DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10326
А.Г. Бородина - аспирант, Южный федеральный университет, [email protected],
A.G. Borodina - postgraduate student, Southern Federal University;
А.А. Лысоченко - профессор кафедры теории и технологий в менеджменте, д.э.н., Южный федеральный университет, [email protected],
A.A. Lysochenko - Professor Faculty of Management, Doctor of Sciences, Southern Federal University.
АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ THE TECHNIQUES ANALYSIS FOR PROVIDING HOUSING FOR YOUNG FAMILIES IN ROSTOV REGION WITHIN THE PROGRAM "HOUSING"
Аннотация. Одной из приоритетных задач социально-экономического развития России и регионов является обеспечение жильем граждан и молодых семей. На современном этапе решение жилищной проблемы осуществляется в рамках программно-целевого подхода. Государством разработан ряд программ, среди которых федеральная целевая программа «Жилище», включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», суть которой заключается в том, что субъекты Российской Федерации осуществляют социальную поддержку молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Данная статья описывает специфику методики обеспечения жильем молодых семей на примере Ростовской области, дает анализ промежуточных итогов реализации программы и предложения по улучшению механизмом ее реализации. Для решения указанной приоритетной задачи необходимо учесть предложения по улучшению работы рассматриваемой федеральной программы. Ключевыми из них являются: увеличение размера выделяемых субсидий, что должно позволить сократить время пребывания в очереди, а также существенным изменением условий предоставления данных выплат должно стать наличие хотя бы одного ребенка в семье, что не только сократит время получения субсидии, но и станет небольшим толчком в решении демографической проблемы.
Abstract. One of the priorities of socio-economic development of Russia and its regions is to supply its citizens and young families with housing. At the present stage, the solution of the housing problem is carried out in the framework of the program-targeted approach. The state has developed a number of programs, including the federal target program "Housing", which includes the subprogram "Providing Housing for Young Families", the essence of which is that the subjects of the Russian Federation provide social support to young families in need of better housing conditions. This article describes the specifics of the methodology for providing housing for young families using the example of the Rostov region, provides an analysis of the intermediate program results and suggestions for improving the mechanism for its implementation. To solve this priority task, it is necessary to take into account measures for improving the considering working program. The key ones are: an increase in the amount of subsidies allocated, which should reduce the time spent in the queue, as well as a significant change in the conditions for the provision of these payments should be the presence of at least one child in the family, which will not only reduce the time for receiving subsidies, but also become a small impetus in solving the demographic problem.
Ключевые слова: жилье, молодая семья, программа «Жилище», социальные выплаты, государственная поддержка.
Key words: housing, young family, program "Housing", social benefits, governmental support.
Социально-экономическая политика в России охватывает все сферы жизнедеятельности. Это стратегический план действий государства с масштабными задачами по развитию социальной инфраструктуры, созданию интеллектуального потенциала, сохранению культурных и семейных ценностей, сбережению здоровья нации. Мероприятия планируются на годы вперед через государственные социальные программы. Перспективные заявления представлены правовыми документами, утвержденными на правительственном уровне.
Одной из самых важных социально-экономических проблем за всю новейшую историю России остается жилищный вопрос. Сотни тысяч семей вынуждены тратить огромную часть своего дохода на съемное жилье или ютиться в узких квартирных метрах со своими родственниками. Низкий рост заработных плат, ежегодное удорожание жилья, слишком высокая инфляция - это лишь некоторые проблемы, которые не позволяют жителям России приобрести новое жилье. Особенно остро жилищный вопрос стоит в только что образовавшихся ячейках общества - молодых семьях. В целом в России потребность в улучшении жилищных условий испытывают более 2 542 000 семей [1].
В 2011 году правительством Российской Федерации было принято Постановление № 1050 от 17 декабря 2010 г. «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы, тем самым был запущен пилотный проект, сроком на 4 года. За 2011-2014 годы в рамках этой подпрограммы улучшили жилищные условия 108,5 тыс. молодых семей, при этом по состоянию на 1 января 2015 года в очереди на получение государственной поддержки оставалось 376 тыс. молодых семей. Впечатляющие результаты не оставили сомнений: специальные мероприятия продлили на новый период: 2015-2020 годы.
Задачи вышеуказанной программы включали:
• создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса;
• повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства;
• обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
• предоставление социальной поддержки на приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в первую очередь молодым семьям.
Федеральная целевая программа «Жилище» включала пять подпрограмм:
• подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";
• подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством";
• подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации";
• подпрограмма "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан";
• подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры".
Однако, в связи с переходом на проектное управление, 12 октября 2017 года Правительством Российской Федерации было принято Постановление №1243 "О реализации мероприятий Федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации", тем самым досрочно прекратив реализацию федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с 1 января 2018 года и интегрировав ее в новую госпрограмму. Таким образом, 30 декабря 2017 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление №1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В целях реализации вышеуказанных федеральных программ Правительством Ростовской области 14.02.2018 года были внесены изменения в Постановление от 27.02.2014 № 135 «О порядке реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей».
