Научная статья на тему 'Региональные компоненты обеспечения роста качества жизни населения (на примере Воронежской области)'

Региональные компоненты обеспечения роста качества жизни населения (на примере Воронежской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
327
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Серебрякова Н.А., Волкова С.А.

На современном этапе развития экономики происходит трансформация основных целей государства от обеспечения роста благосостояния граждан к обеспечению непрерывного роста качества жизни. Обеспечение роста качества жизни населения осуществляется не только на государственном, но и на региональном уровнях. На государственном уровне формируются ключевые задачи, государство берет на себя значительную долю функций по достижению обозначенной цели. В настоящем исследовании уделено внимание рассмотрению программных документов, направленных на повышение качества жизни населения, на примере Воронежской области. С этой целью изучены действующие в регионе программные документы социальной направленности. Выявлено, что в регионе действует целый ряд программ и подпрограмм, нацеленных на улучшение демографической ситуации, совершенствование региональной бюджетной и налоговой политики, социальную поддержку граждан в целом. В качестве инструментов, которые используют региональные органы власти, отмечены: социальные стандарты, адресная социальная помощь, социальные контракты. Установлено, что внедрение системы социальных контрактов позволяет экономить средства бюджета и, одновременно, мотивировать лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации на изменение своего положения в лучшую сторону, совместными усилиями с органами социальной защиты. Отмечено, что в качестве ведущих принципов оказания социальной помощи первостепенное значении имеет детальное определение степени необходимости помощи и условия предоставления. Последние зачастую порождают иждивенческие настроения, которые важно нивелировать, используя рычаги социального взаимодействия. Анализ содержания реализуемых программ по повышению качества жизни населения позволил выявить достоинства и недоработки в данных программах, а также определить резервы роста качества жизни. Так, указано, что программные документы регионального уровня в преобладающем большинстве имеют узкую направленность на обеспечение помощи и поддержки социально незащищенных слоев населения. Представляется, что обеспечение роста качества жизни должно реализовываться, затрагивая в целом население региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Серебрякова Н.А., Волкова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional components of growth the quality of life of the population (for example, Voronezh region)

At the present stage of development of economy there is a transformation of main objectives of the state from ensuring growth of welfare of citizens to ensuring continuous growth of quality of life. Ensuring growth of quality of life of the population is carried out not only on state, but also on regional levels. At the state level key tasks are formed, the state assumes a considerable share of functions on achievement of the designated purpose. In the real research the attention to consideration of the program documents directed on improvement of quality of life of the population on the example of the Voronezh region is paid. The program documents of a social orientation existing in the region are for this purpose studied. It is revealed that in the region a number of the programs and subprogrammes aimed at improvement of a demographic situation, improvement of a regional budgetary and tax policy, social support of citizens in general works. As tools which use regional authorities, are noted: social standards, address social help, social contracts. It is established that introduction of system of social contracts allows to save budget funds and, at the same time, to motivate the persons which are in a difficult life situation on change of the situation to the best, joint efforts with social security authorities. It is noted that as the leading principles of rendering the social help paramount value has detailed definition of degree of need of the help and a condition of granting. The last often generate dependant moods which are important for leveling, using levers of social interaction. The analysis of the contents of the realized programs for improvement of quality of life of the population allowed to reveal advantages and defects in these programs, and also to define reserves of growth of quality of life. So, it is specified that program documents of regional level in the prevailing majority have a narrow focus on ensuring the help and support of socially unprotected segments of the population. It is represented that ensuring growth of quality of life has to be implemented, affecting in general the population of the region.

