strategy and other related documents. A state program is being developed by Federal Executive authorities for a period to be determined by the Government of the Russian Federation. Thus, social state programs are understood as programs that focus on the social public sphere, namely, a set of measures that will lead to meeting the needs of the population, improving the level and quality of life, as well as to the full and universal provision of social services.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.415

СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Modern state social programs in the Russian Federation

И. П. Чупина, д.э.н., профессор Уральского государственного аграрного Университета Е. В. Зарубина, к.ф.н., доцент Уральского государственного аграрного Университета Н. Н. Симачкова, к.и.н., доцент Уральского государственного аграрного Университета

(Екатеринбург, Карла Либкнехта, 42)

Аннотация

Актуальность социальных программ обусловлена направленностью на человека и общество, права и свободы которого, согласно Конституции РФ, являются высшей ценностью, а контроль за их соблюдением и защитой - прерогативой государства. Россия является социальным государством, что подразумевает создание определенных условий для населения, которые должны обеспечивать всем гражданам достойную жизнь. Социальная политика государства, включающая разработку и реализацию соответствующих государственных программ, является одной из основных видов деятельности государства, поэтому актуальна в любое время. Прежде всего, стоит сказать, что под государственной программой понимается особый документ, созданный с целью достижения определенных приоритетов и решению ряда задач в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны посредством осуществления комплекса мероприятий. Данные приоритеты и задачи в свою очередь определены стратегией социально-экономического развития и прочими смежными документами. Разрабатывается государственная программа федеральными органами исполнительной власти на период, который определит Правительство РФ. Таким образом, под социальными государственными программами понимаются программы, направленностью которых является социальная общественная сфера, а именно комплекс мероприятий, осуществление которого приведет к удовлетворению потребностей населения, повышению уровня и качества жизни, а также к полноценному и общедоступному оказанию социальных услуг.

Ключевые слова: социальные программы, экономическое развитие, социальная политика, государственная поддержка, материнский капитал, качество жизни.

Abstract

The relevance of social programs is determined by the focus on the individual and society, whose rights and freedoms, according to the Constitution of the Russian Federation, are the highest value, and control over their observance and protection is the prerogative of the state. Russia is a social state, which implies the creation of certain conditions for the population, which should provide all citizens with a decent life. Social policy of the state, which includes the development and implementation of relevant state programs, is one of the main activities of the state, so it is relevant at any time. First of all, it should be said that the state program is a special document created to achieve certain priorities and solve a number of tasks in the sphere of socio-economic development and national security of the country through the implementation of a set of measures. These priorities and tasks, in turn, are defined by the socio-economic development strategy and other related documents. A state program is being developed by Federal Executive authorities for a period to be determined by the Government of the Russian Federation. Thus, social state programs are understood as programs that focus on the social public sphere, namely, a set of measures that will lead to meeting the needs

of the population, improving the level and quality of life, as well as to the full and universal provision of social services.

Keywords: social programs, economic development, social policy, state support, maternity capital, quality of life.

На сегодняшний день в России реализуется такое направление государственных программ как «Новое качество жизни». Оно включает в себя 10 программ, охватывающих разные сферы жизнедеятельности населения. Из них можно выделить 3 наиболее приближенных к социально-экономической сфере: «Социальная поддержка граждан», «Содействие занятости населения» и «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Рассмотрим каждую программу по отдельности.

Госпрограмма «Социальная поддержка граждан» включает в себя шесть подпрограмм, среди которых есть целевые федеральные программы. Первая подпрограмма является совокупностью мероприятий, цель которых - поддержка отдельных категорий населения, среди которых граждане, пострадавшие от радиационных аварий, Герои СССР и РФ, ветераны Великой Отечественной Войны, инвалиды, пенсионеры и др. В основном поддержкой является материальная помощь, например добавки к пенсиям по достижению определенного возраста. На 1 января 2020 года 5 тысяч 886 рублей добавляют пенсионерам, возраст которых составляет восемьдесят лет. Однако, помимо непосредственных выплат, государство оказывает помощь в виде социальных услуг, включающих в себя бесплатное (льготное) санитарно-курортное лечение и бесплатный проезд на железнодорожном пригородном транспорте (в частности для ветеранов войны).

