Научная статья на тему 'Технология социального контракта как инновация в социальной работе'

Технология социального контракта как инновация в социальной работе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3707
609
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / МАЛОИМУЩИЕ ГРАЖДАНЕ / SOCIAL CONTRACT / INNOVATIONS IN SOCIAL WORK / STATE SOCIAL ASSISTANCE / POOR CITIZENS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антипова Е.И., Дубовская Д.А.

Статья посвящена социальному контракту как новому целевому виду государственной социальной помощи населению. Наряду с существующей системой государственной помощи и поддержки, социальный контракт призван решать задачи преодоления бедности, побуждать малоимущих граждан к самообеспечению. Рассматриваются основные принципы, особенности и условия заключения социальных контрактов с малоимущими семьями и одиноко проживающими гражданами. Авторами указывается комплексное применение мероприятий в рамках социального контракта по выходу граждан из категории малоимущих. Анализируется практика внедрения и перспективы применения технологии социального контракта в Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Антипова Е.И., Дубовская Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF SOCIAL CONTRACT AS INNOVATION IN SOCIAL WORK

The article is devoted to the social contract as new target type of state social assistance to the population. On a par with the existing state social assistance and support system, the social contract is intended to solve the problems of poverty reduction, to encourage disadvantaged people to self-sufficiency. Considered the basic principles, characteristics and conditions of social contracts with the poor families and citizens living alone. The author points out the complex application measures of the social contract for the people leaving the category of the poor. Analyzed the practice of implementation and application prospect the technology of social contract in Chelyabinsk region.

Текст научной работы на тему «Технология социального контракта как инновация в социальной работе»

УДК 364.013

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА КАК ИННОВАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Антипова Е. И., Дубовская Д. А.

Статья посвящена социальному контракту как новому целевому виду государственной социальной помощи населению. Наряду с существующей системой государственной помощи и поддержки, социальный контракт призван решать задачи преодоления бедности, побуждать малоимущих граждан к самообеспечению. Рассматриваются основные принципы, особенности и условия заключения социальных контрактов с малоимущими семьями и одиноко проживающими гражданами. Авторами указывается комплексное применение мероприятий в рамках социального контракта по выходу граждан из категории малоимущих. Анализируется практика внедрения и перспективы применения технологии социального контракта в Челябинской области. Ключевые слова: социальный контракт; инновации в социальной работе; государственная социальная помощь; малоимущие граждане.

TECHNOLOGY OF SOCIAL CONTRACT AS INNOVATION IN SOCIAL WORK

Antipova E.I., Dubovskaya D.A.

The article is devoted to the social contract as new target type of state social assistance to the population. On a par with the existing state social assistance and support system, the social contract is intended to solve the problems of poverty reduction, to encourage disadvantaged people to self-sufficiency Considered the basic principles, characteristics and conditions of social contracts with the poor families and citizens living alone. The author points out the complex application measures of the social contract for the people leaving the category of the poor. Analyzed the practice of implementation and application prospect the technology of social contract in Chelyabinsk region.

Keywords: the social contract, innovations in social work, state social assistance, poor citizens.

В число важнейших приоритетов общественной жизни входит совершенствование социальной сферы в условиях вызовов XXI века. На Всероссийской научно-практической конференции «Сценарии развития социальной сферы в условиях новых вызовов», состоявшейся в 2014 году, обсуждались проблемы экономического

благосостояния, повышения уровня и качества жизни граждан. За последнее время по вопросам развития социальной сферы опубликован ряд монографий, посвященных теоретико-методологическим

проблемам исследования инновационных процессов в социальной сфере [5; 6; 18; 19; 20]. В трудах описываются современные технологии социальной работы с различными категориями граждан, рассматриваются подходы к стандартизации социального обслуживания, специфика оценки и контроля качества социальных услуг.

Как отмечает Я.П. Ламажапова, возрастает сложность и институциализация новых форм социальной организации, фундаментальные регулятивы управленческой деятельности

претерпевают существенные изменения. Социальное управление должно быть глобальным и мировоззренчески ориентированным, гибким и мобильным [9, с. 43].