Текст научной работы на тему «Региональные компоненты обеспечения роста качества жизни населения (на примере Воронежской области)»

ВестникВГУИТ, №1, 2015's

УДК 332.1

Профессор Н.А. Серебрякова,

(Воронеж. гос. ун-т. инж. технол.) кафедра теории экономики, товароведения и торговли. тел. (473) 255-63-47 E-mail: nad_serebryakova@mail.ru

доцент С.А. Волкова

(Воронеж. гос. техн. ун-т.) кафедра экономики и управления на предприятиях машиностроения. тел. (473) 243-76-67 E-mail: svetlan_volkova@mail.ru

Professor N.A. Serebryakova,

(Voronezhstate university of engineering technologies) Department of theory of economic, merchandising and trade. phone (473) 255-63-47 E-mail: nad serebryakova@mail.ru

associate Professor S. A. Volkovа

(Voronezh state technology university) Department economy and management at the enterprises of mechanical engineering. phone (473) 243-76-67 E-mail: svetlan_volkova@mail.ru

Региональные компоненты обеспечения роста качества жизни населения (на примере Воронежской области)

Regional components of growth the quality of life of the population (for example, Voronezh region)

Реферат. На современном этапе развития экономики происходит трансформация основных целей государства от обеспечения роста благосостояния граждан к обеспечению непрерывного роста качества жизни. Обеспечение роста качества жизни населения осуществляется не только на государственном, но и на региональном уровнях. На государственном уровне формируются ключевые задачи, государство берет на себя значительную долю функций по достижению обозначенной цели. В настоящем исследовании уделено внимание рассмотрению программных документов, направленных на повышение качества жизни населения, на примере Воронежской области. С этой целью изучены действующие в регионе программные документы социальной направленности. Выявлено, что в регионе действует целый ряд программ и подпрограмм, нацеленных на улучшение демографической ситуации, совершенствование региональной бюджетной и налоговой политики, социальную поддержку граждан в целом. В качестве инструментов, которые используют региональные органы власти, отмечены: социальные стандарты, адресная социальная помощь, социальные контракты. Установлено, что внедрение системы социальных контрактов позволяет экономить средства бюджета и, одновременно, мотивировать лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации на изменение своего положения в лучшую сторону, совместными усилиями с органами социальной защиты. Отмечено, что в качестве ведущих принципов оказания социальной помощи первостепенное значении имеет детальное определение степени необходимости помощи и условия предоставления. Последние зачастую порождают иждивенческие настроения, которые важно нивелировать, используя рычаги социального взаимодействия. Анализ содержания реализуемых программ по повышению качества жизни населения позволил выявить достоинства и недоработки в данных программах, а также определить резервы роста качества жизни. Так, указано, что программные документы регионального уровня в преобладающем большинстве имеют узкую направленность на обеспечение помощи и поддержки социально незащищенных слоев населения. Представляется, что обеспечение роста качества жизни должно реализовываться, затрагивая в целом население региона.

Summary. At the present stage of development of economy there is a transformation of main objectives of the state from ensuring growth of welfare of citizens to ensuring continuous growth of quality of life. Ensuring growth of quality of life of the population is carried out not only on state, but also on regional levels. At the state level key tasks are formed, the state assumes a considerable share of functions on achievement of the designated purpose. In the real research the attention to consideration of the program documents directed on improvement of quality of life of the population on the example of the Voronezh region is paid. The program documents of a social orientation existing in the region are for this purpose studied. It is revealed that in the region a number of the programs and subprogrammes aimed at improvement of a demographic situation, improvement of a regional budgetary and tax policy, social support of citizens in general works. As tools which use regional authorities, are noted: social standards, address social help, social contracts. It is established that introduction of system of social contracts allows to save budget funds and, at the same time, to motivate the persons which are in a difficult life situation on change of the situation to the best, joint efforts with social security authorities. It is noted that as the leading principles of rendering the social help paramount value has detailed definition of degree of need of the help and a condition of granting. The last often generate dependant moods which are important for leveling, using levers of social interaction. The analysis of the contents of the realized programs for improvement of quality of life of the population allowed to reveal advantages and defects in these programs, and also to define reserves of growth of quality of life. So, it is specified that program documents of regional level in the prevailing majority have a narrow focus on ensuring the help and support of socially unprotected segments of the population. It is represented that ensuring growth of quality of life has to be implemented, affecting in general the population of the region.

Ключевые слова: обеспечение качества жизни, социальные стандарты, социальная политика.

Keywords: software quality of life, social standards, social policy.

