DOI 10.24411/2077-7639-2019-10019
Программно-целевой подход
как форма социальной поддержки
ветеранов Великой Отечественной «j 1 войны в регионе1
Бистяйкина Д.А., Палибина А.С., Соловьева Т.В.
В статье рассматриваются особенности программно-целевого подхода в социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны, а также приравненных к ним лиц. Представлена характеристика программно-целевого подхода и его особенностей на основе федерального и регионального законодательства Российской Федерации. Дано определение понятия «целевая программа». Проанализированы исследования ученых относительно актуальности применения программно-целевого подхода в различных сферах развития общества. Исследовано значение регионального компонента в реализации целевых программ в социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. Проанализированы основные целевые программы Республики Мордовия, подчеркнуто их значение в социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны. Обозначено, что программно-целевой подход имеет исторические корни, так как его основы заложены в системе социальной помощи лицам пожилого возраста. Выделены основные программные мероприятия целевых программ Республики Мордовия, направленные на социальную защиту и социальное обслуживание указанной категории. Представлены количественные и качественные характеристики реализации программных мероприятий таких республиканских программ и подпрограмм, как «Социальная поддержка граждан», «Старшее поколение на 2014-2018 годы», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Обозначены основные трудности в реализации целевых социальных программ в Республике. Отмечено, что для эффективной реализации целевых программ необходимо выполнение всех заявленных программных мероприятий.
1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, Правительства Республики Мордовия в рамках научного проекта № 18-411-130001/18.
для цитирования гост 7.1-2003
Бистяйкина Д.А., Палибина А.С., Соловьева Т.В. Программно-целевой подход как форма социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны в регионе // Дискуссия. - 2019. - Вып. 92. - С. 6-12.
ключевые слова
Целевая программа, пожилые люди, социальная поддержка, социальное самочувствие, обеспечение жильем, доступность социального обслуживания.
В настоящее время в России существует несколько форм и видов социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, а также приравненных к ним лиц: предоставление со-
циальных услуг, оказание материальной и натуральной помощи, социальные выплаты и пр. В последнее десятилетие все более распространенным становится программно-целевой подход,
Bistyaikina D. A., Palibina A.s., solovyeva T. V. Program-targeted approach as a form of World War II veterans' social support
DOI 10.24411/2077-7639-2019-10019
Program-targeted approach
as a form of World War II veterans'
social support1
Bistyaikina D. A., Palibina A.S., Solovyeva T. V.
The paper considers the features of program-targeted approach to World War II veterans' social support and also people equaled to them. The authors provide characteristics for program-targeted approach and its features on the base of federal and regional legislation of the Russian Federation. The term "targeted program" is defined. The article analyzes investigations about urgency of program-targeted approach application in various spheres of the society's development. It also researches the significance of regional component in targeted programs' realization in social support of these people. The authors have analyzed the basic targeted programs of Mordovia Republic; they underline these programs' significance in World War II veterans' social support. The article defines that program-targeted approach has historical roots because it is found on the base of aged people social support system. The paper marks out the basic program events of Mordovia Republic targeted programs aimed at social security and social service of this category. It provides quantitative and qualitative characteristics of these republican programs and sub-programs realization as "Social support of citizens", "The older generation of 2014-2018", "Comfortable housing and utilities for citizens of the Russian Federation". The authors define basic obstacles in targeted social programs realization in the republic. It is marked out that for efficient realization of targeted programs it is necessary to fulfill all the events.
1 The research is carried out with financial support of Russian Foundation for Basic Research, government of Mordovia Republic in the frames of scientific project № 18-411-130001/18.
for citation apa
Bistyaikina D. A, Palibina A.S., Solovyeva T. V. Program-targeted approach as a form of World War II veterans' social support. Diskussiya [Discussion], 92, 6-12.
keywords
Targeted program, aged people, social support, social feeling, housing, social service availability.