Укрепление и модернизация социальной сферы предполагает внедрение различных иннонваций. Одной из областей инновационной практики является социальная работа, что было подчеркнуто на V Всероссийском съезде социальных

работников и социальных педагогов России 2016 года, посвященном 25-летию социальной работы. В рамках мероприятия обсуждались аспекты инновационной деятельности, вопросы совершенствования законодательства в области социального обслуживания населения, развития социальной работы как отрасли научного знания и проблемы подготовки кадров для социальной сферы.

Для максимального приближения

государственной социальной политики к адресатам помощи и оказания своевременной поддержки малоимущим гражданам, обладающим трудовым потенциалом, разработана технология социального контракта. Федеральным законом от 25.12.2012 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» установлено оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.

По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в 2013 году в России заключено 37,8 тыс. социальных контрактов, в том числе, с семьями с детьми - 28,8 тыс. социальных контрактов, в 2015 году - 47 тыс. социальных контрактов, в том числе, 35 тыс. - с семьями с детьми [13, 14].

Государственная помощь на основании социального контракта - это новый целевой вид социальной помощи малоимущим гражданам, призванный стимулировать их для поиска выхода из сложной жизненной ситуации, повышать экономическую активность и

социальный статус.

За последнее время по вопросам оказания помощи на основании социального контракта опубликован ряд научных трудов, посвященных социальному контракту как инновационной модели государственной социальной помощи малоимущим гражданам, инструменту сокращения бедности трудоспособного населения [2; 7], правовому средству обеспечения достойного уровня жизни [3]. В работах рассматриваются принципы,

особенности социального контракта,

анализируется законодательная и практическая деятельность органов власти по оказанию помощи гражданам на основании социального контракта, способствующей сокращению бедности в стране.

Социальный контракт - это договор между трудоспособным малоимущим гражданином и органом социальной защиты населения о предоставлении этому человеку или его семье государственной социальной помощи в виде денежных (ежемесячных или единовременных) выплат и социальных услуг, в соответствии с которым гражданин обязуется реализовать целевые мероприятия.

И.В. Малофеев выделяет два типа социальных контрактов: на оказание поддерживающей помощи; на оказание помощи на начальном этапе [11].

Контракты первого типа заключаются с гражданами, нуждающимися в дополнительном доходе, который позволил бы оплатить повседневные или непредвиденные расходы (например, ежемесячная оплата содержания ребенка в дошкольном образовательном учреждении).

Контракты второго типа заключаются с гражданами, имеющими четкий проект деятельности и нуждающимися в единовременной помощи для его внедрения (например, приобретение инструментов для ведения личного подсобного хозяйства или оборудования для осуществления индивидуальной

предпринимательской деятельности).

Особенностью рассматриваемого вида помощи является комплексный подход к решению проблемы нуждаемости. Наряду с адресной денежной выплатой разрабатывается своеобразная карта социального сопровождения малоимущей семьи (одиноко проживающего гражданина), предполагающая предоставление комплекса услуг (мероприятий) по социальной адаптации с одновременным осуществлением активных самостоятельных действий получателем помощи по выходу из сложной жизненной ситуации. Данные мероприятия указываются в

программе социальной адаптации, предусмотренной социальным контрактом.

Заметим, что государственная помощь на период действия социального контракта не исключает одновременного получения других видов помощи, на которые гражданин имеет право.

Алгоритм оказания государственной помощи на основании социального контракта можно представить следующим образом: заявление -собеседование - обследование (анализ ситуации) -принятие решения (разработка проекта программы социальной адаптации) - заключение социального контракта - исполнение социального контракта - анализ эффективности исполнения социального контракта (оценка результата изменений).

Наличие алгоритма действий по оказанию помощи и инструментария позволяет говорить о технологии социального контракта, основными принципами реализации которой являются: добровольность участия; обязательность исполнения условий социального контракта; индивидуальный подход при составлении программы социальной адаптации; целевой характер оказания помощи.

В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации определены различные критерии назначения помощи, а также направления ее предоставления и размеры денежных выплат. Форма и сроки действия социального контракта также установлены региональным законодательством.

Государственная помощь на основании социального контракта предоставляется

исключительно на осуществление мероприятий, закрепленных в законодательстве. Анализ региональной нормативно-правовой базы показал, что перечень данных мероприятий является открытым и определяется экономическими возможностями региона. К данным мероприятиям отнесены: поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного образования; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства; осуществление ремонта жилья; добровольное лечение от алкогольной (наркотической) зависимости; заключение соглашения по погашению задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг; обеспечение посещения детьми школы, дошкольных образовательных организаций [1].