© Серебрякова Н.А., Волкова С.А., 2015

ВестникВГУИТ, №1, 2015'=

Повышение качества жизни - одна из приоритетных задач современной экономики страны. Обеспечение роста качества жизни осуществляется на всех уровнях хозяйствования: уровне индивида, уровне региона, уровне государства. В настоящем исследовании остановимся на оценке системы мер, направленных на повышение качества жизни на региональном уровне. В качестве примера рассмотрим конкретные программные документы, реализуемые в Воронежской области в направлении улучшения следующих компонентов качества жизни населения: демографической характеристики, уровня и дифференциации доходов населения, уровня развития рынка потребительских благ, здоровья населения, показателей обеспеченности населения жильем, образования и инноваций, качества окружающей природной среды, безопасности личности, состояния рынка труда, качества досуга и отдыха.

Так, в Воронежской области в 2010 году была принята концепция демографической политики до 2025 года. В качестве цели программного документа обозначено улучшение демографической ситуации, создание условий для обеспечения простого воспроизводства населения, оптимизации его структуры и формирования необходимых для экономики трудовых ресурсов.

Реализация концепции предполагает несколько этапов. На первом этапе должны быть реализованы целевые программы, ориентированные на снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте, поставлена задача выравнивания уровня жизни между городом и селом к 2015 году. Второй этап (с 2016 до 2025 года) включает «мероприятия по упреждающему реагированию на возможное изменение демографической ситуации», в качестве целевых ориентиров установлены такие параметры, как рост продолжительности жизни (до 75 лет), снижение смертности в трудоспособном возрасте и др. [2].

В качестве одной из задач концепции отмечено снижение разрыва в уровне жизни между сельским и городским населением. Исследование статистической отчетности по Воронежской области позволяет сделать вывод, что разрыв сократился, но незначительно. Население по-прежнему стремится переместиться в крупные города области, при этом главным фактором активизации потока жителей в направлении областного центра являются трудности с трудоустройством в сельской местности.

В 2013 году Правительство Воронежской области издало Распоряжение № 1097 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты» Воронежской области «Изме-

нения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки)». В соответствии с данным плановым документом предполагается рост числа дополнительных мест в дошкольных учреждениях, обеспечение высокого качества образовательных услуг [3].

Постановлением Правительства Воронежской области от 31.12.2013 г. № 1187 была утверждена государственная программа Воронежской области «Социальная поддержка граждан». Указанный документ включает систему подпрограмм, в частности, «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей», «Повышение эффективности социально ориентированных некоммерческих организаций», «Развитие социального обслуживания и предоставления мер социальной поддержки населению», «Повышение качества жизни пожилых людей в Воронежской области на 2014-2018 гг.» [7].

Программа предполагает снижение бедности в регионе, рост рождаемости, увеличение объемов предоставляемых социальных услуг некоммерческими организациями, улучшение удовлетворения потребностей граждан пенсионного возраста. Для реализации данной программы предполагается расходовать средства из федерального, областного, местных бюджетов, а также средства физических и юридических лиц.

По итогам 2013 года можно сделать вывод о том, что структура расходов бюджета Воронежской области имела социальную направленность, что отражает рисунок 1.

Структура расходов бюджета Воронежской области на 2014 -2016 годы предполагает затраты (более 20 млн. ежегодно) на реализацию мероприятий по государственной социальной политике (рост трудоустройства инвалидов, обеспечение доступности профессионального образования и обеспечение его доступности для лиц с ограниченными возможностями). Помимо этого, предусмотрены средства на повышение степени обеспеченности населения комфортным жильем. Только на 2014 год для реализации цели выделено 114,2 млн. рублей [1]. Таким образом, объемы денежных средств на реализацию мероприятий социальной направленности Воронежской области увеличиваются. Кроме того, в государственной программе Воронежской области «Социальная поддержка граждан» предусмотрено оказание адресной социальной помощи в форме пособий.

Вестпик<ВТУИТ, №1, 205

расходы на образование

расходы на здравоохранение

расходы на социальную политику

прочие

Рисунок 1. Структура расходов бюд

С нашей точки зрения, эффективность программ по социальной поддержке граждан можно повысить путем перехода на качественно другие принципы ее предоставления. Оказание социальной помощи должно базироваться на принципах: а) детального определения степени необходимости и контроля за ее изменением, чтобы исключить возможность получения пособий лицами, не имеющими на это права; б) условия предоставления, а также величина пособия не должны являться катализатором иждивенческих настроений у малоимущих граждан трудоспособного возраста.