практика использования которого доказала его эффективность не только в качестве инструмента социальной политики, но и как специальной технологии социальной работы с различными категориями населения.
Впервые в Российской Федерации о целевом подходе было заявлено в середине 90-х годов ХХ века, когда постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 года № 594 был утвержден «Порядок разработки и реализации федераль-
ных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», где целевые программы обозначались не только в качестве средства реализации социальной политики государства, но и как своеобразный способ воздействия на его социально-экономическое, социально-политическое, культурное развитие [1]. С ростом практики реализации программно-целевого подхода совершенствуется и механизм
его правового обеспечения. Так, был принят ряд нормативно-правовых документов: постановление Правительства РФ от 19.04.2005 года № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» [2]; постановление Правительства РФ от 02.08.2010 года № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» [3].
В самом общем виде целевая программа представляет собой определенный комплекс адресных мероприятий, скоординированных по исполнителям, ресурсам, срокам реализации.
Изначально термин «программно-целевой подход» был широко распространен среди экономистов и означал «конкретизацию и приложение системного подхода применительно к решению крупных локальных научных, технических, социальных, экономических и иных проблем объектов стратегического планирования» [4, с. 85].
По мнению Е.В. Троцкой, актуальность использования программно-целевого подхода практически в любой сфере развития общества
обуславливается целым рядом факторов, которые, в конечном итоге, предоставляют возможность реализации ряда управленческих подходов к решению имеющихся проблем в их совокупности, что обеспечивает удовлетворение потребностей широкого круга лиц [5]. Как отмечает Н.И. Фадин, применение программно-целевого подхода обусловлено необходимостью разрешения многофункциональной проблемы, у которой нет способности к саморазрешению в ходе естественного развития, и которая имеет тенденцию к обострению [6]. П.В. Командров подчеркивает, что программно-целевой подход - это, прежде всего, совокупность методов и методических приемов, направленных на изменение структуры систем, с учётом постоянной ориентации управления на конечные результаты, взаимосвязь поставленных целей и задач с заложенными ресурсами [7].
Таким образом, программно-целевой подход представляет собой внешний инструмент социально-экономической политики государства, направленный на решение наиболее актуальных проблем как общества в целом, так и его отдельных членов.
Bistyaikina D. A., Palibina A.s., solovyeva T. V. Program-targeted approach as a form of World War II veterans' social support
Ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица - это особая категория общества, нуждающаяся в социальной поддержке и защите. В последние десятилетия решение проблем системы социальной поддержки ветеранов войны становится актуальным в области социально-экономической политики.
Для наиболее эффективной реализации программно-целевого подхода в социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц важен региональный компонент, обеспечивающий максимально возможную реализацию программных мероприятий. Как мы подчеркивали в предыдущих исследованиях, реализация социальной политики на местном уровне позволяет дополнять и конкретизировать социальную политику государства с учетом специфики определенной территории, состояния социально-экономической сферы, местных традиций [8].
В настоящее время в Республике Мордовия реализуется ряд целевых программ, направленных на социальную поддержку ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, основной из которых является Государственная программа Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы. Программа направлена, в первую очередь, на формирование условий, необходимых для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки, и повышение доступности социального обслуживания граждан, что будет достигнуто за счет выполнения ряда обязательств государства по социальной поддержке граждан; удовлетворения основных потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов (в том числе детей-инвалидов), семей, детей в социальном обслуживании и т. д. [ 9 ].