Так, в Саратовской области в соответствии с региональным Законом «О государственной социальной помощи в Саратовской области» социальная помощь на основании социального контракта оказывается с 01.01.2014 г. Основными целевыми направлениями предоставления помощи являются развитие личного подсобного хозяйства; профессиональное обучение; приобретение

оборудования для трудоустройства; занятие индивидуальной предпринимательской

деятельностью. Социальная помощь предоставляется в виде ежемесячной или единовременной выплаты. Размер ежемесячной выплаты составляет от 500 рублей до 2,0 тыс. рублей, размер единовременной помощи - от 5,0 до 24,0 тыс. рублей [21, с. 11].

В Красноярском крае на основании регионального Закона «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Красноярском крае» в 2015 году государственную помощь получили 172 многодетные семьи на развитие личного подсобного хозяйства в размере от 15,0 до 70,0 тыс. рублей [17, с. 31].

Средний размер единовременной денежной выплаты социальной помощи на основании социального контракта по России составляет 32,7 тыс. рублей. В отдельных регионах предусматривается более высокий размер выплаты. Так, средний размер помощи в Тверской области составляет 142,9 тыс. рублей, Республике Саха (Якутия) - 119,8 тыс. рублей, Ямало-Ненецком автономном округе - 97,2 тыс. рублей, Камчатском крае - 79,4 тыс. рублей, Республике Коми -61,6 тыс. рублей [13].

В Челябинской области рассматриваемый вид помощи оказывается малоимущим семьям (одиноко проживающим гражданам) в соответствии с областным Законом от 30.01.2014 г. № 642-ЗО «О государственной социальной помощи на основании социального контракта в Челябинской области». Порядком предоставления данного вида помощи, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 16.07.2014 г. № 332-П «О Порядке предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в Челябинской области», определены размер, сроки оказания помощи и условия (критерии), при соблюдении которых гражданам назначается помощь [4; 16].

Гражданам предоставляется данный вид помощи в виде единовременной выплаты в размере 30,0 тыс. рублей. Срок действия социального контракта, как правило, составляет три месяца. Он корректируется в зависимости от жизненной ситуации гражданина, выбранного целевого направления и мероприятий по выходу из кризисной ситуации.

Получателями помощи за период действия вышеуказанного областного Закона явились 93 гражданина, большинством адресатов помощи стали семьи с детьми до 16 лет. Из общего числа получателей помощи 90 % составили граждане, проживающие в сельской местности, 10 % - в городской местности [15].

Данный вид государственной помощи имеет особое значение для семей с детьми, поскольку риск попадания данной категории населения, в том числе

многодетных и неполных семей, в группу «социально уязвимые» наиболее высок среди всех категорий населения. Семьям с детьми оказывается «энергичная поддержка» [12, с. 26]. Поэтому приоритет при заключении социальных контрактов отдается семьям с детьми, в которых есть члены семьи трудоспособного возраста, не имеющие постоянного источника дохода либо владеющие низким доходом.

Государственная социальная помощь направляется на развитие личного подсобного хозяйства, организацию индивидуальной

предпринимательской деятельности, прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, поиск работы, оплату содержания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Наиболее востребованным оказалось направление помощи на развитие личного подсобного хозяйства: приобретение крупного рогатого скота, птицы, кормов; покупка сельскохозяйственной техники; ремонт

хозяйственных строений. Развитие личного подсобного хозяйства способствует увеличению разнообразия рациона питания, улучшению материального положения семьи за счет реализации получаемой продукции, а также развитию трудовых навыков у детей.

Один социальный контракт был заключен на организацию индивидуальной предпринимательской деятельности.

Социальная помощь на прохождение профессионального обучения, получение

дополнительного профессионального образования или поиск работы не востребована, так как данные услуги граждане получают бесплатно без сбора дополнительных документов через службу занятости.

Оказание помощи осуществляется по заявительному принципу. После подачи заявления с необходимыми документами проводится

собеседование, анализируются условия труда и быта клиентов социальной работы и на основании оценки потенциала семьи (одиноко проживающего гражданина) разрабатываются направления выхода из сложной жизненной ситуации с составлением проекта программы социальной адаптации. После проверки документов и утверждения муниципальной межведомственной комиссией и комиссией Министерства социальных отношений Челябинской области кандидатуры на получение помощи оформляются протоколы заседаний комиссий, заключается социальный контракт и реализуется программа социальной адаптации.