Задачами социальной помощи нуждающемуся населению также является не только оказание помощи посредством материальной поддержки, но и помощь в поиске места в обществе и трудовой сфере.

В Воронежской области социальная помощь малоимущим гражданам предоставляется в следующих видах:

а) ежемесячные денежные выплаты;

б) единовременные денежные выплаты;

в) натуральная помощь;

г) социальные услуги [7] .

При этом право на получение помощи предоставляется всем малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам.

В 17 субъектах РФ использовались социальные контракты в качестве эксперимента. Теперь они внедряются повсеместно на региональном уровне, так как их применение показало хороший эффект. В области реализуется система социального контракта с 2013 года. Под социальным контрактом понимается договор об обязательствах, которые берут на себя получатель адресной помощи и общество (в лице органа, уполномоченного на предоставление государственной социальной помощи). В документе указывается, что каждая из сторон договора обязуется предпринять, чтобы изме-

эронежской области за 2013 год [10]

нить плохое материальное положение получателя социальной помощи посредством мобилизации потенциала малоимущего гражданина или малоимущей семьи с целью социальной адаптации и перехода на самообеспечение.

В качестве примеров встречных обязательств сторон контракта можно привести следующие условия: ответственное социальное поведение, выполнение какой-либо оплачиваемой работы или получение дополнительного образования, ответственное отношение к своим детям. Как показывает практика, наиболее распространенным в регионах видом оказания адресной государственной помощи на основе социального контракта стало предоставление целевых единовременных денежных выплат на занятие индивидуальной трудовой деятельностью или развитие личного подсобного хозяйства. При этом повсеместно приоритет отдается помощи семьям с детьми, многодетным и неполным семьям. Размер социального пособия на условиях соцконтракта зависит от финансовых возможностей субъекта РФ. Указанным категориям граждан, наряду с денежными пособиями и натуральной помощью предоставляется юридическая и психологическая помощь, содействие в устройстве детей в дошкольные учреждения. Общая сумма средств, которые могут получить нуждающиеся в рамках социального контракта в Воронежской области, составляет 50 тыс. рублей [7].

Данная модель работы с социально незащищенными слоями населения предполагает разработку индивидуальной программы социальной адаптации на основе анализа причин сложившейся ситуации и определения потенциальных возможностей получателя помощи. Процесс реализации контракта осуществляется при социальном сопровождении работника социальной защиты, осуществляющего помощь и контроль за соблюдением обяза-

ВестпикВВТУИТ, №1, 205

тельств, которые принимают на себя стороны. Использование системы социального контракта является технологией, ориентированной на рынок, и имеет целью преодолеть социальное иждивенчество, предоставляя стартовые возможности малоимущим гражданам с помощью капитала или собственного профессионального потенциала, изменить материальное положение в лучшую сторону.

Заключение социального контракта при оказании адресной социальной помощи малоимущим гражданам с трудовым потенциалом не исключает определенную часть случаев получения пособий при наличии скрытой занятости. Этот аспект необходимо принимать во внимание при оценке эффективности внедрения данного метода работы с нуждающимися.

В области реализуется подпрограмма «Повышение качества жизни пожилых людей в Воронежской области на 2014-2018 гг.». Целью программного документа обозначен не только рост качества жизни пожилых людей, но и активизация участия данной категории людей в жизни общества. В рамках реализации программы предложены: социальный туризм, обучение компьютерной грамотности, улучшение условий проживания [7]. Отдельные семьи принимают в свой состав пожилых людей, что, несомненно, улучшает качество жизни последних. Подпрограмма очень актуальна для исследуемого региона, поскольку в Воронежской области в структуре населения высок удельный вес пожилых граждан. Данная категория нуждается в значительном внимании со стороны общества, так как здоровье этой группы людей значительно ухудшается после достижения пенсионного возраста.