Основные параметры программы «Обеспечение жильем молодых семей» остаются неизменными для всей страны, отличие между регионами заключается лишь в том, что среднерыночная стоимость квадратного метра жилья рознится, а, следовательно, и сумма, выделяемая из бюджета, будет адаптирована к ценовой политике рынка недвижимости региона.
Рассмотрим основные требования, которые предъявляются к молодым семьям, для получения данного вида поддержки от государства.
Программа рассчитана на молодые семьи, в которых возраст каждого из супругов не превышает 35 лет на дату подачи заявления о постановке на учет. К этой категории семей также относятся неполные семьи с одним и более ребенком, а также семьи, в которых один из супругов не является гражданином Российской Федерации.
Обязательным условием постановки на учет является признание семьи нуждающейся в жилом помещении согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности: отсутствие собственного жилья у всех членов семьи.
Еще одним немаловажным условием является наличие накопленных денежных средств, или достаточных доходов с целью получения кредита, необходимого для оплаты стоимость жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.
Итак, если семья подходит по всем критериям, описанным выше, то можно собирать пакет документов для постановки на учет и отправляться для их подачи в органы местного самоуправления по месту регистрации одного из членов семьи. Актуальный пакет документов включает:
1. Копии документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и членов его семьи (все страницы - 2 ксерокопии);
2. Документы, подтверждающие правовой статус занимаемого жилья (свидетельство о регистрации права, документы-основания (договор купли-продажи, договор дарения, договор мены, свидетельство о праве на наследство и т.п.) - 2 ксерокопии), если члены семьи зарегистрированы по разным адресам, то документы предоставляются на каждое место регистрации;
3. Выписка из домовой книги или копия финансового лицевого счета (подлинник и ксерокопия);
4. Копии свидетельства о браке (о расторжении брака), о рождении (смерти) членов семьи (2 ксерокопии);
5. Справки с мест жительства заявителя и всех членов его семьи с указанием регистрации за последние 15 лет (подлинник и ксерокопия);
6. Документ, подтверждающие наличие свободных денежных средств (например, выписка с банковского счета) или Уведомление от банка о готовности выдать кредит на сумму, достаточную для оплаты части стоимости приобретаемого жилья.
Вышеперечисленные документы являются достаточными в том случае, если все члены семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, были на протяжении все своей жизни зарегистрированы в Ростовской области. В противном случае, членам семьи, когда-либо зарегистрированным в других регионах необходимо представить справки из Муниципального унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости и/или из Единого государственного реестра прав из субъектов Российской Федерации, в которых они проживали.
В соответствии с правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, (Приложение №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"), размер общей площади жилого помещения, с учетом которого определяется размер социальной выплаты, составляет:
а) для семьи, состоящей из 2 человек (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок), - 42 кв.
метра;
б) для семьи, состоящей из 3 или более человек, включающей помимо молодых супругов одного ребенка или более (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и 2 или более детей), - по 18 кв. метров на одного человека.
Для расчета стоимости жилья в денежном выражении необходимо воспользоваться следующей формулой:
СтЖ = Н х РЖ
где:
Н - норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Ростовской области; РЖ - размер общей площади жилого помещения, рассчитанный для конкретной семьи. На сегодняшний день норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья приравнен к средней рыночной стоимости, по состоянию на первое полугодие 2020 года, в Ростовской области данный показатель составил 44 356 рублей.
Размер социальной выплаты из консолидированного бюджета составляет:
- 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей, не имеющих детей;
- 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей, имеющих 1 и более детей, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более.
Так, например, для семьи, состоящей из двоих родителей и двоих детей, максимальный размер стоимости жилья составляет:
СтЖ = 44 356 х (18х4) = 3 193 632 рубля. А максимальный размер субсидии составит: 3 193 632 х 35% = 1 117 771,20 рубль
Программа «Обеспечение жильем молодых семей», несомненно, являются мощной поддержкой для огромного количества молодых семей нашей страны, так как главной проблемой в приобретении своей недвижимости является отсутствие первоначального взноса. Таким образом, данная субсидия является, чуть ли, не единственным шансом обзавестись заветными квадратными метрами для новых ячеек общества. Большинство источников, с гордостью раскрывают внушительное количество плюсов такой помощи от государства, призывая только что образовавшиеся семьи вступать в ряды участников этой поддержки. Но мало кто упоминает о самом большом минусе на сегодняшний день - о резко увеличившемся сроке ожидания сертификата.
Для того, чтобы понять причины таких негативных изменений необходимо разобраться из каких бюджетов финансируется программа «Обеспечение жильем молодых семей». Источниками финансирования программы являются:
^ средства федерального бюджета;
^ средства бюджетов субъектов Российской Федерации (включая местный бюджет); ^ средства внебюджетных источников.