Анализ индивидуальных программ социальной адаптации позволил прийти к выводу, что наибольший эффект от внедрения новой технологии

дает системный подход к данному виду деятельности.

Специалистами по социальной работе региона при разработке программы социальной адаптации предусматриваются мероприятия различного профиля, в том числе направленные на стимулирование оказания гражданам данного вида помощи: психолого-педагогическая работа с детьми по социальной реабилитации, адаптации, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; посещение культурно-познавательных, спортивно-оздоровительных

мероприятий; оказание натуральной помощи, мониторинг изменения ситуации в семье.

Программой социальной адаптации предусматриваются мероприятия, направленные на обеспечение членами семьи условий для развития, воспитания и образования детей: консультирование родителей по развитию педагогической грамотности, посещение занятий «школы семейного воспитания», проведение индивидуальных бесед по определению стиля воспитания, уровня педагогических знаний и возможностей. Кроме того, специалисты разрабатывают мероприятия, направленные на стимулирование малоимущих граждан к активному участию в поддержке собственной семьи через трудоустройство, содействие в трудоустройстве на более оплачиваемую работу, проведение мероприятий, направленных на повышение интереса к выбранной профессии.

В целях реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, органы социальной защиты населения муниципальных образований Челябинской области взаимодействуют с органами образования, здравоохранения, занятости населения региона.

Успешная реализация комплекса

вышеуказанных действий направлена на создание условий для самообеспечения малоимущих граждан, что возможно лишь при высоком уровне профессионализма и активности специалистов органов социальной защиты населения.

На территории Челябинской области практика внедрения технологии социального контракта только расширяется.

В соответствии с принципом разграничения полномочий между Центром и субъектами Российской Федерации механизм правового регулирования в сфере социальной помощи населению обеспечивает баланс между федеральным и региональным законодательством, а также предоставляет возможность активнее задействовать региональный уровень. Однако, учитывая современные социально-экономические условия развития регионов, уровень разработанности нормативно-правовой базы, актуальным является вопрос софинансирования из средств федерального

бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на оказание рассматриваемого вида помощи.

Преимуществами применения технологии социального контракта являются:

- соблюдение принципа адресности за счет ужесточения критериев отбора кандидатов на получение помощи;

- использование единовременной денежной выплаты как наиболее весомой поддержки - данный вид помощи наиболее эффективен по сравнению с небольшими размерами единовременного социального пособия; размер единовременной выплаты по социальному контракту превышает в 3 раза прожиточный минимум в Челябинской области;

- возможность применения технологии в сельской местности, где наблюдается высокий уровень безработицы.

Изучение эмпирического материала по внедрению такой инновационной технологии в процедуры социальной помощи и поддержки населения как социальный контракт позволяет подойти к осмыслению актуальных для современной России проблем, обозначенных специалистами: наличие признаков патерналистской модели оказания помощи, появление пассивности и иждивенчества в обществе [8; 10].

Адресный, а не категориальный, подход к оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта гарантирует оказание помощи исключительно нуждающимся в ней людям.

С момента внедрения технологии социального контракта в Челябинской области более полно реализуется трудовой потенциал, повышается социальная ответственность граждан, ослабевает иждивенческий мотив в их поведении. Результат практической апробации социальной технологии показывает, что данный вид помощи имеет хорошие перспективы.

Повышается результативность оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта путем усиления ее адресности, а также эффективность использования финансовых ресурсов по разделу «социальная политика» за счет их концентрации на оказание данного вида помощи. Качественное планирование и прогнозирование специалистами денежных средств обеспечивает эффективное внедрение

рассматриваемой технологии.

Таким образом, технология социального контракта направлена на активные действия граждан в целях получения постоянного дохода от трудовой, индивидуальной предпринимательской или иной деятельности. Получатели государственной социальной помощи, выполняя условия программы

социальной адаптации, предусмотренной социальным контрактом, выходят на более высокий уровень жизни за счет получения социальных услуг и адресной материальной помощи на проведение целевых мероприятий.