В Воронежской области, как и в целом в России, используется система социальных стандартов, включающая установление минимального размера оплаты труда (с 1.01.2015 г. составляет 5965 р. в месяц), минимального размера пенсии (размер утверждается региональными органами власти и в области составляет 6039 р. в месяц), бесплатные услуги образования, здравоохранения, культуры, социального и жилищно-коммунального обслуживания граждан в соответствии с законодательными актами принятыми как на государственном, так и региональном уровнях. К социальным стандартам относится и прожиточный минимум, рассчитываемый на основе потребительской корзины для разных групп населения: трудоспособные, дети разного возраста и подростки, пенсионеры. Следует прини-

мать во внимание и тот факт, что государство, в силу объективных причин, не в состоянии обеспечить соблюдение единых социальных стандартов федерального уровня во всех субъектах Российской Федерации, что, в свою очередь, позволяет осуществить делегирование полномочий федерального центра региональным администрациям, муниципальным округам и администрациям поселений. В соответствии с Законом Воронежской области от 06.12.1999 № 126-И-ОЗ «О прожиточном минимуме в Воронежской области» правительство постановило установить величину прожиточного минимума за I квартал 2014 года в расчете на душу населения - 6512 р., для трудоспособного населения- 7053 р., пенсионеров - 5439 р., детей - 6293 р. [5].

Несмотря на положительную динамику прожиточного минимума, по-прежнему сохраняется разрыв между его величиной и минимальным размером оплаты труда, в результате население, получающее МРОТ оказывается не в состоянии оплатить минимальный набор благ и услуг.

На наш взгляд, на региональном уровне необходимо разработать комплексную программу управления социальным развитием, включающую, не только описание проблемы, для решения которой она формировалась, но и программные мероприятия с указанием методов совершенствования социальных стандартов и конкретные мероприятия по разработке соответствующей нормативно-правовой базы. Кроме того, важно определить ресурсное обеспечение (реализуемое за счет средств федерального, регионального, местного бюджета или средств юридических и физических лиц) и провести оценку эффективности предлагаемых мероприятий, которая выражается в достижении поставленной цели.

В программе социально-экономического развития Воронежской области на 2012-2016 гг. (проект) в качестве стратегической цели определен «...рост уровня и качества жизни на основе новой, инновационной модели экономического роста» [6]. Вместе с тем, для экономики региона характерна недостаточная реализация интеллектуального потенциала, проявляющегося в недооценке труда высокоинтеллектуального слоя общества и неэффективных сферах его приложения [11]. Несмотря на то, что в г. Воронеже сосредоточено более 40 ВУЗов, доля области в производстве высокотехнологичной продукции остается низкой. Считаем важным реализовать на региональном уровне развитие предпринимательства, повышение инновационной активности

Вестпик<ВТУИТ, №1, 205_

организаций региона, повышение качества продукции и услуг, повышение конкурентоспособности региона [8]. Интеллектуальный потенциал области представляет собой значительный резерв, который позволит выйти региону на новый уровень социально-экономического развития и, соответственно, на новый уровень качества жизни [9]. Современное развитие экономики, в первую очередь, связано с потребностью в новых научных знаниях, инновациях и информации, а вторым неотъемлемым компонентом развития является капитал.

Инвестиции в человеческий капитал являются неотъемлемой составляющей роста качества жизни населения. Повышение качества образования - важнейший императив деятельности отечественного рынка образовательных услуг. Система образования должна адаптироваться к меняющейся структуре хозяйственной системы страны и региона и уравновешивать предложение видов образовательных услуг со спросом на них, формируемым работодателями. Современные специалисты должны владеть профессиональными компетенциями, ориентированными на практическое применение [12].

Такой компонент качества жизни населения как качество окружающей среды приобретает особую актуальность, поскольку экологические условия в области ухудшаются. Экологическая безопасность предполагает достижение устойчивого развития и создания благоприятной среды и комфортных условий для жизни населения. Достижение указанной цели предполагает комплексное решение следующих задач: а) в сфере экологической безопасности в регионе (совершенствование инструментов реализации экологической политики, снижение и доведение до безопасного уровня техногенной нагрузки на человека и окружающую среду, экологизация производства); б) в сфере охраны окружающей среды (создание системы мониторинга окружающей среды и здоровья населения, сохранение и восстановление лесов, парков, скверов, реализация политики ресурсосбережения); в) в сфере здоровья населения (профилактика экологически обусловленных заболеваний, развитие индустрии качественных продуктов питания, экологическое и санитарно-гигиеническое и просвещение населения).