Также можно выделить подпрограмму, направленную на государственную поддержку семей с детьми, которая представляет собой финансовую помощь в связи с беременностью и родами, выплаты многодетным семьям, пособия по уходу за детьми. Среди данных выплат есть и материнский капитал, сумма которого на 1 января 2020 года равна 466 тысяч 617 рублей при рождении или усыновлении первого ребенка [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. И без дальнейшего раскрытия сущности остальных подпрограмм можно прийти к выводу, что основными задачами госпрограммы «Социальная поддержка граждан» являются:

- осуществление обязанностей государства относительно социальной поддержки граждан;

- удовлетворение потребностей граждан в сфере социального обслуживания;

- создание максимально благоприятных условий для рождения детей и жизнедеятельности семьи как института;

- создание соответствующих условий для улучшения уровня и качества жизни посредством повышения материального положения населения.

Для оценки эффективности данной программы применяются показатели численности населения, доход которых ниже, чем прожиточный минимум. А также показатели доли граждан, которые получили социальную поддержку, или которым были оказаны социальные услуги в общей численности граждан, имеющих на это право. Все перечисленные показатели измеряются в процентах.

С 2020 года материнский капитал не просто стандартно увеличился, достигнув 466 тысяч 617 рублей, но и стал выдаваться на первого рожденного или усыновленного ребенка.

На второго ребенка к этой сумме добавляется 150 тысяч рублей. Пенсионерам, достигшим возраста 80 лет, с 1 января 2020 года гарантирована добавка к пенсии в размере 5 тысяч 686 рублей (в 2019 году эта сумма равнялась 5 тысячам 334 рублям) [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Пособия по беременности и родам тоже увеличились. И если в 2019 году минимальная сумма выплат составляла 51 тысячу 919 рублей, а максимальная - 301 тысячу 95 рублей, то уже в 2020 году размер выплат составляет 55 тысяч 830 рублей и 322 тысячи 191 рубль соответственно. Выросла и минимальная ежемесячная сумма пособий по уходу за ребенком: в 2019 году - 3 тысячи 375 рублей, в 2020 году 6 тысяч 751 рубль [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Можно сказать, что программа реализуется достаточно эффективно, однако, не во всех направлениях, охватываемых ею, наблюдаются ощутимые изменения.

Второй государственной социальной программой, которую мы рассмотрим, будет «Содействие занятости населения». Ее основными задачами являются:

- защита граждан от безработицы;

- внедрение культуры безопасного труда;

- защита трудовых прав граждан и повышение эффективности в сфере регулирования процессов, связанных с трудовыми ресурсами.

Реализуются эти задачи через ряд мероприятий, прописанных в трех подпрограммах. Так, посредством разработки нормативно-правовой базы в сфере занятости, регулярного мониторинга состояния рынка труда и развития трудовой мобильности населения проводится активная политика занятости населения. В свою очередь социальная поддержка безработных граждан осуществляется благодаря таким федеральным проектам как «Цифровое государственное управление» и «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Первый проект нацелен на создание и обеспечение функционирования платформы поиска и подбора персонала. Данная платформа работает на базе ИАС ОБВ «Работа в России».

По данным на 2019 год она охватывала примерно 2 млн. человек, а в 2020 это число возросло до 2,5 млн. человек. Данная платформа, в частности, обеспечивает взаимодействие между работодателями и выпускниками, а также образовательными учреждениями с целью организации практик. Название второго проекта говорит само за себя. Женщинам во время декретного отпуска предоставляется возможность бесплатного прохождения курсов по обучению выбранной ими профессии из предложенных вариантов в их городе. Более того проект предусматривает создание учреждений дошкольного образования или расширение услуг уже имеющихся учреждений, в которых будут группы для детей до трех лет.

Однако именно этот проект является очень спорным. Если его первая часть приведена в исполнение, то вторая часть на данный момент терпит провал. Ясельные группы, предусмотренные для детей в возрасте до трех лет, закрываются все в большем количестве детских садов. Частные лицензированные организации, предоставляющие данную услугу, не отличаются долговечностью и надежностью (даже при наличии лицензий). Данное явление особо хорошо отслеживается в небольших городах и зачастую связано с дефицитом кадров.

Тем не менее, средняя заработная плата на душу населения, в 2020 году достигла 46 тысяч 324 рубля (почти на 11% выше, чем в 2019 году), а МРОТ на 1 января 2020 года составил 12 тысяч 130 рублей (на 7,5% выше, чем в 2019 году). Однако, помимо роста данных показателей, вырос и общий уровень безработицы: если в 2019 году он был ранен

4,4%, то в марте 2020 года он составил уже 4,7%. Исходя даже только по этих показателей, можно сказать, что реализация данной социальной госпрограммы весьма нестабильна. Часть ее успешно приведена в исполнение, а часть терпит фиаско. Однако программа рассчитана на период до 2024 года, поэтому все еще может измениться в лучшую сторону. Но пока мы делаем вывод, что программа эффективна лишь частично.