Рассмотрим количество семей, успешно реализовавших свое право на помощь от государства с момента существования такого рода господдержки (табл. 2).
Таблица 2 - Количество молодых семей, получивших социальные выплаты по программе
«Жилище» в Ростовской области за период реализации программы
год Число семей
2010 379
2011 345
2012 321
2013 547
2014 472
2015 468
2016 142
2017 277
2018 263
Как видно из таблицы в 2016 году произошло резкое снижение количества семей, получивших субсидии. Виной этому послужило не только сокращение областного бюджета - в 2016 году, из него было выделено всего 94500 тыс. рублей против 293736,5 тыс. рублей, выделенных для реализации программы в 2015 году, - но и полное отсутствие ассигнований из федерального бюджета. Для сравнения, в 2015 году из средств федерального бюджета было выделено 112191,62 тыс. рублей. Таким образом, за 2015 год консолидированный бюджет,
состоящий из областного и федерального, составил 405928,12 тыс. рублей, в 2016 году эта цифра снизилась до уровня 94500 тыс. рублей, то есть в 4,3 раза.
Вот почему, еще пару лет назад, семья, претендующая на субсидию, получала ее всего в течение 2-3 лет ожидания. Сейчас же этот срок возрос до 7-8 лет.
В 2017 году средства из федерального бюджета вновь были выделены, сумма ассигнований составила 79403 тыс. рублей. Областной бюджет тоже увеличил объем субсидии до 185404,7 тыс. рублей, в результате чего 277 семей реализовали свое право на помощь. В 2018 году ситуация существенно не изменилась [2].
Если смотреть на ситуацию, сложившуюся со сроками по данной программе с позиции ее участников, то в настоящее время есть единственный способ сократить время ожидания в очереди - родить третьего ребенка.
Согласно пункту 4.5 Постановления Правительства №135 от 27.02.2014 года: «при рождении третьего ребенка в молодой семье, являющейся участницей подпрограммы, очередность молодой семьи изменяется в связи с приобретением ей первоочередного права в хронологической последовательности в соответствии с датой рождения третьего ребенка. При этом в списках, наряду с датой признания молодой семьи участницей подпрограммы, первой указывается дата рождения ребенка».
Нельзя не отметить, что программа «Жилище» имеет ряд несомненных преимуществ. Например, семьи, которые стали на учет и признаны нуждающимися в жилье, могут сразу приступать к приобретению жилья в ипотеку, и как только подойдет очередь на получение поддержки, они смогут погасить причитающейся им субсидией свой кредит. Многодетные семьи, в которых рождается третий ребенок, автоматически получают субсидию в следующем за годом рождения ребенка. Целевую субсидию можно совмещать с такими программами, как использование материнского капитала на первоначальный взнос и программой специальной процентной ставки для семей, в которых 2 и 3 ребенка.
Но наряду с такими огромными плюсами, есть и «узкие места».
В связи с этим, в механизм реализации действующей государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» необходимо внести следующие изменения:
1. Увеличение ассигнований до уровня, необходимого для достижения время ожидания в очереди не более 3-х лет.
2. Существенным условием участия в программе должно стать наличие хотя бы одного ребенка в семье, это позволить сократить ожидание в очереди для тех, кто нуждаются в этом в большей степени, а также заставит молодых людей задуматься о поднятии демографии в стране.
3. Следует отметить, что средний возраст вступления в брак в Российской Федерации резко увеличился, об этом сообщается на официальном сайте Росстата [3] По последним данным, около 456,6 тысяч и 386 тысяч женщин вступили в брак в возрасте от 25 до 34 лет за 2019 год. Напомним, что при достижении одним из супругов 35 лет, семья, стоящая на очереди по программе «Жилище» автоматически перестает претендовать на субсидию. Следовательно, если увеличить возраст получения субсидии хотя бы на 3 года, при этом сохранив максимальный возраст постановки на учет таким же как и ранее - 35 лет, то поддержка станет более доступной для многих семей.
Источники:
1. http://www.gks.ru
2. http://www.donland.ru.
3. https://www.gks.ru.
References:
1. http://www.gks.ru
2. http://www.donland.ru.
3. https://www.gks.ru.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10327
А.Г. Бурда - заведующий кафедрой экономической кибернетики, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
A.G. Burda - Head ofthe Department of Economie Cybernetics, Doctor of Economies, Kuban State Agrarian University;
С.А. Бурда - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
S.A. Burda - undergraduate, Kuban State Agrarian University.
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕЗОННОСТИ ЦЕН И ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА НА КУБАНИ STUDY OF SEASONAL PRICES AND VOLUMES OF MILK PRODUCTION IN KUBAN
Аннотация. На основе анализа многолетних статистических данных по хозяйствам всех категорий о помесячных валовых надоях молока и его ценах в Краснодарском крае выявлены ежегодно повторяющиеся сезонные изменения. Рассчитаны индивидуальные и средние индексы сезонности с использованием метолов