Важным принципом социальной стратегии области является повышение эффективности государственных расходов. Кроме того, в

социальной сфере области планируется переход от финансирования расходов учреждений социальной сферы к оплате оказанных услуг. Жесткие условия реализации стратегии является дефицитная финансовая обеспеченность области, в этой связи представляется актуальным выбор приоритетных направлений в оказании государственных услуг. Правительство Воронежской области предполагает привлекать частный капитал к решению задач государственного уровня, используя механизмы государственно-частного партнерства. Согласно Стратегии «период 2010-2020 годов должен стать периодом многократного повышения контроля и ответственности госучреждений за качество, доступность и экономичность оказываемых ими услуг» [6].

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Правительство Воронежской области активно реализует в регионе ведущие направления социальной политики по всем предложенным к рассмотрению компонентам качества жизни населения. В то же время следует отметить, что в программных документах области недостаточно учтена необходимость изменения системы взглядов на социальную помощь от потребительских к стимулирующим к действию. Трансферты региональных органов власти и социальной защиты должны восприниматься населением не как данность, а как возможность изменить свою жизнь к лучшему. Считаем, что в области имеются резервы для интеграции частного и государственного капитала в социальной сфере, резервы для активизации общественных организаций, помогающих людям, находящимся в сложной жизненной ситуации.

Рассмотренные программные документы главной целью содержат повышение качества жизни социально незащищенных слоев населения, что делает эти программы узконаправленными. Вместе с тем, следует повышать не только уровень социальных трансфертов и поддержки нуждающегося населения, но разрабатывать меры, направленные на повышение качества жизни населения Воронежской области в целом.

Вместе с тем, нецелесообразно перекладывать социальное развитие и социальную поддержку населения полностью на регионы, поскольку имеет место существенная дифференциация доходов в территориальном разрезе, что свидетельствует о необходимости участия государственных структур в процессе введения и обеспечения социальных стандартов.

ВестпикВТУИТ, №1, 205_

ЛИТЕРАТУРА

1 Законопроект Воронежской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс] // Российская газета. 2014. Режим доступа: http://www.rg.rU/2014/11/08/voronezh-proekt-byudget-reg-dok.html (02 февраля 2015 г.)

2 Постановление Правительства Воронежской области от 16 декабря 2010 г. № 1097 «Об утверждении концепции демографической политики Воронежской области на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. // Законы РФ Режим доступа: http://zakon-region.ru/voronezhskaya-oblast/1717 (02 февраля 2015 г.).

3 Распоряжение Правительства Воронежской области от 28 февраля 2013 г. № 119-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Воронежской области «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Гарант». Режим доступа: http://base.garant.ru/18148258/ (05 февраля 2015 г.).

4 Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов [Электронный ресурс] // Официальный сайт департамента финансов Воронежской области. Режим доступа: http: //www .gfu.vrn.ru/information10/finans/ (05 февраля 2015 г.).

5 Постановление правительства Воронежской области от 25 апреля 2014 года № 374 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Воронежской области за 1 квартал 2014 года» [Электронный ресурс] // Российская газета. 2014. 21 мая. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/05/21/voronezh-post374-reg-dok.html (05 февраля 2015 г.).

6 Программа социально-экономического развития Воронежской области на 2012-2016 гг. [Электронный ресурс] / Официальный сайт департамента экономического развития Воронежской области. Режим доступа: http://econom.govvrn.ru/ index.php?id=72&Itemid=76&option=com_content &view=article (05 февраля 2015 г.).

7 Государственная программа Воронежской области «Социальная поддержка граждан», утверждена постановлением правительства Воронежской области от 31.12. 2013 г., № 1187 (ред. от 26.08.2014 г.) [Электронный ресурс] / Официальный сайт департамента экономического развития Воронежской области. Режим доступа: http://econom.govvrn.ru/ index.php?id=509&Itemid=74&option=com_cont ent&view=article (08 февраля 2015 г.).