Среди основных подпрограмм программы «Социальная поддержка граждан», направленных на социальную защиту и социальную поддержку ветеранов Великой Отечественной войны, ключевой является подпрограмма «Старшее поколение на 2014-2018 годы». Программа «Старшее поколение» начала реализовываться в России в 1997 году. Необходимость разработки данной программы была обусловлена обострением социально-демографических проблем в стране, которые в первую очередь были связаны с увеличением численности лиц пожилого возраста. В Республике Мордовия программа «Старшее поколение» реализуется с 2001 года, сначала как самостоятельная целевая программа, а позже - как подпрограмма. В на-
стоящее время подпрограмма «Старшее поколение» направлена на формирование комплекса мер по созданию необходимых условий для повышения качества жизни пожилых людей; раскрытие социального потенциала пожилых людей и улучшение их социального самочувствия. При этом важно подчеркнуть, что качество жизни пожилого человека, его социальное самочувствие зависят, собственного, от него самого: его социальной активности, досуговой деятельности, удовлетворенности своим физическим и эмоциональным здоровьем [10].
Анализируя основные программные мероприятия, необходимо отметить, что они направлены не только на предоставление адресной социальной поддержки пожилым гражданам, но и на обеспечение доступности медицинской помощи (в том числе профилактику и снижение уровня заболеваемости), создание возможности использования пожилыми людьми объектов спортивного и оздоровительного характера. При этом важно учитывать возрастные особенности пожилых граждан, состояние здоровья, жилищно-бытовые условия, уровень доходов, социальное и близкое окружение.
Проиллюстрируем данные программные мероприятия.
В 2017 году более 447 676 рублей, выделенных на ряд программных мероприятий подпрограммы «Старшее поколение», было потрачено на организацию месячника пожилых людей и декадника инвалидов в Республике, компенсацию проезда и приобретение подарков членам семей погибших (умерших) Героев Отечества. Кроме того, по данным официальных отчетов Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия, в 2017 году:
- 43 839 пожилых граждан прошли профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию;
- более чем на 40% увеличилась численность пожилых людей, которые получали адресную социальную помощь во время декадника инвалидов и месячника пожилых людей;
- 165 195 пожилых стали участниками регулярных активных патронажей на дому и выездов мобильных бригад;
- 2911 граждан пожилого возраста приняли участие в школе здоровья для пожилых и пациентов старших возрастных групп.
Также важно отметить, что стабильной на протяжении всего времени реализации подпрограммы «Старшее поколение» остается доля
пожилых граждан, которые получают социальные услуги в учреждениях социального обслуживания - около 99% общего числа граждан, обратившихся в данные учреждения, а именно: комплекс социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых услуг, в том числе услуг в целях повышения коммуникативного потенциала.
Кроме того, активно развиваются те формы социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, которые до недавнего времени отсутствовали в ряду программных мероприятий. Например, в 2015 году из-за отсутствия финансирования не удалось в полной мере осуществить формирование выездных бригад медицинских и социальных специалистов для проведения профилактических осмотров и диспансерного обследования. Однако в 2017 году подобные выездные бригады обслужили 21 915 человек [11].
Принцип программно-целевого подхода в социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - индивидуализация, приближенность к самому ветерану. Например, весьма актуальной является услуга по приему заказов
на книги по телефону и обеспечение книгами на дому инвалидов и ветеранов (в 2017 году данной услугой воспользовались 24 человека). Ежегодно к празднованию Дня Победы ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица получают продуктовые наборы и поздравительные открытки; в учреждениях общественного питания муниципальных районов Республики и городского округа Саранск 7-9 мая проводятся торжественные обеды.
В рамках Государственной целевой программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» действует подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России», которой предусмотрено предоставление ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) участников и инвалидов войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, социальной выплаты на строительство или приобретение жилья [11]. В соответствии с данной программой, в 2017 году 6545 ветеранов улучшили свои жилищные условия. В их числе 4 участника Великой Отечественной
войны; 1 человек, награжденный знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; 33 члена семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны.
4383 человека (67,0%) приобрели квартиры на первичном рынке жилья, в том числе 22 ветерана, и 2162 (33,0%) - на вторичном рынке. 43 человека из числа инвалидов и участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», получили материальную помощь на ремонт жилых помещений в размере 10 тысяч рублей [11].