Как профессиональная деятельность и прикладная наука, социальная работа призвана придать инновационный характер развитию современного общества. Внедрение новых социальных технологий зависит от состава кадров, знаний, навыков специалистов, а также от создания соответствующих условий профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Антипова Е.И., Дубовская Д.А. Государственная социальная помощь на основании социального контракта // Государство и право в условиях гражданского общества: международная научно-практическая конференция «Государство и право в условиях гражданского общества». Челябинск: ООО «Аэтерна», Уфа, 2015.С. 12-14.

2. Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Маликов Н.С., Чесалкина Е.Ю. Социальный контракт как основа модернизации системы социальной поддержки трудоспособного малоимущего населения // Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 3. С. 4-19.

3. Гришина Я.С. Правовая природа социального контракта (договора социальной адаптации) как правового средства обеспечения достойного уровня жизни // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2015. Т. 2. № 62. С. 68-76.

4. Закон Челябинской области от 30.01.2014 г. № 642-ЗО «О государственной социальной помощи на основании социального контракта в Челябинской области» // Южноуральская панорама. 2014. 11 февраля.

5. Качество жизни в XXI веке: тенденции, проблемы, перспективы. Коллективная монография / под общей ред. Г.В. Астратовой. Изд.-во Сургутского гос. педагогического университета, 2014. 258 с.

6. Крысова Е.В., Зыкова Н.Н. Качество социального обслуживания населения: проблемы стандартизации и оценки. Монография. Изд.-во Поволжского гос. технолог. университета, 2014. 172 с.

7. Кудинова К.В. Социальный контракт - инновационная активная модель государственной социальной помощи // Глобальный научный потенциал. 2012. № 18 (18). С. 94-96.

8. Кук Л. Государство в социальной сфере: уходит или остается? // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 120-144.

9. Ламажапова Я.П. Новые методологические подходы к управлению сложными социальными системами // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 6. С.40-44.

10. Маликов А.Н. Технологии совершенствования взаимодействия власти и общества в сфере социальной защиты населения // Вестник Брянского гос. университета. 2011. № 2. С. 255-257.

11. Малофеев И.В. Социальный контракт как форма социальной поддержки // Вестник Красноярского гос. педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. Том 2. № 3. С. 26-29.

12. Медведев Д.А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 5-30.

13. О практике применения и эффективности оказания семьям с детьми государственной социальной помощи на основании социального контракта в субъектах Российской Федерации для использования органами социальной защиты населения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/analytics/60 (дата обращения: 19.09.2016).

14. Протокол Минтруда России № 1 от 13.05.2016 г. «Протокол заседания коллегии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/analytics/123 (дата обращения: 19.09.2016).

15. 93 южноуральских семьи получили помощь на основании социального контракта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // minsoc74.ru/novosti/93-yuzhnouralskih-semi-poluchili-pomoshch-na-osnovanii-socialnogo-kontrakta (дата обращения: 19.09.2016).

16. Постановление Правительства Челябинской области от 16.07.2014 г. № 332-П «О Порядке предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в Челябинской области» // Южноуральская панорама. 2014. 29 июля (спецвыпуск № 31).

17. Семенов С.Д. Социальный контракт в действии // Социальная работа. 2016. № 3. С. 29-31.

18. Современные технологии социальной работы с семьей и детьми. Коллективная монография / под редакцией Н.П. Клушиной, Е.И. Зритневой. Ставрополь: Изд. -во Северо-Кавказского федерального университета, 2016. 247 с.

19. Ткаченко А.С., Усманов Б.Ф., Фальковская К.И. Инновации в управленческой деятельности руководителей (на примере социальных учреждений). Монография. Москва: Изд. -во Московского гуманитарного университета, 2014. 186 с.

20. Уваров Н.Н. Экономическая теория и проблемы развития социальной сферы. Монография. М.: Изд.-во Московского государственного гуманитарного университет им. М.А. Шолохова, 2015. 76 с.

21. Федорова О.В. Государственная помощь малоимущим на основании социального контракта // Социальная работа. 2015. № 5. С. 11-13.

Об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Антипова Евгения Игоревна - старший преподаватель, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет); главный специалист, отдел семьи, комитет социальной политики (Челябинск), antipova_evgeniy@mail.ru

Дубовская Дарья Андреевна - студент, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), dasha_dubovskaya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.