Следующая социальная госпрограмма называется «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Она направлена на решение множества задач, но основными среди них являются:

- формирование комфортной городской среды;

- обеспечение жильем особых категорий граждан;

- создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса;

- обеспечение населения качественными жилищно-коммунальными услугами;

- развитие ипотечного жилищного кредитования.

Данные задачи реализуются так же через комплекс мероприятий и ряд проектов. Как раз среди таких проектов можно выделить такой, как «Ипотека». Его суть состоит в обеспечении доступным жильем семей со средним достатком посредством использования ипотечного кредита, ставка которого должна быть менее 8%, что значительно облегчает покупку квартиры и не наносит серьезного удара по бюджету семьи. Помимо этого, в сравнении с 2019 годом, в 5 раз увеличилось количество самих организаций, предоставляющих ипотечные кредиты (займы) семьям, имеющим 2 и более детей, по ставке всего 6% годовых.

Еще одним значимым проектом в данной программе является федеральный проект «Жилье», целью которого является увеличение объема жилищного строительства. Причем данное увеличение подразумевает конкретные цифры, а именно не менее чем 120 млн. кв. метров в год [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Основным мероприятием данного проекта является обеспечение жильем отдельных категорий граждан. Но помимо обеспечения граждан жильем данная программа предусматривает и формирование комфортной городской среды посредством реализации такого проекта как «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Иными словами, жилье, не подходящее для использования и не поддающееся ремонту и реставрации, подлежит сносу.

Также формирование комфортной городской среды включает в себя повышение индекса качества городской среды (к 2020 году на 30% в сравнении с 2019 годом) и соответственно сокращение количества городов с неблагоприятной средой (в 2 раза в 2020 году в сравнении с 2019 годом) [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. В целом данную социальную госпрограмму можно считать эффективной, хотя ее реализация и не настолько очевидна для общей массы граждан в сравнении с такой госпрограммой как «Социальная поддержка граждан». Однако результаты реализации данной программы весьма значимые. Так, за промежуток времени с 2015 по 2020 годы около 60 тысяч семей, относящихся к особой категории, улучшили жилищные условия. А количество семей, получивших свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в этот же период составило примерно150 тысяч 380 семей. Также к 2020 году введено 6,42 млн. кв. метров жилых площадей [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Как минимум эти показатели уже говорят об эффективной реализации госпрограммы.

Таким образом, направление госпрограмм «Новое качество жизни» - это качественное развитие отраслей, ориентированных на человека, включающее развитие образования, здравоохранения, поддержку института семьи и улучшение качества жизни в целом. В рамках данного направления обеспечивается доступность социальных услуг требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, а также реализуется социальная политика по поддержке особых групп граждан и уязвимых слоев населения [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Также данное направление позволяет обеспечить высокие стандарты личной и экологической безопасности, качество и результативность противодействия преступности.

Подводя итоги, можно сказать, что данное направление является комплексным и соответственно направлено на всестороннее развитие социально-экономической сферы и решение проблем удовлетворения основных материальных и культурных потребностей населения. Однако стоит отметить некоторые проблемы с финансированием, а именно тот факт, что оно обеспечивается из государственного бюджета, который весьма ограничен. В тоже время в социальных госпрограммах прописано и реализуется достаточное количество мероприятий для воплощения поставленных целей и задач. Результаты реализации программ частично были представлены в данной работе и, исходя из них, можно сделать вывод об эффективности рассмотренных госпрограмм. Однако, есть к чему стремиться, так как некоторые программы реализованы не до конца, и следовательно, методы реализации можно попытаться усовершенствовать, чтобы достичь большей эффективности.

Библиографический список

1. Конституция Российской федерации, Глава 1 [Электронный ресурс] - URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm (дата обращения 02.06.2020 г.)

2. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской федерации» (с изменениями и дополнениями), Глава 7, статья 28 [Электронный ресурс] - URL: https://programs.gov.ru/Portal/government_program (дата обращения 02.06.2020г.)

3. Государственные программы Российской Федерации, Новое качество жизни [Электронный ресурс] - URL: https://programs.gov.ru/ (дата обращения 03.06.2020г.)

4. Пенсионный фонд Российской Федерации, Материнский капитал: новое [Электронный ресурс] - 10.03.2020 - URL: http://www.pfrf.ru/branches/moscow/news~2020/03/10/201308 (дата обращения 03.06.2020г.)

5. Госуслуги, 7 выплат на детей, которые изменятся в 2020 году [Электронный ресурс] - URL: https://www.gosuslugi.ru/help/news/2020_02_17_detskoe_posobie (дата обращения 03.06.2020г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.