Кроме того, по отчетам Министерства социальной защиты, труда и занятости населения, на 1 января 2018 года все инвалиды и участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечены жильем.
Таким образом, анализ опыта реализации социальных программ в Республике Мордовия
Список литературы
1. О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (вместе с «Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация») [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 594 // Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.02.2019).
2. Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ: постановление Правительства РФ от 19.04.2005 г. № 239 // [Электронный ресурс]. Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.02.2019).
3. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 02.08.2010 г. № 588 // [Электронный ресурс]. Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.02.2019).
4. Михеев В.Н. Живой менеджмент. М.: Эксмо, 2007. 480 с.
5. Троцкая Е.В. Классификация и обоснование основных подходов к реализации программно-целевого метода на региональном уровне // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2009. № 41. С. 35-41.
6. Фадин Н.И. Программно-целевой подход в системе
References
1. O realizacii Federal'nogo zakona «0 postavkah produkcii dlya federal'nyh gosudarstvennyh nuzhd» (vmeste s «Poryadkom razrabotki i realizacii federal'nyh celevyh programm i mezh-gosudarstvennyh celevyh programm, v osushchestvlenii koto-ryh uchastvuet Rossijskaya Federaciya») [About implementation of the Federal law" on deliveries of production for Federal state needs "(together with " the Order of development and implementation of Federal target programs and inter-
показал, что приоритетными являются следующие программы: «Социальная поддержка граждан» и ее подпрограмма «Старшее поколение», подпрограмма «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В целом результаты проводимых в рамках программ мероприятий способствовали смягчению тяжести ограничений жизнедеятельности ветеранов Великой Отечественной войны, повышению качества жизни, улучшению их социально-экономического положения.
Программно-целевой подход как форма социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны представляет собой один из эффективных способов достижения позитивных результатов в данной деятельности, дает возможность целенаправленно согласовывать деятельность всех ведомств, чья работа имеет целью улучшение качества жизни пожилых людей.
социальной поддержки инвалидов России // Национальная ассоциация ученых. 2015. №7-1. С. 139-142.
7. Командоров П.В. Программно-целевой подход в региональном развитии России: дис. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2005. 239 с.
8. Муниципальная политика по улучшению социально-экономического положения семьи / Е.Г. Панькова [и др.] // Дискуссия. 2017. № 2 (76). С. 62-70.
9. Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства РМ от 18.11.2013 г. № 504 // Консорциум Кодекс. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 12.02.2019).
10. Социологический анализ социального самочувствия граждан пожилого возраста в Республике Мордовия / Д.А. Бистяйкина [и др.] // Казанский педагогический журнал. 2018. № 3. С. 194-199.
11. Сведения о достижении значений показателей (индикаторов) государственных программ Республики Мордовия по Министерству социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия [Электронный ресурс] // Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия: офиц. сайт. Режим доступа: http://minsoc.e-mordovia.ru/powerbody/fedProg/15 (дата обращения: 02.12.2018).
state target programs in which implementation the Russian Federation participates»)]: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.06.1995 g. № 594 // [Electronic resource]. Konsul'tant Plyus. Access mode: http://www.consultant.ru/ (access date: 12.02.2019).
2. Ob utverzhdenii Polozheniya o razrabotke, utverzhdenii i realizacii vedomstvennyh celevyh programm [About the statement of Regulations on development, the statement and imple-
ДИСКУССИЯ №1 (92) ФЕВРШ 2019
PUBLIC ECONOMICS 11
mentation of departmental target programs: the order of the Government of the Russian Federation of 19.04.2005 No. 239]: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19.04.2005 g. № 239 // [Electronic resource]. Konsul'tant Plyus. Access mode: http:// www.consultant.ru/ (access date: 12.02.2019).