8 Волкова С.А., Волкова Т.А. Переход к инновационной экономике как фактор экономической безопасности // Современная экономика: проблемы и решения. 2012. № 8 (32). С. 73-79.

9 Тамошина Г.И. и др. Общественное благосостояние и механизмы его формирования: монография. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2012. 121 с.

10 Официальный сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru (05 февраля 2015 г.).

11 Серебрякова Н.А. Маркетинговый инструментарий в сфере услуг (часть 1) // Теоретические и прикладные вопросы экономики сферы услуг. 2012. Т.1. № 5-1. С. 71-85

12 Серебрякова Н.А. Практические рекомендации по внедрению совместного обучения в организации // Теоретические и прикладные вопросы экономики сферы услуг. 2012. № 2. С. 135-141.

REFERENCES

1 The bill of the Voronezh region "About the regional budget for 2015 and on planning period 2016 and 2017. [Russian newspaper], 2014. Available at: http://www.rg.ru/2014/11/08/voronezh-proekt-byudget-reg-dok.html. (In Russ.).

2 The resolution of the government of the Voronezh region of December 16, 2010 No. 1097 "About the approval of the concept of population policy of the Voronezh region for the period till 2025" [Acts of the Russian Federation]. Available at: http://zakon-region .ru/voronezhskaya-oblast/1717. (In Russ.).

3 The order of the Government of the Voronezh region of February 28, 2013 No. 119-r "About the approval of the plan of measures ("road map") of the Voronezh region "The changes in branches of the social sphere directed on increase of efficiency of science and education" [Information and legal Guarantor system]. Available at: http://base .garant.ru/18148258/.(In Russ.).

4 Main directions of the budgetary and tax policy for 2014 and on planning period of 20152016 [Official site of finance department of the Voronezh region]. Available at: http://www .gfu.vrn.ru/information10/finans/.(In Russ.).

5 The resolution of the government of the Voronezh region of April 25, 2014 No. 374 "About establishment of size of a living wage per capita and on the main social and demographic groups of the population in the Voronezh region in 1 quarter 2014" [Russian newspaper], 2014. Available at: http ://www.rg .ru/2014/05/21/voronezh-post374-reg-dok.html. (In Russ.).

BecmnvKjBTy^T, №1, 205

6 The program of social and economic development of the Voronezh region for 2012-2016 [Official site of department of economic development of the Voronezh region]. Available at: http://econom.govvrn.ru/index.php? id=72&Itemid= 76&option=com_content&view=article. (In Russ.).

7 The state program of the Voronezh region "Social support of citizens", is approved by the resolution of the government of the Voronezh region of 31.12. 2013, No. 1187 (an edition of 26.08.2014) [Official site of department of economic development of the Voronezh region]. Available at: http://econom.govvrn.ru/index.php?id=509&Itemid =74&option=com_content&view=article. (In Russ.).

8 Volkova S. A., Volkova T.A. Transition to innovative economy as factor of economic security. Sovremannaya ekonomika: problem i resh-eniya. [Modern economy: problems and decisions], 2012, no. 8 (32), pp. 73-79. (In Russ.).

9 Tamoshina G. I. et al. Obshchestvennoe blagosostoyanie i mekhanizmy ego formirovani-ya [Public welfare and mechanisms of its formation: monograph]. Voronezh: Nauchnaya kni-ga, 2012. 121 p. (In Russ.).

10 Official site of Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru. (In Russ.).

11 Serebryakova N. A. Marketing tools in a services sector (part 1). Teoreticheskie i priklad-nye voprosy ekonomiki sfery uslug. [Theoretical and applied questions of economy of a services sector], 2012, vol.1, no. 5-1, pp. 71-85. (In Russ.).

12 Serebryakova N. A. Practical recommendations about introduction of coeducation in Organization. Teoreticheskie i prikladnye voprosy ekonomiki sfery uslug. [Theoretical and applied questions of economy of a services sector], 2012, no. 2, pp. 135-141. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.