3. Ob utverzhdenii Poryadka razrabotki, realizacii i ocenki ehf-fektivnosti gosudarstvennyh programm Rossijskoj Federacii [About the statement of the Order of development, implementation and efficiency assessment of the state programs of the Russian Federation: the order of the Government of the Russian Federation of 02.08.2010 No. 588]: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.08.2010 g. № 588 // [Electronic resource]. Konsul'tant Plyus. Access mode: http://www.consultant.ru/ (access date: 12.02.2019).
4. Miheev V.N. ZHivoj menedzhment [Live management]. M.: EHksmo, 2007. 480 s.
5. 5. Trockaya E.V. Klassifikaciya i obosnovanie osnovnyh podhodov k realizacii programmno-celevogo metoda na regional'nom urovne [Classification and justification of the main approaches to the implementation of the program-target method at the regional level // Bulletin of the South Ural state University] // Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. № 41. S. 35-41.
6. Fadin N.I. Programmno-celevoj podhod v sisteme social'noj pod-derzhki invalidov Rossii [Program-target approach in the system of social support of disabled people of Russia] // Nacional'naya associaciya uchenyh. 2015. №7-1. S. 139-142.
7. Komandorov P.V. Programmno-celevoj podhod v regional'nom razvitii Rossii [Program-target approach in the regional development of Russia]: dis. ... kand. ehkonom. nauk. Voronezh, 2005. 239 s.
Информация об авторе
Бистяйкина Д.А., кандидат социологических наук, доцент, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (г. Саранск, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]
Палибина А.С., кандидат социологических наук, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (г. Саранск, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]
Соловьева Т.В., кандидат социологических наук, доцент, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (г. Саранск, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]
Информация о статье
Дата получения статьи: 18.11.2019
Дата принятия к публикации: 15.02.2019
© Бистяйкина Д.А., Палибина А.С., Соловьева Т.В., 2019.
8. Pan'kova E.G., Palibina A.S., Bistyajkina D.A., Solov'eva T.V. Municipal'naya politika po uluchsheniyu social'no-ehko-nomicheskogo polozheniya sem'i [Municipal policy to improve the socio-economic situation of the family] // Diskussiya. 2017. №2 (76). S. 62-70.
9. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Respubliki Mordoviya «Social'naya podderzhka grazhdan» na 2014 - 2020 gody [About the approval of the state program of the Republic of Mordovia "social support of citizens" for 2014-2020: the order of the Government of RM of 18.11.2013 No. 504]. Postanovlenie Pravitel'stva RM ot 18.11.2013 g. № 504 // [Electronic resource]. Konsorcium Kodeks. Access mode: http://docs.cntd.ru/ (access date: 12.02.2019).
10. Bistyajkina D.A., Palibina A.S., Pan'kova A.S., Solov'eva T.V. Sociologicheskij analiz social'nogo samochuvstviya grazhdan pozhilogo vozrasta v Respublike Mordoviya [Sociological analysis of social well-being of elderly citizens in the Republic of Mordovia] // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2018. № 3. S. 194-199.
11. Svedeniya o dostizhenii znachenij pokazatelej (indika-torov) gosudarstvennyh programm Respubliki Mordoviya po Ministerstvu social'noj zashchity, truda i zanyatosti nasele-niya Respubliki Mordoviya [Data on achievement of values of indicators (indicators) of the state programs of the Republic of Mordovia on the Ministry of social protection, labor and employment of the Republic of Mordovia]: oficial'nyj sajt Ministerstva social'noj zashchity, truda i zanyatosti nasele-niya Respubliki Mordoviya. [Electronic resource]. Access mode: http://minsoc.e-mordovia.ru/powerbody/fedProg/15 (access date: 12.12.2018).
Author Info
Bistyaikina D. A., Candidate of Sociology, Docent, Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]
Palibina A.S., Candidate of Sociology, Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]
Solovyeva T. V., Candidate of Sociology, Docent, Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]
Article info
Received for publication: 18.11.2019 Accepted for publication: 15.02.2019
© Bistyaikina D. A., Palibina A.S., Solovyeva T. V., 2019.